Научная статья на тему 'Организация деятельности руководителя по введению медиаобразования как направления развития образовательной организации в условиях становления информационного общества'

Организация деятельности руководителя по введению медиаобразования как направления развития образовательной организации в условиях становления информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВВЕДЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" ВВЕДЕНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна

В условиях становления информационного общества появляются новые направления в педагогике и управлении образованием. Таковым является медиаобразование вследствие системного возрастания роли медиа в обществе. В условиях системных изменений, происходящих в образовании, актуализируется проблема обновления управления образованием, в том числе медиаобразованием, которое требует разработки и внедрения медиавзаимоотношений между участниками образовательных отношений. В данной статье на основе управленческого опыта определяется комплекс условий и основные направления управления организацией введения медиаобразования в образовательную деятельность образовательной организации. Автор показывает методы, средства и механизмы управления организацией введения медиаобразования в деятельность образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности руководителя по введению медиаобразования как направления развития образовательной организации в условиях становления информационного общества»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 070; 37

Т. А. Абрамовских

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации

работников образования, Челябинск

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВВЕДЕНИЮ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В условиях становления информационного общества появляются новые направления в педагогике и управлении образованием. Таковым является медиаобразование вследствие системного возрастания роли медиа в обществе. В условиях системных изменений, происходящих в образовании, актуализируется проблема обновления управления образованием, в том числе медиаобразо-ванием, которое требует разработки и внедрения медиавзаимоотношений между участниками образовательных отношений. В данной статье на основе управленческого опыта определяется комплекс условий и основные направления управления организацией введения медиаобразования в образовательную деятельность образовательной организации. Автор показывает методы, средства и механизмы управления организацией введения медиаобразования в деятельность образовательной организации.

Ключевые слова: медиа, медиаобразование, медиаобразовательные модели, управление процессом введения медиаобразования, метод «дорожной карты» введения медиаобразования.

Становление нового информационного общества обусловило обновление традиционной системы образования. Появляются новые направления в педагогике и управлении образованием. Таковым в последние десятилетия является медиаобразование вследствие системного возрастания роли медиа в обществе. Понятие «медиа» используется как аналог понятия средств массовой информации и коммуникации. В медиаобразовании «медиа» рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира во всех сферах общественной жизни [9]. Анализ научных западных и отечественных источников представляет различные определения медиаобразования и медиакомпетентности. Вслед за А. В. Федоровым мы трактуем понятие ме-диаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакульту-ры и т. д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т. д.), практические творческие задания на медиаматериале. Результатом медиаобразования будет ме-диакомпетентность личности - совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/ оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [15; 16]. Профессор БелГУ А. П. Короченский предлагает расширить понятие медиаобразования, как длительный по времени деятельности процесс, направленный на все категории обучающихся: на школьников и студентов, на взрослую аудиторию. Такое понимание медиаобразования может

рассматриваться как непрерывное развитие в обществе культуры восприятия медийных текстов [5]. В Российской педагогической энциклопедии медиаобразование определяется как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [10]. В связи с постоянно растущим объемом информации, передаваемой по каналам масс-медиа и их неизменной востребованностью актуальность развития медиаобразования не вызывает сомнений. Левада-Центром накоплены данные о том, откуда россияне получают информацию, какие каналы информации и с какой интенсивностью используют. В исследованиях Центра есть статистика происходящих изменений в моделях потребления информации. Представим некоторые статистические данные, утверждающие тенденцию роста значимости средств массовой информации в жизни современного человека. Телевидение на сегодняшний день остается главным источником информации для россиян (в декабре 2016 года 91 % населения отметили, что «хотя бы раз в неделю» или чаще смотрят новости по телевизору, 60 % - в молодежной среде). Однако в конце 2015 года в самой молодой возрастной группе интернет обогнал телевидение как источник информации (более 70 % молодых людей предпочитают получать информацию из интернета). Таким образом, рост показателей использования интернета как поставщика новостей происходит за счет вхождения во взрослую жизнь новых поколений, которые имеют иные привычки потребления информации. Среди источников новостей в интернете на первом месте находятся Яндекс.Новости, новости Mail.ru. За последние четыре года пользование социальными сетями в России выросло и достигло 55 %. Около трети россиян пользуется социальными сетями ежедневно или практически ежедневно. В самой молодой возрастной группе пользуются социальными сетями хотя бы «несколько раз в неделю» 93 % респондентов. Каналы видеоблогеров смотрит около четверти молодых россиян [1]. Однако исследования в области теории и практики медиаобразования Л. С. Зазнобиной, И. С. Левшиной, О. Ф. Нечай, С. Н. Пензина, Г. А. Поличко, А. В. Спичкина, А. В. Фёдорова, Ю. Н. Усова, А. В. Шарикова и других специалистов медиаобразования показывают, что уровень медиаграмотности населения неадекватен современному информационно насыщенному миру [15]. В этом контексте представляет интерес опыт челябинского исследователя А. А. Морозовой. Ученый предлагает шкалу медиаграмотности отдельных групп населения. При её составлении использовались следующие показатели: возраст, образование, профессия (место работы), место локализации (город, поселок, деревня), социальный статус, доступность массовых коммуникаций, материальная обеспеченность (поскольку от нее может зависеть и доступность СМК), личная заинтересованность в проблеме медиабезопасности [6. С. 34].

