Научная статья на тему 'Соотношение понятий "Я-концепция" и "образ я"'

Соотношение понятий "Я-концепция" и "образ я" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24610
1816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPTION / ОБРАЗ Я / SELF-IMAGE / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PERCEPTIONS / IDENTIFYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блохина Тамара Самвеловна

В статье осуществлен сравнительный анализ понятий «Я-концепция» и «образ Я». Автор обобщает научные подходы к исследованию Я-концепции и образа Я, рассматривая тесную взаимосвязь и выделяя значительные различия этих понятий. Анализ научных подходов показал, что существует множество взглядов, рассматривающих проблему в тесной взаимосвязи с самопознанием личности, а порой и противоречащих одна другой. Я-концепция и образ Я представлены как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения личности. Приводится описание структуры, модели и компонентов Я-концепции и образа Я из научных работ. Автор подчеркивает, что Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний и контактов с другими людьми, которые определяют представления индивида о самом себе. В этом случае образ Я является существенной частью Я-концепции. Изучив различные точки зрения ученых при исследовании Я-концепции и образа Я, автор выявил их специфику и динамику, а также разграничил данные понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATIONSHIP BETWEEN “SELF-CONCEPTION” AND “SELF-IMAGE” CONCEPTS

The article presents a comparative analysis of the “Self-conception” and “Self-image” concepts. The author generalizes the scientific approaches to the study of Self-conception and Self-image, considering a close relationship and highlighting the significant differences of these concepts. The analysis of scientific approaches has shown that there are many views dealing with the problem as closely related tothe Self-knowledge of a personality, and sometimes as contradicting one another. Self-conception and Self-imageare represented as a cognitive system, performing the function of regulating an individual’s behavior. The structure, the model and the components of Self-conception and Self-image given in scientific papersare described. The author emphasizesthe idea that the development of Self-conceptionis induced by different external influences and contacts with other people, defining self-attitude of an individual. In this case, the Self-image is an essential part of Self-conception. Having examined different scientific points of view to the study of Self-conception and Self-image, the author has identified their specifics and dynamics, as well as distinguished between these concepts.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий "Я-концепция" и "образ я"»

УДК 159.9

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» И «ОБРАЗ Я»

Блохина Тамара Самвеловна — Российский новый университет (РосНОУ);

ул. Радио, 22, Москва, Россия; научный руководитель: Агапов Валерий Сергеевич,

доктор психологических наук, профессор; e-mail: learningnow@yandex.ru

Введение

Отечественные учёные обращаются к изучению феномена Я как к одной из постоянно актуальных и наиболее сложных проблем. До настоящего времени вопрос о содержании понятий «Я-концепция» и «образ Я» окончательно не изучен и остаётся дискуссионным. Основателем понятия «Я-концепция» считают У. Джемса, который изучал структуру личности. Также свой вклад внесли в исследование содержания Я-концепции последователи У. Джемса, которые для этой содержательной области применили термин «образ Я». Многие учёные считают, что термины «Я-концепция» и «образ Я» абсолютно идентичны и являются синонимами в психологии. Они считают, что образ Я является ядром Я-концепции. В таком случае Я-концепция выступает совокупностью представлений индивида о самом себе, включающей в себя оценки и образ поведения, где образ и оценка своего «Я» рассматривается как поведенческая реакция, которая может быть вызвана образом Я (представления индивида о самом себе).

Есть учёные, которые не согласны с этим мнением и разводят эти два понятия с теоретической и практической точек зрения. Совокупность представлений о самом себе содержится в Я-кон-цепции и образе Я, но в образ Я входят не только осознаваемые качества личности, но и бессознательные представления о своих способностях. Большая часть осознанности в Я-концепции не означает, что её содержание полностью осознанно. Общим в Я-концепции и образе Я принято считать самооценку, которая отражает знания о себе и отношение к себе. Самооценка может быть высокой и низкой, адекватной и неадекватной; неадекватная самооценка бывает как завышенной, так и заниженной. Сама же самооценка постоянно изменяется и совершенствуется в зависимости от возраста человека и его психики.

