Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (17) 2014
УДК: 070(4/9)
ББК: 76 120
Мальцева Ю.А.
ФЕНОМЕН ОТКРЫТЫХ КАНАЛОВ ГЕРМАНИИ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ВНЕФОРМАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО КАНАЛА ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТЕЙН И ОТКРЫТОГО КАНАЛА «ALEX BERLIN»)
Maltseva Y.A.
PHENOMENON OF OPEN CHANNELS OF GERMANY AS THE PLATFORM FOR NON-FORMAL MEDIA EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE OPEN CANAL SCHLESWIG-HOLSTEIN AND open channel «ALEX BERLIN»)
Ключевые слова: медиа, медиаобразование, медиапроект, медиаработа, общественно-правовое вещание, Открытый канал.
Keywords: media, media education, media project, media work, public and legal broadcasting, Open channel.
Аннотация: в представленной статье рассматривается феномен Открытых каналов Германии. Уже более 20 лет Открытые каналы ведут широкую медиаобразовательную деятельность аудитории. Кроме того, работа данных медиа способствует развитию гражданской журналистики. В статье представлен широкий анализ деятельности Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (история появления и развития, программная политика, финансирование, управление, медиаобразовательные проекты и т.д.), а также обзор медиаобразовательных проектов Открытого канала «Alex Berlin».
Abstract: present article deals with the phenomenon of Open channels in Germany. Open channels more than 20 years conduct broad media educational activity of the audience. Moreover, work of such media promotes the development of civil journalism. The article presents wide analysis of Open channel of Schleswig-Holstein activity (history of the emergence and development, program policy, funding, management, media education projects, etc.), and an overview of media education projects open channel «Alex Berlin». Research is executed with assistance of the German service of the academic exchanges of DAAD, the Open canal SchleswigHolstein (Kiel, Germany).
Исследование выполнено при поддержке Германской службы академических обменов DAAD, Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (г. Киль, Германия).
Медиаобразование - широкое социокультурное явление, порожденное современной эпохой с присущей ей гипертрофированной ролью средств массовой информации и коммуникации (массмедиа) в обществе. Широта феномена определяется, во-первых, большим количеством видов медиаобразования, во-вторых, множественностью субъектов и объектов в нем.
Так, с точки зрения видового разнообразия целесообразно выделять разные целевые варианты явления (профессиональное и массовое медиаобразование), различные виды по степени организованности (формальное, внеформальное и неформальное медиаобразование), по наличию видовой интеграции (интегрированное и специализированное), по содержательной локализованности (предметное, межпредметное и многопредметное) и т.д. Также широк список субъектов (педагоги разных форм и уровней образования; работники медиапредприятий разных форм собственности и видов медиа) и объектов (дети, родители, молодежь, педагоги, медиадеятели, чиновники и другие группы населения).
К сожалению, в нашей стране медиаобразование существует в усеченном виде, а представления о нем отличаются неполнотой и однобокостью. Так, например, у нас считается, что заниматься им призваны только учреждения образования и их работники. Практически ни одно медиапредприятие в стране не имеет в своем штате сотрудников, основным функционалом которых является медиаобразовательная деятельность. А между тем за рубежом такая практика не редкость, и в штате многих печатных и электронных СМИ работают медиапедагоги (иногда они прямо так и называются).
С другой стороны, у нас не только усеченная система медиаобразования - у нас усеченная система медиа, поскольку некоторые виды медиапредприятий в нашей стране просто не существуют. У всех на слуху бесплодные попытки создания общественного российского телевидения (ОРТ): за последние двадцать лет провалились уже две попытки запуска этого типа СМИ в стране (середина 1990-х годов, когда нынешний Первый канал претензионно назывался ОРТ, и 2013-2015 г.г. - с мертворожденным проектом «ОТР»). Есть и другие (типологически) группы медиапредприятий, которые активно развиваются на Западе, а у нас просто не существуют. И что характерно, именно на таких - в принципе невозможных для нас в настоящее время - предприятиях информационной отрасли и сосредоточена основная масса специальных работников, занимающихся по долгу службы медиаобразованием вне системы образования.
