DOI 10.24411/2070-0717-2019-10132
А. С. Шишкова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСКОЕ РАДИО КАК МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ СТУДИИ « ЧУДО-РАДИО» Г. ВОЛОГДЫ И РАДИО «МОЗАИКА»
МАОУ СОШ № 104 Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
Детское радио организуется на площадках общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования или как отдельный проект. Основные его задачи - образование, развитие медиакультуры, профориентация, создание площадки для обмена мнениями и, как результат, - информационного поля. На данном этапе развития школьного радио происходит активная работа с социальными сетями, визуализация аудиоконтента. Основываясь на этих данных, в научной работе мы подробно рассматриваем современные тенденции развития школьного радио.
Ключевые слова: медиаобразование, школьное радио, детское радиовещание, медиаобразовательный проект, визуализация аудиоконтента.
Медиаобразование сегодня рассматривается как основной способ формирования информационной, правовой и медийной культуры детей, развития самостоятельности их мышления [1].
Исследователь А. В. Фёдоров в своём труде отводит большое внимание медиаобразовательной концепции Ю. Н. Усова. Он определяет термин «медиаобразование» как «систему использования средств массовой коммуникации и информации в развитии индивидуальности школьника». В отличие от традиционных учебных предметов, данная система предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника и его возможностей» [9].
«Молодой человек сегодня - зеркало информационной революции, - пишет В. Ф. Олешко. - Главная примета нового времени - неимоверно возросшая роль информации буквально во всех сферах человеческой деятельности: в политике, экономике, в повседневной жизни людей... Журналистика, в силу ее специфичности как социального института, имеет возможность не только оперативно отражать политические и различные другие процессы, но и активно участвовать в формировании их сущности и характера» [7].
Медиаобразование, в широком смысле слова, призвано поддерживать и совершенствовать имеющуюся систему получения-обработки-передачи информации и, что немаловажно, - её воздействия на массовую аудиторию. Медиаобразование несет в себе воспитательную функцию: журналистов учит грамотно преподносить информацию, аудиторию - эту самую информацию верно воспринимать [3. С. 16]. Этот процесс работает сразу и на такие составляющие деятельности отдельных СМИ, как формирование общественного мнения и поднятие общего уровня информационной культуры населения.
Теперь рассмотрим радио как медиаобразовательный проект. По мнению И. А. Фатеевой, медиаобразовательными могут называться только такие проекты, которые созданы в учебных целях и являются корпоративной прессой учебных заведений. Они берут свое начало в методе «прагматической педагогики» Дьюи (XX век). Учебный процесс в то время строился на выполнении учащимися проектов с целью обогащения жизненного и профессионального опыта. «При подобной организации обучения упор делается на самостоятельное творчество человека» [8].
Исходя из определений медиаобразования и медиапроекта, можно дать следующее обозначение термину «детское (школьное) радио»: это проект по организации теоретико-практических факультативных занятий по основам массовых коммуникаций и, конкретно, - радиожурналистики с детьми школьного возраста с целью повышения их медиаграмотности и, как итог, - создания радиоматериалов в разных жанрах для освещения современной молодёжной культуры [4. С. 8].
Если рассматривать школьное радио в более узком смысле, то формулировка данного термина может звучать следующим образом: детское радио - это аудиальное (или аудиовизуальное - если учитываются такие факторы, как наличие у радиостудии способа и платформы для визуализации контента) средство массовой информации [6], созданное детьми для детей. Третий подход к трактовке данного понятия определяет школьное радио как медиаобразовательную дисциплину [2].
На основе изученных источников, мы представляем следующие задачи радиовещания в школах и детских центрах [8]:
1) Создание интерактивной площадки для обмена мнениями.
2) Вовлечение детей в различные формы творческой журналистской деятельности.
3) Отражение школьной и внешкольной жизни (если речь и студии внутри общеобразовательной организации), об интересах, молодёжной культуре, спорте, науке и т. д.
4) Организация отдыха на переменах (если вещание происходит по проводам в школе).
5) Способствование развитию коммуникативных способностей учащихся, их самовыражению посредством школьного радио.
6) Создание мотивации к проявлению активной жизненной позиции учащихся.
7) Профориентация и способствование формированию ценностных ориентиров.
