Научная статья на тему 'Модель общественно-правового вещания в Германии'

Модель общественно-правового вещания в Германии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1610
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ / РЕКЛАМА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РАДИО / СОВЕТ ВЕЩАНИЯ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ / АБОНЕНТСКАЯ ПЛАТА / ЦЕНЗУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальцева Ю. А.

Общественно-правовому телевидению Германии более полувека. Но с середины 1980-х годов электронные СМИ развиваются по дуальной системе, когда наряду с общественно-правовыми (публично-правовыми) существуют частные телеи радиоканалы. В предлагаемой статье исследуются специфические черты общественно-правового вещания Германии и выявляются основные параметры модели немецкого общественного телерадиовещания (финансирование, управление, социальный контроль, программирование и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель общественно-правового вещания в Германии»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.77(094)

Ю. А. Мальцева Челябинский государственный университет

МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВЕЩАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Общественно-правовому телевидению Германии более полувека. Но с середины 1980-х годов электронные СМИ развиваются по дуальной системе, когда наряду с общественно-правовыми (публично-правовыми) существуют частные теле- и радиоканалы. В предлагаемой статье исследуются специфические черты общественно-правового вещания Германии и выявляются основные параметры модели немецкого общественного телерадиовещания (финансирование, управление, социальный контроль, программирование и др.).

Ключевые слова: медиа, общественное вещание, реклама, телевидение, радио, совет вещания, управляющий совет, абонентская плата, цензура.

В мире медиа исторически сложились три ключевые модели организации вещательной сферы - коммерческое, общественное и государственное телевидение и радио. Данные модели имеют различия в вопросах финансирования, контроля, взаимоотношения с обществом, властью, бизнесом. Различны и субъекты, интересы которых отражает та или иная модель телерадиовещания (власть, бизнес, общество) [1].

В первом случае средство массовой информации находится полностью под государственным контролем, коммерческая же модель вещания ориентирована на извлечение прибыли [3]. Общественное (или общественно-правовое) вещание как модель организации СМИ было создано для преодоления недостатков коммерческой и государственной моделей телерадиовещания. Налаживание конструктивного диалога между властью, обществом и бизнесом, установление взаимопонимания между самыми разными социальными группами, сглаживание конфликтов - одни из задач общественно-правовой журналистики.

Согласно пояснительной записке к Типовому закону об общественном вещании, разработанному ЮНЕСКО и международным союзом электросвязи в марте 1998 года, общественным является телерадиовещание: «а) предназначенное для общества; б) финансируемое обществом; в) контролируемое обществом. При этом под "обществом понимается все население страны или региона, которое призвана обслуживать конкретная вещательная организация"» [5].

В работе И. В. Григорьевой «Адаптация службы общественного вещания в новомедийной среде» дается следующее определение: «.. .общественное вещание есть форма организации электронных СМИ, призванная обслуживать потребности социума в информации и аудиовизуальных программах, существующая на деньги аудитории, действующая в рамках демократического законодательства, но не подконтрольная государственным органам власти. В структуру общественного вещания могут входить телекомпании и радиостанции, спутниковые каналы и интернет-сайты, а также любые другие средства массовой информации и коммуникации, которые общественный вещатель сочтет полезными и необходимыми для исполнения совей прямой обязанности -служения обществу» [3. С. 34-44].

Выделим основные параметры модели общественного теле- и радиовещания:

— общественная некоммерческая и негосударственная организация;

— особая социальная миссия (активное участие в экономической, политической, гражданской и культурной жизни, выражение интересов всех социальных групп);

— принцип независимости в информационной деятельности и редакционной политике;

— передачи доступны для всего населения;

— принцип социальной ответственности в программной политике;

— финансируется обществом (абонентская плата);

— управление выборным органом (попечительским советом);

— «деятельность регулируется положением законодательства, разработанным специально для общественного сектора вещания» [2. C. 12-13];

— жесткое регулирование присутствия рекламы.

В Германии 82 миллиона жителей могут принимать 230 общенациональных и региональных каналов. Рассмотрим основные параметры общественно-правового вещания Германии.

