Научная статья на тему 'Медиаобразование в учреждении дополнительного образования'

Медиаобразование в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1952
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бобровницкая Виктория Юрьевна

Статья посвящена актуальной сегодня теме медиаобразования детей и молодежи. О том, что современные реалии информационная насыщенность, обилие средств коммуникации и возможностей их использования требуют от подрастающего поколения определенной подготовки, говорится уже давно. Автор данного материала предлагает рассмотреть варианты решения задач медиаобразования обучающихся среднего и старшего школьного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бобровницкая Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в учреждении дополнительного образования»

УДК 37

В. Ю. Бобровницкая

Центр детского творчества «Россияне», Ярославль

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной сегодня теме медиаобразования детей и молодежи. О том, что современные реалии - информационная насыщенность, обилие средств коммуникации и возможностей их использования - требуют от подрастающего поколения определенной подготовки, говорится уже давно. Автор данного материала предлагает рассмотреть варианты решения задач медиаобразования обучающихся среднего и старшего школьного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, дополнительное образование, средства массовой коммуникации, информационное общество, дополнительная общеобразовательная об-щеразвивающая программа.

Наступление эпохи информационного общества и глобальное развитие массовой коммуникации предполагает необходимость каждому современному человеку иметь представление об основных аспектах производства и функционирования медиа. По мнению президента факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурского, «знание механизма теле-, радиовещания и других средств массовой информации становится жизненной необходимостью для современного гражданина» [1. С. 21].

Особенно это касается молодёжи, поскольку за ней, как известно, будущее. Именно поэтому в современной педагогике родилась идея и концепция медиаобразования как важной составляющей общего, дополнительного и профессионального образования.

За основу принято определение ЮНЕСКО: «Медиаобразование - направление в образовании с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), с целью формирования культуры общения с медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [6].

Предметом медиаобразования выступает умение обращаться с медиатекстами (печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными) и средствами коммуникации, транслирующими их.

Формирование знаний о современных средствах массовой коммуникации и умений работать с ними, способность адекватно воспринимать информацию СМИ становится важной частью всестороннего образования подростков и молодёжи. В процессе медиаобразования формируется медиакультура современного человека, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру её восприятия. То есть умение понимать и анализировать печатные, устные, аудио и визуальные медиатексты и свободно ориентироваться в современных средствах коммуникации.

В таком контексте медиаобразование - это развитие личности, в плане её способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания в области медиа, заниматься творчеством на стыке техники и живого слова.

Известный российский теоретик медиаобразования А. В. Фёдоров рассматривает педагогическую деятельность в этом направлении как «целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования масс-медиа» [8. С. 35]. Иначе говоря, это организованный и устойчивый процесс обучения как производству масс-медиа, так и грамотному пользованию ими.

Он также выделяет актуальные направления медиаобразования в России: 1) медиаобразование будущих профессионалов сферы социально-культурной деятельности, 2) медиаобразование будущих педагогов и педагогов в процессе повышения квалификации, 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, 5) дистанционное образование с помощью прессы, 6) самостоятельное непрерывное медиаобразование [7. С. 8-9].

Как видим, задача развития современного медиаобразования ставится учёным широко и затрагивает все направления работы как со взрослыми, так и с молодёжью.

Дополнительное образование детей в этом перечне возникает не случайно, поскольку его специфика и предназначение - в развитии общей культуры подрастающего поколения, в том числе и медиакультуры. Поэтому остро ставится вопрос разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, создающих условия для включения подростков и молодёжи в процессы восприятия и создания медиапродукции, развития навыков восприятия информации и умения свободно обращаться с информационными потоками в ходе самостоятельной творческой деятельности.

Такие программы могут эффективно способствовать решению задач медиаобразования старшеклассников средствами дополнительного образования.

С этих позиций в центре детского творчества «Россияне» была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналистика в современном мире», которая представляет собой один из вариантов решения задач включения старшеклассников в процессы обучения в рамках дополнительного образования восприятию и созданию медиапродукции, развитию навыков критического оценивания информации и умения свободно с нею обращаться.

Формирование медиакультуры обучающихся старшего школьного возраста посредством их знакомства с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создания собственной медиапродукции и является целью данной дополнительной общеразвивающей программы.

