влияния на программную политику радиостанций, и приведенный перечень направлений эстетического воспитания не может оказать нежелательного влияния на рейтинги современных радиостанций, разумеется, при условии надлежащей корректности их оформления.
Надо отметить, что подобные темы безусловно относятся к числу обсуждаемых сегодня в СМИ, поскольку объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают, наряду с уровнем развития материальных и духовных ценностей, средства и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению, в том числе с помощью радио и других средств массой информации, - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека и общества в целом.
Литература:
1. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.
2. Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988.
3. Усов Ю.Н. Воспитание искусством//Телевидение и радиовещание. 1976, № 9, С. 15-17.
4. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
5. Кириллова Н.Б. Эстетическое воспитание молодежи средствами киноискусства//Эстетическое воспитание в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1991.
6. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
7. Уколова Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. М.: АС-Траст, 2007.
8. Социология молодежи./Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
9. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990.
© Рассадина А.А., 2010
Д.С. Коновалова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Ключевые слова: психологическая устойчивость, кадры управления, акмеологический уровень.
Key words: psychological sustainability, administrative personnel, an acmeological level.
В общем виде психологическая устойчивость субъекта профессиональной деятельности характеризует степень сохранения им своих профессионально важных психологических и моральных качеств, а также соблюдение правовых норм в любых, самых сложных условиях и даже при психотравмирующих факторах проведения профессиональной деятельности. Психологическая устойчивость служит основанием надежной и эффективной профессиональной деятельности кадров управления различных структур. От уровня развития психической устойчивости напрямую зависит уровень развития профессионализма кадров управления различных структур и возможность достижения ими акме в профессиональной деятельности
Изучив различные определения понятия «психологическая устойчивость», данные различными авторами, можно дать следующее определение психологической устойчивости кадров управления - это сохранение в профессиональной управленческой деятельности психолого-акмеологических личностных качеств в разнообразных профессиональных ситуациях (волевых, моральных, правовых, эстетических, интеллектуальных, мотивационных качеств).
С целью изучения реального уровня сформированности психологической устойчивости кадров государственной службы и определения условий и факторов ее развития в 2008 году в Москве нами было проведено психологическое исследование. Было обследовано 138 респондентов, занимающих высшие и главные должности федеральной государственной службы, и осуществлен опрос 34 экспертов по данной проблеме. В качестве экспертов выступили ученые,
занимающиеся проблемами акмеологии и психологии профессиональной деятельности, а также опытные работники кадровых служб министерств и ведомств.
Как показало исследование, психологическая устойчивость связана с целым комплексом психологических характеристик личности и, прежде всего, с силой личности (ЭГО), с волевыми качествами человека. Теснота связи между силой личности (по шкале ЭГО методики БЭМКОН) и психологической устойчивостью человека, определяемой экспертами составила 0,68 по шкале рангов Спирмена, что является достаточно высоким показателем зависимости между этими психологическими характеристиками.
В целом, проведенное исследование позволило определить, что на начальном уровне сформированности психологической устойчивости находится 38,6 % опрошенных. Это преимущественно работники, пришедшие на государственную службу менее года назад и не имеющие еще достаточного опыта переносить психологические перегрузки на новом месте работы. На достаточном уровне психологической устойчивости находится 42,2 % обследованных государственных служащих, а на высшем акмеологическом уровне - 19,2 %.
Психологическую устойчивость мы отнесем к личностным качествам управленца, которые можно формировать и развивать. Психологическая устойчивость выходит на первый план в период кризиса. По степени развития психологической устойчивости выделим три ее уровня. Начальный уровень характерен для руководителя в начале его профессиональной карьеры, когда он еще не имеет необходимого опыта, а психологическая компетентность предстает как потенциальное качество личности. Имеющие достаточный уровень психологической устойчивости управленцы выдерживают практически все штатные негативные ситуации в профессиональной деятельности. Высший, или акмеологический уровень психологической устойчивости управле нца характеризуется его способностью выдерживать штатные и внештатные негативные ситуации профессиональной деятельности, а также служить примером коллегам.
Данный уровень является вершиной психологической устойчивости, характеризуется наличием у руководителя определенных качеств, таких как стрессоустойчивость, реальные взгляды на сложившуюся проблему, культура нравственных чувств и культура поведения.
Психологическую устойчивость руководителя можно формировать и развивать. Развитие психологической устойчивости предстает важной задачей подготовки и переподготовки кадров управления. Традиционной формой психологической подготовки выступают тренинги. Но анализ программ далеко не часто используемых тренингов показал, что большинство из них направлено на развитие творческих способностей кадров, на профилактику конфликтов и т. д. При всей важности тренингов данной направленности в настоящее время задача развития психологической устойчивости кадров управления не менее значима. Нами составлена примерная программа тренинга по развитию психологической устойчивости кадров управления, предусматривающая активизацию личностного потенциала кадрового руководителя. В то же время опрос экспертов показал, что проблема развития психологической устойчивости кадров не может быть решена только за счет проведения тренингов. У управленцев должны формироваться навыки оценки психологических особенностей личности, психотехники делового общения, должно присутствовать осознание психологических закономерностей управления людьми.
В качестве направлений дальнейших исследований и решения проблемы развития психологической устойчивости кадров управления можно выделить следующие - выявление условий и факторов развития психологической устойчивости; определение оптимальной модели развития психологической устойчивости; разработка рационального алгоритма и технологий оптимального развития психологической устойчивости кадров управления.
Литература:
1. Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И. Методы акмеологических исследований. М., 2001.
2. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
3. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. М., 1996.
4. Ситников А.П. Программно-целевой тренинг. М., 1994.
5. Турчинов А.И. Управление персоналом. М., 2008.
© Коновалова Д.С., 2010