Список литературы
1. Верник, А. Г. Анализ эпохи «Web 2.0» и User Generated Content как основы для появления социальных сетей [Текст] / А. Г. Верник // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. - 2014. -№2 (14). - С. 95-100.
2. Шачкова, В. А. Возможности системы Web 3.0 в современном медиапростран-стве: проблемы и перспективы сетей [Текст] / В. А. Шачкова // Вестник ННГУ - 2013. -№ 4-2. - С. 250-253.
3. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславлец // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналисти-ка.-2009.-№ 1.-С. 125-132.
4. Гутцайт, Р. Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-Плюс Футбол [Текст] / Р. Л. Гутцайт // Вестник РУДН. - Серия: Литературоведение, журналистика. -2011.-№2.-С. 113-117.
5. Алексеева, А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 [Текст] / А. О. Алексеева. - М., 2006. - 195 с.
6. Вячеслав Варванин: «Никакой блоговой журналистики нет!» [Электронный ресурс]. - URL: https://roem.ru/19-12-2012/135688/vyacheslav-varvanin-nikakoy-blogovoy-jurnalistiki-net/
7. Будущее спорта. Как интернет вещей позволяет узнать о спортсмене все [Электронный ресурс]. - URL: https://meduza.io/feature/2015/12/28/buduschee-sporta.
8. Next gen stats: Anatomy of a Play [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nfl.com/ videos/ngs-anatomy-of-a-play.
Марсавина E. A.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ ОНЛАЙН-
РАДИОСТАНЦИЙ)
Появление и развитие сети Интернет коренным образом изменило отечественную медиасистему. Новые технологические возможности и расширение границ информационного пространства способствовали открытию новых видом СМИ, одним из которых является детское сетевое радиовещание. На сегодняшний день онлайн-радиостанции не уступают учебным и методическим пособиям, предназначенным для развития и воспитания молодого поколения. В настоящее время транслируют свои передачи разнообразные онлаин-радиостанции: «Детское радио», «Радио KIDS FM», «KIDS HITS», «ANNA. FM», «TM-Радио», «Радио Гамаюн», «MolodFM: Молодежное радио» и др. В данной статье мы представили классификацию детских онлайн-радиостанций по типу вещания, определили основные модели сайтов детского интернет-радиовещания и рассмотрели виды детскихрадиопередач.
Ключевые слова: детское сетевое радиовещание, детская интернет-радиожурналистика, онлайн-радиостанция, трансграничность, гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность, тип вещания, модель сайта, виды детских радиопередач, структурно-композиционные особенности.
Детские СМИ принимают непосредственное участие в процессе социализации юного поколения, радиовещание не является исключением. Всемирная глобальная сеть значи-
тельно расширила возможности детского радиовещания, особенно это касается самих электронных площадок - сайтов радиостанций [3. С. 43]. Отличительные свойства сайтов радиостанций связаны с родовыми признаками Интернета как канала передачи и распространения информации - трансграничностью, гипертекстуальностью, интерактивностью и мультимедийно стью [15].
С появлением Интернета изменились ранее существовавшие представления о расстояниях и границах, новые СМИ стали открытыми для граждан всего мира и ограниченными лишь доступом к техническим средствам приема информации - наличием компьютера и возможностью подключения к Сети. Речь идёт о таком качестве сайтов радиостанций, как трансграничность: находясь в другом городе или стране, юные пользователи могут просматривать новости и интересующие их радиопрограммы именно на том ресурсе, на котором они привыкли это делать.
Ещё один характерный признак сайтов радиостанций -гипертекстуальность. Материалы, созданные при помощи гипертекста, представляют собой нелинейную структуру идей - в противоположность линейности традиционных книг и фильмов. Именно благодаря данной возможности детские сетевые радиостанции связывают различные элементы информации: связь между отдельными текстами осуществляется в единой среде, что позволяет не только читать текст на одном уровне, как на бумаге, но и благодаря внутренним и внешним ссылкам просматривать его вглубь» [3].