На самооценку влияют достижения и неудачи личности; чем значительней успехи, тем выше самооценка личности.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что по сегодняшний день не существует четкого разграничения или полной идентичности понятий «Я-концепции» и «образа Я».

Цель данной статьи — проанализировать теоретические подходы учёных к пониманию понятий «Я-концепция» и «образ Я», выделить явные различия и указать на их сходства.

Актуальность и сложность данной проблемы притягивает внимание многих отечественных исследователей, что отражается на значительных методологических разногласиях в психологической науке.

Теоретический анализ проблемы

Анализ научной литературы показал, что некоторые учёные используют понятия «Я-концепция» и «образ Я» как синонимы (Л. Зурхер, И.С. Кон, А.Б. Орлов, К. Роджерс, Л.Н. Собчик, Е. Соколова,

В.В. Столин), другие разводят эти понятия (В.С. Агапов, Р. Бернс, Л.В. Бороздина, Р. Грановская, И.В. Латыпов).

Я-концепция — это система ожиданий, установок, убеждений и представлений о себе, выполняющая важные функции в жизни человека.

В.С. Агапов анализирует Я-кон-цепцию как субъективную, осознанную динамическую структуру, в которой происходит развитие самопознания, самооценки, саморегуляции и образа Я. Само понятие «Я-концепция», по его мнению, — устойчивый динамический результат личностного развития человека в процессе социализации [1].

Н.В. Боровикова считает, что продуктивное развитие Я-концепции беременной женщины — изменение представления беременной женщины о себе, в результате которого будущая мать становится способной к постановке разнообразных и всё более сложных конкретных задач, направленных на личностное развитие и материнское самосовершенствование [2].

РЕЗЮМЕ

В статье осуществлен сравнительный анализ понятий «Я-концепция» и «образ Я». Автор обобщает научные подходы к исследованию Я-концепции и образа Я, рассматривая тесную взаимосвязь и выделяя значительные различия этих понятий. Анализ научных подходов показал, что существует множество взглядов, рассматривающих проблему в тесной взаимосвязи с самопознанием личности, а порой и противоречащих одна другой. Я-концепция и образ Я представлены как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения личности. Приводится описание структуры, модели и компонентов Я-концепции и образа Я из научных работ. Автор подчеркивает, что Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний и контактов с другими людьми, которые определяют представления индивида о самом себе. В этом случае образ Я является существенной частью Я-концепции. Изучив различные точки зрения ученых при исследовании Я-концепции и образа Я, автор выявил их специфику и динамику, а также разграничил данные понятия.

Ключевые слова: Я-концепция, образ Я, самопознание, самоотношение, идентификация, представления.

С.А. Куненков считает, что основные функции в структуре Я-концеп-ции современного подростка находятся в тесном взаимодействии с социально-психологическими механизмами её развития — идентификацией, личностной рефлексией, самопредъявлением, самооцениванием, социальным сравнением, самоатрубацией, интериоризацией и смысловой интеграцией жизненных переживаний личности в изменяющемся обществе [11].

По мнению Е.В. Чернышёвой, Я-концепция — это система самовосприятий, понимания, определения себя как субъекта, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это — относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включающая на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий, психофизиологический [18].

В работах Т.Л. Григорьевой Я-концепция рассматривается в качестве внутреннего аспекта самоопределения — объективной самооценки, а самосозидание — в качестве процесса становления цельной и гармоничной личности [4].

Е.А. Никитина подчёркивает, что Я-концепция является одним из главных факторов, обусловливающих развитие одарённости и определяющих направление и степень активности субъекта, становление личностных смыслов и в итоге — границы его достижений [14].

М.В. Федотова считает, что Я-кон-цепция является интегральным образованием психики. Это — сложная, переживаемая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания [16].

М.Р. Душкина выделяет Я-концеп-цию как иерархическую структуру, состоящую из пяти основных компонентов: концепции ценностей, концепции номинаций, концепции возраста, концепции социума и концепции пола. На каждом возрастном этапе Я-концепции один из компонентов может являться ведущим, интегрирующим все остальные структурные элементы [5].

