Психологические науки
УДК 159.922.1:159.923.2+173.7:314.015
ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ВЕКТОР РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Г. В. Вержибок, Минский государственный лингвистический университет
(Минск, Беларусь).
Резюме. В статье раскрываются теоретические и практические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни с акцентом на социальную значимость проблемы в русле реализации республиканских программ повышения ценности и значимости семьи. Анализируются параметры и критерии, позволяющие выстроить пути и формы действий общественных институтов в плане семейной направленности жизненных перспектив молодежи. Рассматриваются вопросы содержательно-смыслового наполнения учебного курса и его внедрения в практику образовательного пространства при обозначении проблемного поля образовательной и просветительной деятельности педагога. Устанавливается связь проблем построения семьи в контексте гендерного образования студенческой молодежи.
Ключевые слова: система подготовки молодежи к семейной жизни, критерии готовности к созданию семьи, знания и представления о семье и браке.
Специальная психолого-педагогическая подготовка молодежи к семейной жизни является необходимостью, продиктованной реалиями сегодняшних дней. Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, требуя от нее высокой активности, значимым становится вопрос культуры молодых граждан. В основе Программ воспитания и молодежной политики в Республике
Беларусь - комплекс мер, направленных на активизацию деятельности по укреплению института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в условиях изменений в системе образования, что обуславливает своевременность изучения проблем воспитания культуры отношений и уважения к семейной жизни в молодежной среде.
Многими исследователями и практиками (А.А. Аладьин, И.В. Дубровина, Д.Э. Немировский, В.И. Слепкова, Н.Н. Толстых, Г.Г. Филиппова, Т.И. Юферева, Л.Б. Шнейдер и др.) отмечались спектры проблем семейных отношений - обострение внутрисемейных противоречий, частота конфликтности, неустойчивость связей семьи, ослабление стабильности брачного союза, которые переносятся в разные сферы жизнедеятельности, проецируются от родительской семьи в молодых семьях, дестабилизируя социальные взаимодействия и личные контакты [1; 2; 3; 8; 11]. Неумение выстраивать взаимоотношения, психологическая неграмотность, низкая культура чувств и пр. приводят многие семьи к распаду и дезадаптации, у молодежи - к бесперспективности и нежеланию построения новых моделей поведения, неразрешенные вопросы повергают в уныние и апатию, снижают личностную и социальную активность. Однако есть и стремление разобраться в себе, узнать о многих жизненных явлениях, научиться переносить полученные знания теоретического плана на практические действия, интерес к вопросам морали, любви и дружбы, смысла жизни - служат благоприятными предпосылками для нравственной и психологической подготовки будущего семьянина.
Многогранные семейные роли супруга и супруги, отца и матери, хозяина и хозяйки требуют сложной и кропотливой работы, совокупности навыков, большого круга знаний. Одним из существенных и значимых путей достижения цели по формированию эгалитарного мировоззрения, осознанного родительства, равноправия отношений между полами становится гендерное образование и просвещение молодежи. Нарушения и упущения в системе подготовки подрастающего поколения вступлению в брачный союз и «дообучение» взрослых, уже состоящих в нем, становятся актуальной и важной социальной проблемой. Работа в этом направлении имеет социальное значение и по своей направленности является междисциплинарной, может проводиться на всех этапах возрастного развития и не должна быть отделена от общих проблем воспитания. Её решение вырабатывается рядом дисциплин медико-биологического цикла, социально-экономического и психолого-педагогического, однако
приоритетная роль принадлежит психологической науке. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны, социальной ценностью семьи, заключающейся в обеспечении физического и духовного воспроизводства населения, а также эмоционального благополучия. С другой стороны, сменой регуляторов брачно-семейных отношений в современной семье, перемещением их из области юридической и хозяйственно-экономической в область социально-психологическую и нравственную [1; 11].
