всегда адекватно оценивающих последствия своих действий. Так, например, размещение в сети своих фотографий в нетрезвом виде, в нижнем белье или обнаженными, которые в подростковом возрасте кажутся забавными и безобидными, впоследствии могут оказать негативное воздействие на судьбу их владельцев, став препятствием в получении престижной работы, создании семьи и т. д. Одной из характеристик цифровой среды является долговечность хранения информации, поэтому, даже удалив подобные фото (или иную информацию) со своей страницы в социальной сети, ее пользователь не имеет никаких гарантий, что данную информацию не скопировали другие пользователи и что она удалена окончательно.
Осложняет ситуацию тот факт, что старшие поколения зачастую не в состоянии помочь молодым в расстановке правильных приоритетов и поиске грамотного поведения в цифровой среде в силу наличия цифрового барьера, описанного нами выше. Родители фактически оказались не готовыми к тому, чтобы регулировать или, по крайней мере, контролировать поведение своих детей в сети по причине отсутствия соответствующих навыков работы в цифровой среде у значительной части представителей старшего поколения. Имеющая-
ся тенденция подмены социализирующего воздействия семьи сетевым (и цифровым - в более широком толковании) воздействием в дальнейшей перспективе может привести к негативным последствиям и нуждается, на наш взгляд, в активизации поиска возможных путей решения.
Список литературы
1. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М., 1986. 451 с.
2. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вель-цель. М., 2011. 224 с.
3. Максимова, О. А. Преемственность и конфликт поколений в информационном обществе: социологический анализ // Вестн. Казан. гос. технич. ун-та им. А. Н. Туполева. 2010. № 3. С. 210-214.
4. Пэлфри, Дж. Дети цифровой эры / Дж. Пэлфри, У. Гассер. М., 2011. 368 с.
5. Тапскотт, Дж. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все / Дж. Тапскотт,
Э. Уильямс. М., 2009. 392 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 10-13.
М. Н. Маликова
УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКА В СОЗДАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ
Рассмотрены актуальные проблемы приобщения детей и подростков школьного возраста к работе над интернет-проектами, имеющими социальную направленность.
Ключевые слова: социальная реклама, медиабезопасность, мастер-классы, творческие проекты.
В настоящее время все большую актуаль- ной) или автоматической (бессознательной) ность приобретает информационная безопас- оценке с точки зрения ее достоверности и зна-ность детей. В связи с этим необходимо на- чимости для себя. Маленьким же детям, как править все усилия государства и общества на отмечают психологи, свойственно восприятие защиту детей от информации, причиняющей информации без какой-либо ее критической вред их здоровью и развитию. переработки. Детский мозг наиболее активно
Известно, что взрослый человек всю ин- впитывает практически любую информацию, формацию подвергает логической (сознатель- которая может понадобиться ему в будущем.
Лишь в дальнейшем, по мере накопления собственного жизненного опыта и развития логического мышления, воспринимаемая информация начинает подвергаться критическому анализу.
Данный факт делает наше исследование, посвященное возможности участия школьника в создании социальной рекламы для обеспечения его медиабезопасности, более чем актуальным.
На сегодняшний момент используются различные формы контроля массмедиа: 1) государственные; 2) общественные; 3) личностные;
4) педагогические; 5) этические.
На их основании можно наметить возможные пути решения проблемы медиабезопасности школьников.
1. Создание реестра запрещенных сайтов и других, опасных для школьников и взрослого населения, каналов коммуникации (государственный уровень).
2. Самоконтроль медиаресурсов со стороны интернет-провайдеров, редакторов СМИ, контроль общественных организаций.
3. Самообразование каждого индивида в отношении проблемы медиабезопасности, самоконтроль.
4. Медиаобразование взрослого населения и школьников по проблеме медиабезопасности.
5. Введение и реализация этического кодекса коммуникации.
Одним из современных факторов, имеющих прямое отношение к массмедиа, значительно влияющим на поведение ребенка, является реклама. Нижняя возрастная планка целевой аудитории современной рекламы уже снизилась с традиционных 7-9 лет до 3-5 лет. Именно в этом возрасте можно легко привлечь внимание ребенка веселой песенкой, сказочным персонажем, яркими динамичными картинками или многократным повтором рифмованного слогана.
