Научная статья на тему 'От медиапроектов - к системе медиаобразования'

От медиапроектов - к системе медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
475
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — . Жилавская И.В

Идея завершить 2006 год новым проектом первой Межрегиональной выставкой детско-юношеских СМИ и литературы для детей и юношества «Свежая строка» родилась в Томске в недрах Сибирской ассоциации медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От медиапроектов - к системе медиаобразования»

Актуальные новости

От медиапроектов - к системе медиаобразования

И.В. Жилавская

Идея завершить 2006 год новым проектом - первой Межрегиональной выставкой детско-юношеских СМИ и литературы для детей и юношества «Свежая строка» родилась в Томске в недрах Сибирской ассоциации медиаобразования.

Уже много лет членов этой ныне официально зарегистрированной организации связывают партнерские узы. Более десяти лет в Томске существует межрегиональный проект для начинающих журналистов Сибири и Дальнего Востока юнкоровский фестиваль «Золотое перо» (руководитель - директор Томского института информационных технологий, президент Сибирской ассоциации медиаобразования Ирина Жилавская). Аналогичный проект -фестиваль «Молодые ветра» реализуется в Кемерово под руководством редактора газеты «Свежий ветер» Тамары Исаевой. Богатую традициями историю имеет журналистский пленэр на Алтае, которым руководит редактор газеты «САМИ» Наталья Юмашева. «Твори-Гора» - так называется медиафорум молодых теле/видеооператоров в Красноярске (руководитель Галина Федяева). Многолетнюю историю имеют новосибирская «Журналина» и байкальские форумы Улан-Удэ. Сегодня набирает силу фестиваль Томского района «Страна юнкория» (руководитель Светлана Вершинина). Не одно поколение школьников прошло через медиапроекты специалистов, которых сегодня мы называем медиапедагогами.

Выставка «Свежая строка» была организована Сибирской ассоциацией медиаобразования и Томской гильдией издателей при поддержке Томской областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина и Томского института информационных технологий. То, что выставка открылась в преддверии 2007 года, объявленного в России Годом чтения, стало символичным и, как сказала на открытии декан филологического факультета Томского государственного университета Татьяна Демешкина, положило начало прекрасной традиции проводить своеобразные смотрины в области гуманитарных наук и медиаобразования. Уже в первой выставке приняли участие представители других сибирских городов. Это свидетельствует о том, что тема найдена верно, и проблема привлечения внимания к чтению в юношеской среде стоит очень остро, решать ее нужно всеми доступными средствами.

Уровень представленных на выставке изданий оказался очень разным. От достаточно профессионально выполненных городских газет до самодеятельных спецвыпусков районных школ. Особо следует отметить подборку изданий Алтайского края. Более 40 газет, журналов, поэтических сборников и альманахов. При всем разнообразии форм и жанров в большинстве своем они отличаются

бережным отношением к слову, позитивным настроем, поиском нестандартных журналистских решений.

Неподдельный интерес у педагогов вызвала томская газета «Муравейник» (редактор Лидия Рубан) своими исследовательскими проектами, смелым дизайном отличилась газета Центра дополнительного образования «Пятерка плюс».

Организованность и системный подход продемонстрировали специалисты Томского района, представившие на выставку 16 изданий. Событием выставки стало приложение к газете «Школьный калейдоскоп» (село Нелюбино Томского района) под названием «Наш мир». Эта газета вышла за пределы школы и на протяжении всего 2006 года освещала жизнь своего села. Огромный опыт социализации получили те юнкоры, которые брали у жителей села интервью, описывали события, которые происходили на их улицах. Жители села тоже остались очень довольны этим изданием, так как получили возможность увидеть рядом живущего человека с новой стороны.

В рамках выставки «Свежая строка» состоялись несколько семинаров и мастер-классов для педагогов и кураторов детских изданий. Особый интерес вызвали семинары кандидата педагогических наук Елены Мурюкиной (Таганрогский государственный педагогический институт) по теме «Медиаобразование в России: пути развития». По единодушному мнению участников семинаров, информация, прозвучавшая в рамках образовательной программы выставки, оказалась чрезвычайно полезной. Многие из собравшихся впервые прослушали теоретический курс дисциплины «Медиаобразование», который позволил разобраться в понятийном аппарате, целях, задачах и моделях медиаобразования. Востребованными оказались многие практические рекомендации Елены Валентиновны по организации и проведению медиауроков.

Большим подспорьем в работе над своими изданиями стал мастер-класс по моделированию газет и журналов, который провели преподаватели факультета журналистики Томского государственного университета Илья Мясников и Анна Цырфа.

Завершал программу первой Межрегиональной выставки юношеских СМИ и литературы для детей и юношества «Свежая строка» круглый стол на тему «Рынок юношеских СМИ и литературы. Возможности развития», в котором приняли участие руководители городских, школьных и межшкольных изданий. По общему мнению собравшихся, сегодня стало очевидным то, что молодежь, юношество нуждаются в поддержке в плане адаптации в том море информации, медиатекстов и медийных образов, которые ежечасно обрушиваются на них из самых разных источников. Активное участие в творческом процессе создания медиатекстов и медиаобразов позволит тинейджерам понять их природу, систему существования и воздействия на человека. Но проблема состоит в том, что сегодня донести эту информацию, обучить простейшим приемам создания контента часто бывает некому. Нет подготовленных медиапедагогов, соответствующих специалистов. Часто за такую работу берутся учителя-энтузиасты, библиотекари, студенты, которые далеко не всегда понимают, что делают.