Новые условия не только повысили значение целенаправленной подготовки к выполнению семейных ролей в целом, но и изменили ее характер, т.е. изменилось соотношение систематической и несистематической подготовки к семейной жизни. Систематическое обучение предполагает изложение целого комплекса семейных проблем. С этой целью создаются различные университеты, курсы, школы, предусматривающие относительно длительное и многостороннее изучение различных аспектов семейной жизни. Несистематическая подготовка характерна фрагментарностью, эпизодичностью освещения сложной и многогранной природы брачно-семейных и семейно-бытовых отношений. Эта подготовка включает отдельные консультации, беседы, лекции, проработку материала публикаций по той или иной проблеме семьи.
Усложнение задач, стоящих перед семьей, интенсификация контактов, разносторонность коммуникаций определяют необходимость возрастания роли систематического обучения молодежи (С. Матюшкова, 2006; Л.И. Смагина, 2003; Л.И. Столярчук, 2003; Н.А. Шведова, 2002; Л.В. Штылева, 2004, 2008, и др.). Степень эффективности и достижения значимых позитивных результатов опосредуются целым рядом условий, дополняющих друг друга, хотя при всем этом формы воздействия существенны и важны [2; 4; 11]:
^ сложность самой семьи - ее структурно-динамических элементов как системы, комплексностью и разносторонностью ее связей и отношений;
^ квалифицированный разбор и анализ, группировка и классификация получаемых сведений;
^ большая объективность и глубина восприятия информации по различным аспектам.
Одной из самых значимых инноваций является гендерное
измерение (гендерный подход) основных вопросов - проблемы сущности человека, смысла и предназначения, пространства и времени человеческого бытия, отношения полов в обществе. В новом социокультурном контексте подвергаются изменению и основные агенты социализации, в том числе, образование, стимулирующее воспроизводство или модификацию гендерных норм и практик. Сложившаяся ситуация в гендерном хронотопе социума требует обновления научного дискурса, разработки и уточнения проблематики, конструирования новых ракурсов (Т.Б. Рябова, 2005; Л.В. Штылева, 2004).
Юноши и девушки (имеется в виду юношеский возраст, учащиеся старших классов и студенческая молодежь) хотят глубже понять себя и других, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях. Их глубоко волнуют проблемы человеческих отношений, взаимоотношений в семье, вопросы любви и дружбы, смысла жизни, счастья человека, его места в обществе. Они стремятся разобраться во многих жизненных явлениях, хотят научиться переносить полученные знания теоретического плана на практические действия. Возникает потребность в самовоспитании, повышенный интерес к вопросам морали служат благоприятными предпосылками для нравственной и психологической подготовки будущего семьянина [5; 9].
Радикальное решение проблемы подготовки подрастающего поколения к будущему невозможно без учета раскрытия компонентов и параметров семейных отношений. Эти составляющие помогут оценить каждого человека по степени их наличия и устойчивости, осознания и принятия, выполнения и реализации в жизни. Тем самым, индивидуальная проблема - быть или не быть семье - будет разрешаться на позитивном уровне. В обобщенном плане можно выделить следующие параметры готовности к созданию семьи [1; 2; 11]:
0 социально-нравственная готовность - включает в себя гражданскую зрелость, знание сущности институтов семьи и брака, основных положений семейного права, степень экономической самостоятельности, физическое и психическое здоровье;
0 мотивационная готовность - охватывает любовь во всех ее проявлениях как основу построения семьи, качества самостоятельности и ответственности, согласованность позиций, исполнения ролей мужа/жены, матери/отца;
0 педагогическая готовность - заключается в степени грамотности
и знаний о семейной жизни, сексуальной воспитанности, владении хозяйственно-экономическими умениями и навыками;
О психологическая готовность - предполагает культуру взаимоотношений и поведения, параметры психологического климата и атмосферы, устойчивость чувств и свойств личности, стремление к самовоспитанию.
Нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает, как считает В.С. Торохтий, понимание комплекса требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь [9]. Эти позиции реализуются в разных семьях в разной степени и трансформируются через составляющие способности к браку - заботиться о другом человеке, сопереживать и находить духовное единство, сотрудничать и быть терпимым, принимать другого и подавлять собственный эгоизм. Значимыми факторами удовлетворенности семейной жизнью выступают функционально-ролевые и эмоционально-оценочные связи между мужчиной и женщиной, согласованность их взглядов и владение определенными знаниями и умениями, коммуникативными навыками, выступающие как субъективные параметры психологической зрелости личности. Все эти качества являются показателями умения человека быть достаточно изменчивым и вариабельным в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, свидетельствуют о психологической зрелости личности.
