Научная статья на тему 'К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России'

К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕДИАПОДГОТОВКИ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазутина Галина Викторовна

В статье рассматриваются тенденции и перспективы развития массового медиаобразования в России. Акцентируется его значение, мотивируется необходимость трехступенчатой системы медиаподготовки, рассматриваются особенности учебных программ для разных ступеней и целесообразность уточнения ключевых понятий. Предлагается схема внедрения медиапроблематики в учебные планы вузов разного профиля и структура экспериментальной учебной программы для этой ступени медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лазутина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России»

УДК 37; 316.77

Г. В. Лазутина

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются тенденции и перспективы развития массового медиаобразо-вания в России. Акцентируется его значение, мотивируется необходимость трехступенчатой системы медиаподготовки, рассматриваются особенности учебных программ для разных ступеней и целесообразность уточнения ключевых понятий. Предлагается схема внедрения медиа-проблематики в учебные планы вузов разного профиля и структура экспериментальной учебной программы для этой ступени медиаобразования.

Ключевые слова: массовое медиаобразование, система медиаподготовки, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиакультура.

Как особое направление образовательного процесса медиаобразование родилось в рамках педагогики и долгое время концентрировалось на проблемах освоения школьниками методики восприятия и анализа медиатекста как единицы медийного пространства, окружающего современного человека. В «Российской педагогической энциклопедии» основные задачи медиаобразования были определены именно в этом ключе: «Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [10].

Такая направленность медиаобразовательной деятельности в России вполне соответствует тенденциям, сложившимся в практике многих стран, и тому значению, которое придает медиаобразованию ЮНЕСКО. А в его документах это значение раскрывается так: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии» [19]. Основываясь на этом, ЮНЕСКО рекомендует медиаобразование к внедрению в национальные учебные планы всех государств и уже в течение многих лет целенаправленно продвигает эту идею.

С началом XXI века в понимании медиаобразования наметились некоторые новые тенденции. В нашей стране профориентационные цели побудили школьную общественность к включению в учебный процесс элементов профессиональной журналистской подготовки: в медиаобразовании возникло и стало активно развиваться в виде проектной деятельности своеобразное «движение юных журналистов». Серьезный импульс этому процессу придал тот интерес, который проявили к нему лидеры профессионального журналистского образования - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также профессорско-преподавательский состав факультетов журналистики Белгородского, Воронежского, Ростовского, Тверского, Томского, Уральского, Челябинского университетов. К большому количеству научных трудов, отразивших многообразие педагогических концепций медиаобразования [1; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18], добавились труды, знакомящие научный мир с журналистскими концепциями [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].

Данный этап ознаменовался весьма примечательными особенностями. В теоретических работах закрепилось четкое различение медиаобразовательной деятельности профессионального характера и массового медиаобразования. Массовое медиаобразование стало устойчиво осознаваться как обязательное направление развития личности в современном обществе. Одновременно получают распространение подходы, основанные на понимании целесообразности разноуровневой медиаподготовки населения: одно дело - компетенции, необходимые для медиапроизводства; другое - знания, нужные человеку для ориентации в информационном пространстве; третье -знания, которые требуются для активного медиапотребления и осознанного участия в информационных процессах. Помимо давно существующей профессиональной подготовки сотрудников для медиасферы в университетах и развертывания медиаобразовательных программ в школах и центрах дополнительного обучения, начинается освоение медиапроблематики студентами вузов разных профилей. Высшая школа включает модуль «Медиаобразование» в учебные программы бакалавриата и магистратуры независимо от направления. В стране создается обстановка, вполне благоприятная для осмысления задач, которые выдвигает перед образовательными организациями и соответствующими органами управления необходимость оптимизировать состояние отечественного информационного поля, возникшая в новых коммуникационных условиях.

В контексте этих задач перед исследователями медиаобразования отчетливо обозначаются несколько актуальных научных проблем. В ситуации внедрения разноуровневой медиаподготовки накопившийся багаж знаний настоятельно претендует на уточнение терминологии, сложившейся ранее для обозначения ключевых представлений медиаобразования, тем более, что сегодня вполне определенно просматриваются основания для дифференциации их содержания. В качестве таковых выступают цель подготовки и состав материала, предлагаемого для освоения.

Придерживаясь этих оснований, понятие «медиаграмотность» логично трактовать как обозначение результата начальной ступени медиаобразования, цель которой - ориентация взрослеющего человека в структуре массовых информационных потоков, в правилах поведения в информационном пространстве, в законах восприятия медийного текста, воплощаемого на разных платформах (печатные издания, телевидение, радиовещание, интернет-издания, мобильные устройства). Программа обучения на этой ступени, рассчитанная на школьников, должна предусматривать освоение сведений, задаваемых целью, и исчерпываться ими.

