УДК 159.922.8
Умарова Альбина Сергеевна
Магистрант 1 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета, umarowa.albina@yandex.ru
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, olga.belobrykina@gmail.com
половая специфика самооценки
личности в подростковом возрасте
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития самооценки как структурного компонента самосознания и одного из психологических факторов формирования учебной деятельности учашдхся. Показано влияние самооценки на становление индивидуальных особенностей и возрастных характеристик личности в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования дескриптивных характеристик самооценки современного подростка. Выявлено общее и различное в структурно-содержательных параметрах самооценки в зависимости от половой принадлежности подростков. На основе полученных результатов обозначено, что создание оптимальных условий для развития самосознания, воспитания и обучения подростков, предполагает опору на поло-возрастные признаки их самооценки.
Ключевые слова: самосознание, самооценка, образ Я, подростковый возраст, дескриптивные характеристики, эмоциональный знак общей самооценки, половые особенности самооценки.
Umarova Albina Sergeevna
Master of 1 courses, the direction of «Special (defectological) education, profile «Psychological support the education of persons with special needs», Institute of Childhood the Novosibirsk state pedagogical university, umarowa.albina@yandex.ru
Belobrykina Olga Alfonsasovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the General Psychology and History of Psychology of Novosibirsk state Pedagogical University, olga.belobrykina@gmail.com
gender self-identity in adolescence
Abstract. The problems of self-esteem as a structural component of the identity and characteristics of its formation in adolescence. The results of the study of self-descriptive characteristics of the modern teenager is denoted by its specificity, depending on the sex of teenagers.
Keywords: self-awareness, self-esteem, self-confidence, adolescence, descriptive characteristics, emotional sign of general self-esteem, self-role characteristics.
Исследование самооценки всегда было объектом повышенного внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. Особую актуальность эта проблема приобрела в последние годы в связи с требованиями к качеству образования, в достижении которого немаловажное значение отводится личности учащегося. Самооценка не только оказывает влияние на становление индивидуально-лично стных особенностей детей, но и выступает одним из важнейших
психологических факторов формирования учебной деятельности учащихся. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг ключевых проблем различных отраслей психологической науки и практики. С психологических, педагогических и социальных позиций исследованием самооценки как ведущего компонента самосознания личности занимались А. И. Липкина (1976), И. И. Чеснокова (1977), И. С. Кон (1978), Р. Бернс (2002), А. А. Реан (2002) и другие
авторы. Как ранние (Липкина А. И., 1976; Захарова А.В., 1989; Прихожан А. М., 1990; Божович Л. И., 1995; и др.), так и современные психологические исследования (Rosenberg M. & Owens T.J., 2001; Robins R.W., 2002; Guindon M. H., 2002; Данилова Е.А., 2003; Белобрыкина О. А. 2003, 2006; Волкова С. А., 2009; Бильданова В. Р., Ах-метова Г. Ф., 2012; и др.) показывают, что особенности самооценки влияют на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношения с окружающими, на развитие творческих способностей и удовлетворенность деятельностью. Несмотря на многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, ряд ученых (Эриксон Э., 1996; Божович Л. И., 1995; Ар-сеньев А. С., 2001; Фельдштейн Д. И., 2004; и др.) склонны считать ее новообразованием именно подросткового возраста, оказывающим значимое влияние на становление индивидуальных особенностей и возрастных характеристик подростка, на развитие его самосознания. Подростковый возраст представляется исследователями как специфический и противоречивый этап развития личности. По мнению И. С. Кона (1978), А. М. Прихожан (1990), Р. Бернса (2002), Е. А. Даниловой (2003), именно в подростковом возрасте самооценка оказывает особое воздействие на формирование стиля поведения и жизнедеятельности субъекта. Самооценка не только отражает качественные изменения в структуре всей личности в этот критический период, но и позволяет осуществить переход на новый, «взрослый» уровень личностного развития. Поэтому изучение особенностей самооценки подростка является важнейшей задачей для определения оптимальных условий развития его личности и достижения продуктивности в значимых видах деятельности - общении, учении, профессиональном труде [16]. Теоретический анализ литературы позволил определить направление нашего исследования - выявить особенности самооценки в зависимости от половой принадлежности подростка. В состав экспериментальной выборки вошли 70 испытуемых (из них 31 мужского и 39 женского пола.) подросткового возраста (13-16 лет). Для выявления характеристик самооценки подростков использовались психодиагностические мето-
дики, «Какой ты?» [3], «Автопортрет» [4], «Опросник самоотношения» [15].
