ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 5
М.М. Алексеева, аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ГЕРМАНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВЫХ РАДИО-И ТЕЛЕПРОГРАММ
Цель статьи — проанализировать регулирование онлайн-версий обще-ственно-правовыхрадио- и телепрограмм на примере нового германского государственного договора о телевидении и радиовещании. Одно из его главных положений состоит в том, что внутренние руководящие органы ТРК должны перед публикацией в сети проверять материалы на соответствие демократическим, социальным и культурным ценностям, что многие критики сочли нарушением свободы СМИ. Частные ТРК и газетные и журнальные издательства высказали опасения по поводу того, что новый закон угрожает добросовестной конкуренции в Интернете, и потребовали права на участие в проверке. Так, полемика вокруг нового договора выявила основные проблемы, связанные с функционированием и регулированием онлайн-версий всех СМИ.
Ключевые слова: СМИ Германии, Интернет, Общественно-правовое телерадиовещание, Двенадцатый государственный договор о телевидении и радиовещании, Трехступенчатый тест.
The main goal of the article is to analyse the regulation of online versions of public broadcasters using the example of the new German state treaty on broadcasting. One of its main provisions is that the intern supervisoring bodies of the broadcasting companies have to examine the materials' conformity to democratic, social and cultural values ahead of its publication on the Web, which is according to many critics a violation of freedom of the media. Private broadcasters and newspaper and magazine publishing houses have voiced their concerns over the new law, which they say is threateningfair competition among media in the Internet, and demanded the right to participate in the examination. The disputes over the new treaty have brought to light the main issues of functioning and regulation of online versions of all media.
Key words: Mass Media of Germany, Internet, Public broadcasting, The 12h state treaty on broadcasting, Three-stage test.
В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий процессы дигитализации и конвергенции медиасистем все больше размывают границы между различными типами СМИ. Благодаря дигитализации содержание СМИ может принимать самые различные формы: один и тот же материал может быть представлен как в газете, так и на ее интернет-портале, как в телепередаче, так и на сайте канала.
Онлайн-версии радиостанций и телеканалов не только являются своего рода дублерами традиционных СМИ, но и предлагают дополнительные услуги, которые делают потребление контента более
удобным для каждого конкретного пользователя. Так, подкастинг позволяет автоматически загружать новые выпуски теле- или радиопередачи, интересующей абонента. Руководство германских общественно-правовых ТРК придает большое значение выходу их СМИ в пространство «интернет-сцены» и уделяют онлайн-вер-сиям не меньше внимания, чем их традиционным прототипам.
Так, председатель Комиссии по делам СМИ телерадиокомпаний АРД и ЦДФ, интендант Хессишер Рундфунк (Hessischer Rundfunk — «Гессенское радио») доктор Хельмут Райтце утверждает, что от онлайн-выступлений германских ТРК «люди ожидают того же качества, которое они в течение десятилетий ценят в теле- и радиопрограммах АРД». «Они хотят, — говорит Райце, — чтобы мы преобразовывали наше высококачественное содержание в мультимедийный формат и представляли его в Интернете независимо от времени»1.
Этот комментарий опубликован в рамках онлайн-исследования, проведенного АРД и ЦДФ в 2008 г., которое свидетельствует о растущем потреблении Интернета в Германии. За 2008 г. количество времени, которое взрослый в среднем проводит во Всемирной паутине, выросло до 58 минут (в 2007 г. это время составляло 54 минуты)2.
Потребление Интернета в Германии по-прежнему значительно уступает потреблению традиционных аудиовизуальных СМИ: 225 минут в день средний гражданин ФРГ тратит на телевидение и 186 минут на радио. Но хотя Интернет в жизни германской аудитории занимает только третье место, объемы его потребления имеют тенденцию к росту, тогда как потребление радио и телевидения остается неизменным3.
Кроме того, исследования аудитории в возрасте от 14 до 19 лет показали, что молодые люди ставят Интернет на первое место: в среднем они тратят на него 120 минут в день, на телевидение — только 100, а на радио 97 минут. Важно отметить, что при этом целых 92% от запросов молодежи приходится на мультимедийный контент — просмотр в сети телепередач или видеороликов4.