Данная статья посвящена именно такому виду медиапредприятий - так называемым Открытым каналам. Мы рассмотрим их в варианте, существующем в Германии. На наш взгляд, в этой стране Открытые каналы являются активным и эффективным коллективным субъектом внеформального медиаобразования, причем как профессионального (например, журналистского), так и массового.
Для начала несколько определений. Медиаобразованием мы, вслед за И.А. Фатеевой, будем называть «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых самим существованием средств массовой информации и коммуникации. Иначе говоря, это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение как производству масс-медиа, так и пользованию ими»1. По цели мы будем выделять профессиональное медиаобразование, решающее задачу «подготовки специалистов для работы в различных медиа», и массовое, адресованное гораздо более широкой аудитории (в идеале всему населению) и «предназначенное для того, чтобы помочь аудитории адаптироваться к
1 Фатеева, И.А. Непрофессиональное медиаобразование и его кадровое обеспечение в России / И.А. Фатеева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 11. Журналистика. - 2005. - №
1. - С. 6.
жизни в условиях постоянного присутствия медиа»2. Для понимания содержательной специфики разных медиаобразовательных моделей (безотносительно к их целевой природе) важно понимать, в каком контексте они существуют и в каких учреждениях реализуются. Если это учреждения формального образования (школы, колледжи, университеты и т.д.), то мы называем медиаобразование формальным, а если какие-то другие учреждения (медиапредприятия и медиахолдинги, профессиональные организации и союзы, партийные структуры, тренинговые центры и т.д.) - внеформальным3.
Теперь дадим представление о том, что же такое в Германии Открытые каналы. Это вещательные компании, существующие наряду с общественными (публично-правовыми, каковых в стране две: ARD и ZDF) и коммерческими. Как известно, в период между крахом гитлеровской модели электронных СМИ, представлявших собой пример государственного ТВ и РВ, и допущением на немецкий рынок коммерческих каналов (1980-е годы) в течение нескольких десятилетий единственным субъектом вещания были публично-правовые каналы. Но в 1984 году немецкое вещание было либерализовано: возникла дуальная система, характеризующаяся сосуществованием общественных и коммерческих структур. И в этой обстановке особое значение приобрела медиакомпетентность населения, в том числе с точки зрения выбора аудиторией тех или иных медиапродуктов. Для того чтобы этот выбор был осознанным, сами граждане должны знать, как функционируют средства массовой информации и каким образом через медиа можно достичь плюрализма мнений. В этой обстановке в Германии и было положено начало новому виду вещания - Открытым каналам. Изначально это были попытки экспертной комиссии адаптировать в стране американский опыт Public Access Channels. Название «Открытый канал» было перенято от одного из некоммерческих швейцарских каналов.
В наше время в систему Открытого канала как правило входят телевидение, радио и интернет-вещание, программы которых созданы при непосредственном участии рядовых граждан (не профессионалов журналистики). Поэтому по своей специфике Открытые каналы относятся к гражданским, альтернативным медиа. Однако нужно иметь в виду, что во многих землях Германии данные каналы выполняют задачи локального вещания, и везде они являются мощными медиаобразовательными площадками, так как, предоставляя гражданам возможность реализовать свое право на свободу выражения мнения через медиа, по необходимости вынуждены обучать их медианавыкам. Понятно, что, будучи изначально вещательными предприятиями, а не учреждениями системы образования, Открытые каналы реализуют внеформальный вид медиаобразования, при этом в кадровом отношении они могут использовать и используют труд людей, чья профессия «медиапедагог» (нередко это выпускники кафедр медиапедагогики, которых в последнее время открыто в немецких университетах немало).
На сегодняшний день в Германии существует около 70 Открытых каналов. Не каждый из них доступен для всех граждан, как например, в Берлине и в земле Саксонии-Анхальт. Открытые каналы Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург-Передняя Померания доступны только пользователям, проживающим в соответствующей федеральной земле.