Если рассматривать задачи, которые выгодны школе или образовательному центру, как
площадке для реализации детского радио, стоит обратиться к работе А. В. Колесниковой о студенческом радио (оно, как и школьное, является учебным СМИ) [10]. Здесь выделяют следующие ключевые позиции: поддержка корпоративной культуры школы и учащихся; мотивация на получение знаний и повышение своего интеллектуального уровня [5].
Итак, нами выделены пять направлений работы детского радио:
1) Образование в школе (те знания, что дает детям медиапедагог: общая теория журналистики, радиовещание как направление, жанровое разнообразие, принципы построения передач и т. д.).
2) Дополнительное образование (это лекции от спикеров, мастер-классы, интерактивные игры, которые проходят вне школьных занятий). Например, студентами факультета журналистики, один из которых является автором данной работы, была разработана интерактивная журналистская игра в формате дебатов «Тайна города №>; в ней юные журналисты тренировали навык публичных выступлений, грамотной аргументации и верной интерпретации текстов.
3) Создание контента (тематические программы / художественно-публицистические программы / информационное освещение учебной и внеучебной жизни). Существует три типа подачи подготовленной информации:
• Вещание в общеобразовательной организации по проводам
• Онлайн-вещание
• Смешанный тип (по проводам и онлайн)
Как правило, создание контента в детских СМИ происходит следующим образом:
a) этап мозгового штурма (темы программ)
b) этап проектирования (план программы, «скелет» сюжета)
c) написание программ (юнкоры пишут тексты, а руководитель выступает в роли корректора)
d) запись и монтаж.
Детские голоса на радио - интересный и действенный феномен. Если ребенок раскрывает серьёзную проблему, это слушается легко. Также важна роль детского голоса в социальных программах и роликах. «Лёгкие» темы хорошо обыгрываются в форматах игры или диалога. Естественно, сам стиль подачи информации видоизменен. Автор данной работы придерживается мнения, что детское радио не должно быть имитацией взрослого аудиального СМИ. Это должен быть своеобразный гибрид, основанный на позитивном опыте функционирования профессионального радио и особенностях детского восприятия.
4) Подготовка конкурсных программ и участие в конкурсах и фестивалях детских и юношеских СМИ. Это один из аспектов функционирования детской редакции. Как правило, на конкурсы отправляются как уже выпущенные программы (из архива), так и новые. Это обусловлено тем, что под конкретную рубрику создаются конкретные выпуски. Среди детских конкурсов СМИ отметим следующие:
• Международный конкурс молодёжных СМИ «ЮНГА+»
• Фестиваль детских и юношеских СМИ «Журналина»
• Городской слёт детских СМИ «Журмикс»
• Городской конкурс школьных СМИ «Nota-bene»
• Международный фестиваль-конкурс «Планета медиа»
5) Социальные сети. Современное школьное радио - это аудиовизуальный медиапроект, важную роль в реализации которого играет продвижение с помощью социальных сетей. Чаще всего редакция имеет группу «ВКонтакте». Реже пользуется такими социальными сетями, как:
• YouTube (как правило, социальная сеть для телестудий)
Студия «Чудо-радио» (г. Вологда): особенности вещания, принципы
программирования, продвижение в социальных сетях
Специфика контента
Материалы, которые создают сотрудники «Чудо-радио», можно классифицировать следующим образом: программы развлекательные (радиоспектакли, сказки); развлекательно-просветительские (истории социальной направленности, репортажи, загадки). Сайт радиостанции: ^1р://чудо-радио.рф. Итак, мы разделили программы на семь групп:
1. Радиосказки и радиоспектакли
Здесь существует два направления:
• Истории от первого лица, рассказанные в монологической форме одним ребенком под музыку с использованием звуковых переходов и аудиоэффектов (например, сказка «Как собачка Соня нюхала цветы»)
• Спектакли с несколькими действующими лицами, разыгранные в диалогическом формате с использованием звуковых переходов и аудиоэффектов (например, сказка «Кто не спрятался. Волчонок и Снеговик»).
2. Истории социальной направленности - рассказы в игровой форме, содержащие определенное моральное суждение.
3. Загадки в стихотворной форме.
4. Программа «Алфавит» - регулярная передача, в которой в стихотворной форме ребенок произносит текстовый отрывок, в котором все слова начинаются на определенную букву.