Понятие «медиакомпетентность» в такой логике воспринимается как обозначение результата высшей специальной ступени медиаобразования, цель которой - оснащение будущих специалистов медиапрофиля компетенциями, которые требуются медиапрофессионалу. В соответствии с этой целью формируется и пласт знаний, предлагаемых в учебных программах нового поколения.

Понятие «медиакультура», помимо уже закрепившихся значений1, в сложившихся обстоятельствах обретает еще один смысл: результат высшей всеобщей ступени медиаобразования, цель которой - оснащение специалистов разных профилей знаниями медиасферы, необходимыми для эффективного использования медиа в повседневной общественной и производственной деятельности. Разработка программ для этой ступени медиаобразования представляется делом новым и достаточно сложным, поскольку она должна основываться на строгом отборе материала, знание которого будет впоследствии реально востребовано.

Думается, что именно в рамках учебных программ высшей всеобщей ступени медиаобразова-ния должно быть предусмотрено массовое освоение идеальной модели функционирования СМИ, прежде всего - должного журналистики. В отличие от учебных программ высшей специальной ступени медиаобразования, в которых следует акцентировать аспекты должного журналистики, имеющие непосредственное отношение к творческому поведению медиапрофессионала, в программах для высшей всеобщей ступени надлежит акцентировать аспекты должного журналистики, относящиеся к сфере медиапотребления, к использованию СМИ в общественной практике. Однако и в том, и в другом случае идеальная модель функционирования СМИ должна быть представлена полностью, чтобы у студентов формировалось целостное понимание назначения этой сферы информационного производства и ее роли в общественной жизни.

Тот факт, что внедрение медиапроблематики в образовательный процесс вузов разного профиля может вызвать определенные трудности, не вызывает сомнения. И суть не только в том, что это дело новое. Похоже, в нем проявляется новое веление времени по отношению к высшей школе. Многократно замечено: постоянный рост количества знаний в обществе, являясь несо-

мненным благом, одновременно создает проблемы, связанные с передачей этого богатства от поколения к поколению. Даже в условиях цифровизации информации такие проблемы дают о себе знать, бросая вызовы сложившейся системе образования. И средняя школа, и вузы оказываются перед необходимостью найти новые формы и методы образовательного процесса.

Одна из идей, ориентированных на достижение этой цели, видится в том, чтобы структурировать предлагаемые студентам знания не так, как мы привыкли (естественнонаучные, общественно-политические, экономические, гуманитарные, профессиональные дисциплины), а принципиально по-иному. В сложившейся ситуации целесообразней предложить обучающимся необходимый объем информации как два блока дисциплин: знания, нужные для профессиональной деятельности, и знания, нужные для полноценного общественного бытия. Назовем их условно НЗПП - необходимые знания повседневного пользования. Такое деление непроизвольно задает мотивацию обучения и подсказывает увлекательные формы самостоятельной работы. Место ме-диапроблематики, естественно, в ряду дисциплин блока НЗПП.

Что касается блока профессиональных знаний, тут у российской высшей школы немало ценных накоплений. А вот блок НЗПП требует формирования особой схемы обучения. Поскольку медиапроблематика оказывается первым проявлением нового веяния, разработку этой схемы имеет смысл осуществить именно в процессе внедрения медиаобразования, поставив своего рода эксперимент, способный показать, насколько готовы российские вузы к преобразованиям такого рода. Важно при этом отказаться от практики, известной как «метод проб и ошибок». В данном случае для получения убедительных результатов необходимы единое руководство экспериментом и единый методологический ориентир.

В качестве руководящего звена может выступить организационно-программный комитет (ОПК), созданный Министерством высшего образования с обязательным участием экспертного учебно-методического совета по журналистике (УМС). Функцию единого методологического ориентира могла бы выполнить экспериментальная учебная программа для высшей всеобщей ступени медиаобразования, разработанная комитетом с учетом двух обстоятельств, обязательных для блока НЗПП:

• учебные планы должны включать в себя действительно важные для современного человека сведения в виде двух составляющих - константы, значимой для всех вузов, независимо от их про-филя2, и вариативных компонентов, обусловленных спецификой учебного заведения;

• структура и объем предлагаемого для освоения материала должны определяться мерой востребованности соответствующих знаний в современной жизни.

