Научная статья на тему 'О возрастающей роли медиаобразования при работе с детскими СМИ'

О возрастающей роли медиаобразования при работе с детскими СМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТСКИЕ СМИ / МЕДИАЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бльох Елена Александровна

Эта статья о степени разработанности проблемы медиаобразования в России в целом, а также при работе с детскими СМИ. Автор определяет список медиакомпетенций для учащихся, которые изучают основы медиаграмотности на занятиях пресс-центра в школе. Также в статье вы можете найти список и адреса веб-страниц ассоциаций и организаций, которые занимаются медиаобразованием в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бльох Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возрастающей роли медиаобразования при работе с детскими СМИ»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

Е. А. Бльох

О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СМИ

Эта статья о степени разработанности проблемы медиаобразования в России в целом, а также при работе с детскими СМИ. Автор определяет список медиакомпетенций для учащихся, которые изучают основы медиаграмотности на занятиях пресс-центра в школе. Также в статье вы можете найти список и адреса веб-страниц ассоциаций и организаций, которые занимаются медиаобразованием в России.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, детские СМИ, медиацентры.

На дворе XXI век - информационная эпоха. Ежедневно нам приходится отбирать информацию из источников медиа самостоятельно. И никогда еще так остро не стояла проблема поиска правдивых источников, как сегодня. Как научить современного ребенка свободно и безопасно ориентироваться в информационном пространстве? Как обезопасить его пребывание в интернете? Как научить делать правильный выбор? На эти вопросы отвечает новое течение в образовании - медиаобразование.

Степень разработанности проблемы достаточно высока. Опубликовано сотни статей на тему медиаобразования, написаны десятки диссертаций, разработаны учебные пособия (Е. Л. Вартанова, Г. Ф. Вороненкова, А. М. Гладько, И. В. Григорьева, И. М. Дзялошинский, М. А. Дубовер, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, А. П. Короченский, Б. Н. Лозовский, Б. Я. Мисонжников, Ю. Я. Орлов, С. С. Распопова, С. И. Симакова, В. В. Тулупов, А. А. Чесанов; Е. А. Бондаренко, И. В. Жилавская, Л. А. Иванова, В. Л. Колесниченко, А. А. Левицкая (Новикова), Ю. А. Мальцева, Г. В. Михалева, А. А. Морозова, Е. В. Мурюкина, Т. И. Мясникова, А. В. Онкович, С. Н. Пензин, К. Э. Разлогов, И. А. Фатеева, А. В. Федоров, Е. И. Худолеева, С. Б. Цымбаленко, И. В. Челы-шева, А. В. Шариков). В Британии медиаобразование в своих трудах разрабатывали C. Bazalgette,

D. Buckingham, A. Hart, L. Masterman и др.; в Германии: S. Aufenanger, B. Bachmair, S. Blumeke, H. Niesyto и др.; во Франции: E. Bevort, J. Gönnet, G. Jacquinot и др.; в Канаде: B. Duncan, J. Pungente, C. Worsnop и др.; в США - D. Considine, R. Kubey, R. Hobbs, A. Silverblatt, K. Tyner и др.

В монографии, выполненной под руководством А. В. Федорова, «Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность», написанной в 2012 году, рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами, также проводится анализ количества диссертаций на тему медиаобразования, рассматриваются различные модели медиаобразования. [13]

В России более 20 лет существует Ассоциация, объединяющая медиапедагогов России (http:// www.edu.of.ru/mediaeducation). С 2005 года Ассоциация выпускает всероссийский журнал «Медиаобразование» (под редакцией А. В. Федорова при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и других организаций; периодичность - 4 номера в год, выходит печатная и интернет-версия, все тексты журнала доступны на сайтах Ассоциации). По всей России создаются медиацентры.

В статье А. В. Федорова «Московские научно-образовательные центры в области медиапеда-гогики: сравнительный анализ» была проанализирована деятельность научных образовательных центров г. Москва [11]. Только в Москве их пять: лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования (доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. Усов (1974-2000), кандидат педагогических наук Л. М. Баженова (2000-2011)); лаборатория медиаобразования и технических средств обучения Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (доктор педагогических наук, профессор Л. П. Прессман (1965-1993), доктор педагогических наук, профессор Л. С. Зазнобина (1993-2000), доктор педагогических наук, профессор А. А. Журин (2000-2004), кандидат педагогических наук

E. А. Бондаренко (2004 - настоящее время)); городская экспериментальная площадка «Медиао-

бразовательные технологии и новые формы обучения в современном образовательном учреждении» лаборатории координации экспериментальных исследований Центра общих проблем среднего образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (кандидат педагогических наук С. И. Гудилина); факультет журналистики Московского государственного университета; региональная общественная организация ЮНПРЕСС (доктор филологических наук, профессор Е. Л. Вартанова).

