УДК 37
Р. Т. Косарева, О. Ю. Панькова
Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», Екатеринбург
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА РЕДАКТОРОВ ШКОЛЬНЫХ СМИ.»
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Проект «Школа редакторов школьных СМИ» направлен на развитие социальной компетентности одарённых детей, чьи интересы лежат в области журналистики, их профессиональную ориентацию, а также на качественный рост печатных школьных изданий. Событийный план проекта включает комплекс образовательных практико-ориентированных мероприятий и несколько профессиональных конкурсов, в ходе которых осваиваются новые программные продукты, технологии и достижения сферы медиа. В публикации представлен опыт создания в организации дополнительного образования особой творческой профессиональной среды, обеспечивающей самореализацию талантливых детей и новое качество деятельности школьных СМИ в масштабах образовательного комплекса города Екатеринбурга.
Ключевые слова: школьные СМИ, медиасфера, социализация, профориентация, медиапро-ект, одаренные дети.
Интерес общества к одаренным детям объясняется их интеллектуальным и творческим потенциалом, который они смогут реализовать в будущей деятельности в социуме. При этом развитие юных талантов часто сталкивается с трудностями, вызванными противоречием между высоким уровнем интеллектуального развития одаренного ребенка и его недостаточной адаптацией в обществе. В этой связи большое значение приобретает социализация одаренных детей, привлечение их к социально-значимой деятельности.
В 2015-2016 учебном году МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» силами отдела ме-диапроектов и педагогов дополнительного образования Городского школьного медиацентра осуществлял реализацию нового проекта «Школа редакторов школьных СМИ». Проект направлен на развитие социальной компетентности одарённых детей, чьи интересы лежат в области журналистики, их профессиональную ориентацию, а также на качественный рост печатных школьных изданий. Событийный план проекта включает комплекс образовательных практико-ориентиро-ванных мероприятий и несколько профессиональных конкурсов, в ходе которых осваиваются новые программные продукты, технологии и достижения сферы медиа.
Предпосылками создания «Школы редакторов» явилась проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного «взрыва». В контексте школьного образования не актуализируется возрастание роли информации как экономической категории. Между тем социализация одаренного ребенка напрямую связана с его умением перерабатывать информацию.
В то же время новое поколение стандартов содержит требования к формированию ряда умений, в числе которых - умение работать с информацией, которое невозможно достичь без знания языка и технологий СМИ. Часто выпускник школы оказывается не готовым анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, не способен ориентироваться в информационном потоке современного общества, интегрироваться и творчески самореализоваться в мировом информационном пространстве. Учреждения дополнительного образования детей являются наиболее приемлемыми и эффективными центрами для организации работы по формированию данных умений и навыков. Именно в условиях дополнительного образования существуют все возможности для работы с одаренными детьми в группах, сформированных по интересам, с привлечением специалистов двойной профессиональной компетентности (журналистской и педагогиче ской).
Отсюда и цель проекта (как видят ее организаторы «Школы редакторов») - это создание особой творческой профессиональной среды, обеспечивающей самореализацию талантливых детей; развитие их социальной компетентности и повышение качества деятельности школьных СМИ.
Следует отметить, что количество школьных печатных изданий в целом по России (и в Екатеринбурге в частности) неуклонно растет, что объясняется ростом интереса одаренных детей к данной сфере. Сегодня около 64 % образовательных организаций города (по результатам городских переписей школьных СМИ 2012-го и 2014-го гг.) выпускают газеты, а многие планируют подобную деятельность. По результатам анкетирования в ходе переписей, 92 % обучающихся отмечают необходимость получения новых знаний и навыков в сфере медиа. При этом лишь 5 % педагогов (руководителей школьных изданий) Екатеринбурга имеют профессиональное журналистское образование.
Необходимость создания «Школы редакторов школьных СМИ» вызвана объективно сложившимся противоречием между потребностью школьников в медиатворчестве и недостаточным уровнем их медиаграмотности, которое выявилось в ходе сравнительного анализа результатов конкурса самодеятельной школьной прессы «Механика мысли» в рамках медиа-фестиваля «Высокое разрешение» (2011-2016 гг.). Поэтому одной из главных задач проекта «Школа редакторов» стала задача повышения медиаграмотности педагогов и школьников.
Вообще, журналистика в школе - особая, уникальная форма деятельности, позволяющая талантливому ребенку проявить себя, свою индивидуальность, реализовать творческие возможности в предпрофессиональной деятельности. Школьная редакция предоставляет возможности для усвоения различных метапредметных навыков и развития личностных качеств. Современный взгляд на медиаобразование предполагает понимание процессов развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с миром, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Поэтому повышение медиаграмотности и формирование позитивного медиаповедения талантливых детей - участников «Школы редакторов», методическая поддержка и координация юнкоровского движения - это ответ на «вызовы времени».