В ходе реализации программы решаются несколько задач:

— расширить представления обучающихся в области теории и терминологии, языка и форм средств массовой коммуникации;

— научить практическим навыкам создания журналистских текстов в различных форматах и видах медиапродуктов;

— развивать творческий потенциал обучающихся, индивидуальное и критическое мышление, способности к анализу различных медиатекстов, а также стимулировать социальную активность обучающихся;

— активизировать стремление обучающихся к самообразованию в данной сфере и возможному самоопределению;

— создавать психологически комфортную атмосферу, способствующую активизации творческого мышления и социальной активности обучающихся.

Программа направлена на развитие умений обучающихся ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе и владеть различными формами творческого самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий. Она рассчитана на 3 года, ориентирована на обучающихся 14-18 лет.

Основные разделы программы отражают весь спектр современного медиаобразования. Это теория и практика журналистики; интернет как вид современных средств массовой коммуникации; основы деятельности журналиста в средствах массовой информации; реклама в работе средств массовой коммуникации; фотожурналистика; функционирование средств массовой информации в современном мире; система СМИ - каналы, типы, модели; работа над медийным проектом.

В этой связи дополнительная программа «Журналистика в современном мире» реализуется по нескольким направлениям, каждое из которых решает определённые задачи формирования медиакультуры обучающихся.

Первое направление - познавательно-информационное.

Включает в себя освоение обучающимися основ журналистской деятельности в различных видах массовой информации, а также знакомство с общественным предназначением журналистики, технологиями, этикой и психологией журналистской деятельности.

Кроме этого, обучающиеся могут познакомиться со спецификой работы журналиста и теорией журналистики, с обширными творческими возможностями, предоставляемыми современными коммуникационными технологиями.

Место журналистики в современном обществе, история развития средств массовой коммуникации, особенности профессии журналиста, основы журналисткой деятельности, мультимедиа в работе журналиста и специфика интернет-журналистики - эти и многие другие темы поднимаются на занятиях в ходе работы по данному направлению программы.

Через систему бесед, тренингов, упражнений, игровых и творческих заданий, разбора работ и т. д. обучающиеся могут значительно расширить свои представления в области теории и терминологии масс-медиа, принципов работы, языка и форм средств массовой коммуникации.

Второе направление - аналитико-исследователъское.

Оно ориентировано на формирование представлений у обучающихся о феномене масс-медиа в информационном обществе, о многообразии современных средств массовой коммуникации, способах и формах их работы, позитивных и негативных аспектах их деятельности, значении в общественной жизни и влиянии на массовое сознание.

Это направление работы предусматривает активную деятельность в процессе исследования существующих средств массовой информации и наработки личностного опыта обучающихся в интерпретации и осмыслении содержания современных СМИ.

Здесь большое внимание уделяется активным и исследовательским методам: групповому и самостоятельному анализу материалов СМИ, дискуссионным обсуждениям, просмотрам и деловым играм, творческим лабораториям ит.д.

В ходе освоения этого раздела программы обучающиеся изучают, какие существуют виды средств массовой информации, как они взаимодействуют с аудиторией, как определяется содержание и выбор средств передачи информации. Большое внимание уделяется изучению сегодняшнего мира масс-медиа, в том числе молодежных СМИ и своего региона.

Такая работа способствует развитию способности медиавосприятия и критического мышления обучающихся, их умения ориентироваться в потоке информации и оценивать качество и достоверность информационных сообщений.

И последнее, третье направление - творческо-практическое.

Работа здесь заключается в создании условий для приобретения обучающимися практических навыков самостоятельного создания и публикации медиатекстов в различных форматах. Этому способствует применение технологии проектной деятельности, в частности реализация медиао-бразовательных проектов.

Под медиаобразовательным проектом (медиапроектом) понимается медиаобразовательная деятельность, в определённый период времени, направленная на создание конкретного, уникального медиапродукта - газеты, журнала, web-издaния и т. д.

Приоритетной целью медиапроекта является развитие способностей обучающихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационной среде.

В этом направлении основной акцент делается на разработку обучающимися собственных или коллективных медиапродуктов (в зависимости от года обучения) - выпуск газеты, разработка и создание страниц на сайте учреждения, подготовка фоторепортажей и т. д. Таким образом, происходит практическое освоение обучающимися способов поиска информации, создания и тиражирования медиатекстов, в том числе их визуального оформления.

В этой работе комплексно сочетаются различные методы и приемы практической и творческой деятельности, изученные обучающимися в ходе освоения первых двух разделов программы. Образно говоря, происходит настоящее творческое самостоятельное «погружение» в мир современных масс-медиа.

