Научная статья на тему 'Феномен Открытых каналов Германии как площадка для гражданской журналистики (на примере Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн)'

Феномен Открытых каналов Германии как площадка для гражданской журналистики (на примере Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
261
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОЕКТ / МЕДИАРАБОТА / ОБЩЕСТВЕННОПРАВОВОЕ ВЕЩАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ КАНАЛ / MEDIA / MEDIA EDUCATION / MEDIA PROJECT / MEDIA WORK / PUBLIC AND LEGAL BROADCASTING / OPEN CHANNEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальцева Юлия Александровна

Рассматривается феномен Открытых каналов Германии. Уже более 20 лет Открытые каналы ведут широкую медиаобразовательную деятельность аудитории. На наш взгляд, работа данных медиа способствуют развитию гражданской журналистики. В статье представлен широкий анализ деятельности Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (история появления и развития, программная политика, финансирование, управление, медиаобразовательные проекты и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мальцева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of oPen channels of germanY as The PlaTform for ciVil journalism (on The eXamPle of The oPen canal schleswig-holsTein)

In the presented article the phenomenon of Open channels in Germany is considered. Present article deals with the phenomenon of Open channels in Germany. It is possible to call this type of media as a unique platform to express their own opinion through journalistic materials by everyone of the German citizens. Open channels more than 20 years conduct broad media educational activity of the audience. In our opinion, work of such media promotes the development of civil journalism.The article presents wide analysis of Open channel of Schleswig-Holstein activity (history of the emergence and development, program policy, funding, management, media education projects, etc.)

Текст научной работы на тему «Феномен Открытых каналов Германии как площадка для гражданской журналистики (на примере Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн)»

16.Fairclough, N. and Wodak, R. (1996) "Critical Discourse Analysis", in:Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction, Volume 2. Discourse as Social Interaction. London: Thousand Oaks, pp.112-119.

17.Fairclough, N. Critical Discourse Analysis. London. 1995. 220 p.

18.Wallis, C. (2011) "New Media Practices in China: Youth Patterns, Processes, and Politics", in: International Journal of Communication. 5. pp. 406-436.

19.Wodak, R. and Meyer, M. (2001) Methods of Critical Discourse Analysis. London: Sage, 226 p.

20.South China Morning Post. URL: http://www.scmp.com/frontpage/international(in Chin.)

21. ttWi^S^MM^ttMMBM [=Chinese intelligence needs as soon as possibleto get intothe coastal waters ofthe United States], available at:http://opinion.huanqiu.com/ editorial/2014-08/5120314.html, accessed 28.10.2014 (in Chin.).

22. [=It s not high time to laughover America], available at: http://opinion.huanqiu.com/opinion_world/2014-08/5114936.html, accessed 28.10.2014 (in Chin.).

23.InoCMH.Ru[=All that is worth translating], available at: http://inosmi.ru/(in Chin.).

24.The best articlesand newsbusiness publications, available at: http://foreigntrade.polpred.com(in Russ).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 92-97.

УДК 070(4/9) ББК 76 120

Ю. А. Мальцева

феномен открытых каналов германии как площадка для гражданской журналистики (на примере открытого канала шлезвиг-гольштейн)

Исследование выполнено при поддержке Германской службы академических обменов DAAD, Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (г. Киль, Германия).

Рассматривается феномен Открытых каналов Германии. Уже более 20 лет Открытые каналы ведут широкую медиаобразовательную деятельность аудитории. На наш взгляд, работа данных медиа способствуют развитию гражданской журналистики. В статье представлен широкий анализ деятельности Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (история появления и развития, программная политика, финансирование, управление, медиаобразовательные проекты и т. д.).

Ключевые слова: медиа; медиаобразование; медиапроект; медиаработа; общественно-правовое вещание; Открытый канал.

В 80-е годы возникает понимание того, что медиакомпетентность обозначает не только умение обращаться с телевизором. Сами граждане должны знать, как функционируют средства массовой информации и каким образом через медиа можно достичь плюрализма мнений. В Германии наряду с общественным и коммерческим вещанием существуют Открытые каналы, которые начали возникать в качестве альтернативы появляющемуся в 1984 году коммерческому вещанию. Изначально это были попытки экспертной комиссии адаптации американского опыта Public Access Channels. Название

«Открытый канал» было перенято от одного из некоммерческих швейцарских каналов.

