Научная статья на тему 'Особенности контента медиаобразовательных радиопроектов: проблемы и факторы формирования'

Особенности контента медиаобразовательных радиопроектов: проблемы и факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАДИОПРОЕКТ / УЧЕБНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ / ФОРМАТ РАДИОСТАНЦИИ / ЖАНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

Учебная радиостанция представляет собой проект, по возможности максимально приближенный к «настоящей» радиостанции. Но несмотря на сходство между ними существуют и различия. Одним из них является радиоконтент. На формирование содержания эфира оказывают влияние различные проблемы и факторы, специфические для медиаобразовательных проектов, которые мы рассмотрим в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности контента медиаобразовательных радиопроектов: проблемы и факторы формирования»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анна Анатольевна Морозова

Челябинский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА МЕДИАОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ РАДИОПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Учебная радиостанция представляет собой проект, по возможности максимально приближенный к «настоящей» радиостанции. Но несмотря на сходство между ними существуют и различия. Одним из них является радиоконтент. На формирование содержания эфира оказывают влияние различные проблемы и факторы, специфические для медиаобразовательных проектов, которые мы рассмотрим в данной статье.

Ключевые слова: контент, медиаобразовательный радиопроект, учебная радиостанция, формат радиостанции, жанр.

Медиаобразовательный радиопроект, являясь моделью лицензированной радиостанции, имеет не только сходства с ней, но и отличия. У всех радиостанций совпадают в целом этапы работы редакции, подготовки материала к эфиру и так далее. Но различны цели их работы. Коммерческая радиостанция, прежде всего, направлена на получение прибыли, государственная - призвана информировать, главная цель учебной радиостанции - обучить «сотрудников» её редакции созданию и выпуску в эфир готового радиопродукта. Также некоторые различия выражаются в направлении работы редакции, содержании эфира, особых временных и пространственных характеристиках радиопроекта и так далее. Контент учебной радиостанции, самый главный аспект нашей статьи, безусловно, имеет свои уникальные особенности, которые формируются под воздействием определенных факторов, характерных исключительно для медиаобразовательных проектов.

Медиаобразовательный радиопроект - это деятельность в сфере радиовещания, которая использует активный метод обучения теоретическим и практическим умениям и направлена на достижение заранее определённого результата/цели и создания уникального радиопродукта. [3]

Информационный контент медиаобразова-тельного радиопроекта состоит из отдельных самостоятельных частей - учебных радиопрограмм. Это средство и конечная цель обучения практическим умениям и навыкам создания радиоматериалов всех жанров.

Контент (англ. content - содержимое) -любое информационно значимое наполнение

информационного ресурса (например, вебсайта) - вся информация, которую пользователь может скопировать (загрузить) на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования [1].

Контент - информационно значимое наполнение Интернета - тексты, графика, мультимедиа; существенными параметрами контента являются его объем, актуальность и релевантность [2].

Мы видим, что оба определения дают достаточно узкую трактовку термина, ориентированную на область Интернет-пространства.

Сформулируем более общее определение термина: контент - это информационно значимое наполнение какого-либо информационного ресурса: печатного, электронного, аудио-или визуального канала.

В журналистике определение «радиоконтент» мы обозначим следующим образом: «радиоконтент» - это информационно-музыкальное наполнение радиостанции.

Представим содержимое радиоэфира в виде схемы.

Радиоконтент можно рассматривать с различных точек зрения:

1. Тематика программ;

2. Жанровые особенности (жанр в радиовещании - это форма подачи радиоматериала, радиопрограммы);

3. Соотношение количества информационных программ и музыкальных композиций;

4. Особенности формата радиостанции;

5. Изменение контента одной радиостанции в определенном временном промежутке;

ГЕОГрагч'г^ы (информационная составляющая)

Ф

речы-

музы кальн ое/шу м свое оформление программ

джинглы

отбивкк

реклама

/

/ у

иул^ь;

Г/узыка [музыкальная составляющая)

музыкальные композиции

6. Сравнение контента двух и более радиостанций! и так далее.