Готовность молодежи к браку определяется и как система социально- психологических установок личности, в основе которой эмоционально- ценностное отношение к семейному образу жизни и супружеству, включая целый комплекс интегральных характеристик (Н.В. Малярова):
0 формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему будущему партнеру, будущим детям;
0 подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству, где весьма важным аспектом совместной жизни является согласованность;
0 способность к самоотверженности по отношению к партнеру, основанная на качествах и свойствах альтруизма любящего человека;
0 эмпатийный комплекс качеств, который позволяет решать в дальнейшем и психотерапевтическую функцию брака;
0 высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;
О способность к саморегуляции психики и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты, что имеет существенное значение для развития межличностных отношений в семье.
Получение знаний о браке и семье, формирование установок, умений и навыков предполагает систематические занятия по определенной программе (А.К. Воднева), куда могут быть включены аспекты: социальный, правовой, нравственный, психологический, педагогический, половой, хозяйственно- экономический. В частности, психологический аспект освещает проблемы: формирование потребности и навыков общения, умение управлять своей эмоциональной сферой, воспринимать и учитывать реакции других людей, эмпатийные тенденции, знание об особенностях мужской и женской психологии, специфике отношений между полами, умение соотносить свои интересы с интересами других, понимать себя и стремиться к саморазвитию.
Выделенные авторами (А.К. Воднева, Н.В. Малярова, А.Н. Сизанов, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер и др.) критерии (параметры) готовности к созданию семьи - социальные, психолого-педагогические, морально-нравственные, мотивационные и пр. - лишь обозначают весьма многогранный круг вопросов, разрешаемых молодыми людьми, и являются только определенной точкой отсчета. Главное, чтобы у молодых людей к моменту окончания школы, а затем и других образовательных институтов, была (хотя бы в основном) сформирована система позитивных установок на создание прочной семьи, сложилась система знаний о роли семьи в обществе и жизни отдельного человека, о правовых и этических нормах, регулирующих брачно-семейные отношения, о физиологических аспектах половых отношений. Важно, чтобы к этому моменту они имели представление об умениях и навыках по рациональному ведению домашнего хозяйства, по уходу за детьми и их воспитанию, развивали навыки межличностного общения. Разработка и реализация эффективных программ семейного и гендерного воспитания в учреждениях образования помогут молодежи избежать негативных последствий слабой информированности, неподготовленности и неумения применять на практике полученные знания.
Реализация академической программы по гендерным исследованиям, как правило, осуществляется по следующим направлениям:
^ включение гендерно-ориентированной информации в содер-
жание базовых учебных курсов;
" чтение спецкурсов по гендерной проблематике; " организация научно-исследовательской работы студентов (руководство курсовыми и дипломными работами по гендерной проблематике, подготовка студентов к выступлениям с сообщениями на научных конференциях, помощь студентам в подготовке материалов к публикациям и др.);
" публикация методических и научных изданий по гендерной тематике;
" выступления с сообщениями по проблемам гендерной теории на межкафедральных методологических семинарах;
" создание библиотеки феминистской и гендерной литературы.
Сегодня назрела необходимость не только более широкого развития сети систематического обучения (семья, детский сад, школа, средние и высшие учреждения, др. общественные организации и социальные институты), но и круга освещаемых вопросов, подачи материала с учетом ситуации и подготовленности аудитории, связь теории и практики. Важно сформировать у слушателей потребность к информации определенного типа, развить интерес в постижении нового, выработать навыки взаимодействия, создать общую культуру понимания на основе диалога. Подготовка молодежи к семейной жизни должна включать в себя достаточно обширный спектр разнообразных знаний, что будет способствовать углублению понимания каждого человека в этом вопросе, предполагать готовность к созданию семьи и дальнейший личностный рост каждого ее члена [1; 4; 7].