Благодаря техническому прогрессу, пользователь получил возможность не просто пассивно потреблять информацию, но и активно участвовать в её создании и видоизменении. Речь идёт о следующем отличительном свойстве сайтов радиостанций - интерактивности. Письма в редакцию, звонки в эфир, голосование по телефону, игровые способы общения со слушателями и другие средства получения отклика - это всё возможности интерактива радиостанции. Комментирование с целью получения ответа от интернет-редакции радиостанции - самая распространенная форма активности пользователей [3]. На сайтах детских радиостанций чаще всего подобные вопросы связаны с периодичностью обновления музыкальных композиций, рубрик радиопередач, подробностями по эфиру, частотами вещания в том или ином городе.
Говоря о признаках сайтов радиостанций, нельзя не сказать о мультимедийное™. Такое свойство радиостанции в Сети, как мультимедийность, позволяет объединяться различным видам информации - тексту, изображениям, графическим, аудио- и видеоэлементам. Важнейшая цель детских интернет-радиостанций - сделать свой сайт привлекательным и полезным пространством для юного поколения.
По причине большого разнообразия сетевых радиостанций для детей, их необходимо классифицировать по определённым параметрам, например таким, как «тип вещания» и «вид сайта радиостанции» [42].
По типу вещания радиостанции подразделяются на информационные, музыкальные, информационно-музыкальные и музыкально-информационные. Необходимо уточнить, что отнесение радиостанции к тому или иному типу во многих случаях является довольно условным, границы оказываются размыты. Классификация по типу радиовещания подразумевает определенное соотношение в эфире информации и музыки.
Информационные радиостанции характеризуется выпусками новостей с постоянным обновлением информации (по мере её поступления) и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Музыка на таких каналах либо не используется вообще, либо присутствует в очень малых объемах.
К сожалению, радиостанций данного типа в чистом виде среди детских сетевых радиостанций не наблюдается, но, например, на радиостанции «ТМ-Радио: детское интернет-радио Санкт-Петербурга» присутствуют детские новости, которые освещают самые ин-
тересные детские мероприятия, полезные советы для родителей и многое другое, а также прямые трансляции с различных мероприятий («Репортаж с конкурса «Мелодии Осени», «Астропрогнозы» и др.) и творческих вечеров студии «Творческие Мастерские» («Мастерская вокала», «Мастерская театра», «Видеомастерская» «Мастерская сценического искусства»). На «Детском радио» в эфир выходят получасовые блоки между программами, составляющими утро выходного дня: ведущий - почтальон Дядя Саша общается со слушателями в прямом эфире, обсуждает итоги недели, планы на выходные.
В информационно-музыкальном вещании происходит преобладание информации над музыкальным контентом, т. е. 60-70% информации, 30-40% музыки, а в музыкально-информационном вещании соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки. Среди радиостанций, рассчитанных на взрослую аудиторию, данные соотношения музыки и информации представлены весьма активно, однако для радиостанций, ориентированных на юное поколение, такое процентное соотношение практически невозможно. Дело в том, что детская психика находится в стадии формирования, вследствие чего следует разбавлять разговорные передачи музыкальными или музыкально-игровыми вставками.
Сетка вещания «Детского радио» разработана таким образом, что помимо информационных радиопрограмм («Короткие сказки», «Маленькие истории», «Уроки любопытства», «Ярмарка талантов», «Книжкин дом» и др.), присутствуют музыкальные радиопередачи («Мультконцерт», «Хит-парад детского радио», «Музыкальный привет»). Подобным образом поступают создатели сетевой радиостанции «Anna.FM: созданная детьми для детей»: познавательные передачи «Школьные дни», «Анютины истории», «Басни Владимира Пасынкова» разбавляются музыкальными «Детская дискотека», «Караоке», Песни наших друзей», «Девочки, мальчики танцуем!».
Необходимо выделить две уникальные онлайн-радиостанции, рассчитанные на учащихся среднего и старшего звена - «KIDSFM» и «MolodFM: Молодежное радио», эфир обеих радиостанций ведут исключительно дети и подростки. Вещание происходит только в интернете: как в прямом эфире, так и в записи. На радиостанции «KIDSFM» музыкального контента значительно меньше, чем информационного. Передачи «KIDSFM» посвящены вопросам и темам подросткового возраста: будущая профессия, социальные сети, современный молодёжный сленг, счастливая жизнь, премьеры в мире кино, музыкальные новинки и многое другое. Эфир молодёжной сетевой радиостанции «MolodFM» тоже наполнен разнообразными тематическими передачами: «Светская жизнь», «WhatsUpp»: обзор интересных событий и мероприятий во всем мире, «Парк развлечений», «Детское время», «Ток-шоу деловая колбаса», «Я легенда» и другие. Ведущие рассуждают о психологии человека, например, какие существуют фобии и страхи, как совершенствовать свои творческие и интеллектуальные способности, а также о том, как интересно провести время, получить заряд новых эмоций.