По мнению С.В. Жилина, Я-концеп-ция — это субъективная, сознательная, устойчивая и многокомпонентная система представлений человека о собственной личности. Компонентами Я-концеп-

ции являются: образ Я как совокупность представлений в форме понятий, самооценка и уровень притязаний как совокупность представлений о реальном и идеальном Я в форме оценок [6].

И.Н. Торгаева подчеркивает, что Я-концепция — это относительно устойчивая, осознанная система взглядов человека на самого себя, складывающаяся на более позднем этапе развития на основе представлений о себе и определяющая его поведение и деятельность [15].

В работах М.Н. Григорьевой Я-кон-цепция рассматривается как система представлений о себе, включающая множественность Я, обладающая различными аспектами, развивающаяся в процессе самоактулизации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других [4].

По мнению Ж.А. Максименко, Я-концепция представляет собой центральную личностную структуру, детерминирующую все психические процессы и оказывающую воздействие на всю жизнедеятельность человека. В ней отражается качественное своеобразие внутреннего мира человека [13].

Рассмотрим следующие сферы Я-концепции: психологическое Я — представление человека о своём внутреннем мире; социальное Я — представление человека о межличностных отношениях, о нормах поведения в обществе; физическое Я — представление человека о своём собственном теле, здоровье, физических способностях и внешних данных; сексуальное Я — представление человека о взаимоотношение полов в сфере сексуальных отношений, семейное Я — представление человека о семейных отношениях, об успешности своей роли в семье; творческое Я — представление человека о своих творческих способностях, учитывая способность к творчеству как человеческую деятельность различного рода.

Итак, анализируя научные подходы отечественных учёных к изучаемым феноменам, можно сказать, что «Я-кон-цепция» — это система психологических процессов, обладающая различными аспектами социального взаимодействия; относительно устойчивая и осознанная система представлений, жизненных установок. Я-концепция формируется и изменяется под влиянием различных внешних ситуаций, которые испытывает личность. В Я-концепции выделены два интегральных компонента, которые характеризуют личность: 1) развитие когнитивного компонента (позволяет

осознавать себя в социально желательных характеристиках), 2) развитие эмоционального компонента (выражается в межличностных отношениях и в повышении самооценки личности). Развитие потенциально-поведенческой составляющей в Я-концепции выражает установки поведения личности в соответствии со своими убеждениями или сдерживается, исходя из его социальных и нравственных сомнений [3]. Основным фактором Я-концепции является внутренняя согласованность того, что человек думает о самом себе и об окружающих. Социальное окружение также оказывает влияние на формирование Я-концепции при помощи социального сравнения (расовая принадлежность, пол, будущая специальность и т. д.), определяя личностные качества человека и принадлежность к тем или иным социальным группам. Я-концепция зависит от социального окружения и от меняющихся жизненных обстоятельств.

В рассмотрении Я-концепции как совокупности установок на себя ученые выдвигают три основные модальности самоустановок: 1) реальное Я (представление о том, каков я сейчас), 2) идеальное Я (представление о том, каким я вижу себя), 3) зеркальное Я (представление о том, каков я для окружающих), в которых выступают такие аспекты, как: физическое Я, эмоциональное Я, социальное Я и умственное Я. Основными компонентами Я-концепции являются когнитивный (самооценка), эмоционально-оценочный (эмоциональная оценка самого себя) и поведенческий (личностные и социальные требования к поступкам поведения). Сама же структура Я-концепции является неоднозначной, а ее специфика зависит от процессов усвоения знаний, ценностей и норм общества. Составляющими Я-концеп-ции являются самооценка и феномен Я. Самооценка в структуре Я-концеп-ции является формой познания человеком самого себя как отдельного объекта и носит субъективный характер. Позитивная самооценка отражается в самоуважении, негативная самооценка — в самоотрицании. Развитие самооценки в структуре Я-концепции — это динамический непрерывный процесс, который происходит в течение всей жизни человека и испытывает определённые индивидуальные и возрастные изменения.