Не только холокостом и поражением в войне, но и введением первых телевизионных трансляций вошел в историю Третий Рейх. Регулярные телепередачи в Германии появились в 1929 году. В 1936 году нацисты впервые вели телевизионные трансляции с Олимпийских игр в Мюнхене. А в 1967 году в ФРГ начали транслировать цветную картинку.

Гитлер осознавал огромную власть средств массовой информации и в полной мере использовал их для пропаганды нацистской идеологии. Радиовещание находилось в прямом подчинении рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса (Joseph Göbbels).

После же окончания Второй мировой войны все существовавшие СМИ были распущены. Появилась необходимость развития нового медиапространства ФРГ. Медиасистема новой Германии должна была стать объективной, критичной и независимой.

В 1950 году общественно-правовые телерадиокомпании ФРГ объединились в ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten). «Независимость от политики и денег, по замыслу создателей, должны были оградить СМИ молодого западногерманского государства от каких-либо вмешательств извне. Негосударственный статус общественно-правовых СМИ был, кроме того, прописан в Основном законе ФРГ» [6]. У истоков объединения стояли всего 6 радиостанций, а сегодня ARD - настоящий мультимедийный гигант.

Объединение ARD состоит из 9 земельных телерадиокомпаний, которые готовят программу для 11 телеканалов и 55 радиостанций. ARD насчитывает около 20 тысяч штатных сотрудников. Помимо штатных сотрудников программы ARD готовят свободные журналисты. В 30 странах мира имеются корреспондентские пункты ARD .

«В конце 1950-х годов федеральный канцлер Германии Конрад Аденауэр (Konrad

Adenauer) предпринял попытку создать государственное телевидение, однако Конституционный суд ФРГ не допустил этого. В 1963 году в качестве альтернативы первому общефедеральному каналу Das Erste появился второй общенациональный общественно-правовой канал - ZDF» [6].

Deutsche Welle («Немецкая волна») также является общественно-правовой медиаком-панией, которая начала работать в 1953 году как иновещательная радиостанция, вещающая более чем в 30 странах мира. Сегодня это визитная карточка Германии на 30 языках. «Немецкая волна» ориентируется на внешний, а не на внутренний рынок Германии, поэтому имеет важное преимущество перед другими общественно-правовыми телерадиокомпаниями: «...на нее не распространяются ограничения по использованию аудио- и видеоматериалов на сайте средства массовой информации». Остальные электронные общественно-правовые медиа Германии имеют право делать это лишь в ограниченном объеме.

До начала 80-х годов программы ARD были единственными источниками теле- и радиовещания в Германии. Частные же компании на медиарынке Германии появились лишь в 1984 году.

Немецкое общественно-правовое вещание существует в основном за счет взносов, собираемых GEZ (Gebühreneinzugzentrale) - организацией, занимающейся сбором и распределением взносов (Gebühren) между всеми институтами общественно-правового вещания. Каждый гражданин, пользующийся теле, радиоприемником или компьютером с TV-картой, должен осуществлять взнос. Реклама тоже может являться источником финансирования, но, необходимо отметить, незначительным. «Кроме того, общественные телеканалы Германии (ARD и ZDF) все вырученные от рекламы деньги должны направить на подготовку новых программ или технические инвестиции» [7. C. 113].

Такие теле- и радиоканалы о своей работе обязаны отчитываться именно перед обществом, а не политиками и правительством. Общественный контроль осуществляется через совет по телерадиовещанию (Rundfunkrat).

Rundfunkrat (совет вещания) - общефедеральный орган, осуществляющий контроль за экономической деятельностью общественно-правовых радио и телевидения и обеспечивающий принцип плюрализма в выборе передач.

В совет по радиовещанию должны входить представители всех общественно значимых групп: представители федерального и местных правительств, политических партий, бизнеса, религиозных организаций, а также сфер образования и науки, профсоюзов, инвалидов, иностранцев и др.