Музыкальный тип вещания - самый популярный среди детских онлайн-радиостан-ций, его основной контент - это музыкальные передачи и развлекательные ток-шоу без глубокой проработки темы эфира, а также передачи рекламного характера. Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство детских радиостанций в Интернете: «Радио Disney» - цифровая радиостанция для настоящих ценителей хорошей музыки; радиостанция «Песни» представляет собой постоянный музыкальный поток, в котором исполнение песен из любимых детских художественных и мультипликационных фильмов сменяет друг друга почти без пауз и перерывов; радио «Детские песни» даёт возможность своим слушателям ежедневно слушать только детские песни, рекламный контент отсутствует. Эфир радиостанции «KIDS HITS» полностью состоит из песен, исполнители которых - дети со всего мира. Безусловно, данные радиостанции не преследуют образовательные и культуроформирующие цели.
Интернет-радио, или версия радиостанции в Интернете имеет собственный сайт -электронное пространство, которое хранит ресурсы данного электронного СМИ. Именно сайт делает возможным прослушивать аудиальный контент через аудиоплеер в режиме реального времени, а также архивные записи радиопередач, знакомит посетителей с радиостанцией, коллективом, регулирует обратную связь со слушателями посредством электронной почты, предоставляет дополнительную информацию (информер погоды, часы и т. п.) [18].
Существуют множество подходов к классификации сайтов онлайн-радиостанций. В данной статье мы проанализировали модели сайтов сетевых детских радиостанций по такому параметру, как целевая ориентация электронного СМИ. Цели сетевого издания могут быть различными. Это и реклама, и информирование, и просвещение аудитории, пропаганда определенных идей, образа жизни, развлечение [18]. По данному признаку можно классифицировать три основных типа сайтов детских радиостанций [15]:
• электронная визитка;
• электронный фэн-зин;
• информационно-развлекательный сайт.
«Электронная визитка» - самая популярная модель сайтов детских радиостанций. Её основная цель- информирование потенциальной аудитории станции о своем наличии, формате и частоте, а также информация для потенциальных рекламодателей, которые посещают глобальную сеть [15]. Сетевые радиостанции «KIDSFM», «MolodFM» имеют сайты данного типа: они не имеют разделов, рубрик, ссылок. Они чем-то напоминают рекламный буклет (визитку). Объём сайтов обеих радиостанций составляет две-три странички, где посетитель может встретить чат или гостевую книгу, прайс-лист, сетку вещания и описание сотрудников станции.
Другая модель детской интернет-радиостанции - «электронный фэн-зин» (fan-zine от англ. fan - поклонник и magazine - журнал; в западной культуре фэн-зин - журнал, создаваемый для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими фанатами). Характерные черты данной модели можно рассмотреть на примере детской радиостанции «Детское радио». На сайте данного радиопроекта много рубрик и разделов: новости станции, контакты, история станции «О нас», странички отдельных программ, гостевая, программа передач, видео из студии, акции, информация о социальных программах («Газпром детям») и тому подобное - всё служит цели создания задуманного имиджа станции и создания коммуникативной среды для целевой и потенциальной аудитории оффлайновых слушателей.
Последняя модель сайтов детских интернет-радиостанций - «информационно-развлекательные сайты» [15], основная цель которых информировать и развлекать юных слушателей. К данному типу относятся сайты таких сетевых радиостанций, как «Vivk: детям и родителям», «Самое детское радио: пусть всегда будет солнце», «KIDSHITS», также черты данной модели есть и у сайта радиостанции «Детское радио», «KIDSFM», «MolodFM».