В систему открытого канала входят телевидение, радио и интернет-вещание, программы которых созданы при непосредственном участии граждан. По своей специфике Открытые каналы относят к гражданским медиа. Во многих землях Германии данные Открытые каналы выполняют задачи локального вещания и медиаобразовательной площадки. Таким образом, локальные вещатели имеют больше свободы в освещении общественно-важных тем, проблемных вопросов.

На сегодняшний день в Германии существуют около 70 Открытых каналов. Не каждый из Открытых каналов доступен для всех граждан, как например, в Берлине и в земле Саксонии-Анхальт. Открытые каналы Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург-Передняя Померания доступны только пользователям, проживающим в соответствующей федеральной земле.

На наш взгляд, можно выделить основные задачи Открытых каналов:

- создание условий для свободного выражения и распространения мнения, как отдельных граждан, так и групп людей;

- содействие политическому образованию граждан;

- увеличение уровня медиакомпетентности населения.

Открытые каналы - это учреждения общественного права (Anstalt öffentlichen Rechts). Финансирование открытых вещательных каналов осуществляется за счет абонентских взносов граждан за вещание (взносы «из первых рук» - «aus erster Hand»). Политика открытых каналов предполагает полный отказ от рекламы товаров, услуг, политических партий и предприятий с коммерческими целями. Соответственно не допускаются такие элементы пиар-технологий, как Product Placement (размещение продукции) и скрытая реклама.

Открытый канал - это «вещание трех направлений», с одной стороны, медиа находится в частных руках, с другой - организовано как общественно-правовое вещание. С ARD или ZDF открытый канал не сравним, он не имеет редакционного поручения. Открытый канал -это платформа для журналистских и технических экспериментов.

Подобную систему Открытых каналов можно наблюдать и в других странах, к примеру, в Люксембурге, Дании, Австралии, Южной Корее, Бразилии, Фиджи и Бельгии.

Предлагаем рассмотреть специфику данных видов гражданских медиа на примере Открытого канала земли Шлезвиг-Гольштейн. Подобные каналы появились в земле Шлезвиг-Гольштейн осенью 1989 года. Тогда собрание Независимого земельного учреждения по вещанию (ULR - Unabhängige Landesanstalt für das Rundfunkwesen), земельное учреждение средств массовой информации Шлезвиг-Гольштейн (der Landesmedienanstalt Schleswig-Holstein) одобрили идею создания Открытого канала данной территории. Была разработана концепция, со-

гласно которой Открытый канал представляет собой гражданское вещание, медиапедагоги-ческий инструментарий, базовое демократическое средство массовой информации.

23 декабря 1989 года вступил в силу новый закон теле- и радиовещания (RundfUnkgesetz) земли Шлезвиг-Гольштейн. Благодаря этому закону учреждение Открытого канала получило статус гражданского телевидения и радио. Соответственно были сформулированы следующие задачи для функционирования Открытых каналов:

- открытые каналы должны способствовать реализации основного права граждан на свободное выражения мнения в области электронной коммуникации;

- оживлять общественный процесс формирования мнения о региональной политике, экономике и культуре;

- поддерживать (развивать) креативные способности граждан;

- осуществлять обучение медиаграмоте и повышение квалификации граждан в области медиа;

- способствовать расширению программного экспериментального поля.

Были разработаны медиапедагогические проекты для людей разных поколений. Главная задача проектов - объяснить, как функционирует ТВ и радиовещание. Изначально Открытый канал развивался как экспериментальное поле и игровой способ работы, а далее как гражданское радио и документальный канал.

Орган самоуправления земли Шлезвиг-Гольштейн принимает в 2006 году «Закон Открытых каналов» (OK-Gesetz), в результате которого Открытый канал земли Шлезвиг-Гольштейн больше не является частью Земельного учреждения Средств массовой информации. С 1 октября 2006 года Открытый канал становится самостоятельным учреждением «Открытого права». 1 марта 2007 года Земельные учреждения Средств массовой информации земли Шлезвиг-Гольштейн и города Гамбург объединяются в Учреждение Средств массовой информации Гамбург/Шлезвиг-Гольштейн.