Число членов тех или иных групп в составе совета должно соответствовать их значимости в обществе, и их количество определяет бундестаг. Именно вопрос состава совета является источником жарких политических дебатов. Ведь даже неполитические организации в той или иной мере представляют ценности и интересы различных партийных лагерей. Поэтому консерваторы ратуют за увеличение доли представителей бизнеса и церквей, а социал-демократы требуют увеличить квоту для профсоюзов [6].

В обязанности совета по радиовещанию входит избрание административного совета (Verwaltungsrat), который контролирует расход общественных денег и следит за соблюдением законодательно закрепленных «принципов создания программ» (Programmgrundsâtze). К ним, к примеру, относится требование освещать темы с разных перспектив и с учетом различных точек зрения, а также четкое разделение новостей и комментариев.

Другая важная функция совета по телерадиовещанию (Rundfunkrat) - назначение интенданта (Intendant) - по сути, главного редактора теле- или радиоканала. Именно этот человек несет ответственность за редакционную политику СМИ и отчитывается по этому поводу перед советом.

В функционал Управляющего совета (Verwaltungsrat) и интенданта (Intendant) входит постоянное обеспечение конструктивного диалога между общественно-правовыми вещательными организациями и обществом.

Контролирующие функции по отношению к общественному вещанию осуществляют: Aufsichtsgremium (попечительский комитет), состоящий из представителей общественности (партий, которые не могут иметь больше 30 % мест в комитете, профсоюзов, социальных союзов и церквей), и Landesmedienanstalten (комитет по делам СМИ) - организация, контролирующая деятельность частных теле- радиостанций на предмет соответствия их контента нормам законодательства. Кроме того, комитет, финансируемый на средства GEZ, выдает лицензии на вещание.

Немецкие общественно-правовые теле- и радиокомпании должны строить свою программную политику на основе принципа объективности информации, стремиться к удовлетворению интересов различных сегментов аудитории. Должны способствовать доступу граждан к общественной жизни, поощряя их участие в ней.

Общественные телерадиокомпании ARD и ZDF финансово суверенны - СМИ существуют не за счет государства или частных инвесторов, а за счет общественных средств, как правило, за счет абонентской платы пользователей СМИ.

Можно отметить, что погоня за рейтингами не является одной из главных задач общественных медиа. Медиапродукт не имеет ориентацию на чисто коммерческие проекты. Реклама имеет жесткие ограничения:

— запрещен показ рекламных роликов после 20 часов;

— трансляция рекламы запрещена по воскресеньям;

— общее рекламное время составляет 20 минут в день (около 1 % общего времени вещания).

Если говорить о прибыли, которую приносит реклама общественно-правовому медиа, то она составляет порядка 6 % от общего бюджета компании.

Общественно-правовые вещательные компании позиционируют себя как «свободные от давления со стороны политики». Но все же полностью отойти от политики общественно-правовой системе не удается. Телеканалы ARD и ZDF транслируют предвыборные ролики политических партий, которые можно назвать предвыборной агитацией. Общественно-правовые СМИ обязаны обеспечивать зрителей актуальной информацией всех сфер жизни граждан, политической в том числе. Общественно-правовые каналы для соблюдения необходимой дистанции предупреждают, что не несут ответственности за содержание политических роликов.

«В 1993 году канцлер ФРГ Гельмут Коль (Helmut Kohl) заявил, что общественно-правовые СМИ "совершенно выбились из-под контроля" советов по телерадиовещанию. А Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble), который в то время занимал пост председателя фракции ХДС/ХСС, в связи с этим усомнился в целесообразности дальнейшего общественного финансирования ARD и ZDF» [4].

В 1995 году главы правительств Саксонии и Баварии консерваторы Эдмунд Штой-бер (Edmund Stoiber) и Курт Биденкопф (Kurt Biedenkopf) предложили вообще закрыть канал ARD. Однако подобные инициативы вызывают у широкой общественности однозначно негативную реакцию. Существование в стране двух телеканалов, независимых как с политической, так и с финансовой точки зрения, для немцев - гарант плюрализма мнений. Поэтому, предлагая отменить эту систему, политики лишь компрометируют себя.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на критику, независимость от власть имущих и капитала, данная телерадиовещательная модель является проверенным временем фирменным знаком общественно-правовой системы СМИ в Германии.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие [Текст] / Е. Л. Вартанова. - М. : Аспект Пресс, 2003. -336 с.