В ходе анализа интернет-радиостанций для детей, мы выявили, что в большинстве своем они представлены в Интернете 1) визитной карточкой: «KIDSFM», «MolodFM»; 2) трансляцией: радио «Сказки» и радио «Песни» на портале «ТЫРНЕТ - детский Интернет» - радиовещание ведется только посредством Интернета; 3) сайтом-архивом: «Старое радио» - место хранения эфиров определенного отрезка времени (месяц, год), где в качестве дополнения можно найти подробности о самих программах, ведущих, гостях, темы выпусков и прочую информацию; и 4) многофункциональным порталом: «Детское радио» - на сайте разнородная информация сгруппирована определенным образом, непосредственно сам сайт имеет максимальное количество функций: прямой эфир, блок корпоративной информации, архив программ, ленты новостей, интерактивные элементы, тематические разделы.
Хотелось бы отметить, что и тематическая сторона детских радиопрограмм весьма разнообразна. Дети вместе с ведущими изучают окружающий мир, искусство, историю страны, языки, литературу и многое другое. При анализе детских передач на современных отечественных радиостанциях, мы выделили следующие их виды:
1. Научно-познавательные программы
Основная цель данных радиопередач - способствовать развитию интереса у детской аудитории к научно-популярной информации, историческим фактам, культурным событиям, новостям из мира кино, театра, спорта, а также помочь юному слушателю освоить учебную программу и развить творческие способности и навыки общения. Большинство данных программ рассчитаны на разновозрастную детскую аудиторию, а также взрос-
На радиостанции «Радио Россия» выпускается радиопередача для детей «Хочу всё знать» (каждая первая и третья суббота месяца, 8:30), в игровой форме передача популяризирует удивительный мир знаний: например, в одном из выпусков («Где собраны все знания мира?») ведущие рассказывали об истории словарей и энциклопедий, объясняли разницу между словарями и энциклопедиями; в выпуске «Удивительная история сгущённого молока» слушатели познакомились с историей возникновения сгущённого молока, узнали, кто стал первооткрывателем любимого всеми лакомства.
Радиостанция «Детское радио» выпускает разнообразные передачи данного вида. В передаче «В гостях у дядюшки Филина» слушатели попадают в научную лабораторию дядюшки Филина, который изучает зоологию, и с помощью машины времени и телепортации может оказаться в любое время в любом месте. В его лаборатории хранятся сведения обо всех животных, известных в мире. Большой популярностью пользуется программа «География праздников», выпуски которой рассказывают о том, как отмечают праздники в разных странах мира. Ведущие отвечают на такие вопросы, как «Когда встречают Новый год в Африке?», «Почему на Масленицу принято готовить блины», «Зачем в Испании кидаются друг в друга помидорами? »идр.
Цикл познавательных программ «Загадки большой энергии»
даёт юным слушателям возможность посмотреть на окружающий мир глазами исследователя. Каждый выпуск программы - это отдельный радиоспектакль, главными действующими лицами которого выступают шестиклассник Миша, обычная батарейка и руководитель кружка юных физиков Клим Сладков.
2. Образовательные и развивающие программы
Что касается развивающих программ, то они тоже присутствуют на детских радиостанциях. Например, радиоигра «Квадрослов» на радиостанции «Радио Россия», рассчитанная на детей школьного возраста: маленькие слушатели составляют кроссворды, разгадывают, дают ответы по телефону и почте, даже поздравляют лучших «квадрасловов». Кроме того, они же являются членами жюри. Задействованы три вида обратной связи: телефон, почта обычная и электронная. На «Радио России» есть и образовательные передачи, например, «На свободную тему» - программа для старшеклассников, помогающая школьникам освоить навыки написания сочинения в прямом эфире.
Радиопередача «Развиваемся вместе» на радиостанции «Детское радио» совершенствует детскую эрудицию благодаря актуальной информации из разных областей жизни, а также сложным заданиям и непростым вопросам. Другая передача - «Сказочный детектив» - создана специально для юных сыщиков. Детям предстоит распутывать загадочные истории и решать хитроумные головоломки. Вместе с главой агентства Марией Петровной и ее помощником - школьником Максимом слушатели помогают сказочному полицейскому Добрыне навести порядок в сказке.
Передача «Мы талантливы» на «Детском радио», посвященная творчеству детей, ставит своей задачей показать многообразие детского музыкального творчества, рассказать
о возможностях развития талантливых детей. Ведущая программы известная музыкальная исполнительница Юлия Ковальчук. Гостями каждого выпуска становятся детские коллективы разных направлений из самых разных районов и городов, и у слушателей будет возможность задать им все интересующие вопросы.