Я-концепция связана с понятием «самосознание», где самосознание одновременно выступает субъектом и объектом собственного познания. Для самосозна-

ния наиболее важно сформулировать себя как личность, остаться самим собой и уметь поддерживать себя в трудных ситуациях. Я-концепция включает в себя рамки индивидуального самосознания, критериями самосознания выступают: 1) осознание себя как субъекта, 2) осознание своей активности, 3) осознание себя чужими глазами, 4) осознание своего внутреннего «Я». Самосознание выполняет функцию психической авторегуляции по отношению к обществу в целом, выделяя три аспекта: социальный, эмоциональный и умственный.

Образ Я в психологии рассматривается как результат самопознания, самоотношения и саморегуляции, выступая в когнитивном и эмоциональном компонентах.

По мнению Т.П. Харьковой, из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек выносит образ своего Я. Интеграция личности, то есть построение целостного образа себя, невозможна без способности дифференциации различных образов Я. При этом дифференцированность компонентов образа Я личности предполагает высокий уровень общей рефлексивности и каждого компонента в отдельности [17].

Т.П. Харькова выделяет следующие типы образа Я личности: аморфный, диффузный и устойчивый. Аморфный тип отличается пассивным представлением индивида о себе, с низким уровнем самопознания, находясь в эмоциональной невозбудимости, диффузный — не-осознаванием личностью сложности отношений и невысоким уровнем самопознания когнитивного и аффективного компонентов, устойчивый — чёткостью стратегии поведения и высокой степенью согласованностивсех компонентов образа Я личности.

Н.Н. Климентьева утверждает, что образ Я является важнейшим структурным компонентом личности и представляет собой продукт процесса самосознания из двух взаимосвязанных компонентов: когнитивного и эмоционально-оценочного. Образ Я обусловлен теми видами деятельности и общественными отношениями, в которые включена личность [9].

В.М. Злобин отмечает, что образ Я — это установочный компонент самосознания, представляющий собой результат динамических процессов самопознания, самооценки, самоотношения, а также реализацию поведения и действий, на основе восприятия ожидаемого отношения значимых других [8].

По мнению И.В. Латыпова, в структуру образа Я необходимо включить ещё экзистенциальное и рефлексивное Я. Экзистенциальное Я — это источник личной активности, точка осуществления выбора различных индентич-ностей. Рефлексивное Я выступает как основа самосознания, когда личность способна частично отчуждаться от своих индентичностей и рассматривать их со стороны [12].

И.В. Латыпов выделил и описал четыре типа образа Я:

Самоотстранённое Я — личность, не имеющая взаимосвязи со своим подлинным Я, в результате чего происходит конфликт между её действиями и истинными целями.

Самоотчуждённое Я — личность в состоянии распада, у которой отсутствуют взаимосвязи между её составляющими Я, а также нарушен баланс между отчуждением и обособлением.

Аутентичное Я — личность, удерживающая равновесие между своим внутренним и внешним Я, отождествлением и обособлением, осознающая свои желания и цели и полностью воплощающая их в жизнь.

Самотрансцендентное Я — личность, отдалённая от самой себя в пользу традиций и ценностей, рассматриваемых ею как важное по отношению к ней самой.

Т.П. Харькова считает, что образ Я личности — это интегративная система, формирующаяся под влиянием различных пространств бытия и вступающая во взаимоотношения с внешним миром [17].

По мнению А.В. Петровского, образ Я, происходящий от сопоставления себя с другими людьми, может раскладываться на реальное Я, желаемое Я, фантастическое Я, представляемое Я, идеальное Я, но в каждом из них присутствует учёт мнений окружающих и желание достичь успеха [19].

Образ Я содержит три базовых компонента. Когнитивный — представление о себе, о своих способностях, внешних данных, о своём социальном статусе. Аффективно-оценочный (эмоционально-оценочный) — собственное отношение к себе и к своим поступкам (самосознание), самоуважение, самопринятие. Поведенческий (волевой) — желание быть понятым другими, завоевать уважение окружающих, скрыть свои недостатки.

