Научная статья на тему 'Особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм'

Особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1301
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ / ЖАНР / ТЕМАТИКА / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

Медиаобразовательный радиопроект (учебная радиостанция в широком смысле) может иметь как сходства с лицензированными радиостанциями, так и отличия от них. Это выражается во многом: организация работы в редакции, частота выхода радиостанции в эфир, сетка вещания и так далее. Музыкальный контент, темы и жанры учебных радиопрограмм также своеобразны по сравнению с неучебными радиостанциями. В данной статье определены эти особенности и выявлены факторы, оказывающие влияние на их формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 8 (223). Филология. Искусствоведение. Вып. 51. С. 94-99.

А. А. Морозова

ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИКИ И ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНЫХ РАДИОПРОГРАММ

Медиаобразовательный радиопроект (учебная радиостанция в широком смысле) может иметь как сходства с лицензированными радиостанциями, так и отличия от них. Это выражается во многом: организация работы в редакции, частота выхода радиостанции в эфир, сетка вещания и так далее. Музыкальный контент, темы и жанры учебных радиопрограмм также своеобразны по сравнению с неучебными радиостанциями. В данной статье определены эти особенности и выявлены факторы, оказывающие влияние на их формирование.

Ключевые слова: учебная радиостанция, жанр, тематика, медиаобразовательный радиопроект.

Учебная радиостанция, как любой медиаобразовательный проект (учебная газета, учебное телевидение, учебный информационный сайт), является моделью лицензированного средства массовой информации (СМИ). Обычно она находится при каком-либо учебном заведении (университет, школа и так далее), реже это самостоятельные кружки по журналистике. Как правило, основные направления работы медиаобразовательного радиопроекта в целом совпадают с работой обычного радио, поскольку главная цель учебной радиостанции

- обучить созданию и выпуску в эфир готового радиопродукта. Но, безусловно, все этапы и направления работы учебной редакции и контент учебного радио имеют свои особенности. В данной статье мы рассмотрим специфику тем и жанров.

Жанр - это форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи. Это касается всех сфер творчества: музыки, тетра, кино, живописи, литературы, в том числе публицистики [5].

Следовательно, жанр в радиожурналистике

- это форма подачи радиоматериала, радиопрограммы. Представим систему жанров в виде схемы.

Несмотря на то, что любую тему можно представить во всех трех жанрах, тема и жанр напрямую зависят друг от друга, так как в журналистике на данный момент сформировались особые представления об использовании для определенных тем определенных жанров. Например, аналитика чаще всего используется для решения посредством журналистики социальнозначимых вопросов, экономических, политических. Художественные жанры, как правило, требуют значительной работы над музыкальным и шумовым оформлением, поэтому используются чаще всего для таких тем, которые не нуждаются в оперативности и так далее.

Чаще всего на радиостанциях используют информационные жанры. Особенно на учебных, так как они наиболее просты для начинающих журналистов. Докажем наше предположение в данной статье.

Для нашего исследования мы рассмотрим 3 медиаобразовательных радиопроекта:

1. «Радиоточка.т» (г. Верхний Уфалей, Челябинская область).

2. Радио «Мозаика» (г. Челябинск, школа N° 104 ЮНЕСКО).

3. Радио «Диктум» (г. Челябинск, факультет журналистики Челябинского госуниверситета).

Информационные

Жанры радиожурналистики

I

аналитические

Документально-художественные

Каждый из жанров имеет своё назначение, которое определяет три основных способа отображения действительности журналистикой:

- сообщение фактов (информационные);

- интерпретацию фактов и событий (аналитические);

- образно-публицистическое раскрытие фактов (документально-художественные) [5].

Мы видим, что для тематического и жанрового анализа представлены учебные радиостанции трех разновидностей:

1. «Радиоточка.т» - это уникальный ме-диаобразовательный проект. Учебная радиостанция, которая находится при ДДТ (Дом детского творчества), где обучают теории радиовещания, а на базе городской радиостанции

ребята записывают радиопрограммы, то есть реализуют свои умения и навыки на практике. В эфир «Радиоточка» выходит на этой же радиостанции - «Радио Уфалея» (70.64 УКВ). Вещает с 2005 года.

2. Школьная радиостанция. Выходит в эфир на проводном вещании на учебное помещение школы № 104. Также записи выложены в Интернете. Вещает с февраля 2010 года.

3. Университетское радио (профессиональное образование, итог образовательной деятельности - получение диплома о высшем образовании). В эфир выходит на проводном вещании на учебное помещение факультета журналистики ЧелГУ (четвёртый этаж). Также программы выложены на сайте радио «Дик-тум». Вещает с 2003 года.

