Научная статья на тему 'Особенности формата вещания учебной радиостанции (на примере студенческого радио «Диктум»)'

Особенности формата вещания учебной радиостанции (на примере студенческого радио «Диктум») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1342
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ РАДИО / ФОРМАТ ВЕЩАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО / "ДИКТУМ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Строкач Ксения Евгеньевна

Статья посвящена выявлению и подробному описанию специфики формата учебного радио, который будет способствовать выполнению первостепенных функций (информационная, воспитательная, корпоративная, образовательная и др.) и удовлетворять запросы аудитории. В качестве материала исследования выступили результаты социологического опроса аудитории (N=100), являющихся слушателями учебного радио «Диктум». Также было проведено изучение и описание существующего на данный момент формата вещания радио «Диктум». На основе полученных результатов мы разработали практические рекомендации, которые будут полезны как ведущим студенческого радио, так и выпускающему редактору, формирующему сетку вещания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формата вещания учебной радиостанции (на примере студенческого радио «Диктум»)»

4. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн [Текст] / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Образовательные технологии и общество. -2010. -Т. 13, № 2. - С. 369-387.

5. Распопова, С. С. Автор мультимедийного текста [Текст] // Журналист. Социальные коммуникации. -2012.-№2.-С. 84-90.

6. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - Вып. 94. - С. 163-169.

7. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волжск, ун-та им. В. Н. Татищева. - 2012. -№3.-С. 219-226.

8. Симакова, С. И. Инфографика как способ передачи экономической информации [Текст] / С. И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион : науч. журн. - Челябинск, 2014. -№4,- С. 114-119.

9. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2014. - Вып. 92. - С. 77-83.

10. Симакова С. И. Работа журналиста в сети Интернет: технический аспект : Учебное пособие. - Челябинск: Энциклопедия, 2015. - 178 с

11. Симакова, С. И. Специфика визуализации информации [Текст] / С. И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела -2016.-№3.-С. 57-63.

12. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова - 2015. -№3,- С. 213-218.

13. Сулейманова, С. Р. Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана [Текст] / С. Р. Сулейманова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - Сер. Филология. Искусствоведение. - Вып. 81. -С. 183-188.

14. Фролова, М. А. История возникновения и развития инфографики [Электронный ресурс] / М. А. Фролова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2014. - №10. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-infografiki (дата обращения: 03.05.2017).

15. Швед, О. В. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный ресурс] / О. В. Швед // Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe. - URL: http://scaspee.eom/6/post/2013/10/infographics-as-means-of-visual" communication-shved-o-v.html.

Строкам К. E.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТА ВЕЩАНИЯ УЧЕБНОЙ РАДИОСТАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИО «ДИКТУМ»)

Статья посвящена выявлению и подробному описанию специфики формата учебного радио, который будет способствовать выполнению первостепенных функций (информационная, воспитательная, корпоративная, образовательная и др.) и удовлетворять запросы аудитории. В качестве материала исследования выступили результаты социологического опроса аудитории (N=100), являющихся слушателями учебного радио «Дик-тум». Также было проведено изучение и описание существующего на данный момент формата вещания радио «Диктум». На основе полученных результатов мы разработали

практические рекомендации, которые будут полезны как ведущим студенческого радио, так и выпускающемуредактору, формирующему сетку вещания.

Ключевые слова: учебное радио, формат вещания, студенческое радио, «Диктум».

Радиовещание имеет весомое значение в системе средств массовой информации. Как и другие виды СМИ, радио меняется с течением времени: развиваются формы и каналы радиовещания, видоизменяется его жанровая природа, появляются новые форматы. В современном мире радио можно слушать не только дома, на работе или в машине, но и в Интернете.

Разнообразие форматов вещания, его форм, каналов и жанровых особенностей позволяет любому радиослушателю найти удовлетворяющую его запросы и подходящую его интересам радиостанцию. Так же, как и любая радиостанция, в свою очередь, может найти своего слушателя. Но для того, чтобы эта схема работала, каждой радиостанции необходимо иметь свой формат вещания. Можно говорить о том, что в данной ситуации формат и аудитория находятся в прямой зависимости друг от друга.

Каждая радиостанция стремится иметь наибольшее количество слушателей. И если учесть, что численный фактор аудитории радиостанции напрямую зависит от формата вещания, то возникает невольный вопрос о том, как выбрать на радио такой формат, который будет удовлетворять запросам наибольшего количества потенциальных слушателей.

