Одновременно мы выделили такие акмеологические факторы развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов как педагогический и социально-психологический факторы, находящиеся в непосредственной взаимосвязи с организационным фактором
Под педагогическим фактором развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов мы понимаем обучающее воздействие со стороны опытных коллег в отношении начинающих специалистов, иными словами функционирование института наставничества в оперативных подразделениях.
В качестве социально-психологического фактора развития ПВК оперативных сотрудников мы рассматриваем конструктивные взаимоотношения с коллегами, благоприятный климат в оперативном коллективе.
Реализация совокупности организационного, образовательного, педагогического и социально-психологического факторов развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов позволяет говорить о наличии признаков акмеологической среды в конкретном оперативном подразделении.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что внедрение современных психолого-акмеологических технологий вкупе с управленческими решениями, направленными на решение вопроса социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов, позволят решить основную проблему в этой сфере -кадровую. Только подготовленные специалисты, уделяющие постоянное внимание повышению собственной профессиональной компетентности, развитию имеющихся способностей и нацеленные на внутреннюю гармонизацию, способны качественно решать задачи по обеспечению государственной безопасности и защите конституционных прав граждан.
Литература
1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. -М., 1998.
3. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д -М. :МВД РФ, 1997.
6. Собчик Л.Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2009.
7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: «Логос», 1996.
© Бабичев И.В., 2010
А.А. Рассадина АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: молодежь, эстетические предпочтения, средства массовой информации. Keywords: youth, aesthetic preferences, the media.
В непростых экономических и политических условиях жизни, сложившихся в начале XXI века, в условиях развития и обострения глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особое значение приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей связан с созданием
инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но и в других сферах человеческой деятельности, в частности, связанных с формированием творчески активного и нравственно здорового общества и, прежде всего, -молодежи, олицетворяющей его будущее.
В современных представлениях «молодежь» - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения, которые в свою очередь обусловлены определенными социально-психологическими свойствами, определяемыми уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. В данном случае под термином «молодежь» понимается социально-демографическая группа широкого возрастного диапазона и содержания: от становления социальной зрелости, вхождения и адаптации в мире взрослых до вхождения в фазу зрелости. Возрастные границы этой группы размыты и подвижны - обычно от 12-15 до 30-35 лет.
К верхнему возрастному пределу группы современной молодежи, относят социокультурное образование, характеризующееся некоторыми общими чертами: его
представители более образованы, владеют новыми профессиями, являются носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими ценностями и идеалами. Вместе с тем, указанное социокультурное образование представляет собой основу будущего общества. Эта историческая миссия предопределяет особую ответственность задач профессионального, нравственного и эстетического воспитания молодежи, задач формирования человека будущего, нравственные качества и уровень эстетического восприятия которого определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни.
Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов, в том числе и прежде всего из числа молодежи, как одной из важнейших составляющих собственно человеческих ресурсов, становится главным фактором решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает акмеология, изучающая закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Общество в целом, как и отдельная личность, формируется под влиянием множества элементов социальнокультурной среды.
Ценности молодежи зависят от социальных и культурных характеристик общества. Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и в общество. Безнравственное и агрессивное искусство приобрело значительное распространение и вносит свой негативный вклад в духовнопсихологический климат современного российского общества, ценностную ориентацию молодежи и ее эстетического воспитания.
Необходимы общественные усилия для культивирования эстетического воспитания в системе СМИ. Молодежь и формы ее поведения, установки, образцы ценностей напрямую зависят от социокультурных характеристик общества. Молодежь является «социокультурным продуктом» своего времени. В то же время следует указать на особое место молодежи в созидании культуры, что обусловлено как биологическими причинами (смена поколений), так и особым духовным «чутьем» молодежи на новое и прогрессивное. Значительны различия в уровне сознания и социальных формах поведения молодежи, принадлежащей к различному историческому времени. Существуют различия в мировосприятии и социальных формах поведения молодежи, принадлежащей к различным культурам.
Ментальные и социокультурные особенности различных стран и этносов сильно сказываются на молодежи, следовательно, понятие «молодежь» является не только конкретно историческим, но и социокультурным. Важно зафиксировать и понять ценности и эстетику, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Рушатся ценности,
которые еще вчера казались стабильными. Плохо ощущают себя те, кто остается приверженцем уходящих с горизонтов общества традиционных ценностей.
Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество и отрицания возможности любого эстетического воспитания и самосовершенствования.
Эстетическое воспитание - это формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также способности человека к эстетическому восприятию окружающего мира, к художественному творчеству. Но формирование только эстетического сознания не является конечной целью эстетического воспитания. Эта цель состоит в формировании эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, отношение к природе), способствующих развитию духовного мира, и, как следствие - всестороннему развитию личности. Эстетическое воспитание - одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ восприятия жизни и стиль поведения. Необходимое и справедливое в общественной жизни, с эстетической точки зрения рассматривается как прекрасное. Соединение этих аспектов в сознании личности, как целостное эмоционально-рациональное восприятие мира, - показатель ее гармонической целостности и условие формирования личности, прежде всего представителей указанной выше социально-демографическая группы.
В культуру каждого общества включаются и культурное наследие прошлого, прошедших общественно-экономических формаций, памятники материальной культуры, научные труды и произведения искусства, созданные людьми в разные исторические эпохи. При этом надо учитывать, что характер эстетического воспитания зависит от социально-экономического строя общества. Из такого понимания следует, что культурный уровень, в том числе и уровень эстетического воспитания каждого человека, зависит от приобщения к основным ценностям материальной и духовной культуры и культурному наследию прошлого. Установление зависимости эстетического воспитания личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям, их созданию, потреблению, распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов. Грани понятия "эстетическая культура личности", которые определяют ее многогранность: свойства личности, критерии культурной развитости человека, являются, в сущности, основой эстетического воспитания молодежи.
Эстетическое воспитание складывается под воздействием социальных условий: воспитания и образования, оно определяет жизненную позицию человека. Следует подчеркнуть особо, что эстетическое воспитание - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент эстетического воспитания представляет собой идеалы, решающие такие жизненные задачи, как постановка определенных целей, формирование личности. Эстетическое воспитание имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. В этом плане радио создает в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации практически всех групп молодежи, начиная с подростковых, в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений, экологии.
Художественные и структурные возможности современного радиовещания характеризуется большим разнообразием. При достаточно скромном арсенале выразительных средств радио имеет в своем распоряжении практически неограниченные возможности их сочетаний, позволяющих в конкретных чувственных формах воссоздавать у микрофона и в эфире разнообразные по сложности факты, события и обстоятельства общественного бытия и частной жизни человека. В современном вещании равные по значимости места занимают и непосредственное вещание («живой эфир», «прямой эфир»), и фиксированное (передача, предварительно записанная на пленку или другой звуконоситель). Эстетика массового вещания развивается в соответствии с эволюцией этих двух направлений. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя
идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинений создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетически-технологическую ценность. Все эти эстетические и технические особенности и возможности радиовещания представляют благодатную почву для акмеологического подхода в разработке методических принципов и организации условий для решения проблем молодежной политики и, в частности, эстетического воспитания молодежи средствами радио и других средств массовой информации на пути достижения высших ступеней во всех сферах человеческой личности
В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы молодёжи. Между тем, проведенными исследованиями установлено, что фундаментом формирования личности современного молодого человека являются его духовная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень самосознания. В возрастной период с 1218 лет, у подростков формируются основы эстетического мировосприятия, мировоззрение, социальная зрелость и адаптация к современному миру. Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В указанном возрастном периоде происходит чрезвычайно интенсивное усвоение эстетических правил, социально-психологических норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.
Изменение социально-психологической ситуации развития подростка в этот возрастной период обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности, которые позволяют ему адаптироваться в новых социальных условиях и служит «фундаментом» для дальнейшего эстетического воспитания и саморазвития. Поэтому сегодня, как никогда, актуально стоит вопрос о влиянии средств массовой информации, и, в первую очередь радио, на нравственно-эстетическое воспитание подростков.
Многолетнее игнорирование огромного значения эстетического воспитания в становлении духовности и нравственных ориентиров личности является одной из причин снижения уровня культуры и утраты ценностных основ нашего общества, особенно в молодежной среде. Сегодня возникает потребность в принципиально новых формах эстетического воспитания. К сожалению, в современном мире чаще всего не общество ориентируется на эстетическое воспитание, а эстетическое воспитание подстраивается под ритм жизни современного общества. Поэтому основным механизмом этого процесса на сегодняшний день могут стать СМИ.
