Научная статья на тему 'Семейные ценности молодежи'

Семейные ценности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3862
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОР / ДОСУГ / FAMILY / FAMILY VALUES / TRADITIONS / YOUTH / FAMILY PEDAGOGY / FAMILY EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / FOLKLORE / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галеева А. Н.

В статье рассматриваются аспекты формирования семейных ценностей молодежи. На сегодняшний день является общепризнанным, что формирование семейных духовно-нравственных ценностей, воспитание ценностного отношения к семье лежит в плоскости образования. Особое значение имеет процесс развития семейных ценностей молодежи, так как именно в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VALUES OF YOUTH

Тhe article discusses aspects of the formation of family values of youth. Nowadays it is widely accepted that the formation of family moral values, and raising of value relation to the family lies in the field of education. The process of family values development among youth has particular importance, because at this time there are an awareness and recognition of self and others, and formation of attitudes and the basics of the world.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности молодежи»

овладением нетрадиционными методами познавательной деятельности социокультурных проблем; информационную, включающую овладение социокультурной информацией, ее систематизацию и актуализацию; логико-гностическую, связанную с преемственностью и развитием познавательных способностей личности; развивающую, способствующую развитию сфер личности - интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенно-практической; интегративную, обеспечивающую целостность познавательного процесса, взаимосвязь принципов, комплексное развитие сфер личности; координирующую, связанную с регуляцией взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса, использования комплекса методов в соответствии с целью и задачами образовательной программы. Значимость вышеназванных принципов общенаучного уровня для организации электронного образования обусловлено следующим: так, принцип восхождения от абстрактного к конкретному как принцип научного познания требует анализа истории возникновения предмета рассмотрения проблемы и ее решения с помощью методов синтеза, индукции и дедукции; принцип единства исторического и логического связан с установлением логики исторического развития рассматриваемого явления; принцип детерминизма, причинной обусловленности, отражает взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений; принцип развития отражает необратимость развития, его поступательность и преемственность; принцип познаваемости выступает как высшая форма отражения в сознании человека реальной действительности, которая исторически обусловлена; связь теории и практики как общенаучный принцип отражает первичность практики, ее эмпирическую ценность в познавательной деятельности; в педагогическом плане исследование теории указывает на пути совершенствования практики. Вышеизложенные принципы и функции выступают в форме общенаучных методологических основ электронного обучения. Следует отметить, что дидактические принципы организации электронного образования в основе своей те же: это соответствие дидактического процесса закономерностям учения; принцип научности; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; коллективная работа и индивидуальный подход в обучении; наглядность в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся; системность и систематичность в обучении; доступность. Однако реализация этих принципов обусловлена спецификой электронного обучения, возможностями телекоммуникаций и Интернет. Успешность электронного образования и обучения во многом зависит от эффективной организации и педагогического качества учебных материалов, разработки закономерностей и принципов содержания.

Литература

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (редакция от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).- Режим доступа http://sudact.ru/law/ doc/ CxRPDd9gK3dX /002/.

2.Муртазина Г.Х. Тенденции развития дистанционных образовательных технологий // Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств.- 2010.- № 2.

УДК 37.018.1

А.Н.Галеева

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ.

В статье рассматриваются аспекты формирования семейных ценностей молодежи. На сегодняшний день является общепризнанным, что формирование семейных духовно-нравственных ценностей, воспитание ценностного отношения к семье лежит в плоскости образования. Особое значение имеет процесс развития семейных ценностей молодежи, так как именно в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, традиции, молодежь, семейная педагогика, семейное воспитание, социально-культурная деятельность, фольклор, досуг.

Alexandra Galeeva FAMILY VALUES OF YOUTH.

The article discusses aspects of the formation of family values of youth. Nowadays it is widely accepted that the formation of family moral values, and raising of value relation to the family lies in the field of education. The process of family values development among youth has particular importance , because at this time there are an awareness and recognition of self and others, and formation of attitudes and the basics of the world.

Keywords: family, family values, traditions, youth, family pedagogy, family education, social and cultural activities, folklore, leisure.

Жизнь человека неразрывно связана с семьей. В ней происходит становление и реализация его личности. Именно поэтому формирование семейных ценностей у подрастающего поколения весьма

актуально. На разных стадиях жизненного цикла человека его функции и статус в семье постоянно меняются. Так, для ребёнка семья - это источник его интеллектуального, физического, психического, эмоционального развития. Для взрослого человека семья является местом удовлетворения ряда его потребностей, как физических, так и духовных.

В своём развитии семья проходит ряд последовательно сменяющих друг друга этапов: 1. вступление в брак; 2. рождение первого ребёнка; 3. окончание деторождения (последний ребёнок); 4. «пустое гнездо» - выпадение из семьи последнего ребёнка; 5. прекращение семьи со смертью одного из супругов. Семья обеспечивает своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, а также выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья, таким образом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним [13].

В научной литературе вопросы семьи и семейного воспитания, формирования ценностных отношений рассмотрены достаточно широко. Так, проблемой семьи, семейных ценностей занимались психологи Л.С.Выготский, Н.Д.Добрынина, В.В.Ильина, К.К.Платонова, Д.Н.Узнадзе. Педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье раскрывается в работах В.И.Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г.Харчена. Вопросами изменения роли семьи в жизни общества в результате глобальных социально-экономических процессов занимались И.С.Андреева, А.И.Антонов, М.Ю.Арутюнян, В.А Борисов, Э.К.Васильева, А.Г.Вишневский, Т.А.Гурко, О.М.Здравомыслова, О.В.Митина, З.А.Янкова. В работах Д.Олсона, О.Тоффлера, АФернхема, П.Хейвена, П.Штомпки проанализирован ряд вопросов эволюции семьи и брака, вскрыты сложные связи семьи и общества. Вопросы государственной семейной политики изучали многие российские исследователи. Среди них А.И.Антонов, Н.М.Римашевская, С.В.Дармодехин, Е.Б.Ереева, И.А.Зимняя, А.М.Нечаева, А.М.Панов, М.С.Мацковский, С.И.Голод, которые в первую очередь ставили своей целью отслеживать наметившиеся негативные тенденции и предложить методы их предотвращения.

Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия. Н.А.Зелевская определила семейные ценности как социокультурные предпочтения в брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения, выбора брачного партнера, сфере ро-дительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества) [4]. Семейные ценности в этом понимании связаны с ценностными ориентациями членов семьи и способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям. В понимании Ж.Н. Дюльдиной семейные ценности - это то, что должно быть личностно значимо для подростка, что ему дорого, интересно и что должно способствовать его позитивному представлению о мире семьи, взаимоотношениях между членами семьи, осознанию собственного места в мире семьи [3]. По мнению В.А.Титаренко ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса: отношения субъекта к определенным объектам как личностным ценностям [6].

Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является юношеский возраст, так как именно в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения. Формирование семейных ценностей молодого человека - противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющегося у него уровня культуры под влиянием внешних факторов.

Большинство ученых, видных политических и общественных деятелей признают, что молодое поколение во всех странах является резервом для развития, положительных социальных перемен и технологических инноваций. Идеалы, энергичность и широта взглядов молодёжи играют центральную роль в процессе постоянного развития устойчивого общества.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории и в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: «весна» - от рождения до 20 лет, «лето» - от 20 до 40 лет - это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, с 12 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 25 лет. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В России к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции - 25) [5]. Согласно классификации ООН, возраст молодежи составляет от 15 до 24 лет. В настоящее время это 1,2 миллиарда че-

ловек, то есть 18% мирового населения [10].

Как указывает Г.Олпорт, «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей» [9].

По мнению В.А.Сластенина и И.Ф.Исаева, молодежь представляет собой достаточно неоднородную социальную общность, которую можно различать по возрасту, образованию, социальному происхождению [12]. Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

• 14 - 19 лет (юноши и девушки) - группа молодёжи, материально зависящая от родительских семей и стоящая перед выбором профессии;

• 20 - 25 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжная группа, интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;

• 26 - 29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическая группа, заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства.

Обучение решает центральную задачу - развитие мышления молодежи, что обеспечивает социальную ориентацию в сфере познания. Познание протекает как в процессе обучения на уроке или лекции, так и во внеурочной работе. Л.Ю.Сироткин отмечает, что молодые люди ощущают дефицит навыков самообразования, испытывают затруднения в самостоятельной переработке научной и общественно-политической информации. В этом случае важна установка на самообразование, предполагающая наличие определенной направленности личности, состояние готовности к конкретной деятельности, способности удовлетворить возникшие потребности [11].

Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Молодежь должна стать активной участницей реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Кроме того, в приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, в связи с утверждением ФГОС нового поколения, определены задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в частности, в области формирования семейной культуры. К ним относятся: 1) формирование отношения к семье как основе российского общества; 2) формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 3) формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; 4) знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. На этапе освоения образовательных программ личностные результаты включают, среди прочего, «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» и «ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценности семейной жизни» [8].