Г.Е. Залесский выделяет два компонента образа Я: когнитивный и мо-

тивационный, которые применяются для изучения возрастных особенностей развития индивида. Когнитивный компонент отражает содержательные (самопознание), оценочные (самооценка) и целевые представления. Мотивацион-ный компонент отвечает за значимость выбора мотивов, целей и поступков, представляя собой связь образа Я как когнитивного образования с ценностно-мотивационной сферой личности [7].

И.С. Кон выделяет в образе Я четыре составляющих: актуальное Я (знание о себе), ретроспективное Я (представление о своих достижениях и оценки социального опыта), идеальное Я (представление о том, каким он себя видит), рефлексивное Я (представление о том, как его воспринимают окружающие) [10].

Итак, рассматривая теоретические подходы к понятию «образ Я», следует отметить, что образ Я — это обобщённое субъективное представление самопознания и самоотношения, объектом самовосприятия человека могут стать собственное тело, его умственные и физические способности, его отношения с окружающими и другие личностные представления. Учёные выделяют три компонента образа Я: когнитивный (представление о себе, своих способностях, отношениях в обществе), эмоционально-оценочный (самолюбие, самоуважение, самокритичность и т.д.) и поведенческий (стремление завоевать уважение, повысить свой статус, скрыть свои недостатки). Одним из компонентов Я-концепции и образа Я является когнитивный, позволяющий развивать систему представлений о себе (о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости, своём характере). Составляющими образа Я являются физическое Я (представление о своём теле и внешность), психическое Я (представление о своих психических свойствах и особенностях), социальное Я (представление о своей социальной деятельности).

Структура образа Я формируется под воздействием оценочного отношения собственных целей, мотивов и переживаний, с точки зрения социальных норм поведения, принятых в данном обществе. В образ Я входят не только осознаваемые личные качества, мысли и переживания человека, но и бессознательные стремления и представления о себе, своих особенностях, умственных и физических способностях. Образ Я носит изменчивый характер в зависимости от данной ситуации,

отражая самовосприятие. Формирование образа Я происходит в процессе социальных отношений, в общении и совместной деятельности с окружающими, на фоне чего возникает сознание. Сознание представляет совокупность психических процессов, которые позволяют понять собственную личность и разобраться в окружающем мире. Сознание выделяет познавательные процессы — такие, как мышление, восприятие, представление, память, речь, понятие. Индивидуальное сознание включает в себя индивидуальный опыт и воздействие социальной группы. Сознание социальной группы — государственные, этнические или корпоративные нормы, правила и традиции.

Образ Я — совокупность образов чувств и представлений о своих действиях в отношении себя и окружающих. Центром его является как адекватная, так и неадекватная самооценка личности. Также образ Я имеет взаимосвязь с телесными переживаниями и социально-психологическим развитием человека.

Таким образом, сравнивая научные подходы к анализу понятий «Я-концеп-ция» и «образ Я» (см. таблицу), можно отметить следующее. Я-концепция и образ Я различаются по степени структурной организованности и динамичности во времени. Я-концепция отражает сознание, самосознание и бессознательное на высоком уровне, как относительно устойчивую систему, а образ Я выступает динамичным, целостным представлением о субъекте, но не полноценным. Самооценка проявляется в сознательных суждениях о собствен-

ной личности, развивая самоуважение, самопонимание и позитивное отношение к себе. Самооценка является центром Я-концепции и образа Я, которая может быть как адекватной, то есть соответствовать истинным способностям и качествам человека, так и неадекватной, то есть быть завышенной или заниженной. Совокупность представлений о себе, которая содержится в Я-концепции и образе Я, в большей части выделяют в Я-концепции, чем в образе Я, так как образ Я не только продукт самопознания, но и важный фактор детерминации поведения человека. В отличие от ситуативных образов Я, которые складываются из отдельных образов, содержащих общие сведения о себе, Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия в виде психологического развития; в то же время она подвержена внутренним изменениям. Различие между образом Я и Я-концепцией увеличивается с возрастом, Я-концепция человека преобразовывается с новым возрастно-психологическим контекстом, а образ Я, как эмоционально-оценочная составляющая, формируется в раннем юношеском возрасте. Однако развитие Я-кон-цепции характерно не для всех людей и не для каждого возраста, так как некоторые люди пытаются вычеркнуть отрицательные оценки и переживания из своей жизни.

