АннаАнатольевна Морозова
Челябинский государственный университет
СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ШКОЛЬНЫХМЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХРАДИОПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКА)
В данной статье рассматриваются особенности современного информационного контента школьных учебных радиостанций, его специфика в отличие от других медиаобразовательных радиопроектов и профессиональных радиостанций. В качестве материала исследования послужили три школьныхрадиостанции г. Челябинска.
Ключевые слова: школьный радиопроект, медиаобразование, контент, жанр, тематика.
Медиаобразовательные проекты, в том числе в сфере радиовещания, являются в настоящее время популярным явлением. Они имеют в России почти вековую историю и продолжают развиваться, эволюционировать, изменяться. В XX веке школьная журналистика представляла собой материалы достаточно простых жанров, тематика была направлена в основном на информирование детских и юношеских сегментов аудитории по соответствующим темам и для решения подобного рода проблем. Но стоит предположить, что с течением времени контент школьной журналистики, в том числе и радиовещания, претерпел изменения. Стоит оговориться, что под информационным контентом медиаобразо-вательного радиопроекта мы понимаем тематически и жанрово маркированное содержание эфира.
По нашим сведениям, согласно мониторингу за 2010-11 год, школьное радио функционирует в следующих учебных заведениях среднего образования г. Челябинска: в школе № 104 (ЮНЕСКО), 41 и116.
Первым рассмотрим медиаобразовательный радиопроект «Мозаика». Радиостудия функционирует при МОУ СОШ № 104 (ЮНЕСКО), г. Челябинск. Радиопроект существует с 12 февраля 2010 года, именно тогда состоялся первый эфир еще не подготовленных с точки зрения радиовещания школьников, но практически сразу после первого эфира для ребят, желающих обучаться основам теории и практики радиожурналистики, были организованы регулярные занятия (6 академических часов в неделю).
Руководитель и преподаватель - аспирант кафедры журналистики и медиаобразования Челябинского госуниверситета А. А. Морозова, имеющая высшее образование по специаль-
ности «Журналистика» (специализация «Радиовещание»).
Радио «Мозаика» вещает на переменах между первыми семью уроками в первую смену, теоретически - ежедневно на учебное помещение школы № 104, на практике - бывают периодические перебои в вещании из-за выхода из строя аппаратуры. Также все программы радиостанции выкладываются в Интернете в группе «Вконтакте» (http://vkontakte.ru/club15394615) и на сайте радиостанции (http://mazayka.ucoz.ru).
Возраст сотрудников учебной редакции -11-18 лет, то есть это 5-11 классы, в настоящее время занимается преимущественно 8 класс (14-15 лет). Примерное количество школьников в редакции радиостанции - 5-10 человек.
Потенциальная аудитория радиослушателей - это ученики с 1 по 11 класс и сотрудники школы (6-70 лет). Реальная аудитория, как и у любой радиостанции, отличается от потенциально возможной - преимущественно радио ориентировано на среднее и старшее школьное звено (11-18 лет).
Радиостудия является медиаобразователь-ным проектом непрофессионального бесплатного дополнительного образования, поэтому для ребят, которые занимаются выпуском учебных программ, их деятельность не поощряется ни с материальной точки зрения, ни в виде аттестации, зачетов или экзаменов. Посещение занятий и выпуск медиапродукта зависит исключительно от инициативы каждого из школьников.
За два года существования радио «Мозаика» добилось определенных успехов - победы практически в десяти международных и региональных конкурсах детских СМИ.
Перейдем к анализу контента данной учебной радиостанции. Мы рассмотрим все программы, вышедшие в эфир в период с апреля
2010 года по март 2012 года, поскольку именно в этот период осуществлялось вещание, и определились основные содержательные черты проекта.
Всего нами было рассмотрено 70 программ данной радиостанции. Изучая содержание эфира радиостанции «Мозаика», мы пришли к выводу, что определить точное процентное соотношение программ с точки зрения тематики и жанров относительно всего существующего контента не представляется возможным, поскольку на радиостанции существует значительное количество программ, которые идут циклами, при этом остальные передачи могут носить разовый характер. Поэтому касательно тематики соотношение программ мы проанализировали с точки зрения количества заявленных названий, а не количества вышедших в эфир выпусков.
