УДК 37; 070
М. Ф. Попова
Уральский федералъныйуниеерситет имени переогоПрезидентаРоссииБ. Н. Ельцина,
Екатеринбург
ТЕХНОЛОГИИ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
На разных направлениях медиаобразоеания - массовом (общедоступном) и профессиональном, на всех возможных уровнях - дошкольном, школьном, вузовском, послевузовском востребу-ются как общие, обязательные для всех форм, так и адаптированные для конкретных условий принципы и методы работы. Статья обобщает опыт Воскресной школы при департаменте «Факультет журналистики» Уральского федерального университета, выявляет образовательные технологии, адаптированные крискам современной медиаситуации.
Ключевые слова: медиаобразование, пропедевтика, школа юных, информационный проект, образовательные технологии.
Каких-нибудь 30 лет назад медиаобразовательная деятельность в нашей стране направлена была главным образом на школьников среднего и старшего звена. Практика самодеятельной детской прессы, работа школьных изданий, опыт медиапроектов в учреждениях дополнительного образования исследованы в целом ряде монографий, в кандидатских и докторских диссертациях (Ю. Б. Балашова, И. В. Жилавская, С. В. Лебедева, Л. А. Третьякова, А. В. Федоров, Т. И. Фролова, С. Б. Цым-баленко, А. В. Шариков). Однако сегодня объектами (и субъектами) медиаобразовательной практики становятся и дошкольники, и люди преклонного возраста. Данные уровни медиаобразования нуждаются в серьезном осмыслении, равно как и практика довузовской подготовки абитуриентов факультетов журналистики. Здесь научных трудов совсем немного (И. В. Челышева, И. А. Фатеева, С. И. Симакова), хотя подобные формы предпрофессиональной подготовки есть практически во всех вузах.
Особая актуальность этого направления обусловлена вызовами и рисками современной медиаситуации в стране и, естественно, профессионального медиаобразования:
— сокращением сроков обучения в вузе, а значит и объема, глубины изучения всех дисциплин, в том числе профильных;
— уменьшением продолжительности и снижением качества производственных практик в СМИ (возможность взять студентов на стажировку и обеспечить им квалифицированное руководство есть сегодня далеко не у всех редакций);
— явные тенденции депрофессионализации журналистики, сращивания разных видов информационной деятельности, гибридизация СМИ привели к тому, что уроки реальности, которые получают стажеры и молодые профессионалы, не всегда однозначны... Сегодня гораздо чаще мы наблюдаем конфликт между тем, чему учат в университете и тем, на что наставляют практики.
В этой ситуации потенциал и ответственность разносторонней довузовской подготовки будущих медиаспециалистов трудно переоценить.
Необходимость поиска своего абитуриента, выявления одаренных и расположенных к журналистской работе школьников, их творческого развития привела еще в 1964-м году к созданию на факультете журналистики УрГУ школы юных корреспондентов - ШЮК. (Она и сейчас работает на безвозмездной основе). На протяжении многих лет такой вариант медиаобразования привлекал сотни старшеклассников и вполне решал проблему набора студентов. Введение творческого конкурса как профильного вступительного экзамена потребовало открытия еще и подготовительных курсов для репетиционной работы с абитуриентами.
Воскресная школа, которой в 2017-м году будет 10 лет - нынешний формат довузовской подготовки, сохраняет традиционные принципы уральской школы журналистики: установка на практические занятия и тренинги, на активную связь со СМИ и, особенно, на реализацию собственных информационных проектов - учебных газет, радио и телевизионных программ. Об
эффективности такой образовательной деятельности пишет и профессор И. А. Фатеева: «Меди-аобразовательный проект может решать еще целый комплекс задач: быть средством профориентации молодежи, склонной к медиапрофессиям, и местом накопления работ для портфолио; способствовать развитию коммуникативных навыков участников и умения работать в команде; совершенствовать проективные, рефлексивно-аналитические и исследовательские навыки на ме-диаматериале (например, на основе метода включенного наблюдения); способствовать социализации участников, обогащению их жизненного опыта; развивать медиаграмотность населения за счет представления ему альтернативных источников информации и т. д. Эффективность технологии медиаобразовательного проекта <...> чрезвычайно высока, благодаря этому мы считаем ее ведущей и даже системообразующей для всех видов современного медиаобразования, а владение ею - обязательным для профессионального медиапедагога» [7. С. 50-51].
О необходимости сочетания медиаобразования и медиапрактики школьников делает вывод в «Журналисте» С. С. Распопова, анализируя опыт реализации в Оренбурге телевизионного проекта «После школы»: «Оренбургский проект заставляет еще и думать о том, как выстраивать работу со школьниками, мечтающими попасть на телевидение.. .Участие детей в программах ТВ эффективно только в том случае, если телевизионные проекты становятся частью медиаобразования» [5. С. 71].