5. Рекламные ролики / джинглы.
6. Репортажи (например, передача о походе на спектакль «Золушка» детского театра «Теремок»).
7. Программа «Фантазейка» (Регулярная передача, в которой взрослый ведущий беседует с детьми на какую-то тему, например, выпуск «Страх под одеялом», где ребята
рассказывают о том, почему ночью так страшно заглядывать под кровать, и как от этого страха избавиться).
Детский контент вызывает большее доверие и у детей, и у взрослых. Однако так называемые оканье и аканье, непроговаривание окончаний, злоупотребление молодежным сленгом - проблемы речи современных детей, и в студии «Чудо-радио» педагоги с такими трудностями сталкивались не раз.
Визуализация аудиоконтента и работа в социальных сетях
У студии «Чудо-радио» есть группа в социальной сети «ВКонтакте» и страница в Instagram. Страница «ВКонтакте» (https://vk.com/chudo_radio) работает более активно, потому что есть возможность загружать аудио. В Instagram публикуются изображения со ссылкой на сайт.
В сообществе «ВКонтакте» ежедневно публикуются два поста:
1. Утром - новый радиоспектакль, новость о совместном проекте, рубрика про книги (что не озвучили, но хотели бы) или какой-нибудь сборник.
2. Вечером - вся информация по занятиям: где прошли, с кем и куда ходили, что делали, что озвучили, или любой развлекательный контент (стихи, загадки) и т. д.
Можно выделить несколько пунктов, которые учитываются, при публикации записей в группе «Чудо-радио» (успешно практикуемые способы поддержания активности аудитории):
1. Публикации сопровождаются смайликами, фотографиями и картинками (это, как мы уже писали, фактор преобразования радио в аудиовизуальное СМИ)
2. Публикации выходят регулярно.
3. В группе много аудиоконтента - основного показателя результативности проделываемой работы.
4. Используются обращения «ты», призывы «поиграть», «поучаствовать» (интерактив и разговор со слушателем).
5. Ссылки на сайт, на партнеров, друзей (писателей, композиторов).
Радио «Мозаика» МАОУ СОШ № 104 (г. Челябинск): методические разработки,
иОС-контент как способ продвижения в социальных сетях
Специфика контента
Отличие «сотрудников» радио «Мозаика» от создателей «Чудо-радио» в возрасте корреспондентов (здесь они старше), в наличии новостей (на первом изучаемом радио их нет) и в тематической направленности (в первом случае - ориентир на детей, во втором -на подростков и молодёжь).
Наиболее подробная классификация контента радио «Мозаика» разработана автором данной работы на основе анализа года работы медиапедагогом в данной школе.
1) Авторские программы (один ребенок / коллектив детей готовит (готовят) передачу на интересную ему (им) тему; это монолог / диалог с фоновой музыкой и звуковыми переходами, нередко дополняют выпуск интервью или опросы). Например, программа «Есть поесть» - кулинарная передача в игровой форме. К слову, она относится одновременно и ко второму типу.
2) Игровые программы (передача, построенная по типу игры, взаимодействия персонажей; как правило, имеет сложное звуковое сопровождение). Например, «Окей, Яся» - подобие «Окей, гугл», программа просветительской направленности, или «Один день из жизни лучших подруг» - подборка этюдов из школьной жизни.
3) Программы на социальную тематику. Например, «Родители - наше всё» - о воспитании детей, «Детский дом» - программа о реальном опыте семьи, которая планировала взять ребенка из детдома.
4) Информационные программы. Новости: для радио и для телевидения. К слову, как и в двух рассмотренных радиостудиях, корреспонденты «Мозаики» редко готовят новости, а если и готовят, то не новости дня, а новости недели или даже новости месяца.
Визуализация аудиоконтента и работа в социальных сетях
Сентябрь 2018 года. Телерадиостудия в сотрудничестве со школьным журналом «Взгляд» запускает апгрейд школьных СМИ, в результате которого возникает «Медиахолдинг МАОУ СОШ №104». В группе свыше 1000 подписчиков, что достаточно много для страницы школьного СМИ. Всё дело в том, что осенью 2018 года юными корреспондентами под руководством медиапедагога - автора данной работы - была выработана новая тактика продвижения. Важную роль выделили пользовательскому контенту.