На наш взгляд, можно выделить следующие основные задачи Открытых каналов:
- создание условий для свободного выражения и распространения мнения, как отдельных граждан, так и групп людей;
- содействие политическому образованию граждан;
- увеличение уровня медиакомпетентности населения.
Открытые каналы - это, как говорят в Германии, учреждения общественного права (Anstalt öffentlichen Rechts). Финансирование открытых вещательных каналов
2 Там же.
3 Фатеева, И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: автореф. дис...докт. филол. наук / И.А. Фатеева. - Екатеринбург, 2008. - С. 24.
осуществляется за счет абонентских взносов граждан за вещание (взносы «из первых рук» - «aus erster Hand»). Политика открытых каналов предполагает полный отказ от рекламы товаров, услуг, политических партий и предприятий с коммерческими целями. Соответственно не допускаются такие элементы пиар-технологий, как Product Placement и скрытая реклама.
Открытый канал - это «вещание трех направлений», с одной стороны, медиа находится в частных руках, с другой - организовано как общественно-правовое вещание. С ARD или ZDF открытый канал несравним: он не имеет редакционного поручения. Открытый канал - это платформа для журналистских и технических экспериментов.
Подобную систему Открытых каналов можно наблюдать и в других странах, к примеру, в Люксембурге, Дании, Австралии, Южной Корее, Бразилии, Фиджи и Бельгии.
Рассмотрим специфику данного вида медиа на примере Открытого канала земли Шлезвиг-Гольштейн. Подобные каналы появились в земле Шлезвиг-Гольштейн осенью 1989 г. Тогда собрание Независимого земельного учреждения по вещанию (ULR -Unabhängige Landesanstalt für das Rundfunkwesen), земельное учреждение средств массовой информации Шлезвиг-Гольштейн (der Landesmedienanstalt Schleswig-Holstein) одобрили идею создания Открытого канала данной территории. Была разработана концепция, согласно которой Открытый канал представляет собой гражданское вещание, медиапедагогический инструментарий, базовое демократическое средство массовой информации.
23 декабря 1989 года вступил в силу новый закон теле- и радиовещания (Rundfunkgesetz) земли Шлезвиг-Гольштейн. Благодаря этому закону вещание Открытого канала получило статус гражданского телевидения и радио. «В конце концов, мир медиа 1989 года выглядел не так, как в 2011 году. Многое казалось призрачным и едва ли возможным. Но надежды не давали сбить нас с толку. Мы были уверены в том, что граждане нуждаются в медиа, способствующих развитию демократии. И мы должны были позаботиться об их появлении»4, - вспоминает Jutta Kürtz (в 1990-2000 гг. - вице-президент ULR, Собрания Независимого земельного учреждения по вещанию).
Соответственно были сформулированы следующие задачи для функционирования Открытых каналов:
1) Открытые каналы должны способствовать реализации основного права граждан на свободное выражения мнения в области электронной коммуникации;
2) оживлять общественный процесс формирования мнения о региональной политике, экономике и культуре;
3) поддерживать (развивать) креативные способности граждан;
4) осуществлять обучение медиаграмоте и повышение квалификации граждан в области медиа;
5) способствовать расширению программного экспериментального поля.
В соответствии с четвертой задачей в компании были разработаны медиапедагогические проекты для людей разных поколений. Главная их цель - объяснить, как функционирует ТВ и радиовещание. Изначально Открытый канал развивался как экспериментальное поле и игровой способ работы, а далее как гражданское радио и документальный канал.
Новый этап функционирования компании начался в 2006 году, когда орган самоуправления земли Шлезвиг-Гольштейн принимает «Закон Открытых каналов» (OK-Gesetz), в результате которого Открытый канал земли Шлезвиг-Гольштейн больше не является частью Земельного учреждения средств массовой информации. С 1 октября 2006 Открытый канал становится самостоятельным учреждением «Открытого права». А 1 марта 2007 года Земельные учреждения средств массовой информации земли Шлезвиг-Гольштейн и города Гамбург объединяются в Учреждение средств массовой информации
4 20 Jahre Offener Kanal in Schleswig-Holstein. 1991-2011 Bestandsaufnahme und Perspektiven. Einblatt Drück. Kiel. 2011. 7 p.