Реалии современного общества - изменение характера производства и потребления информации, массовость, мгновенное распространение информации - все это превращает реальность в некое подобие бесконечного шоу, иллюзии, которая создается средствами массовой информации. За последние несколько месяцев в мире стала актуальной тема информационных вбросов, «фейковых» новостей, заведомо ложных или недостаточно обоснованных. Почти половина населения (46 %) сомневается в своей способности распознать ложь и правду в информационных потоках. Полностью уверены, что могут разобраться в этом лишь 9 %. Еще 44 % россиян считают, что большинству населения страны не нужна правда, если она не касается их напрямую [1]. Молодые люди, которые проводят больше времени в интернете, чем с родителями и в школе, воспринимают любое событие как своего рода развлечение, становятся неспособными к его критическому восприятию, выработке собственного мнения. В аспекте названных тенденций тема медиаобразования населения становится все более актуальной. Однако, один из ведущих зарубежных ученых в области медиапедагогики Л. Мастерман видит причины все возрастающей роли медиаобразования не только в высоком уровне потребления медиа и насыщенности современного общества средствами массовой информации, но и в идеологической важности медиа, в их влиянии на сознание аудитории, а также в необходимости усиления механизмов управления быстро растущим количеством медиаинформации [7]. В связи с этим, медиаобразование в современной государственной политике рассматривается как актуальный вектор развития системы

российского образования: одной из задач которого является «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования» [8]. Однако в педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений [9]. Возникает противоречие между осознанной необходимостью и готовностью педагогического сообщества (в том числе руководителей образовательных организаций) к реализации медиаобразования в образовательной деятельности образовательной организации (далее - ОО). Под готовностью мы понимаем создание в образовательных организациях единой информационной среды, позволяющей перейти к новой современной парадигме образования. В данной статье на основе управленческого опыта предлагается комплекс условий и основные направления управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения по организации введения медиаобразования. Управление медиао-бразованием на основе современных подходов в ОО - процесс новый, не имеющий обобщенного опыта; сложный, требующий инновационных методов управления и нестандартных решений. Будем исходить из того, что в менеджменте эффективное управление - это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к системному анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий. Достижение позитивных результатов будет возможным, если руководитель и его команда будут понимать место и значимость медиа в современной жизни, будут мотивированы на системную работу по введению медиаобразования в образовательную деятельность. Готовность руководителя и педагогического коллектива к введению медиаобразования можно определить следующими структурными компонентами: целевой (ясное осознание целей и возможностей использования медиа); информационный (знание современных медиа, соответствующих им продуктов и ресурсов, дидактических и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования); деятельностный (умение работать с различными медиа и создавать собственные медиапродукты) [9].

Условием успеха также является обладание руководством ОО достаточным уровнем меди-акомпетентности. С нашей точки зрения, в основе управленческой деятельности по введению медиаобразования должны быть положены разработанные Л. Мастерманом так называемые 18 принципов медиаобразования [7]. Данные принципы описывает А. В. Федоров в учебном пособии для будущих медиапедагогов. Назовем наиболее приоритетные: «1) медиаобразование - это серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества; <...> 3) медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Однако - учащиеся являются приоритетной аудиторией для медиаобразования; <...> 9) эффективность медиаобразования может быть оценена двумя критериями: способностью учащихся применить свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа; <...> 18) медиаобразование - особая область. Существующие знания не просто передаются учителями или "открываются" учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися» [17].