Анализируя функции, компоненты и структуру Я-концепции и образа Я, следует отметить, что различие между этими двумя понятиями заключается не в содержании, а в степени осознанности представлений о себе.

Выводы

С точки зрения отечественных и зарубежных учёных, Я-концепция — это не просто предмет самосознания (представление о себе), но и фактор в самореализации личности. Образ Я является частью Я-концепции, выступая в таких аспектах, как самоуважение, саморуководство, самопоследовательность, самопонимание, самоутверждение, самоизучение (близость к себе), самовнушение, ожидание положительного отношения от других, склонность к самообвинению. Несмотря на такое сходство самосознания (Я-концепция) и самоотношения (образ Я), всё же следует разграничивать эти два понятия. Разделяя понятия «Я-концепция» и «образ Я», не следует забывать, что мы можем делать это только в понятийном аппарате, а в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.

Следовательно, Я-концепция — это совокупность представлений человека о себе как о личности, профессионале, лидере и члене общества в целом, который оказывает психологическое воздействие не только на себя, но и на окружающих. Я-концепция представляет собой личностную систему, включающую в себя когнитивный и эмоциональные компоненты. Я-концепция как система преобразовывается и развивается в процессе самоактулизации личности на основе самоуважения и является результатом развития человека как личности на разных стадиях своего проявления в обществе. Частично Я-концепция может существовать и в бессознательной сфере, а также связывать личностные

Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ Я»

Я-концепция Образ Я

Общее

Один из компонентов — когнитивный, к которому относится содержание представлений о себе. Описательная составляющая, связанная с самоотношением или самопознанием и выступающая самооценкой личности. Складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием социального влияния

Особенное

Это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе Это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система элементов самоописания, на основе которой может строиться взаимосвязь с другими

Семантика понятия подчёркивает рациональный и когнитивный аспект Близкое по значению к понятию «гештальт» (то есть осознание), фиксирует внимание на целостности «картины себя»

Важнейшей функцией является способность достигать внутренней согласованности личности относительно её поведения Структура, выполняющая функцию оценки поведения в определённых условиях

Содержит три компонента: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой Содержит три компонента: когнитивный, аффективно-оценочный и поведенческий

Структура: реальное Я, идеальное Я, возможное Я, фантастическое Я, динамическое Я, представляемое Я Структура: социальное Я, физическое Я, идеальное Я, актуальное Я, прошлое Я, экзистенциальное Я, рефлексивное Я

качества в отношении внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем.

Образ Я — это совокупность характеристик, которая помогает человеку описывать себя как индивидуальность, обладающая определёнными психологическими свойствами. Образ Я — динамическое образование личности, который развивается у человека в его сознании в течение многих лет и изменяется в связи переориентацией жизненных установок. Образ Я является когнитивно-эмоциональным компонентом, выполняющим адаптивную функцию в условиях данной жизненной ситуации как динамическое образование личности. Структура образа Я включает в себя не только когнитивный, но и аффективно-эмоциональные компоненты, где под когнитивным компонентом понимается представление о себе с учётом познавательных процессов личности. Аффективно-эмоциональные компоненты определяется ситуативными и обобщёнными самооценками, относящимися к определённым качествам субъекта.

Благодарности

Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам кафедры акмео-логии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного управления РАНХиГС за помощь в организации и активный вклад в проведение данного исследования.

ССЫЛКИ

[1]. Агапов В.С. Становление Я-кон-цепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994. — 22 с.

[2]. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-кон-цепции беременной женщины: Автореф. дис. ...канд.психол. наук. — М., 1998. — 25 с.