Особенно важным стал акцент на проектной деятельности в формате именно воскресной школы (ВШ). Занятия в выходные дни - мера вынужденная: почти четверть слушателей приезжает из близлежащих городов (Березовский, Каменск-Уральский, Ревда, Реж, Первоуральск, Нижний Тагил). Это значительно увеличивает набор, в том числе - в перспективе - на первый курс. Вариант дистанционных подготовительных курсов, консультации по скайпу - не прижились. Скорее всего, из-за опосредованности контактов. Возможность непосредственной коммуникации, интерактивный характер занятий в университетских аудиториях, в которых предстоит учиться в перспективе... почти все слушатели отмечают это как привлекательные особенности ВШ.
Самая большая сложность учебной программы Воскресной школы заключается в том, что 26 рабочих дней в году (156 часов) - это еще и литература, и русский язык. На «Творческий конкурс» остается два раза в месяц, что делает необходимым поиск адекватных форм занятий. Приходится разрабатывать пролонгированные темы и деловые игры. Многие трудоемкие задания школьники выполняют дома при постоянной индивидуальной связи с куратором группы, который оперативно рецензирует творческие работы. Нагрузка у преподавателей существенно выросла. В связи с этим у нас появились студенческие кураторы. Как правило, это старшекурсники и магистранты. Они всерьез увлечены юнкоровской деятельностью, пишут выпускные квалификационные работы по медиаобразованию. Студенты берут на себя оперативное общение с абитуриентами в социальных сетях на специально созданных площадках, апробацию идей и черновую работу над учебными газетами. Участие в студенческих проектах, таких, как «Радио "Вышка"», «Студгоро-док», интернет-продукт «Журнал», газета «Студик», участие в научных конференциях, выставках и праздниках помогают «вживлять» абитуриентов в учебный (и не только) процесс факультета.
Предвузовский уровень медиаобразования предполагает специфические технологии, ориентированные все-таки на посвященную, продвинутую аудиторию. Обычно на подготовительные курсы приходят юнкоры, уже освоившие или параллельно осваивающие медиаобразовательные программы в своих школах, в Детских центрах, при редакциях взрослых газет. Они уже приобрели начальные знания и умения, почувствовали интерес и вкус к журналистскому труду, первично ориентированы в профессии, настроены на университетское образование. Поэтому, кстати, и «отсев» в ВШ невелик. По итогам прошлого года из 108 человек несколько ушли в первом семестре, трое слушателей написали в анкетах по итогам года: «Прослушала полный курс, все было интересно, но я поняла, что журналистика - это не мое».
Воскресная школа занимается медиаобразованием школьников, но в стенах вуза. Причем программы этой ступени не регламентируются ФГОС ни средней или высшей школы, ни дополнительного образования, они в каждом вузе определяются и адаптируются к локальным условиям. Если полагать, что базовые программы на школьном уровне уже предусматривают знакомство с типологией СМИ, понимание особенностей их информационной деятельности, развитие навыков создания медиатекстов, то предпрофессиональная подготовка на факультете, во-первых, корректирует и развивает эти компетенции. Во-вторых, решает задачу подготовки слушателей к
этапам творческого конкурса (публикации, сочинение, собеседование). В-третьих, в значительной мере это и пропедевтический к вузовским предметам уровень. Студенты первого и даже второго курса признаются, что они часто пользуются на занятиях по журналистским дисциплинам конспектами из Воскресной школы. В-четвертых, осваивая вместе со слушателями современные медиаплатформы и новые информационные технологии, преподаватели уделяют серьезное внимание развитию творческих способностей. Практические занятия, исходя из этих задач, предполагают тренинг основных творческих «мышц», без которых успешный журналист состояться не может: коммуникативные способности, образное мышление (основанное на богатых ассоциациях), словарный запас, логика, память, чувство юмора...
Здесь мы во многом солидарны с мнением доктора пед. наук С. Б. Цымбаленко: «У всех существующих подходов и программ по медиаобразованию есть существенный недостаток: они рассчитаны на подготовку к овладению существующими средствами информации и коммуникации, в лучшем случае - техническими разработками ближайшего будущего. Программы не поспевают за стремительным развитием информационно-коммуникативного общества. Они отличаются технократическим углом зрения, в центре внимания оказывается приспособление к средствам информации и коммуникации как таковым, а не развитие человека, использующего новые технологии» [9. С. 6].