Таким образом, германские ТРК, как и другие СМИ, уделяют все большее внимание развитию своих онлайн-версий. В случае с общественно-правовыми компаниями необходима разработка базовых принципов их функционирования в Интернете, соответствующих классическим задачам общественно-правового вещания — обеспечению максимально возможной аудитории страны необходимой информацией и удовлетворению ее интересов, производству высококачественного медиапродукта.
1 Zunehmender Medienkonsum: Internetnutzung bei 58 Minuten taeglich. Frankfurt/Mainz, 2008 / www.ard-zdf-onlinestudie.de
2 Ibid.
3 Ibid.
4 Ibid.
В условиях бурного развития онлайновых версий аудиовизуальных СМИ правительства германских земель, в ведении которых находится законодательное регулирование общественно-правового вещания, сочли необходимым принятие нового государственного закона о вещании АРД и ЦДФ в Интернете.
23 октября 2008 г. в Дрездене премьер-министры германских земель подписали соглашение о заключении Двенадцатого Государственного договора о телерадиовещании. Согласно этому договору, все новые интернет-предложения АРД и ЦДФ перед публикацией в сети должны проходить так называемый «трехступенчатый тест» (Drei-Stufen Test). При этом уже имеющиеся онлайн-платформы должны пройти тест до конца 2010 г.5
Трехступенчатая проверка подразумевает следующее: во-первых, она должна установить, насколько медиапродукт соответствует демократическим, социальным и культурным потребностям общества, во-вторых, оценить, какой качественный вклад он вносит в публицистическую конкуренцию, и, в-третьих, установить, каких он требует финансовых издержек. Эта проверка поручается внутренним руководящим органам вещательных компаний — Советам по радио- и телевещанию.
Двенадцатый договор ограничивает период хранения материалов в онлайновых видеоархивах АРД и ЦДФ: все телепередачи и репортажи могут предоставляться на сайте не дольше, чем в течение семи дней, исключение составляют лишь «услуги, имеющие культурно-историческое значение»; материалы о крупных спортивных событиях, таких, как Олимпийские игры или Футбольная федеральная лига, не могут находиться на сайте больше 24 часов.
Весной 2009 г. договор был ратифицирован парламентами земель, одобрен Еврокомиссией, и вступил в силу 1 июня 2009 г. Необходимость законодательного регулирования деятельности АРД и ЦДФ в Интернете его инициаторы объясняют тем, что общественно-правовые компании в сети, как и в эфире, должны играть особую роль — обеспечивать аудиторию программами в духе классических задач радио и телевидения: информировать, просвещать, развлекать, отвечать всем ее потребностям и интересам. Однако этот договор вызвал волну серьезной критики. По мнению многих, он является всего лишь результатом стремления политиков распространить свое влияние на онлайн-СМИ и ведет к установлению цензуры в Интернете.
Надо отметить, что подверженность влиянию партий является одним из основных недостатков общественно-правового вещания
5 Frank F. Neue Internetregeln fuer ARD und ZDF. 23.10.08 / www.focus.de
в Германии. Телевидение и радиовещание находится в ведении парламентов земель и, принимая законы о вещании через свои парламентские фракции, партии решают, какие общественные группы должны быть представлены в советах радиокомпаний. Ясно, что ХДС (Христианский демократический союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) имеют разное представление о том, каким организациям отдавать предпочтение: например, ХДС симпатизирует союзам предпринимателей, а СДПГ — профсоюзам.
Многие журналисты, политические обозреватели и представители оппозиционных партий крайне негативно оценивают идею введения трехступенчатого теста для онлайн-публикаций общественно-правовых компаний. По мнению одного из пяти главных редакторов газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» — ФАЦ («Frankfurter Allgemeine Zeitung» — FAZ) Хольгера Штельцнера, «общественно-правовая экспансия» в Интернет так активно поддерживается политиками не потому, что они беспокоятся о качестве электронных СМИ, а потому, что они «и в Интернете хотят быть в первых рядах, так же как и в управляющих органах АРД и ЦДФ»6.