Также на «Детском радио» есть образовательная программа для детей, начинающих изучать английский язык, - «Поговорим по-английски». У каждого выпуска есть тема, в соответствии с ней слушателям дается новый материал. В программе, которая построена как диалог между Викторией и ее 10-летним сыном Денни, звучат диалоги и песни, записанные носителями английского языка. Для любителей игр и игрушек существует программа «Игры и игрушки» - познавательная программа, которая состоит из трех разделов: 1) история той или иной игры или игрушки (в том числе спортивных); 2) правила определенной игры; 3) современные игры и развлечения, в том числе компьютерные.
3. Музыкальные программы
Радиопередачи, посвященные музыкальным композициям, играют особую роль в развитии ребёнка. Прослушивание музыкальных композиций даёт возможность вольного толкования образов в детском сознании, что развивает фантазию, способность к пространственному мышлению и логике. Необходимо отметить, что эстетическое развитие детей невозможно представить себе без музыки: она не только развивает, но и вдохновляет, стимулирует, оберегает, исцеляет, помогает обрести свой собственный путь.
Интернет-радиостанция «Угук: детям и родителям» в программном блоке «Песни и колыбельные» предлагает своим радиослушателям подборку таких музыкальных композиций, как «колыбельные от классиков», «колыбельные разных народов мира», «песни из мультфильмов и кино», «Музыкальные сказки». Круглосуточный эфир радиостанции «Самое детское радио» состоит из детских песен, сказок, спектаклей. Создатели данной радиостанции уверены, что учиться умению грамотно мыслить и познавать окружающий мир необходимо с самого раннего детства. Свою аудиторию они обозначали от 1 года до 80 лет, считая воспитание детей миссией всех поколений. Песни, которые звучат в эфире «Самого детского радио», у взрослого поколения вызывают светлые чувства детства, а у детей и подростков - восторг от приятных мелодий из знакомых мультфильмов и кинофильмов.
Программа «По куплету всему свету» на «Детском радио» представляет собой универсальный цикл радиопередач, посвящённых детским музыкальным композициям. В каждом выпуске передачи присутствует гость, непосредственно сам создатель песни. Ведущие программы «По куплету всему свету» - завуч музыкальной школы Муза Мелоди-евна Фанеркина и музыкальный редактор Детского радио Андрей Болдырев. Другая музыкальная передача «Детского радио» - «Знакомьтесь! Музыка» открывает перед юными слушателями мир музыки. Дети смогут узнать информацию о музыкальных жанрах, стилях и направлениях. Такие интерактивные передачи, как «Музыкальная шкатулка» и «Музыкальный привет», дают возможность радиослушателям в прямом эфире передать приветы своим близким и друзьям, а также заказать мелодию, которая прозвучит в эфире радиостанции.
Первая национальная радиостанция России «Русское радио» разместила на своём официальном сайте «Детский радиоканал»: для самых маленьких слушателей звучат русские песни из детских мультфильмов и кинофильмов, сказок, а также музыкальные радиоспектакли.
4. Литературно-художественные программы
Литературные радиопередачи редко встречаются в сетке вещания радиостанций, но совершенно точно, что именно данный вид программ способствуют развитию эстетического вкуса у молодого поколения, прививают детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас.
Одна из самых известных детских литературных передач «Книжкин дом» на «Детском радио» ориентирована на юных любителей литературы. Гостями передачи «Книжкин дом» становятся детские писатели, поэты, драматурги, переводчики, художники - все те люди, которые создают книги. Гости рассказывают о своем творчестве, отвечают на вопросы слушателей, читают отрывки из книг. Автор и ведущая программы - литературный обозреватель Наталья Кочеткова. Также в эфире «Детского радио» можно послушать аудиоверсию популярной в советское время, транслировавшейся в 70-80-е годы XX века передачи «В гостях у сказки».
«Радио России» выпускает литературную программу «Вечные спутники» - передача о жизни и творчестве классиков мировой литературы, также данная радиостанция воспитывает литературный вкус и помогает решать психологические проблемы подростков на примере литературных произведений в передаче «Литературная аптека».
