МОЛОДЫЕ ИМЕНА
Young names
УДК 159.923.2
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ
Рассмотрены возрастные особенности структуры Я-концепции подростков. Анализируются модели Я-концепции. Представлен анализ подходов гуманистической психологии к изучению феноменов Я-концепции. Выявлены психологические особенности подросткового возраста. Анализируются теоретические подходы к изучению Я-концепции подростков.
Ключевые слова: Я-концепция, социализация, самосознание, самоактуализация, самоотношение, интеллектуализация, идентификация, поведение, идентичность.
О развитии человека свидетельствуют изменения в его организме, которые означают, в конечном счёте, движение по восходящей. В результате количественных накоплений происходит качественная перестройка в деятельности систем организма, в том, как психика отражает действительность, как инициируется и регулируется поведение человека. Поведение определяется не только натуральными, базисными, но и высшими (бытийными, по А. Маслоу) потребностями, благодаря превращению основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности, которые во внутреннем мире человека, трансформируясь в нравственные эталоны, направляют работу совести личности [5].
В зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается определённая форма поведения в данной ситуации [7]. Д. Майерс считает, что определяющее влияние на нашу Я-концепцию оказывают роли, которые мы играем, социальная идентичность (Я-концепция включает персональную идентичность и социальную идентичность), совершенствование «Я» [2], социальное сравнение (себя с другими), наши успехи и неудачи, суждения о нас окружающих. Большое значение имеет культура, в которой воспитывается человек. Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют его представления о самом себе. В подростковом возрасте любые социальные контакты оказывают формирующее воздействие. Между тем процесс формирования Я-концепции описывается как результат развития самосознания человека, представлений о своём теле, субъективной интерпретации обратной связи от значимых других о себе [4]. Также самосознание зависит от идентификации с приемлемой моделью половой роли и усвоения связанных с этой ролью стереотипов, языка как развивающейся способности выражать словами и формировать представление о себе и других
Сидоренко Денис Петрович, аспирант Сергиево-Посадского гуманитарного института, педагог-психолог МБОУ С(К)ОШ № 7 VIII вида, г. Сергиев Посад, педагог-психолог МБОУ СОШ № 7 г. Краснозаводск; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
людях [11]. Я-концепция представляется как совокупность всех представлений человека о различных сторонах его личности и организма. Самосознание, как и Я-концепция, выполняет функции отражения информации об окружающем и самом себе и регулирует поведение человека. Таким образом, психологические исследования проблемы «Я» выводят нас в область взаимоотношений индивида и социального целого. Степень целостности, устойчивости и последовательности диспозиционной системы личности, включая и её «образ Я», прямо связана со степенью гармоничности или дисгармоничности тех общественных отношений, к которым принадлежит и в которых участвует эта личность [10]. Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать своё представление о себе. На протяжении всей своей жизни человек озабочен вопросом: кто я такой. От того, как он отвечает на этот вопрос, зависит формирование его Я-концепции.
Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс), рассматривают социализацию как процесс самоактуализации Я-концепции.
Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного, когнитивного и социального развития. Посредством пересмотра своего телесного Я подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций (по теории развития интеллекта Ж. Пиаже). В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своём Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы (группы сверстников).
Многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям самооценки в младшем подростковом возрасте, и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переносится с внешней стороны личности на её внутреннюю сторону, от отдельных черт к характеру в целом. С этим связано осознание, — иногда преувеличенное, — своего своеобразия и переход к духовным масштабам самооценки. Происходит переход от недостаточно чёткого, фрагментарного к относительно полному, всеобъемлющему видению себя [14]. Задача подросткового возраста — сформировать целостную идентичность, самоотождествлённость, независимость в восприятии себя от ситуации [13]. Самооценка складывается из знания человека о себе, приобретённого посредством общения с другими людьми, и отношения к этому знанию, то есть из значимости для личности полученной информации. Поэтому самооценка подростка определяется уровнем его когнитивного и эмоционального развития.
Между 11-м и 15-м годами жизни подростков в когнитивной области происходят существенные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению по Ж. Пиаже [12], а интеллектуализация познавательных процессов, по мнению Л.С. Выготского, проявляется в формировании личности двояко: с одной стороны, как универсальное средство произвольной регуляции поведения, с другой — как возможность неограниченного самопознания [9]. О. Конт даёт определение психического Я, опираясь на механизм взаимодействия и взаимообщения. Г. Спенсер называет отношение к себе одним из главных типов отношений и включает в него заглядывающее внутрь себя сознание и переживание субъектом отношений к себе и среде [3]. Социальное развитие подростков идёт по двум основным линиям — освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Подросток стремится показать себя в новом качестве
перед другими, то есть ему необходимо самоутвердиться в обществе. Новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, структурный центр личности в этот период развития [6]. Переход от одного возраста в другой обусловлен изменениями в социальной ситуации, в которой находится человек на определённом возрастном этапе.