Вот как пессимистично прокомментировал двенадцатый договор о телерадиовещании один из авторов журнала «Шпигель» («Spiegel»), профессор государственного права доктор Томас Дарн-штет: «Большинство рассчитывает на то, что в будущем можно будет обращаться с неугодными СМИ в сети так же, как сегодня иногда обращаются с земельными ТРК. Их надзорные органы в значительной степени состоят из политиков». По словам Дарнштета, 31 из 77 членов Совета по телевещанию компании ЦДФ являются представителями партий, земельных или федеральных властей, и «едва ли хоть один интендант АРД или ЦДФ не получает телефонных звонков из государственной канцелярии» (администрации премьер-министра)7.
Медиаполитическая обозревательница Гритье Штафельт и член президиума партии «Союз 90/ Зеленые» Мальте Шпитц отметили, что новый закон о телерадиовещании «тормозит АРД и ЦДФ на пути в онлайновый мир». По их мнению, «заковать в кандалы» общественно-правовое вещание — это большая ошибка, так как молодая аудитория в первую очередь использует Интернет для получения информации, и если АРД и ЦДФ недостаточно будут представлены в сети, то у них не будет никаких шансов привлечь молодежь8.
На опасения по поводу того, что трехступенчатый тест угрожает свободе общественно-правового вещания, интендант ЦДФ Маркус
6 Holger S. Staatsauftrag im Internet. 07.06.08 / www.faz.net
7 Darnstaedt R. Vferduennte Freiheit / www.spiegel.de
8 www.infosat.de
Шехтер отвечает, что узкие рамки, в которые поставлено развитие АРД и ЦДФ в Интернете, будут способствовать созданию качественного медиапродукта: «Мы принимаем трехступенчатый тест очень серьезно и при этом не отказываемся от нашей основной задачи: создавать независимые и высококачественные программы»9.
Двенадцатый договор о радиовещании не оставил равнодушными и частные ТРК, а также издателей журналов и газет: все они, разумеется, имеют свои онлайн-версии и опасаются недобросовестной конкуренции в Интернете. Ведь АРД и ЦДФ получают стабильное финансирование за счет абонентской платы, которое составляет более семи миллиардов евро в год, в то время как частные вещатели существуют только за счет доходов от рекламы10.
Издатели печатных СМИ видят для себя определенную угрозу в столь активном внедрении общественно-правовых вещателей в сеть еще и потому, что, публикуя информацию в текстовой форме, АРД и ЦДФ становятся своего рода аналогами онлайн-газет. Новый договор регламентирует работу сетевых текстовых служб вещателей, финансируемых за счет абонентской платы: «Материалы, подобные печатным и не имеющие отношения к соответствующим теле- или радиопередачам, недопустимы». Таким образом, на сайтах АРД и ЦДФ при публикации текстовых сообщений необходимо указание программы, к которой они относятся11.
Ясно, что принятие договора касается не только непосредственно общественно-правовых вещателей, которые должны будут подчиняться новым правилам публикации своих материалов в Интернете, но и всех германских СМИ, которые имеют онлайн-вер-сии, так как вступление этого закона в силу окажет революционное воздействие на весь медиаландшафт в целом.
Доктор Томас Дарнштет охарактеризовал принятие этого закона как «большой взрыв» в истории немецких СМИ. По его наблюдениям, он происходит каждые тридцать лет: первый был в 1948 г., когда оккупационные власти заложили основы общественно-правового вещания в Германии, второй — в 1978 г., когда большинство премьер-министров земель приняли решение о прокладке кабельной сети в германских городах — «большой взрыв», вызвавший к жизни частное телевидение. Еще тридцать лет спустя, в 2008 г., настало время нового «большого взрыва», и им стал Закон о регулировании общественно-правового вещания в Интернете12.
