УДК 159.9
ФОРМИРОВАНА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ: ПСИХОЛОГО-АКМЕЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Власова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Столичной финансово-гуманитарной академии, ул. Шоссейная, дом 90, строение 17, Москва, Россия,109383; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты психолого-акмеологического исследования о формировании ценностных ориентаций в разные возрастные периоды. В данной работе рассматриваются различные подходы к изучению развития и принятия ценностей в детском, подростковом и юношеском возрасте. Приведены ранговые оценки предпочтений ценностей в разные жизненные периоды и качественный анализ этих ценностей на каждом возрастном этапе формирования и становления личности.
Ключевые слова: акмеологическое исследование, ценностные ориентации, ценность, потребности, превентивные меры, качественные и количественные показатели.
В настоящее время проблема изучения ценностных ориентаций молодёжи, жизненного и профессионального выбора, а следовательно, и психологического самоопределения юношей и девушек становится актуальной. Ценностные ориентации молодых людей отражаются в их взглядах и отношении к себе и окружающим, а это влияет на их общую манеру поведения и действия, их жизненные установки, стремления. Это, по сути, определяет, в каком направлении движется молодое поколение, к чему стремится и как реализует свою жизненную программу.
Изучение жизненных смыслов и ценностной ориентации молодёжи представляется особенно важным, если учесть рост преступлений, совершенных подростками и юношами в соотношении с общими показателями криминала, связи с постоянно возрастающей нагрузкой на интеллектуальную, духовную и деятельностную сферы современных молодых людей. В последние несколько лет происходит общее омоложение лиц, демонстрирующих социопатическое поведение во время занятий в школе, нередки случаи крайней жестокости и агрессии по отношению как к сверстникам, так и к старшему поколению. Очевидно, что профилактика такого поведения более эффективное и экономичное средство, чем попытки его устранить или бороться с ним.
Образовательный процесс как в школе, так и в высшем учебном заведении играет большую роль в формировании ценностных предпочтений и ценностной ориентации. Для того чтобы эффективно влиять на формирование ценностных ориентаций молодёжи, необходимо знать те ценности, которые считаются значимыми в разные периоды формирования личности.
Современные психологи выделяют четыре основных метода, с помощью которых исследуется становления ценностных ориентаций человека.
Первый — метод традиции. В нашей жизни много фактов, которые мы считаем правдивыми и правильными, а значит, усваиваем их и действуем исходя из соответствия или несоответствия им, только беря за основу их историческую традицию. Эти ценности мы усваиваем потому, что так считалось на протяжении долгого времени, эти ценности были «выстраданы» многими поколениями, а значит, их авторитет вырос.
Второй метод — метод авторитетов. Человек, особенно подросток и юноша, ценностные ориентации которого находятся ещё в стадии формирования, принимает некую ценность за положительную и эффективную в своей жизнедеятельности только потому, что такие ценности привносит и прививает ему тот человек, мнение которого представляется авторитетным. Таким образом, ценностные ориентации формируются под влиянием значимых, авторитетных людей. В этом случае ценностные ориентации могут быть как позитивными, так и негативными в зависимости от того, к кому прислушивается молодой человек, чьё мнение для него является важным.
Третий метод связан с приобретением новых ценностей, где критерием принятия или отвержения каких-либо ценностей является их разумность, целесообразность, возможность, оперируя ими в жизни, легче адаптироваться к ней. Принимая во внимание то, что по своей природе люди склонны к поиску своих жизненных смыслов и ценностей, отстаиванию своего мнения, можно предполагать, что это один из самых сложных путей формирования ценностных ориентаций.
Четвёртый метод — метод науки или обучения. Если ценности приобретаются посредством обучения, позитивного и негативного примера, то в этом случае каждый из молодых людей принимает сформированные новые ценности вне зависимости от собственной личности, от авторитета и мнения другого, пусть даже значимого человека, а также от первоначального своего отношения к этим ценностям.
Данные методы рассматриваются нами прежде всего как психолого-акмеологиче-ские технологии, которые дают возможность понять влияние ценностных ориентаций и уровней их сформированности на возможности в будущем молодыми людьми умений и готовности к решению профессиональных задач и, как следствие, будут способствовать достижению высокого уровня профессионализма.