Работа преподавателей со студентами по выполнению академической программы по гендерным исследованиям осуществляется в соответствии с рядом принципов гендерного образования: " ориентация на сотрудничество;
" развитие личностного потенциала (Я-концепция, мотиваци-онная и эмоциональная сферы личности);
" единство теории и практики, суть которого сводится к привлечению жизненного опыта субъекта обучения;
" принцип активности, т.е. побуждения личности к активной социальной жизни на основе расширения ее знаний и возможностей.
Примерный план назначения учебной дисциплины и ее структура предлагается автором в следующем виде.
«Гендерное образование: подготовка молодежи к семейной жизни».
Цель преподавания дисциплины: освоение студентами знаний о семье как базовом элементе социума для сформированности готовности к семейной жизни.
Задачи изучения дисциплины:
0 понимание студентами роли семьи как социально-нравственной ценности, раскрытие сущности семьи и брака;
0 включение в специфику рассмотрения семьи как многоуровневой системы отношений на основе личностного развития каждого из членов;
0 изучение психологических особенностей современной семьи, закономерностей ее жизнедеятельности и функционирования;
0 формирование навыков психологического анализа явлений семейной жизни, поиска путей семейного благополучия;
0 осознание собственных личностных смыслов и жизненных ориен-таций, ответственности личности за выбор жизненного пути.
Основные вопросы и темы для обсуждения:
0 подготовка к семейной жизни: аспекты готовности;
0 семья и брак: стадии развития, национально-этнические различия семейных укладов; структурно-динамические и функционально- типологические характеристики семьи; жизненный цикл развития семьи, родительская и супружеская семьи; гендерная социализация на разных этапах развития: стереотипы, роли, идентичность, нормы и модели поведения, преемственность традиций и влияние семьи, гендерное просвещение и воспитание; взаимоотношения юноши и девушки: дружба, любовь и романтические отношения; этика добрачных отношений, гражданский брак, ответственность и сексуальное поведение; теории выбора брачного партнера, любовь как основа построения семьи, мотивы вступления в брак; молодая семья, проблемы адаптации; супружеские и детско-родительские отношения; межпоколенная и внутрипоколенная коммуникация;
0 кризисные явления: конфликты и разногласия, развод и повторный брак, одиночество и вдовство, ранние браки; совместимость и удовлетворенность браком, семейное благополучие.
Для проведения занятий с учащейся и студенческой молодежью необходимо, как важнейший компонент преподнесения материала, установить первичный контакт (при первом знакомстве) и доверительность отношений (в процессуальной части работы). Ознакомив аудиторию со спектром предлагаемых вопросов по курсу, можно предложить работу в виде как открытых обсуждений, или дискуссий, так и в виде подачи анонимных запросов. Можно проводить опрос либо психодиагностику по намеченным темам (при наличии необходимой информации и материала), вести рефлексивный поиск в плане обратной связи со слушателями. Главное, ввести не только в ракурс раскрываемого вопроса, но и отметить проблемные стороны изучаемого явления, помочь молодежи найти собственную позицию, принять свое решение. Педагог не может (по праву профессионализма, опыта, старшинства, статуса и пр.) и не должен давать просто ответы (полные, детальные или фрагментарные, краткие), и тем более, приводить примеры личного значения, ему необходимо - и это главное, раскрыть составляющие рассматриваемого процесса, показать его позитивные и негативные стороны с направленностью на принятие самостоятельного действия каждым из присутствующих. Свобода действий всегда подразумевает ответственность поступка - это ключевое правило морали и нравственности должно стать основополагающим в работе с подрастающим поколением.
Исходя из того, что одним из наиболее эффективных методов внедрения гендерного сознания и мировоззрения является его преподавание в учебных заведениях, хотелось бы отметить два основных подхода в преподавании гендерных исследований сложившихся за последние десятилетия в современной практике:
1. мультидисциплинарный подход;
интердисциплинарный или междисциплинарный подход (Таблица 1).