Только мотивированная и профессионально компетентная управленческая команда сможет создать комплекс организационно-управленческих условий для внедрения нового направления в ОО, что обеспечит деятельность учреждения в режиме постоянного развития.

При организации процесса введения медиаобразования в образовательную деятельность ОО можно использовать метод «дорожной карты». По определению М. Джемала, «дорожная карта -это некий процесс обучения, посредством которого члены какой-либо группы выявляют пробелы или новые возможности в отдельных интересующих их сферах» [3]. Можно констатировать, что дорожная карта образовательной организации по реализации медиаобразования - это разновидность плана. Создание дорожной карты - это восходящий процесс, позволяющий различным участникам образовательных отношений и социальных партнеров определить логику движения по развитию медиаобразования и принять в нем посильное участие. Дорожная карта образовательной организации по реализации какого-либо проекта (в частности - медиаобразования) со-

гласно теории М. Джемалы должна отражать многоуровневое видение, которое включает в себя временной уровень («знаю когда»), целевой уровень («знаю зачем»), уровень поставок («знаю что») и уровень ресурсов («знаю как») [4]. Мы добавим еще один уровень - уровень ответственности («знаю кто»). Таким образом, дорожная карта по организации медиаобразования в образовательной организации будет включать: этапы (например, подготовительный, организационно-деятельностный, диагностико-корректирующий), направления, ресурсы, основные мероприятия, сроки, ответственных и прогнозируемые результаты.

Системообразующий образовательный эффект, на наш взгляд, может быть достигнут, если учесть следующие основные направления и ключевые позиции в управленческой деятельности руководителя по созданию условий организации введения медиаобразования, которые найдут отражение в дорожной карте:

1. Нормативно-правовое обеспечение введения медиаобразования требует от руководителя корректировки действующих или создания новых локальных актов в соответствие с необходимостью актуализации проблемы медиаграмотности и требованиями профессиональных стандартов, в которые включены медиакомпетенции. Предметом нормотворческой деятельности руководителя будут: трудовой договор, должностная инструкция, график работы, различные Положения.

2. Медиаобразование должно стать одним из важных направлений стратегии развития ОО, должно найти свое отражение в стратегическом и тактическом планировании деятельности ОО - в программе развития, в годовом плане работы образовательной организации, в плане методической работы и т. д.

3. Медиобразование в образовательной организации предполагает формирование медиакомпе-тентности всех участников образовательных отношений, в том числе родителей. Организация работы с родителями в сфере медиаобразования должна быть направлена на освоение семейной медиаграмотности, разработку рекомендаций, которые помогут лучше построить занятия с детьми по развитию семейной медиаграмотности, пониманию медиатекстов и позволят использовать в полной мере развивающий, воспитательный и образовательный потенциал медиакультуры [19].

4. Руководитель должен определить, как будет развиваться медиаобразование в образовательной организации. Теоретические исследования определяют несколько подходов развития медиа-образования в образовательной организации:

- через уже имеющиеся учебные предметы: литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т. д (концепция интегрированного медиаобразования);

- создание сети факультативов, кружков, клубов, проведение различных мероприятий (сфера дополнительного образования);

- введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой (специальный подход).

Названные направления включают в себя методы работы с текстами масс-медиа и решают общие проблемы деятельности с медиаинформацией: осваиваются способы работы с материалами СМИ; апробируются различные варианты создания текстов для газет, журналов, видеофильмов; участники обучаются анализу материалов масс-медиа, критическому и уважительному отношению к альтернативным взглядам. Если позволяют ресурсы, можно эти направления объединить.

5. Реализация выбранных направлений требует выбора технологий и механизмов деятельности в области медиаобразования. В исследованиях А. В. Федорова, И. В. Челышевой мы находим описание существующих в России перспективных и адаптированных к российским условиям медиаобразовательных моделей, которые можно использовать в процессе образования и воспитания. Обозначим некоторые из них.

Медиаобразовательная модель Ю. Н. Усова описана как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника». Ю. Н. Усову принадлежит и разработка учебной модели развития виртуального мышления, в основу которой положено единство видеосъемки и восприятия ее результатов [14].

Медиаобразовательная модель А. В. Шарикова представлена как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как, например, математика, физика, география и т. п.»