Как правило, создание учебной программы является постоянным, непрерывным процессом, базирующимся на учебных радиостанциях (ме-диаобразовательных радиопроектах). Исключением в данном случае является «Радиоточка».

Несмотря на то, что три радиостанции, информационный контент которых мы анализируем, относятся к разным видам учебных радиостанций, они все имеют ряд общих признаков, присущих медиаобразовательному проекту [4]. Они созданы:

• для (или в процессе) самообучения учредителя и дальнейшего совершенствования знаний и навыков в этом направлении.

• как средство обучения группы людей теоретическим и практическим умениям в сфере средств массовой информации.

Вопросу выделения медиаобразовательных радиопроектов из многообразия всех радиостанций была посвящена наша статья «Радиопроекты в медиаобразовательном пространстве ЧелГУ» [4]. В ней мы выделили набор критериев, по которым это возможно сделать. На наш взгляд, это:

• некоммерческая направленность - стремление не к получению прибыли, а создание эфира на добровольных началах в целях самообразования в медийной сфере;

• как правило, радиостанции, которые являются медиаобразовательными проектами, находятся при образовательных учреждениях (школы, университеты, детские кружки и так далее);

• во главе таких радиостанций стоит не директор или владелец, а в большинстве случаев педагог (преподаватель);

• специфический режим вещания - оно не круглосуточное, а периодическое (например,

в определенные часы, на переменах, в определенные дни);

• это чаще всего не зарегистрированные СМИ, то есть не имеющие лицензии на вещание;

• имеют довольно узкую категорию слушателей (например, студенты и преподаватели университета);

• выходят в эфир не на ФМ-частоте, как большинство радиостанций, а имеют другие способы вещания (например, в Интернете, по проводам внутри учебного заведения).

Медиаобразовательный радиопроект - это деятельность в сфере радиовещания, которая использует активный метод обучения теоретическим и практическим умениям и направлена на достижение заранее определённого результата/ цели и создания уникального радиопродукта.

Учебная радиопрограмма - это средство и конечная цель обучения практическим умениям и навыкам создания радиоматериалов всех жанров.

На жанровые особенности программ учебной радиостанции влияют следующие факторы:

1. Задания преподавателя.

2. Необходимость выпуска программ в определенном преподавателем количестве для получения зачета/экзамена/аттестации.

3. Уровень профессионализма и компетентности члена учебной редакции.

4. Личные способности и пристрастия каждого из школьников/студентов.

5. Технические возможности (так как на учебных радиостанциях не всегда имеется необходимое и качественное оборудование, тем более в свободном доступе для учащихся).

Как правило, у студентов, а особенно у школьников отсутствует доступ ко многим источникам информации, к которым есть возможность обратиться у профессиональных журналистов.

Например, школьникам очень сложно будет сделать аналитический материал, поскольку они могут столкнуться со следующими проблемами: нет необходимой техники (качественного цифрового диктофона), радиостанция не авторитетна, чтобы пригласить гостя в школьную студию, в связи с юным возрастом радиожурналист не компетентен во многих вопросах, не обладает навыками создания серьезного большого качественного материала.

На университетских радиостанциях в рамках профессионального образования такие жанры, как аналитические или документальнохудожественные, используются студентами

при создании радиоматериалов также достаточно редко, поскольку требуют работы над ними продолжительное время. Обычно создаются единичные программы для получения зачета или экзамена.

К тому же обычно у учебного радио отсутствует формат [3], то есть тип вещания, способ существования станции в эфире: концепция вещания, подбор музыкальных композиций, соответствующих специфике станции, специфический способ подачи новостей, рекламы, а так же джинглы, отбивки, манера поведения ди-джеев и ведущих [5]. При том, что радиостанция направлена на конкретную цель (обучить) и вещает, как правило, в образовательном учреждении, она направлена на аудиторию разного возраста, с различными интересами, которые приходится учитывать, выбирая темы для программ.

Поскольку учебное радио не является коммерческим проектом, то труд сотрудников редакции не поощряется материально. Для профессионального образования - это получение зачета или экзамена. Для школьного радио, где занятия журналистикой являются дополнительным образованием по желанию, какие-либо специальные методы поощрения вообще отсутствуют. Чтобы школьник хотел заниматься, преподаватель должен его заинтересовать. Существует много способов добиться этого, но один из главных моментов - это дать возможность учащемуся делать то, что ему интересно, писать об этом, включать в монтаж программ любимую музыку. Это же касается и студен-

тов, поскольку перспектива получить зачет или успешно сдать экзамен не могут являться гарантией выпуска качественных радиопрограмм.