В подростковом возрасте значимы не только родители, но и другие люди, появляются новые категории отношений: дружба, любовь. Подростки стремятся к эмоциональной независимости от родителей. У них, часто под влиянием референтной группы, формируется своя система норм и ценностей, отличающаяся от той, которой придерживаются их родители. Подростки стремятся освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивают права на принятие собственных решений без внешнего руководства. Большое значение в жизни подростка начинает играть группа сверстников, которая диктует способы поведения, нормы общения, внешний вид и увлечения. Для подростка становится важным деление на своих и чужих. В этом возрасте принадлежность к группе и активное участие в её жизнедеятельности — значимый фактор самоопределения человека. Активность проявляется в разрешении противоречий между позициями «Я в собственных глазах» и «предполагаемое собственное Я в глазах другого», потенциального Я и наличного Я — в разных возрастах; уникального и заурядного Я, экзистенциального Я, рационального Я, подлинного Я и отчуждённого Я [1]. В это время формируются навыки межличностного общения, умения занять определённое место в группе.
На передний план выходит функциональная значимость Я-концепции подростков. Первая, важнейшая функция Я-концепции — обеспечить внутреннюю согласованность личности, относительной устойчивости её поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят её под угрозу. Подобное стремление защитить Я-концепцию, оградить её от разрушающих воздействий, по мнению Р. Бернса, — один из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Третья функция Я-концепции состоит в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Таким образом, развитие личности, её деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя и интегрируя различные подходы, посвящённые развитию Я-концепции подростков, можно сделать вывод о том, что этот возраст сенситивный и фундаментальный с точки зрения функционального становления Я и самости подростков.
В подростковом возрасте происходит кардинальная многовекторная перестройка, а точнее, «эволюционный континуум» таких эклектических структур и функций
Я-концепции, как: ценностная и мотивационно-смысловая, личностная, поведенческая перестройка, процесс социализации, межличностного взаимодействия и т.д. Одна из основных проблем — процесс самоидентификации и самоотношения, зачастую складывающийся в условиях дефицита целостных знаний и представлений подростка о самом себе, незрелость объективного оценивания им социального окружения.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Креативное развитие профессионального я будущего специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 7-8.
[2]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии // Ак-меология. 2011. № 3 (39). С. 72-76.
[3]. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Монография. — М., 2012.
[4]. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представление личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. № 5. Т.22. С. 38-41.
[5]. Акмеология: Учебник. Под ред. Деркача А.А. — М.: РАГС, 2004.
[6]. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии 1972. № 2. С. 25-37.
[7]. Журавлёва А.Л. Социальная психология: учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
[8]. Карпов Л.В. Общая психология: Учебник. — М.: Гардарики, 2005.
[9]. Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991.
[10]. Кон И.С. Открытие Я. — М.: Издательство политической литературы, 1978.
[11]. Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. — М.: Гардари-ки, 1999.
[12]. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
[13]. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия, 2000.
[14]. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. — СПб., М.: 2003.
AGE CHARACTERISTICS I THE CONCEPT OF TEENAGERS
Denis P. Sidorenko, graduate student of Sergiev Posad humanitarian Institute, teacher-psychologist of Middle school No7 type VIII, Sergiev Posad, teacher-psychologist of Middle school No. 7, Krasnozavodsk. e-mail [email protected]
ABSTRACT
Examined the age structure of self-concept of teenagers. Analysis of models of self-concept.
Presents an analysis of the approaches of humanistic psychology to the study of the phenomena
of self-concept. Identified the psychological characteristics of teenagers. Examines theoretical
approaches to the study of self-concept of teenagers.
Key words: self-concept, socialization, self-awareness, self actualization, self-attitude,
intellectualization, identification, behavior, identity
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Kreativnoe razvitie professional'nogo ja budushhego specialista // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2 (121). S. 7-8.
[2]. Agapov V.S. Izuchenie professional'nogo Ja lichnosti v kognitivnoj psihologii // Akmeologija. 2011. № 3 (39). S. 72-76.
[3].Agapov V.S. Stanovlenie Ja-koncepcii v upravlencheskoj dejatel'nosti rukovoditelej. Monografi-ja. — M., 2012.
[4]. Abul'hanova-Slavskaja K.A., Gordienko E.V. Predstavlenie lichnosti ob otnoshenii k nej znach-imyh drugih // Psihologicheskij zhurnal. 2001. № 5 T.22. S. 38-41.
[5]. Akmeologija: Uchebnik. Pod red. Derkacha A.A. — M.: RAGS, 2004.
[6]. Dragunova T.V. Problema konflikta v podrostkovom vozraste // Voprosy psihologii. 1972. № 2. S. 25-37.
[7]. Zhuravleva A.L. Social'naja psihologija: uchebnoe posobie dlja VUZov. — M.: PER SJe, 2002.
[8]. KarpovL.V. Obshhaja psihologija: Uchebnik. — M.: Gardariki, 2005.
[9]. Kle M. Psihologija podrostka. — M.: Pedagogika, 1991.
[10]. Kon I.S. Otkrytie Ja. — M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1978.
[11]. Labunskaja V.A. Social'naja psihologija lichnosti v voprosah i otvetah. — M.: Gardariki, 1999.
[12]. Obuhova L.F. Vozrastnaja psihologija. — M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2004.
[13]. Polivanova K.N. Psihologija vozrastnyh krizisov. — M.: Akademija, 2000.
[14]. Psihologija podrostka. Uchebnik pod red. A.A.Reana. — SPb., M.: 2003.