Вопрос выбора подходящего формата возникает и в ситуации с учебным радио. Но в данном случае дело обстоит еще сложнее, так как аудитория учебного СМИ уже сформирована. Она представляет собой не только студентов, но и преподавателей. То есть людей разных возрастных категорий, имеющих разные социальные статусы, профессии, интересы и увлечения.

На сегодняшний день во многих крупных вузах страны существует свое радио, а число учебных радиостанций растет с каждым годом. Средства массовой информации оказывают существенное воздействие на формирование мировоззрения современной молодежи. Этим фактором объясняется возрастающий интерес к студенческому и учебному радио.

К тому же средства массовой информации в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние медиа - это бизнес, главная цель которого - извлечение прибыли. Учебное радио способно восполнить этот самый недостаток информации, которая является для молодых людей социально ориентирующей, а также дать молодежи необходимые для социализации знания.

Исследованию современного студенческого радиовещания посвящено множество работ А. А. Морозовой [3; 4; 5; 6; 7] и А. В. Колесниковой [2], описывающих как типологическую характеристику современного студенческого радиовещания, так и особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм, принципы работы радиостудии в рамках профессионального медиаобразования. Проблемам культуры в современном радиовещании посвящены работы Сладкомедовой Ю. Ю. [8]. Данные работы составили теоретическую базу нашего исследования.

Отметим, что под понятием «учебное радиовещание» мы подразумеваем радиостанцию, осуществляющую свою деятельность на территории определенного факультета вуза, главной целью существования которой является обучение студентов основам радиовещания и совершенствование их профессиональных навыков в этой области, что отражается в задачах, формате, а также в тематическом наполнении. Целевой аудиторией учебной радиостанции являются преподаватели и студенты факультета.

Каждое учебное СМИ - это, с одной стороны, аналог профессиональных газет и журналов, коммерческих или государственных/муниципальных телерадиокомпаний, а, с

другой стороны, специфический медиапродукт, имеющий свои особенности создания, существования и функционирования [7].

Поэтому для учебной студенческой радиостанции необходим свой формат, который будет способствовать выполнению первостепенных функций (информационная, воспитательная, корпоративная, образовательная и др.) и удовлетворять запросы аудитории.

Формат радиостанции - это тип вещания, способ существования станции в эфире, направленный на потребности целевой аудитории.

В понятие «формат» входят концепция вещания, подбор музыкальных композиций, соответствующих направленности станции, специфический способ подачи новостей, рекламы, а также джинглы, отбивки, манера работы ведущих. Если максимально сузить данное понятие, то формат - это содержимое эфира каждой радиостанции.

По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция [9]. Уровень успешности привлечения определенной аудитории зависит от правильного сочетания музыкальных записей и программных элементов.

Для правильного определения формата на радио необходимо четко видеть свою целевую аудиторию и делать акцент на ее вкусы и пристрастия, отвечая следующим основным критериям:

1. Строго определенная стилистика звучащей в эфире музыки (ее стилевое направление - рок, поп, дэнс, альтернатива, шансон, рэп и т. д.);

2. Соотношение количества горячих хитов и золотых шлягеров в часовой сетке вещания (сколько новинок и «голдов» в часовом плей-листе и как они расставлены);

3. Выдержанность имиджа эфира. Она, в свою очередь, зависит от нескольких факторов:

• так называемой «музыкальной одежды» эфира, т.е. джинглов, музыкальных заставок и шумов;

• манеры работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ (частота выхода в эфир, содержание текстов, интонации и т.д.),

• внешней формы подачи музыкального материала, его компоновки и микширования (делить песни джинглами или нет, микшировать резко «встык» или мягко «наплывом» ит. д.)

• выстраивания информационных выпусков и рекламных вставок (информация и реклама для молодежной аудитории отличается от информации и рекламы для более старшей как по форме, так и по содержанию) [9].

В 2002 году в Челябинском государственном университете произошло отделение факультета журналистики от филологического факультета. Именно тогда на журфаке появляются свои учебные площадки: телелаборатория, радио «Диктум» и газета «Журфикс», которые явились практической базой для получения опыта и навыков будущих журналистов.