Медиаобразовательная (аспектная) модель А. В. Спичкина практически совпадает с определением А. В. Шарикова. Концептуальной основой данной модели является теория развития «критического мышления», семиотическая, культурологическая теории медиаобразования.

Медиаобразовательная модель Л. С. Зазнобиной определяется как подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспект-ности при изучении различных учебных дисциплин».

Каждая модель, как правило, включает в себя цикл творческих и игровых заданий, которые могут использоваться педагогами как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Занятия, предложенные в названных моделях, могут проходить в форме уроков, факультативных занятий, спецкурсов, интегрированных в различные учебные предметы, во внеурочную и кружковую деятельность [18].

6. Для реализации медиаобразовательных моделей в образовательной организации руководителю необходимо создать ключевое условие: подготовка кадров - учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, медиапедагогов, «именно от уровня сформированности медиакомпетентности педагога зависит его влияние на формирование медиакультуры обучающегося» [11. С. 163]. Подготовка и переподготовка педагогов в аспекте современных требований предполагает разработку системы непрерывного профессионального развития, которая включает в себя разные виды и формы обучения:

- система внутриорганизационного повышения квалификации педагогов, которая станет ключевым элементом обновления методической работы. Систему работы по формированию медиакомпе-тентности можно условно разделить на два этапа. Начальный этап - пропедевтический, ориентированный на формирование информационной культуры. В данном контексте рассматриваются способы работы с информацией, этические и нравственные проблемы деятельности, вырабатывается ответственность за свою деятельность. Следующий этап - медиаобразовательный, включающий учебную деятельность с медиатекстами. Содержание обучения связано, в первую очередь, с информацией и методами ее познания. Медиатексты как средство информации необходимо рассматривать с точки зрения учителя, который несет новые знания ученикам, и с точки зрения самих учащихся, которые посредством разного вида информации адаптируются к окружающему миру и его познанию. Существует целый ряд обязательных требований к использованию масс-медиа в учебном процессе. Следует обратить внимание, что специфика разных видов информации отражается на методических приемах. Такая система подготовки предполагает наличие в организации профессиональных медиапедагогов, которые будут разрабатывать и проводить курсы по формированию медиакомпетенций. Обучение может осуществляться через формальное, неформальное и информальное образование.

- повышение квалификации вне образовательной организации. Действующие педагоги образовательной организации проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по медиаобразованию в вузах, институтах переподготовки, центрах повышения квалификации и т. д.

- подготовка студентов в вузах, в том числе педагогических. Подготовка медиапедагогов и учителей-предметников, обучающихся по программам, формирующим специальные медиаком-петенции. Образовательная организация находит молодых специалистов, готовых к реализации целей и задач по фомированию медиаграмотности. В описании системы работы с кадрами использовался опыт работы московской экспериментальной площадки «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения». Экспериментальное исследование проводилось на базе московских школ № 1173, 858, 574, 515, 511, 1405 «Вдохновение» и детского сада № 2435 [2]. В Уральском регионе представляет интерес опыт Челябинского государственного университета, описанный в работах С. И. Симаковой [12; 13].

7. Работу с кадрами руководитель начинает с формирования мотивации педагогов к деятельности в медиаобразовательной среде. Данные активно проводимых сегодня опросов показывают, что, несмотря на теоретическое признание большинством учителей необходимости медиаобразо-вания школьников, важности внедрения современных средств массовой информации и коммуникации в учебно-воспитательный процесс, достаточно высок процент тех, кто использует медиа в своей работе очень редко или не использует вообще [9]. В ОО выстраивается целая система социальной мотивации, которая требует много усилий управленческой команды и отдельного описания.

8. Главным мотиватором профессионального развития педагога, с нашей точки зрения, является мотиватор долженствования, который определяется профессиональными дефицитами.

Система непрерывного профессионального развития начинается с диагностики уровня профессиональной компетентности в рамках требований профессионального стандарта. Необходимо определить уровень владения педагогами образовательной организации медиакомпетенциями. Полученный диагностический и аналитический материал станет отправной точкой разработки персонифицированных программ профессионального развития педагогов и педагогического коллектива в аспекте медиаобразования.