В статье А. А. Левицкой «Региональные научно-образовательные центры европейской части России в области медиапедагогики: сравнительный анализ» были проанализированы региональные научно-образовательные центры европейской части России в области медиапедагогики: Тверская школа кинообразования (кандидат искусствоведения, профессор О. А. Баранов.); киновидеоцентр им. В. М. Шукшина (кандидат искусствоведения, доцент С. Н. Пензин); НОЦ «Меди-аобразование и медиакомпетентность» (доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров); Центр медиаобразования (в коллективе нет явных лидеров уровня О. А. Баранова, Л. С. Зазноби-ной, С. Н. Пензина или Ю. Н. Усова.) (http://www.mec.tgl.ru) [2].

В статье А. В. Федорова «Научно-образовательные центры Урала и Сибири в области медиапедагогики: сравнительный анализ» представлены следующие школы: Региональный центр медиаобразования (кандидат социологических наук А. Р. Кантор) (http://www.omo-ps.ru); Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования (доктор культурологии, профессор Н. Б. Кириллова) (УрЦММ http://www.urfomediacenter.ru); Южно-Уральский Центр медиаобразования (кандидат исторических наук Л. П. Шестеркина, кандидат юридических наук, А. В. Минбалеев, кандидат политических наук Е. П. Соколова); Межрегиональный центр «Томск-Медиа» (кандидат филологических наук И. В. Жилавская) (http://tiit.tomsk.ru); медиао-бразовательный центр при кафедре педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (кандидат педагогических наук Л. А. Иванова); кафедра кино / фото / видеотворчества Омского государственного университета (Н. Ф. Хилько, доктор педагогических наук, и Н. А. Быкова, заведующая кафедрой); НОЦ «Пермская синематека» (П. А. Печенкин, известный российский режиссер) (http://www.permcinema.ru/news/text/ ?id=240) [12].

Помогают развивать медиакомпетенции учащихся региональные медиацентры. Так, в Челябинской области создан городской школьный медиацентр (https://vk.com/scholl_media_74), также существует информационный портал юных журналистов Челябинской области (http://chip74.ru/). В Челябинске, на базе ЧелГУ, ежегодно проходит международный конкурс профессионального мастерства медиапедагогов ImPRO, который объединяет опыт педагогов по развитию медиаком-петенций у учащихся. В скором времени выйдет сборник программ, представленных на конкурс. Это практические модели реализации курса медиаобразования в школах и центрах детского творчества. Также ежегодно в Челябинской области проходят конкурсы по журналистике «Nota-bene» - МБУДОД ЦТРиГО «Перспектива», «Жираф-СМИ» - ЮУрГУ, «Юнга+» - ЧелГУ, «Журналина» -Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», ежегодный слет детских СМИ «Журмикс» - ДПШ им. Крупской. На базе ЧелГУ открыта школа медиагра-мотности для педагогов и учащихся, где каждый желающий может посетить занятие по определенным медиатемам. Такие сообщества играют важную роль в формировании медиакомпетенций учащихся, помогают методически, мотивируют учащихся на получение медиаобразования [6].

В статье С. И. Симаковой описан опыт работы ЧелГУ по формированию медиакомпетенций у школьников. В университете ведется планомерная работа, накоплен огромный опыт, который способствует качественному развитию медиаобразования в г. Челябинске и Челябинской области [8]. Необходимо отметить, что оказывается колоссальная поддержка детским СМИ г. Челябинска кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ как в проведении занятий с учащимися, так и при разработке программ медиаобразования в школах. Накопленный опыт позволяет применять технологии работы с детьми по формированию медиакомпетенций на занятиях школьного пресс-центра и повышать уровень знаний учащихся.

Что такое медиаобразование? В Российской педагогической энциклопедии сказано, что меди-аобразование (англ. Media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в

современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [18. C. 555].

Согласно определению, данному ЮНЕСКО в 2002 году, «медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиао-бразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека».

В словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпе-тентности «Медиаобразование (media education) рассматривается, как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, интернета» [15. C. 25].

