Научная статья на тему 'Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения'

Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2293
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / САМООЦЕНКА / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / УСПЕВАЕМОСТЬ / STUDENTS’ SUCCESS / RELATIONSHIPS / SELF-ESTEEM / ACHIEVEMENT / MOTIVATION TO LEARNING / FAMILY / PARENTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяев Евгений Андреевич

В статье представлен корреляционный анализ взаимосвязей показателей успешности школьников в процессе обучения, обосновываются причинно-следственные связи между отдельными показателями. К показателями таковой успешности отнесены: результаты успеваемости, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях (когнитивно-деятельностный компонент); уровень притязаний, мотивация к учебной деятельности, отношение к учению, уровень тревожности (мотивационный компонент); уровень самооценки, положение школьника в коллективе, отношения в семье к учению, достижениям школьника (оценочно-результативный компонент). В статье оформлены рекомендации для педагогов в процессе формирования успешности школьников исходя из возрастных особенностей школьников, например, в пятых классах в большей степени значимо влияние семьи на успешность школьников. Отмечается, что для формирования успешности школьников важно организовывать взаимодействие школы и родителей учеников, включать их в школьную деятельность, вести разъяснительную работу. В связи с тем, что в старших классах происходит резкое снижение самооценки учеников, важно поддерживать самооценку школьников, не допускать сравнения, личностных негативных оценок, стараться поддерживать, используя ситуации успеха в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION ANALYSIS OF THE INTERRELATIONS BETWEEN INDICATORS OF THE PUPILS’ SUCCESS IN THE PROCESS OF LEARNING

The article represents a correlation analysis of interrelations of indicators of pupils’ success. Author establishes cause-and-effect relationships between indicators of pupils’ success. Indicators of success include academic progress results, participation in scientific competitions, conferences; the level of aspiration, motivation to learning, attitude to learning, level of anxiety; the level of self-esteem, sociometric status, family relationships. Author identifies recommendations for teachers in the process of pupils’ success formation. The recommendations depend on the age peculiarities of pupils. It is important to involve parents in the learning process, to involve them in school activities, to conduct explanatory work at the age of eleven. For pupils of fourteen years old it is important to maintain the self-esteem at a high level, to avoid comparison, offensive assessments, to try to support using the situation of success.

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения»

УДК37.0/.09 (Воспитание. Обучение. Образование. Основные типы и принципы обучения. Организация обучения)

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ УСПЕШНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

©2017 Е.А. Ширяев

Ширяев Евгений Андреевич, ассистент кафедры педагогики. E-mail: e.a.shiryaev@yandex.ru

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 19.12.2017

В статье представлен корреляционный анализ взаимосвязей показателей успешности школьников в процессе обучения, обосновываются причинно-следственные связи между отдельными показателями. К показателями таковой успешности отнесены: результаты успеваемости, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях (когнитивно-деятельностный компонент); уровень притязаний, мотивация к учебной деятельности, отношение к учению, уровень тревожности (мотивационный компонент); уровень самооценки, положение школьника в коллективе, отношения в семье к учению, достижениям школьника (оценочно-результативный компонент). В статье оформлены рекомендации для педагогов в процессе формирования успешности школьников исходя из возрастных особенностей школьников, например, в пятых классах в большей степени значимо влияние семьи на успешность школьников. Отмечается, что для формирования успешности школьников важно организовывать взаимодействие школы и родителей учеников, включать их в школьную деятельность, вести разъяснительную работу. В связи с тем, что в старших классах происходит резкое снижение самооценки учеников, важно поддерживать самооценку школьников, не допускать сравнения, личностных негативных оценок, стараться поддерживать, используя ситуации успеха в процессе обучения.

Ключевые слова: успешность школьников в процессе обучения, корреляция, самооценка, мотивация достижения, социометрический статус, успеваемость.

Успешность школьников в процессе обучения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. В связи с этим важное значение приобретает измерение успешности школьников, выявление взаимосвязей между отдельными показателями такой успешности.

На наш взгляд, под успешностью школьников в процессе обучения следует понимать положительный образовательный результат обучаемого, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату.

