Научная статья на тему 'Специфика контента регионального интернет-радиовещания (на примере Челябинской области)'

Специфика контента регионального интернет-радиовещания (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
815
267
Поделиться
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕРАДИОВЕЩАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / КОНТЕНТ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ЧЕЛЯБИНСК

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Шестеркина Людмила Петровна, Шаманова Ольга Сергеевна

Рассмотрены особенности контента регионального интернет-радиовещания на примере сайтов челябинских телерадиокомпаний, таких как «Business FM. Челябинск» («ОТВ» областной телеканал), «Студия 1» (ГТРК «Южный Урал»),«Радио ЮУрГУ» (ТРК «ЮУрГУ-ТВ»). Переход регионального радиовещания в интернет и использование им цифровых информационных технологий открывают новые возможности в сфере вещания и формируют новые профессиональные компетенции в области современной радиожурналистики. На основе анализаведущих тематических групп радиоматериалов авторы исследуют принципы взаимоотношения федерального и регионального радиовещания (в частности на интернет-сайтах), функциональную направленность, структуру сетки вещания, особенности программирования региональной радиостанции, а также степень освоения региональными интернет-радиостанциями мультимедийных приемов. Также авторы выделяют особенности и тенденции развития интернет-радиовещания г. Челябинска.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Шестеркина Людмила Петровна, Шаманова Ольга Сергеевна,

SPECIFIC CONTENT OF REGIONAL INTERNET BROADCASTING (BASED ON THE MATERIAL OF CHELYABINSK REGION)

The present article examines the content of regional internet-radio broadcasting on the material of the sites of Chelyabinsk broadcasting companies, such as “Business FM. Chelyabinsk” (“PTV” a regional TV channel), “Studio 1” (STRC “South Urals”), “Radio SUSU” (TRC “SUSU -TV”). The transition of regional broadcasting into the Internet and its use of digital information technologies open up new possibilities and form new professional competences in the field of modern broadcasting journalism. Based on the analysis of basic thematic groups of radiobroadcast the authors examine principles of relations between federal and regional broadcasting (Internet sites in particular), functional orientation, structure of broadcasting, peculiarities of regional radio stations programming, extent of development of regional internet radio stations multimedia techniques. The authors single out features and trends of Chelyabinsk Internet broadcasting as well.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Специфика контента регионального интернет-радиовещания (на примере Челябинской области)»

УДК 654.191 (470.55)

ББК Ч603.1 (2р-4Че)

СПЕЦИФИКА КОНТЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-РАДИОВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Л.П. Шестеркина, О.С. Шаманова

Рассмотрены особенности контента регионального интернет-радиовещания на примере сайтов челябинских телерадиокомпаний, таких как «Business FM. Челябинск» («ОТВ» - областной телеканал), «Студия 1» (ГТРК «Южный Урал»), «Радио ЮУрГУ» (ТРК «ЮУрГУ-ТВ»). Переход регионального радиовещания в интернет и использование им цифровых информационных технологий открывают новые возможности в сфере вещания и формируют новые профессиональные компетенции в области современной радиожурналистики. На основе анализа ведущих тематических групп радиоматериалов авторы исследуют принципы взаимоотношения федерального и регионального радиовещания (в частности на интернет-сайтах), функциональную направленность, структуру сетки вещания, особенности программирования региональной радиостанции, а также степень освоения региональными интернет-радиостанциями мультимедийных приемов. Также авторы выделяют особенности и тенденции развития интернет-радиовещания г. Челябинска.

Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, региональное радиовещание, интернет, контент, тематическая группа, Челябинск.

В системе СМИ радио продолжает оставаться самым массовым, доступным и оперативным средством передачи информации. Специфика контента региональных СМИ заключается в том, что они освещают события местного масштаба, в то время как федеральные радиостанции ориентируются на страну в целом. Освоение российскими радиостанциями интернета произошло не сразу. Следуя прогрессивным мировым тенденциям в области мультимедийных технологий, радиовещание стало постепенно осваивать интернет-пространство и активно развиваться. Вследствие чего появились разнообразные новые формы радиовещания, требующие детального изучения. Исследователь интернет-радио В.В. Колодкин считает, что «появление радио в интернете является новым развитием радиовещания как СМИ и в то же время знаменует собой интерес для теории журналистики и достойно исследования» [2, с. 68-84]. Радио в интернете - явление молодое. Исследование радиовещания на сайтах челябинских телерадиокомпаний, таких как «Business FM. Челябинск» (ОТВ - областной телеканал), «Студия 1» (ГТРК «Южный Урал»), «Радио ЮУрГУ» (ТРК «ЮУрГУ-ТВ»), проводится впервые, в результате чего мы приходим к пониманию региональной специфики материалов этих радиостанций.