Проанализируем темы и жанры программ радиостанций:

1. «Радио Уфалея» («Радиоточка») - за 2009-2010 годы.

2. «Диктум» - за 2009-2010 годы.

3. «Мозаика» - за 2010 год (так как радиостанция выходит с этого года).

Результаты анализа представлены в таблице ниже.

Всего нами было проанализировано 33 авторских программы трех учебных радиостанций. Темы программ распределились следующим образом:

1. Программы о людях («Усатые размыш-лизмы», «Жизнь замечательных людей», «Мир замечательных людей», «Солянка», «Уфалей и уфалейцы»).

2. На музыкальные темы («Музыкальные истории», «Ье-моль», «Новости шоу-бизнеса», «Кавай!»). Последние два цикла программ в разных выпусках относятся к разной тематике - музыка, кино, литература, национальная культура и так далее, но поскольку некоторые выпуски именно о музыке, то мы можем их отнести к музыкальной тематике.

3. Программы, связанные с историей («Этот день», «История изобретения», «Загадки улиц», «Река времени»).

4. Программы о кино («Легенды кино», «Кинопремьера», «Кинорецензия»).

№ п/п Название учебных передач и их краткое описание (если требуется) Жанр Возраст журналистов, радиослушателей и зона вещания.

I «Радиоточка.ги»

1 «Радиоточка.ги»* (новости города, связанные со школой) Информационный жанр Возраст журналистов: 8-11 классы (13-18 лет). Учебные программы выходят в эфир на базе городского радио г. Верхний Уфалей, на частоте 70,64 УКВ. Соответственно, возраст радиослушателей теоретически не ограничен

2 Социальные ролики (против потребления пива, курения и так далее) Информационный жанр

3 «Уфалей и уфалейцы» (цикл программ, который рассказывает об известных людях Верхнего Уфалеля) Художественный жанр

4 Информационные программы с элементами аналитики: «Лучший парк в городе», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Какмы отдыхаем», «Улыбка продавца - залог процветания», «Лети, моё письмо!». Они имеют более сложную структуру: помимо авторского текста и мнения населения, содержат мнения экспертов по обсуждаемому вопросу. Тематика программ не школьная, а социально-значимая. Авторских программ, идущих циклами, на радиостанции нет Информацион- но- аналитический жанр.

II Радио «Мозаика»

1 Информационные авторские программы (циклы программ): • «Этот день» (события из истории); • «Психология человеческих отношений»; • «Вкуснятина» (рецепты приготовления различных блюд); • «Животные как люди» (познавательная программа о домашних животных); • «Читай!» (книжный обзор); • «Кавай!» (программа о Японии: культура, музыка, еда и так далее); • «История изобретения» (программа о том, как были изобретены известные простые вещи); • «Улыбочка» (подборка школьных анекдотов); • «Всё обо всём» (познавательная программа о том, что нас окружает); • «Новости шоу-бизнеса»; • «Кинорецензия» Информационные жанры Возраст журналистов: 5-11 классы (11-18 лет). Зона вещания - помещение школы № 104, также все программы выложены в Интернете в группе «Вконтакте»**. Возраст аудитории: ученики с 1 по 11 класс и сотрудники школы (6-70 лет), но преимущественно радио ориентировано на среднее и старшее школьное звено (11-18 лет).

2 Социальные ролики Информационные жанры

3 Радиозарисовки (на различные темы: описание людей, предметов, окружающей среды и так далее) Художественные жанры

III Радио «Диктум»

1 Информационные авторские программы (циклы программ): • «Шоссе 666» (в программе автор рассказывает страшные истории); • «Зоопарк» (программа обо всём, что связано с зоопарками); • «Река времени» (события из истории); • «Мир замечательных людей» (программа о жизни известных людей); • «Музыкальные истории» (программа об известных музыкальных группах); • «Легенды кино»; • «В ритме города» (программа о развлекательных комплексах г. Челябинска); • «Ье-моль» (программа о музыке и музыкантах г. Челябинска); • «Вынос мозга» (авторы программы рассказывают интересные факты о возможностях и причудах человеческого мозга); • «Кинопремьера»; • «Зачетная десятка» (автор программы выбирает любую тему, например, необычные свадьбы, отели и так далее, и составляет хит-парад); • «Загадки улиц» (программа об истории улиц г. Челябинска); • «Солянка» (интервью с гостем в студии по какой-либо определенной тематике). Информационные жанры Возраст журналистов: 2 курс (18-19 лет). Зона вещания -учебное помещение факультета журналистики (4 этаж 3-го учебного корпуса ЧелГУ), программы также выложены на сайте (radiodiktum. ucoz.ru)**. Возраст слушателей - 17-70 лет. Преимущественно ориентация на 1-3 курсы (17-20 лет).