2. Гладько, А. М. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России : автореф. дис. ... канд. социол. наук [Текст] / А. М. Гладько. - М., 2008. - С. 12-13.

3. Григорьева, И. В. Адаптация службы общественного вещания в новомедийной среде [Текст] / И. В. Григорьева // Вестн. электрон. и печат. СМИ. - 2010. - № 14.

4. Корпоративная совесть вместо цензуры [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - URL : httpy/www.dw.de/корпоративная-совесть-вместо-цензуры/а-1283581.

5. Общественное телевидение в странах мира. Справка [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL : http://ria.ru/ spravka/20111222/523374537.html.

6. Общественные СМИ Германии правительству не подотчетны [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - URL : http://www.dw.de/ общественные-сми-германии-правительству-не -подотчетны/a-2779530.

7. Родионов, М. С. Общественно-правовое радио и телевидение в Германии : структура и функционирование [Текст] / М. С. Родионов // Коммуникация в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с

общественностью : новые подходы». - Воронеж : Фак. журналистики ВГУ, 2006. - С. 113.

8. Lucht, J. Öffentlich-rechtlicher Rundfunk in der Demokratie [Text] / J. Lucht // Aus Politik und Zeitgeschichte. - Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament, 2009. - S. 26-32.

9. Wilke, J. Die zweite Säule des "dualen Systems": Privater Rundfunk [Text] / J. Wilke // Aus Politik und Zeitgeschichte. - Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament, 2009. - S. 12-19.

Bibliografija

1. Vartanova, E. L. Mediajekonomika zaru-bezhnyh stran : ucheb. posobie [Tekst] / E. L. Vartanova. - M. : Aspekt Press, 2003. - 336 s.

2. Glad'ko, A. M. Social'nye uslovija i pred-posylki stanovlenija obshhestvennogo televidenija v Rossii : avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk [Tekst] / A. M. Glad'ko. - M., 2008. - S. 12-13.

3. Grigor'eva, I. V. Adaptacija sluzhby ob-shhestvennogo veshhanija v novomedijnoj srede [Tekst] / I. V. Grigor'eva // Vestn. jelektron. i pechat. SMI. - 2010. - № 14.

4. Korporativnaja sovest' vmesto cenzury [Jelektronnyj resurs] // Deutsche Welle. - URL : http://www .dw.de/korporativnaja-sovest'-vmesto-cenzury/a-1283581.

5. Obshhestvennoe televidenie v stranah mira. Spravka [Jelektronnyj resurs] // RIA Novosti. -URL : http://ria.ru/spravka/20111222/523374537. html.

6. Obshhestvennye SMI Germanii pravitel'stvu ne podotchetny [Jelektronnyj resurs] // Deutsche Welle. - URL : http://www.dw.de/ obshhestvennye-smi-germanii-pravitel'stvu-ne-podotchetny/a-2779530.

7. Rodionov, M. S. Obshhestvenno-pravovoe radio i televidenie v Germanii : struktura i funk-cionirovanie [Tekst] / M. S. Rodionov // Kommu-nikacija v sovremennom mire : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. aspirantov i studentov «Zhur-nalistika, reklama i svjazi s obshhestvennost'ju : novye podhody». - Voronezh : Fak. zhurnalistiki VGU, 2006. - S. 113.

8. Lucht, J. Öffentlich-rechtlicher Rundfunk in der Demokratie [Text] / J. Lucht // Aus Politik und Zeitgeschichte. - Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament, 2009. - S. 26-32.

9. Wilke, J. Die zweite Säule des "dualen Systems": Privater Rundfunk [Text] / J. Wilke // Aus Politik und Zeitgeschichte. - Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament, 2009. - S. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.