Научная статья на тему 'Радио «Диктум»: проблемы и перспективы развития'

Радио «Диктум»: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
60
9
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РАДИО "ЮУРГУ" / РАДИО "ДИКТУМ" / ОН-ЛАЙН ВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Морозова А. А.

Статья посвящена сравнительному анализу учебных радиостанций факультетов журналистики крупнейших челябинских университетов в контексте медиаобразования. Рассматриваются проблемы и перспективы реализации проекта радио «Диктум» (ЧелГУ). Даются рекомендации по решению проблемных вопросов стратегии развития учебной радиостанции.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Радио «Диктум»: проблемы и перспективы развития»

селькору (Материалы к смотру и перевыборам совхозно-колхозной печати) Орел, 1931. С. 15. Общее количество учащихся Орловской совпартшколы в 1929-1930 учебном году составляло 180 человек, в следующем году их количество планировалось довести до 300 (Протокол заседания бюро Орловского окружкома ВКП (б) 29 июня 1930 г. // Государственный архив Орловской области (далее - ГАОО). ФП. 48. Оп. 1. Д. 374. Л. 21).

3 Худякова, Э. Утверждение ленинских принципов партийного руководства печатью в годы первой пятилетки (на материалах периодической печати ЦЧО) // Проблемы истории, теории и практики журналистики. Воронеж, 1977. С. 131.

4 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 2-8.

5 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 10, 11.

6 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 15-22.

7 Там же. Л. 21 об.

8 Там же. Л. 29.

9 Там же. Л. 22.

10 Там же.

11 Там же.

12 Орловская правда. 1934. 5 июля.

13 Правда. 1935. 31 окт.

14 Госархив общественно-политической истории Курской области (далее - ГАОПИКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 599. Л. 35.

15 Отчет о работе отдела печати Оргбюро Цк ВКП (б) по Орловской области по 12 апреля 1938 г. // ГАОО. ФП. 52. Оп. 1. Д. 262. Л. 5.

16 Докладная записка директора Орловской областной газетной партийной школы в отдел печати ЦК ВКП(б) за 27 декабря 1937 г. // ГАОО. ФП. 52. Оп. 1. Д. 147. Л. 11-12.

17 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1020. Л. 120.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1020. Л. 170.

19 Там же. Л. 13.

20 Большевистская печать. 1938. № 13. С. 1.

21 Архивная справка ГАОПИВО № 195 от 3 мая 2007 г.

22 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 991.

23 Ферапонтов, Н. Страницы и лица. «Курская правда» 1917-2002. Курск. 2002. С. 171-172.

24 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1691.

25 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2312.

26 ГАОО. ФП. 52. Оп. 11. Д. 127.

27 Там же.

28 Попов, н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / Н. Попов, Н. Горохов. М. : Политиздат, 1981. С. 405, 406, 410.

А. А. морозова

радио «дИКТУм»: ПРоБЛЕмЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЭВИТИЯ

Статья посвящена сравнительному анализу учебных радиостанций факультетов журналистики крупнейших челябинских университетов в контексте медиаобразования. Рассматриваются проблемы и перспективы реализации проекта радио «Диктум» (ЧелГУ). Даются рекомендации по решению проблемных вопросов стратегии развития учебной радиостанции.

Ключевые слова: медиаобразовательный проект, радио «ЮУрГУ», радио «Диктум», он-лайн вещание.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В обучении творческим профессиям больше, чем в других необходимо уделять времени именно практическим занятиям. Для этих целей, как нам известно, и создаются учебные СМИ на факультетах журналистики. Именно от качества медиаобразовательных проектов наиболее всего зависит уровень и качество образования студента при выпуске из вуза, его творческий профессиональный опыт, который необходим при трудоустройстве на работу.

Для того чтобы медиаобразовательный проект был эффективным средством обучения, во-

первых, ему необходимо соответствовать всем базовым критериям настоящего СМИ: хорошая техническая база, правильная структура редакции, стабильность выхода в эфир (выпуска печатной продукции) и так далее. Во-вторых, нужно постоянно проводить мониторинг челябинского рынка СМИ, особое внимание при этом уделяя медиаобразовательным проектам. Таким образом мы будем постоянно в курсе тенденций их развития.

Сейчас мы столкнулись с некоторыми проблемами, которые отчасти могут быть след-

ствием неэффективности некоторых учебных СМИ в рамках нашего факультета. Одна из таких проблем - невозможность трудоустройства студентов по специальности. Помимо кризиса, негативно сказывается недостаток практического опыта и навыков. Например, всего 16 % выпускников 2009 года со специализацией «Радиовещание» работают по специальности. То есть это 2 человека из 12.

Практического образования в рамках университета зачастую не хватает для того, чтобы в дальнейшем можно было свободно устроиться работать на радиостанцию. Приходится учиться в СМИ практически с нуля.

Несмотря на сильный преподавательский состав факультета журналистики ЧелГУ, имеется довольно много причин, которые отрицательно влияют на качество и уровень подготовки специалистов специализации «радиовещание»:

1. Нехватка материальных средств кафедры, факультета и вуза. Как следствие - плохая техническая база. Из этой проблемы вытекает следующая:

2. отставание от передовых технологий. Например, отсутствие в радиостудии доступа в Интернет. Что приводит к невозможности работать с Интернет-источниками для подготовки материалов, оперативно их создавать и выпускать в эфир, в том числе в режиме он-лайн вещания. (В качестве примера: радиостудия Чел-ГУ имеет один компьютер 2002 года выпуска и пульт, в МГУ ко всему прочему для студии покупают иголки для проигрывания пластинок за 40 тысяч рублей).