На сегодняшний день в систему Открытого канала земли Шлезвиг-Гольштейн входят три радиостанции в городах Киль, Любек и Весткюсте; два телевизионных канала в городах Киль, Фленсбург; мультимедийная студия; 50 референтов (консультантов). В распоряжении Открытого канала находится мобильная

техника: телевизионная студия, 20 камер, радиопередатчики (приемники), кейс со смартфонами, мобильная студия.

Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн в октябре 2006 года начал онлайн вещание. Для этого были разработаны интернет-страницы Открытого Канала Киль (www.okkiel.de) и Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн (www. oksh.de).

С ноября 2007 года Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн впервые выступает в качестве организатора форума «Дни Медиа. Север» (Mediatagen Nord).

Одно из важных направлений работы Открытого канала заключается в создании теле-и радиостудии для слепых и слабовидящих. В городе Фленсбург впервые появляется получасовая программа «Offen TB» для людей с инвалидностью, созданная людьми с ограниченными физическими возможностями.

Значительной частью работы являются многочисленные совместные проекты с Высшими школами и университетами земли Шлезвиг-Гольштейн. Редакции OKSH совместно с двумя гражданскими радиостанциями (Bürgerradios) Нижней Саксонии ежегодно принимают участие в освещении событий кинофестиваля Berlinale. С 2010 года на Киль-FM основана спортивная редакция, а в рамках OK Lübeck - женская редакция.

Открытый канал предусматривает вещание из 10 частей: гражданское медиа (BürgerSender), локальноевещание(LokalSender),образователь-ная теле- и радиостанция (AusbildungsSender), площадка для повышения квалификации в области медиа (FortbildungsSender), школьное СМИ (SchulSender), средства по продвижению медиакомпетентности (Werkstatt-(Medienkompetenz) Sender), университетское СМИ (CampusSender), теле- и радиовещание меньшинств (MinderheitenSender).

Основополагающей в работе Открытого канала является тема медиакомпетентности. Наряду с непрерывными семинарами в теле- и радиостудиях, постоянными школьными мастер-классами можно выделить целый ряд особенных проектов.

OKSH является гражданским медиа, контент которого могут создавать теле - и радио зрители. Редакция канала ведет непрерывную работу в области медиаобразования. Так, OKK Kiel создают условия для повышения квалификации работников СМИ, для обучения школьников основам медиа.

OKSH предлагает неравнодушным к медиа гражданам попробовать себя в роли журналиста и создать собственные телевизионные и радио проекты. Редакция Открытого канала осуществляет техническую поддержку - для создания телевизионных программ Открытый канал предоставляет все необходимые звукозаписывающие приборы (видеокамеры, диктофоны, средства для монтажа), студию для прямых трансляций, мобильную телевизионную студию, для записей с места событий.

Активная медиаработа является главным принципом Открытого канала. Кто создает медиа (Partizipationskompetenz), может объективно воспринимать (Rezeptionskompetenz) и лучше понимать медиапродукты (Sachkompetenz). Все перечисленные навыки составляют ме-диакомпетентность. Медиаобразоваательные проекты «Академии медиа» открытого канала Шлезвиг-Гольштейн направлены на следующие возрастные группы:

- дети дошкольного возраста;

- школьники;

- воспитатели;

- педагоги;

- студенты;

- родители;

- взрослые.

Рассмотрим основные медиаобразователь-ные проекты:

• Проект «Eltern Medien Lotse» - проведение тематических вечеров для родителей, в рамках которых родители получают полезную теоретическую и практическую информацию о телевидении, интернете, смартфонах и компьютерных играх. Во время встречи обсуждаются следующие вопросы: сколько времени дети могут сидеть перед телевизором? Что необходимо знать о социальных сетях? Вредны ли компьютерные игры? Что делать, если ребенок много времени проводит в Интернете? Необходимы ли фильтры защиты для использования детьми Интернета? Как выглядят тарифы мобильной связи?