Современные взаимоотношения федерального и регионального радиовещания строятся по двум противоположным друг другу принципам. Первый можно назвать традиционным. В этом случае федеральная и региональная радиожурналистика взаимодополняют друг друга в едином медиапространстве. Такое понимание наиболее четко сформулировано профессором А.А. Шерелем, который

полагает, что центральное и региональное вещания «должны не подменять друг друга (каждое отвечает специфичным требованиям аудитории), а дополнять. Радио, как и все местные СМИ, участвует в создании единого информационного пространства страны» [8, с. 51-53]. Конечно, такой принцип позволяет рассматривать взаимодействие региональных и федеральных СМИ как партнерское. При этом наблюдается прогрессивная модернизация регионального радиовещания. В.В. Смирнов описывает этот процесс так концепцию «симбиозного вещания», которая состоит в том, чтобы «местные радиостанции расширяли круг своих передач, давая собственную информацию, ее анализ, а остальное - реклама и трансляция Москвы» [5, с. 64].

К сожалению, современные взаимоотношения центральных и региональных СМИ далеки от конструктивного симбиоза. Регионы, с одной стороны, не представляют большого интереса для федеральных радиостанций, с другой - зачастую технически не охватываются ими. Отсюда вторая тенденция развития взаимоотношений - региональному слушателю, в том числе рекламодателю, интересен местный контент, а не ретрансляция столичного продукта. И.В. Кирия отмечает: «Специфика региональных СМИ в России определяется высоким уровнем региональных диспропорций, обусловленных географическими, природноклиматическими, демографическими, промышленными факторами и различной степенью распределения сил в контексте федеральный центр-регион» [1, с. 67]. Для региональных радиостанций с собственной сеткой вещания стало характерным строительство областных и краевых сетей. Напри-

мер, челябинские «Студия 1» и «Business FM. Челябинск» вещают на территории практически всей Челябинской области. Наметилась тенденция ухода радио в интернет.

Интернет-радиовещание - не просто новый вид радиовещания, это новый тип средств массовой коммуникации, который сегодня находится в активном развитии. Роль радио на сегодняшний день по-прежнему очень велика. Его до сих пор слушают, и нуждаются в нем. В последние годы в интернете появилось много сайтов виртуальных радиостанций, которые предлагают информационный и музыкальный контент на любой вкус. Появилась возможность прослушивать информационные выпуски не только в он-лайн, но и в отложенном режиме. Кроме того он-лайн радиовещание сегодня позволяет слушать не только российские радиостанции, но и зарубежные.

В этих условиях усиливается значение одной из самых важных функций радио - информационной. Слушатель в первую очередь хочет получить актуальную информацию быстро, вне зависимости от того находится он дома или за рулем автомобиля. Именно поэтому особого внимания заслуживает анализ ведущих тематических групп радиоматериалов, представленных на интернет-сайтах региональных телекомпаний.

В то же время интенсивное развитие интернет-СМИ приводит к тому, что радиостанции стремятся к универсализации, не только на технологическом уровне производства контента, но и на содержательном уровне. Поэтому радио может одновременно выполнять ряд других, не менее важных функций. Среди них: интегративная, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская функции, функция выражения и формирования общественного мнения [3, с. 5281]. Сетка вещания таких радиостанций разнообразна информационными, аналитическими, общественно-политическими, художественными, музыкальными, развлекательными и другими программами. Такое радиовещание предназначено для всех категорий слушателей, вне зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности и т. п. Если рассматривать систему российского радиовещания, то таковым является, например, «Радио России».