Ю. А. Мальцева в своей диссертации не делает различий между понятиями медиаобразование и медиакомпетенция и понимает это понятие как «не только способность грамотного, уверенного общения с медиа, но и социальная дееспособность потребителя медиаинформации. Соответственно, речь идет не только о технических навыках, а, в той же мере, о степени осознания общественных проблем, без чего невозможны критическая оценка и глубокий анализ медиатекстов» [3. C. 20-21].

Классификацией медиакомпетентностей за рубежом занимались Дж. Поттер, С. Дж. Бэрэн, В. Вебер. В России преуспели в этой области Н. И. Генедина, А. В. Федоров.

Для развития медиакомпетенций используются различные методы и формы работы с учащимися, которые описаны в десятках статей на тему медиаобразования: С. И. Симакова [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10], И. В. Челышева [16; 17], Л. С. Зазнобина [1] и др.

В педагогической практике в работе с учащимися в рамках школьного пресс-центра «Вли-цее» наибольший интерес для нас представляет монография А. В. Федорова «Развитие медиаком-петентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [14]. В данной работе рассматриваются вопросы развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза в контексте общих проблем медиаобразования и медиаграмотности. В ней же можно найти сравнительный анализ понятия медиакомпетентности и предлагается классификация показателей этого термина. Классификация, которую предлагает ученый, укладывается в семь показателей. И каждый можно оценить по трем уровням - низкий, средний, высокий. Мы предлагаем познакомиться с высоким уровнем медиакомпетентности. Для личности, обладающей высоким уровнем медиакомпетентности присущи следующие характеристики:

1) мотивационного показателя: широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, гносеологических, гедонистических, интеллектуальных, психологических, творческих, этических, эстетических мотивов с медиа и медиатекстами, включающих:

— выбор разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;

— стремление получить новую информацию;

— стремление к рекреации, компенсации развлечению (в умеренных дозах);

— стремление к идентификации, сопереживанию;

— стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры;

— стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;

— стремление к художественным впечатлениям;

— стремление к философскому / интеллектуальному, этическому, эстетическому спору /диалогу с создателями медиатекста, к критике их позиции;

— стремление научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов;

2) контактного показателя: частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;

3) информационного показателя: знания большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;

4) перцептивного показателя: отождествление с автором медиатекста при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации (кроме наивного отождествления действительности с содержанием медиатекста), то есть способность соотнесения с авторской позицией, которая позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета, восприятия авторской мысли в динамике звукозрительного образа, синтеза мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях;

5) интерпретационного / оценочного показателя: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления. Анализ медиатекстов на основе способности к медиавосприятию, близкому к «комплексной идентификации», способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимание, интерпретация (трактовка), предполагающая сравнение, абстрагирование, индукцию, дедукцию, синтез, критическую оценку авторской концепции в контексте структуры произведения, историческом и культурном контекстах (при этом выражается аргументированное согласие или несогласие с авторской позицией создателей медиатекста, критическая оценка моральной, эмоциональной, эстетической, социальной значимости медиа-текста, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры/виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т. п.). В целом обнаруживается критическая автономия личности, ее критический анализ медиатекста основан на высоких уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей.

6) практико-операционного показателя: практические умения самостоятельного выбора, создания / распространения медиатекстов (в том числе - созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;

7) креативного показателя развития медиаграмотности аудитории: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [14. С. 485-486].

Как отмечает сам А. В. Федоров, «.. .без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным» [14. С. 23].

Медиаобразование все больше вводится в школах как обязательный предмет. Но пока никто не может сказать, какая форма работы с учащимися более действенна - внедрение повсеместно курса медиаобразования или частичное его интегрирование в образовательные предметы. И какую роль в медиаобразовании оставляют все-таки школьным объединениям СМИ?

По сути, школьные СМИ выполняют информационную, пропагандистскую, просветительскую, развлекательную, обучающую функции. В работу школьных СМИ включены не только учащиеся, которые создают медиапродукты, но и все, кто их читает, смотрит или слушает. Так, только в ноябре 2015 года, в газете школьного пресс-центра «Влицее» было опубликовано две статьи, затрагивающие проблемы медиаобразования: «Давайте поговорим о социальной сети Вкон-такте», «Безопасность в интернете - советы блоггера» (https://vk.com/doc-46455248_437083925). В сети Вконтакте в группе пресс-центра ежедневно выкладываются новости, связанные не только с событиями в лицее, но и актуальные новости нашего региона, страны и мира со ссылкой на источники (https://vk.com/gazetalicey88).