Актуальность данного исследования определяется также использованием психоло-го-акмеологического подхода к изучению этой проблемы, который позволяет исследовать роль ценностных ориентации в профессиональном самоопределении человека на стадии формирования профессиональных намерений с точки зрения их направленности на достижение «акме» в будущем профессиональном становлении как важнейших предпосылок успешной самореализации личности на этапе зрелости, как составляющих потенциальных и резервных возможностей личности.
Этот подход позволяет рассмотреть профессиональное самоопределение личности не только в логике возрастной периодизации, но и в логике поэтапного осознания человеком ценностно-смысловых установок по отношению к социально-профессиональному выбору; исследовать профессионально самоопределяющуюся личность на дифференцированной основе с учётом половозрастных особенностей и направленности профессионального выбора.
Итак, поиск ценностей и ценностных ориентаций — процесс довольно сложный и для каждой личности уникальный. Проводя наше исследование, мы основывались на том, что нас интересует как процесс формирования ценностных ориентаций, так и изменение их от детства к юношеству, а также значение, позиция и роль образования в процессе формирования ценностей и ценностных ориентаций детей и молодёжи.
В ходе нашего исследования мы искали ответы на вопросы, относящиеся к ценностным предпочтениям молодёжи. А именно: отношение к ценностям, ранжирование ценностей, выявление методов воздействия, способствующих профилактике социопатического поведения подростков и юношества. В исследовании было важным определить общую направленность формирующейся личности, каким образом происходит приобретение современной молодёжью ценностей, этапы формирования этих ценностей и их реализация на пути к профессиональному и личностному росту.
Исследование проводилось по методике Ш. Шварца, направленной на изучение ценностных ориентаций личности. Мы провели довольно подробный количественный и качественный анализ полученных данных, выявили, какие предпочтения в ценностных ориентациях сегодня сформированы у детей, подростков и молодёжи. В чём разница, как
варьируются они в зависимости от возрастной группы и что оказывает наиболее существенное влияние на их формирование.
Исследование проводилось в нескольких образовательных учреждениях города Москвы. Общее количество респондентов 959 человек. Основываясь на типах вопросов, респонденты были распределены на три категории: первая — ученики начальных классов общеобразовательных школ (321 человек); вторая категория — ученики старших классов общеобразовательных школ (312 человек) и третья — студенты психологических факультетов московских вузов (326 человек).
В процессе исследования было выявлено, какие ценности в настоящее время наиболее предпочтительны для респондентов. Мы выделили следующие категории ценностей, которые получили наиболее высокие оценки со стороны всех групп респондентов. Такими ценностями оказались следующие.
Образовательные ценности, включающие в себя положительное восприятие образования и знаний как позитивного аспекта в жизни каждого человека в тех социальных условиях, в которых он находится, а также важность аспекта предполагаемой или желаемой работы, возможный уровень профессиональной самореализации нацеленной на адекватный характер качества жизни.
Эстетические ценности, выражающиеся в чувстве прекрасного, в красоте природы и искусства. При этом положительное отношение к искусству было напрямую связано с возможностью или попыткой развивать свои эстетические способности и делать свою жизнь и окружение красивее, самостоятельно развивать культуру и сохранять культурно-историческое наследие нации.
Моральные ценности трактовались как нацеленность на стремление человека совершать позитивные, социально одобряемые поступки, помогать, сотрудничать. Важными являлись такие глубинные ценности и возможности их удовлетворять, как альтруизм, способность прийти на помощь, защитить слабого, проявлять честность и принципиальность в различных сферах своей жизнедеятельности.
Финансовые ценности рассматривались прежде всего как умение рационально и эффективно сохранять, накапливать приемлемое количество финансовых средств, что ведёт к удовлетворению материальных и духовных потребностей.