Координатором проекта «Школа редакторов школьных СМИ» стал отдел медиапроектов МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», стоящий во главе движения юнкоров города. На начало работы в проекте зарегистрировались представители школьной прессы 20-ти образовательных организаций из 6 районов города. На разных этапах к деятельности «Школы редакторов» присоединялись 118 обучающихся и 51 педагог из 46 образовательных организаций всех районов Екатеринбурга. Для них в тестовом режиме были проведены 15 мероприятий: 3 пресс-конференции, 4 «круглых стола», 2 семинара-практикума, 3 мастер-класса, деловая игра, защита творческих проектов. Обучение по дополнительной общеобразовательной программе «РедАктив» проходят 17 школьников (1 группа), в большинстве - обучающиеся старших классов, планирующие связать свою жизнь с профессией журналиста. Промежуточная аттестация педагогов и школьников, участников проекта, показала положительную динамику развития уровня медиаграмотности, что неизбежно скажется и на качестве школьных СМИ.
С этой точки зрения, интересно прошла самая первая встреча организаторов проекта и редакций школьных печатных изданий в начале учебного года. Необходимо было выявить общие проблемы, стоящие перед школьной прессой, поэтому первое заседание «Школы редакторов» прошло в форме деловой игры «По Гамбургскому счету». Школьники вместе с педагогами должны были определить проблемное поле своей деятельности: например, недостаточно широкий круг тем и вопросов в школьных изданиях, жанровое однообразие, недочёты в подборе заголовков, отсутствие «лидов» к материалам, несовершенство фотоиллюстраций и многое другое. Каждая редакция могла сопоставить свой «продукт» с другими школьными изданиями и спланировать деятельность по устранению определённых недостатков.
На первой встрече школьникам и педагогам рассказали о том, как будет организована система работы по обучению в «Школе редакторов школьных СМИ», какие события запланированы в текущем учебном году и как можно выстроить деятельность своей редакции так, чтобы наметился очевидный прогресс в области развития школьного издания. Так, уже на старте проекта его участники увидели перспективы, утвердили правильные векторы движения и поставили практические задачи, решать которые им помогали педагоги - руководители школьных редакций.
Несомненными удачами в ходе реализации проекта стали встречи из серии «Творческая мастерская». Это беседы и «круглые столы» с журналистами-профессионалами: руководителем от-
дела репортёров газеты «Уральский рабочий» О. В. Плеховой, Председателем Творческого союза журналистов Свердловской области А. Ю. Левиным, телеведущей Е. Летучей. Подобные встречи позволяют одаренным школьникам познакомиться с состоявшимися творческими личностями, самоопределиться и узнать о современных тенденциях, связанных с профессиональной деятельностью журналистов.
Весьма востребованными традиционно остаются пресс-конференции с известными людьми, посвящённые важным и актуальным темам жизни государства и общества. В ходе реализации проекта в 2015-2016 учебном году прошли два таких события: встреча с руководителями и спортсменами регионального центра паралимпийского и сурдолимпийского спорта «Родник» и диалог с представителями российской армии. Первая пресс-конференция называлась «Герои в лицах - герои среди нас» и собрала более 50-ти участников из 32-х школьных изданий. На второй встрече, озаглавленной «Человек. Общество. Армия», присутствовало уже 68 участников юнкоровского движения из более 40 образовательных организаций Екатеринбурга.
Интерес к подобным событиям можно объяснить общей потребностью талантливых школьников-подростков - чувствовать причастность к жизни большой страны, формировать гражданскую позицию, осознавать социальную значимость решения важных государственных вопросов. Поэтому в ходе прошедших пресс-конференций всегда особо подчеркивалась роль СМИ в жизни общества в освещении значимых и острых тем для читательской аудитории (это также относится и к школьным СМИ). Организаторы не только подробно рассказывают редакторам школьных газет и юным корреспондентам о сути проблемы (к примеру, важности службы в армии и выбора, который стоит перед человеком в этом отношении), но и говорят об ответственности журналиста, который пишет на данную тему.
В ходе проекта удалось с помощью опросов определить практическую пользу подобных мероприятий для школьных изданий - расширение круга поднимаемых в них тем, жанровой палитры. Анкетирование показало, что после проведения подобных пресс-конференций практически во всех школьных изданиях (96 %), чьи представители присутствовали на пресс-конференции, появились расширенные отчёты о событии - эссе, репортажи, интервью, информационные заметки, в которых не только рассказывалось о событии, но и приводились размышления юных журналистов, выражалось их отношение к людям, событиям, проблемам. О большой пользе встреч с героями пресс-конференции говорили организаторам и педагоги: это помогает одаренным школьникам сформировать личный взгляд на многие социальные явления и приносит практическую пользу - к примеру, при выборе фактического материала для написания сочинения-рассуждения в системе ЕГЭ.
Специалистами отдела медиапроектов были подготовлены методические, дидактические материалы, разработаны положения о конкурсах профессионального мастерства, способствующих реализации проекта и деятельности тьюторов в школьных СМИ.
