Научная статья на тему 'Медиапросвещение в пространстве дополнительного образования Астраханского региона'

Медиапросвещение в пространстве дополнительного образования Астраханского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / медиапросвещение / Астрахань / медиатехнологии / предпрофессиональная подготовка. / additional education / media education / mediatechnologies / Astrakhan / pre-professional training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

Статья посвящена перспективам медиапросвещения в организациях дополнительного образования Астрахани. Также анализируется дополнительное журналистское образование, организованное для школьников на профильном факультете вуза. Востребованность направлений, связанных с медиатехнологиями, подтверждается возросшим у школьников интересом к информатике, робототехнике, журналистике. Рассматривается разнообразие курсов и кружков по овладению навыками компьютерной грамотности, программированию, предпрофессиональной подготовке будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIAEDUCATION IN THE SPACE OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE ASTRAKHAN REGION

The article is devoted to the opportunities and prospects of media educationin organizations of additional education in the Astrakhan region.It also analyzes additional journalistic education organized for children at the university’s specialized faculty. The era of digital content assumes increased attention to media education of the young generation.The demand of the directionof mediatechnology is confirmed by the growing interest in information technology, robotics and journalism among schoolchildren.The author emphasizes that additional education in the field of media can be classified into pre-professional and mass. The development of digital media projects, Internet-services, social networks, blog platforms, podcasts, video hosting sites and video platforms creates a demand for professionals who own the art of various kinds of digital content. The diversity of courses, circles and sections on computer skills, programming and pre-provessional training of future journalists is considered. The relevance of the study is due to the the potential of new media in the modern education. The function of media education of children in the context of regional media space is very important.

Текст научной работы на тему «Медиапросвещение в пространстве дополнительного образования Астраханского региона»

УДК 070; 37

DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10302

Н. М. Байбатырова

Астраханский государственный университет,

Астрахань

МЕДИАПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА

Статья посвящена перспективам медиапросвещения в организациях дополнительного образования Астрахани. Также анализируется дополнительное журналистское образование, организованное для школьников на профильном факультете вуза. Востребованность направлений, связанных с медиатехнологиями, подтверждается возросшим у школьников интересом к информатике, робототехнике, журналистике. Рассматривается разнообразие курсов и кружков по овладению навыками компьютерной грамотности, программированию, предпрофессиональной подготовке будущих журналистов.

Ключевые слова: дополнительное образование, медиапросвещение, Астрахань, медиатехнологии, предпрофессиональная подготовка.

Специфика медиаобразования и медиапросвещения с точки зрения педагогики связана с особым осмыслением информационной сферы. Медиаобразование должно учитывать тенденции развития современного информационного общества и соответствовать потребностям региона [5. С. 26]. Коммуникационными площадками медиапросвещения выступают как учреждения профессиональной подготовки журналистов, рекламщиков, специалистов 1Т, так и общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования.

«В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы -перехода образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации», - подчеркивает Е. А. Бондаренко, заведующая лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО [1. С. 213]. Дополнительное образование в сфере медиа можно классифицировать на предпрофессиональное и массовое. Предпрофессиональное - связано с задачей помощи определения будущих абитуриентов, массовое - направлено на формирование медиаграмотности у учащейся молодежи и населения в целом [2. С. 37-38]. Организации дополнительного образования зачастую совмещают эти функции.

Эпоха цифрового контента предполагает повышенное внимание к медиаобразованию подрастающего поколения. Исследователь С. К. Ткалич подчеркивает, что «дополнительное образование детей способно обеспечивать образовательный и социальный эффект развития региональной системы образования» [8. С. 105]. В 2017 году было официально зарегистрировано государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного образования «Региональный школьный технопарк» (РШТ). Бурное развитие цифровых медиапроектов, интернет-сервисов, социальных сетей, блог-платформ и сервисов для гражданской журналистики, подкастов, видеохостингов и видеоплатформ создает спрос на специалистов, владеющих искусством создания различного контента (фото, видео, текста, аудио) и мастерством «упаковки» информации в смыслы [9. С. 37]. В РШТ дети разных возрастов занимаются робототехникой, моделированием, программированием, журналистикой. Площадки Регионального школьного технопарка разместились на базе МБОУ СОШ №36, где функционирует Специальный образовательный центр по технологии, а также в Астраханском планетарии, где создан Специальный образовательный центр по астрономии.