0 При мультидисциплинарном подходе «гендер» становится предметом исследования в рамках каких-либо определенных дисциплин, т.е., используя методы, сложившиеся в рамках определенных дисциплин (философия, социология, история и т.д.), происходит отсев, селекция и анализ проблем, связанных с «женским вопросом», фемининностью, маскулинностью, формированием гендера и пр. Подобные исследования способствуют значительному расширению теоретических подходов и методов, ведут к обогащению гуманитарного познания в сфере социального устройства и расширению сфер взаимодействия. Такие исследования являются ценным
вкладом в обогащение знаний о гендере в контексте реалий современного мира, однако на данный момент не может выполнить центральную миссию гендерных исследований - разработку интегрированного, синтезированного, сравнительного анализа, сфокусированного на предмете исследования.
Таблица 1.
Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы
в преподавании гендерных исследований
Параметры Мультидисциплинарность Междисциплинарность
Гендерные Исследования в рамках сложившихся дисцип- Гендерные исследования как интердисциплинарность
Предмет исследования Фокус на дисциплинарно обозначенном гендерном аспекте Фокус на гендерной проблематике
Подход Сложившиеся методы традиционных дисциплин Введение новых методов исследования, альтернативных традиционным дис-
Ценность Обогащение и расширение дисциплинарного знания Адресация проблем, выходящих за дисциплинарные замки
Недостатки Фрагментарность Сложности и противоречия, связанные со стадией становления
Место среди других дисциплин Добавочные занятия в рамках курса, либо отдельный предмет в рамках традиционного факультета Самостоятельная дисциплина с особым категориальным аппаратом и методами исследований
Для того, чтобы стал достижим интегрированный, синтезированный, эрудированный, сравнительный и взаимосвязанный анализ гендерных проблем, необходим междисциплинарный подход, сфокусированный на предмете исследования. Благодаря синтезу исторического, социологического, психологического, юридического и политического подходов возможно понимание и анализ природы проблемы, включая те аспекты, которые обычно скрыты от исследования или недостаточно четко адресованы. Это помогает ставить отчасти неожиданные и, в то же время, фундаментальные вопросы, выделяя новые «нетрадиционные» области исследований. В частности, Джулия Клейн подчеркивает, что интердисциплинарность связывает знание и действия, признавая, при
этом, что «реальные» проблемы не появляются «упакованными в дисциплинарно обозначенные блоки», что эндогенная академическая интердисциплинарность является, таким образом, ответом на экзогенную социальную интердисциплинарность.
Главным назначением преподавания гендерных исследований видится не просто обучение, а преподнесение и объяснение другой точки зрения на те вещи, которые практически повсеместно в обществе считаются устоявшимися и непоколебимыми. В этом и заключается новизна, особый вклад гендерных исследований в плане распространение идей мира, толерантности и ненасилия. Актуализируется вопрос гуманитаризации высшего образования, целью которой является освоение студентами методологии научного познания и практического освоения окружающего мира, включение их в пространство мировой культуры.
Для обоснования учебного плана спецкурса были сформулированы основные критерии, которым должны отвечать учебные занятия, проводимые в рамках разработанного авторского спецкурса:
а) учебные занятия носят комплексный характер, не являясь узконаправленными;
б) практические занятия посвящены именно тем разделам, которые слабо представлены в лекционных курсах, семинарах;
в) в основе содержания предлагаемого спецкурса лежат современные исследования в области гуманитаристики (психологии, педагогики, социологии и пр.);
г) спецкурс знакомит будущих специалистов с новейшими методами исследования и методикой проведения опытно-поисковой работы;
д) в результате получения теоретических знаний об эмоциональной устойчивости будущие специалисты должны уметь применять их на практике, уметь прогнозировать и управлять эмоциональными состояниями субъектов педагогического образования, предупреждать напряженные эмоциональные ситуации.
Задача педагога - научить молодежь думать, принимать взвешенные решения, применять усвоенное на практике (сегодня и в перспективе) с опорой на знания, почерпнутые из теоретических воззрений уже доказанного, именно на этой основе может и должен быть выстроен учебный образовательный курс. Только при этих важных моментах юноши и девушки, которые по своему выбору посещают этот курс, получат не только информацию, но и увидят связь теории и практики, пути реализации своих ожиданий и притязаний на стабильное и счастливое будущее.