9. Создание Банка медиаобразовательных технологий. Разработанный комплекс медиаобра-зовательных приемов, методов и форм обучения должен помочь учащимся осваивать медиагра-мотность, а педагогам решать медиаобразовательные задачи в педагогической практике. Опыт работы в сфере медиаобразования позволит дополнять и расширять разработанный банк. Структурными элементами банка могут быть следующие направления: практические занятия по ме-диаобразованию - методические рекомендации, диагностические методики, медиатехнологии, медиаобразование и ИКТ, медиаобразование и гуманитарные предметы, медиаобразование и естественно-научные предметы, медиаобразование в начальной школе, медиаобразование в дошкольном учреждении и т. д. [2].

10. Решению основных задач медиаобразования позволяет, в первую очередь, развитая материально-техническая база образовательной организации: современные компьютеры, объединенные в локальную сеть и обеспечивающие постоянный выход в Интернет; мультимедийные проекторы в комплекте с ноутбуками, которые могут быть использованы для демонстрации ме-диатекстов в любой аудитории школы; интерактивные доски, помогающие совместить процесс демонстрации и создания медиатекста; наличие видеокамер и фотоаппаратов, позволяющих фиксировать моменты школьной жизни и создавать собственные медиапродукты и др. Профессиональный и ответственный подход к приобретению технических средств, к подбору программного обеспечения, сочетание лицензированного и свободно распространяемого обеспечения позволяет создавать медиапродукты высокого уровня.

11. Организация контроля за реализацией цели по введению медиаобразования в деятельность ОО как структурного элемента внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Определение показателей эффективности процесса внедрения медиаобразования в образовательную деятельность.

12. Прогнозирование результатов. К ожидаемым результатам можно отнести:

- организация процесса образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации;

- сформированность культуры общения с медиаресурсами;

- сформированность навыков анализа и оценки медиатекста, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации и комментирования текстов;

- обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехнологии и медиатехники;

- оснащенность ОО техническими средствами, позволяющими эффективно сопровождать процесс медиаобразования (создание видеостудии для проведения видео и телеконференций, создание видеофильмов и видеоуроков и т. д).

13. Описание деятельности руководителя по внедрению медиаобразования в образовательную деятельность ОО в форме программы, проекта, дорожной карты.

В заключение предлагаем некоторые рекомендации для успешной реализации идеи проектирования деятельности руководителя ОО по введению медиаобразования как одного из актуальных направлений развития современной школы, подготовленные в результате обобщения исследований авторитетных отечественных ученых в области медиапедагогики:

- создание концептуальной основы для развития медиакомпетентности в аспекте Государственной образовательной политики, на базе этого введение элементов медиаобразования в учебные планы, в программы (в том числе и подготовки педагогов);

- рассмотрение медиакомпетентности в качестве ключевого элемента в понятии гражданина; в качестве компетенций, заложенных в профессиональных стандартах и личностных результатах освоения основной образовательной программы общего образования;

- интенсивное вовлечение педагогической, ученической и родительской аудитории в процесс создания и распространения гуманистически ориентированных медиатекстов разных видов и жанров.

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения системное введение медиаобразования в образовательный процесс, профессиональное управление им закладывает основу успешной ме-диаобразовательной подготовки всех участников образовательных отношений.

Список литературы

1. Волков, Д. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ - 2017 [Электронный ресурс] / Д. Волков, С. Гончаров // Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». - URL: http:// www.levada.ru (дата обращения: 18.02.2018)

2. Гудилина, С. И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») [Текст] / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой // Образовательные технологии XXI века. - М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009.- С.7-21.

3. Джемала, М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации [Текст] / М. Джемала // Российский журнал менеджмента. - 2008. -Том 6. - № 4. - C. 149-168.

4. Инновационные методы управления образовательной организацией: учебно-методическое пособие [Текст] / А. В. Коптелов, Т. А. Абрамовских и др.; под. ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017. - 112 с.

5. Короченский, А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики [Текст] / А. П. Короченский // Изд-во Ростов. ун-та. - Ростов н/Д, 2003. - 284 с.

6. Морозова, А. А. Особенности и перспективы повышения медиаграмотности студентов вузов непрофильных (нежурналистских) факультетов. Инновации в системе высшего образования: материалы IV Всерос. науч.-метод. конф. [Текст] / НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина»; отв. ред. А. В. Федоров; редкол.: С. Б. Синецкий, Г. И. Ладошина, А. Е. Сомов. - Челябинск, 2013. - С. 34-37.