Сегодня, как и тринадцать лет назад, «Диктум» - нелицензированное и незарегистрированное СМИ. Вещает оно по проводам. Динамики-ретрансляторы расположены по периметру факультета журналистики: в аудиториях и фойе. Вещание осуществляется из студии, которая находится на четвертом этаже третьего корпуса ЧелГУ Студия оснащена компьютером, усилителем, декой, микширным пультом, микрофонами и различной портативной звукозаписывающей аппаратурой. Главная цель радиостанции - обучение студентов производству радиопрограмм и работе в эфире.

В настоящий момент созданием и выпуском программ на радио занимаются преимущественно студенты второго курса, с начала сентября по конец мая, то есть весь учебный год, с перерывами только на сессию и каникулы. Работа на «Диктуме» является обя-

зательной для всех студентов второго курса факультета журналистики по направлению «Радиовещание» учебной дисциплины «Основы конвергентной журналистской деятельности».

Творческая деятельность на учебном радио способствует личностному и профессиональному росту студентов факультета. В процессе создания радиопрограмм для «Дикту-ма» студенты подкрепляют свои теоретические знания данной дисциплины практическими навыками.

Работа на учебном радио равномерно распределяется между студентами второго курса: в течение всего учебного года каждый студент должен осуществлять выходы в эфиры на протяжении всего одной недели. Дисциплина «Основы конвергентной журналистской деятельности» делит студентов одного курса на четыре подгруппы, каждая из которых обучается поочередно четырем направлениям - «радиовещание», «телевидение», «печать» и «Интернет». Осуществляют работу «Диктума» студенты, проходящие подготовку по направлению «радиовещание». Обучение одному направлению занимает два учебных месяца. Получается, что студенты каждой подгруппы работают на учебном радио в течение двух месяцев. Студенты, в зависимости от количественного состава подгруппы, по одному, по двое или по трое назначаются ответственными за радиовещание на своей неделе.

В записи и выпуске программ также могут принять участие и другие курсы, но это не входит в их обязанности.

Руководителем учебного радио «Диктум» является кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Анна Анатольевна Морозова. Она проверяет тексты программ, контролирует процесс записи, оценивает готовые смонтированные радиопередачи и решает вопросы о допуске или недопуске этих передач в эфир.

Деятельность выпускающего редактора осуществляет студентка второго курса факультета журналистики ЧелГУ Ксения Строкач. В ее обязанности входят составление сетки вещания радио «Диктум», создание графика вещания на каждую неделю, распределение неделю вещания между студентами, контроль над выходами в эфир и объяснение студентам их задач, связанных с вещанием на учебном радио.

Сетка вещания радио «Диктум» меняется каждый семестр в зависимости от учебного расписания студентов и преподавателей факультета. Во втором семестре 2016/17 учебного года студенты выходят в эфир ежедневно, за исключением пятницы и воскресенья, на первой, второй и третьей переменах.

Выбор программ, как и выбор новостей, основывается на актуальности. Нет обязательного условия, что одна программа может появиться в эфире только один раз. Программы считаются самым важным элементом вещания. Так как они от начала и до конца созданы самими студентами. Создание программ для учебного радио позволяет развить в студентах все необходимые радиожурналисту навыки.

Потенциальная аудитория учебного радио «Диктум» - это студенты в возрасте от 17 до 22 лет и преподаватели - от 25 до 80 лет.

Подробнее рассмотрим формат учебного радио факультета журналистики ЧелГУ! Несмотря на свободу выбора студентами тематики и жанра своих программ, контент «Диктума» стремится к динамичности и лаконичности информационной составляющей. Радиостанция не носит разговорного характера, а является музыкально-информационной (2/3 вещания составляет музыка).

Несмотря на разнообразие жанров программ, подготовленных студентами факультета, в целом, большую часть «разговорного» контента составляют программы информационных жанров, поскольку они проще в подготовке как с технической точки зрения, так и с интеллектуальной.

После информационных жанров по количеству программ второе место занимают жанры художественные и художественно-документальные. К сожалению, практически отсутствуют в эфире «Диктума» аналитические жанры.

Тематика программ различна. В основном программы, подготовленные студентами, связаны со студенчеством, путешествиями, развлечениями, музыкой, кино и литературой. То есть всем тем, что интересно самим студентам.