Социальные ценности напрямую были связаны с активной социальной жизнью в условиях привычного окружения, характеризующегося стремлением справляться с возникающими в области различных видов коммуникации трудностями, желанием с интересом контактировать с другими, а также высоким социальным чувством, эмпатией.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста на первое место ставят социальные ценности. Такое предпочтение вызвано периодом детства, когда дети начинают постепенно отделяться от родителей, адаптируются в новой школьной среде, где ищут межличностный контакт, дружбу. Этот вывод подтверждается также и в работе Е.Л. Буслаевой [2]. Предпочтение социальных ценностей — следствие позитивного авторитета родителя, учителя и других взрослых. Позитивное отношение к социальным ценностям значимого авторитетного взрослого настраивает ребёнка на приобретение позитивного социального опыта. Можно предположить, что авторитет взрослого сам по себе свидетельствует о высокой степени важности социальных ценностей в жизни ребёнка.
На втором месте — образовательные ценности. Важность этих ценностей возрастает в тот момент, когда дети начинают самостоятельно осознавать ценность образовательного процесса. Позитивно на формирование данных ценностей влияют и положительные оценки по предметам, изучаемым ребёнком. Отметим, что предпочтение образовательной ценности было выше у тех детей, которые показывали высокую успеваемость. Также образовательные ценности предпочитают и те из детей, в семьях которых родители поддерживают интерес ребёнка к учению, демонстрируют ему свою заинтересованность в его профессиональном будущем.
Менее предпочтительными оказались моральные, экономические и эстетические ценности. Этот факт объясняется тем, что формирование ценностных ориентаций в этом возрасте находится в начале своего развития. Ребёнок ещё соблюдает общепринятые нормы и правила исходя не из собственного мнения и поведения, а потому, что к этому постоянно его призывают значимые близкие — учителя, родители.
Ожидаемые высокие показатели по формированию и предпочтению финансовых ценностей в ходе исследования не оправдались, видимо, это результат того, что сейчас возрастают стандарты экономического благосостояния семьи, а, кроме того, в исследовании не принимали участия дети из семей с очень высоким и очень низким уровнем материального благополучия.
Ещё меньший результат получили предпочтения эстетических ценностей, но формирование этих ценностей заметно выше у детей, занимающимися в различных школах искусств, рисования и прикладного труда.
Вторая категория — ученики старших классов общеобразовательных школ, подростки — продемонстрировала следующие результаты. Подростки так же, как и учащиеся начальных классов, предпочитают социальные и образовательные ценности. Однако при примерно равной количественной оценке качественная оценка в этой возрастной группе существенно отличается. Социальные ценности подростков связаны прежде всего с удовлетворением потребности в аффилиации, и выражаются посредством их отношения к сверстникам. Главным ориентиром здесь становятся чувство дружбы, поддержки, взаимопонимание и принятие подростка известной группой, которая вызывает у него авторитет и доверие. При этом группа может иметь как социально позитивную направленность, так и негативную. Подростки удовлетворяют в группе свои базовые психологические потребности — потребность в стимуляции, направленности, в осмысленном обучении, эмоциональной стабильности и потребности в получении знаний. Полученные нами данные также подтверждаются ранее проводимыми в этой области исследованиями. К примеру, этот вопрос убедительно освещён в работах В.С. Агапова [1].
Выбор образовательных ценностей оказался заметно высок в этой возрастной группе вследствие позитивного влияния некоторых образовательных факторов, скорее всего личности учителя, авторитет к которому был сформирован ранее. Тот факт, что образовательные ценности были высоко оценены подростками, как правило, результат уже сформированной ценности получения высокого образования, желания хорошо окончить школу, поступить в престижный вуз, который в дальнейшей жизни подростка выступает как средство получения конкурентной профессии, социального престижа. Порядок распределения других ценностных категорий также является результатом влияния окружения, который демонстрирует очевидные предпочтения экономических ценностей, что активно продвигается информацией масс-медиа. Невысоки результаты предпочтения моральных ценностей среди подростков. Формирование морали и нравственности на этом возрастном этапе идёт сложным, порой ошибочным путем. В этот период уже подросший ребёнок только пробует, насколько важно соблюдать принятые в обществе нормы, он довольно критичен по отношению к нравственным эталонам общества. Подросток лишь начинает осознавать значимость таких моральных ценностей, как справедливость, правдивость, доверие и др. Примерно таков же результат предпочтения эстетических ценностей. По сравнению с периодом детства этот показатель в подростковом возрасте становится заметно выше, хотя и занимает последнее место в сфере направленности подростка. Однако влияние информации и личный интерес подростка к своему внешнему виду, желание произвести нужное впечатление на окружающих — основной фактор формирования эстетической ценности.
