Научная статья на тему 'Студенческое радио в медиаобразовательном аспекте (на примере радиостанции «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета)'

Студенческое радио в медиаобразовательном аспекте (на примере радиостанции «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
634
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиабразование / радиовещание / учебное радио / радиовещательные СМИ / студенческое радио.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марсавина Елизавета Андреевна

В данной статье рассматриваются студенческие радиостанции с точки зрения их медиаобразовательного потенциала. Автор исследования анализирует работу двух успешных радиопроектов – студенческой радиостанции Новосибирского государственного университета («Кактус») и радио факультета журналистики Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое радио в медиаобразовательном аспекте (на примере радиостанции «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета)»

8. Смирнов, В. Б. Актуальные проблемы современного отечественного медиаобразования [Текст] / В. Б. Смирнов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - Волгоград, 2010. - № 9-8. -С. 127-135.

9. Страшнов, С. Л. Основы массового медиаобразования [Текст] / С. Л. Страшнов. -Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 2009. - 174 с.

10. Фокин, А. А. Эпоха интернет-визуальности: Youtube, Instagram, gif, coub [Текст] / А. А. Фокин // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 2 (23). - С. 80-85.

Крекотнева Вероника Олеговна - магистрант второго курса заочного отделения направления «Педагогическое образование: медиаобразование» Новосибирского государственного педагогического университета.

Электронная почта: v-ka789@yandex.ru

Научный руководитель: Маркасов Максим Юрьевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10127

Е. А. Марсавина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «КАКТУС» НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И РАДИО «ДИКТУМ» ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В данной статье рассматриваются студенческие радиостанции с точки зрения их медиаобразовательного потенциала. Автор исследования анализирует работу двух успешных радиопроектов - студенческой радиостанции Новосибирского государственного университета («Кактус») и радио факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Ключевые слова: медиабразование, радиовещание, учебное радио, радиовещательные СМИ, студенческое радио.

На сегодняшний день СМИ являются высокоэффективными социальными институтами, оказывающими большое влияние на личностное и профессиональное становление человека. Одним из таких СМИ является студенческое радио. Его можно назвать уникальным медиа, так как при создании радиопрограмм студенты принимают участие в практико-образовательной деятельности: они могут совершенствовать свои профессиональные навыки, если радиостанция прикреплена к кафедре или факультету журналистики, коммуникативные и творческие способности, которые необходимы в любом возрасте, для любой профессии [5. С. 62].

Необходимо отметить, что студенческие радиостанции с каждым годом претерпевают ряд положительных изменений, как в технологическом, так и в образовательном плане. Студенческие радиовещательные СМИ участвуют в процессе социализации современной российской молодежи, а также оказывают существенное воздействие на формирование мировоззрения молодых людей [3. С. 3].

В ходе анализа функционирования студенческих радиостанций мы отметили, что они нисколько не уступают профессиональным «радиопроектам» (термин - А. А. Морозовой) [6. С.11]: передачи выходят регулярно, ведущие работают с полной отдачей и энтузиазмом, затрагивая актуальные и важные в данный момент темы [4. С. 169].

Как тип радиовещания студенческое радио имеет присущие только ему образовательную и медиаобразовательную функции [1. С. 171-180]. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что студенческие радиостанции представляют собой медиаобразовательные радиопроекты, так как цель их деятельности в сфере радиовещания направлена на достижение заранее определенного результата и создание уникального радиопродукта, при использовании активного метода освоения теоретических и практических знаний и умений [6. С. 11].

В данной работе мы рассмотрим два успешных, по-нашему мнению, студенческих радиопроекта - радиостанцию «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета.

Поводом для создания радипроекта «Кактус» послужили личные интересы его создателей, а также факт наличия других студенческих радиостанций и, как следствие, -желание создать в своём университете подобное СМИ. Что касается радиостанции «Диктум», то она образовалась как учебная площадка для отработки практических навыков студентами специализации «Радиожурналистика» (еще в рамках специалитета) на факультете журналистики ЧелГУ

Обе радиостанции имеют информационно-музыкальный тип вещания, при котором соотношение информации и музыки выглядит так: 70 % информационного и 30 % музыкального контента.