[3]. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепци-ей // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 2011. — № 1. — С. 54-65.

[4]. Григорьева Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2001. —18 с.

[5]. Душкина М.Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребёнка и специфики

внутренних отношений: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2003. — 24 с.

[6]. Жилин С.В. Особенности Я-кон-цепции личности спортсменов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб.,

2003. — С. 15.

[7]. Залесский Г.Е. Психология мировоззрений и убеждений личности. — М.: МГУ, 1994.

[8]. Злобин В.М. Социально-психологические условия формирования образа «Я-руководитель» младшего командира курсантского подразделения военного вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2012. — С. 12.

[9]. Климентьева Н.Н. Развитие Я-образа у младших школьников в процессе учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Иркутск, 2005. — С. 19.

[10]. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.

[11]. Куненков С.А. Развитие позитивной самооценки в структуре Я-кон-цепции современных подростов: Авто-реф. дис. . канд. психол. наук. — М.,

2004. — С. 24.

[12]. Латыпов И.В. Соотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Хабаровск, 2011. — С. 13.

[13]. Максименко Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно-успешной личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2008. — С. 13.

[14]. Никитина Е.А. Психолого-педагогические условия развития Я-кон-цепции одарённых старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Курск, 2008. — С. 3.

[15]. Торгаева И.Н. Психолого-ак-меологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-кон-цепции военнослужащих по контракту: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ульяновск, 2006. — С. 16.

[16]. Федотова М.В. Развитие Я-концепции специалистов таможенной службы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2002. — С. 13.

[17]. Харькова Т.П. Образ Я и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар, 2011. — С. 24.

[18]. Чернышёва Е.В. Особенности Я-концепции личности осуждённых: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2005. — С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19]. Концепция личности А.В. Петровского. [Электронный ресурс]: http://studopedia.ru (дата обращения 27.03.2017).

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Stanovlenie Ja-koncepcii v sisteme duhovnyh potrebnostej podrostk-ov [The formation of self-concept in the system of the spiritual needs of adolescents] / V.S. Agapov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1994. — 22 p.

THE INTERRELATIONSHIP BETWEEN "SELF-CONCEPTION" AND "SELF-IMAGE" CONCEPTS

Tamara S. Blokhina — Post-Graduate, Russian New University; Radio Street, 22, Moscow, Russia; Scientific Adviser — ValeriyS.Agapov, Doctor of Psychological Sciences, Professor; e-mail: learningnow@yandex.ru

ABSTRACT

The article presents a comparative analysis of the "Self-conception" and "Self-image" concepts. The author generalizes the scientific approaches to the study of Self-conception and Self-image, considering a close relationship and highlighting the significant differences of these concepts. The analysis of scientific approaches has shown that there are many views dealing with the problem as closely related tothe Self-knowledge of a personality, and sometimes as contradicting one another. Self-conception and Self-imageare represented as a cognitive system, performing the function of regulating an individual's behavior. The structure, the model and the components of Self-conception and Self-image given in scientific papersare described. The author emphasizesthe idea that the development of Self-conceptionis induced by different external influences and contacts with other people, defining self-attitude of an individual. In this case, the Self-image is an essential part of Self-conception. Having examined different scientific points of view to the study of Self-conception and Self-image, the author has identified their specifics and dynamics, as well as distinguished between these concepts.

Keywords: Self-conception, Self-image, self-knowledge, self-attitude, identifying, perceptions.

[2]. Borovikova N.V. Uslovija i faktory produktivnogo razvitija Ja-koncepcii be-remennoj zhenshhiny [Conditions and factors of productive development of self-concept of pregnant woman] / N.V. Borovikova: avtoref. dis. ... psihol. nauk. — Moscow, 1998. — 25 p.

[3]. BorozdinaL.V. Sushhnost' samoocen-ki i ee sootnoshenie s Ja-koncepciej [The essence of the self and its relationship to self-concept] / L.V. Borozdina // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psi-hologija [Psychology]. — 2011. — N 1. — P. 54-65.