Работа Регионального школьного технопарка проходит в нескольких лабораториях, по крайней мере две из которых (лаборатория информационных технологий и студия кинотележурналистики) связаны с задачами медиобразования и медиапросвещения детей, подростков и юношества. В отделении информационных технологий (1Т-академия) школьники овладевают основами объектно-ориентированного программирования на языке СС++, получают ценные практические навыки разработки программного обеспечения, учатся создавать и верстать сайты, знакомятся

с технологиями, используемыми в профессиональных системах. Особо интересными для учащихся являются занятия, на которых они учатся компьютерному SD-моделированию и анимации. Исследователь А. Мурадян называет анимацию «эффективным средством общего медиаобразования» [7. С. 29]. Он подчеркивает: «Обучение компьютерной анимации, которая является современной и весьма актуальной технологией, допускает традиционные, классно-урочные формы обучения с использованием компьютера и иной техники, связанной с созданием и воспроизведением анимации и других медиапродуктов» [7. С. 30]. В IT-академии Астраханского Регионального школьного технопарка дети и подростки создают казуальные игры, работают с базами данных.

Профориентационная работа в учреждениях дошкольного образования связана с тем, что школьники, посещающие кружки и секции по информационным технологиям, журналистике, делают шаг в сторону востребованных профессий. На базе Регионального школьного технопарка функционирует студия медиатехнологий и кинотележурналистики. Учащиеся региональных школ разрабатывают и защищают собственные проекты. Так, под руководством Маргариты Бобровской несколько ребят представили на конференции «School tech Conference» проект «Создание газеты Регионального школьного технопарка».

В конце 2018 года на базе РШТ в Астрахани был открыт первый технопарк «Кванториум». Инновационное учреждение дополнительного образования работает по нескольким актуальным и востребованным направлениям, отдельные из которых (информационные технологии - IT-квантум; технологии дополненной реальности - VR-AR-квантум; робототехника - Robo-квантум) выполняют задачи медиапросвещения детей, подростков и молодежи. Важность медиатехнологий в успешной социализации современных детей и подростков обосновывает в своем исследовании Н. А. Гильмутдинова [4].

Большое внимание в рамках задач детского медиапросвещения уделяется проблемам медиабезопасности. Е. А. Бондаренко отмечает: «Количество информации в сетях увеличивается в геометрической прогрессии. Открытая информационная среда и в самом деле стала серьезной проблемой» [1. С. 213]. «Стоит отметить и тот факт, что многие произведения массмедиа не соответствуют требованиям информационной безопасности по подавляющему числу критериев: ценностно-смысловому, коммуникативному, поведенческому и личностному», - пишет другой исследователь Д. Федорова [10. С. 116]. В феврале 2019 года в «Кванториуме» состоялось мероприятие под названием «День безопасного Интернета». Школьников познакомили с актуальными проблемами, которые могут возникнуть у каждого пользователя. Дети узнали об основных угрозах, таящихся в информационном пространстве: фишинговых атаках, вирусах, социальной инженерии, DDos-атаках. Учащиеся обсудили, как и для чего скрывать личную информацию в социальных сетях, как выбрать надежный пароль для почтового ящика.

Особое направление медиапросвещения - инклюзивное медиаобразование. «В настоящее время ведется разработка и внедрение новейших гуманитарных эффективных технологий в медиаобразование и повышение информативной грамотности общества», - отмечает С. Н. Велитченко [3. С. 144]. 27 февраля 2019 года Региональный школьный технопарк принял участие во II Всероссийском инклюзивном фестивале «Я такой как все», организованном по инициативе ГКОУ АО «Школа-интернат № 1» при поддержке Министерства образования и науки Астраханской области. Свыше 90 детей-участников фестиваля, а также их наставники посетили интерактивные площадки и мастер-классы по направлениям «Виртуальная реальность», «Робототехника», «Тележурналистика».

Автор статьи «Медиаобразование учащихся как условие реализации инновационных идей развития современного общего и дополнительного образования» К. В. Хомутова утверждает, что «актуальная педагогическая проблема - преодоление медиаобразовательной неграмотности школьников» [9. С. 37]. Дополнительное образование школьников в сфере медиа организовано и факультетом филологии и журналистики Астраханского государственного университета. С 2018 года здесь реализуется научно-практический проект «Школа журналистики» для учащихся средних и старших классов, гимназий, лицеев Астрахани и Астраханской области. Кафедра теории и истории журналистики организовала проект, цель которого - способствовать повышению медиаграмотности учащихся городских и областных школ, познакомить детей и подростков с основами журналистской деятельности, сферой рекламы и PR, развивать письменную и устную речь, совершенствовать навыки коммуникации школьников.

Завкафедрой теории и истории журналистики Г. С. Белолипская совместно с сотрудниками кафедры разработала программу, в которую включены тематические блоки, посвященные жанрам и стилям журналистских текстов, интернет-журналистике и социальным сетям, рекламному контенту. Этот медиаобразовательный проект является особым информационным образовательным продуктом, который знакомит детей и подростков со средствами коммуникации и медиа, рассказывает, как они создаются, функционируют, как возникают информационные сообщения и формируется повестка дня, каким образом она может реконструировать действительность.