В соответствии с нашей интерпретацией успешности школьников, мы выделяем структурные компоненты таковой успешности: когнитив-но-деятельностный, мотивационный и оценочно-результативный. Содержание когнитивно-дея-тельностного компонента - теоретические знания по базовым предметам школьного курса, умение применять знания на практике, универсальные учебные действия; содержание оценочно-результативного компонента - оценка ближайшим окружением и самооценка школьником достигнутых в процессе обучения результатов;

содержание мотивационного компонента - мотивация школьника, стремление к достижению успеха. Каждому компоненту подобраны адекватные показатели и методики их диагностики (таб. 1).

В отечественной педагогике предпринимались попытки выявления взаимосвязей между отдельными показателями успешности школьников. Ряд исследователей рассматривает проблемы успешности учащихся начальной школы. Так, Т.Н. Тихомирова, доказывает взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении, при этом отмечает, что интеллектуальные способности в младшем возрасте обнаруживают взаимосвязь с более поздними достижениями в обучении [5, с. 212]. С.А. Коногорская отмечает взаимосвязь между пространственным мышлением и успешностью обучения [3, с. 149].

В работе Н.И. Баньковской доказывается «прямо пропорциональную взаимосвязь успешности учебной деятельности старшеклассников с достижением и удовлетворенностью достижения, стремлением к познанию и удовлетворенностью познания, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как интересной, эмоционально насы-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

щенной и наполненной смыслом» [1, с. 339]. Т.А. Парфенова пришла к выводу о том, что у подростков с высоким уровнем проявления тревожности наблюдается преимущественно низкий уровень успешности учебной деятельности, у испы-

туемых, обладающих средним уровнем тревожности преобладают низкий и средний уровень успешности, высокий уровень успешности демонстрируют учащиеся с низкой тревожностью [4, с. 80].

Таб. 1 Диагностика успешности школьников (Diagnostics of success of school students)

Компоненты успешности школьников Методы изучения Показатели успешности

Когнитивно-деятельностный Анализ текущей и итоговой успеваемости, портфолио школьников Результаты успеваемости, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях

Оценочно-результативный Социометрический анализ, шкала семейного окружения, адаптированная С.Ю. Куприяновым, методика определения самооценки Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейн Уровень самооценки, положение школьника в коллективе, отношения в семье к учению, достижениям школьника.

Мотивационный Опросник Ч.Д. Спилбергера, модифицированный А.Д. Андреевой. Уровень притязаний, мотивация к учебной деятельности, отношение к учению, уровень тревожности. [6, с. 173].

Таб. 2 Половозрастная характеристика школьников, принявших участие в исследовании (The gender and age characteristic of the school students who participated in a research)

Классы Общее количество Количество мальчиков Количество девочек

5-ые 51 29 22

6-ые 48 28 20

7-ые 42 24 18

8-ые 49 21 28

Всего 190 102 88

Также исследователями установлено, что значимое влияние на успешность учебной деятельности подростков оказывает стиль семейного воспитания, исследователи отмечают, что «очень высокий и высокий уровень мотивации имеют учащиеся, в семьях которых наблюдается демократический, авторитетный, социально желательный тип отношений» [2, с. 8].

В данном исследовании предпринята попытка установления взаимосвязей между выявленными показателями успешности школьников в процессе обучения, зависимости собственного восприятия успешности школьниками от других показателей успешности. В исследовании приняли участие учащиеся 5-8 классов Школы № 114 городского округа Самара. Для выявления взаимосвязей между отдельными показателями успешности школьников использовался метод корреляции Пирсона, позволяющий определить силу и направление корреляционной взаимосвязи между признаками, измеренными в одной и той же группе.

Для выявления закономерностей, существующих в различных возрастных группах, целесообразным видится установление взаимосвязей между показателями успешности в конкретных возрастных группах.

