УДК 37
И. Г. Катенева
Новосибирский государственный педагогическийуниверситет, Новосибирск
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ» В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)
Статья посвящена анализу принципов формирования контента учебного плана магистратуры «Медиаобразование», а также выявлению содержательных и структурных особенностей подготовки на базе Новосибирского государственного педагогического университета медиапе-дагогов, тьюторов, педагогов дополнительного образования, предметной подготовки и организаторов внеклассной работы, компетентных в области создания и использования мультимедийных средств и медиатехнологий.
Ключевые слова: медиаобразование, профессионально-ориентированное образование, магистратура, подготовка медиапедагогов.
Сегодня медиаобразование является динамично развивающимся педагогическим направлением в системе российского образования, направленным на подготовку нового поколения педагогов к работе в современном информационном пространстве, к созданию и использованию мультимедийных средств в учебном и воспитательном процессах.
В центре внимания современных исследователей оказывается роль медиаобразовательных дисциплин и проектов в процессе обучения школьников [4; 7; 8] и студентов [1; 3; 6; 7]. На периферии изучения остается один из важных элементов подготовки специалистов в области ме-диаобразования -реализация соответствующих магистерских программ, которые либо содержат в своей структуре медиаобразовательный компонент, либо полностью специализируются в этой сфере. Большая часть медиаобразовательных магистерских проектов, реализуемых на данный момент в российском образовательном пространстве, относится к первой категории и, как правило, осуществляется на базе педагогических университетов или классических университетов, занимающихся подготовкой специалистов в сфере медиа.
Такая тенденция характерна не только для российской, но и украинской системы высшего образования. Согласно наблюдениям А. В. Онкович, сегодня активно развивается сегмент магистерских программ, направленных на профессионально ориентированное образование в области медиа: «Речь идет не о "журналистике для всех", а о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов с тем, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с масс-медиа для повышения профессионального уровня, самообразования в течение всей жизни» [2. С. 86].
Концентрация проектов медиаобразовательной подготовки студентов в образовательном пространстве педагогических университетов и выпускающих специалистов в сфере СМИ, характерна и для обучения бакалавров. Так, основываясь на результатах сравнительного анализа учебных программ по медиаобразованию, реализуемых в российских вузах, А. В. Федоров выделил две группы:
- программы для будущих профессионалов в области медиа: журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, киноведов;
— программы для вузов, не ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа: педагогические институты, университеты, институты усовершенствования учителей и переподготовки кадров [6].
Одной из особенностей специализированных магистерских программ по медиаобразованию является симбиоз педагогического и журналистского компонентов. С 2012-го года на базе Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова (МГГУ) функционирует магистерская программа «Медиаобразование» (направление 031300.68 «Журналистика»).
Специалисты кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ в формате заочного обучения готовят магистров журналистики, компетентных в области медиапедагогики, основы которой изучаются в рамках дисциплин «Медиаобразование», «Медиаинформационная грамотность», «Возрастные особенности медиаповедения» и др. В 2015-м году в результате присоединения МГГУ к Московскому государственному педагогическому университету программа «Медиаобразование» прошла процедуру ребрендинга и стала реализовываться в рамках направления 44.04.01 «Педагогическое образование».
По данному направлению подготовка специалистов в сфере медиаобразования (очная и заочная формы обучения) с 2014-го года осуществляется на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Рассмотрим на ее примере специфику реализации профессионального медиаобразования. В качестве цели функционирования магистратуры «Педагогическое образование. Медиаобразование» обозначена подготовка специалистов в сфере медиаобразования, которые способны формировать у разновозрастной целевой аудитории критическое отношение к социальным медиа и массмедиа; использовать их ресурс в рамках основного (дошкольного, школьного, вузовского) и дополнительного образования; создавать разные типы информационных продуктов и организовывать процесс медиатворчества, в том числе в формате школьных и вузовских редакций.
Для достижения данной цели необходимо решить целый набор задач: подготовить новое поколение педагогов к работе в современном информационном пространстве; к восприятию, интерпретации и передаче различной информации; к осознанию последствий ее воздействия на психику и медиаповедение учащихся; к созданию и использованию мультимедийных средств в учебном и воспитательном процессах и др.