Учащиеся, которые занимаются в пресс-центре, создают медиапродукты, используя данные из разных источников, и задача педагога заключается в том, чтобы научить их отбирать информацию, проверять ее, опираясь на факты. Умение учащихся ориентироваться в жанрах журналистских текстов, умение грамотно писать, умение работать с программами верстки, монтажа, дизайна - все эти навыки усваиваются с опытом, приобретенным на занятиях пресс-центра. Не стоит также забывать о социальной активности учащихся, которая необходима для того, чтобы соответствовать высокому уровню медиакомпетентности. Умение общаться с собеседником, брать

интервью, умение провести социологический опрос не только «горячих» контактов, но и «холодных». Не каждый отважится на такой «подвиг». А чтобы создать любой медиапродукт необходимо уметь «договориться» с источником информации о предоставлении сведений. Ведь это не только интернет или книги, это люди, которые окружают учащихся. Именно поэтому мы предлагаем добавить к показателям медиакомпетентности коммуникативный показатель, в который мы включаем умение общаться с человеком или группой людей с целью получения информации, ее переработки и интерпретации. Это, на наш взгляд, важное качество для любого современного человека.

Неважно, планирует ли учащийся поступать на факультет журналистики после окончания школы или выберет другое направление для развития. Важно то, что навыки, которые ребенок приобретает при работе в детских СМИ, несомненно, пригодятся в жизни. Умение ориентироваться в потоке информации, анализировать, создавать медиапродукт найдет применение в любой профессии. Кроме того, происходит раскрытие творческого потенциала учащегося и развитие его лидерских качеств, которые так необходимы для социализации личности.

Мы считаем, что высоких результатов в формировании медиакомпетентностей возможно достичь только в рамках участия в детских СМИ, либо на специальном образовательном курсе в школах. Но необходимо ли, чтобы все были журналистами? Какие технологии применять для аудитории, незамотивированной получать такого рода знания? Хотя учащиеся, которые занимаются в детских СМИ, имеют явное преимущество в ориентировании в современном информационном пространстве перед подростками, которые не умеют создавать медиапродукты, не участвуют в медиафестивалях, не посещают занятия на факультете журналистики, не разрабатывают и не реализуют социальные проекты в рамках своего СМИ. Воспитанники детских СМИ обладают высокой социальной активностью и способностью менять мир к лучшему.

Остается спорным один момент. Кто должен соответствовать высокому уровню медиаком-петенций? Каждый учащийся российской школы? Если так, то необходимо ли уметь каждому учащемуся создавать медиапродукты, чтобы свободно ориентироваться в информационном пространстве, уметь отбирать информацию и использовать ее. Уметь обезопасить себя от негативной информации? Необходимо ли «знание большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации», чтобы «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику...» [18. С. 555]?

Так или иначе, происходит возрастание роли медиаобразования в работе школьных СМИ. Газета должна существовать не ради газеты. Школьные СМИ сегодня являются своеобразными мостиками между глобальными целями медиаобразования и участниками образовательного процесса. На сегодняшний день именно школьные СМИ ближе всех к «народу», и остается главная проблема на пути к «высоким» целям - донести необходимость медиаобразования до руководителей детских объединений. Научить грамотно подходить к разработке планирования и включать в программу работы школьных СМИ не только создание медиапродукта, но и вопросы медиа-образования в целом. Показать возможность использования ресурсов медиацентров, которыми разработано немало моделей медиаобразования.

Список литературы

1. Зазнобина, Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования [Текст] / Л. С. Зазнобина // Медиаобразование. - М.: Изд-во Моск. ин-та повыш. квалиф. раб-в образ., 1996. - С.72-78.

2. Левицкая, А. А. Региональные научно-образовательные центры европейской части России в области медиапедагогики: сравнительный анализ [Текст] / А. А. Левицкая // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 7. - С.60-81.

3. Мальцева, Ю. А. Медиобразовательная деятельность медапредприятий Германии (на примере вещательных компаний): дис. .канд. фил. наук [Текст] / Ю. А. Мальцева. - Челябинск, 2015. - 164 с.

4. Симакова, С. И. Университет как медиаобразовательное пространство [Текст] / С. И. Сима-

кова // Молодежь и медиа. Экология медиапространства : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. - С. 431-441

5. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетенций школьников: взаимодействие педагогов и журфаков [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразование 2013: сб. трудов Междунар. форума конференций «Медиаобразование 2013». - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. -С.249-255.

6. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 22 (313). - С. 160-165

7. Симакова, С. И. Школа медиаграмотности: опыт работы [Текст] / С. И. Симакова // Меди-акультура в контексте современного мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МедиаПресс, 2013. - С. 77-79.

8. Симакова, С. И. Роль университетов в развитии медиаобразования [Текст] / С. И. Симакова // Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ / сост. и науч. ред. Д. Л. Стров-ский, О. В. Ильина - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2014. - С. 190-193.

9. Симакова, С. И. Социальное партнерство вуза и школьных СМИ при формировании ме-диаграмотности школьника [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразование в Российских школах: новые концепции и подходы. - М.: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. -С. 58-60.

10. Симакова, С. И. Организация работы по формированию медиаграмотности подростков [Текст] / С. И. Симакова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики; Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть II. - Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2014. - С. 299-307.

11. Федоров, А. В. «Московские научно-образовательные центры в области медиапедагоги-ки: сравнительный анализ [Текст] / А. В. Федоров // Дистанционное и виртуальное обучение. -2010. - № 6. - C.51-75

12. Федоров, А. В. Научно-образовательные центры Урала и Сибири в области медиапедаго-гики: сравнительный анализ [Текст] / А. В. Федоров // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 8. - C.15-42.

13. Федоров, А. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетент-ность».[Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, В. Л. Колесни-ченко, Г. В. Михалева, Р. В. Сердюков. - М.: МОО «Информация для всех», 2012. - 614 с.

14. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.[Текст] / А. В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

15. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиакомпетентности. [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог.гос. пед. инта, 2010. - С. 25.

16. Челышева, И. В. Влияние современных масс-медиа на здоровье и развитие подрастающего поколения [Текст] / И. В. Челышева // Образование. Медиа. Общество. - 2008. - № 3. - С.14-18.

17. Челышева, И. В. Теория и история российского медиаобразования. Учебное пособие. [Текст] / И. В. Челышева. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 206 с.

18. Шариков, А. В. Медиаобразование [Текст] / А. В. Шариков // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. - Т. 1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- С. 555

E. A. Bljoh

INCREASING ROLE OF MEDIA EDUCATION WHEN WORKING WITH CHILDREN'S MEDIA

This article is about the extent of a problem of media education generally in Russia and also in working with children's media. The author shows the list of media literacy for children who are studying the foundation media education on press - center media classes at school. It also includes the list of media education literature and addresses of websites of the associations and organizations for media educationin Russia.

Keywords: : media education, media literacy, children,s media, media centers.

References

1. Zaznobina, L.S. (1996) Standart mediaobrasovania, integrirovannogo v gumanitarnie i estest-vennonauchnie discipline nachalnogo obshego i srednego obshego obrazovania [=Standart of media education integrated in humanitarian and science disciplines of primary and secondary education], in: Mediaorazovanie [=Media education], Moscow, pp. 72-78 (In Russ.).

2. Levickaya, A. A. (2010) Regionalnie nauchno-obrazovatelnie centri evropeyskoy chasti Rossii v oblasti mediapedagogiki: sravnitelniy analiz. [=Regional science-educational centers of European part of Russia in mediaeducation area: comparing analysis], in: Distancionnoe i vertualnoe obuchenie [=Distance and virtual education], no. 7, pp. 60-81. (In Russ.).

3. Malceva, Y. A. (2015) Medioobrazovatelnaya deyatel'nost mediapredpriyatiy Germanii (na primere veshatel'nih kompaniy): dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk [=Mediaeducation activities of German mediaorganizations (on the broadcasting companies example): thesis for candidate of science degree], Chelyabinsk, 164 p. (In Russ.).

4. Simakova, S. I. (2012) Universitet kak medioorazovatel'noe prostranstvo [=University as me-dioeducation field], in: Molodioj i media. Ekologia mediaprostranstva: materiali II Mejdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [=The youth and media: The matters from the II International conference], Moscow, pp.431-441. (In Russ.).

5. Simakova, S. I. (2013) Formirovanie mediacompetenciy shkolnikov: vzaimodeystvie pedagogov i jurfakov [=Formation pupil's media literacy: cooperation school teachers with journalism faculties],^: Mediaobrazovanie 2013: sbornik trudovMejdunarodnogo foruma konferenciy « Mediaobrazo-vanie 2013» [=Mediaeducation 2013], Moscow, pp. 249-255. (In Russ.).