Программа проводится Открытым каналом Шлезвиг-Гольштейн, Министерством социальных отношений и здравоохранения Шлезвиг-Гольштейн (Ministerium für Soziales, Gesundheit, Familie und Gleichstellung des Landes SchleswigHolstein) при содействии учреждения средств массовой информации Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн (Medienanstalt Hamburg / Schleswig-Holstein (MA HSH)).

• Filter-Cafe - в рамках проекта родители, педагоги узнают о способах защиты от воздей-

ствия вредной информации в Интернете.

• Das OKSH-Medienspiel - настольная игра для школьников и их родителей. Игра-викторина, в ходе которой участники узнают полезную информацию из мира медиа.

• GameTreff - в рамках этого проекта учителя и родители на практике знакомится с миром компьютерных игр.

• WebTreff für Eltern. Was macht mein Kind im Netz? (Что делает мой ребенок в сети?) - интерактивное шоу для родителей, в рамках которого подробно разбираются феномены медиа: приложения для смартфонов, чаты, социальные сети, интернет-порталы, онлайн-игры, ме-диабезопасность детей. Данные встречи проводятся на базе школы. Родители могут сами протестировать интернет-приложение. Программа проводится Открытым каналом Шлезвиг-Гольштейн, Министерством социальных отношений и здравоохранения Шлезвиг-Гольштейн (Ministerium für Soziales, Gesundheit, Familie und Gleichstellung des Landes SchleswigHolstein) при содействии учреждения средств массовой информации Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн (Medienanstalt Hamburg / Schleswig-Holstein (MA HSH)).

• SchulMedienTag - проект проходит в течение одного дня. Работа делится на три части: в первой половине дня медиапедагоги проводят занятие по какой-либо определенной теме из мира медиа. Вторая половина дня отводится на повышение квалификации для преподавателей. Вечером проходит встреча с родителями.

• SchulEntwicklungsTag - мастер-класс для педагогов. Тема - социальные сети, пользование сматрфоном, реалити-ТВ, радио, компьютерные игры.

• MachtMedienMacht - проект, в рамках которого школьники в редакции «OKSH» создают собственный медиапродукт.

• OK Klassenquiz - проект, в рамках которого два школьных класса в викторине борются за звание «Самый медиакомпетентный класс».

• Radio Kiste - Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн оказывает профессиональную и техническую поддержку в организации радио в школах.

• Schule@Radio - Radio@Schule - совместная разработка со школьными преподавателями программ внедрения школьного радио.

• Projekttag Radio - школьники имеют возможность попробовать себя в роли радиоведущих в редакции Открытого канала Шлезвиг-

Гольштейн. Итог работы - собственная программа, которая звучит в радиоэфире.

• Projekttag Fernsehen - мастер-класс для школьников по созданию телевизионных программ (работа с камерой, мастерство интервью, работа в студии). Итог работы - собственная программа, которая выходит в эфире.

• Audio Führerschein - мастер-класс по созданию радиопрограмм и работе на радио для учителей.

• Video Führerschein - мастер-класс по созданию видео для учителей.

• Projektwoche Medien - в течение одной недели школьники занимаются производством теле- и радиопрограмм на базе школы и в редакции OKSH.

• Schüler Medien Lotse - ученики 10 классов изучают работу в редакции, с целью создания собственных школьных СМИ.

• Besuch deinen OK - организация классных экскурсий в редакцию OKSH. Участники имеют возможность познакомиться с работой теле- и радиостудий, создать собственный ме-диапродукт.

• On-Strage TV - школьники принимают участие в работе выездных телевизионных студий.

• Schulfilm - в рамках этого проекта школьники обучаются производству фильма.

• Schein&Sein - инсценированная действительность в реалити-ТВ и Веб 2.0. Реалити-ТВ сегодня является актуальным. Организованный Учреждением медиа Гамбург/ Шлезвиг-Гольштейн (Medienanstalt Hamburg/SchleswigHolstein MA HSH) проект Schein&Sein поддерживает педагогов, учеников в необходимом ориентировании и оценивании реалити-шоу.