Анализ результатов, полученных по методике «Какой ты?» свидетельствует, что представителей мужского пола с позитивным знаком общей самооценки больше (65%), чем женского (56%). Из этого следует, что мальчики имеют более позитивное эмоциональное отношение к себе, чем девочки. В тоже время представителей женского пола с амбивалентным знаком общей самооценки больше (39%), чем юношей (29%). Это свидетельствует, что у девочек больше, чем у мальчиков, присутствуют противоречивые переживания в оценке себя. Оценка выраженности типологических компонентов «Я» личности, выделенных Р. Бернсом (2002), показала, что при оценке своей личности для мальчиков-подростков имеют значимость социальный (68 %) и умственный (21%) компоненты. Наиболее осознаваемыми качествами личности у них выступают коммуникативные и интеллектуальные характеристики (например, внимательный, общительный, способный к математике, интересующийся техникой). Важность физического компонента самооценки выявлена лишь у 6 % испытуемых мужского пола. Незначительность «физического Я» может быть обусловлена особым отношением мальчиков к своему физиологическому созреванию. Это предположение требует дополнительной проверки, которая выходит за рамки нашего исследования. Девочки же подросткового возраста в большей степени обращены на свои эмоциональные переживания (53 %) и оценку своей личности по критериям внешней привлекательности (29 %).
По результатам методики «Автопортрет» выявлено, что подростки, рисуя свой портрет, в основном изображают лицо, что, по утверждению Р. Бернса, указывает на озабоченность своим внешним видом. Причем, девочки больше внимания, чем мальчики, уделяют рисованию лица. Они рисуют преимущественно реалистическое и эстетическое изображения лица, тщательно подчеркивая и выделяя его детали. В рисунках 74 % подростков присутствует изображение только верхней части тела («рисунок по пояс»), а отсутствие ног в автопортрете, по мнению Р. Бернса и других исследователей, указывает на переживание скованности, ощущение
нестабильности, робость, Зешкнутость.
Качественный анализ резтльтатыо позсо-лил получить отправные точки для стати-
ктк эмпи-
уоно^^^^ -пниыт ыоыупены в нлминатисной шкале, то в качестве основного статистиче-стрсо нотода тсзнтььоса]^(^я критерт^еХис встотст 1Лор сотаж Птю ченносе о атныс представлены в виде корреляционной плеяды на восункэн 1 и 2.
ияализа взроихс^-ст ови-детехмствдюм, что, чем позитивнте эмоци-онат1>ный знон оРщеР ееыoыосния у лнхн-тктметем менее целостлое нрен^-^ноэльте они тсе2е ииеет.Везмотюю, это объееи!-эоояз^^о^, иэп однселонтнняя оценка свдсй личности ужт ктратстериз^тся фрегмен-
тарн стью, так как мальчик-подросток не развития свтэс ллчности, выделяя только положительные качества. О^а^жена оTтптиея всаимосвясо между еаадией отображним н (^аеэлвСолнением, позволяющая предположить, что чем ди-стунчцee и целосонэс идет рнзвивие лич-тасти иоытьелои нужскогт оола, тем менее у него будет выражено самообвинение. Т1, нтое)т1)(ет, п акцептом ткималияне отдельном тачес™, т ^еЛт (етцыиливание) мадьчик Мудет бтмееподвержен СсКгооОмине-ншо. Пн peзтcз>ыaспт даотых ончесввенного аканто нэми бьстн выовтeнм,CIоы мальчи-1м, а мервую очерсин,обддщиютвним£шие на интеллекп'алсбые и коменникативные личноемшоге харакгтристпши. Пряма мтии-
Эмоциональный зн ак
-0, 518**
Самопоследовательность
Характерные
признаки (целостность/ нецелостность)
0,566**
Спос об мышления в соответствии
со стадией изображения
-0, 426*
Самообвинение
Рисунок 1 - Корреляционная плеядавзаимосвязи параметров самооценки у испытуемых мужского пола Условныеобозначения:
*-1 % те иаень зннтпемо сти--тдтнш! свтсь
** - 5 йуровеньзначимости ---------обратная связь
Рисунок 2 - Корреляционная плеяда взаимосвязи параметров самооценки у испытуемых женского пола Условныеобозначения:
* - 1 йуровеньзначимости--прямая связь
** - 5 % уровеньзначимости ---------обратная связь
мосвязь между целостным представлением о себе и самопоследовательностью, указывает на то, что чем более последовательным в поведении, деятельности является подросток, тем более целостным становится его представление о себе. Подросток видит свои недостатки и достоинства, может адекватно оценивать результаты своей деятельности, особенности своего поведения, и, соответственно, он способен к последовательным и осознанным действиям.