То, что молодым людям необходимы хотя бы первичные знания о семейной жизни, отражено в их отзывах по курсу «Психология семьи» (заявленный как учебный, обязательный) или спецкурсу «Подготовка молодежи к семейной жизни» (курс по выбору или цикл занятий), проводимых в вузах страны (МГЛУ, БГПУ, РГСУ, ИСЗ - г. Минск, филиал БГЭУ в г. Бобруйске, Витебск, Слоним) о значимости и целесообразности введения такого учебного предмета: «Курс интересный и познавательный, главное - полезный для развития» (код 009). «Этот курс заставил меня пересмотреть мою жизнь, отнестись более серьезно к отношениям в семье, между мужчиной и женщиной. Я поняла, что очень много не знаю» (Н.О.).
«Учишься анализировать происхождение ошибок родителей и заранее пытаешься программировать себя на другое поведение по отношению к своим детям - все это я буду в состоянии применить теперь и на практике» (В.А.). «Возникла потребность в повышении своей самооценки и уровня знаний» (код 012). «После курса можно посмотреть на свои проблемы со стороны» (код 003). «Что-то для себя в себе же открыла» (В.Н.). «Многое узнала, а главное - захотела узнать» (код 027). «Появилось желание самостоятельно изучать эти проблемы» (С.Е.). «Знания, касающиеся жизни, никогда не пропадут. Всегда приятно чувствовать себя «подкованной» в жизненных ситуациях. Что бы ни случилось, теперь, после курса я уже буду знать, где найти информацию, какие книги читать, как разрешить практически любой жизненный вопрос» (Д.Ю.). «Рекомендуете хорошую и новую литературу - это помогает не потеряться в огромном количестве книг» (код 034). «То, что мы узнаем сейчас, нам обязательно потребуется в будущем, и даже уже понадобилось» (код 015).
Присутствующими на занятиях поднимается масса личных, и порой даже весьма интимных, вопросов, среди которых превалируют темы: о любви, поиске и выборе друга, брачного партнера, взаимоотношениях полов и сексуальной культуре, взаимопонимании с родителями и окружающими, т.е. те проблемы, которые волнуют их и характерны именно для этого периода возрастного развития. На многие вопросы можно ответить лишь кратко - так их много, но весьма важные спектры проблем семейных отношений, к сожалению, так и остаются нераскрытыми. Разрешать их молодые люди не всегда могут в силу незнания и малого жизненного опыта, недостаточного информирования, хаотичного и спонтанного использования сведений, сумбурности и
неопределенности собственных позиций и взглядов. Высказанные пожелания молодежи касаются и вопроса недостаточного временного интервала проведения спецкурса, ведь сокращение гуманитарного блока образовательных дисциплин ведет к фрагментации подачи материала. Частично эта задача разрешается с помощью подготовленных авторских подборок на электронных носителях ^-дисках) и в сброшюрованных тетрадях, куда включены как учебные пособия, хрестоматии, научные и научно-популярные издания, психодиагностические методики, весь программно-методический комплекс по спецкурсам: «Психология семьи» («Подготовка молодежи к семейной жизни») и «Гендерная психология» («Гендерное образование»). Весьма важно, чтобы было не только принятие, но пришло и осознание подготовленности разных категорий молодежи, поэтому высказывания студентов о значимости предлагаемого курса свидетельствуют о востребованности знаний по изучаемым вопросам, заинтересованности и важности обсуждаемого. Весьма важно, чтобы было не только принятие, но пришло и осознание подготовленности разных категорий молодежи, поэтому высказывания студентов о значимости предлагаемого курса свидетельствуют о востребованности знаний по изучаемым вопросам, заинтересованности и важности обсуждаемого.