Гамбург/Шлезвиг-Гольштейн.
На сегодняшний день в систему Открытого канала земли Шлезвиг-Гольштейн входят три радиостанции в городах Киль, Любек и Весткюсте; два телевизионных канала в городах Киль, Фленсбург; мультимедийная студия; 50 референтов (консультантов). В распоряжении Открытого канала находится мобильная техника: телевизионная студия, 20 камер, радиопередатчики (приемники), кейс со смартфонами, мобильная студия.
В связи с проявившейся в начале XXI века тенденцией создавать для ТВ- и РВ-компаний сайты как параллельный канал вещания, Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн в октябре 2006 года начал онлайн-вещание. Для этого были разработаны интернет-страницы Открытого канала Киль (www.okkiel.de) и Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (www.oksh.de).
Важно также отметить, что наряду с основной деятельностью Открытые каналы в Германии ведут активную научную, просветительскую и организаторскую деятельность. Так, Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн известен на севере Германии в качестве организатора форума «Дни Медиа. Север» (Mediatagen Nord). Впервые в этом качестве он выступил в ноябре 2007 года.
Одно из важных направлений работы Открытого канала заключается в создании теле- и радиостудии для слепых и слабовидящих. Получасовая программа «Offen TB» для людей с инвалидностью, созданная гражданами с ограниченными физическими возможностями, впервые появилась в городе Фленсбург.
Значительной частью работы являются многочисленные совместные проекты с Высшими школами и университетами земли Шлезвиг-Гольштейн. В ноябре 2006 года начинают выходить программы кампус-радио Высшей школы г. Киль (Campus-Radio Fachhochschule Kiel). C 2006 начался совместный проект Открытого канала Фленсбург (Flensburg) и университета
г. Фленсбург «Профессиональная ориентация и выбор будущей профессии». С 2011 года студенты города Любек выходят в эфир Oткрытого канала Любек (Lübeck). «Awesome! Das neue Campus Radio für Lübeck» (Новое кампус-радио г. Любек) начинает свое вещание на базе внешней студии OK Lübeck в стенах Высшей школы г. Любек. Студенты высшей школы г. Любек и университета Любек выпускают совместный журнал. Таким образом на канале решаются задачи профессионального медиаобразования (журналистского), причем делается это за счет общественных средств.
Редакции OKSH совместно с двумя гражданскими радиостанциями (Bürgerradios) Нижней Саксонии ежегодно принимают участие в освещении событий кинофестиваля Berlinale. С 2010 года на Киль-FM основана спортивная редакция, а в рамках OK Lübeck -женская редакция.
Открытый канал предусматривает вещание из 10 частей: гражданское медиа (BürgerSender), локальное вещание (LokalSender), образовательная теле- и радиостанция (AusbildungsSender), площадка для повышения квалификации в области медиа (FortbildungsSender), школьное СМИ (SchulSender), средства по продвижению медиакомпетентности (Werkstatt- (Medienkompetenz) Sender), университетское СМИ (CampusSender), теле- и радиовещание меньшинств (MinderheitenSender).
По этому списку видно, насколько важна медиаобразовательная составляющая, а в ней - тема медиакомпетентности. Так, наряду с непрерывными семинарами в теле- и радиостудиях, постоянными школьными мастер-классами на канале реализуется целый ряд особенных проектов, связанных с задачей повышения уровня медиакомпетентности широкой аудитории (массовое образование).
Редакция канала ведет непрерывную работу в области профессионального и предпрофессионального медиаобразования. Так, OKK Kiel создает необходимые условия для повышения квалификации работников СМИ, для обучения школьников основам медиа.