На региональном уровне ситуация с интернет-радиовещанием меняется. Основу сетки вещания таких радиостанций составляют новости. Если рассматривать структуру классического информационного выпуска региональной радиостанции, то следует обратить внимание на то, что после сообщения о событии федерального масштаба следуют новости того региона, жители которого являются слушателями радиостанции. Потребителю важно получать интересную и актуальную информацию, удовлетворяющую его потребности. Например, радиостанция «Business FM. Челябинск» медиахолдинга ОТВ - в целом самостоятельная регио-

нальная информационная радиостанция с частичным московским вещанием. Это информационная радиостанция, цель которой - сбор, создание и передача «деловой» информации своей потенциальной аудитории. На главной странице интернет-сайта радионовости представлены пока только в текстовой форме, но в ближайшем будущем начнет функционировать отдельный сайт «Business FM. Челябинск», где также предполагается онлайн трансляция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для «Business FM. Челябинск» характерна четкая структура. Час вещания здесь разделен на четыре четверти, каждая из которых представляет собой законченный информационный блок, длящийся 14 минут. Особенность структуры состоит в том, что начало каждого блока сдвинуто на 5 минут для того чтобы у региональной радиостанции была возможность включения московского вещания. В состав самого информационного блока входят анонс, новости корпорации, специальные программы и новости.

Анонс - это дозированная информация о событиях в регионе или стране. Если новость представляет общественно значимую ценность, то в дальнейшем она будет расширенна в новостях. В ходе исследования нами был использован метод устного интервьюирования. В качестве интервьюируемого выступил главный редактор радио «Business FM. Челябинск» - Андрей Фролов, который пояснил данную ситуацию: «на региональной радиостанции чаще всего анонсы не расширяются. Связано это с тем, что новости в эфире имеют четкую специализированную направленность. Общественно значимых новостей в эфире значительно меньше».

Новости корпорации включают в себя информацию о том, что произошло в компаниях области или региона. Так наполнение эфира зависит от приоритетного направления развития Челябинского региона: агропромышленный комплекс, тяжелая промышленность, туризм и др. На основании этих данных формируется информационная политика региональной радиостанции.

В специальных программах «деловую» тематику раскрывают нестандартно. Например, рубрика «Первые о первых» - программа, интересная бизнес-партнерам, герои которой представлены, что называется, «без галстуков», или блог русского поэта Андрея Орлова «Орлуша», где в иронической стихотворной форме описаны проблемы города или страны. В устном интервью главный редактор радио Андрей Фролов отметил, что особенностью «Business FM. Челябинск» является то, журналисты не делают выводов, основная задача радиостанции

- донести до слушателя информацию, а слушатель в свою очередь сам делает выводы.

Новости предполагают глубокое разноплановое раскрытие заявленных в анонсе тем. При анализе материалов «Business FM» были выявлены следующие группы тем (расположены в порядке

Медиатекст

убывания интереса аудитории): события Челябинска и городов, охватывающих регион вещания; Уральский федеральный округ; события федерального масштаба. При этом большое значение в создании устной новости имеет выбор авторитетного эксперта.

Другая радиостанция, входящая в структуру студенческой телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», «Радио ЮУрГУ» свое интернет-вещание осуществляет посредствам официального сайта ТРК «ЮУрГУ-ТВ» и Федерального медийного портала «AllRussiaTV.ru» («Вся Россия»). Анализ структуры и тематики эфира данного радио позволил выделить три основных разновидности радиопрограмм: тематические рубрики («Дайджест планетарных событий», «История одной песни», «Координаты на карте», «Литературный десерт», «HiTech», «Хит-парад» и др.), интервью с гостем («Здравствуйте!») и специальные проекты (выпуски для аудиожурнала для инвалидов по зрению «Ключ»). В структуру сетки вещания Радио ЮУр-ГУ входят программы, выполняющие информативную, просветительскую, эстетическую, рекреативную функции. При этом четкого деления у нее нет: один час эфира включает в себя набор тематических рубрик (15-17) с перебивками и музыкальными вставками.

Данная радиостанция, так же как и «Business FM. Челябинск», является узкоспециализированной. Все материалы, вышедшие в эфир, в первую очередь, удовлетворяют информационные потребности ее основной аудитории - абитуриентов, студентов и преподавателей Южно-Уральского государственного университета. Например, героями программы «Здравствуйте!» становятся люди, которые так или иначе связаны с университетом. Это могут быть как преподаватели, сотрудники, выдающиеся студенты, так и гости университета.