7. Masterman, L., 1988; по Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории [Текст] / И. В. Жилавская. - Томск: ТИИТ, 2009. - С. 73-74.

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru.

9. Курс «Медиапедагогика» [Электронный ресурс]. - URL: media-pedagogics.ru/lectures.html (дата обращения: 15.01.2018).

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т., Т. 2. М-Я [Текст] / ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999. - С. 555.

11. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 22 (313). - С. 160-165.

12. Симакова С. И. Формирование медиакомпетенций школьников: взаимодействие педагогов и журфаков [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография / отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С. 265-271.

13. Симакова, С. И. К вопросу формирования медиаграмотности граждан [Текст] / С. И. Симакова // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сб. трудов международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва 16-17 марта 2017 г. / под ред. И. В. Жилавской, И. А. Фатеевой - М.: МПГУ, 2017. - С. 422-434.

14. Усов, Ю. Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства [Текст] / Ю. В. Усов // Искусство в школе. - 2000. - № 6. - С. 3-6.

15. Федоров, А. В. Медиаобразование: история и теория: учебное пособие [Текст] / А. В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.

16. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

17. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов: монография [Текст] / А. В. Федоров. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.

18. Федоров, А. В. Медиаобразование в современной России: основные модели [Текст] / А. В. Федоров, И. В. Челышева // Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С. 34-39.

19. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно-популярное издание. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. -184 с.

ORGANIZATION OF ACTIVITY OF THE HEAD ON INTRODUCTION OF MEDIA

EDUCATION AS THE DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF INFORMATION

SOCIETY

Abramovskih T. A., Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators,

Chelyabinsk, [email protected]

In the conditions of formation of information society there are new directions in pedagogics and management of education. This is media education due to the systemic growth of the role of media in society. In the context of the systemic changes taking place in education, the problem of updating the management of education, including media education, which requires the development and implementation of media relations between the participants of educational relations, is actualized. In this article on the basis of administrative experience the complex ofconditions and the main directions of management of the organization of introduction of media education in educational activity of the educational organization is defined. The author shows methods, means and mechanisms of management of the organization of introduction of media education in activity of educational institution. When organizing the process of introducing media education into educational activities, it is proposed to use the method of the "road map". In the aspect of choice of technologies and mechanisms of activity in the field of media education the description of the perspective media education models existing in Russia, which can be used in the process of education and upbringing, is presented.

Keywords: media, media education, media education models, management of the process of introduction of media education, the method of "road map" of introduction of media education.

References

1. Volkov, D. and Goncharov, S. Rossijskij medialandshaft: osnovnye tendencii ispol'zovaniya SMI - 2017 [=Russian media landscape: the main trends in the use of the media - 2017], in: Analiticheskij centr YUriya Levady «Levada-Centr» [=Yuri Levada Analytical Center "Levada-Center"], available at: www.levada.ru, accessed 18.02.2018. (In Russ.).

2. Gudilina, S. I. (2009) Innovacii v mediaobrazovanii (iz opyta raboty GEHP «Mediaobrazovatel'nye tekhnologii i novye formy obucheniya») [=Innovations in media education (from the experience of the GEP "Media education technologies and new forms of learning")], in: Obrazovatel'nye tekhnologii XXI veka [=Educational technologies of the XXI century], Moscow, Publishing House Ros. Academy of Education, pp. 7-21. (In Russ.).

3. Dzhemala, M. (2008) Korporativnaya «dorozhnaya karta» - innovacionnyj metod upravleniya znaniyami v korporacii [=Corporate "road map" - an innovative method of knowledge management in the corporation], in: Rossijskij zhurnal menedzhmenta [=Russian Journal of Management], Vol. 6, Issue 4, pp. 149-168. (In Russ.).

4. Koptelov, A. V., Abramovskih T. A. (2017) Innovacionnye metody upravleniya obrazovatel'noj organizaciej [=Innovative methods of managing the educational organization: educational-methodical manual], Chelyabinsk, CHIPPKRO, 112 p. (In Russ.).

5. Korochenskij, A. P. (2003) Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki [=Media criticism in the theory and practice of journalism]. Rostov, Izd-vo Rostov. un-ta, 284 p. (In Russ.).