OKSH является гражданским медиа, контент которого могут создавать теле - и
радио зрители. Канал предлагает неравнодушным к медиа гражданам попробовать себя в роли журналиста и создать собственные телевизионные и радио проекты. Редакция Открытого канала осуществляет их техническую поддержку - для создания телевизионных программ Открытый канал предоставляет все необходимые звукозаписывающие приборы (видеокамеры, диктофоны, средства для монтажа), студию для прямых трансляций, мобильную телевизионную студию, для записей с места событий.
Активная медиаработа является главным принципом Открытого канала. Кто создает медиа (Partizipationskompetenz), может объективно их воспринимать (Rezeptionskompetenz) и лучше понимать медиапродукты (Sachkompetenz) - такова основополагающая идея канала. Все перечисленные навыки и составляют медиакомпетентность личности. Медиаобразоваательные проекты «Академии медиа» открытого канала Шлезвиг-Гольштейн направлены на следующие возрастные группы:
- дети дошкольного возраста;
- школьники;
- воспитатели;
- педагоги;
- студенты;
- родители;
- взрослые.
Рассмотрим основные медиаобразовательные проекты OKSH:
- Проект «Eltern Medien Lotse» - проведение тематических вечеров для родителей, в рамках которых родители получают полезную теоретическую и практическую информацию о телевидении, интернете, смартфонах и компьютерных играх. Во время встречи обсуждаются следующие вопросы: сколько времени дети могут сидеть перед телевизором? Что необходимо знать о социальных сетях? Вредны ли компьютерные игры? Что делать, если ребенок много времени проводит в Интернете? Необходимы ли фильтры защиты для использования детьми Интернета? Как выглядят тарифы мобильной связи?
Программа проводится Открытым каналом Шлезвиг-Гольштейн, Министерством социальных отношений и здравоохранения Шлезвиг-Гольштейн (Ministerium für Soziales, Gesundheit, Familie und Gleichstellung des Landes Schleswig-Holstein) при содействии учреждения средств массовой информации Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн (Medienanstalt Hamburg / Schleswig-Holstein (MA HSH)).
- Filter-Cafe - в рамках проекта родители, педагоги узнают о способах защиты от воздействия вредной информации в интернете (таким образом обеспечивается медиабезопасность детской аудитории).
- Das OKSH-Medienspiel - настольная игра для школьников и их родителей. Игра-викторина, в ходе которой участники узнают полезные сведения из мира медиа.
- GameTreff - в рамках этого проекта учителя и родители на практике знакомятся с миром компьютерных игр.
- WebTreff für Eltern. Was macht mein Kind im Netz? (Что делает мой ребенок в сети?) - интерактивное шоу для родителей, в рамках которого подробно разбираются феномены медиа: приложения для смартфонов, чаты, социальные сети, Интернет-порталы, онлайн-игры, медиабезопасность детей. Данные встречи проводятся на базе школы. Родители могут сами протестировать интернет-приложение. Программа проводится Открытым каналом Шлезвиг-Гольштейн, Министерством социальных отношений и здравоохранения Шлезвиг-Гольштейн (Ministerium für Soziales, Gesundheit, Familie und Gleichstellung des Landes Schleswig-Holstein) при содействии учреждения средств массовой информации Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн (Medienanstalt Hamburg / Schleswig-Holstein (MA HSH)).
- SchulMedienTag - проект проходит в течение одного дня. Работа делится на три части: в первой половине дня медиапедагоги проводят занятие по какой-либо
определенной теме из мира медиа. Вторая половина отводится на повышение квалификации для преподавателей. Вечером проходит встреча с родителями.
- SchulEntwicklungsTag - мастер-класс для педагогов. Тема - социальные сети, пользование сматрфоном, реалити-ТВ, радио, компьютерные игры.
- MachtMedienMacht - проект, в рамках которого школьники в редакции OKSH создают собственный медиапродукт.
- OK Klassenquiz - проект, в рамках которого два школьных класса в викторине борются за звание «Самый медиакомпетентный класс».
