постановка цели и выбор целевой аудитории (надо понимать, какой человек сможет среагировать на данное сообщение нужным, запланированным заранее, образом);
- обязательное условие социальной рекламы - ее «незагруженность», понятность и максимально быстрое считывание зрителем (психика устроена так, что непонятное и сложное в понимании может отвергаться, когда нет заинтересованности в поиске ответов);
- социальная реклама не должна содержать депрессивные, негативные образы (показывать процессы употребления алкоголя, наркотиков, способы суицида и т. д.), она должна пробуждать в человеке положительные чувства, приводящие к позитивной активности;
- воплощение идеи социальной рекламы зависит от средства ее распространения (необходимо учитывать различные выразительные возможности видеоролика, плаката или радиоролика, а также способы их восприятия целевой аудиторией);
- чтобы создать эффективную социальную рекламу, нужно ответить на три вопроса: что сказать, кому сказать и как сказать (структура и форма обращения), чтобы сообщение было убедительным и имело ожидаемый эффект.
Таким образом, важнейшими результатами участия школьников в создании социальной рекламы являются:
1) осмысление социально значимых проблем современного общества;
2) изменение отношения школьников к проблемам других людей, а также своего поведе-
ния в сторону социально одобряемого и конструктивного;
3) развитие креативного мышления и умений создавать творческий продукт;
4) повышение интереса к творческой деятельности, гражданской активности и самооценки школьников;
5) повышение медиаграмотности школьников и, соответственно, уровня их медиабезопасности.
Можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание актуальной проблеме медиабезопасности в отношении детей, одним из решений которой является участие школьников в создании социальной рекламы. А это требует разработки и внедрения механизмов организации такой работы на государственном уровне.
Список литературы
1. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка : хрестоматия / ред.-сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. 374 с.
2. Клименко, О. А. Социальная реклама как средство формирования гражданской позиции у школьников // Педагогическое мастерство (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М., 2012. С. 172-174.
3. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008. 191 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 13-16.
Ю. А. Мальцева
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВЕЩАНИЯ В ГЕРМАНИИ
(ARD И ZDF)
Представлен обзор медиаобразовательных технологий Публично-правовой немецкой телекомпании ZDF (Второе немецкое телевидение) и крупнейшей телерадиокомпании АЯВ (Объединение публично-правовых радиостанций). Дана базовая информация в области немецкого медиаобразования.
Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, общественно-правовое вещание, медиакритика.
В каждой земле Германии накоплен свой уникальный опыт медиаобразовательной деятельности СМИ, который сегодня требует анализа и обобщения.
Мюнхенское книжное издательство «Kopa-ed» специализируется на темах о коммуникации и педагогике. В данной статье мы ссылаемся на сборник документов этого издательства «Medienkompetenz bei ARD und ZDF». В переводе на русский язык настоящий сборник имеет название «Медиакомпетенция при ARD и ZDF». Как отмечают авторы, в этой книге собраны предложения общественно-правовых радиокомпаний, документы медиакомиссии ARD и ZDF.
Публично-правовая немецкая телекомпания ZDF (Второе немецкое телевидение) и крупнейшая телерадиокомпания ARD (Объединение публично-правовых радиостанций) уже полвека ведут активную медиаобразова-тельную деятельность. Весной 2010 г. были проведены десятые совместные исследования медиаобразовательной деятельности средств массовой информации. ARD и ZDF практикуют долгосрочное обучение молодежи основам медиакоммуникации.
В проектную группу медиакомиссии ARD / ZDF входят: д-р Кристиан Брой-ниг (Dr. Christian Breunig), Сабине Фейера-бенд (Sabine Feierabend), Кристиане Нол-тинг (Christiane Nolting), д-р Экхарт Омихен (Dr. Ekkehardt Oehmichen) и Инге Мор (Inge Mohr). Рабочая группа провела обзор мероприятий и проектов общественно-правовых вещательных компаний по вопросу медиакомпетентности. В исследовательском проекте приняли участие известные немецкие средства массовой информации: Баварское радиовещание (Bayerischer Rundfunk - BR), Гессенское радиовещание (Hessischer Rundfunk - Hr). Радио «Бремен» (Radio Bremen - RB), Югозападное радио (Sudwestrundfunk - SWR), Немецкое радио (DeutschlandRadio - DLR), Радио «Бранденбург» (Ostdeutscher Rundfunk Brandenburg - ORB), Программа «Свободный Берлин» (Sender Freies Berlin - SFB), Медиа «Перспектива» (Media Perspektiven).
В современном демократическом обществе содействие развитию медиакомпетентности становится обязанностью общественно-правовых вещательных компаний. Мероприятия по продвижению основ медиаобразования уже десятки лет являются программными в работе немецких СМИ. ZDF и ARD вносят значитель-
ный вклад в развитие медиакомпетентности среди молодежной аудитории.