Сетевая радиостанция «Угук: детям и родителям» на своём сайте в программном блоке «Рассказы и сказки» публикует записи известных русских и зарубежных сказок: «Рассказы о Минькином детстве», «Денискины рассказы», «Королевство кривых зеркал», «Малахитовая шкатулка», «Путешествие Гулливера в Бробдингнег», «Пеппи Длинный Чулок» и многие другие. Создатели данной радиостанции составили подборку аудиозаписей не только для детской аудитории, но и для взрослой - «Аудиокниги родителям: о воспитании и развитии ребёнка».
5. Драматические программы или «детский радиотеатр»
К данному виду радиопередач относятся программы, знакомящие детей и подростков с миром драматургии: нюансами театральной жизни, театральными событиями, постановками, премьерами, театральными деятелями и др. Кроме всего перечисленного некоторые детские радиостанции включают в сетку вещания радиопостановки, радиоспектакли по мотивам сказок, детских рассказов и повестей.
Радиостанция «Детское радио» выпускает в эфир две тематические радиопередачи о театре: «Театральный кружок» и «Радиотеатр «Цветной». Ведущая «Театрального кружка» народная артистка России Ирина Муравьева и её гости переносят слушателей «Детского радио» в мир театра, раскрывают его секреты и тайны.
6. Детские развлекательные и шоу-программы
Детские шоу-передачи на радио преследуют цель - развлечь своего юного слушателя при помощи яркой подачи материала, в состав которого входят постановочные эффекты, динамичность развития действия, задорное общение ведущих между собой, а также со своими слушателями, зарядка, информационно-развлекательные мини-рубрики, короткие сказки, песни. Первое в России утреннее шоу для детей «Детское время» представ-
ляет собой трехчасовой эфир, разбитый на 15-минутные самостоятельные блоки. В каждом сегменте - объявление точного времени, весёлый диалог ведущих, физзарядка, развлекательные рубрики, а также песни из детских мультфильмов. У «Детского времени» двое ведущих - Веснушка и Умный Чайник Кипятоша. Веснушка - восторженная, задорная, наивная, Кипятоша - постарше, он начитанный, всезнающий, но не занудный. В прямом эфире они обсуждают злободневные детские темы, к примеру, способы поднятия настроения, нужные профессии, новогодние традиции в других странах и многое другое.
«Почта Детского радио» - шоу-программа, в которой почтальон дядя Саша читает и комментирует письма, которые приходят от слушателей, и дает детям задания, например, нарисовать что-нибудь и прислать на радио. Письма отправляются традиционной почтой. Ток-шоу для детей - «Неигрушки» представляет собой серьёзную передачу. Гостями программы являются психологи или педагоги, которые отвечают на вопросы детей, касающихся тех или иных волнующих проблем.
Информационно-разговорная радиостанция «Эхо-Москвы» выпускает авторскую передачу Сергея Бунтмана «Детская площадка с папашей Бунтманом». Ведущими передачи
являются Сергей Бунтман и Лев Гулько. Данный авторский проект для детей и их родителей обладает характерными чертами шоу-программы: в каждом выпуске ведущие рассказывают сказки и занимательные истории, разыгрывают удивительные призы, а также беседуют с мальчиками и девочками в прямом эфире и иногда даже танцуют и поют. Например, в одном из выпусков ведущие знакомили своих слушателей с грузинскими сказками, их героями и сюжетами.
В эфире подросткового радио «KIDSFM», где часто в студии находятся только подростки, вещающие без помощи и подсказок взрослых, практически все передачи имеют развлекательный характер. В эфире программ обсуждаются новости из мира шоу-бизнеса («Взгляд сверху»), личной жизни звезд («Знаменитые подростки»), рассказывается о модных новинках, спортивных соревнованиях, путешествиях («KIDSTrevel», «Один день из жизни»).
Большую роль в становлении молодого поколения играют познавательные и развивающие передачи, поэтому в своей исследовательской работе мы проанализировали структурно-композиционные особенности программ данного типа. Нами был прослушан ряд выпусков программ «О природе и погоде» («Детское радио») и «Хочу всё знать» («Радио свобода»).