Вначале обратимся к радиостанции Новосибирского государственного университета «Кактус». Проект радио НГУ стартовал 6 декабря 2012 года в рамках программы развития деятельности студенческих объединений Министерства образования и науки Российской Федерации. В этом же году члены редакции смогли выиграть грант, благодаря которому обустроили свою радиостудию. Радио «Кактус» принадлежит ведомству центра по внеучебной работе НГУ

Радиостанция имеет свой устав, в котором чётко прописаны цели и задачи редакции, а также права и обязанности сотрудников радиостанции. Однако помимо перечисленных элементов, в данном документе обозначены такие важные процедуры, как выбор руководителей СМИ, процесс переустройства радиостанции и прекращение её функционирования.

Данный медиаобразовательный радиопроект нельзя назвать учебным, так как он не преследует академических целей. Сотрудником данной редакции может стать студент любого факультета: как гуманитарной, так и технической специальности. Набор в редакцию проходит на кастинговой основе: все желающие проходят этапы прослушивания и выполнения творческих заданий.

Радиовещание «Кактуса» осуществляется в стенах собственного вуза и в Интернете. На данный момент радиостанция выкладывает свои аудиофайлы в официальной группе «Радио НГУ Кактус» ВКонтакте» - https://vk.com/cactus_nsu, однако несколько лет назад радиопрограммы можно было прослушать на официальном сайте радиостанции -http:// cactus.nsu.ru («RadioCactus: Студенческое радио Кактус НГУ»). Можно предположить, что редакция перестала использовать платформу сайта в связи с большей популярностью социальных сетей у реальной аудитории радио «Кактус».

Вещание радио «Кактус» НГУ - шесть и более еженедельных авторских передач и новостных выпусков, последние не имеют чёткой периодичности, но информируют о событиях и новостях жизни университета, его сотрудников и воспитанников, а также новостях Академгородка.

Обратимся непосредственно к самим передачам, к новостным программам относятся следующие:

1) «Афиша» - обзор предстоящих культурных событий университета;

2) «План выходного дня» - обзор интересных мероприятий на выходные дни;

3) «Коротко об интересном» - обзор предстоящих фестивалей, конкурсов для студентов в регионе, стране и за рубежом.

Радиопрограмма «Кто есть кто» знакомит слушателей с интересными студенческими организациями и их представителями. Например, в одном из выпусков программы ведущая Анастасия беседует с организатором клуба «Семенов день» Егором Рублевым и узнает, что такое молодецкая пляска-драка или в другом выпуске знакомит слушателей с ребятами из «ГлумКлуба НГУ», с самой креативной и творческой командой, занимающейся организацией интересных студенческих мероприятий.

Ранее радиостанция выпускала передачу в жанре беседы - «Живой взгляд», в которой ведущие использовали методы опроса и потенциал редакционной почты, давая студентам вуза возможность задать волнующие их вопросы представителям администрации университета.

Не менее интересная программа, выходящая в настоящее время, - «Наедине» -поэтическая рубрика, как её называют в редакции радиостанции, знакомит с самыми талантливыми студентами университета: любой желающий может прочесть что-то из собственного творчества или рассказать историю своего вхождения в мир поэзии. Постоянный автор программы - Екатерина Балацко, в каждом выпуске слушателей ждет встреча с новым героем, и, значит, новым поэтическим голосом.

У радиостанции есть специальный проект - «Между прочим», редакция «Навигатора» называет его психологическим аудиотриллером. Если студент хочет рассказать о своей проблеме, выговориться, то он может сделать это анонимно в эфире проекта «Между прочим». Также остроактуальной можно назвать программу «Экологично». Ведущая передачи Дарья Руш предлагает изменить свою жизнь: привыкать к безотходному и экологически-ответственному образу жизни. В первом выпуске «Экологично» Дарья Руш объяснила, как избавить квартиру от гор пластиковых пакетов и на что их можно заменить.

Важное место на студенческом радио занимает информация, рассказывающая о специфике разных профессий, а также их востребованности на рынке труда. Ведущие таких передач знакомят своих слушателей с руководителями (работодателями) компаний, организаций, с людьми, имеющими опыт работы в той или иной профессии. Данная тема раскрывается в таких программах, как «Профессия» и «Больше нечего скрывать», «Житейские истории». Целью данных радиопередач является информирование студентов об особенностях той или иной специальности, о возможностях трудоустройства и специфике работы. Например, в одном из выпусков передачи «Житейские истории» ведущий Арсений Белокуров берёт интервью у успешной артистки «Старого дома» Яны Сигида, которая ушла из театра, чтобы сменить вектор своего творчества: теперь девушка помогает создавать спектакли актёрам-студийцам с ограниченными возможностями здоровья, а в другом - беседует с волонтёром детского благотворительного фонда «Солнечный Город» Анастасией Никитиной.