Что касается музыкального формата «Диктума», то он весьма размыт, и его не представляется возможным определить в соответствии с традиционной классификацией форматов. Он тяготеет к таким форматам, как Adult Contemporary, Contemporary Hit Radio, Oriented Rock, Easy Listening. В основном звучат зарубежные, реже русские поп и поп-рок хиты, также музыкальный эфир дополняют инструментальные, ретро и рок-композиции, остальные музыкальные направления на данном учебном радио в эфире практически не появляются. Отсутствие четкого формата связано с разносторонними музыкальными предпочтениями студентов, которые сами определяют то, какая музыка должна звучать в эфире.

На качество, количество и тематику учебных радиопрограмм большое влияние оказывает недостаточный уровень материально-технической базы. По этой причине студенты часто сталкиваются с определенными проблемами при выходе в эфир, записи радиопрограмм и их монтаже.

Для выявления пожеланий слушателей учебного радио «Диктум» относительно его формата нами было проведено социологическое исследование. Основной метод исследования - анкетирование. В опросном листе были представлены тридцать вопросов. Всего в опросе приняли участие 100 респондентов (март 2017 года). Все опрошенные являются студентами и преподавателями факультета журналистики Челябинского государственного университета в возрасте от 17 до 80 лет. Опрос был проведен при помощи электронной формы Google.

По результатам опроса были сделаны следующие выводы, которые мы опишем ниже.

1. Соотношение информации и музыки в эфиреучебногорадио

В эфире учебного радио «Диктум» участникам опроса интереснее слушать музыку, а не информацию.

Больше всего для учебного радио «Диктум» подходит музыкально-информационное соотношение. То есть больше половины эфира должно быть занято музыкой, а оставшаяся часть - информацией.

В эфире учебного радио «Диктум» должны звучать программы, подготовленные студентами, так как они помогают ребятам обмениваться опытом, демонстрировать свои умения и навыки, но не на каждой перемене.

Музыка в эфире учебного радио «Диктум» нужна безусловно, ведь она поднимает настроение преподавателям и студентам факультета.

2.Музыкальное оформление эфирарадио «Диктум»

Участники опроса предпочитают поп-музыку, рок, хип-хоп и джаз.

Для учебного радио «Диктум» более всего подходит поп-музыка, джаз, классическая и альтернативная музыка, а менее всего - шансон, романсы, авторская песня, народная музыка, тяжелый рок и рэп.

Из предыдущего пункта следует еще один вывод. Для учебного радио «Диктум» наиболее приемлемыми музыкальными форматами являются AC (Adult Contemporary), CHR (Contemporary Hit Radio), в частности CHR/Pop, Classical, NAC/Smooth Jazz, Alternative/ Alternative AC.

3 .Жанровые особенности программ, подготовленных дляучебногорадио «Диктум»

Слушатели «Диктума» хотят слышать в эфире информационные программы, так как считают, что они более всего подходят для учебного радио.

4. Значение прямого эфира дляучебногорадио «Диктум»

Респондентам интересно слушать прямые эфиры, но для учебного радио «Диктум» они необязательны.

Наиболее интересными темами прямых эфиров для слушателей являются: новости, студенчество и темы связанные с ним, события и мероприятия городского, университетского и факультетского масштабов, музыка, спорт, кино, литература и развлечения.

5. Новостные выпуски в эфиреучебногорадио «Диктум»

Новости - обязательная часть эфиров учебного радио «Диктум». Лучше, если они будут городского и университетского масштабов.

6. Имидж ведущегоучебногорадио «Диктум»

Многие слушатели учебного радио хотели бы попробовать себя в качестве его ведущих, но не на постоянной основе.

Ведущим на «Диктуме» может быть любой желающий студент факультета.

Для ведения эфиров на учебном радио больше подходит свободный стиль подачи информации.

7. Джинглы нарадио «Диктум»

Джинглы необходимы для эфиров учебного радио, так как они улучшают имидж радиостанции.

Новые джинглы должны появляться в эфире учебного радио «Диктум» один раз в несколько месяцев и звучать 2-4 раза в день.

8. Сетка вещания

Оптимальное количество дней вещания «Диктума» в неделю - 4.

Лучше всего осуществлять вещание на учебном радио на второй и третьей переменах.

На второй перемене предпочтительнее включать музыку и новости, а на третьей перемене выходить в прямой эфир, включать музыку и программы.

На основе анализа существующего формата вещания учебного радио «Диктум», а также на основе анализа социологического опроса, направленного на выявление желаний слушателей радио относительно его формата, мы разработали для ведущих радиостанции практические рекомендации. Они помогут студентам вещать именно в том формате, который будет нравиться слушателям, и поспособствуют профессиональному росту ведущих, улучшению их навыков и умений в сфере радиовещания.