Обе радиопрограммы - «О природе и погоде», «Хочу всё знать» - имеют лаконичные названия, приятные и запоминающиеся по звучанию. Кроме того они полностью отражают цель передач: проинформировать слушателей об интересных и полезных фактах окружающего мира природы, объяснить их значение. Все элементы программ, включая подбор лексики в тексте ведущих, подбор музыкального оформления, подчинены главной цели цели - раскрыть личность юного слушателя, расширить его интеллектуальный кругозор.
Целевая аудитория программ «О природе и погоде», («Детское радио») и «Хочу всё знать» («Радио свобода») - дети и подростки, которые каждый день познают окружающий мир, делая для себя интересные открытия. Программы «О природе и погоде» и « Хочу всё знать» - это целостные радиокомпозиции.
Рамки данных передач позволяют иметь двух ведущих или одного с включением третьего лица. Два героя в эфире выглядят всегда интереснее и живее, чем один. В обеих программах диалог между лицами строится на споре. Приём дискуссии создаёт контраст, который не просто придаёт живости диалогу, но и позволяет подавать многие интересные факты в необычном ключе.
Таким образом, анализируя содержательно-композиционные особенности детских сетевых радиопрограмм, мы пришли к следующим выводам: у большинства передач есть четкая «драматургическая» последовательность - приветствие, завязка, развитие действия, косвенно присутствуют такие элементы, как кульминация и развязка, прощание. Авторы программ вводят в выпуски постоянные рубрики, сопровождающиеся музыкальными подложками. Научно-познавательные, образовательные, развивающие, литературные, драматические радиопрограммы для детей, в содержательном плане, выполняют не только функцию развлечения, но и функции просвещения, воспитания, а также эстетическую функцию.
Список литературы
1. Антонова, Э. И. Особенности внушаемости детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Э. И. Антонова, Н. В Хрусталева // Вопросы психологии. - 1982. -№3.-С. 50-55.
2. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 с.
3. Акопов, А. П. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов // Филологический вестникРГУ 1998. № 3. С. 43-51.
4. Бабич, Н. Развитие вопросов у дошкольников [Текст] / Н. Бабич // Вопросы психологии. - 1984. -№2,- С. 67-74.
5. Божович, Л. И. Развитие воли в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности. -М., 1995. - С. 325-332.
6. Бондаренко, Е. А. О состоянии медиаобразования в России и в мировой практике [Электронный ресурс] / Е. А. Бондаренко, А. А. Журина. - URL: http://edu.of.ru/ mediacducalion/default.asp (дата обращения: 23.03.201).
7. Борецкий, Р. Основы телевизионной журналистики [Текст] / Р. Борецкий, А. Юровский. - М. : МГУ, 1987. - 336 с.
8. Борецкий, Р. А. Телевизионная программа [Текст] / Р. А. Борецкий. -М., 1965. -214 с.
9. Вартанова, Е. Л. Современная медиаструктура [Текст] / Е. Л. Вартанова II Средства массовой информации постсоветской России: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 10-86.
10. Вартанова, Е. JI. К чему ведет конвергенция СМИ [Текст] / Е. Л. Вартанова II Информационное общество 1999. - Вып. 5. - С. 11-14.
11. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский II Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л., 1935.-С. 20-32.
12. Дубровицкий, И. За плечами двадцать лет [Текст] / И. Дубровицкий II Телевидение-радио. Информационный сборник. -М., 1984. - Вып. 2.
13. Дунюшкина, Д. Влияние мультфильмов на детей [Электронный ресурс] / Д. Дунюшки-на. -URL: http://www.psihologiya3000.ru/content/view/342/81/(дата обращения: 25.11.2016).
14. Ефимова, Л. Л. Зарубежный опыт правового регулирования зашиты информационной безопасности при осуществлении теле и радиовещания Информационная безопасность в СМИ: в 2-х т. [Текст] / Л. Л. Ефимова. -T.I.-M. : Аспект Пресс, 2002.
15. Жаров, В. О. О том, как представить радиостанцию в Интернете [Текст] / В. О. Жаров II Ключи к эфиру: В 2 кн. - Кн. 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы / Под ред. Г. А. Шевелева. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 270 с.
16. Зазнобина, Л. С. Школа и СМИ [Текст] / Л. С. Зазнобина II Педагогика. - 1999. -№5.-С. 72-75.
