селькору (Материалы к смотру и перевыборам совхозно-колхозной печати) Орел, 1931. С. 15. Общее количество учащихся Орловской совпартшколы в 1929-1930 учебном году составляло 180 человек, в следующем году их количество планировалось довести до 300 (Протокол заседания бюро Орловского окружкома ВКП (б) 29 июня 1930 г. // Государственный архив Орловской области (далее - ГАОО). ФП. 48. Оп. 1. Д. 374. Л. 21).
3 Худякова, Э. Утверждение ленинских принципов партийного руководства печатью в годы первой пятилетки (на материалах периодической печати ЦЧО) // Проблемы истории, теории и практики журналистики. Воронеж, 1977. С. 131.
4 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 2-8.
5 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 10, 11.
6 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 15-22.
7 Там же. Л. 21 об.
8 Там же. Л. 29.
9 Там же. Л. 22.
10 Там же.
11 Там же.
12 Орловская правда. 1934. 5 июля.
13 Правда. 1935. 31 окт.
14 Госархив общественно-политической истории Курской области (далее - ГАОПИКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 599. Л. 35.
15 Отчет о работе отдела печати Оргбюро Цк ВКП (б) по Орловской области по 12 апреля 1938 г. // ГАОО. ФП. 52. Оп. 1. Д. 262. Л. 5.
16 Докладная записка директора Орловской областной газетной партийной школы в отдел печати ЦК ВКП(б) за 27 декабря 1937 г. // ГАОО. ФП. 52. Оп. 1. Д. 147. Л. 11-12.
17 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1020. Л. 120.
18 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1020. Л. 170.
19 Там же. Л. 13.
20 Большевистская печать. 1938. № 13. С. 1.
21 Архивная справка ГАОПИВО № 195 от 3 мая 2007 г.
22 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 991.
23 Ферапонтов, Н. Страницы и лица. «Курская правда» 1917-2002. Курск. 2002. С. 171-172.
24 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1691.
25 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2312.
26 ГАОО. ФП. 52. Оп. 11. Д. 127.
27 Там же.
28 Попов, н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / Н. Попов, Н. Горохов. М. : Политиздат, 1981. С. 405, 406, 410.
А. А. морозова
радио «дИКТУм»: ПРоБЛЕмЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЭВИТИЯ
Статья посвящена сравнительному анализу учебных радиостанций факультетов журналистики крупнейших челябинских университетов в контексте медиаобразования. Рассматриваются проблемы и перспективы реализации проекта радио «Диктум» (ЧелГУ). Даются рекомендации по решению проблемных вопросов стратегии развития учебной радиостанции.
Ключевые слова: медиаобразовательный проект, радио «ЮУрГУ», радио «Диктум», он-лайн вещание.
В обучении творческим профессиям больше, чем в других необходимо уделять времени именно практическим занятиям. Для этих целей, как нам известно, и создаются учебные СМИ на факультетах журналистики. Именно от качества медиаобразовательных проектов наиболее всего зависит уровень и качество образования студента при выпуске из вуза, его творческий профессиональный опыт, который необходим при трудоустройстве на работу.
Для того чтобы медиаобразовательный проект был эффективным средством обучения, во-
первых, ему необходимо соответствовать всем базовым критериям настоящего СМИ: хорошая техническая база, правильная структура редакции, стабильность выхода в эфир (выпуска печатной продукции) и так далее. Во-вторых, нужно постоянно проводить мониторинг челябинского рынка СМИ, особое внимание при этом уделяя медиаобразовательным проектам. Таким образом мы будем постоянно в курсе тенденций их развития.
Сейчас мы столкнулись с некоторыми проблемами, которые отчасти могут быть след-
ствием неэффективности некоторых учебных СМИ в рамках нашего факультета. Одна из таких проблем - невозможность трудоустройства студентов по специальности. Помимо кризиса, негативно сказывается недостаток практического опыта и навыков. Например, всего 16 % выпускников 2009 года со специализацией «Радиовещание» работают по специальности. То есть это 2 человека из 12.
Практического образования в рамках университета зачастую не хватает для того, чтобы в дальнейшем можно было свободно устроиться работать на радиостанцию. Приходится учиться в СМИ практически с нуля.
Несмотря на сильный преподавательский состав факультета журналистики ЧелГУ, имеется довольно много причин, которые отрицательно влияют на качество и уровень подготовки специалистов специализации «радиовещание»:
1. Нехватка материальных средств кафедры, факультета и вуза. Как следствие - плохая техническая база. Из этой проблемы вытекает следующая:
2. отставание от передовых технологий. Например, отсутствие в радиостудии доступа в Интернет. Что приводит к невозможности работать с Интернет-источниками для подготовки материалов, оперативно их создавать и выпускать в эфир, в том числе в режиме он-лайн вещания. (В качестве примера: радиостудия Чел-ГУ имеет один компьютер 2002 года выпуска и пульт, в МГУ ко всему прочему для студии покупают иголки для проигрывания пластинок за 40 тысяч рублей).
конкуренция на федеральном уровне не играет такой роли, как конкуренция городского масштаба. На данный момент в Челябинске существуют два основных медиаобразователь-ных проекта в сфере радио - это «Радио Юур-ГУ» и «Диктум». Последнее всё больше отстает от тенденций развития современных СМИ и теряет свои прежние позиции. «Радио ЮурГУ» наоборот поднимает свой статус и находится сейчас на более высоком уровне, несмотря на то, что оно появилось на два с половиной года позднее, чем радио «Диктум».