- Radio Kiste - Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн оказывает профессиональную и техническую поддержку в организации радио в школах.
- Schule@Radio - Radio@Schule - совместная разработка со школьными преподавателями программ внедрения школьного радио.
- Projekttag Radio - школьники имеют возможность попробовать себя в роли радиоведущих в редакции Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн. Итог работы -собственная программа, которая звучит в радиоэфире.
- Projekttag Fernsehen - мастер-класс для школьников по созданию телевизионных программ (работа с камерой, мастерство интервью, работа в студии). Итог работы -собственная программа, которая выходит в эфире.
- Audio Führerschein - мастер-класс по созданию радиопрограмм и работе на радио для учителей.
- Video Führerschein - мастер-класс по созданию видео для учителей.
- Projektwoche Medien - в течение одной недели школьники занимаются производством теле- и радиопрограмм на базе школы и в редакции OKSH.
- Schüler Medien Lotse - ученики 10 классов изучают работу в редакции с целью создания собственных школьных СМИ.
- Besuch deinen OK - организация классных экскурсий в редакцию OKSH. Участники имеют возможность познакомиться с работой теле- и радиостудий, создать собственный медиапродукт.
- On-Strage TV - школьники принимают участие в работе выездных телевизионных студий.
- Schulfilm - в рамках этого проекта школьники обучаются производству фильма.
- Schein&Sein - Инсценированная действительность в реалити-ТВ и Веб 2.0. Реалити-ТВ сегодня является актуальным направлением в вещательной деятельности. Организованный учреждением медиа Гамбург/ Шлезвиг-Гольштейн (Medienanstalt Hamburg/Schleswig-Holstein MA HSH) проект Schein&Sein поддерживает педагогов и учеников в необходимом ориентировании и оценивании реалити-шоу.
Schein&Sein состоит из 7 модулей. Основными вопросами являются: привлекательность и закулисье реального телевидения, кастинг-шоу, Scripted Reality, кулинарные шоу и Веб 2.0. С точки зрения организации, практический модуль может проводиться на площадке Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн, на площадке Гамбургского гражданского и образовательного канала TIDE. Руководство содержит рабочие тетради, подготовленные копии, DVD, в котором в готовом виде находятся не только нарезки программ и интервью, а также онлайн-игра Schein&Sein Network5.
- Mediennetzt-SH.de - база данных всех медиапродуктов, созданных в рамках медиаобразовательных проектов Offener Kanal Schleswig-Holstein.
Активная работа в области медиаобразования широкой аудитории ведется в рамках правового понятия «Содействие и посредничество в сфере медиакомпетентности» (2 Abs. 1. Satz 2), включенного в закон Открытых каналов. В соответствии с этим нормативно-правовым актом, посредничество при медиаработе и продвижение медиакомпетентности законодательно являются особыми задачами, которые поддерживаются налогом на
5 MHSH Medienkompetenz // Medienanstalt Hamburg/Schleswig/Holstein. URL: http://www.ma-hsh.de/medienkompetenz/
телевидение и радиовещание.
Открытый канал предоставляет места для работы в области медиа:
- 4 места для работы в области медиапроизводства (звук, видео),
- 4 места волонтеров в области медиаобразования,
- ежегодно открытый канал предоставляет площадки для практикантов.
В сентябре 2011 года Открытый канал земли Шлезвиг-Гольштейн и Министерство образования и культуры договорились в рамках согласования совместной работы о поддержке медиакомпетентности в школах, детских и молодежных учреждениях, а также педагогического персонала. Руководитель Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн Петер Виллерс (Peter Willers) и министр образования доктор Эккехард Клуг (Ekkehard Klug) представили в качестве первой совместной работы библиотеку медиапедагогических проектов для социальных педагогов.