На основе новой стратегии продвижения была разработана интерактивная игра «МЕДИАКВЕСТ#104». В рамках квеста школьники под руководством корреспондентов студии создавали журналистский контент: видеоролики и клипы, фотографии, статьи, логотипы. Игра длилась неделю и содержала в себе пять заданий. Между собой соревновались разные учебные классы. Вечером каждого дня в официальном сообществе медиахолдинга публиковались результаты от каждого класса с онлайн-голосованием. Данная игра способствовала увеличению аудитории группы буквально в несколько раз за две недели.
Так как нам важно получать feedback (англ. - обратная связь, рефлексия), количество просмотров, лайков, комментариев очень важно. Это, пожалуй, один из важнейших показателей успешности и популярности СМИ. Так как детское радио преимущественно ориентировано на школьную аудиторию, которая, как правило, зарегистрирована во всех популярных социальных сетях, нужно соответствовать трендам.
Подробнее расскажем о медиаквесте, так как это один из самых действенных инструментов продвижения, который способствовал развитию группы радиостудии. Основа игры - UGC-контент (пользовательский контент). Это масштабная игра, рассчитанная на всех учащихся. Между собой соревнуются школьные классы. В качестве мотивации существует определенный приз (в нашем случае - баллы в рейтинге). Важное условие: наличие страницы СМИ в социальных сетях. Редакция «Мозаика» проводила квест на наиболее удобной площадке - ВК (https://vk.com/mediaschool104). Для того чтобы «раскрутить» группу, добавляется соревновательный момент. В нашем проекте -это онлайн-голосования. Учащиеся школы должны выполнить задание до определенного времени. Вечером запускается опрос, главное правило которого гласит: «Голосовать могут только участники группы». Игра длится неделю. Ведущие сообщают правила и публикуют их в сообществе. Далее каждый день участникам присылают новое задание. Каждое задание связано с журналистикой или смежными сферами. В игре, проводимой студией «Мозаика», были следующие задания:
1. Визитная карточка класса в формате видеоролика.
2. Статья об активном ученике и его фотография.
3. Видеосюжет про учителя.
4. Видео-бумеранг.
5. Разработка и визуализация хэштега класса.
6. Разработка дизайнерского логотипа.
Тестируя разные форматы, корреспонденты телерадиостудии «Мозаика» под руководством педагога выработали сборник советов: «Что важно при публикации постов, если ты работаешь на радио».
1. Всегда в публикации должна быть фотография / картинка или gif-изображение. Обычные gif гармонично выглядят только при просмотре с телефона, а вот с ПК будет слишком много белого полотна; здесь можно обратиться к различным сообществам, которые использую широкоформатные gif - «живые фото».
2. Хэштеги - спор, нужны они или нет, идёт по сей день. Но даже если свою основную функцию они не выполняют, то стоит признать, хэштег - красивая деталь красивой картинки.
3. Если радиопрограмма большая, стоит опубликовать либо сокращенную версию, либо сделать превью длиной 30-40 секунд и выложить его вместе с самой передачей. К сожалению, а, может быть, к счастью, детская аудитория ещё не приспособилась к подкастам длиной в час. Как выразилась редактор студии «Чудо-радио»: «Радио -серьёзный контент, дети - нежный контингент».
4. Смайлики - наше всё. Они оживляют текст и дают ему эмоциональный окрас. Главное - избегать крайностей и не заполнять пост одними только смайликами.
5. Хорошо, когда весь текст публикации можно посмотреть, не нажимая кнопку «читать далее». При публикации радиопродукта нужно стремиться именно к этому.
6. Текст публикации не должен быть спойлером радиопрограммы, он должен создавать интригу и вызывать у слушателя желание послушать выпуск.
7. Нужно общаться с аудиторией: задавать вопросы, проводить опросы и голосования, отвечать на комментарии. В публикациях часто используют обращения на «ты», что как бы делает слушателя и журналиста чуть ближе. Пожалуй, такая игровая, диалоговая форма в детском СМИ очень уместна.
Детское радио является самостоятельным подвидом радио. Нами был проведен анализа удиоконтента, в результате которого мы составили несколько авторских классификаций для каждой из двух рассматриваемых радиостудий. В общем, прослеживается тенденция расстановки акцентов в пользу тематических программ и репортажей с мероприятий, которые посещают юные журналисты.