На сегодняшний день очевиден положительной сдвиг в понимании молодежью роли и ценности семьи, как в жизни каждого человека, так и для продолжения жизни нации и народа в целом. В современных условиях огромного количества и порой переизбытка информации, молодежи достаточно трудно сориентироваться в своих предпочтениях, сформировать адекватные современным реалиям жизни установки. Совокупность представленных позиций обеспечивает зрелость личности в социально- психологическом контексте, определяет характер будущих внутрисемейных отношений и прочность брака. Утрата некоторых традиционных ориентиров и общечеловеческих ценностей привнесла в сознание подрастающего поколения неопределенность, растерянность и сомнение в правильности собственных позиций. Большую и важную роль в восстановлении баланса между собственными установками и ожиданиями общества следует возложить на правильно и четко построенный, грамотно и корректно преподносимый подготовленными специалистами образовательный курс семейного, полового и гендерного воспитания в школах, вузах и других учебных заведениях.
Психологическая подготовка молодежи к семейной жизни является настоятельной необходимостью и должна проводиться на всех этапах возрастного развития, ведь формируя личность в целом, нельзя не учитывать специфику каждой области её жизнедеятельности, в том числе, и семейной жизни (А.И. Антонов, Т.М. Афанасьева, А.Я. Варга, С.И. Голод, И.С. Кон, А.Г. Харчев, Э.Г. Эйдемиллер, Н.Г. Юркевич, В.В. Юстицкий, N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Исходной ориентацией индивида в процессе формирования представлений о личной жизни является ориентация на создание в будущем семьи. Субъективная ценность семьи отражается в широком спектре реальных социально-психологических установок поведения и взаимоотношений личности. Это обусловливает влияние усвоенных гендерных установок на выбор модели семьи, семейных отношений, реализуемых впоследствии личностью. Модели вновь образующихся семей зависят от социально-психологических различий индивидов: возраста, гендера, социального статуса. Однако гендерные субъективные установки личности, влияющие на формирование ее ценностных, когнитивно- поведенческих компонентов остаются при этом не достаточно изученными. Различие же между социальной ценностью (значимостью) семьи и личностной ценностью (оценками и выборами реального поведения) является одной из основных причин трансформации семьи как институциональной структуры, причиной кризиса семейных процессов социальных отношений.
Необходимы целенаправленные усилия различных организаций и социальных институтов, педагогов и психологов, родителей и всех заинтересованных лиц по формированию у молодого поколения представлений о своей будущей семейной жизни в реальных общественных условиях, ведь развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов и характером социальных позиций. Создание интегрированных учебных программ подразумевает включение в них гендерных исследований с приданием им междисциплинарного характера, что предполагает пересмотр научных методов, базовых положений и отношения к обществу [7]. В этом смысле в изменении содержания программ вузовского обучения можно выделить три момента: изменение нас самих, изменение нашей работы и изменение общества (О.А. Воронина, И.В. Грошев, И.С. Клецина, К.С. Фофанова, Л.В. Шалаева и др.).
Научные изыскания последних лет (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.)
подготовили переход от «фрагментарного и статического» рассмотрения педагогической деятельности к пониманию педагогического труда «целостной и развивающей» психической реальности. Педагог и ученик, представляя в отдельности некий общественный субъект образовательной деятельности - педагогическое или ученическое сообщество - вместе предстают совокупным субъектом всего образовательного процесса. В педагогической деятельности действуют не отдельные ролевые подструктуры личностей педагога и ученика, а их личности в целом. Эффективное педагогическое взаимодействие предполагает личностное, на «уровне интимности», общение учителя и ученика, когда ученик может широко пользоваться помощью учителя на всех уровнях взаимодействия, что создает особую возможность для психического развития учащегося. Задача учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтобы ускорить процесс познания окружающего мира в индивидуальном развитии человека (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, И.И. Ильясов, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.С. Решетько и др.). Данный процесс будет плодотворным при осуществлении принципа преемственности, единства обучения и воспитания, с сохранением ведущей роли учебной деятельности, с определением соответствующего содержания и методов работы.