Социальная сеть «Медиакомпетентность» была организована во время второго Дня медиакомпетентности земли Шлезвиг-Гольштейн в городе Киль. Тогда в этом мероприятии приняло участие более 500 специалистов, проведено около 50 мастер-классов, прочитано около 20 докладов, представлено 50 выставочных стендов. Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн постоянно принимает важное участие в подготовке мероприятия, является организатором мастер-классов данного проекта. Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн документирует все доклады, проводит 11 мастер-классов, выставляет собственные информационные стенды.
В Берлине Открытый канал появился еще раньше, чем в Шлезвиг-Гольштейн (в августе 1985 года). Однако современный вид он приобрел после произошедшей в 2009 г. реорганизации. Сегодня он называется «Алекс Открытый канал Берлин»6 (Alex Offener Kanal Berlin) и является гражданским медиа с открытым доступом для региона Берлин-Бранденбург. «Алекс» - платформа, состоящая из трех медиа (телевидение, радио и интернет). В интернете Алекс представлен платформой для электронных СМИ с обширной медиатекой. Открытый канал Берлин является вещательной компанией учреждения средств массовой информации Берлина-Бранденбурга и финансируется за счет абонентской платы за вещание.
Телевизионная программа канала распространяется посредством берлинской кабельной сети на особом канале 8. Радио транслируется с 2003 г. наряду с кабельной частотой 92,60 Мгц во второй половине дня также на частоте 97,2 Мгц.
Так же, как и в Северной Германии, в Берлине Открытый канал осуществляет не только вещательную деятельность, но и занимается образованием, в том числе повышением квалификации технических и творческих работников. Это один из его главных концептов, поскольку Открытый канал - образовательное медиа. В связи с большим спросом на образование в области медиа, по сложившейся в Германии практике, оно осуществляется внеформально именно средствами Открытого канала.
Перечислим медиаобразовательные проекты Открытого канала Берлин:
1. «Bärenstark» - это специальная программа для молодежной аудитории, созданная подростками. Молодые репортеры освещают одну из секций кинофестиваля Берлинале «Поколение». Редакция данной программы ведет активную работу на Facebook.
2. «Fingerzeig» - это первое ток-шоу немецкого телевидения на языке жестов. В рамках открытой телевизионной редакции молодые люди, в большинстве случаев с нарушением слуха или глухие, ежемесячно подготавливают и записывают в студии телевизионную программу. Каждая передача имеет тематически основной вопрос, например, включение в политическую жизнь, юмор, музыка. В дискуссии принимают участие приглашенные в студию гости. Для слышащих зрителей существует звуковое сопровождение, для преодоления барьера у глухих людей готовятся языковые титры. Программа выходит ежедневно со вторника по субботу на канале Alex TV, а также в
6 Offener Kanal Berlin Alex. URL: http://www.alex-berlin.de/
интернете.
3. «Freistunde» - для школьников Берлина и Бранденбурга был создан медиаобразовательный проект «Свободный час». В рамках проекта школьники при профессиональном руководстве создают собственную телевизионную программу в студии. Ученики обучаются работе с камерой, берут на себя всю инициативу, связанную с подготовкой, съемкой и выпуском телевизионной программы: разработка концепции, содержания программы, работа с гостями в студии, модерирование. Школьники сами обслуживают студийную технику (камеры, пульт управления, свет). Результат этой работы зрители могут увидеть на канале Alex TB. Целевая группа проекта - это, с одной стороны, школьники 4-6-х классов, с другой - старшеклассники средней школы. Во время производства «Свободного часа» соответствующий школьный класс разделяется на 3-4 группы. Группы делятся по виду выполняемого задания, например группа „talked" -модерирование, вторая группа занимается обслуживанием студийной техники, остальные группы действуют в качестве активных зрителей, которые могут участвовать в беседе. На определенном этапе группы меняются функциями, так как важно, чтобы каждый участник попробовал себя в различных ролях. Содержание программы подготавливается, как правило, на занятии и может соответствовать учебной программе. Темы выбираются свободно, однако они должны иметь отношение к жизни учеников.