Итак, такая организованная, согласно целям и задачам программы, разноплановая аналитическая, исследовательская и в то же время созидательная продуктивная деятельность содействует активному развитию медиакультуры обучающихся, обеспечивает полноту и качество их медиа-образования.

В ходе и в результате освоения программы обучающиеся получают представление об основных понятиях, принципах и способах работы масс-медиа, учатся разбираться в специфике и психологических аспектах деятельности современных средств массовой коммуникации, тем самым получая способность здраво ориентироваться в мире медиа.

В то же время они осваивают практические навыки работы с медиатекстами, узнают о способах с их помощью передавать собственную позицию, а знание технологии помогает им критически оценивать любые медиасообщения.

Но главное, обучающиеся получают бесценный опыт творческого самовыражения посредством различных медиаресурсов, важные социальные и коммуникативные навыки и проходят определенный путь профессионального самоопределения.

Таким образом, опыт реализации программы «Журналистика в современном мире» показывает, что в условиях дополнительного образования вполне могут решаться задачи развития умений старшеклассников ответственно, творчески и критически адаптироваться в современной информационной среде и владеть различными формами самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий.

Список литературы

1. Засурский, Я. Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования [Текст] / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2005. - Вып. 1.-С. 19-22.

2. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учебное пособие [Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова - М.: Юнити, 2005. - 383 с.

3. Мурюкина, Е. В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы [Текст] / Е. В. Мурюкина. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 200 с.

4. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediagram.ru/.

5. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

6. Федоров А. В. Терминология медиаобразования [Текст] / А. В. Федоров II Искусство и образование. - 2000. -№2,- С. 35-44.

7. Федоров, А. В. Медиаобразование: история и теория [Текст] / А. В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2015.-450с.

8. Федоров, А. В. Основные теоретические концепции медиаобразования. [Электронный ресурс] / А. В. Федоров, А. А. Новикова. - URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=514690&soch=l (дата обращения: 04.11.2002).

MEDIA EDUCATION IN THE INSTITUTION ADDITIONAL EDUCATION

Bobrovnitskaya V. Yu., Centre ofchildren's art «Russians», Yaroslavl, [email protected]

The article is devoted to a topical subject today media education of children and youth. That contemporary realities - information saturation, an abundance of means of communication and opportunities for their use - requires some preparation of the younger generation, says a long time ago. The author of the material suggested that solutions to the challenges of media education of students of middle and senior school age under conditions ofinstitutions of further education.

Keywords: media, mediakul'tura, additional education, mass communications, information society, more comprehensive obshherazvivajushhaja program.

References

1. Zasurskij, Y. N. (2005) Mediasistemy XXI veka i novaya filosofiya zhurnalistskogo obrazovani-ya [=Media systems of the twenty-first century and the new philosophy ofjournalistic education text], in: Informacionnoe obshchestvo ^Information society], ISS, no. 1, pp. 19-22. (In Russ.).

2. Kalmykov, A. A. and Kohanova, L. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Online journalism text], Moscow, 383 p. (In Russ.).

3. Murjukina, E. V. (2006) Mediaobrazovanie starsheklassnikov na materiale pressy [=Media education high school students on the material of the press text], Taganrog, 200 p. (In Russ.).

4. Portal «Informacionnaya gramotnost 'i mediaobrazovanie dlya vsekh» [=Portal of information literacy and media education for all], avaitable at: http://www.mediagram.ru/, accessed 23.12.2016. (In Russ.).

5. Fateeva, I. A. (2007) Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii: monografiya [=Media education: the theoretical basis and practice of realization: monograph text], Chelyabinsk. (In Russ).

6. Fedorov, A. V and Novikova, A. A. (2002) Osnovnye teoreticheskie koncepcii mediaobra-zovaniya [=Basic theoretical concepts of media education], available at: http://viperson.ru/wind. php?ID=514690&soch=l, accessed 04.11.2002. (In Russ.).

7. Fedorov, A. V. (2015) Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya [=Media education: history and the-orytext], Moscow. (In Russ.).

8. Fedorov, A. V. (2000) Terminologiya mediaobrazovaniya [=Media education Terminology text], in: Iskusstvo i obrazovanie [=Art and education], no. 2, pp. 35-44. (In Russ.).

Виктория Юрьевна Бобровницкая - методист, педагог дополнительного образования, МОУ ДО Центр детского творчества «Россияне», Ярославль.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.