Нельзя не упомянуть такие радиопрограммы как «Галопам по Европам», «Коротко об интересном» и «Больше нечего скрывать». Данные передачи, несомненно, несут образовательно-познавательную ценность. «Коротко об интересном» - программа, которая выходит в формате обзора интересных и важных для студентов фестивалей, конкурсов и грантов, а передача «Галопам по Европам» рассказывает о европейских странах, их традициях, менталитете. Например, есть выпуски, посвящённые России, Англии, Франции, Германии.

Безусловно, большой популярностью пользуются программы о музыке, музыкальных исполнителях. Например, передача «Playón» - музыкально-обзорная программа, в которой ведущий, Артемий Доронин, рассказывает своим гостям и слушателям о новинках музыкальной индустрии. Все интересные, завораживающие, нестандартные по звучанию музыкальные альбомы собираются в одном месте с 1 ноября 2014 года. Один из выпусков программы посвящён FilthyFrank или PinkGuy, провокационному блогеру, ставшему интернет-мемом, в настоящем Joji, музыканту и режиссёру захватывающих клипов.

Выпуски музыкальной программы «Строфы по нотам» помогут понять, как взаимосвязаны между собой творческие люди, например, творчество Иосифа Бродского и певицы Земфиры. На радиостанции «Кактус» выходят специальные музыкальные эфиры. На одном из таких эфиров слушатели могли насладиться живым исполнением музыкальных произведений пианиста Романа Ли из Клуба любителей классической музыки НГУ.

Среди слушателей востребована такая передача как «Кинокома», ведущие которой -Глеб Сегеда и Влад Ломановский - рассказывают о шедеврах киноиндустрии. К примеру, в третьем выпуске программы слушатели могут ознакомиться с ретроспективным обзором «лучших» и «худших» фильмов в истории.

Интересно, что радиостанция считает своей основной деятельностью не создание радиопрограмм, а ведение прямых эфиров. С 2017 года прямые эфиры на радио «Кактус» выходят два раза в неделю (по вторникам и пятницам), продолжительностью 2 часа. Ведущие во время прямых эфиров общаются со слушателями, освещают важные мероприятия университета и города, а также приглашают в студию интересных героев, с которыми проводят интервью. В рамках студенческого СМИ радио НГУ «Кактус» так же создает видеоподкасты, текстовые новости, фотоотчеты значимых событий университета.

Другой, не менее успешный медиаобразовательный радиопроект - радиостанция «Диктум» Челябинского государственного университета, она представляет не только учебное медиапространство, а является официальным СМИ факультета журналистики ЧелГУ

Радиостанция появилась в 2002 году на базе учебной площадки факультета журналистики ЧелГУ Но, нужно уточнить, что самый первый эфир «Диктума» прошел в феврале 2004 года [8. С. 250]. После этого каждую пятницу студенты выпускали тридцатиминутную программу, которая состояла из нескольких материалов студентов.

Еженедельно студенты-журналисты становились ведущими, редакторами, звукорежиссёрами, выпускающими редакторами. Необходимо отметить, что работали на радиостанции в большинстве своём те студенты-журналисты, которые выбрали специализацию «Радиожурналистика».

С 2005 года радио «Диктум» выпускает свои программы ежедневно на всех переменах. На протяжении всей деятельности радиостанции «Диктум» её руководителями были преподаватели факультета журналистики ЧелГУ, многие из которых были и практикующими радиожурналистами: Анна Аркадьевна Журавлева, Евгения Борисовна Футерман, Станислав Александрович Гладков, Андрей Владимирович Сафонов, Наталья Мясникова, Юлия Владимировна Поздеева, Александра Слезко, Анна Анатольевна Морозова, Юлия Александровна Мальцева и др.