Участниками выставки были выработаны рекомендации организаторам последующих проектов. Было предложено продолжить практику подобных семинаров и сделать их системными. Ввести в программу выставок анализ изданий на профессиональном уровне. В следующем году расширить состав участников за счет студенческих изданий, а также одной из составляющих выставки сделать видеопрезентации изданий, которые показывать в ходе выставочных мероприятий.

Участниками выставки был поддержан проект письма к Общественной палате Российской Федерации, подготовленный членами Сибирской ассоциации медиаобразования. Письмо следующего содержания направлено в ОП РФ.

Уважаемые члены Общественной палаты Российской Федерации!

Мы, члены Сибирской ассоциации медиаобразования, педагоги и специалисты в области медиаобразования сибирского региона, считаем необходимым довести до Вашего сведения нашу позицию по отношению к юнкоровскому движению России, детско-юношеским СМИ и в целом к процессу формирования и развития системы медиаобразования в России.

В последние годы детско-юношеская журналистика приобретает особый размах и иное качество. Уже трудно встретить школу, учреждение дополнительного образования, вуз, где бы не издавались свои газеты или журналы, не открывались теле/радиостудии, Интернет-издания. Молодежные самодеятельные СМИ становятся все более профессиональными, как в плане дизайнерских решений, так и по содержанию. Их совокупный тираж давно превышает тиражи федеральных и региональных изданий. На сегодняшний день детско-юношеская пресса является самым массовым средством информации в России. Юношеская журналистика охватывает сотни тысяч наиболее активных молодых людей, помогает проявить гражданскую позицию, прививает идеи толерантности, обучает искусству коммуникации.

На этой базе складывается и получает свое развитие система массового медиаобразования, которая позволяет формировать социально активное и социально ответственное общество. Развитая в результате этого процесса медиаграмотность, помогает человеку эффективно использовать возможности информационного пространства - телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, сотовой связи. Медиаобразование в современном мире рассматривается как часть основных прав каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и права на информацию. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные программы всех государств, в систему дополнительного и непрерывного образования. Как известно, Концепцию медиаобразования, начиная с 60-х годов XX века, активно поддерживает и продвигает ЮНЕСКО.

Однако в нашей стране деятельность по организации юнкоровского движения, издания детско-юношеских СМИ держится на самоотверженности энтузиастов. Балансирующее между молодежной, информационной и образовательной политикой, на деле это направление остается за пределами интересов этих ведомств, в то время как в развитых европейских странах медиаобразование уже давно стало частью государственной политики.

В связи с вышеизложенным, считаем, что подобная ситуация приводит к утрате потенциальных возможностей в самоорганизации молодежи, в воспитании ответственных граждан российского государства, к информационной изоляции и потере взаимопонимания власти и общества. В свою очередь наличие Стратегии развития медиаобразования в России позволит выработать инструмент для проведения единой просветительской и воспитательной политики государства в отношении молодежи.

Учитывая те изменения, которые происходят сегодня в некоммерческом секторе экономики и, понимая меру ответственности за будущее нашей страны как гражданского общества, предлагаем:

1. Общественной палате Российской Федерации взять под свой контроль весь комплекс мер по развитию медиаобразования в России.

2. Комитету по информационной политике Общественной палаты РФ, совместно со специалистами и практиками в области медиаобразования, разработать Стратегию развития медиаобразования в России на ближайшие 10 лет.

3. На основе Стратегии развития медиаобразования в России разработать Комплексную межведомственную программу развития медиаобразования в России на 5 лет.

4. Рекомендовать Общественной палате РФ и российским национальным фондам при организации всероссийских конкурсов для НКО сделать приоритетным направление «Поддержка и развитие детско-юношеских СМИ и медиаобразования»

5. Учредить Национальную премию в области медиаобразования для образовательных, журналистских либо молодежных организаций, которые занимаются проблемами медиакоммуникаций, а также для губернаторов, на чьей территории медиаобразование развивается наиболее динамично и творчески.

6. Рекомендовать соответствующим министерствам и ведомствам на всех уровнях разработать механизм системной поддержки детско-юношеских СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет-издания), издательств и киностудий, в частности, через льготное налогообложение, тарифную политику и т.д.

7. Рекомендовать руководству государственных телерадиоканалов осуществлять государственную информационную политику, ориентированную на медиаобразование, вернуться к практике детских теле/радиопередач на федеральных и региональных каналах.

7. Разработать систему законодательных мер по ограничению распространения через Интернет идей насилия и ксенофобии, а также порнографии и проституции.

8. Министерству образования и науки РФ ускорить процесс открытия в системе подготовки кадров на уровне высшего образования новой специальности «Медиапедагог», ввести в штатное расписание общеобразовательных школ ставку медиапедагога с созданием в школах на базе компьютерных классов медиаклассов с расширением функций и необходимым технологическим обеспечением.

9. Поддержать идею Сибирской ассоциации медиаобразования (САМО) проведения в России ежегодного переходящего из одного города в другой молодежного МедиаФорума.

Вторая Межрегиональная выставка детско-юношеских СМИ и литературы для детей и юношества «Свежая строка» состоится в Томске с 6 по 9 ноября 2007 года. В рамках выставки пройдет научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры и средств массовой коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.