В условиях, когда у каждого СМИ, печатного или аудиовизуального, есть онлайн-версия, телеканалы, радиостанции, газеты
9 Zunehmender Medienkonsum: Internetnutzung bei 58 Minuten taeglich. Frankfurt/Mainz, 2008 / www.ard-zdf-onlinestudie.de
10 Fleschner F. Neue Internetregeln fuer ARD und ZDF. 23.10.08 / www.focus.de
11 Ibid.
12 Darnstaedt R. Vferduennte Freiheit / www.spiegel.de
и журналы оказываются непосредственными конкурентами: они нацелены на одну и ту же аудиторию — пользователей Интернета — и при этом располагают одинаковым набором средств — могут предоставлять информацию в текстовой форме, публиковать аудио-и видеоматериалы, предлагать услуги подкастинга или RSS, заводить блоги, организовывать форумы и т.д.
Именно поэтому другие СМИ хотели бы оказывать влияние на систему регулирования общественно-правового вещания в сети. По мнению Союза германских издателей журналов, в процессе тестирования публикаций должны участвовать не только сами общественно-правовые ТРК. Пока, согласно договору, частные конкурирующие ТРК могут выражать протест в ходе трехступенчатой проверки, но не имеют права остановить процесс13. Интересно, что вопреки требованиям частных вещателей общественно-правовым ТРК не отказали в праве публиковать в сети развлекательные материалы, за исключением лишь «мыльных опер» и телесериалов.
Одна из главных проблем, связанная с вещанием общественно-правовых ТРК в Интернете, которая затрагивает не только конкурирующие СМИ, но и аудиторию, — это проблема финансирования общественно-правовых онлайн-платформ. С тех пор, как АРД и ЦДФ вещают еще и в Интернете, абонентская плата значительно выросла: персональные компьютеры и мобильные телефоны причисляются к приемным устройствам наряду с телевизорами и радиоприемниками.
Размер налога за использование «новейших приемников» — компьютеров и мобильных телефонов, взимаемого Центром сбора взносов GEZ (Gebuehreneinzugszentrale), в настоящий момент составляет 5,52 евро в случае, если «не зарегистрировано никаких традиционных приемных устройств». При этом для GEZ не имеет значения, используются ли приемники для просмотра или прослушивания передач общественно-правовых ТРК: достаточно только возможности их использования с этой целью, т.е. доступа в Интернет14.
Вопрос о том, насколько правомерно взимать абонентскую плату с компьютеров, не получает однозначного ответа в юридической практике. Так, специалист по электронной обработке данных из федеральной земли Гессен подал в суд жалобу, связанную с неоправданно высокой абонентской платой, которую его обязывают платить. В его квартире есть компьютер с доступом в Интернет, который он использует только для работы. При этом он платит налог на телевидение и радиовещание со своего домашнего хозяйства15.
13 Ibid.
14 Gericht bezweifelt Rechtsgrundlage fuer Internet-GEZ-Gebuehr / www.spiegel.de
15 Ibid.
24 ноября 2008 г. административный суд Висбадена (столицы земли Гессен) вынес решение в пользу истца: взимание абонентской платы за использование компьютера, имеющего доступ в Интернет в профессиональных целях, не имеет правового основания16.
Административный суд Мюнстера в октябре 2008 г. освободил от абонентской платы студента, объявив, что наличие персонального компьютера не обязывает его к уплате налога на вещание. Абсолютно противоположное решение по подобному делу принял суд Ансбаха в августе, обязав адвоката платить налог за использование в профессиональных целях компьютера с доступом в Интернет17.
По данным GEZ, в 2007 г. все взносы за использования компьютеров и мобильных телефонов с доступом в Интернет составили более шести миллионов евро.
Развитие онлайн-платформ для общественно-правового вещания в Германии, в сущности, является вопросом выживания. Основной аудиторией традиционного телевидения и радио остается старшее поколение, в то время как молодежь уверенно отдает предпочтение Интернету. Если АРД и ЦДФ не смогут завоевать аудиторию «вьюзеров» — интернет-зрителей (viewser = viewer + user), то их существование вскоре может оказаться нецелесообразным.
Сегодня Всемирная сеть предоставляет пользователям невероятное многообразие информационных источников. Только в немецком интернет-секторе есть более 600 онлайн-версий ежедневных газет, не говоря уже о миллионах развлекательных сайтов, архивов международных журналов, баз данных и многих других услуг18.