В связи с тем, что осуществление указанных задач подразумевает реализацию различных векторов медиаобразовательной деятельности (журналистский, психологический, педагогический) в процессе разработки учебного плана рассматриваемой магистерской программы использовался междисциплинарный и метапредметный подход. Базовая часть изучаемых дисциплин («Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Менеджмент в образовании», «Методология и методы научного исследования» и др.) является классической для магистерских программ направления «Педагогическое образование», так как позволяет систематизировать представления магистрантов о современной педагогике как объекте научного исследования.
Блок обязательных дисциплин вариативной части работает на формирование теоретической и практической базы функционирования медиаобразования как направления в педагогике, связанного с изучением разновозрастной целевой аудиторией закономерностей осуществления массовой коммуникации, функционирования социальных и массмедиа: «Основы медиаобразования», «Методика и технология медиаобразования», «Медиакоммуникация как отражение социальных процессов», «Медиабезопасность», «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования» и др.
Для получения профессиональных медиакомпетенций в сфере разработки и реализации меди-аобразовательных проектов в рамках анализируемой магистерской программы «Медиаобразование» представлены два направления «Интеграция медиаобразования в учебный и воспитательный процессы» и «Функционирование школьных и студенческих массмедиа». Область дальнейшей специализации определяется самими магистрантами в процессе формирования траектории обучения (блок дисциплин по выбору).
Как показал трехлетний опыт работы приемной комиссии, абитуриенты, проявившие заинтересованность в приобретении профессиональных медиакомпетенций в сфере медиаобразования, делятся на две категории.
К первой относятся педагоги дополнительного образования, создавшие юнкоровские кружки и медиастудии, а также учителя школ, гимназий, лицеев, совмещающие предметную подготовку с руководством школьными редакциями и пресс-центрами. Данный контингент обучающихся владеет теорией и практикой современной педагогики, поэтому в первую очередь заинтересован в получении знаний, умений и навыков, связанных с функционированием современных медиа. Формирование соответствующих медиакомпетенций происходит в процессе изучения дисциплин, относящихся к вариативной части учебного плана («Система современных масс-медиа»,
«Организация работы школьного, вузовского пресс-центров», «Творческая лаборатория журналиста школьного, вузовского СМИ», «Основные принципы функционирования школьной телевизионной студии» идр.).
Ко второй категории абитуриентов относятся бакалавры и специалисты в сфере медийных профессий (журналисты, редакторы, издатели), которые имеют отношение к дистанционному медиаобразованию разновозрастной целевой аудитории (создание просветительских медиапро-ектов) или разрабатывают и реализуют медиаобразовательные программы (авторские курсы, серии мастер-классов, школы журналистики, мастерства эфирного выступления и т. п.). Такой тип магистрантов в процессе обучения делает акцент на изучении педагогического аспекта применения современных медиа, который в вариативной части учебного плана представлен в рамках дисциплин «Мультимедийные средства в образовании», «Создание учебных фильмов», «Принципы организации дистанционного обучения», «Разработка и реализация учебной программы спецкурса по журналистике для школьников» и т. д.
Специализация в определенном направлении и векторе реализации медиаобразования также осуществляется в процессе прохождения практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Магистранты НГПУ могут выбирать базу для прохождения практики из широкого круга площадок, в который входят 30 школьных и вузовских пресс-центров Новосибирска; 10 городских центров дополнительного образования; 24 школы, гимназии, лицея, активно использующих медиатехнологии и мультимедийные средства в рамках предметной подготовки учеников и организации внеклассной работы; 50 районных, городских, областных и региональных редакций СМИ, реализующих медиаобразовательные проекты для разновозрастной целевой аудитории. Формирование такой базы для прохождения педагогической и научно-педагогической практики стало возможным в результате объединения ресурсных потенциалов кафедры журналистики и кафедр, отвечающих за реализацию педагогического компонента в образовательном пространстве НГПУ.