По мнению комиссии при АRD и ZDF, медиакомпетентность считается ключевой квалификацией общественно-правового вещания, которая понимается как мероприятия для обеспечения уверенности в будущем следующих поколений, как предпосылка возможности существования СМИ на рынке рабочей силы во всем мире. Следовательно, медиакомпетентность - это больше, чем чистый навык, больше, чем умение использования компьютера и видеоаппаратуры.
Что конкретно понимается под понятием «медиакомпетентность», не всегда можно сказать однозначно. В трактовке важен контекст употребления. В документации общественноправовых телерадиокомпаний представлены различные значения данного термина. В результате дискуссии общественно-правового вещания вокруг понятия «медиакомпетентность» выбраны следующие рабочие значения.
1. Медиакомпетентность определяется как всеобщая дееспособность в получении медиаинформации, что объясняется возрастающей ролью медиа в мире.
2. Вместе с этим медиакомпетентность -понимание медиаинформации, ее критика и проверка, рациональное использование и осмысление, умение критически анализировать действия медиа, а также умение разрабатывать медиа и использовать коммуникацию.
3. Можно сказать, что медиакомпетентность - это способность распознавания и понимания медиа в условиях их производства.
Медиакомпетентность распространяется на все виды медиа. Понятие «медиа» охватывает все информационные продукты: книги, газеты, аудиальные медиа, аудиовизуальные медиа, язык, картины, издательства, передатчики, кинокомпании, системы знаков и символов, которые применяются в коммуникации, и многое другое. Также комиссия при ARD и ZDF относит к медиа технические и организационные системы изготовления и распространения медиапродуктов, например, инфраструктура распространения телевизионных программ через наземные передающие устройства, кабель, спутник.
Медиакомпетентность - это не только способность грамотного общения с медиа, но и социальная дееспособность потребителя медиаинформации. С медиакомпетентностью в Германии связывают также и центральные
общественные аспекты, а именно: гражданское воспитание подростков, активное и творческое использование медиа в профессии и в свободном времени.
Дитер Бааке (Dieter Baacke), педагог из Билефельда (Bielefeld), один из основателей GMK (Общество для медиапедагогики и культуры коммуникации), работы и публикации которого являются путеводными для основания понятия «медиакомпетентность», в области дискуссий по уточнению понятийного аппарата термина «медиакомпетентность» выделяет четыре различных измерения:
- медиаинформация;
- медиакритика;
- использование медиа;
- организация (оформление) медиа.
Под медиаинформацией понимаются, с одной стороны, знания о сегодняшней системе медиа, с другой - инструментально-квалификационный аспект работы с медиа. Областью изучения последнего аспекта являются навыки работы с приборами, необходимыми для производства и распространения СМИ. В свою очередь, к информационному аспекту относят классические знания о системе медиа. Общественно-правовые радиовещательные компании используют многосторонние методы по распространению знаний в области медиа. В качестве примера можно привести медиаплеер ARD / ZDF (Medienbox), который состоит из девяти приложений, одной видео- и аудиокассеты. Все эти средства массовой коммуникации распространяются через школы и учреждения педагогического образования. Приложения ARD / ZDF были отдельно опубликованы под заголовком «Что Вы должны знать о радио».
Измерение «медиакритика» может быть различимо в аналитическом, рефлексивном и нравственном аспектах, через которые выражается социальная ответственность создателей медиапродуктов. Один исключительный пример работы общественно-правового вещания -курс лекций по радио «Медиа и коммуникация», состоящий из 30 передач аудиолекций и 13 заданий, присылаемых заочнику.
Измерение «использование медиа» можно дифференцировать в рецептивно-применяю-щий аспект. Принятие продуктов средств массовой информации предполагает, как правило, компетенцию обработки. Общественно-правовая компания предлагает ряд из предложений для школьников по обучению грамотного использования медиа.
Для реализации мероприятий по содействию медиакомпетентности, направленных на разнородную целевую аудиторию, необходимы различные подходы. Поэтому становится актуальным вопрос изучения аудитории медиа. Целевые группы можно классифицировать не только возрастной или образовательной дифференциацией. Объединение публично-правовых радиостанций и Второе Германское телевидение разрабатывают различные типологии пользователей средств массовой информации.
Измерение «организация (оформление) медиа» содержит два аспекта: новаторский и творческий. В новаторском аспекте принимаются во внимание изменения и дальнейшее развитие системы медиа. А творческий, в свою очередь, может пониматься как развитие новых организационных (оформительских) и тематических возможностей медиа.