Итак, всего на радиостанции представлено 57 тем программ, не считая новостей (поскольку есть требование информационного повода, когда его бывает невозможно опустить), художественных зарисовок (они практически не несут в себе смысловой нагрузки) и джинглов (которые лишь презентуют радиостанцию слушателям). Рассмотрим тематическое соотношение программ:
• 30 % Социально-психологическая проблематика («Об отношениях в семье», «О вредных привычках», «Вредные привычки подростков», «Куда почти учиться?», «Выпускной», «ЕГЭ», «Высшее образование», «Одноклассники», «Как себя реализовать?», «Одиночество подростка»), из них на школьные темы 16,6 %;
• 16, 6 % Познавательные программы («Кавай!», «Этот день», «Всё обо всём», «Бон-вояж», «История изобретения», «Компас молодежи», «Фобии»);
• 16,6% Тематические поздравления (Поздравление ко Дню учителя, с Новым годом, с Днем Святого Валентина, День Рождения радио «Мозаика», Поздравление редакции к 8 марта);
• 6,7 % Книги («Читай!», «Книги и молодежь»);
• 6,7 % Психология («Психология человеческих отношений», «Почему нам не хватает времени»);
• 6,7 % Развлекательные программы («Улыбочка», «Весеннее обострение»);
• 6,7 % Шоу-бизнес, кино («Новости шоу-бизнеса», «Кинорецензия»)
• 3,4 % Животные («Животные как люди»);
• 3,4% Интернет («Сеть»);
• 3,4% Кулинария («Вкуснятина»).
Несмотря на достаточно юный возраст
«сотрудников редакции» (в среднем - 14 лет), практически одну треть всей тематики составляют социально-значимые вопросы. При этом если рассматривать жанровое соотношение программ в эфире с точки зрения количества передач, то будут преобладать всё же информационные жанры из-за большого числа авторских информационных программ.
Еще одной особенностью «Мозаики» является тесная связь тематики программ с праздничными датами: ряд авторских программ, приуроченных к определенному дню, и специальных передач с поздравлениями слушателям выходит на радиостанции регулярно.
Для сравнения рассмотрим другой школьный радиопроект.
В МОУ СОШ № 41 (г. Челябинск) радиопроект существует с 1996 г. и носит название «Школьное радио». Отличительной особенностью этого проекта является отсутствие программ в записи, передачи выходят только в прямом эфире на переменах. Вещание осуществляется чаще всего на всю школу, за исключением тех случаев, когда информация касается начального, среднего или старшего звена по отдельности. В таком случае динамики работают только на одном нужном этаже. Соответственно, потенциальной аудиторией являются все учащиеся и работники МОУ СОШ № 41.
Ответственность за радио в школе не закреплена за каким-либо специальным преподавателем. Доступ к радиосети имеют педагог- организатор (Максютова Татьяна Владимировна) и зам. директора по воспитательной работе (Игнатьева Светлана Владиславовна). Программы дети готовят самостоятельно, обучение с точки зрения журналистских стандартов написания текстов и выхода в эфир отсутствует. Педагог-организатор лишь дает тематические задания для некоторых программ и вносит незначительную правку в написанный текст. К «работе» на радио чаще всего привлекаются учащиеся среднего и старшего звена (8-11 классы), иногда тематические передачи звучат в исполнении ребят начальной школы. Одновременно в течение полугодия к выпуску программ причастны около пяти постоянных школьных радиоведущих.
Радиодеятельность осуществляется детьми исключительно на добровольных началах, когда результат не является критерием выставления зачета/экзамена или другой обязательной формы отчетности.
Чаще всего выход в эфир состоит из школьных новостей. Это любая школьная информация, экстренные сообщения, поздравления, программы в рамках районных, городских акций или традиционных школьных мероприятий.
Исходя из этого на «Школьном радио» преобладает информационный жанр, который составляет практически 80-90 % эфира. Элементы художественных жанров присутствуют только в тематических программах, которые выходят достаточно редко и бывают приурочены к какому-либо событию или празднику. Аналитика полностью отсутствует.
Рассмотрим несколько примеров программ.
№ п/п
1.
2.
Название передачи
Новости (30.11.2007)
День города 2006
Элементы каких жанров присутствуют в программе. Примеры.
Приветствие «Добрый день, дорогие друзья! Сегодня - 30 ноября. В эфире - школьное радио. События этой и будущей недели» + 4 новости школьного характера. Информационный жанр.
1. Вступление «Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Сегодняшнюю передачу мы хотим посвятить дню города. Вы знаете, что 13 сентября Челябинску исполняется 270 лет?»
2. Чтение четверостишия: «Я в Челябинске родился, Чуть подрос и удивился! Дело в том, что он и дня Жить не может без меня!» -художественный жанр.
3. Рассказ об истории Челябинска - информационный жанр
4. Стихотворение - художественный жанр.
К началу учебного года
(1.09.2005.)
1. Вступление: «Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам. За горами бродит где-то И без нас скучает там - художественный жанр.
2. Новости и информация о школе к предстоящему учебному году - информационный жанр.
Мы видим, что наши выводы относительно контента подтверждают конкретные примеры: превалируют информационные жанры подачи материала, в который иногда гармонично вписываются художественные фрагменты. Тематика в основном связана либо непосредственно с самой 41 школой (в большинстве случаев), либо затрагивает вопросы, актуальные на момент выхода в эфир передачи для широкого круга слушателей.