Учебная радиостанция стала функционировать благодаря плодотворной работе, как студентов, так и преподавателей. Запустить радиостанцию факультету журналистики (проводное вещание) помогли студенты физико-математического факультета ЧелГУ, которые успешно и в сжатые сроки провели радификацию 4 этажа - всего журфака - в третьем корпусе университета.

Долгое время вещание радиостанции осуществлялось только на территории факультета журналистики - в аудиториях и фойе, где есть динамики-ретрансляторы.

Благодаря специальной аудитории, в которой располагается радиостудия «Диктума», студенты создают передачи и ведут прямые эфиры. В радиостудии установлена радиоаппаратура, компьютеры, усилители и т. д.

У радио «Диктум» есть собственный сайт в Интернете («Радио Диктум: мысли не под диктовку»), но на данный момент информация на нем не обновляется, сайт функционирует только как архив. Раньше на сайте выкладывались успешные радиопрограммы студентов-радиожурналистов 2-5 курсов, также любой желающий мог оставить свой отзыв, предложение, пожелание или критику.

С 2018 года коллектив радиостанции публикует свои аудиофайлы в Интернете, используя площадку социальной сети «ВКонтакте» («Radio «Диктум»: Студенческое радио №1»). На данный момент в группе 119 подписчиков.

Обратимся к радиопрограммам, которые выходят на радио «Диктум». Необходимо отметить, что тематическая сторона радиостанции разнообразна. Студенты готовят выпуски о жизни университета и факультета, рассказывают о своих увлечениях, профессиональных планах, освещают явления из жизни культуры, искусства, кино и, конечно, поднимают остросоциальные, злободневные вопросы.

Радиостанция «Диктум», как уже было сказано ранее, представляет собой учебное СМИ, вследствие чего имеет основной целью обучить, дать как теоретические, так и практические навыки студентам своего факультета в сфере радиовещания. Возможно, в этом и состоит причина того, что в программной сетке радиостанции «Диктум» практически нет передач, которые выходят с регулярной периодичностью. Однако можно выделить радиопрограммы в арсенале которых содержится несколько выпусков.

Рассмотрим их подробнее. Безусловно, новостные выпуски присутствуют на радиостанции всегда, будущие радиопрофессионалы, в первую очередь, занимаются созданием свежих и актуальных выпусков новостей. При создании подобных программ студентам-первокурсникам помогают преподаватели дисциплины ОКЖД («Основы конвергентной журналистской деятельности») и более опытные учащиеся старших курсов факультета.

Утренняя программа «На волне» выходит в прямом эфире в формате беседы. Передача пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей, так как в ней присутствуют актуальные новости, интервью с интересными людьми, гороскоп по знакам зодиака, популярные музыкальные композиции и многое другое.

Также на радиостанции часто выходят выпуски программы «Знакомьтесь, первокурсник!». Каждый выпуск представлен в формате интервью: ведущий приглашает в студию первокурсника факультета журналистики и задаёт вопросы о его увлечениях. Благодаря данной передаче слушатели смогли познакомиться с Мариной Галановой, которая рассказала о своём увлечении музыкой и об игре на гитаре; с Ксенией Никишкиной, которая поделилась своей любовью к индустрии красоты, а именно к визажу-бровей, и другими студентами первого курса факультета журналистики ЧелГУ

Особое место в функционировании радиостанции занимают авторские радиопрограммы, например, к таким материалам можно отнести передачу студентки факультета журналистики Дарьи Голубковой - «Дороги творчества в Че». Автор данной программы знакомит слушателей с местными представителями творческих профессий, с их деятельностью и жизнью. Дарья провела интервью с актёром челябинского Драматического государственного театра им. Н. Орлова - Вадимом Долговых, с художником Максимом Виторовым, с популярным рок-музыкантом Гарри Ананасовым. Другая авторская передача «Всё кроме хоккея», ведущая которой Алина Присяжнюк, интересуется разными видами спорта. Так, один из выпусков посвящён конному спорту: его истории, специфике, спортсменам. Ведущая берёт интервью у тренера, мастера спорта по верховой езде Ольги Галкиной.