В процессе формирования учебного плана магистерской программы ее разработчики должны определить формат с точки зрения направленности обучения: академически-ориентированное или практико-ориентированное образование. Подробно сравнительный анализ этих типов медиаобразования представлен в работе «Актуальные проблемы медиаобразования» [5]. Также И. А. Фатеева выделяет смешанный вид медиаобразования, который получается в результате комбинирования элементов академически-ориентированного и практико-ориентированного.
Подготовка магистрантов, обучающихся по направлению «Медиаобразование» в НГПУ, относится к смешанному типу, что позволяет формировать не только знания основ и принципов реализации медиаобразования, аналитические умения, связанные с применением различных методов исследования медиа, но практические умения и навыки, направленные на разработку и реализацию медиапроектов и медиаобразовательных программ.
Прикладной характер реализации магистерской программы «Медиаобразование» позволяет в течение учебного года вести индивидуальную и групповую работу по созданию образовательных медиапроектов, часть из которых становится объектом исследования в магистерских диссертациях, например «Молодежный пресс-центр "НАС-медиа" как инструмент социализации и адаптации детей, оставшихся без попечения родителей», «Формирование информационного и меди-аобразовательного пространства для юнкоров на базе редакций городских интернет-изданий (на примере электронного журнала "Таймикс")».
В рамках научно-исследовательской работы магистранты проводят практико-ориентирован-ные исследования, посвященные изучению функционирования отдельных сегментов современной системы медиаобразования; разработке учебных программ и элективных курсов по журналистике для юнкоров; созданию авторских проектов и методик использования мультимедийных средств и медиатехнологий в процессе предметной подготовки школьников, организации внеклассной работы, осуществления тьюторства.
В качестве научных руководителей, консультантов и медиатренеров выступают «научно-педагогические работники, обладающие опытом научной работы в сфере медиа, имеющие ученые степени и звания» [5. С. 25], а также практикующие журналисты, работающие в сфере медиапе-дагогики. Такой подход к формированию преподавательского контингента также характерен для смешанной модели профессионального медиаобразования.
По итогам обучения магистранты обладают широким функционалом и могут работать в качестве: 1) педагогов дополнительного образования, предметной подготовки и организаторов внеклассной работы, компетентных в области создания и использования мультимедийных средств и медиатехнологий; 2) медиапедагогов, реализующих медиаобразовательные проекты (медиасту-дии, школы журналистики) и тьюторов; 3) руководителей школьных и вузовских пресс-центров, юнкоровских кружков и объединений; 4) редакторов школьных и студенческих СМИ; 5) научных консультантов и специалистов, занимающихся исследованием вопросов медиабезопасности, ме-диаграмотности, медиакомпетентности, развития критического мышления у разных сегментов целевой аудитории СМИ.
Таким образом, вариативный и кластерный подход в формировании учебного плана магистерской программы «Медиаобразование» позволяет учащимся получить не только качественную теоретическую базу, основанную на систематизированных и фундаментальных знаниях принципов функционирования современной системы медиаобразования, но и специализацию, которая приобретается в процессе осуществления проектной деятельности (участие в разработке и реализации медиапроектов), прохождения производственных практик и защиты практико-ориенти-рованной магистерской диссертации.
Список литературы
1. Левицкая, А. А. Педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов [Текст] / А. А. Левицкая, А. В. Федоров // Медиаобразование. - 2015. -№2,- С. 26-32.
2. Онкович, А. В. Магистратура: профессионально-ориентированное медиаобразование в области медиа [Текст] / А. В. Онкович // Медиаобразование. -2013.-№4,- С. 85-95.
3. Столбникова, Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). [Текст] / Е. А. Столбникова. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. -160 с.
4. Турлик, Л. А. Медиаобразование и технологическая работа с медиатекстом на занятиях со школьниками [Текст] / Л. А. Турлик // Медиаобразование. - 2009. -№2,- С. 77-86.
5. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2015. - 129 с.
6. Федоров А. В. Медиаобразование в педагогических вузах [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - 124с.
7. Челышева, И. В. Формы, методы и приемы организации медиаобразовательного процесса в школе и вузе [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2011. -№ 1.-С. 39-52.