Личностная включенность, пристрастность, осмысленность, способность оказывать позитивное влияние на другого через раскрытие субъектных ценностей и смыслов составляют основу деятельности педагога. Как утверждает Г.В. Мишенина (2009), своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она по своей природе детерминирована личностными ценностями, которые обеспечивают ее содержание и направленность, придают смысл системе профессиональных действий. В процессе педагогического взаимодействия учащиеся получают не только знания, умения и навыки, но и становятся носителями личностных качеств педагога, носителями его рефлексии (Е.И. Рогов, 1996). Только умение понимать другого, встать на его позицию, допускать различные суждения по одному вопросу, обеспечивает согласие, терпимость, взаимопонимание, и развивает человека как личность и индивидуальность (Л.В. Абдалина, Я.Л. Коломинский, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, Т.Н. Щербакова и др.). Чтобы обучать, воспитывать и развивать личность учащихся, педагогу необходимо совершенствоваться самому, при этом уметь расставить акценты на главном, обратить внимание на повышение профессионализма. Именно это обеспечивает
успешность и результативность педагогической деятельности.
В условиях инновационного развития национальной системы образования практическое включение гендерного компонента в образовательную и социальную среду, разработка психологических основ ГК позволит реализовать комплекс мер государственного значения, направленных на активизацию созидательной деятельности молодежи как гражданина страны, будущего семьянина и профессионала, повышает информированность и гендерную компетентность педагогов и специалистов разных сфер деятельности, способствует совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе и в сфере подготовки кадров гуманитарной сферы, определяя реализацию гендерного равенства путем интеграции в социальное пространство, обеспечивая решение гендерных и демографических проблем, укрепления семьи и духовно-культурного развития для поддержания социальной стабильности общества в контексте современных интеграционных процессов.
Система образования имеет возможность серьезно влиять на формирование нового сознания и культурно-нормативных стандартов молодежи благодаря реорганизации учебной деятельности «на принципах диалога и равенства позиций, принятия большинством педагогов идей сотрудничества, уменьшения сепаратизма, выявления случаев дискриминации и сегрегации» (З.М. Саралиева, 2004). Формирование готовности иметь семью должна быть одной из главных задач воспитания подрастающего поколения и находиться в центре психолого-педагогических исследований и практики [1]. Радикальное решение этой проблемы возможно на основе раскрытия компонентов и параметров семейных отношений, которые помогут оценить индивидуальное преломление их степени наличия и устойчивости, осознания и принятия, выполнения и реализации в жизни.
Литература:
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. - СПб., 2005. - 436 с.;
2. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Валента. - СПб., 2006. - 360 с.
- (Серия «Современный учебник»);
3. Вержибок, Г.В. Концептуальные основы подготовки молодежи к семейной жизни: в 3 ч. / Г. В. Вержибок // Психологические проблемы современ-
ной российской семьи: материалы II Всерос. науч. конф. Москва, 25-27 октября 2005г. - Ч. 1. - М., 2005. - С. 220-229.;
4. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. - М., 2000. - 520 с. - (Серия «Кафедра психологии»);
5. Шилов, И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: Практикум / И.Ю. Шилов. - СПб., 2000. - 368 с.;
6. Макеев, А. Семья - частица рода и народа / А. Макеев, З. Сотруева // Народное образование. - 2000. - № 1. - С. 118-122;
7. Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ: монография / Л.В. Штылева. - М., 2008. - 316 с.
Verzhibok G.V. Gendernoe obrazovanie molodezhi kak vektor resheni-ja demograficheskih problem /G.V.Verzhibok // Vestnik po pedagogike i psiho-logii Juzhnoj Sibiri. - № 3, 2012.
Abstract. The theoretical and practical aspects of youth preparation to family life are presented in the article. The accent is in social significance of the problem in the realization sphere of the Program of evaluation and significance family rise in the Republic of Belarus. The criteria and parameters are analyzed here. They help to put up the ways and forms of social institutes in the sphere of youth family purposefulness of life prospects. The profound and sense questions of the educational course and its inculcation in educational practice are observed. The problem field of teacher's educational activity is indicated. The connection between the problems of family construction and gender education of student's youth.
Keywords, the system of youth preparation to family life, the criteria of readiness to family creation, knowledge and ideas about family andmarriage.
Сведения об авторе.
Галина Владиславовна Вержибок, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ).
© Г. В. Вержибок, 2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.