«По какому праву, спросит молодежь, GEZ ежегодно собирает с дедушкиного радио абонентские взносы размером более семи миллиардов евро? И кому все еще нужно общественно-правовое телевидение?» — пишет Томас Дарнштет в своей статье «Разбавленная свобода», посвященной анализу двенадцатого договора о телерадиовещании19. Однако GEZ продолжает собирать взносы, и теперь не только с «дедушкиного радио», но и с компьютера внука. При этом право общественно-правовых вещателей функционировать в Интернете на тех же финансовых основаниях, что и в эфире, закреплено в решениях федерального Конституционного суда.
В феврале 1991 г. группы депутатов бундестага обратилась в Конституционный суд с протестом против предоставления телерадиокомпании ВДР — Вестдойчер рундфунк (WDR-Westdeutscher Rundfunk — западногерманское телевидение и радиовещание) обширных полномочий, в частности права производства печатной
16 Ibid.
17 Gericht bezweifelt Rechtsgrundlage fuer Internet-GEZ-Gebuehr / www.spiegel.de
18 Darnstaedt R. Vferduennte Freiheit / www.spiegel.de
19 Ibid.
продукции, содержащей информацию о программах ВДР, сотрудничество с другими компаниями-производителями программ для их последующей продажи и некоторых других. Суд не удовлетворил жалобу и постановил, что Основной Закон ФРГ обязывает общественно-правовое вещание осуществлять «основное обеспечение» (Grundversorgung) радио- и телепрограммами всего населения, что подразумевает «гарантию развития» для общественно-правовых ТРК, в том числе и технического20. В ответ на аналогичные жалобы на слишком большие привилегии АРД и ЦДФ федеральный Конституционный суд также ссылался на «гарантию развития». Ясно, что она подразумевает и право общественно-правовых компаний представлять свою продукцию в Интернете и требовать за это соответствующую абонентскую плату.
Заведующий кафедрой публичного права, народного и европейского права, права СМИ Университета Иоганна Гутенберга в Майнце Дитер Дорр в своем комментарии для газеты «Файненшал таймз дойчланд» («Financial Times Deutschland») признал такое применение права на «гарантию развития» вполне справедливым: «Чтобы выполнять свои задачи, быть телевидением и радиовещанием для всех, АРД и ЦДФ вынуждены пользоваться новыми формами распространения. К ним относится и Интернет...». По мнению Дорра, «гарантия на развитие» — это мостик от традиционных форм вещания к онлайн-предложениям21.
Таким образом, общественно-правовые компании пользуются конституционной поддержкой и очень хорошо защищены с финансовой точки зрения, получая в год семь с половиной миллиардов евро. По словам главного редактора ФАЦ Хельмута Штельцнера, АРД и ЦДФ «бесспорно являются самым дорогим государственным вещанием в мире»22. Несомненно, определение «государственное» здесь не случайно. Однако, несмотря на поддержку власти и денег, общественно-правовое вещание в Германии находится под серьезной угрозой, по крайней мере в том виде, в котором оно существует сейчас.
Большая статья немецкого журналиста и исследователя Тиль-мана П. Ганглоффа, опубликованная в профессиональном журнале «Журналист» («Journalist»), посвящена будущему телевидения: «Речь идет о проблемах существования. Это доказывает ожесточенный спор о вещании АРД и ЦДФ в Интернете»23. Итак, вещание в сети для германских общественно-правовых ТРК — это вопрос
20 www.mediaculture-online.de
21 Dorr D. Gastkommentar. Offentlich-rechtlicher Rundfunk in der digitalen Welt — Ein Modell von gestern? 14.06.2008 / www.ftd.de
22 SteltznerH. Staatsauftrag im Internet. 07.06.08 / www.faz.net
23 Gangloff T.P. Fernsehen von der Stange // Journalist. 2008. N 9. S. 13.
12 ВМУ, журналистика, № 5
177
выживания. Как уже отмечалось, потребление Интернета имеет уверенную тенденцию к росту, в отличие от радиовещания и телевидения, средний ежедневный объем потребления которых год от года почти не меняется или уменьшается.
