3. Ханнанов Ш.К. Средовой подход в социологии Среднерусский вестник общественных наук. 2011; 1: 72 - 76
4. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: сборник статей разных лет. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.
5. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2010.
References
1. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva: Mysl', 2010.
2. Sociologiya: 'Enciklopediya. Sostaviteli A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereschenko. Minsk: Interpresservis; Knizhnyj Dom, 2003.
3. Hannanov Sh.K. Sredovoj podhod v sociologii Srednerusskij vestnik obschestvennyh nauk. 2011; 1: 72 - 76
4. Manujlov Yu.S. Vospitanie sredoj: sbornik statejraznyh let. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 2003.
5. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya buduschih pedagogov-psihologov v vuze. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2010.
Статья поступила в редакцию 16.12.17
УДК 19
lontseva M.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, FGBOU IN "GUU" (Makhachkala, Russia),
E-mail: magomedov.p.a@gmail.com
Magomedov P.A., postgraduate, Department of Sociology and Management Psychology, FGBOU IN "GUU" (Makhachkala,
Russia), E-mail: magomedov.p.a@gmail.com
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF REPRESENTATIONS OF FAMILY VALUES AMONG STUDENTS. The
aim of the article is to study the socio-psychological basics of the ideas of students about family values. The work reflects the main ideas for the formation of the family values system for modern youth, identifies the most characteristic values that influence the development of family ideas among students, as well as some important tendencies of family development in modern society. The authors conclude that despite the transformation of the family institution, its adaptation to new conditions, aggravated the contradiction between the family-related and family-non-relevant values, the universal significance of the family, of course, remains. Family relationships are natural and essential for every person, these family values are unique and cannot be replaced by any other. The conclusions formulated on the basis of the findings can be used by educators, psychologists, social workers as guidelines for educational work.
Key words: family, family relations, family institution, family values, the youth among students, family education.
М.В. Ионцева, д-р психол. наук, проф., ФГБОУ ВО «ГУУ», г. Махачкала, E-mail: magomedov.p.a@gmail.com
П.А. Магомедов, аспирант каф. социологии и психологии управления, ФГБОУ ВО «ГУУ», г. Махачкала,
E-mail: magomedov.p.a@gmail.com
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В данной статье отражены основные идеи формирования системы ценностей семьи у современной молодёжи, выделены наиболее характерные ценности, влияющие на развитие представлений о семье у студенческой молодёжи, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современном обществе. Авторы делают вывод том, что, несмотря на трансформацию института семьи, её приспособление к новым условиям, обострившееся противоречие между семейными и внесе-мейными ценностями, общечеловеческая значимость семьи, безусловно, сохраняется. Семейные отношения естественны и жизненно необходимы для каждого человека, эти ценности семьи уникальны и не могут быть заменены никакими другими. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками как принципиальные ориентиры воспитательной работы.
Ключевые слова: семья, семейные отношения, институт семьи, ценности семьи, студенческая молодёжь, семейное воспитание.
В современных условиях социально-экономической нестабильности, дальнейшего расслоения общества семья, как динамическое образование, претерпевает определённые изменения, отражающиеся в структуре и характере внутрисемейного общения, составляющего основную особенность семьи как малой социальной группы. В настоящее время в условиях урбанизации среды обитания, сыгравшей свою роль в отчуждении людей, анонимности общения, семья рассматривается как уникальная социальная единица, где восполняется дефицит личностного общения. Семья как социальный институт выполняет ряд различных функций. Немаловажной из них является социальный контроль над поведением отдельных членов семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности её распада. Социальный контроль включает социальные нормы, правила, ценности. На примере современной молодой семьи можно видеть отход от традиционных условностей. Брак, семья перестают быть самоценностью. Благополучие семьи зависит все больше от личных качеств супругов. Молодёжь не настроена на терпимое, внимательное отношение друг к другу в первые годы брака, наоборот, боясь, что период стабильности семьи не настанет по причине разности характеров, взглядов, идей, ценностей, спешит расторгнуть брачные отношения, чтобы попытать счастье с другим человеком.
Как видим, особую значимость в данных условиях приобретает актуализация ценностного отношения молодёжи к семье как социальному институту. В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы [1].
Современный этап развития жизни российского общества характеризуется переоценкой ценностей, критическим осмыслением молодёжью опыта предшествующих поколений, выработкой новых представлений о будущем. Особенностью современного исторического этапа является ситуация формирования облика молодёжи в условиях ослабления идеологического прессинга, демократизации общественной жизни, расширения политических и экономических свобод, социальной самостоятельности, личной активности.
Степень активности молодёжи в процессе реформирования жизни зависит от осознания ею происходящих перемен. Действительно, в силу возрастных особенностей психики, молодое поколение способно быстро осознавать новые веяния, требования, идеи, включенные в реальную жизненную практику, не испытывая при этом бремени укоренившихся стереотипов, норм, традиций, характерных для представителей старшего поколения.
В то же время необходимо отметить, что общество сохраняется и развивается только в том случае, если представителями молодого поколения надежно усваивается ряд норм, без освоения которых невозможно отлаженное функционирование общественного организма.
Место любви и брака в системе жизненных ценностей молодёжи различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13 - 16 лет обозначаются «родные и близкие», «здоровье», «друзья», то среди респондентов возрастной группы от 17 до 23 лет первые позиции отдаются «любви» и «браку» [2]. По данным социологических исследований, в возрастной группе 18 - 20 лет любовь понимается как доверие, взаимопонимание, уважение. Причем в ответах юношей данного возраста довольно часто отмечается, что любовь это еще и влечение, стихия и близость. Среди девушек распространена такая характеристика, как самоотдача. Подобная картина наблюдается и в возрастной группе от 21 до 23 лет.
Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семей-ных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше бы соответствовали современному содержанию отношений, с другой -непрерывно растет число разводов, причем особенно страдают «молодые браки» - почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трех - пяти лет.
По утверждению значительного числа молодых пар, они вступают в брак по любви. Эти супруги искренне стремятся к тому, чтобы создать семью, в последствие иметь детей, вместе радоваться и вместе печалиться. Переполненные светлыми мечтами о своем лучезарном будущем, многие из них оказываются не подготовленными к трудностям реальной совместной жизни. Многие указывают, что всего лишь первые несколько месяцев (а иногда и меньше) они были довольны друг другом и совместной жизнью. Первые год-два совместной жизни - это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческого позиции. По существу, на этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей.
Несовпадение ценностных иерархий у супругов - очень важная проблема молодой семьи; для нее также имеет большое значение умение разрешать конфликты. Каждый день перед супругами встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что, потратить деньги, кого позвать в гости и т. п., - в которых сталкиваются системы ценностей супругов. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведёт к сплочению семьи.
Формирование ценностных отношений личности на семью обусловлено конкретными социальными, экономическими, психологическими условиями, в которых происходит ее социализация, преломленными в сознании личности в соответствии с её индивидуальными особенностями.
Центральное место в семейных отношениях имеют ориентации на родительство - принятие социальных ролей матери и отца, рождение определенного числа детей. Второй составной компонент семейных отношений - направленность на родство, родственные узы. Эти отношения в современной семье постепенно идут на убыль, так как из системы родства исключаются отношения двоюродного родства, отношения между дядями, тетями, даже братьями, сестрами и т. д. Третий компонент семейных отношений - ориентация на супружество, включающая как ориентацию на сам брачный статус, так и ориентацию на брачного партнера. Приоритетность ценности супружества при частичной или полной девальвации ценностей родительства и родства свидетельствуют о том, что семья все чаще редуцируется к партнерству более конфликтогенному, подверженному риску развода.
Существует и другая точка зрения, согласно которой, больших успехов во внесемейной деятельности должны достигать
супруги из неблагополучных семей, однако этого не происходит. А.Н. Елизаров обнаружил, что у членов неблагополучных, дезинтегрированных семей преобладали ценностные отношения, связанные с витальными потребностями, а в благополучных, «высокоинтегрированных» семьях - с духовными потребностями личности. Определяющим фактором в этой связи является не тип семьи, а личностные особенности: сами потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании у членов неблагополучных семей не развиты, что и создает неблагоприятную семейную атмосферу.
Как свидетельствуют данные социологических, психологических, социокультурных исследований, ценностная система индивида формируется приблизительно в промежутке между 15 -17 годами, однако она не остается неизменной и подвергается трансформации на протяжении всей человеческой жизни. Последующее корректирование ценностной системы происходит под влиянием социальной группы, в которую входит индивид зависит от рода его профессиональной деятельности, от воздействия ближайшего окружения (семья, друзья, коллеги), от конкретной социокультурной ситуации, а также от активности и самостоятельности личности при выборе ею разнообразных ценностных позиций. В ценностных отношениях аккумулируется жизненный опыт, знания, умения, накопленные в процессе индивидуального и социального развития личности.
Формирование системы ценностных отношений происходит как в структурном, так и в содержательном аспекте. Прежде отрывочные, разрозненные ценностные представления постепенно складываются в устойчивую, иерархическую систему ценностных отношений, становятся устойчивыми характеристиками личности, К окончанию юношеского возраста происходит расширение сферы ценностных представлений вглубь (охват более длительной временной перспективы) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом). Вместе с тем, ценностные отношения молодых людей еще не приобрели достаточной устойчивости и испытывают большую зависимость от внешних факторов, социальных изменений.
Фундаментом ценностного отношения к семье являются предоставляемыми ею уникальные возможности для удовлетворения целого комплекса личностных потребностей разного уровня. На содержании ценностных отношений сказывается то, что важнейшими потребностями в этом возрасте становятся потребности в самореализации в процессе общения с друзьями и любимыми, стремление быть принятым ими. По сравнению с подростковым возрастом, повышается избирательность общения. Именно на юность и раннюю молодость приходится «пик» дружбы, когда она является «наиболее исключительной, интенсивной и эмоционально значимой», занимает привилегированное, даже монопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. Она складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии.
Не менее важной сферой является поиск любви, установлении близких отношений. Если в начале юности (15 - 18 лет) главным «конфиндантом» бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или любимая. В более старшем возрасте отсутствие интимных (не только сексуальных) отношений с другим полом уже не компенсируется однополой дружбой.
Рассматривая формирование системы ценностных отношений в юности, необходимо учитывать множество факторов различного порядка.
Важным фактором, оказывающим влияние на систему ценностных отношений и, в особенности, ориентации на семью, является модель взаимоотношений в родительской семье. Влияние родителей на ребенка не только самое сильное и всеобъемлющее, но и самое длительное. Атмосфера и ценности, царящие в семье, накладывают неизгладимый отпечаток на формирующуюся личность, создавая предпосылки для формирования ценности семьи в сознании молодого поколения.
Уровень подготовленности молодёжи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков. Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Весьма показательно изменение ценностных отношений у вступающих в брак и разводящихся. У молодоженов среди ценностей брака на первом месте: любовь, неясность, взаимное уважение, верность, деликатность. Супруги, решившиеся