В наибольшей степени на собственное восприятие успешности пятиклассников оказывают следующие показатели: успеваемость (0,6923), познавательная активность школьника (0,5462), социометрический статус (0,4912), мотивация достижения (0,4172), интеллектуально-культур-ная ориентация семьи (0,3882), слабую взаимосвязь показали ориентация на достижения в семье школьника и его восприятие успешности (0,1934). Подобным образом были проанализированы взаимосвязи между остальными показателями успешности школьников. Было установлено, что в пятом классе успеваемость школьников напрямую коррелирует со всеми показателями успешности. Наиболее сильны взаимосвязи с социометрическим статусом ученика (0,6538).

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что показатели успешности тесно связаны друг с другом, особенно важное значение для ощущения успешности в пятах классах играют мотивационные показатели, социометрический статус школьника, т.е. признание его достижений в коллективе, также значимы отношения в семье, в первую очередь интеллектуально-культурная ориентация и ориентация на достижения.

Данные диагностики показывают, что в шестом классе показатели успешности также связаны с успеваемостью и мотивацией школьника, но гораздо меньшее значение играют показатели, связанные с семейными отношениями: познавательная активность (0,4147), успеваемость (0,4141), социометрический статус (0,4021), мотивация достижения (0,3928), мотивация достижений (-0,1114), интеллектуально-культурная ориентация (-0,068). Собственную успешность школьники интерпретируют также на основе собственной успеваемости, выявлено, что отсутствует корреляция между показателями отношений в семье школьников и их успешностью, при этом увеличивается значение отношения одноклассников к результатам школьника. Объясняется подобная взаимосвязь тем, что в данном возрасте начинается переход от детства к взрослости, развитие самосознания, внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Из-за чего принятые в семье ориентации воспринимаются неоднозначно, большее внимание уделяется положению среди сверстников.

Среди учащихся седьмых классов наблюдается сильная корреляция со следующими показателями успешности: познавательная активность (0,7504), мотивация достижений (0,6457), успеваемость (0,4948), социометрический статус (0,4264), по-прежнему невысокая корреляция интеллектуально-культурной ориентации семьи (0,2261), но возрастает взаимосвязь успешности с ориентацией на достижения в семье школьника (0,4678).

Собственное восприятие успешности в седьмом классе в наибольшей степени связано с мо-тивационными показателями, познавательной активностью и мотивацией достижения, интересно, что можно проследить взаимосвязь между установкой на мотивацию в семье и мотивацией учебной деятельности школьника.

В восьмом классе происходят значительные изменения в структуре показателей успешности. Для старшего подросткового возраста, к которому относятся восьмиклассники, характерна зани-

женная самооценка (около половины испытуемых демонстрируют заниженную самооценку), особенно это касается девочек. Даже отличники склонны оценивать свои успехи очень низко, в связи с чем наблюдается отсутствие корреляции показателей самооценки с успеваемостью и успешностью.

Подобная ситуация наблюдается при сравнении показателей успешности с собственным восприятием успешности школьником. Школьники, несмотря на очевидные успехи, склонны оценивать себя негативно, так корреляция между успеваемостью школьников и их восприятием успешности отсутствует (0,0546), теряется взаимосвязь с показателями семейных отношений, (коэффициент корреляции составляет 0,1933 для интеллектуально-культурной ориентации и 0,0451 с ориентацией на достижения), более важное значение приобретает мнение сверстников, восприятие собственной успешности в данном возрасте сильно коррелирует с социометрическим статусом школьника (0,7641). Достаточно высокой остается корреляция между успешностью и мотивацион-ными показателями (0,4797 корреляция успешности с познавательной активностью школьника и 0,4235 с мотивацией на достижения).

Во всех возрастных группах наблюдается корреляция между ориентацией на достижения в семье школьника и его собственной мотивацией на достижения, что подчеркивает необходимость взаимодействия школы и семьи учащегося. Интеллектуально-культурная ориентация семьи сильно коррелирует с показателями успешности школьника в пятом классе, в более старших классах практически утрачивается.