6. Morozova, A. A. (2013) Osobennosti i perspektivy povysheniya mediagramotnosti studentov vuzov neprofil'nykh (nezhurnalistskikh) fakul'tetov. Innovatsii v sisteme vysshego obrazovaniya [=Peculiarities and prospects for increasing the media literacy of university students in non-profile (non-journalistic) faculties. Innovations in the system of higher education], in: materialy IV Vseros. nauch.-metod. konf. [=materials IV Vseros. scientific-method. Conf.], pp. 34-37. (In Russ.).

7. Masterman, L. and Zhilavskaya, I. V. (2009) Mediaobrazovanie molodezhnoj auditorii [=Media education of the youth audience], Tomsk, TIIT, pp. 73-74. (In Russ.).

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 10.02.2017) <O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii naperiod do 2020 goda> (vmeste s "Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda") [=Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on 10.02.2017) "On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020" (together with the "Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020")], available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/, accessed 18.02.2018. (In Russ.).

9. Kurs «Mediapedagogika» [=Course "Media Pedagogy"], available at: media-pedagogics.ru/ lectures.html, accessed 15.01.2018. (In Russ.).

10. Davydov, V. V. (1993-1999) Rossijskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: V 2 t., T. 2. M-YA [=Russian Pedagogical Encyclopedia: In 2 Vol., Vol. 2. M-Ya], Moscow, The Great Russian Encyclopedia, p. 555. (In Russ.).

11. Simakova, S. I. (2013) Formirovaniye mediakompetentnosti v sisteme vuzovskogo obrazovaniya [=The formation of media competence in the system of higher education], in: Vestn. Chelyab. state. University [=Bulletin of ChelGU], Issue 22 (313), pp. 160-165. (In Russ.).

12. Simakova, S. I. (2014) Formirovaniye mediakompetentsiy shkol'nikov: vzaimodeystviye pedagogov i zhurfakov [=Formation of media competencies of schoolchildren: interaction of teachers and journalism], in: Mediaobrazovaniye kak faktor optimizatsii rossiyskogo mediaprostranstva: kollektivnaya monografiya [=Media education as a factor in optimizing the Russian media space: collective monograph], M., RIC MSU after them. MA Sholokhov, pp. 265-271. (In Russ.).

13. Simakova, S. I. (2017) K voprosu formirovaniya mediagramotnosti grazhdan [=To the question of the formation of media literacy of citizens], in: Aktual'nyye voprosy teorii ipraktiki mediaobrazovaniya v pedagogicheskoy sfere : Sb. trudov mezhdunarodnogo foruma «Mediaobrazovaniye v pedagogicheskoy sfere: opyt i novyye podkhody k upravleniyu». Moskva 16-17 marta 2017 g. [=Actual questions of the theory and practice of media education in the pedagogical sphere: Sat. works of the international forum "Media education in the pedagogical sphere: experience and new approaches to management". Moscow March 16-17, 2017], Moscow, MPGU, pp. 422-434. (In Russ.).

14. Usov, Yu. N. (2000) Virtual'noe myshlenie shkol'nikov v priobshchenii k razlichnym vidam iskusstva [=Virtual thinking of schoolchildren in familiarizing themselves with various types of art], in: Iskusstvo v shkole [=Art at school], Issue 6, pp. 3-6. (In Russ.).

15. Fedorov, A. V. (2015) Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya [=Media Education: History and Theory], M., MOO "Information for all", 450 p. (In Russ.).

16. Fedorov, A. V. (2010) Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [=Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence], Taganrog, Publishing house Taganrog. state. ped. Institute, 64 p. (In Russ.).

17. Fedorov, A. V. (2005) Mediaobrazovanie budushchih pedagogov [=Media education of future teachers: monograph], Taganrog, Kuchma Publishing House, 314 p. (In Russ.).

18. Fedorov, A. V. and Chelysheva, I. V. (2004) Mediaobrazovanie v sovremennoj Rossii: osnovnye modeli [=Media Education in Contemporary Russia: Main Models], in: Vysshee obrazovanie v Rossii [=Higher education in Russia], Issue 8, pp. 34-39. (In Russ.).

19. Chelysheva, I. V. (2008) Mediaobrazovanie dlya roditelej: osvoenie semejnoj mediagramotnosti [=Media education for parents: mastering family media literacy], Taganrog, Publishing house of TIT SFedU, 184 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абрамовских Татьяна Александровна - старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования; аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.