Стоит отметить, что современное радио - изучаемое нами детское радио - вышло за рамки аудиального СМИ. Мы считаем уже более актуальным и применимым термин «аудиовизуальное СМИ».
Безусловно, важный аспект - работа детской радиостанции в соцсетях. Успешной в данном случае можно считать студию «Чудо-радио», которая изобрела свой механизм работы в интернет-сообществе, нашла своих читателей и свою «нишу». Будучи медиапедагогом студии «Мозаика», автор данной статьи описал один из методов продвижения детского СМИ в социальных сетях - интерактивную игру «Медиаквест 104», которая сыграла важную роль в развитии студии.
Список литературы
1. Алексеева, Е. К. Формирование медиаграмотности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. К. Алексеева // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста: сборник материалов Студенческих научных чтений (Екатеринбург, 17 мая 2018 года. - Екатеринбург : ИРЦ журфака УГИ УрФУ, 2018. -С. 141-142.
1. Алешина, Е. Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникации открытой школы» [Электронный ресурс] / Е. Алешина. -URL: https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-proekt-shkolnoe-radio-kak-chast-modeli-vnutrenih-komunikacii-otkrytoi-shkoly.html (дата обращения: 26.02.2019).
2. Гаспарян, В. В. Работа радиожурналиста (технология творчества) [Текст] : учеб. пособие / В. В. Гаспарян. - М., 2014. - 37 с.
3. Жилавская, И. В. Все мы станем медиа. Медиа среда 2035 года глазами пятнадцатилетних [Текст] / И. В. Жилавская // Медиашаги. Из опыта работы по проекту «Создание информационно-образовательного медиахолдинга для развития медиакультуры учащихся г. Москвы» /под ред. Д. И. Косолаповой. - М. : РУДН, 2015. -С. 6-12.
4. Колесникова, А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания : автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / А. В. Колесникова. - Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.
5. Крамер, А. Ю. Радиожурналистика в эпоху конвергенции [Электронный ресурс] /
A. Ю. Крамер // Медиаскоп. -2017. - № 1. - URL: http://www.mediascope.ru/2281 (дата обращения: 15.03.2019).
6. Олешко, В. Ф. Медиаобразование без границ [Электронный ресурс] /
B. Ф. Олешко // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2012. - № 3. - URL: http://mic.org. ru/3-nomer-2012/138-mediaobrazovanie-bez-granits (дата обращения: 15.03.2019).
7. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. - 270 с.
8. Федоров, А. В. Медиаобразование: история и теория [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.
9. Шерель, А. А. Радио на рубеже двух веков: организационные и творческие тенденции развития [Текст] / А. А. Шерель. - М., 2002. - 63 с.
Шишкова Анастасия Сергеевна - студент четвертого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10133
А. С. Юдин
Курганский государственный университет
Курган (Россия)
ЭПИДЕМИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ МИФОЛОГИЗАЦИИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВСПЫШКИ ЛИХОРАДКИ ЭБОЛА 2014-2016 ГГ.)
Статья посвящена формированию современных мифов в обществе под влиянием и при непосредственном участии СМИ на примере вспышки лихорадки Эбола в 2014-2016 гг., так как это явление, произошедшее на Африканском континенте, активно освещалось СМИ по всему миру. В результате в сознании массовой аудитории сформировался ряд мифов, которые анализирует автор.
Ключевые слова: мифологизация, медиамиф, вирус Эбола, информационный повод.
Многочисленные социальные потрясения ХХ-ХХ1 веков оказали значительное влияние на духовную жизнь общества. Немаловажную роль в этом процессе сыграли СМИ: являясь одним из основных каналов получения информации, СМИ образовали мощный поток данных, который привёл к расколу общественного сознания и кризису мировоззрения. Такое состояние - отличная почва для процесса мифологизации.
С. И. Ожегов дал краткое определение понятию миф - это недостоверный рассказ, выдумка [8]. Однако сущность мифа неоднозначна - за первичной «природой обмана» скрывается его актуальность в случаях, когда человечеству затруднительно добраться до логичного, разумного обоснования действительности. Его основная функция -защитить от огромного количества вопросов, являющих собой продолжение тенденции информационной насыщенности.