Как отмечает Р.Ш.Ахмадиева, значительный педагогический потенциал оптимизации воспитательных функций современной семьи содержат этнокультурные традиции, в которых доминируют формы семейного досуга, значительное место занимает прикладное творчество, сочетающее отдых и освоение народных ремесел и промыслов, развита празднично-обрядовая культура, глубоко укоренен культ уважения к старшим, создающий благоприятные условия для преемственности поколений. В сегодняшней ситуации оптимальной формой приобщения семьи к историческому культурному наследию своего народа следует считать культурно-досуговые объединения - поисково-исследовательские группы, фольклорные коллективы и т.д. в этой связи актуальной педагогической задачей становится изучение педагогического потенциала народных традиций и определение условий его реализации в сфере оптимизации воспитательных функций современной семьи. По мнению автора, включение ребенка совместно с родителями в коллективное творчество позволит максимально эффективно решить весь комплекс педагогических задач - обеспечить общее знакомство с этнокультурными традициями, овладеть технологиями художественной деятельности, органично впитать нравственные ценности, лежащие в основе репертуара семейных ролей [1].

Подводя итог, следует отметить, что семья составляет основу социальной организации современного общества, в ней не только сохраняется культура и создаются условия для передачи традиций от поколения к поколению. Рассматривая семейные ценности как результат определенных социальных воздействий и как цель воспитания, образования и просвещения, педагогическая наука

исследует содержание, формы и методы, концентрирует свое внимание на выявлении методологических, психолого-педагогических основ, условий и принципов формирования ответственного отношения к семье. Изучение формирование семейных ценностей молодежи средствами социально-культурной деятельности позволит конкретизировать технологические подходы к формированию ценностных приоритетов семейного досуга.

Литература

1.Ахмадиева Р.Ш. Педагогический потенциал народных традиций в системе оптимизации семейного воспитания / / Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - №1. - С. 130-135.

2. Винокурова А.В., Шпак Е.С. Семейные ценности студенческой молодежи// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №10-2. - С.61-63.

3. Дюльдина Ж.Н. Проблема необходимости просвещения молодежи по вопросам семьи //Среднее профессиональное образование. - 2007. - №4 - С. 39-41.

4. Зелевская Н.А Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование. - 2004. - № 6. -С. 16-25.

5. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы.- М.: Социум, 1999. - С. 48-52.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Академия, 1999. - 232 с.

7. Кудренко Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / / Проблемы и перспективы развития образования: мат.1У Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 149-150.

8. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учеб.-метод. пособие / С.С. Федорен-ко, Н.Н.Кислова, М.В.Мартынова и др.; под. ред. Е.В.Вергизовой, Т.С.Воробейковой, О.В.Эрлиха. - С.-Пб.: Свое издательство, 2014. - 403 с.

9. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды . - М.: Смысл, 2002. - С. 166-216.

10. ООН и молодежь [официальный сайт]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. un.org/ ru/documents/ (проверено 12.10.2015).

11. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: учеб. пособие / Самар. гос. пединститут. - Самара, 1991. - С. 114-117.

12. Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 256 с.

13. Шаваева О.А Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - №99. - С. 1-12.

УДК 008;379.85

Э.И.Минуллина

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с социальной интеграцией молодежи средствами туристской деятельности. Изучаются мнения ведущих педагогов, психологов, социологов по данной проблематике.

Ключевые слова: молодежь, интеграция, социальная интеграция, туристская деятельность.

Minullina E.I. SOCIAL INTEGRATION OF YOUNG PEOPLE IN TORISMACTIVITIES

This article discusses issues related to the social integration of youth by means of tourist activity. We study the opinions of leading educators, psychologists, sociologists on this issue.The problem of social integration of young people to the changing conditions of the modern world is a hot topic in the sociological, cultural, and educational and socio-cultural sciences. Awareness of the need to understand the role of scientific tourist activity as a factor in the formation of the social integration of young people led to the expediency of the theoretical analysis, the purpose of which is the realization of socially oriented, kulturosozidayuschego, pedagogical potential tourist activity as a means to promote social and cultural activities of today's youth and substantiation of the mechanism of realization of social integration. Youth tourism is inseparable from the process of cognition. It provides an opportunity to satisfy the traveler his direct interest in the new facts, entertaining events, the desire for a positive emotional experience associated with obtaining new information.

Keywords: youth, integration, social integration, tourism activity.

«Для эффективной работы системы воспитания молодого поколения, на которое оказывает сильное стихийное, чаще негативное социализирующее воздействие со стороны социокультурной среды и средств массовой информации, необходим комплекс мер, который бы смог повернуть нашу молодежную аудиторию лицом к культуре...» [3, с.34], которую и несет в себе современная туристская деятельность. Проблема социальной интеграции молодёжи к изменяющимся условиям современного мира является актуальной темой в социологической, культурологической, а также педагогической и социокультурной науках.

Осознание необходимости научно осмыслить роль туристкой деятельности как фактора формирования социальной интеграции молодежи обусловило целесообразность осуществления теоре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.