Своеобразным итогом проекта стал конкурс проектов «Актуальная журналистика» среди школьных СМИ муниципальных образовательных организаций на получение гранта для выпуска газеты. К участию в конкурсе были приглашены участники «Школы редакторов» и конкурса самодеятельной школьной прессы «Механика мысли». В защите творческих проектов соревновались 18 команд образовательных организаций города. Обладателями гранта стали 6 редакций, представивших наиболее интересные проекты майских выпусков своих газет. В будущих выпусках школьных СМИ отражены все лучшие тенденции в развитии печатных СМИ: общественная важность поднимаемых тем, жанровое разнообразие, современный и нестандартный взгляд личности, яркая творческая индивидуальность одаренных детей - участников проекта «Школа редакторов». Все редакции по итогам конкурса представят жюри отчеты о расходовании средств и майский номер своей газеты.
Апробация комплекса мероприятий и формы их проведения позволила внести необходимые изменения в разработку проекта «Школа редакторов», который будет реализован также в 20162017 учебном году. В нем планируется участие редакций школьных СМИ 55 образовательных организаций - 165 молодых талантов. Уже сегодня можно не сомневаться, что «Школа редакторов» станет перманентным проектом, за счет расширения состава участников и присоединения к юнкоровскому сообществу новых изданий.
На итоговых мероприятиях проекта - конкурсе «Актуальная журналистика», Слете юнкоров, закрытии медиафестиваля - школьники и их преподаватели говорили о том, что им было инте-
ресно посещать мероприятия проекта, так как они многому научились, применяя полученные знания и навыки в практике издания своей газеты. Участвуя в деловых играх, круглых столах, мастер-классах, пресс-конференциях и профессиональных конкурсах юные таланты решали многие вопросы, связанные с деятельностью школьной газеты, учились гражданской ответственности журналиста перед читателями, получали хороший социальный опыт, делясь собственными мыслями и размышлениями и получая ответный отклик.
Метод проектной деятельности, положенный в основу «Школы редакторов», позволил одаренным детям системно и конструктивно подходить к решению различных проблем как творческого, так и социального характера: будь то организация заседания редакции, распределение обязанностей, сбор информации или подготовка номера и разработка тематического содержания выпуска. Защищая собственные творческие проекты на конкурсе «Актуальная журналистика», юные редакторы и журналисты показали, как они умеют отстаивать свою позицию и лицо собственного издания, что они думают о читательской аудитории газет и зачем нужна газета современной школе.
Проект «Школа редакторов школьных СМИ» будет продолжен и принесет одаренным детям весомую пользу. Одним из главных направлений деятельности в ходе реализации проекта остается создание условий для успешной социально-значимой деятельности одаренных школьников, которая, несомненно, способствует приобретению участниками проекта навыков социального поведения и успешному применению их в повседневной жизни.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173649/.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г.).
3. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во «Кучма», 2004. - 340 с.
4. Федоров, В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
5. Медиаобразование в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediaeducation.ru.
THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «SCHOOL OF THE EDITORS OF THE MEDIA SCHOOL» AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF GIFTED CHILDREN
Pankova O. Yu., Kosareva R. Т., Palace of Creativity ofChildren and Youth "Giftedness and Technology", Yekaterinburg, [email protected]
The project "School of the editors of school media" aimed at the development of social competence ofgifted children, -whose interests lie in thefield ofjournalism, their professional orientation, as well as qualitative growth ofprinted school publications. Event project plan includes a range ofpractice-ori-ented educational activities and several professional competitions, during which develops new software products and technology to achieve the scope of the media. The article describes the experience of the creation of the organization of supplementary education special creative professional environment for self-realization of gifted children and a new quality of activities across the school media education complex of the city ofYekaterinburg.
Keywords: school media Mediasphere, socialization, vocational guidance, mediarpoekt, talented children.
References
1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.12.2014) [=Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 № 273-FZ (edition dated 31.12.2014)], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/, accessed 23.12.2016. (In Russ.).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii № 413 ot 17 maya 2012 g.) [=Federal state educational standard of secondary (full) general education (approved by. The Ministry ofEducation and Science ofthe Russian Federation № 413 dated May 17, 2012)]. (In Russ.).
3. Fedorov, A. V. (2004) Mediaobrazovanie i mediagramotnost' [=Media Education and Media Literacy], Taganrog, 340 p. (In Russ.).
4. Fedorov, V. (2007) Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [=Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical high school], Moscow, 616 p. (In Russ.).
5. Mediaobrazovanie v Rossii [=Media Education in Russia], available at: http://www. mediaeducation.ru, accessed 23.12.2016. (In Russ.).
Косарева Рита Тахировиа - заместитель директора по реализации городских медиапроектов, МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», Екатеринбург.
Панькова Оксана Юрьевна - педагог-организатор, МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», Екатеринбург.