В нашей работе мы анализируем обе главные составляющие контента - музыкальную и информационную части. Ключевым аспектом является сравнение между собой контента лицензированной (коммерческой или государственной) радиостанции и контента медиао-бразовательного радиопроекта. В данной статье мы выделим общие проблемы и факторы формирования контента медиаобразовательно-го радиопроекта.

Представим предмет нашего исследования в виде графика.

проекта. Основанием для их определения послужит наш практический опыт ведения занятий по радиожурналистике в рамках профессионального высшего образования (факультет журналистики Челябинского госуниверсита) и в качестве дополнительного образования (школа № 104 ЮНЕСКО, Г. Челябинск).

На жанровые особенности программ учебной радиостанции влияют следующие факторы:

1. Задания преподавателя.

2. Необходимость выпуска программ в определенном преподавателем жанре для получения зачета/экзамена/аттестации.

3. Уровень профессионализма и компетент-

Лнформационная составляющая

• жанровые особенности

• тематические особенности

Особенности контента

(|юрмат

соотношение

двух составляющих контента

М'/зыкальная составляющая

• направление, стиль музыки

+_*

• Наличие/отсутстви е других элементов

ШШЙЙЩШЙ

• график выхода программ вэфир

Формат радиостанции - это тип вещания, способ существ ования станции в эфире: концепция вещ ания, под бор музыкальных композиций, соответствующих специфике станции, специфический способ подачи новостей, рекламы, а так же джинглы, отбивки, манера поведения ди-джеев и ведущих [4. С. 455].

Определим факторы влияния на особенности контента медиаобразовательного радио-

ности члена учебной редакции.

4. Личные способности и пристрастия каждого из школьников/студентов.

5. Ограниченные технические возможности.

6. Отсутствие доступа ко многим источникам информации.

Школьные радиостанции обычно не практикуют создание радиопрограмм сложных жан-

ров, например, аналитических или развернутых программ документально-художественных жанров, поскольку школьники могут столкнуться со следующими проблемами: нет необходимой техники (например, качественного цифрового диктофона, чтобы записать комментарий), радиостанция не авторитетна, чтобы пригласить гостя в школьную студию, в связи с юным возрастом радиожурналист не компетентен во многих вопросах, не обладает навыками создания серьезного большого качественного материала и так далее. Преподаватель может вводить элементы этих жанров при работе над программами, например, как это действует в рамках занятий по радиожурналистике в школе № 104 (г. Челябинск), но в силу влияния данных факторов контент медиаобразовательных проектов в большей части носит информационный характер.

На университетских радиостанциях в рамках профессионального образования такие жанры, как аналитические или документально-художественные, используются студентами при создании радиоматериалов также достаточно редко, поскольку требуют работы над ними продолжительное время. Обычно создаются единичные программы для получения зачета или экзамена.

Одним из главных факторов является то, что, как правило, у студентов, а особенно у школьников, отсутствует доступ ко многим источникам информации, к которым есть возможность обратиться у профессиональных журналистов. Например, у учебной редакции нет связей с пресс-службами, она не обладает денежными средствами, чтобы иметь возможность отправлять сотрудников в командировки. Медиаобразовательные проекты - это проекты, известные достаточно узкой специфической аудитории, поэтому также возникает проблема привлечения специалистов, известных людей, политиков и так далее к созданию записи программ.

Если для массового (непрофессионального, дополнительного) образования (например, для школьников) вопрос жанрового разнообразия программ не является ключевым, то для профессионального образования (факультеты журналистики в вузах) умение учащегося работать во всех жанрах является необходимым требованием при получении диплома о высшем образовании. Эта проблема решается наличием в программе обучения нескольких производственных практик, которые дают студенту воз-

можность работы на коммерческих или государственных радиостанциях.

Рассмотрим факторы, влияющие на тематические особенности учебных радиопрограмм:

1. Задания преподавателя.

2. Личные интересы каждого из школьников/студентов.

3. Количество областей, в которых компетентен учащийся.

4. Негласные педагогические ограничения тематик в рамках учебных заведений.