На занятиях «Школы журналистики» внимание уделяется развитию устной и письменной речи, подготовке к школьным творческим работам. Основное внимание уделено следующим разделам:

1) Основы журналистской деятельности

2) Медиабезопасность

3) Реклама и связи с общественностью

4) Особенности подготовки публикации в сети Интернет

5) Практикум по подготовке к творческой письменной работе (письменная часть ОГЭ, ЕГЭ).

Т. Ю. Ломакина рассматривает медиаобразование как «целенаправленный процесс

познавательной деятельности в медиасреде» [6]. Занятия проводятся в удобное для школьников время в необычном формате: пресс-конференции, брифинги, презентации. Лекционные занятия лишь органично дополняют практику. Наставниками слушателей творческой школы выступают преподаватели кафедры теории и истории журналистики. Мастер-классы проводят студенты и магистранты, обучающиеся по направлению «Журналистика», а также приглашенные специалисты из медиасферы Астраханской области.

На одном из занятий прошлого учебного года в «Школе журналистики» состоялась встреча с астраханскими спортсменами-ватерполистами Михаилом Красновым и Тарасом Мальковым, членами клуба «Динамо» по водному поло. Встреча проходила накануне Зимних Олимпийских игр, обсуждались острые проблемы мирового спорта. Другая интересная встреча была посвящена Дню птиц. Пресс-секретарь Астраханского областного биосферного заповедника Валерия Командикова рассказала о специфике своей работы и пригласила ребят поучаствовать в конкурсе на лучшую публикацию об астраханских пернатых.

Накануне президентских выборов-2018 было проведено занятие «Я - будущий избиратель», где школьники готовили свои вопросы кандидатам в президенты России. Для юных участников мероприятия воссоздали ситуацию пресс-конференции, где каждый журналист должен задать актуальный и интересный вопрос. Особый курс «Медиабезопасность детей и подростков» имел целью предупредить школьников об угрозах, которые могут подстерегать их на просторах Интернета.

Уже можно говорить о первых результатах деятельности «Школы журналистики». Состоялся пробный выпуск учебной газеты «Портфолио» с раздачей тиража авторам и потенциальным абитуриентам факультета филологии и журналистики. Опубликованные материалы учитываются при поступлении в университет на профильное направление. Наиболее отличившимся школьникам производится рассылка персональных приглашений для участия в конкурсах, молодежных форумах, научно-практических конференциях, посвященных журналистике, рекламе и связям с общественностью. По результатам учебного семестра слушатели программы получили итоговый документ - сертификат о прохождении краткосрочных курсов журналистики, который дополнился собственными публикациями в газете «Портфолио».

Первый выпуск слушателей «Школы журналистики» показал востребованность и состоятельность проекта, направленного на медиапросвещение и профессионально-творческое ориентирование астраханских школьников. На протяжении всего срока обучения подростки принимали участие в разнообразных творческих конкурсах. Качество детских работ приятно удивило преподавателей и организаторов конкурсов. Бонусом стало пополнение творческого портфолио школьников.

Таким образом, дополнительное образование может стать важным фактором социально-экономического развития региональной системы образования. А. В. Золотарева называет его «самой гибкой подсистемой, способной обеспечивать непрерывность и преемственность

образования» [5. С. 4]. В настоящее время медиаобразовательные и медиапросветительские программы и проекты в Астрахани направлены на разные возрастные категории подрастающего поколения. Они часто включается в школьные образовательные программы, программы дополнительного профессионального образования, а также разовые тематические проекты и акции.

Список литературы

1. Бондаренко Е. А. Подросток в море СМИ: плыть? бороться? использовать? Региональные аспекты медиаобразования в постиндустриальном обществе // Народное образование. 2015.№ 3. С.213-218.

2. Брутова М. А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2014. 218 с.

3. Велитченко С. Н. Современное медиаобразование: формирование национальной модели // Наука и Мир.2015. Т.2. №11 (27). С. 144-145.

4. Гильмутдинова Н. А. Задачи медиаобразования в обществе знания и информации // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 2. № 1 (2). С. 193-198.

5. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. 300 с.

6. Ломакина Т. Ю. Медиаобразование в системе образовательных стандартов // Медиа. Информация. Коммуникация. 2017. №23.URL: http://www.mic.org.ru/2017g/23-nomer-2017/668-mediaobrazovanie-v-sisteme-obrazovatelnykh-standartov(дата обращения: 20.04.2019).

7. Мурадян А. С. Анимация как эффективное средство общего медиаобразования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 59. С. 27-34.

8. Ткалич С. К. Медиаобразование: интеграция дидактики, информационной эстетики и локализации мультимедийного продукта на основе национально-культурных маркеров // Современные наукоемкие технологии. 2015. №11. С. 105-107.