Наиболее опасной для детей является реклама тех товаров, которые считаются атрибутами взрослой жизни. Алкоголь, сигареты, чипсы, взрослые игры, модные вещи, путешествия и прочие товары и услуги, о которых ребенок может пока только мечтать. Такая реклама показывает им привлекательные картины взрослой жизни, в интерьере которой товары так называемого «иррационального спроса» могут занимать центральное место.
Взрослость - вот к чему стремятся все дети. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой [1]. Подражание внешним признакам взрослости - курение, употребление
алкоголя, увлечение компьютерными играми, игра в карты, особый, «взрослый» лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и при этом самые опасные.
Т. В. Драгунова определяет свою позицию в понимании «чувства взрослости» следующим образом: «Новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным центром личности в этот период развития, ее аффективно-потребностным ядром, определяющим содержание и направление социальной активности подростка, систему его социальных реакций и специфических переживаний» [1. С. 391].
Каким образом можно снизить негативное влияние рекламы на ребенка? Одно из направлений решения данной проблемы - участие школьника в создании социальной рекламы.
Социальная реклама - вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества, формирование моральных ценностей [3. С. 10].
Значение социальной рекламы в обществе определяется задачами, которые она решает:
- формирование общественного мнения;
- привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;
- стимулирование действий по их решению;
- формирование позитивного отношения к государственным структурам;
- демонстрация социальной ответственности бизнеса;
- укрепление социально значимых институтов гражданского общества;
- формирование новых типов общественных отношений;
- изменение поведенческих моделей в обществе.
Социальная реклама направлена на достижение благотворительных целей и социально полезных результатов: улучшение криминогенной обстановки в стране; предупреждение распространения наркомании и заболеваний, связанных с ней; побуждение населения к выполнению обязанностей перед государством (воинской обязанности, уплате налогов, соблюдению нормативно-правовых актов, охране окружающей среды) и иные результаты,
связанные с положительным эффектом в общественной жизни.
В нашей стране ежегодно проходит целый ряд конкурсов и фестивалей социальной рекламы, например: «Новое пространство России», «Технологии добра», «Новый взгляд», «Выбирает вся Россия» и др. Во многих конкурсах принимают участие школьники. Общероссийской общественной организацией Молодежный союз экономистов и финансистов Российской Федерации (МСЭФ РФ) на базе Таганрогского института управления и экономики (ТИУиЭ) в течение четырех лет проводится ежегодный Всероссийский Конкурс социальной рекламы. Целью конкурса является, прежде всего, воспитание нравственности, гражданской ответственности молодежи через организацию продуктивного обмена знаниями, опытом, креативными идеями в области социальной рекламы.
Номинации охватывают различные аспекты социальных проблем, решение которых выступает важной частью развития социальных процессов в России: 1) семейные ценности; 2) экология; 3) здоровый образ жизни; 4) национальное достояние; 5) безопасность дорожного движения; 6) милосердие, толерантность; 7) рабочая профессия.
За 4 года в данном конкуре приняли участие около 500 человек, из которых 80 % - школьники от 7 до 17 лет, что демонстрирует достаточно высокий уровень их социальной активности. Проблемы, затронутые школьниками в работах (а это и плакаты, и видеоролики, и эссе), самые разнообразные - это и сложность самоопределения подростков, и невнимание к пожилым людям, и насилие в обществе и семье, и безопасность дорожного движения, и чистота в городе, и судьба детей из детского дома, и культурное наследие России, и бережное отношение к природе, и многие другие темы. География участников обширна: от Дальнего Востока до южных границ и стран СНГ.
Особенность социальной рекламы состоит в том, что в процессе ее создания от авторов требуется понимание и сочувствие рассматриваемой проблеме. Практика показывает, что ответы на вопросы, которые ставит социальная реклама, приходят к людям, прежде всего через личный опыт, через дела и сопереживание. Необходимость изучить и проникнуть в суть социальной проблемы дает школьникам личное понимание предпосылок возникновения социальных затруднений в жизни людей. Вставая
на сторону борцов за здоровый образ жизни, экологический баланс, нравственность и толерантное отношение друг к другу, молодые люди воспитывают в себе необходимые принципы гуманизма. Так рождается гражданская позиция человека, которая способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание ценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый мир во всем мире [3].