Среди региональных особенностей также можно назвать размытость понятия «формат», связанного с недостаточным пониманием и использованием маркетинговых технологий региональными радиостанциями. У радиостанций нет четкой аудитории. Происходящие изменения в обществе на сегодняшний день не позволяют разделить аудиторию на устойчивые социальные пласты, которые формируют ядро понятия «формат». Примером является организация вещания радио «Студия 1», которое входит в структуру ГТРК «Южный Урал» вместе с радиостанциями «Вести FM» и «Южный Урал». Здесь представлены двенадцать программ различной тематической направленности: гороскопы, кулинарные рецепты, семейные ценности, здоровье, путешествия, деньги, новости Челябинска и др. Аудиторию данной радиостанции можно назвать универсальной. Преимущественно это люди старше 30 лет, в основном женщины-домохозяйки. Например, здесь есть такие программы как «Разговор с экспертом» и «Вакансия», в которых раскрывается проблематика поиска ра-

боты в 35 лет, воспитания детей, домашнего образования и др.

Среди ведущих программ радиостанции -«Гость в эфире» - интервью со значимыми людьми города и области. Стоит отметить то, что чаще всего гости «Студии 1» - это деятели культуры, поэтому передачи больше подходят для спокойного семейного прослушивания, в отличие от динамичных информационных выпусков «Business FM», которые удобно прослушивать по дороге на работу. Кроме того радиоматериалы рубрики «Гость в эфире» сопровождаются фотографиями. Таким образом слушатель может не только слышать, но и визуально представлять героя радиопрограммы.

Используя материалы интернет-радиостанций «Business FM. Челябинск», «Студия 1» и «Радио ЮУрГУ», мы провели сравнительный анализ ведущих тематических групп. Результаты представлены в сводной таблице.

Таким образом, характеризуя специфику ведущих тематических групп материалов региональных интернет-радиостанций, необходимо отметить следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Несмотря на то, что региональное интернет-радиовещание стремится к универсализации своей аудитории, региональное вещание и во Всемирной сети остается специализированным.

2. Приоритетной функцией для регионального вещания является информационная функция.

3. Контент региональных интернет-радиостанций носит преимущественно местный характер.

4. Жанры радиоматериалов в интернете разнообразны из-за различий в понимании «формата» местными радиостанциями.

5. Региональное интернет-радиовещание выходит на более широкую аудиторию, нежели аналоговое радиовещание.

6. Мультимедийные приемы региональным радиовещанием освоены не полностью: визуальное и текстовое сопровождение аудиоматериалов в интернете имеется не у всех радиостанций.

Помимо указанных особенностей регионального радиовещания в сети Интернет, необходимо также отметить:

1. Информационную насыщенность материалов.

2. Неограниченный круг потребителей.

3. Непрямое взаимодействие коммуникационных партнеров.

4. Общедоступность и обращенность к массовой аудитории.

Рассмотрев особенности регионального радиовещания в интернете и выявив основные его характеристики, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день радио продолжает оставаться одним из главных средств массовой информации. Оно способно оперативно и полноценно отражать действительность в разных сферах жизни: политической, куль-

Специфика ведущих тематических групп материалов региональных интернет-радиостанций

«Business FM. Челябинск» «Студия 1» «Радио ЮУрГУ»

Аудитория Управляющие компаниями, предприниматели, бизнесмены Челябинска и Челябинской области Люди, старше 30 лет, преимущественно домохозяйки Абитуриенты, студенты, преподаватели и сотрудники ЮУрГУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функции Информационная, Интегративная, Просветительская, функция выражения и формирования общественного мнения организаторская Информационная, Интегративная, просветительская, эстетическая, рекреативная, функция выражения и формирования общественного мнения Информационная просветительская эстетическая рекреативная

Направленность Специализированная Универсальная Специализированная

Принцип взаимоотношения федерального и регионального радиовещания Приоритет местного контента над федеральным Приоритет местного контента над федеральным Только местный контент

Основные тематические группы Политика Финансы Промышленность Агропромышленный комплекс Туризм Челябинск Семья Кулинария Здоровье Путешествия Финансы Культура Челябинск Путешествия Культура Здоровье Спорт Челябинск

Наличие сопровождающих материалов на сайте радиостанции Текст Фотографии Текст Фотографии Текст

турной, этической, экономической, социальной и других. А переход радиовещания в интернет и использование в региональном радиовещании цифровых информационных технологий открывают новые возможности и формируют новые профессиональные компетенции в области современной радиожурналистики, в том числе и на региональном уровне.

Литература

1. Колодкин, В.В. Радио в Интернете /

B.В. Колодкин // Вестник ВГУ. Серия «Филология». - 2004. - С. 68-84.

2. Кирия, И.В. Нерыночные принципы и ограничения конкуренции на региональных медиарынках России / И.В. Кирия // Ежегодник 2010. Экономика и менеджмент СМИ. - М., 2011. -

C. 67.

3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журна-

листики /Е.П. Прохоров. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

- С. 52-81.