[4]. Grigor'eva T.L. Professional'naja Ja-koncepcija gosudarstvennyh sluzhashhih raznyh urovnej upravlenija [Professional self-concept of public servants of different levels of management] / T.L. Grigor'eva: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2001. — 18 p.

[5]. Dushkina M.R. Vzaimosvjaz' struktury Ja-koncepcii rebenka i speci-fiki vnutrennih otnoshenij [The correlation between the structure of self-concept of the child and the specifics of internal relations] / M.R. Dushkina: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2003. — 24 p.

[6]. Zhilin S.V. Osobennosti Ja-koncepcii lichnosti sportsmenov [Features of self-concept of the personality of athletes] / S.V. Zhilin: avtoref. dis. ... kand.psihol. nauk. — Saint Petersburg, 2003. — P. 15.

[7]. Zalesskij G.E. Psihologija mirovozz-renij i ubezhdenij lichnosti [The psychology of worldviews and beliefs of an individual]. — Moscow, 1990.

[8]. Zlobin V.M. Social'no-psiholog-icheskie uslovija formirovanija obraza "Ja-rukovoditel'" mladshego komandi-ra kursantskogo podrazdelenija voenno-go vuza [Socio-psychological conditions of formation of the image of the "I-head" Junior officer of the cadet unit of the military institution] / V.M. Zlobin: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2012. — P. 12.

[9]. Kliment'eva N.N. Razvitie Ja-obra-za u mladshih shkol'nikov v processe uchebnoj dejatel'nosti [The development of self-image in primary school children in the process of educational activities] / N.N. Kliment'eva: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Irkutsk, 2005. — P. 19.

[10]. Kon I.S. Psihologija rannej junos-ti [Psychology of early adolescence]. — Moscow: Prosveshhenie, 1989.

[11]. Kunenkov S.A. Razvitie pozitivnoj samoocenki v strukture Ja-koncepcii sovre-mennyh podrostkov [The development of a positive self-concept in the structure of self-concept of modern adolescents] / S.A. Kunenkov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2004. — 24 p.

[12]. Latypov I.V. Sootnoshenie fenom-ena samootchuzhdenija s obrazom Ja lichnosti [The ratio of the phenomenon of self-alienation with a personal self-image] / I.V. Latypov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Habarovsk, 2011. — P. 13.

[13]. Maksimenko Zh.A. Osobennosti strukturnyh komponentov Ja-koncepcii kommunikativno-uspeshnoj lichnosti [Features of structural components of self-concept communication-a successful person] /

Zh.A. Maksimenko: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2008. — P. 13.

[14]. Nikitina E.A. Psihologo-pedagog-icheskie uslovija razvitija Ja-koncepcii odarennyh starsheklassnikov [Psycho-pedagogical conditions of development of self-concept of gifted high school students] / E.A. Nikitina: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Kursk, 2008. — P. 3.

[15]. Torgaeva I.N. Psihologo-akmeo-logicheskie faktory formirovanija lich-nostno-professional'noj Ja-koncepcii voennosluzhashhih po kontraktu [Psy-chological-acmeological factors of formation of personal-professional self-concept of contract servicemen] / I.N. Torgaeva: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Ul'janovsk, 2006. — P. 16.

[16]. FedotovaM.V. Razvitie Ja-koncepcii specialistov tamozhennoj sluzhby [The development of customs service experts] / M.V. Fedotova: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2002. — P. 13.

[17]. Har'kova T.P. Obraz Ja i strategii povedenija lichnosti v trudnyh zhiznennyh situacijah [The self-image and strategy of behavior in difficult life situations] / T.P. Har'kova: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Krasnodar, 2011. — 24 p.

[18]. Chernysheva E.V. Osobennosti Ja-koncepcii lichnosti osuzhdennyh [Features of self-concept of the person convicted] / E.V. Chernysheva: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. — Ekaterinburg, 2005. — P. 5.

[19]. Koncepcija lichnosti A.V. Petrovskogo [The concept of personality of A.V. Petrovskiy]. Available at: http://stu-dopedia.ru (accessed 27 Mart 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.