И, наконец, третья категория — молодёжь, студенты. В этой возрастной группе происходит сдвиг в пользу моральных ценностей, которые существенно превосходят экономические и эстетические. Социальные и образовательные ценности также находятся на первом и втором местах, но разница между ними гораздо меньше, чем в других категориях. Предпочтение социальных ценностей, с одной стороны, связано с выполнением
социальных потребностей посредством создания новых отношений и попытками найти своё место в новом социальном окружении, умением выступать в разных ролях, в которых им нужно выполнить и удовлетворить ожидания, связанные с этими социальными ролями. Следствием удовлетворения этих ожиданий является предпочтение образовательных ценностей, ибо новая роль студента вуза — новая роль развивающейся личности на её пути к профессиональной готовности к будущей работе. Можно сделать вывод, что реализация социальных потребностей напрямую связана с получаемой профессией, представлением студента о специфике его будущей деятельности и о той социальной роли, которая потребуется от него в становлении компетентного специалиста. Выбор конкретной учебной программы, предпочтение того или иного профессионального самоопределения диктует и другие ценностные предпочтения. Схожие результаты исследования можно найти в работах А.А. Деркача [4] и А.В. Гагарина [3].
Экономические и эстетические ценности получили довольно высокие оценки, но они несколько ниже предыдущих и ранее уже описанных нами ценностей в этой возрастной группе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в юношеском возрасте заканчивается период формирования основных жизненных ценностей, происходит личностное и профессиональное созревание. К этому времени человек отличается уже довольно развитой и разветвлённой системой ценностей, влиять на которую уже довольно сложно.
Подводя итоги исследования, отметим, что на формирование ценностных ориента-ций молодёжи можно воздействовать путём превентивных мер и делать это необходимо, начиная с детского возраста. В этом случае к периоду юношества человек сформирует позитивные, социально одобряемые ценностные ориентации, которые будут способствовать его продвижению по пути личностного роста, достижению высокого профессионального уровня, стремлению достичь своего акме.
ССЫЛКИ
[1]. Агапов В.С. Особенности самооценки в структуре Я-концепции современных подростков / /Вестник ГУУ 2007. № 7.
[2]. Буслаева Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121).
[3]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3.
[4]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов.// Акмеология. 2014. № 1.
FORMING VALUABLE ORIENTATION OF MODERN YOUNG PEOPLE (PSYCHOLOGICAL AKMEOLOGICAL ASPECT)
Nataliya V. Vlasova, PhD in Psychology, Assistant Professor, Municipal Financial Humanitarian Academy, Shosseinaya str. 90, Moscow. Russia; [email protected]
ABSTRACT
This article is devoted to the analyzes of the psychological- acmeological research of forming valuable orientation for different age groups. This research is considered different approaches to study the development and acceptance values for the children, teenagers and adults. This article is given as the rank evaluation to prefer values in different periods of life as the quantitative analysis of these values at every period of life, qualitative analysis of these values in each age group.
Key words: acmeological research, valuable orientation, value, needs, preventive measures, qualitative and quantitative indexes.
REFERENCES
[1]. Agapov VS. Features of self-esteem in the structure of self-concept of modern teenagers // Bulletin of SUM. 2007. № 7.
[2]. Buslaeva E.L. Value-semantic orientation of students in higher vocational schools. Bulletin of the Orenburg state University. № 2 (121).2011.
[3]. GagarinA.V. Educational reflection in professional training of bachelors in psychology // Ac-meology. 2013. № 3.
[4]. Derkach A.A. Methodological and applied problems of education of students-psychologists // Acmeology. 2014. № 1.