Весной 2008 г. количество взрослых пользователей Интернета в Германии составило 65,8%. При этом в возрастной группе от 14 до 29 лет — молодое поколение потребителей СМИ, чьи предпочтения скоро будут определяющими для всего медиаландшафта, — доступом во Всемирную паутину пользуется 96%. В возрасте от 30 до 49 лет — 83% людей имеют доступ к Интернету, от 50 до 59 лет — 66%. 29% возрастной группы от 60 до 79 лет являются активными интернет-пользователями24.
Средний ежедневный объем потребления телевидения, радио и Интернета (мин)25
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Телевидение (1) 196 201 198 203 209 214 221 230 231 235 225 225
Радио (2) 175 179 209 205 204 199 195 196 193 186 185 186
Интернет (3) 2 4 8 17 26 35 45 43 46 48 54 58
Выдвижение Интернета на первое место в этом рейтинге в долгосрочной перспективе угрожает не только популярности телевидения и радио, но и их существованию. Такой опасности традиционные СМИ, в сущности, еще никогда не подвергались. «Радио, кино и телевидение после определенной переходной фазы в их развитии пришли к гармоническому сосуществованию... — пишет Тильман Ганглофф. — Но Интернет — это не новое СМИ, это и радио, и телевидение, и кино, и даже газета, иллюстрированный журнал и компакт-диск в одном»26.
В самом деле, до появления Интернета каждое новое средство информации и коммуникации переманивало к себе часть аудитории и пользователей старых средств: радио у печати, телевидение у кино и т.п., но при этом не могло их полностью заменить. Именно поэтому люди так и продолжали читать газеты, слушать радио или ходить в кинотеатры: у каждого из существующих СМИ есть свои неповторимые преимущества. Точнее, они были неповторимыми
24 Zunehmender Medienkonsum: Internetnutzung bei 58 Minuten taeglich. Frankfurt/Mainz, 2008 / www.ard-zdf-onlinestudie.de
25 (1) AGF/GfK ; (2) MA 98/I, MA 99, MA 2000, MA 2001/I, MA 2002/I, MA 2003/I, MA 2004/I, MA 2005/I, MA 2005/II, MA 2006/II, MA 2007/II, MA 2008/I; (3) ARD-Onlinestudie 1997, ARD/ZDF-Onlinestudie 1998—2008 // www.media-pers-pektiven.de
26 Gangloff T.P. Op. cit. S. 13.
до появления и широкого распространения Интернета, который, как говорилось выше, в той или иной степени совместил в себе все СМИ.
Однако это, пожалуй, все же не позволяет нам говорить о грядущей гибели печати, телевидения и радиовещания во Dсемирной паутине. Речь скорее идет об изменении в принципах доставки информации, чем о полном уничтожении традиционных СМИ. «Конец пластинок ни в коем случае не стал концом музыки; музыка просто сменила носитель»27.
Список литературы
Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие СМИ Германии). М., 1999.
Вороненкова Г.Ф., Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: история и современность. М., 2007.
Майн Х. Средства массовой информации Германии. Специальное издание. Берлин, 2000.
Dorr D. Gastkommentar. Öffentlich-rechtlicher Rundfunk in der digitalen Welt — Ein Modell von gestern? 14.06.2008 / www.ftd.de
Fleschner F. Neue Internetregeln fuer ARD und ZDF. 23.10.08 / www.focus.de Gangloff T.P. Fernsehen von der Stange // Journalist. 2008. N 9. Gericht bezweifelt Rechtsgrundlage fuer Internet-GEZ-Gebuehr / www. spiegel.de
SteltznerH. Staatsauftrag im Internet. 07.06.08 / www.faz.net Zunehmender Medienkonsum: Internetnutzung bei 58 Minuten taeglich. Frankfurt/Mainz, 2008 / www.ard-zdf-onlinestudie.de www.ARD.de www.mdr.de
www.mediaculture-online.de
www.media-perspektiven.de
www.rbb-online.de
Поступила в редакцию 25.03.2009
27 Ibid. S. 14.