5. Потребности аудитории / данные социологических опросов

6. Необходимость передачи посредством радио информации касательно учебного заведения (корпоративный фактор).

Притом, что радиостанция направлена на конкретную цель (обучить) и вещает, как правило, в образовательном учреждении, она направлена на аудиторию разного возраста, с различными интересами, которые приходится учитывать, выбирая темы для программ. Поскольку учебное радио не является коммерческим проектом, то труд членов редакции не поощряется материально. Для профессионального образования - это получение зачета или экзамена. Для школьного радио, где занятия журналистикой являются дополнительным образованием по желанию, какие-либо специальные методы поощрения вообще отсутствуют. Чтобы школьник хотел заниматься, преподаватель должен его заинтересовать. Существует много способов добиться этого, но один из главных моментов - это дать возможность учащемуся делать то, что ему интересно, писать об этом, включать в монтаж программ любимую музыку. Это же касается и студентов, поскольку перспектива получить зачет или успешно сдать экзамен не могут являться гарантией выпуска качественных радиопрограмм. Поэтому задания преподаватель обычно определяет, ограничивая программу жанром, а тему на своё усмотрение студент или школьник выбирает самостоятельно, опираясь на собственные интересы, предпочтения и компетентность в той или иной сфере.

Поскольку медиаобразовательные проекты почти всегда направлены на обучение молодежи (школьники и студенты), то воспитательная функция в рамках обучения играет важную роль. Отсюда мы можем наблюдать негласные педагогические ограничения тематик в рамках учебных заведений, когда на определенные

темы наложены табу, не смотря на то, что они могут быть интересны молодежи. Например, программы на темы «для взрослых», также передачи, которые содержат элементы особой жестокости и так далее.

На учебных радиостанциях ограничено количество программ, которые могут спровоцировать конфликт сторон, придерживающихся различных убеждений. Например, сугубо религиозные программы, передачи, направленные на негативное отношение к различным субкультурам (готы, эмо, байкеры и другие), программы, которые дают негативную оценку каким-либо действующим политическим деятелям и партиям, и так далее.

Также редакции радиостанции желательно периодически проводить социологические исследования аудитории и принимать во внимание полученные результаты относительно их потребностей, для того, чтобы сохранить интерес слушателей.

Корпоративный фактор в каждой из редакции по степени влияния различен, но практически всегда присутствует. Обычно медиаобра-зовательные проекты находятся при учебных заведениях, а, значит, являются корпоративными СМИ, одна из функций которых - передача корпоративной информации, поэтому тематика программ медиаобразовательного проекта, как правило, содержит корпоративную информацию. Например, новости школы/университета, поздравление сотрудников или учащихся с различными событиями, информацию, связанную с образованием и так далее.

Факторы, влияющие на музыкальные особенности контента:

1. Музыкальные предпочтения аудитории \ результаты социологических опросов аудитории.

2. Личные музыкальные предпочтения сотрудников учебной редакции.

3. Музыкальные предпочтения преподавателя / редактора учебной радиоредакции.

4. Негласные ограничения музыкальных направлений в рамках учебных заведений.

5. Заявки радиослушателей.

6. Ориентирование относительно музыкального контента на «среднего» слушателя.

Обычно у медиаобразовательного радиопроекта отсутствует музыкальный формат, который есть у всех лицензированных радиостанций. Коммерческие радиостанции при выборе формата чаще всего ориентируются на нишу, которая еще не занята на рынке, для того, что-

бы иметь возможность получить максимальную прибыль. Музыкальные и информационные предпочтения учредителя или редактора играют в данном случае второстепенную роль или не влияют на формат вообще.

Медиаобразовательные проекты не нацелены на получение прибыли, плей-листы (список музыкальных композиций для эфира) как правило, составляет не специальный музыкальный редактор, а по очереди сами члены учебной редакции, ориентируясь на свои музыкальные предпочтения.