Для формирования успешности школьников младшего подросткового возраста важную роль играет семья школьника, как показатели отношений между членами семьи, так и показатели личностного роста (в большей степени интеллектуально-культурная ориентация). В этом возрасте школьники оценивают свои успехи достаточно высоко, для них нехарактерна заниженная самооценка. В старших классах, напротив, видна обратная тенденция, показатели, связанные с семейным окружением, не влияют ни на успеваемость, ни на успешность школьника, но сами школьники, не смотря на свои успехи, оценивают их низко. Для всех возрастных групп характерна взаимосвязь между показателями мотивационно-го компонента успешности и собственным восприятием успешности. На основании данного исследования, можно выявить ряд рекомендаций для педагогов в процессе формирования успешности. Для школьников пятых классов важно

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

включать в работу родителей, включать их в школьную деятельность, вести разъяснительную работу. В старших классах важно поддерживать

самооценку школьников, не допускать сравнения, обидных оценок, стараться поддерживать, используя ситуации успеха в процессе обучения.

1. Баньковская, Н.И. Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. №3-1. С. 332-341.

2. Мишина, М.М., Серебрякова, Н.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с успешностью учебной деятельности подростков // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4. С. 120-131.

3. Коногорская, С.А. Особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. №1 (15). С. 142-152.

4. Парфенова, Т.А. Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков // Поволжский педагогический вестник. 2015. №3(8). С. 76-80.

5. Тихомирова, Т.Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении // Знание. Понимание. Умение. 2011. №4. С.207-213.

6. Ширяев, Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №14 (235). С.168-173.

CORRELATION ANALYSIS OF THE INTERRELATIONS BETWEEN INDICATORS OF THE PUPILS' SUCCESS IN THE PROCESS OF LEARNING

©2017 E.A. Shiryaev

Evgeniy A Shiryaev, assistant of the Chair of Pedagogics. E-mail:e.a.shiryaev@yandex.ru Samara National Research University. Samara, Russia

The article represents a correlation analysis of interrelations of indicators of pupils' success. Author establishes cause-and-effect relationships between indicators of pupils' success. Indicators of success include academic progress results, participation in scientific competitions, conferences; the level of aspiration, motivation to learning, attitude to learning, level of anxiety; the level of self-esteem, sociometric status, family relationships. Author identifies recommendations for teachers in the process of pupils' success formation. The recommendations depend on the age peculiarities of pupils. It is important to involve parents in the learning process, to involve them in school activities, to conduct explanatory work at the age of eleven. For pupils of fourteen years old it is important to maintain the self-esteem at a high level, to avoid comparison, offensive assessments, to try to support using the situation of success.

Key words: students' success, relationships, self-esteem, achievement, motivation to learning, family, parenting.

1. Bankovskaya, N.I. Issledovaniye vzaimosvyazi uspeshnosti uchebnoy deyatelnosti s motivatsionno-smyslovymi obrazovaniyami u starsheklassnikov (Research of interrelation of educational activity success with motivational and semantic educations at seniors). Izvestiya TulGU. Gumanitarnyye nauki. 2011. №3-1. S. 332-341.

2. Mishina, M.M., Serebryakova, N.V.Vzaimosvyaz stilya semeynogo vospitaniya s uspeshnostyu uchebnoy deyatelnosti podrostkov (Interrelation of family education style with success of teenagers' educational activity). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2015. № 4. S. 120-131.

3. Konogorskaya, S.A. Osobennosti prostranstvennogo myshleniya i ikh vzaimosvyaz s uchebnoy uspeshnostyu obuchayushchikhsya (Features of spatial thinking and their interrelation with educational success of students). Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye. Pedagogical Review. 2017. №1 (15). S. 142-152.

4. Parfenova, T.A. Vzaimosvyaz urovnya proyavleniya trevozhnosti i uspeshnosti v uchebnoy deyatelnosti mladshikh podrostkov (Interrelation of anxiety manifestation level and success in educational activity of younger teenagers). Povolzhskiypedagogicheskiy vestnik. 2015. №3(8). S. 76-80.

5. Tikhomirova, T.N. Vzaimosvyaz pokazateley obshchego intellekta i uspeshnosti v obuchenii (Interrelation of indicators of the general intelligence and success in training). Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 2011. №4. S. 207-213.

6. Shiryayev, E .A. K voprosu o kriteriyakh i pokazatelyakh uspeshnosti obucheniya uchashchikhsya (To a question of criteria and indicators of pupils' training success). Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2016. №14 (235). S. 168-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.