1. В эфире учебного радио «Диктум» аудитории интереснее слушать музыку, а не информацию. Поэтому больше всего для «Диктума» подходит музыкально-информационный характер вещания. То есть больше половины эфира должно быть занято музыкой, а оставшаяся часть - информацией.

2. В эфире радио «Диктум» обязательно должны звучать программы, подготовленные студентами, так как они помогают обмениваться опытом, демонстрировать свои умения и навыки. Включать программы следует не на всех переменах. Для учебного радио более всего подходят информационные программы, то есть радиосообщения, интервью, репортажи и т.д.

3. Музыка поднимает настроение преподавателям и студентам факультета, поэтому ее наличие в эфире «Диктума» обязательно. Для учебного радио больше всего подходит поп-музыка, джаз, классическая и альтернативная музыка, а менее всего - шансон, романсы, авторская песня, народная музыка, тяжелый рок и рэп. Наиболее приемлемыми музыкальными форматами являютя AC (Adult Contemporary), CHR (Contemporary Hit Radio), в частности CHR/Pop, Classical, NAC/Smooth Jazz, Alternative/Alternative AC.

4. Ведущие радио «Диктум» должны выходить в прямые эфиры, но не каждый день, и не на каждой перемене. Прямые эфиры должна быть посвящены темам, которые интересны слушателям: новости, студенчество и темы связанные с ним, события и мероприятия городского, университетского и факультетского масштабов, музыка, спорт, кино, литература и развлечения.

5. Еще одной обязательной частью эфиров на радио «Диктум» являются новости. Лучше, если они будут городского и университетского масштабов.

6. Несмотря на то, что за радиовещание ответственны студенты второго курса, ведущим на «Диктуме» может быть любой желающий студент факультета.

7. Для ведения эфиров на учебном радио больше подходит свободный стиль подачи информации.

8. Джинглы необходимы для эфиров учебного радио, так как они улучшают имидж радиостанции. Новые джинглы должны появляться в эфире учебного радио «Диктум» один раз в несколько месяцев и звучать 2-4 раза в день.

9. Оптимальное количество дней вещания «Диктума» в неделю - 4.

10. Вещание на учебном радио лучше всего осуществлять на второй и третьей переменах. На второй перемене предпочтительнее включать музыку и новости, а на третьей перемене выходить в прямой эфир, включать музыку и программы.

Рекомендации помогут не только ведущим радио «Диктум», но и его руководителям и редакторам. На основе практических рекомендации мы составили график вещания учебного радио, который будет соответствовать пожеланиям аудитории.

Список литературы

1. Бубукин, А. Форматы радиостанций. [Электронный ресурс] / А. Бубукин. - URL: http://www.askold.ucoz.ru/publ/2-l-0-12 (дата обращения: 08.02.2017).

2. Колесникова, А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 [Текст] / А. В. Колесникова. -СПб., 2011.-24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Морозова А. А. Особенности классификации медиаобразования по виду средств массовой коммуникации [Текст] / А. А. Морозова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2010. -Т.2.- № 6. - С. 14-19.

4. Морозова, А. А. Особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм [Текст] / А. А. Морозова II Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - 2011. - № 8. - С. 94-99.

5. Морозова, А. А. Радиожурналистика в рамках профессионального медиаобразования (на примере выпуска учебного СМИ) [Текст] / А. А. Морозова II Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - 2011. - № 25. - С. 104-107.

6. Морозова, А. А. Радиопроекты в медиаобразовательном пространстве ЧелГУ [Текст] / А. А. Морозова II Инновации в системе высшего образования: материалы I Все-российск. научн.-методич. конф. -2010. - С. 119-121.

7. Морозова, А. А. Региональные медиаобразовательные проекты в сфере радиовещания: особенности: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 [Текст] / А. А. Морозова. - Екатеринбург, 2012.-223 с.

8. Сладкомедова, Ю. Ю. Проблемы культуры в современном радиовещании: анализ программ и передач [Текст] / Ю. Ю. Сладкомедова II Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: сб. материалов Всеросс. науч,-практ. конф. - М.: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. - С. 183-184.

9. Смирнов, В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. Учеб. пособие для вузов [Текст] / В. В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.