как следствие из всего вышесказанного, теряется престиж специальности «Журналистика», особенно электронных СМИ. Соответственно, это может явиться причиной уменьшения количества абитуриентов и студентов, поступающих в ЧелГУ на факультет журналистики.
Также на лицо всё большая незаинтересованность самих студентов в обучении радио-
вещанию. как правило, основная масса сейчас идет на эту специализацию, так как (в связи со слабой работой «Диктума») специализация «радиовещание» на данный момент - самый легкий способ обучения из всех дисциплин специализации.
Данная ситуация ведет к потере «Дикту-мом» статуса учебного радио вообще.
Пути решения проблем:
1. Разделение ТВ- и радиолаборатории на два самостоятельных подразделения. Это позволит улучшить контроль за качеством выпуска учебных программ и работы радиостудии в целом.
2. У любой редакции должен быть редактор, в том числе и на учебном радио. Главная цель преподавателя учебной непрерывной практики - обучить, объяснить студенту - как правильно делать и разобрать ошибки в готовой программе.
Задача редактора - составлять сетку вещания, редактировать материалы, контролировать выпуск программ в эфир и регулярность вещания.
3. Выход радио «Диктум» в Интернет.
В настоящее время огромное количество информации, теории и исследований направлено на изучение конвергенции в СМИ. Самый актуальный вопрос: «Убьют» ли интернет-медиа традиционные СМИ - газету, радио, телевидение?». Нет, скорее всего, все останутся живы. Но Интернет становится неотъемлемой частью любого СМИ. У многих газет есть аналог бумажной версии в Сети, телевизионные каналы выкладывают свои программы для просмотра на сайте, и практически у всех радиостанций есть параллельное он-лайн вещание в дополнение к аналоговому.
В том числе и медиаобразовательные проекты стараются не отставать от времени и тенденций. Например, учебное «Радио Юур-ГУ» он-лайн вещания не имеет, но редакция несколько раз в день выкладывает на сайте в записи новости и различные программы. Вещание в режиме реального времени в Сети должно быть в близкой перспективе.
Всё, что необходимо для организации онлайн вещания - это наличие в учебной радиостудии безлимитного Интернета со скоростью 512 кб/сек. Благодаря чему появятся существенные преимущества:
• Доступность (учебное радио можно слушать в любой точке планеты);
• Престиж (идти в ногу со временем - это всегда престижно);
• Новый уровень вещания дает новые возможности. Например, преподаватель ДС может постоянно следить за эфиром студентов, даже если он находится не в университете. А в перспективе такая радиостанция может превратиться в настоящее средство массовой информации.
4. Изменение рабочего плана. Выпуском учебных СМИ должны быть заняты не только второкурсники, но и студенты 3,4 курсов. Т.к. в период занятий (с сентября по июнь) у них полностью отсутствует возможность практиковаться, следствием этого обычно бывает потеря навыков и умений.
5. Необходимо ужесточить требования к количеству выпусков учебных радиопрограмм. С 6 до 16-20 материалов за семестр, то есть в неделю каждый студент, таким образом, будет выпускать по одной программе.
6. Разработка сетки вещания. Каждая радиостанция должна иметь план, по которому музыка и программы будут выходить в эфир. В том числе и учебная.
7. В каждый день недели за эфир отвечают 2-3 студента. То есть они полностью в этот день делают программы и составляют плей-лист, отвечают за выход в эфир музыки и информационных материалов.
Вещание распределится следующим образом: в корпусе - только на переменах. В Интернете - весь день, пока идут занятия. Например, с 9-20 до 16-00. По желанию студентов - можно добавить и вечерние эфиры. Во время занятий в Интернет-вещании будет звучать музыка, присутствие ди-джея при этом не потребуется, треки будут выдаваться в эфир аудиоплеером или специальной программой.
Самое главное правило СМИ - это регулярность выхода его в эфир. Сейчас в рамках ме-диаобразовательного проекта «Диктум» у нас этого нет, а, значит, и нет радио как такового. Радио не должно молчать, вещание должно быть регулярным.
Чем больше медиаобразовательный проект (в нашем случае - учебное радио) будет соот-
ветствовать критериям настоящего СМИ, тем больше шансов и возможностей у преподавателей и выпускников, соответственно - тем больше престиж специальности и специализации. Для того чтобы результат подготовки кадров был максимально эффективным, нужно учитывать в этом процессе все перечисленные аспекты. Необходимо постоянно искать новые способы и пути решения образовательных проблем, регулярно следить за тенденциями в других СМИ и смело реализовывать все эти находки на практике.
Список литературы
1. Гудилина, С. И. Инновационная деятельность в области медиаобразования Образовательные технологии XXI века. М., 2007. 335 с.
2. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории: монография. Томск : Изд-во Томского ин-та информ. технологий, 2009. 322 с.
3. Жилавская, И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.
4. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск, 2008. 270 с.
5. Фатеева, И. А. Журналистские кафедры в вузах как субъекты массового медиаобразова-ния // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М. : Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008. 498 с.
6. Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
7. Федоров, А. В. Проблемы медиаобразо-вания (научная школа под руководством А. В. Федорова) / А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. А. Новикова и др.Таганрог, 2007. 212 с.