В последнее время в обществе наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства. Резкое снижение ценностей духовной культуры среди россиян, особенно среди молодежи, что, безусловно, связано с глубоким общественным кризисом в стране. Происходит искажение исторически сложившейся общечеловеческой и национальной иерархии этических и эстетических ценностей в искусстве и быту; уменьшение фундаментального значения народного и духовного искусства, классики и реализма. Многие средства массовой информации уделяют основное внимание корммерчески выгодным составляющим, то есть развлекателным контентам. В такого рода контент достаточно сложно внести элементы эстетического воспитания, создать действительно интересный окупаемый «продукт» в эфире, чтобы он совмещал в себе коммерческую и эстетическую основы. С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная политика СМИ вносят свой неблаговидный вклад в эстетическое воспитание молодежи, влияя на нее.
В современном мире, большая часть формирования эстетики и взглядов молодежи приходится на долю СМИ, прежде всего - телевидения, и значительной мере - радио. Радиостанции, работая часто в фоновом режиме, сопровождают свою потенциальную аудиторию в течение всего дня. Таким образом, именно радио формирует, в основном, эстетическое воспитание молодежи и социально-психологические аспекты ее жизни. В этом контексте особенное значение приобретает процесс усвоения нравственных ценностей как составной части эстетического воспитания, а также такие его категории, как музыка, литература, живопись, архитектура, театр и кино. Именно эти составляющие формируют и определяют в современном обществе эстетическое воспитание молодежи. Более того, данные темы не идут «вразрез» с современным «курсом» радиостанций, разумеется при подаче их в соответствующем формате, с учетом коммерческой составляющей. При таком подходе указанная тематика не будет оказывать отрицательного
влияния на программную политику радиостанций, и приведенный перечень направлений эстетического воспитания не может оказать нежелательного влияния на рейтинги современных радиостанций, разумеется, при условии надлежащей корректности их оформления.
Надо отметить, что подобные темы безусловно относятся к числу обсуждаемых сегодня в СМИ, поскольку объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают, наряду с уровнем развития материальных и духовных ценностей, средства и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению, в том числе с помощью радио и других средств массой информации, - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека и общества в целом.
Литература:
1. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.
2. Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988.
3. Усов Ю.Н. Воспитание искусством//Телевидение и радиовещание. 1976, № 9, С. 15-17.
4. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
5. Кириллова Н.Б. Эстетическое воспитание молодежи средствами киноискусства//Эстетическое воспитание в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1991.
6. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
7. Уколова Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. М.: АС-Траст, 2007.
8. Социология молодежи./Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
9. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990.
© Рассадина А.А., 2010
Д.С. Коновалова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Ключевые слова: психологическая устойчивость, кадры управления, акмеологический уровень.
Key words: psychological sustainability, administrative personnel, an acmeological level.
В общем виде психологическая устойчивость субъекта профессиональной деятельности характеризует степень сохранения им своих профессионально важных психологических и моральных качеств, а также соблюдение правовых норм в любых, самых сложных условиях и даже при психотравмирующих факторах проведения профессиональной деятельности. Психологическая устойчивость служит основанием надежной и эффективной профессиональной деятельности кадров управления различных структур. От уровня развития психической устойчивости напрямую зависит уровень развития профессионализма кадров управления различных структур и возможность достижения ими акме в профессиональной деятельности.
Изучив различные определения понятия «психологическая устойчивость», данные различными авторами, можно дать следующее определение психологической устойчивости кадров управления - это сохранение в профессиональной управленческой деятельности психолого-акмеологических личностных качеств в разнообразных профессиональных ситуациях (волевых, моральных, правовых, эстетических, интеллектуальных, мотивационных качеств).
С целью изучения реального уровня сформированности психологической устойчивости кадров государственной службы и определения условий и факторов ее развития в 2008 году в Москве нами было проведено психологическое исследование. Было обследовано 138 респондентов, занимающих высшие и главные должности федеральной государственной службы, и осуществлен опрос 34 экспертов по данной проблеме. В качестве экспертов выступили ученые,