У девочек-подростков все обнаруженные взаимосвязи имеют прямой характер, это означает, что с увеличением/уменьшением одного показателя, будет увеличиваться/уменьшаться другой показатель. В частности, чем позитивнее у девочек эмоциональный знак общей самооценки, тем сильнее выражены самоуважение и самопонимание. И наоборот, негативное или нейтральное отношение к себе будет указывать на низкий уровень самопонимания и самоуважения. Также, с увеличением целостного и реалистичного представления о себе, увеличивается глобальное самоотношение, что находит адекватное отражение в рисунке девочками своего портрета, в том числе и по отношению к возрастной норме изобразительной деятельности подростка, обозначенной Л. С. Выготским [15]. Обращает на себя внимание, что корреляционная плеяда взаимосвязи параметров самооценки у испытуемых женского пола представлена двумя, не имеющими между собой связи, блоками. Данный факт подтверждает результаты качественного анализа, свидетельствующие о свойственной девочкам-подросткам противоречивости переживаний в оценке своей личности, что, вероятно и проявляется в преобладании у них (62 %) фрагментарности самооценки, по сравнению с мальчиками (38 %).
Идентичной для испытуемых, независимой от половой принадлежности подростков, выступает прямая связь между параметрами «целостность изображения» и «стадия развития рисунка», указывающая, что чем целостнее образ себя у подростка, тем адекватнее и реалистичнее он изображает себя.
Анализ половой специфики самооценки так же показал, что у девочек, по сравнению с мальчиками, наблюдается тенденция к позиционированию себя более честными.
Выявлена взаимосвязь между параметрами «пол» и «способ мышления в соответствии со стадией изображения» (по Л. С. Выготскому), указывающая, что у девочек в представлении себя наблюдается тенденция к подробному изображению формы или внешнего вида предмета, в качестве которого в автопортрете выступает лицо [4; 15]. Эти данные еще раз подтверждают, что девочки оценивают себя в первую очередь по критериям внешней привлекательности.
Достоверность различий с использованием и-критерия Манна-Уитни выявлена при статистическом анализе половых различий в самооценке подростков по параметрам аутосимпатия (иэмп = 0,042 при р<0,05), самоуверенность (иэмп = 0,015 при р<0,01) и самоинтерес (иэмп = 0,019 при р<0,01). Это свидетельствует, что у девочек больше выражена аутосимпатия и самоинтерес, указывающие на их дружественное отношение к себе и интерес к своим чувствам и мыслям. Мальчиков же в большей степени характеризует самоуверенность, что указывает на их веру в свои силы, попытку оценивать свои возможности и контролировать собственную жизнь.
Подводя краткий итог, отметим, что самооценка подростков разного пола имеет как идентичные, так и специфичные характеристики. Исходя из этого, воспитание и обучение подростков, создание оптимальных условий для развития их самосознания, требуют обязательного учета поло-возрастных особенностей самооценки.
Библиографический список
1. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа // Философские основания понимания личности. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - С. 480-545.
2. Белобрыкина О. А. Развитие самосознания в детском возрасте: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 215 с.
3. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2002. - 307 с.
5. Бильданова В. Р., Ахметова Г. Ф. Самооценка и ее выраженность в подростковом возрасте //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. - № 1. -С. 142.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
7. Волкова С. А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся //Актуальные проблемы психологического знания. - 2009. № 3. - С. 63-64.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1991. - 93 с.
9. Данилова Е. А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - Ярославль [Б.И.], 2003. - 192 с.
10. Захарова А. В. Генезис самооценки : ав-тореф. дис. ... д-ра психол.наук. 19.00.01. - М.: МГУ, 1989. - 44 с.
11. Кон И. С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
12. Липкина А. И. Самооценка школьника. -М.: Знание, 1976. - 64 с.
13. Прихожан А. М. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1990. - 80 с.
14. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
15. Стопин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике. - М.: МГУ, 1988. - С. 123-130.
16 Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: материалы I Международной научно-практической конференции. - М.: Крылья, 2014. - С. 158-161.
17. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. -М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. - 672 с.
18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 342 с.
20. Guindon M. H. Toward Accountability in the Use of the Self-Esteem Construct. Journal of Counseling & Development. 2002. - № 80(2). -pp. 204-214.
21. Robins R. W., Trzesniewski K. H., Tracy J. L., Gosling S. D, & Potter J. (2002). Global self-esteem across the lifespan. Psychology and Aging. 2002. -№ 17. - pp. 423-434.
22. Rosenberg M., & Owens T. J. Low self-esteem people: A collective portrait. In T.J. Owens, S. Stryker, & N. Goodmanm (Eds.), Extending self-esteem theory and research. - New York: Cambridge University Press, 2001. - pp. 400-436.