В соответствии с этим экспериментальная учебная программа для высшей всеобщей ступени медиаобразования должна включить в себя не весь тот материал, который наработан медиалоги-ей для изучения студентами высшей специальной ступени, а только разделы, необходимые для формирования навыков высококультурного медиаповедения. Данная область знаний - крайне важная часть сознания каждого взрослого человека, поскольку на ней базируются его многие социальные роли. Разнобой в представлениях участников информационных процессов о том, что такое массмедиа и зачем нужна обществу журналистика, приводит к рассогласованности действий. Напрашивается вывод: в структуре дисциплины о массмедиа для высшей всеобщей ступени медиаобразования необходимым звеном должно быть знание о социальном предназначении и функциях журналистики, условиях ее функционирования, качествах продукции СМИ. Второе важное звено - знания о том, как человек может и должен использовать продукцию массмедиа. Иначе говоря, основы медиапотребления. Третье необходимое звено - знания о том, как можно использовать массмедиа для реализации гражданской активности человека (выражения мнения, участия в решении проблем и т. д.). Это минимум, достаточный для уверенного медиаповедения любого члена общества.

Понятно, что реализация такой программы потребует серьезного переоснащения преподавательских коллективов на методологическом, методическом, инструментальном уровнях. Как ее осуществить - вопрос к организационно-программному комитету. Он должен определить и последовательность конкретных задач, и условия, при которых может быть достигнуто их решение. А создание условий - забота органов управления общественной жизнью, всех ветвей государственной власти. Затраты сил и средств оправдают себя: освоение НЗПП в рамках вуза может стать фактором интенсивного развития общества и заметного повышения качества жизни.

Примечания

1 Media culture - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. Национальная педагогическая энциклопедия. Проект «Национальная энциклопедическая служба России», didacts.ru.

2 Впервые эти соображения были озвучены на международной конференции «Журналистское оразование без границ», проходившей в Москве в октябре 2017 года. В целом константа в учебных планах вузов в случае реформирования может включить в себя такие направления: жизнеустройство на планете Земля (географические, экономические, государственно-политические характеристики); национальный язык и языки межгосударственного общения как средство коммуникации; права человека и факторы, определяющие их соблюдение; организация информационного пространства в современных условиях; массмедиа в жизни общества и человека; этика и этикет современного человека; психология производственного и бытового общения; семейная педагогика.

Список литературы

1. Баранов, О. А. Медиаобразование в школе и вузе [Текст] / О. А. Баранов. - Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та, 2002. - 87 с.

2. Вартанова, Е. Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели [Текст] / Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2003. - № 3. - С. 5-10.

3. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития // Медиаобразование в школе: сб. учеб. программ [Текст] / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. - М.: МедиаМир, 2010. - С. 5-16.

4. Вырковский, А. В. Основы медиаобразования [Текст] / А. В. Вырковский // Медиаобразование в школе: сб. учеб. программ / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. - М.: МедиаМир, 2010. - С. 66-74.

5. Жилавская, И. В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования [Электронный ресурс] / И. В. Жилавская // Медиаскоп. - 2008. - Вып. 7. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/229 (дата обращения: 24.09.2017).

6. Жилавская, И. В. О современной концепции медиаобразования [Текст] / И. В. Жилавская // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 8. - С. 62-72.

7. Корконосенко, С. Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование [Текст] / С. Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 240 с.

8. Короченский, А. П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики [Текст] / А. П. Короченский. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. - 280 с.

9. Короченский, А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики: дисс. ... докт. фи-лол. наук [Текст] / А. П. Короченский. - СПб., 2003.

10. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. Г. Панов. - М.: Большая Рос. энцикл., 1993.- С. 555.

11. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

12. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

13. Федоров, А. В. Медиаобразование в педагогических вузах [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Кучма, 2003. - 124 с.

14. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. -Ростов н/Д: ЦВВР, 2001. - 708 с.

15. Федоров, А. В. Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая. - Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. - 616 с.

16. Федоров, А. В. Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая. - Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. - 476 с.

17. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.

18. Шариков, А. В. Так что же такое медиаобразование? [Текст] / А. В. Шариков // Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С. 75.

19. UNESCO [Text]. - 1999. - Pp. 273-274.

TO THE QUESTION ABOUT TRENDS THE DEVELOPMENT OF MEDIA

EDUCATION IN RUSSIA

Lazutina G. V., Moscow State University named after MVLomonosov, Moscow, galvik34@mail.ru

The article analyses trends and prospects of development of mass media education in Russia. It emphasizes the importance of this type of education and motivates the need for a three-stage media training system along with consideration of the peculiarities of educational programs for various levels and the advisability of clarifying key concepts. The author proposes a scheme of introducing media problematics in academic plans for universities ofdifferent profiles and the structure of the experimental curriculum for this stage of media education.

Keywords: mass media education, media training system, media literacy, media competence, media culture.