Отсутствие записей программ не позволяет сделать полноценный анализ всего контента путем их исследования. Тексты передач также не могут явиться базой для исследования, поскольку они не хранятся в специальном архиве. К выводам мы пришли на основании нескольких образцов эфирных выпусков (которые смогла предоставить школа в текстовом варианте) и сведений со слов педагога-организатора.
Аналогичным является и радиопроект школы №116 (г. Челябинска) «Школа сегодня».
Радио стало работать в 2009 году, когда появилась техническая возможность проводного вещания. Оно выходит в эфир в 7-55 и 13-25 (за пять минут до начала каждой учебной смены - первой и второй). За работу радиостанции отвечает Сакулина Елена Григорьевна - завуч по воспитательной работе, но никаких специальных занятий по радиожурналистике для школьников не проводится. В организации эфира и его ведении принимают участие ребята с 5 по 11 класс, потенциальными слушателями являются все учащиеся и работники школы. Один выход в эфир состоит из новостей школьного характера и рубрики «Это интересно», в которой ведущие рассказывают в основном о том, что их интересует (анимэ, породы собак, музыкальные группы и т. д.). Все передачи относятся к информационному жанру.
Рассмотрев школьные радиостанции г. Челябинска, вы видим, что контент школьных
радиостанций специфичен как сам по себе, так и по сравнению с другими медиаобразова-тельными радиопроектами и профессиональными радиостанциями, поскольку школьные учебные СМИ будут иметь ряд отличительных черт:
• они являются корпоративными СМИ, которые в теории должны отражать в своем эфире новости и жизнь учебного заведения;
• школьные радиопроекты относятся к непрофессиональным СМИ, то есть они не готовят профессиональных журналистов, а ориентированы на массовую аудиторию;
• школьные радиопроекты имеют слабую техническую базу;
• «сотрудники» учебной редакции - это дети в возрасте до 18 лет, еще не обладающие в силу возраста разносторонними знаниями, умениями и навыками;
• участие в школьной радиоредакции является необязательным, оно не поощряется материально или в виде баллов на зачетах и экзаменах;
• радиостанция, как правило, вещает по проводам внутри школы на достаточно узкий сегмент аудитории - сотрудников школы и учеников.
Все перечисленные выше специфические черты школьных радиопроектов отличают их от других медиаобразовательных радиопроектов и профессиональных радиостанций и обнаруживают при этом общие закономерности контента данных школьных проектов:
1. Тематическое разнообразие программ в основном определяется предпочтениями редакции.
2. Также на особенности тематики и жанровой специфики влияет возраст сотрудников учебной редакции: школьники в силу возраста не могут еще брать в разработку разносторонние темы и использовать сложные жанры в своих радиопрограммах.
3. Ограниченные технические возможности радиостудии затрудняют создание программ, требующих качественного монтажа или записи вне студии.
4. Вышеуказанные факторы определяют преобладание в эфире всех радиостанций информационных жанров.
5. Радиостанции не имеют определенного формата вещания, который бы соответствовал традиционной классификации форматов профессиональных радиостанций.
При этом помимо общих особенностей контента школьных радиопроектов стало очевидно, что между ними существуют и различия. Не все школьные радиопроекты ограничиваются детской и школьной тематикой в рамках выпуска радиопрограмм и некоторые радиопроекты (в нашем случае - радио «Мозаика») слабо выполняют корпоративную функцию. Также не всегда школьные радиопроекты в жанрово-тематическом отношении позиционируют себя как детское радио. Так «Мозаика» имеет более содержательный, регулярный характер, она тяготеет к профессиональному формату обучения «сотрудников», по сравнению со «Школьным радио» и радио «Школа сегодня». Эти отличия отражены в контенте радиостанций - наполнение эфира «Мозаики» с тематической и жанровой точки зрения гораздо разнообразнее. В первую очередь это связано с полноценным руководством радиостудией, осуществляемым человеком, компетентным с точки зрения ме-диаобразования, именно это позволяет создавать не только качественные школьные радиопрограммы, но и выводить проект на новый уровень (вещание в Интернете, победы в различных конкурсах молодежных и юношеских СМИ). А такие проекты, как радио школы № 41 и № 116 отличаются однообразным контентом программ, сосредоточенных в основном на теме школьных новостей. Эти радиостанции не имеют никакого развития, они не способны выйти на новый уровень, покинуть пределы школы. При отсутствии должного руководства, осуществляемого профессионалом, школьные СМИ остаются на низком уровне, не имеют регулярности выхода в эфир и в большинстве случаев постепенно прекращают свою деятельность, несмотря на затраченные на оборудование средства.