17. Засурский, Я. Н. Средства массовой информации постсоветской России [Текст] / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. - М : Аспект Пресс, 2002. - 303 с.
18. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика [Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - М. : Юнити-Дана, 2005. -383 с.
19. Калмыков, А. А. СМК и журналистика современности [Электронный ресурс] / А. А. Калмыков, Е. Ф. Коханов. - URL: http://izdanie.jarki.ru/teocom/n03_a02.php (дата обращения: 21.11.2016).
20. Ковалев, С. В. От Я до Мы: Азбука семейной жизни [Текст] / С. В. Ковалев. - М. : Педагогика, 1989. - 336 с.
21. Колодкин, В. А. Радиовещание в Интернете: Принципы функционирования, типология и структура сайтов [Текст] /В.А. Колодкин. - Тольятти, 2005. - 183 с.
22. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
23. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя [Текст] / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.
24. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: Учеб. для студентов вузов [Текст] / С. Г. Корконосенко. - М. : Аспект-Пресс, 2009. - 320 с.
25. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М. : Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 87 с.
26. Макаренко, А. С. Стиль детской литературы: Собр. соч. в 4-х тт. [Текст] / А. С. Макаренко. -М. : Правда, 1987.
27. Матюхина, M. В., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
28. Пинчук, О. В. Дети и подростки в Интернете: медийные практики, педагогический аспект, медиобразование [Текст] / О. В. Пинчук // Вестн. Новосибирск, гос. ун-та. - Новосибирск, 2013. - Том 12. - Выпуск 10. - С. 56-63.
29. Пинчук, О. В. Игра в детском радиовещании: понятие игровых элементов и их классификация [Текст] / О. В. Пинчук // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. - Сер.: Филология. Журналистика. -2014.-№3.-С.140-144.
30. Проявление журналистского мастерства на радио [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apmalkasar.ru/referaty_po_zhurnalistike/kursovaya_rabota_proyavleniya.html (датаобращения: 15. 11. 2016).
31. Раскатова, Е. Р. Формат радиостанции [Текст] / Е. Р. Раскатова. - Тольятти, 2004. - 33 с.
32. Смирнов, В. В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования [Текст] / В. В. Смирнов. - Рн/Д, 2006. - 472 с.
33. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пособие для вузов [Текст] /
B. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 288 с.
34. Смирнов, В. В. Радиожурналистика в современном эфире [Текст] / В. В. Смирнов. - Таганрог : Изд-во «Центр развития личности», 2007. - 166 с.
35. Смирнов, В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 203 с.
36. Стрельникова, Е. А. Интерактивное вещание на отечественном радио [Текст] / Е. А. Стрельникова. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. - 52 с.
37. Создание авторской программы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.getonair. ru (дата обращения: 25.11.2016).
38. Телерадиоэфир: история и современность : Сб. науч. тр. [Текст] / под ред. Я. Н. За-сурского. - М., 2005. - 239 с.
39. Собкин, В. С. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе [Текст] /B.C. Собкин, Л. М. Баженова, Г. Ю. Франко, А. В. Шариков II Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ. Обзорная информация. - М., 1987. - Вып. 3 (23).
40. Хрипкова, А. Г. Мир детства. Дошкольник [Текст] / А. Г. Хрипкова. - М. : Педагогика, 1979.-416 с.
41. Цымбаленко, С. Б. Российские подростки в информационном мире [Текст] /
C. Б. Цымбаленко, А. В. Шариков, С. Н. Щеглова. - M. : UNICEF - Юнпресс, 1998.
42. Шерель, А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию [Текст] / А. А. Шерель. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 576 с.
43. Отечественное радиовещание в современных условиях [Текст] / под ред. А. А. Ше-реля.-М., 1998.-224 с.
44. Радиожурналистика: учебник [Текст] / под. ред. А. А. Шереля. - 2-е изд. -М. : Изд-во МГУ, «Высшая школа», 2002. - 304 с.
Мельничук И. В.
СПЕЦИФИКА КОНТЕНТА НОВОСТНЫХ ГОРОДСКИХ ПАВЛИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»)
В статье рассматривается социальная сесть «ВКонтакте» как новое средство массовой информации. Поскольку наибольшее значение в информировании аудитории