конкуренция на федеральном уровне не играет такой роли, как конкуренция городского масштаба. На данный момент в Челябинске существуют два основных медиаобразователь-ных проекта в сфере радио - это «Радио Юур-ГУ» и «Диктум». Последнее всё больше отстает от тенденций развития современных СМИ и теряет свои прежние позиции. «Радио ЮурГУ» наоборот поднимает свой статус и находится сейчас на более высоком уровне, несмотря на то, что оно появилось на два с половиной года позднее, чем радио «Диктум».

как следствие из всего вышесказанного, теряется престиж специальности «Журналистика», особенно электронных СМИ. Соответственно, это может явиться причиной уменьшения количества абитуриентов и студентов, поступающих в ЧелГУ на факультет журналистики.

Также на лицо всё большая незаинтересованность самих студентов в обучении радио-

вещанию. как правило, основная масса сейчас идет на эту специализацию, так как (в связи со слабой работой «Диктума») специализация «радиовещание» на данный момент - самый легкий способ обучения из всех дисциплин специализации.

Данная ситуация ведет к потере «Дикту-мом» статуса учебного радио вообще.

Пути решения проблем:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Разделение ТВ- и радиолаборатории на два самостоятельных подразделения. Это позволит улучшить контроль за качеством выпуска учебных программ и работы радиостудии в целом.

2. У любой редакции должен быть редактор, в том числе и на учебном радио. Главная цель преподавателя учебной непрерывной практики - обучить, объяснить студенту - как правильно делать и разобрать ошибки в готовой программе.

Задача редактора - составлять сетку вещания, редактировать материалы, контролировать выпуск программ в эфир и регулярность вещания.

3. Выход радио «Диктум» в Интернет.

В настоящее время огромное количество информации, теории и исследований направлено на изучение конвергенции в СМИ. Самый актуальный вопрос: «Убьют» ли интернет-медиа традиционные СМИ - газету, радио, телевидение?». Нет, скорее всего, все останутся живы. Но Интернет становится неотъемлемой частью любого СМИ. У многих газет есть аналог бумажной версии в Сети, телевизионные каналы выкладывают свои программы для просмотра на сайте, и практически у всех радиостанций есть параллельное он-лайн вещание в дополнение к аналоговому.

В том числе и медиаобразовательные проекты стараются не отставать от времени и тенденций. Например, учебное «Радио Юур-ГУ» он-лайн вещания не имеет, но редакция несколько раз в день выкладывает на сайте в записи новости и различные программы. Вещание в режиме реального времени в Сети должно быть в близкой перспективе.

Всё, что необходимо для организации онлайн вещания - это наличие в учебной радиостудии безлимитного Интернета со скоростью 512 кб/сек. Благодаря чему появятся существенные преимущества:

• Доступность (учебное радио можно слушать в любой точке планеты);

• Престиж (идти в ногу со временем - это всегда престижно);

• Новый уровень вещания дает новые возможности. Например, преподаватель ДС может постоянно следить за эфиром студентов, даже если он находится не в университете. А в перспективе такая радиостанция может превратиться в настоящее средство массовой информации.

4. Изменение рабочего плана. Выпуском учебных СМИ должны быть заняты не только второкурсники, но и студенты 3,4 курсов. Т.к. в период занятий (с сентября по июнь) у них полностью отсутствует возможность практиковаться, следствием этого обычно бывает потеря навыков и умений.

5. Необходимо ужесточить требования к количеству выпусков учебных радиопрограмм. С 6 до 16-20 материалов за семестр, то есть в неделю каждый студент, таким образом, будет выпускать по одной программе.

6. Разработка сетки вещания. Каждая радиостанция должна иметь план, по которому музыка и программы будут выходить в эфир. В том числе и учебная.

7. В каждый день недели за эфир отвечают 2-3 студента. То есть они полностью в этот день делают программы и составляют плей-лист, отвечают за выход в эфир музыки и информационных материалов.

Вещание распределится следующим образом: в корпусе - только на переменах. В Интернете - весь день, пока идут занятия. Например, с 9-20 до 16-00. По желанию студентов - можно добавить и вечерние эфиры. Во время занятий в Интернет-вещании будет звучать музыка, присутствие ди-джея при этом не потребуется, треки будут выдаваться в эфир аудиоплеером или специальной программой.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Самое главное правило СМИ - это регулярность выхода его в эфир. Сейчас в рамках ме-диаобразовательного проекта «Диктум» у нас этого нет, а, значит, и нет радио как такового. Радио не должно молчать, вещание должно быть регулярным.

Чем больше медиаобразовательный проект (в нашем случае - учебное радио) будет соот-

ветствовать критериям настоящего СМИ, тем больше шансов и возможностей у преподавателей и выпускников, соответственно - тем больше престиж специальности и специализации. Для того чтобы результат подготовки кадров был максимально эффективным, нужно учитывать в этом процессе все перечисленные аспекты. Необходимо постоянно искать новые способы и пути решения образовательных проблем, регулярно следить за тенденциями в других СМИ и смело реализовывать все эти находки на практике.

Список литературы

1. Гудилина, С. И. Инновационная деятельность в области медиаобразования Образовательные технологии XXI века. М., 2007. 335 с.

2. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории: монография. Томск : Изд-во Томского ин-та информ. технологий, 2009. 322 с.

3. Жилавская, И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

4. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск, 2008. 270 с.

5. Фатеева, И. А. Журналистские кафедры в вузах как субъекты массового медиаобразова-ния // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М. : Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008. 498 с.

6. Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.

7. Федоров, А. В. Проблемы медиаобразо-вания (научная школа под руководством А. В. Федорова) / А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. А. Новикова и др.Таганрог, 2007. 212 с.