2 Новостные выпуски (мировые, федеральные, региональные, университетские, факультетские новости) Информационные жанры

3 • «Радио репрессий» (программа, у которой жанр с трудом поддается описанию, присутствуют элементы мистификации, сатиры на 30-е годы ХХ века СССР); • «Усатые размышлизмы» (фичеры - рассказы о жизненных историях людей); • «Жизнь замечательных людей» (программа про Н. Гумилева) Документаль- но- художественные жанры

*На «Радиоточке» тематика информационных выпусков зависит в основном от событий в сфере образования, произошедших в городе, и лишь косвенно от сотрудников учебной редакции, которые иногда делают тематические информационные программы с элементами аналитики.

**В группу «Вконтакте» заходят в основном ребята среднего и старшего звена школы, на сайт радио «Диктум» - студенты факультета. Поэтому мы не можем говорить о том, что наличие учебных программ в Интернете способствует на практике расширению аудитории радиостанций по возрастному принципу.

5. Программы, связанные с психологией («Психология человеческих отношений», «Вынос мозга»).

6. Программы о животных («Зоопарк», «Животные как люди»).

7. Программы на другие темы (которые между собой не совпадают).

Представим тематику программ учебных радиостанций в виде графика.

Проанализировав информационный контент радиостанций «Радиоточка», «Мозаика» и «Диктум», мы можем сделать относительно жанровых и тематических особенностей медиа-образовательных проектов следующие выводы:

1. Возраст сотрудников учебной редакции оказывает влияние на использование тех или иных жанров. Чем старше возраст сотрудников редакции, тем больше жанровое разнообразие программ. Начинают присутствовать элементы аналитики.

2. Чем старше возраст сотрудников учебной редакции, тем шире тематика информационных программ. Школьники избегают экономических, политических, религиозных и прочих серьезных тем.

3. Несмотря на то, что на университетских радиостанциях присутствуют в новостных выпусках новости на все темы, авторские программы почти всегда посвящены достаточно простым темам, понятным любой аудитории (музыка, кино, исторические события и так далее).

4. Аудитория слушателей учебных радиостанций имеет свои особенности, которые влияют на жанры и тематику радиопрограмм:

а) с одной стороны, потенциальная аудитория учебных радиостанций достаточно широка по возрастному критерию, поскольку непроизвольным слушателем может оказаться любой учащийся и любой преподаватель. Поэтому сотрудники учебной редакции должны учитывать при выборе тем интересы всех радиослушателей;

б) с другой стороны, реальные слушатели - это учащиеся (школьники и студенты), поскольку учебное радио выходит на переменах,

когда преподаватели находятся в учительской или на кафедрах, где динамик не активен. Также можно говорить о том, что дополнительные возможности прослушивания учебного радио (например, в Интернете), как правило, ищут именно учащиеся, поэтому ориентация при выборе тем программ направлена преимущественно на аудиторию учащихся.

5. Документально-художественные жанры в эфире учебных радиостанций присутствуют, но в значительно меньшем количестве, чем информационные.

6. На учебном радио преобладают информационные программы, практически полностью отсутствует аналитика.

7. Основную часть информационного наполнения эфира составляют авторские программы, темы которых авторы выбирают самостоятельно, ориентируясь на свои предпочтения и интересы аудитории.

8. В эфире большинства радиостанций присутствует социальная реклама.

Мы видим, что в отличие от информационного контента любых других радиостанций, медиаобразовательные проекты в сфере радио имеют свою жанровую специфику и особенности тематики программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Гудилина, С. И. Инновационная деятельность в области медиаобразования. Образовательные технологии XXI века. М., 2007. 335 с.

2. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории : монография. Томск : Изд-во Том. ин-та информ. технологий, 2009. 322 с.

3. Морозова, А. А. Влияние молодежных субкультур на радиоконтент // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (МГУ). М., 2010. С. 54-59.

4. Морозова, А. А. Радиопроекты в ме-диаобразовательном пространстве ЧелГУ // Инновации в системе высшего образования : материалы первой всерос. науч.-методол. конф. Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП», 2010. С.199-201.

5. Радиожурналистика : учеб. для вузов / под ред. А. А. Шереля. М. : Изд-во Моск. унта, 2000. С. 182, 186.

6. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2002.

7. Смирнов, В. В. Формы вещания : (Функции, типология, структура радиопрограмм) : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс. 2002. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.