Медиаобразовательные технологии общественно-правового вещания при ARD и ZDF можно разделить на 7 основных категорий:
1) передачи и предложения телевидения, радио и интернет-ресурсов по распространению медиакомпетентности;
2) проекты в сфере медиаобразования;
3) программы по овладению радиовещанием;
4) мероприятия, способствующие распространению медиакомпетентности среди молодежи;
5) соревнования среди молодежи, участвующей в производстве медиапродуктов;
6) исследования в области медиа;
7) работа СМИ с различными партнерами.
В работе общественно-правового радио тема
«медиакомпетентность» уже много лет является значимой. Программный заказ содержит в себе предложения в области информации и образования. Почти невозможно представить все передачи, предложения и сопроводительные материалы, которые относятся к программному ассортименту общественно-правового радио и вносят вклад в распространение знаний о медиа. Таким образом, тема СМИ непрерывно появляется в многочисленных информационных передачах, тематических вечерах, журналах и предложениях интернет-сервиса Объединения публично-правовых радиостанций и Второго Германского телевидения (включая Arte, 3sat, Phoenix). Также в информационных предложениях для детей (ARD, ZDF, KI.KA) предметно обсуждаются функции и принципы действия средств массовой информации, подготавлива-
ются специальные детские медиаобразователь-ные программы.
В упомянутых предложениях через СМИ распространяются знания и сведения о системе медиа. Кроме того, молодежной аудитории предоставляется возможность получения журналистского опыта. Таким образом, общественно-правовое вещание предлагает молодежи принять участие в создании радиопрограмм. Информационный трансфер в процессы производства и принятия управленческих решений общественно-правового радио - одна из инициатив в медиаобразовательной политике.
Можно сделать вывод, что овладение радиовещанием реализуется через участие аудитории в собраниях руководства, в общественных заседаниях, через работу по созданию радиопередач, а также через участие в ознакомительных и производственных практиках, через систему грантов и программы дней открытых дверей.
Общественно-правовые радиостанции различными методами содействуют общественному обсуждению актуальных и будущих разработок в области медиа. В большинстве случаев учреждения организуют или участвуют в политических, культурных и специфических для средств массовой информации мероприятиях, главными вопросами которых являются вопросы функционирования средств массовой информации и вопросы медиакомпетентности.
Трудно переоценить популярность медиаобразования в Германии. В медиаобразователь-ной работе общественно-правовых вещательных компаний принимают участие различные сети и учреждения. Форма участия заинтересованных учреждений в содействии распространению медиакомпетентности среди потребителей медиа информации разная. Можно говорить о полном спонсорстве проводимых проектов и о непосредственном участии в мероприятиях.
Наряду с самостоятельной организацией мероприятий (например, педагогическое заседание Второго Германского телевидения «Богатое детство из вторых рук?» или Дни телевизионной критики в Майнце) радиостанции равноправно сотрудничают с другими организациями (при выставке «Мечта о зрении» в
Оберхаузене) или участвуют в проектах других учреждений (в образовательной выставке didacta97 или в форуме «Коммуникативная культура» общества педагогики средств массовой информации и культуры коммуникации).
В мероприятиях общественно-правовых вещательных компаний задействованы не только отраслевые журналисты, телевизионные критики, ученые, мультипликаторы, студенты и прочие специалисты из областей политики, экономики, культуры и средств массовой информации, но и учителя, воспитатели, педагоги и специалисты по подготовке педагогических кадров и воспитателей.
Обязательство радиостанций по распространению медиакомпетентности существует много лет. В качестве примера приведем Штутгартские дни педагогики средств массовой информации, которые были основаны еще в 1978 г., Майнцские дни телевизионной критики, проведенные в 2003 г. уже в 36-й раз.
Один из аспектов медиакомпетентности -это исследования средств массовой информации, то есть актуальные знания о медиа и их системе, об использовании средств массовой информации, их действии (влиянии). Общественно-правовое вещание проводит исследовательскую работу с целью изучения медиа.
Мероприятия, соревнования, которые организуют СМИ, способствуют повышению интереса молодежи к медиа, активному участию в СМИ детей, молодых людей и других целевых групп. Как правило, мероприятия, проводимые СМИ, удовлетворяют интересы как новичков, так и молодежи, уже имеющей журналистский опыт. Тем самым медиаобразовательная политика СМИ в работе с опытной молодежью направлена на подготовку молодых журналистских кадров.
Список литературы
1. Inge Mohr, Christian Breunig, Sabine Feier-abend, Christiane Nolting, Ekkehard Oehmichen. Medienkompetenz bei ARD und ZDF. Angebote des offentlich-rechtlichen Rundfunks : Eine Do-kumentation der ARD/ZDF-Medienkomission. Munchen, 2003. 248 s.