Не менее интересная информационно-развлекательная передача - «Тайный занавес». Самые легендарные моменты из фильмов двадцатого - двадцать первого века, самые крылатые фразы и ключевые эпизоды из мира кино - всё и многое другое слушатели смогут узнать из данной программы. Каждый выпуск «Тайного занавеса» представляет собой игру: ведущая загадывает фильм, а слушатели должны его узнать. В первом выпуске автор передачи загадал известный американский фильм - «Американский психопат». Также в формате игры выходила передача «Герой дня». В данной программе слушатели должны узнать литературного персонажа или известного героя кино. Например, Шерлока Холмса или прекрасных диснеевских принцесс.

Довольно популярны на радиостанции авторские подкасты. Подкаст - это цифровая запись радиопередачи или другой подобной программы, доступная в Интернете для прослушивания или скачивания на персональный аудиоплейер [2. С. 154].

Востребованность подкастов у молодежной аудитории в настоящее время очень высока. С технической стороны подкасты независимы от наличия постоянного соединения: даже если связь исчезнет или прервётся, загруженные файлы останутся в открытом доступе. С точки зрения содержания, подкасты обладают следующими характеристиками [7. С. 202-203]:

1. Имеют определенную тематику и периодичность;

2. Длительность подкастов может достигать до полутора часов, что привлекает абсолютно разную аудиторию.

3. База подкастов постоянно дополняется, что предусматривает широкий выбор материала для слушателей.

Подкасты студентов факультета журналистики - «Рецензентам» -представляют собой обзоры / рецензии на фильмы. Тематика подкастов развлекательная: обзоры главных и популярных фильмов, сериалов, представление креативных рецензий, юмористические диалоги и споры ведущих и т. д.). Хронометраж подкастов составляет от 6-ти до 13-ти минут. В аудиозаписях «Рецензентам» присутствуют не только критические отзывы, а также мудрые советы и полезные замечания. Слушатели могут ознакомиться с

рецензиями на фильмы «Движение вверх», «Я худею», «50 оттенков серого», «Иллюзия обмена» и другими популярными кинофильмами.

В эфир радио «Диктум» вносят большую лепту и магистранты факультета журналистики второго года обучения. Их силами подготовлено много разнообразных по тематике и жанрам радиопередач. Например, авторские передачи «Маленькая страна» и «Бизнес-ланч». Ведущими и авторами обеих радиопрограмм являются студенты-магистранты Елизавета Марсавина и Мария Бондаревская.

Передача «Маленькая страна» - настоящий проводник в мире семейной жизни. Автор поднимает актуальные темы из мира брака и семьи; ведёт интересные беседы со специалистами из области педагогики, психологии, медицины; берёт комментарии у экспертов в области семейных отношений. Например, первый выпуск программы посвящён семейному счастью, второй - вопросам приобретения жилья для молодой семьи, третий - даёт советы молодым родителям, а четвёртый - развеивает мифы и стереотипы о семейной жизни.

Выпуски радиопрограммы «Бизнес-ланч» расскажут слушателям об искусстве ресторанного бизнеса, его ярких представителях в Челябинске. Автор передачи, Мария Бондаревская, раскроет все кулинарные секреты: как создаются вкусные шедевры; как устроен челябинский бизнес общественного питания; как самому стать ресторатором.

Представляет также большой интерес медиаобразовательная передача, посвящённая разным видам СМИ. Студенты уже подготовили выпуски о радиотелевидении, радиовещании и Интернете.

Безусловно, на официальной странице «Радио Диктум в ВКонтакте», а также в прямых эфирах присутствуют музыкальные подборки. Музыкальный формат «Диктума», как и

радиостанции «Кактус», определить трудно, в связи с их универсальностью: в эфире может звучать как русская и западная рок-музыка, так и популярные мелодии с мягким вокалом. Это говорит о широком формате данных радиостанций [4. С. 168].

В связи с тем, что «Диктум» - радиостанция учебная, то во время практических дисциплин по радиожурналистике или по выпуску учебных СМИ студенты создают передачи, ориентируясь на так называемый календарный план - прошедшие или предстоящие события. Например, в связи с 30-м журналистского образования на Южном Урале, студенты подготовили выпуски «Журфак - 30 лет вместе»: самые интересные факты о журналистике, эксклюзивные интервью с выпускниками и преподавателями факультета. Также на «Диктуме» выходит большое количество полезных передач: «Как найти время и сделать жизнь продуктивнее» (автор Полина Хасанова); «Новогодние подарки» (автор Варвара Брешева); «Рождественские гадания» (Сабина Мусина); «Новости моды» (Анастасия Храмцова) и др.