References

1. Baranov, O. A. (2002), Mediaobrazovanie v shkole i vuze [=Media education in school and university], Tver, Izd-vo Tversk. gos. un-ta, 87 p. (In Russ.).

2. Vartanova, E. L. and Zasurskiy, Ya. N. (2003), "Rossiyskiy modul mediaobrazovaniya: kontseptsii, printsipyi, modeli" [=Russian module of media education: concepts, principles, models], in: Informatsionnoe obschestvo [=Information Society], no. 3, pp. 5-10. (In Russ.).

3. Vartanova, E. L. (2010), "Mediaobrazovanie kak prioritet obschestvennogo razvitiya" [=Media Education as a Priority of Social Development], in: Mediaobrazovanie v shkole: sb. ucheb. programm [=Media Education in School: Sat. training. programs], Moscow, MediaMir, pp. 5-16. (In Russ.).

4. Vyirkovskiy, A. V. (2010), "Osnovyi mediaobrazovaniya" [=Fundamentals of Media Education], in: Mediaobrazovanie v shkole: sb. ucheb. programm [=], Moscow, MediaMir, pp. 66-74. (In Russ.).

5. Zhilavskaya, I. V. (2008), "Interaktivnaya (zhurnalistskaya) model mediaobrazovaniya" [=Interactive (journalistic) model of media education], in: Mediaskop [=Media Education in School: Sat. training. programs], Issue 7, available at: http://www.mediascope.ru/node/229 accessed 24.09.2017. (In Russ.).

6. Zhilavskaya, I. V. (2012), "O sovremennoy kontseptsii mediaobrazovaniya" [=On the modern concept of media education], in: Sotsialno-gumanitarnyie znaniya [=Social and humanitarian knowledge], no. 8, pp. 62-72. (In Russ.).

7. Korkonosenko, P. G. (2004), Prepodaem zhurnalistiku: professionalnoe i massovoe mediaobrazovanie [=We teach journalism: professional and mass media education], SPb., Izd-vo Mihaylova V. A., 240 p. (In Russ.).

8. Korochenskiy, A. P. (2003), «Pyataya vlast»?Mediakritika v teorii ipraktike zhurnalistiki [=«The Fifth Power»? Media criticism in the theory and practice of journalism], Rostov n/D, Izd-vo Rostov. gos. un-ta, 280 p. (In Russ.).

9. Korochenskiy, A. P. (2003), Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki [=Media criticism in the theory and practice of journalism], SPb. (In Russ.).

10. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya (1993) [=Russian Pedagogical Encyclopedia], Moscow, Bolshaya Ros. entsikl., p. 555. (In Russ.).

11. Fateeva, I. A. (2007),Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovyi ipraktikarealizatsii: monografiya [=Media Education: Theoretical Foundations and Implementation Practices: Monograph], Chelyabinsk, Chelyab. gos. un-t, 270 p. (In Russ.).

12. Fedorov, A. V. (2007), Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myishleniya studentov pedagogicheskogo vuza [=Development of Media Competence and Critical Thinking of Students at a Pedagogical University], Moscow, Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informatsiya dlya vseh», 616 p. (In Russ).

13. Fedorov, A. V. (2003), Mediaobrazovanie v pedagogicheskih vuzah [=Media education in pedagogical universities], Taganrog, Kuchma, 124 p. (In Russ.).

14. Fedorov, A. V. (2001), Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [=Media Education: History, Theory and Methods], Rostov n/D, TsVVR, 708 p. (In Russ.).

15. Fedorov, A. V. and Levitskaya, A. A. (2011), Massovoe mediaobrazovanie v mire: proshloe i nastoyaschee [= Mass media education in the world: past and present], Saarbrucken (Germany), Lambert Academic Publishing, 616 p. (In Russ.).

16. Fedorov, A. V. and Levitskaya, A. A. (2011), Mediaobrazovatelnyie tsentryi: nauchnyie issledovaniya i prakticheskaya deyatelnost [=Media Education Centers: Scientific Research and Practical Activity], Saarbrucken (Germany), Lambert Academic Publishing, 476 p. (In Russ.).

17. Sharikov, A. V. (1990), Mediaobrazovanie: mirovoy i otechestvennyiy opyit [=Media Education: World and Domestic Experience], Moscow, Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk SSSR, 66 p. (In Russ).

18. Sharikov, A. V. (2005), "Tak chto zhe takoe mediaobrazovanie?" [=So what is media education?], in: Mediaobrazovanie [=Media Education], no. 2, p. 75. (In Russ.).

19. UNESCO (1999), pp. 273-274.

Лазутина Галина Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва.

galvik34@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.