6. Simakova, S. I. (2013) Formirovanie mediakompetentnosti v sisteme vuzovskogo obrazovania [=Formation of media literacy in the University education system], in: Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo universiteta [= Chelyabinsk Government University Herald], Chelyabinsk, pp. 160-165. (In Russ.).

7. Simakova, S. I. (2013) Shkola mediagramotnosti: opit raboti [=Media Literacy School: work experience], in: Mediakultura v kontekste sovremennogo megapolisa: materiali mejdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferencii [=Mediaculture in megalopolis scope: The matters from the International science-practical conference - Russian University of Peoples friendship], Moscow, pp.77-79. (In Russ.).

8. Simakova, S. I. (2014) Rol' universitetov v razvitii mediaobrazovania [=University role in mediaeducation development], in: Mejkulturnie kommunikacii v sovremennom mire: rol' Cmi: materiali mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii [=Intercultural communications in modern world: The matters from the International science-practical conference], Ekaterinburg, pp.190-193. (In Russ.).

9. Simakova, S. I. (2013) Social'noe partnerstvo vuza i shlol'nih CMI pri formirovanii mediagramot-nisti shkol'nika [=Social communication between University and children's school media in formation pupil's media literacy], in: Mediaobrazovanie v Rossiyskih shkolah: novie koncepcii ipodhodi: sbornik materialov mejregional'noi nauchno-practicheskoi konferencii [=Mediaeducation in Russian School: new concepts and steps: digest of matters from the Interregional science-practical conference], Moscow, pp. 58-60. (In Russ.).

10. Simakova, S. I. (2014) Organizacia raboti po formirovaniyu madiagramotnosti podrostkov ^Formation teenager's media literacy work organization], in: Tatishevskie chteniya: aktualnieproblem nauki I praktiki: materiali XI materiali mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Gumanitarnie i social'nie nauki [=Tatishev's readings: actual problems science and practice: The matters from the International science-practical conference. Humanities and social science. Part II], Tolyatti, pp. 299-307. (In Russ.).

11. Fedorov, A.V. (2010) Moscovskie nauchno-obrazovatel'nie centri v oblasti pedagogiki: sravnitel'niy analiz [=Moscow science educational centers in pedagogical field: comparing analysis], in: Distncionnoe i virtual'noe obuchenie [=Distance and virtual education], no. 6, Moscow, pp. 51-75 (In Russ.).

12. Fedorov, A.V. (2010) Nauchno-obrazovatel'nie centri Urala I Sibiri v oblasti pedagogiki: sravnitel'niy analiz [=Ural and Siberia science educational centers in pedagogical field: comparing analysis],

in: Distncionnoe i virtual'noe obuchenie [Distance and virtual education], no. 8, Moscow, pp. 15-42 (In Russ.).

13. Fedorov, A. V., Levickaya, A. A., Chelisheva, I. V., Murukina, E. V., Kolesnichenko, V. L., Mi-chaleva, G. V. and Serdukov, R. B. (2012) Nauchno-obrazovatel'nie center «Mediaorozovanie I media-kompetentnost'» [=Science educational center «Media education and media literacy»], Moscow, 614 p. (In Russ.).

14. Fedorov,A.V. (2007) Razvitie mediakompetentnosti I kriticheskogo mishlenia studentov peda-gogicheskogo vuza [=Pedagogical University student's media literacy and critical mind development], Moscow, 616 p. (In Russ.).

15. Fedorov,A.V. (2010) Slovar' terminov po mediaobrazovaniu, mediapedagogike,mediagramot-nosti, mediakompetentnosti [=Mediaeducational and media literacy vocabulary], Taganrog, p. 25. (In Russ.).

16. Chelisheva, I. V. (2008) Vliyanie sovremennih massmedia na zdorov'e I razvitie podrastaushego pokoleniya [=Massmedia effect on the teenager's health and progress], in: Obrazovanie, Media, Obsh-estvo [=Education. Media. Society], no. 3, Moscow, pp. 14-18 (In Russ.).

17. Chelisheva, I. V. (2006) Teoria i istoria rossiyskogo mediaobrazovaniya [=Theory and history of russian mediaeducation], Taganrog, 206 p. (In Russ.).

18. Sharikov, A. V. (1993) Mediaobrasovanie [=Media education], in: Rossiyskayapedagogicheska-ya enciklopediya v 2 t. [=Russian pedagogical encyclopedia], Moscow, p. 555. (In Russ.).

Бльох Елена Александровна - магистр факультета журналистики Челябинского государственного университета. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.