Schein&Sein состоит из 7 модулей. Основными вопросами являются: привлекательность и закулисье реального телевидения, кастинг-шоу, Scripted Reality, кулинарных шоу и Веб 2.0. С точки зрения организации, практический модуль может проводиться на площадке Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн, на площадке Гамбургского гражданского и образовательного канала TIDE. Руководство содержит рабочие тетради, подготовленные копии, DVD, в котором находятся не только нарезки программ и интервью, а также онлайн игра Schein&Sein Network [6].

• Mediennetzt-SH.de - база данных всех ме-диапродуктов, созданных в рамках медиаобра-зовательных проектов Offener Kanal SchleswigHolstein.

Активная работа в области медиаобразова-ния широкой аудитории ведется в рамках правового понятия «Содействие и посредничество в сфере медиакомпетентности» (2 Abs. 1. Satz 2), включенного в закон Открытых каналов.

Посредничество, продвижение медиаком-петентность законодательно являются особенным задачами, которые поддерживаются налогом на телевидение и радиовещание.

Открытый канал предоставляет места для работы в области медиа:

- 4 места для работы в области медиапроиз-водва (звук, видео),

- 4 места волонтеров в области медиаобра-зования,

- ежегодно открытый канал предоставляет площадки для практикантов.

В сентябре 2011 года Открытый канал земли Шлезвиг-Гольштейн и Министерство образования и культуры договорились в рамках согласования совместной работы о поддержки медиакомпетентности в школах, детских и молодежных учреждениях, а также педагогического персонала. Руководитель Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн Петер Виллерс (Peter Willers) и министр образования доктор Эккехард Клуг (Ekkehard Klug) представили в качестве первой совместной работы библиотеку медиапедагогических проектов для социальных педагогов.

Социальная сеть «Медиакомпетентность» была организована во время второго Дня меди-акомпетентности земли Шлезвиг-Гольштейн в городе Киль. В этом мероприятии приняло участие более 500 специалистов, проведено около 50 мастер-классов, прочитано около 20 докладов, представлено 50 выставочных стендов. Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн принимает важное участие в подготовке мероприятия, является организатором мастер-классов данного проекта. Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн документирует все доклады, проводит 11 мастер-классов, выставляет собственные информационные стенды.

Триумфальное шествие социальных сетей и социальных медиа (facebook, twitter, google+) является важным атрибутом гражданского вещания. Успешное применение электронных разработок, понимание тенденций медиа де-

монстрируют многочисленные интернет-сайты Открытых каналов, медиатеки, профили в социальных сетях, видео на площадке Youtube [1. C. 9].

Список литературы

1. 20 Jahre Offener Kanal in SchleswigHolstein. 1991-2011 Bestandsaufnahme und Perspektiven. Einblatt Drück. Kiel, 2011. P 56.

2. Bürger- und Ausbildungsmedien in Deutschland 2013/2014 [Электронный ресурс] // Herausgeber ALM GbR. Verantwortlich für die Herausgeberin Dr. Jürgen Brautmeier Vorsitzender der Direktorenkonferenz der Landesmedienanstalten (dlm). URL: http://www. die-medienanstalten.de/fileadmin/Download/ Publikationen/ALMJahrbuch/Jahrbuch_2014/ Sonderdruck_B%C3%BCrger-_und_ Ausbildungsmedien.pdf.

3. Bürgermedien [Электронный ресурс] // Die Medienanstalten Deutschland. URL: http://www.die-medienanstalten.de/themen/ buergermedien.html.

4. Die OK-Anstalt [Электронный ресурс] // Offener Kanal Schleswig-Holstein. URL: http:// www.oksh.de/sh/informieren/die_ok_anstalt/ index.php.

5. Medienkompetenz und Bürgermedien. Informationsvorlage für die 251. Sitzung der DLM am 14.05.2013 in Berlin [Электронный ресурс] // Beauftragter für Medienkompetenz und Bürgermadien. Erfurt 7. Mai. 2013. URL: http://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/ Download/Themen/Medienkompetenz_ und_B%C3%BCrgermedien.pdf.

6. MHSH Medienkompetenz [Электронный ресурс] // Medienanstalt Hamburg/Schleswig/ Holstein. URL: http://www.ma-hsh.de/ medienkompetenz/.