9. Хомутова К. В. Медиаобразование учащихся как условие реализации инновационных идей развития современного общего и дополнительного образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №6-4 (37). С.37-39.

10. Федорова Д. Медиаобразование как часть образования школьников в устовиях современного информационного общества // Медиаобразование: опыт и перспективы. Материалы секции «Медиаобразование» XXV Всероссийской научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью «Проблемы массовой коммуникации». Воронеж. 13-14 мая 2016 г. Вып. 1. Воронеж: Кварта. 2016. С. 132-135.

MEDIAEDUCATION IN THE SPACE OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE ASTRAKHAN REGION

Baybatyrova N. M., Astrakhan State University, Astrakhan, [email protected]

The article is devoted to the opportunities and prospects of media educationin organizations of additional education in the Astrakhan region.It also analyzes additional journalistic education organized for children at the university's specialized faculty. The era of digital content assumes increased attention to media education of the young generation.The demand of the directionof mediatechnology is confirmed by the growing interest in information technology, robotics and journalism among schoolchildren.The author emphasizes that additional education in the field of media can be classified into pre-professional and mass. The development of digital media projects, Internet-services, social networks, blog platforms, podcasts, video hosting sites and video platforms creates a demand for professionals who own the art of various kinds of digital content. The diversity of courses, circles and sections on computer skills, programming and pre-provessional training of future journalists is considered. The relevance of the study is due to the the potential of new media in the

modern education. The function of media education of children in the context of regional media space is very important.

Key words: additional education, media education, mediatechnologies, Astrakhan, pre-professional training.

References

1. Bondarenko, E. A.(2015). Podrostok v mire SMI: plyt'? borot'sya? ispol'zovat' [Teenager in the sea of media: swim? fight? use? Regional aspects of media education in post-industrial society]. Narodnoye obrazovaniye [Public education], № 3, pp. 213-218. (In Russ.).

2. Brutova, M. A. (2014). Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye [Pedagogy of additional education: study guide]. Arkhangelsk, Northern (Arctic) Federal University of M. Lomonosov, 218 p. (In Russ.).

3. Velitchenko, S. N. (2015). Sovremennoye mediaobrazovaniye: formirovaniye natsional'noy modeli [Modern media education: the formation of a national model]. Nauka i mir [Science and the world], Vol. 2, № 11 (27), pp. 144-145. (In Russ.).

4. Gilmutdinova, N. A. (2015). Zadachi mediaobrazovaniya v obshchestve znaniya i informasii [Tasks of media education in a knowledge and information society]. Elektronnoe obucheniye v nepreryvnom obrazovanii [E-learning in continuing education], Vol. 2, № 1 (2), pp. 193-198. (In Russ.).

5. Dopolnitel'noye obrazovaniye kak faktor razvitiya regional'noj sistemy obrazovaniya: kollektivnaya monografiya (2009). [Additional education as a factor in the development of the regional education system: the team. monograph]. Yaroslavl, YaGPU Publishing House, 300 p. (In Russ.).

6. Lomakina, T. Yu. (2017). Mediaobrazovanie v sistemeobrazovatel'nyhstandartov [Media educationin the system of educational standards]. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya [Media. Information. Communication], 3, available at: http://www.mic.org.ru/2017g/23-nomer-2017/668-mediaobrazovanie-v-sisteme-obrazovatelnykh-standartov (accessed 16.04.2019). (In Russ.).

7. Muradjan, A. S. (2015). Animatsiya kak effektivnoye sredstvo obshchego mediaobrazovaniya [Animation as an effective means of general media education]. Lichnost', semja i obchestvo: voprosy psihologii i pedagogiki [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology], № 59, pp. 27-34. (In Russ.).

8. Tkalich, S. K. (2015). Mediaobrazovaniye: integratsiya didaktiki, informatsionnoy estetiki i localizatsii mul'timediynogo produkta na osnove natsional'no-kulturnykh markerov [Media education: integration of didactics, information aesthetics and localization of multimedia products based on national cultural markers]. Sovremennyie naukojemkije tehnologii [Modern high technologies], № 11, pp. 105-107. (In Russ.).

9. Homutova, K. V. (2015). Mediaobrazovaniye uchashchikhsya kak usloviye realizatsii innovatsionnykh idey razvitiya sovremennogo obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Media education of students as a condition for the implementation of innovative ideas for the development of modern general and additional education]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International research journal], № 6-4 (37), pp. 37-39. (In Russ.).

10. Fedorova, D. (2016). Mediaobrazovanie kak chast' obrazovaniya shkol'nikov v usloviyah sovremennogo informacionnogo obshchestva [Media education as part of education of school children in the modern information society].Mediaobrazovaniye: opytiperspektivy [Media education: experience and perspectives], Vol. 1, Voronezh, Kvarta, pp. 132-135. (In Russ.).

Байбатырова Наиля Мунировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.