4. Радиожурналистика / под ред. А.А. Шере-ля. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 455.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Смирнов, В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: учебное пособие для вузов / В.В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 64.

6. Современное радиовещание: трансформация от традиций к инновациям. Электронный ресурс: http://edu2.tsu.rU/html/1733/ogl.html.

7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Московская городская радиотрансляционная сеть». - http://www.myshared.ru/&Ше/214846.

8. Шерель, А.А. Радио на рубеже веков: организационные и творческие тенденции развития /А.А. Шерель. - М.: ИПКработников телевидения и радиовещания, 2002. - С. 51-53.

Шестеркина Людмила Петровна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой «Средства массовой информации», декан факультета журналистики, Южно-Уральский государственный университет ( г. Челябинск). E-mail: 250852@mail.ru

Шаманова Ольга Сергеевна, преподаватель кафедры «Средства массовой информации», ЮжноУральский государственный университет ( г. Челябинск). E-mail: oshamanova@rambler.ru

Медиатекст

Bulletin of the South Ural State University

Series “Linguistics” ___________2014, vol. 11, no. 1, pp. 120-124

SPECIFIC CONTENT OF REGIONAL INTERNET BROADCASTING (BASED ON THE MATERIAL OF CHELYABINSK REGION)

L.P. Shesterkina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 250852@mail.ru

O.S. Shamanova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, oshamanova@rambler.ru

The present article examines the content of regional internet-radio broadcasting on the material of the sites of Chelyabinsk broadcasting companies, such as “Business FM. Chelyabinsk” (“PTV” - a regional TV channel), “Studio 1” (STRC “South Urals”), “Radio SUSU” (TRC “SUSU -TV”). The transition of regional broadcasting into the Internet and its use of digital information technologies open up new possibilities and form new professional competences in the field of modern broadcasting journalism. Based on the analysis of basic thematic groups of radiobroadcast the authors examine principles of relations between federal and regional broadcasting (Internet sites in particular), functional orientation, structure of broadcasting, peculiarities of regional radio stations programming, extent of development of regional internet radio stations multimedia techniques. The authors single out features and trends of Chelyabinsk Internet broadcasting as well.

Keywords: journalism, media, regional radio broadcasting, Internet, content, thematic group, Chelyabinsk.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kolodkin V.V. [Radio on the Internet]. Herald of the Voronezh State University. Series Philology, 2004, pp. 68-84.

2. Kiriya I.V. [Non-market principles and restriction of competition in the regional media markets Russia]. Ezhegodnik 2010. Ekonomika i menedzhment SMI - Yearbook 2010. Economics and Management of the media. Moscow, 2011, pp. 67. (in Russian).

3. Prokhorov E.P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to Journalism]. Moscow, Moscow St. University Press Publ., 2005, pp. 52-81.

4. Radiozhurnalistika. Pod red. A.A. Sherel [Radio journalism. Ed. A.A. Sherel]. Moscow, Mosk. University Press Publ., 2000, 455 p.

5. Smirnov V.V. Formy veshchaniya: Funktsii, tipologiya, struktura radioprogramm: Uchebnoe posobie dlya vuzov [The forms of broadcasting: Functions, types, structure of radio programs: A manual for schools]. Moscow, Aspect Press Pudl., 2002, 64 p.

6. Sovremennoe radioveshchanie: transformatsiya ot traditsiy k innovatsiyam. Elektronnyy resurs [Modern broadcasting: the transformation from tradition to innovation. Electronic resource]. Available at: http://edu2.tsu.ru/html/1733/ogl.html.

7. The Federal State Unitary Enterprise «Moscow City Broadcasting Network». Available at: http://www.myshared.ru/slide/214846.

8. Sherel A.A. Radio na rubezhe vekov: organizatsionnye i tvorcheskie tendentsii razvitiya [Radio at the turn of the century: the organizational and creative trends]. Moscow, IPK of Television and Radio Publ., 2002, pp. 51-53.

Lyudmila P. Shesterkina, Doctor of Philology, Рrofessor, Head Department of “Media”, Dean of the Faculty of Journalism, South Ural State University, Chelyabinsk. E-mail: 250852@mail.ru

Olga S. Shamanova, Lecturer in “Media”, South Ural State University, Chelyabinsk. E-mail: oshamanova@ rambler.ru

Поступила в редакцию 5 ноября 2013 г.