7. Schell, F. Aktive Medienarbeit [Электронный ресурс] // Grundbegriffe Medienpädagogik Praxis. München: Kopaed, 2009. P.9-13.

8. Schmidt, T. Wo geht's hier zur Medienkompetenz? [Электронный ресурс] // Medienpädagogik. Praxis. Gründlagen, Anregungen und Konzepte für Aktive Medienarbeit. München: Kopaed, 2012. P. 27-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальцева Юлия Александровна - аспирант кафедры журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета. Yulsevamalya@mail.ru

Maltseva Y. A., post-graduate student of journalism and media education dpt. Chelyabinsk state university. Yulsevamalya@mail.ru

Phone: +7 908 061 74 43;

phenomenon of open channels of germany as the platform for civil journalism (on the example of the open canal schleswig-holstein)

Research is executed with assistance of the German service of the academic exchanges of DAAD, the Open canal Schleswig-Holstein (Kiel, Germany).

In the presented article the phenomenon of Open channels in Germany is considered.Hnn Present article deals with the phenomenon of Open channels in Germany. It is possible to call this type of media as a unique platform to express their own opinion through journalistic materials by everyone of the German citizens. Open channels more than 20 years conduct broad media educational activity of the audience. In our opinion, work of such media promotes the development of civil journalism.The article presents wide analysis of Open channel of Schleswig-Holstein activity (history of the emergence and development, program policy, funding, management, media education projects, etc.)

Keywords: media; media education; media project; media work; public and legal broadcasting; Open channel.

References

1. 20 Jahre Offener Kanal in Schleswig-Holstein. 1991-2011 Bestandsaufnahme und Perspektiven. (2011) [=20 years open canal in Schleswig - Holstein. In in 1991-2011 stock-taking and perspectives], Einblatt Drück. Kiel. 56 p. (in Germ).

2. Bürger- und Ausbildungsmedien in Deutschland 2013/2014. [=Civil media and education media in Germany in 2013/2014], Herausgeber ALM GbR. Verantwortlich für die Herausgeberin Dr. Jürgen Brautmeier Vorsitzender der Direktorenkonferenz der Landesmedienanstalten (dlm), http:// www.die-medienanstalten.de/fileadmin/Download/Publikationen/ALMJahrbuch/Jahrbuch_2014/ Sonderdruck_B%C3%BCrger_und_Ausbildungsmedien.pdf (in Germ.).

3. Bürgermedien [=Civil media] die Medienanstalten Deutschland, http://www.die-medienanstalten. de/themen/buergermedien.html (in Germ.).

4. Die OK-Anstalt [=The OK Institution] Offener Kanal Schleswig-Holstein, http://www.oksh.de/ sh/informieren/die_ok_anstalt/index.php (in Germ.).

5. Medienkompetenz und Bürgermedien. Informationsvorlage für die 251. Sitzung der DLM am 14.05.2013 in Berlin [=Media literacy and citizen media. Information model for the 251. meeting of the DLM on 14/05/2013 in Berlin] Beauftragter für Medienkompetenz und Bürgermadien. Erfurt 7. Mai. 2013, http://www.diemedienanstalten.de/fileadmin/Download/Themen/Medienkompetenz_ und_B%C3%BCrgermedien.pdf (in Germ.).

6. MHSH Medienkompetenz [=MHSH media literacy] Medienanstalt Hamburg/Schleswig/ Holstein, http://www.ma-hsh.de/medienkompetenz/ (in Germ.).

7. Schell, F. (2009) "Aktive Medienarbeit", [Active media work], in Grundbegriffe Medienpädagogik Praxis [Basic concepts media education practice], München: kopaed, pp. 9-13. (in Germ.).

8. Schmidt, T. (2012) "Wo geht's hier zur Medienkompetenz?" [Where 's here on media literacy?], in Medienpädagogik. Praxis. Gründlagen, Anregungen und Konzepte für Aktive Medienarbeit [Media Education. Practice. Gründl Tips, suggestions and concepts for active media work], München: kopaed, pp. 27-35. (In Germ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.