К тому же участие в конкурсе дает младшему школьнику и подростку возможность войти в мир взрослых, создает в них уверенность в своей значимости, помогает направить «чувство взрослости» в правильное, с точки зрения социализации, русло.
Основные проблемы участия школьника в конкурсе социальной рекламы состоят в отсутствии опыта создания творческих проектов данного типа, в непонимании рекламной сути создаваемых работ и в незнании всего спектра социальных проблем современного общества.
Для решения данных проблем ТИУиЭ ежегодно проводит ряд мастер-классов для преподавателей школ и потенциальных участников конкурса по обучению технологии создания социальной рекламы. Эти занятия вносят существенный вклад и в медиаобразование школьников (особенно важно в этом отношении понимание ими специфики коммерческой рекламы в сравнении с социальной рекламой). Автор данной статьи разработал для мастер-классов методы и приемы обучения, а также сформулировал принципы создания социальной рекламы.
Школьники совместно с ведущим анализируют примеры социальной рекламы, выражают свое мнение об увиденном, описывают целевую аудиторию рекламы и предполагаемые результаты ее функционирования, находят недостатки рекламы, предлагают свои варианты идей и формы их реализации и т. д. На мастер-классах необходимо уделить внимание следующим моментам:
- специфика социальной рекламы - продвижение не товара или фирмы, а образа жизни;
- социальная реклама должна либо привлечь внимание к назревшим социальным проблемам, либо изменить отношение населения к какой-либо проблеме, либо помочь попавшему в беду человеку пережить горе, изменить свою жизнь к лучшему;
- в процессе создания социальной рекламы необходима максимально точная и конкретная
постановка цели и выбор целевой аудитории (надо понимать, какой человек сможет среагировать на данное сообщение нужным, запланированным заранее, образом);
- обязательное условие социальной рекламы - ее «незагруженность», понятность и максимально быстрое считывание зрителем (психика устроена так, что непонятное и сложное в понимании может отвергаться, когда нет заинтересованности в поиске ответов);
- социальная реклама не должна содержать депрессивные, негативные образы (показывать процессы употребления алкоголя, наркотиков, способы суицида и т. д.), она должна пробуждать в человеке положительные чувства, приводящие к позитивной активности;
- воплощение идеи социальной рекламы зависит от средства ее распространения (необходимо учитывать различные выразительные возможности видеоролика, плаката или радиоролика, а также способы их восприятия целевой аудиторией);
- чтобы создать эффективную социальную рекламу, нужно ответить на три вопроса: что сказать, кому сказать и как сказать (структура и форма обращения), чтобы сообщение было убедительным и имело ожидаемый эффект.
Таким образом, важнейшими результатами участия школьников в создании социальной рекламы являются:
1) осмысление социально значимых проблем современного общества;
2) изменение отношения школьников к проблемам других людей, а также своего поведе-
ния в сторону социально одобряемого и конструктивного;
3) развитие креативного мышления и умений создавать творческий продукт;
4) повышение интереса к творческой деятельности, гражданской активности и самооценки школьников;
5) повышение медиаграмотности школьников и, соответственно, уровня их медиабезопасности.
Можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание актуальной проблеме медиабезопасности в отношении детей, одним из решений которой является участие школьников в создании социальной рекламы. А это требует разработки и внедрения механизмов организации такой работы на государственном уровне.
Список литературы
1. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка : хрестоматия / ред.-сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. 374 с.
2. Клименко, О. А. Социальная реклама как средство формирования гражданской позиции у школьников // Педагогическое мастерство (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М., 2012. С. 172-174.
3. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008. 191 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 13-16.
Ю. А. Мальцева
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВЕЩАНИЯ В ГЕРМАНИИ (ARD И ZDF)
Представлен обзор медиаобразовательных технологий Публично-правовой немецкой телекомпании ZDF (Второе немецкое телевидение) и крупнейшей телерадиокомпании ARD (Объединение публично-правовых радиостанций). Дана базовая информация в области немецкого медиаобразования.
Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, общественно-правовое вещание, медиакритика.