Таким образом, можно отметить, что обе радиостанции включают в свою сетку вещания и новостные, и познавательные, и развлекательные передачи. Разнообразие тематических выпусков, стремление молодых авторов радиопрограмм к креативности и профессионализму, при создании медиапродуктов, творческим экспериментам -позволяют студентам полностью выражать себя, раскрывая свой творческий потенциал [4. С. 168].

Функционирование обеих радиостанций происходит с учётом интересов и потребностей, как реальной аудитории, так и руководства вуза / факультета. «Кактус» и «Диктум» уделяют большое внимание ведению своих социальных сетей: официальных страниц в «ВКонтакте», «Instagram». В социальных сетях происходит процесс обратной связи с аудиторией радиостанций. Комментарии слушателей способствуют совершенствованию как информационного, так и музыкального контента радиопередач «Кактуса» и «Диктума».

Студенческое радио стало площадкой, объединяющей учащихся данного вуза, где каждый может высказать свою точку зрения, поделиться собственными взглядами, а также сформировать свою жизненную позицию. Воспитанники радиостанции под контролем руководителя пытаются овладеть навыками медиаграмотной личности [9. С. 329-339]. Во-первых, студенты / авторы радиопрограмм довольно ответственно и серьёзно занимаются отбором тем и музыкальных композиций. Во-вторых, обе радиостанции выпускают радиопрограммы с последовательными композициями и логичными смысловыми структурами. В-третьих, целевой ориентир каждой передачи обеих радиостанций - «Развлекая, обучай!», именно данная цель будет способствовать развитию интеллектуальных возможностей и укреплению морально-ценностных ориентиров молодёжи. Важно отметить, что студенты обеих радиостанций вовлечены в творческий процесс, о важности которого говорят многие исследователи сферы медиаобразования [4. С. 169].

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что радиостанции «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета способствуют социальному и профессиональному становлению своих воспитанников, а также их нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию, позволяют молодым людям понять свою значимость в окружающем мире, но вместе с этим прививают молодёжи чувства гражданской ответственности - все эти возможности студенческого радио позволяют реализовывать важнейшие задачи медиаобразования. Вследствие чего обе радиостанции представляют собой успешные и перспективные студенческие радиовещательные СМИ, демонстрирующие динамику развития российского студенческого радио в целом.

Список литературы

1. Быкова, М. В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации [Текст] / М. В. Быкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -С.171-180.

2. Герасименко, А. С. Радио в сети Internet и подкастинг. Создание собственного подкастинга и радиостанции в сети Internet [Текст] / А. С. Герасименко. - М. : Триумф, 2007. - 176 с.

3. Колесникова, А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания: автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / А. В. Колесникова. - Тольятти, 2011. - 25 с.

4. Марсавина, Е. А. Медиаобразовательный потенциал современного студенческого радио (на примере работы студенческой радиостанции Алтайского государственного университета «Планета радио») [Текст] / Е. А. Марсавина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 166-170.

5. Марсавина, Е. А. Основные типологические характеристики студенческого радиовещания на современном этапе [Текст] / Е. А. Марсавина // Медиасреда: научный журнал факультета журналистики ЧелГУ - 2018. - № 2. - С 62-67.

6. Морозова, А. А. Региональные медиаобразовательные проекты в сфере радиовещания: особенности контента (на примере Челябинской области): автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / А. А. Морозова. - Екатеринбург, 2012. - 23 с.

7. Птушко, А. С. Потоковые мультимедиа как часть образовательного процесса (на примере подкастинга) [Текст] / А. С. Птушко // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2017. - № 4 (26). - С. 202-204.

8. Строкач, К. Е. Особенности формата вещания учебной радиостанции (на примере студенческого радио «Диктум») [Текст] / К. Е. Строкач // Медиасреда: научный журнал факультета журналистики ЧелГУ - 2017. № 12. - С. 248-254.

9. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний [Текст] / А. В. Федоров // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. - М. : Изд-во Ин-та развития информационного общества. - 2005. - С. 329-339.

Марсавина Елизавета Андреевна - магистрант второго года обучения факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: liza.marsavina@yandex.ru

Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Электронная почта: anettazhuravleva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.