8. Яшуков, В. И., Ердакова Л. Г. Инновационные проекты школьного центра медиаобразования: новые возможности для самореализации школьников [Текст] / В. И. Яшуков, Л. Г. Ердакова // Медиаобразование. - 2010. -№4,- С. 34-36.
THE FEATURES OF PROFESSIONALLY ORIENTED MEDIA EDUCATION (ON THE EXAMPLE ON MAGISTRACY "MEDIA EDUCATION" AT NOVOSIBIRSK
STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)
Kateneval. G., NovosibirskStatePedagogical University, Novosibirsk, [email protected]
Today media education is actively developing pedagogical direction in system of Russian education, which is directed to training ofnew generation of teachers. Methods of media studies such professionals based on practical 'works in modern information space, creation and use of multimedia means in educational process. This article is devoted to the investigation of the peculiar features of professionally oriented media education and to the analysis the role of magistracies "Media education" in organizing education of media teachers. The object of the study is the master program for media education, which is realized at Novosibirsk State Pedagogical University. Substantial and structural features of the curriculum are analyzed in detail. According to the analysis the mixed media education model is base for acquisition of the systematized theoretical knowledge and the professionally oriented media
competences. Technologies of media studies of the magistracy "Media education" at Novosibirsk State Pedagogical University based on implementation of multi-format media education projects, principles ofsubject-subject teaching and immersion method, brainstorming.
Keywords: media education, professionally oriented media education, magistracy, education of media teachers.
References
1. Levitskaya, A. A. and Fedorov, A. V. (2015) Pedagogicheskaya model sinteza mediaobrazovaniya i mediakritiki v protsesse-podgotovki buduschih pedagogov [=Pedagogical model synthesis of media and media criticism in the preparation of future teachers], in: Mediaobrazovaniye [=Media education], no. 2 (46), pp. 26-32. (In Russ.).
2. Onkovich, A. V. (2013) Magistratura professionals orientirovannoe mediaobrazovanie v oblasti media (opyt Ukrainy) [=Magistracy: professionally oriented media education in the field of media (experience of Ukraine)], in: Mediaobrazovaniye [=Media education], no. 4 (39), pp. 85-95. (In Russ.).
3. Stolbnikova, E. A. (2006) Razvitiye kritcheskogo myshleniya sudentov pedagogicheskogo vuza v rotsesse mediaobrazovaniya (na materiale reklamy) [=Development of critical thinking of students of pedagogical higher education institution in the course of media education (on advertising material)], Taganrog, 160 p. (In Russ.).
4. Turlik, L. A. (2009) Mediaobrazovanie i tehnologicheskaya rabota s mediatekstom na zanyatiyah so shkolnikami [=Media education and technological work with the media text on occupations with schoolchild], in: Mediaobrazovaniye [=Media education], no. 2 (20), pp. 77-86. (In Russ.).
5. Fateeva, I. A. (2015) Aktual'nye problemy mediaobrazovaniya [=Topical problems of media education], Chelyabinsk, 129 p. (In Russ.).
6. Fedorov, A. V. (2003) Mediaobrazovanie v pedagogicheskih vuzah [=Media education in pedagogical higher education institutions], Taganrog, 124 p. (In Russ.).
7. Chelysheva, I. V. (2011) Formy metody i priemy organizatsii mediaobrazovatelnogo protsessa v shkole i vuze [=Forms, methods and techniques of organization of media education in schools and universities], in: Mediaobrazovaniye [=Media education], no. 1 (27), pp. 39-52. (In Russ.).
8. Yashukov, V. I. and Erdakova, L. G. (2010) Innovatsionnye proekty shkolnogo tsentra mediaobrazovaniya novye vozmozhnosti dlya samorealizatsii Shkolnikov [=Innovation projects school center for media education: new possibilities for students], in: Mediaobrazovaniye [=Media education], no. 4 (26), pp. 34-36. (In Russ.).
Катенева Ирина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Новосибирский государственный педагогическийуниверситет, Новосибирск.