4. «Volltreffer» - ежемесячная получасовая молодежная передача, темы которой выбирает молодежная редакция. Всю работу, связанную с подготовкой и выпуском программы, выполняют участники проекта. Главные критерии для отбора участия в проекте: возраст от 10 до 16 лет и желание работать в мире медиа. Темы программ: «Танец как стиль жизни», «Вопросы этики в видеоиграх», «Школьное самоуправление», «Гомофобия в школьной среде», «Жизнь без войны», «Что думают школьники о школьной форме?», «Безопасный интернет для молодежи», «Беженцы».
Триумфальное шествие по планете социальных сетей и социальных медиа (facebook, twitter, google+) привело к тому, что работа в них стала важным атрибутом гражданского вещания. Успешное применение электронных разработок, понимание тенденций медиа демонстрируют многочисленные интернет-сайты Открытых каналов, медиатеки, профили
у
в социальных сетях, видео на площадке Youtube .
Таким образом, на примере двух Открытых каналов (столичного, берлинского, и функционирующего на севере Германии - в земле Шлезвиг-Гольштейн) мы убедились в том, что данный вид вещательных организаций (Открытые каналы), в силу своей специфики и в соответствии с местным законодательством, является естественной площадкой для внеформального медиаобразования, причем как профессионального, так и массового. Финансируясь за счет абонентской платы жителей территорий, управляясь по модели общественных медиа, действуя независимо от государства, но в некоторых случаях в сотрудничестве с земельными министерствами, Открытые каналы обеспечивают повышение уровня медиакомпетентности аудитории, как детской, так и взрослой, как профессионально сориентированной на работу в медиа, так и не связывающей с ними свои мечты о занятости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фатеева, И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: автореф. дис. ... докт. филол. наук / И.А. Фатеева. - Екатеринбург, 2008. - 47 с.
2. Фатеева, И.А. Непрофессиональное медиаобразование и его кадровое обеспечение в России / И.А. Фатеева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 11. Журналистика. - 2005. - № 1. - С. 6-10.
3. 20 Jahre Offener Kanal in Schleswig-Holstein. 1991-2011 Bestandsaufnahme und Perspektiven. Einblatt Drück. Kiel. 2011. P 56.
7 20 Jahre Offener Kanal in Schleswig-Holstein. 1991-2011 Bestandsaufnahme und Perspektiven. Einblatt Drück. Kiel. 2011. P 56.
4. Bürger- und Ausbildungsmedien in Deutschland 2013/2014 // Herausgeber ALM GbR. Verantwortlich für die Herausgeberin Dr. Jürgen Brautmeier Vorsitzender der Direktorenkonferenz der Landesmedienanstalten (dlm). URL: http://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/Download/ Publikationen/ALM-Jahrbuch/Jahrbuch 2014/Sonderdruck B%C3%BCrger-
und Ausbildungsmedien.pdf
5. Bürgermedien // die Medienanstalten Deutschland. URL: http://www.die-medienanstalten.de/themen/buergermedien.html
6. Die OK-Anstalt // Offener Kanal Schleswig-Holstein. URL: http://www.oksh. de/sh/informieren/die ok anstalt/index.php
7. Medienkompetenz und Bürgermedien. Informationsvorlage für die 251. Sitzung der DLM am 14.05.2013 in Berlin // Beauftragter für Medienkompetenz und Bürgermadien. Erfürt 7. Mai. 2013. URL: http://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/Download/Themen/Medienkompetenz_und_B% C3%BCrgermedien.pdf
8. MHSH Medienkompetenz // Medienanstalt Hamburg/Schleswig/Holstein. URL: http://www.ma-hsh.de/medienkompetenz/
9. Offener Kanal Berlin Alex. URL: http://www.alex-berlin.de/
10. Schell F. Aktive Medienarbeit // Grundbegriffe Medienpädagogik Praxis. München: kopaed, 2009. P. 9-13.
Schmidt T. Wo geht's hier zur Medienkompetenz? // Medienpädagogik. Praxis. Gründlagen, Anregungen und Konzepte für Aktive Medienarbeit. München: kopaed, 2012. P. 27-35.