Учебная радиостанция чаще всего находится при каком-либо учебном заведении (школа, университет) и вещает по проводам, поэтому мы можем говорить о том, что в отличие от коммерческой или государственной радиостанции, в данном случае не слушатель выбирает радио, а радио вещает для каждого из слушателей, поэтому при выборе музыкальных композиций редакция часто старается также учитывать потребности аудитории.

Сделаем выводы и на основе факторов влияния обозначим проблемы формирования контента медиаобразовательного радиопроекта:

1. Разные тематические и музыкальные предпочтения членов учебной редакции, слушателей и главного редактора:

а) Возможный конфликт участников медиа-образовательного проекта между собой;

б) Возможный конфликт участников медиа-образовательного проекта со слушателями;

в) Вероятность различных точек зрения на содержание эфира между преподавателями и сотрудниками учебных радиостанций.

г) Потеря мотивации участия в работе учебной радиостанции из-за отсутствия возможности реализовывать свои собственные идеи, которые могут противоречить интересам и идеям других участникам проекта.

2. Различный возраст, социальное положение, интересы аудитории.

3. Ограничение по времени вещания (как правило - только на переменах, исключение составляют радиостанции, которые вещают онлайн в Интернете).

4. Слабая техническая база.

5. Невозможность школьников и студентов полностью посвятить себя работе в учебной редакции, поскольку основная обязанность -учёба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная проблема формирования контента медиаобразовательного проекта заключается в отсутствии и невозможности определения

формата радиостанции, поскольку сотрудники учебной радиостанции придерживаются разных взглядов и мнений в целом, то это влияет и на информационное и музыкальное наполнение эфира радиостанции. Часто относительно концепции вещания договориться и найти какой-либо компромисс не удается. Это приводит не только к внутренним конфликтам между участниками проекта, но и к самому главному внешнему конфликту, когда невозможно определить формат учебной радиостанции, который должен быть и присутствует практически у всех «настоящих» радиостанций. Поэтому контент как каждого медиаобразовательного проекта, так и медиаобразовательных радиопроектов в целом является уникальным и отличным от коммерческих и государственных радиостанций.

Список литературы

1. Контент [Электронный ресурс]. - URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/KoHTeHT.

2. Контент [Электронный ресурс]. - URL : http://slovari.yandex.ru/~книги/Экoнoмичeский словарь/Контент/.

3. Морозова, А. А. Радиопроекты в медиао-бразовательном пространстве ЧелГУ [Текст] / А. А. Морозова // Инновации в системе высшего образования: материалы первой всероссийской научно-методологической конференции. - Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП», 2010. - С. 199-201.

4. Радиожурналистика [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. А. Шереля. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000.

5. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2002.

Владимир Николаевич Фатеев

Южно-Уральский государственный университет

МЕДИАОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ)

Статья посвящена постановке вопроса о медиаобразовательных принципах, разработке данных принципов, а также показу их релевантности на примере профессионального обучения менеджеров.

Ключевые слова: медиаобразование, педагогические принципы, медиавоспитание, активное и пассивное медиаобразование, менеджер.

Принципы (от лат. ргтСршт - основа, начало) - это основные положения, на которых базируется та или иная деятельность. «Современный словарь иностранных слов» [1. С. 490] дает следующее интересующее нас определение значения этого слова: основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности.

Важность соответствия той или иной сферы основополагающим принципам признается везде. Так, содержание общественных отношений, являющихся объектом российского конституционно-правового регулирования, определяется конституционными принципами (республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм); для общего менеджмен-

та адекватны принципы управления производством, обществом и личностью: например, принципы правовой защищенности управленческого решения, оптимизации управления, наименьшего воздействия, делегирования полномочий, соответствия, автоматического замещения отсутствующего первого руководителя, одноразового ввода информации, повышения квалификации, эффективности организационной структуры [2. С. 67-99].

Когда говорят о принципах образования, как правило, имеют в виду основные требования, которым должна соответствовать система образования на национальном или любом другом уровне. Обычно к принципам образования относят гуманистический характер, общедоступность, адаптивность, единство федерального культурного и образовательного пространства, светский характер, демократизм, открытость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.