Выстраивая программу курса «Основы журналистики» для слушателей Воскресной школы мы вынуждены учитывать и то, что далеко не все медиапедагоги, особенно в школах, имеют журналистское образование, и они объективно не могут дать серьезные знания о деятельности СМИ и оказать детям методическую помощь. По данным паспортизации печатных школьных СМИ Екатеринбурга, проведенной C.B. Лебедевой при поддержке городского Управления образования в 2012-м году, из 173 средних общеобразовательных учреждений свою газету или журнал имели 92 школы <.. > Из руководителей школьных изданий Екатеринбурга всего 6 человек имеют образование специалиста по работе в СМИ. Примечательно, что специализации "медиапедагог" (хотя бы на уровне повышения квалификации) не назвал никто» [4. С. 182-183].
Одну из самых острых проблем сегодняшнего довузовского медиаобразования (и массового, и профессионально ориентированного) - компетентность медиапедагогов - можно было бы решить, открывая профили, факультативы, практикумы, реализуя иные совместные проекты с педагогическими вузами и средними учебными заведениями, готовящими учителей для начальной школы и воспитателей детских дошкольных учреждений. Причем важен акцент на локальности связей, ибо это влияет на преемственность этапов медиаобразования. В 2016-2017 учебном году организовано несколько таких общих мероприятий с РГППУ, в том числе с газетой «Народный учитель». Интересную идею «Школа редакторов школьных СМИ» реализуют в МАУ ДО «Городской Дворец творчествадетей и молодежи «Одаренность и технологии» (Екатеринбург).
В Уральском федеральном университете, как и в Челябинском, в Югорском (Ханты-Мансийск) и в Пермском государственном университетах, в ряде других вузов страны, одним из важнейших направлений медиаобразования и детей, и взрослых стали фестивали и конкурсы школьных СМИ. Практически во всех таких мероприятиях региона в жюри и мастер-классах работают преподаватели факультета журналистики. В Екатеринбурге проводятся ежегодные конкурсы, совместно департамента «Факультет журналистики» УрФУ и редакций газет «Уральский рабочий», «Областная газета» - «ПрессКод» и «Автограф» (которые давно вышли за рамки города и области), где тоже практикуется подведение итогов в формате мастер-классов.
Доцент С. И. Симакова, рассказывая об опыте ЧелГУ, убедительно оценивает роль университетов в развитии медиаобразования: «Здесь успешно сочетаются работа по формированию меди-аграмотности школьника, студента, педагога. В ходе проведения мастерских каждый руководитель тем или иным способом влияет на формирование медиакомпетенций слушателей, повышая тем самым уровень медиаграмотности его участников <.. .> Университет становится уникальным медиаобразовательнымпространством» [6. С. 193].
20 лет назад на факультете журналистики УрГУ была разработана авторская программа «Основы журналистики в средней школе». Работала экспериментальная площадка в гимназии № 116 Екатеринбурга, где преподаватели и аспиранты факультета вели занятия в «А» классах - с первого по одиннадцатый. В лицее № 12 в таком спецкурсе в гуманитарной параллели занимались пятые - одиннадцатые классы. Педагог О. В. Колпакова издала учебно-методическое пособие «Йо-
хо-хо! Веселый учебник для пиратов и журналистов младшего возраста». Потом эти программы при методической поддержке факультета внедрялись в школах Перми, Ноябрьска, Сургута, Прокопьевска, не говоря уже о ближних территориях. Из этих городов и школ приток абитуриентов увеличился в несколько раз. К сожалению, сегодня по объективным причинам этот проект не работает. Есть необходимость вернуться к нему, потому что система медиаобразователъных технологий на разных этапах работы - ранняя профориентация, профконсультация, развивающие и обучающие программы довузовской подготовки будущих медиаспециалистов - очевидно результативна. Профессия журналиста, как никакая другая, предполагает непрерывность в профессиональном развитии.
Список литературы
1. Баканов, Р. П. Журналистика для начинающих: учеб.-метод. Пособие для слушателей Школы молодого журналиста при факультете журналистики и социологии и студентов 1-2 курсов отделения журналистики КФУ [Текст] / Р. П. Баканов, М. В. Симкачева, Д. В. Туманов. - Казань : Казан, ун-т, 2012. - 258 с.
2. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития [Текст] / Е. Л. Вартанова // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / Под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. - М. : МедиаМир, 2010. - С. 3-11.
3. Жилавская, И. В. Медиаповедение личности: материалы к курсу, учеб. пособие / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. - 91 с.
4. Лебедева, C.B.K проблеме компетентности руководителей современных школьных изданий [Текст] / С. В. Лебедева // Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ: материалы Междунар. Науч.-практ. конф. 17-18 апр. 2014 г. - Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2014. - С. 190-193.
5. Распопова, С. Как работать с детьми, мечтающими попасть на ТВ [Текст] / С. Распопова // Журналист. - 2016. - № 12. - С. 70-71.
6. Симакова, С. И. Роль университетов в развитии медиаобразования // Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ: материалы Международной научно-практической конференции. (Екатеринбург, 17-18 апреля 2014 г.). - Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2014. -С. 190-193; 200с.
7. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск : Изд-во Челяб.гос.ун-та, 2015. - 129 с. (Классическое университетское образование).
8. Федоров, А. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетент-ность» [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева и др. - М. : МОО «Информация для всех», 2012. -614 с.
9. Цымбаленко, С. Б. Цивилизационный подход к формированию информационно-образовательного пространства и медиакультуры учащихся [Текст] / С. Б. Цымбаленко // Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. -М., 2014.-С.6-11.
10. Челышева, И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Текст] / И. В. Челышева; под ред А. В. Федорова. - Таганрог : Издат. Центр Таганрог, гос.пед. ин-та, 2009. -320 с.
TECHNOLOGY PREPARATORY TRAINING STUDENTS ТО THE PROFESSION OF JOURNALISM IN THE SUNDAY SCHOOL
PopovaM. F., Ural Federal Universiti, Yekaterinburg, [email protected]
Speaking about different dimensions of media education, including mass (public) and professional, different levels - pre-school, school, university there are principles and methods in high demand, both general, mandatoryfor allforms of education as well as specific ones, adjusted to particular conditions ofwork.
The article summarizes the experience of the Sunday school at the Department ofJournalism at the Ural Federal University, identifies educational technologies adapted to the risks of modern media-situations.
Keywords: mediaeducation, propaedeutics, a school of youngsters, information project, media-situation, educational technologies.
References
1. Bakanov, R. P., Simkacheva, M. V. andTumanov, D. V. (2012) Zhurnalistika dlya nachinayuschih: ucheb.-metod. Posobie dlya slushateley Shkolyi molodogo zhurnalista pri fakultete zhurnalistiki i sotsiologii i studentov 1-2 kursov otdeleniya zhurnalistiki KFU [=Journalism for Beginners: ucheb method. Participant Manual Young Journalist School of the Faculty of Journalism and Sociology and students of 1-2 courses of the Department of Journalism CFU], Kazan, Kazan.un-t, 258 p. (In Russ.).
2. Vartanova, E. L. (2010) Mediaobrasovanie как prioritet obschestvennogo rasvitiya [=Media education as apriority of social development], in.Mediaobrazovanie v shkole: sb. program prepodavaniya distsiplin [=Media Education at school: Sat. teaching programs of disciplines], ed. by E. L. Vartanova and О. V. Smirnova, Moscow, Mediamir, pp. 3-11. (In Russ.).
3. Zhilavskaya, I. V. (2012) Mediapovedenie lichnosti: material к coursu, ucheb. posobie [=Mediapovedenie personality: materials for the course, Proc. Benefit], Moscow, RIC MGGU in name ofM. A. Sholokhov, 91 p. (In Russ.).
4. Lebedeva, S. V. (2014) К problem kompetentnosti rukovoditeley sovremennih shkolnih isdaniy [=To a problem of competence of the leaders of modern school editions], in: Mezhkulturnie kommunikatsii v sovremennom mire: rol SMI [=Intercultural communication in the modern world: the role ofthe media], Ekaterinburg, pp. 181-184. (In Russ.).
5. Raspopova, S. S. (2016) Как rabotat s detmi, mechtayuschimi popast na TV [=How to work with children, wanted to get on TV], in: Zhurnalist [=Journalist], no. 12, pp. 70-71. (In Russ.).
6. Simakova, S. I. (2014) Rol universitetov v rasvitii mediaobrasovaniya [=The role of universities in the development of media education], in \ Mezhkulturnye kommunikatsii v sovremennom mire: rol SMI [=Intercultural communication in the modern world: the role of the media], Ekaterinburg, pp. 190-193. (In Russ.).
7. Fateeva, I. A. (2015) Aktualnie problem mediaobrasovaniya:ucheb. Posobie [=Actual problems of media education: textbook. Benefit], Chelyabinsk, 129 p. (In Russ.).
8. Fedorov, A.V., Levitskaya, A. A. and Chelisheva, I. V. (2012) Nauchno-obrasovatelniy tsentr "Mediaobrasovanie I mediacompetentnost" [=Research and Education Center «Media Education and Media Competence], Moscow, 614 p. (In Russ.).
9. Tsymbalenko, S. B. (2014) Tsivilizatsionnyi podhod к formirovaniyu informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva i mediakultury uchaschihsya [=Civilization approach to the development of information and educational space and media culture of students], in: Nauchno-metodicheskie osnovy modeli samorazvivayuschegosya informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva [=Scientific and methodical bases of model self-developing information and educational space], Moscow, pp. 3-11. (In Russ).
10. Chelisheva, I. V. (2009) Metodika I tehnologiya mediaobrasovaniya v shkole I vuse [=Technique and technology of media education in schools and universities], Taganrog, 320 p. (In Russ.).
Попова Мария Федоровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург.