Научная статья на тему 'Медиаобразовательный проект как системообразующее звено работы подготовительных курсов факультета журналистики Челябинского государственного университета'

Медиаобразовательный проект как системообразующее звено работы подготовительных курсов факультета журналистики Челябинского государственного университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
380
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ / ДОВУЗОВСКАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МЕДИАПРОЕКТ / УЧЕБНЫЕ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлева Анна Аркадьевна

Автор статьи представляет систематизацию собственного опыта работы в качестве преподавателя, педагога, редактора и звукорежиссёра на подготовительных курсах факультета журналистики Челябинского государственного университета. Ключевым звеном журналистской и медиаобразовательной деятельности, вокруг которого выстраивается вся система подготовки будущих журналистов, и от которого зависит успешность и эффективность работы подготовительных курсов журфака в целом, является медиаобразовательный проект. В статье автор также высказывает собственное видение проблем в системе довузовской подготовки и, в частности, в работе подготовительных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Журавлева Анна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательный проект как системообразующее звено работы подготовительных курсов факультета журналистики Челябинского государственного университета»

УДК 070; 37

А. А. Журавлева

Челябинский государственный университет, Челябинск

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Автор статьи представляет систематизацию собственного опыта работы в качестве преподавателя, педагога, редактора и звукорежиссёра на подготовительных курсах факультета журналистики Челябинского государственного университета. Ключевым звеном журналистской и медиаобразовательной деятельности, вокруг которого выстраивается вся система подготовки будущих журналистов, и от которого зависит успешность и эффективность работы подготовительных курсов журфака в целом, является медиаобразовательный проект. В статье автор также высказывает собственное видение проблем в системе довузовской подготовки и, в частности, в работе подготовительных курсов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный проект, медиаобразовательная деятельность, журналистская деятельность, подготовительные курсы, довузовская подготовка абитуриентов, довузовская медиаобразовательная практика, медиапроект, учебные СМИ.

Автор данной статьи уже более 12 лет занимается подготовкой абитуриентов факультета журналистики Челябинского государственного университета (далее - ЧелГУ) к вступительным испытаниям - экзамену «Творческий конкурс», который включает в себя три этапа: 1) редакторскую правку предложений; 2) конкурс журналистских работ (портфолио) / написание эссе (при отсутствии публикаций) и 3) собеседование.

Программа подготовительных курсов только за последние 5 лет не раз подвергалась обновлению и корректировке, как и само количество часов, выделяемое на работу с подготовишками, однако неизменным оставалось одно - понимание необходимости создания в рамках подготовительных курсов медиаобразовательного проекта, который выполнял бы сразу несколько задач: 1) работа над проектом помогала бы ребятам определиться в профориентационном плане и исключить возможность неверного выбора профессии на раннем этапе - до поступления в вуз; 2) журналистские материалы, подготовленные абитуриентами, служили бы фундаментальной основой портфолио - важнейшего вступительного испытания; 3) будущие журналисты, создавая медиаобразовательный проект, могли бы набраться опыта, проявить себя уже не только в роли журналистов-печатников, интернет-журналистов, но и журналистов электронных СМИ, фотокорреспондентов и даже в роли начинающих медиапедагогов; 4) полученные в ходе работы над проектом умения и навыки учащийся смог бы использовать и вывести на новый уровень при написании творческой курсовой работы на 2 курсе (где предусматривается подготовка авторского медиапроекта и его дальнейший анализ), при прохождении производственных практик (после 1, 2 и 3 курсов), а также при написании творческой дипломной работы.

О важности и эффективности медиаобразовательного проекта пишет И. А. Фатеева, отмечая, что он «может решать еще целый комплекс задач: <...> способствовать развитию коммуникативных навыков участников и умения работать в команде; совершенствовать проективные, рефлексивно-аналитические и исследовательские навыки на медиаматериале (например, на основе метода включенного наблюдения); способствовать социализации участников, обогащению их жизненного опыта; развивать медиаграмотность населения за счет представления ему альтернативных источников информации и т. д.» [6. С. 50].

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки к «Творческому конкурсу» рассчитана, в среднем, на 84 часа. Продолжительность программы - 7 месяцев (октябрь - апрель). Занятия проводятся 1 раз в неделю (как правило, в будний день; в воскресный день - только если в группе есть учащиеся из отдаленных городов Челябинской области). Продолжительность занятий - 3 академических часа, из которых 1 час - лекционное занятие, 2 часа - практические

занятия. Согласно учебному плану подготовительных курсов по журналистике, лекционных занятий - 28 часов, практических - 56 часов.

Следует отметить, что довольно продолжительный период подготовкой абитуриентов на факультете занимался один преподаватель (одна группа - один преподаватель), однако в последние 2-3 года было принято решение о внедрении следующей системы преподавания: 1) основной преподаватель; он вычитывает теорию, занимается с учащимися подготовкой медиаобразова-тельного проекта, отвечает за конечное размещение журналистских материалов абитуриентов в учебных СМИ и на медиаплощадках факультета, а также подготовкой и отбором лучших материалов абитуриентов к участию в различных журналистских конкурсах; 2) второй преподаватель; он занимается подготовкой ребят к такому вступительному испытанию, как «редакторская правка предложений»; это преподаватель-лингвист; 3) другие преподаватели; они могут приглашаться в качестве гостей в зависимости от конкретных тем занятий.

Введение в работу подготовительных курсов сразу 2-3 преподавателей, с нашей точки зрения, принесло только положительные результаты: деятельность преподавателей разведена согласно их специализациям и научным интересам, что позволяет провести подготовку абитуриентов на самом высоком профессиональном уровне; абитуриенты получают более широкое представление о преподавательском составе факультета и сразу имеют возможность понять конкретные требования, предъявляемые к студентам во время дальнейшего обучения, например, по таким предметам, как «Основы конвергентной журналистской деятельности», «Современное радиовещание», «Современное телевидение», «История зарубежной и отечественной журналистики», «Эталонный медиадискурс», «Стилистика и литературное редактирование», «Медиасистема Челябинской области» и многим другим; не возникает «эффекта усталости» от одного преподавателя на протяжении довольно длительного периода обучения.

Слушатели подготовительных курсов имеют возможность заниматься и в стенах университета и дома по специально написанной для них книге. Силами преподавательского состава факультета журналистики ЧелГУ было создано учебное пособие для старшеклассников «Введение в журналистику» [1], получившее в 2012 году диплом (2 место) Международного конкурса на лучшую книгу по коммуникативным наукам и образованию Российской коммуникативной ассоциации. Это учебное пособие не потеряло своей актуальности ни в теоретическом, ни в практическом плане и в настоящее время. Авторами данного труда явились М. В. Загидуллина, Е. А. Сарасов, Т. И. Сидорова, А. Д. Соловьева, И. А. Фатеева. Автор данной статьи также принял участие в создании этого пособия [3. С. 70-88]. В последние годы абитуриенты активно пользуются этой книгой в электронном виде, она размещена в Интернете на нескольких площадках, в соответствующих её тематике разделах: chip74.ru, metodichka.x-pdf.ru и др. «Введение в журналистику» является теоретическим каркасом учебной программы подготовительных курсов, а практическим - сам медиаобразовательный проект.

Одной из важных целей медиаобразования, по мнению А. В. Шарикова, является развитие ме-диакоммуникативных, творческих способностей молодого поколения [9]. С нашей точки зрения, именно работа над медиаобразовательным проектом запускает у абитуриентов медиаактивность, пробуждает интерес, выявляет и развивает способности к медиатворчеству.

Из слушателей подготовительных курсов и основного педагога образуется редакция, члены которой готовят журналистские материалы для самых разных медиаплощадок, предоставляемых факультетом журналистики ЧелГУ. Это учебная газета «Журфикс», проводное учебное радио «Диктум», Медиапортал Факультета журналистики (http://jourcsu.ru), группа ВКонтакте «Жур-фак ЧелГУ» (https://vk.com/jourcsu).

В статье «Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов» И. А. Фатеева рассматривает эволюцию форм медиаобразовательных проектов и выделяет среди них две ведущие группы: «1) печатные (газеты, журналы, бюллетени, дайджесты и т. д.); 2) электронные. Вторая группа очень обширна и подразделяется, в свою очередь, на: а) аудиальные: аудиокниги, радиопередачи и т. д.; б) визуальные: фотопроекты, плакаты, альбомы, инфографика и т. д.; в) аудиовизуальные: клипы, фильмы, мультфильмы, телепередачи, видеосюжеты и т. д.; г) интернет-проекты: информационные сайты, компьютерные игры, баннеры и т. д.» [7. С. 41-42].

Согласно данной классификации, по видам массмедиа, особенностью медиаобразовательного проекта подготовительных курсов журфака ЧелГУ является его многоплатформность или муль-

тивидовость - и печатная, и электронная (аудиальный, визуальный и интернет-проекты). При этом необходимо отметить, что сам медиаобразовательный проект, создаваемый в рамках работы подготовительных курсов, освобождён от функций корпоративных медиа. Важность последнего критерия для подобных проектов подчёркивает И. В. Жилавская в книге «Медиаобразование молодёжи» [2. С. 189].

Один из главных акцентов при создании медиаобразовательного проекта сделан на подготовке радиопрограмм для учебного проводного радио «Диктум», которое было создано на факультете журналистики ЧелГУ ещё в 2003-м году. А. А. Морозова пишет, что медиаобразовательный радиопроект - «это средство массовой информации, которое использует активный метод обучения теоретическим и практическим умениям в сфере радиовещания» [4]. Данным исследователем, на примере Челябинской области, подробно описаны и проанализированы региональные медиа-образовательные проекты в сфере радиовещания [5].

Вместе с преподавателем, автором этих строк, учащиеся осваивают правила написания текста для радио, изучают в теоретическом и практическом ключе палитру интонирования, различные подходы к чтению радиотекстов в разных жанрах и многое другое. Однако отметим, что в процессе подготовки радиоматериалов абитуриенты лишь обзорно знакомятся с работой в компьютерных программах для записи, монтажа и сведения готовых программ. Звукорежиссёрская и звукооператорская работа остаётся преподавательской прерогативой. Это сделано во многом для того, чтобы будущие студенты не потеряли интереса к занятиям на более старших курсах, где специально изучаются программы Sound Forge, Vegas и др.

Готовые радиопередачи подготовишек в течение года выпускают в эфир студенты разных курсов (бакалавры и магистры), за которыми в тот или иной отрезок учебного года закреплена работа на радиостанции. После выхода в эфир, а иногда и одновременно (в зависимости от степени «устаревания» материала) радиопрограммы абитуриентов размещаются на Медиапортале журфака.

Однако, как мы отмечали выше, подготовишки не ограничены только одним видом СМИ, они также активно пишут материалы на самые разные темы, в том числе по вопросам медиагра-мотности и медиабезопасности, и для портала, и для газеты «Журфикс», и для группы журфака ЧелГУ ВКонтакте. Темы публикаций ребята, как правило, предлагают сами. Жанровое и идейно-содержательное воплощение, выразительные средства и стилистические приёмы, актуальные для того или иного вида СМИ, - всё это автор обсуждает с педагогом, и неоднократно, как в редакции, так и в процессе онлайн-общения. И. В. Жилавская справедливо подчеркивает, что ме-диаобразование молодёжи предполагает «творческий диалог, критическое мышление, самостоятельность суждений», где нет места «формализму, однозначности, давлению» [2. С. 40]. Точку в этом длительном творческом взаимодействии ставит преподаватель: он проводит окончательную вычитку текста и несет ответственность за качество опубликованного или вышедшего в эфир журналистского материала.

В течение 2016 / 2017-го учебного года подготовительные курсы факультета журналистики ЧелГУ посещали 10 девушек, из них до окончания обучения дошли 8 человек. Две абитуриентки отказались от возможного поступления на журфак и дальнейшего посещения подготовительных курсов в середине обучения - после появления окончательной информации об отсутствии бюджетных мест в этом учебном году.

Из 8 девушек, окончивших подготовительные курсы, только одна приняла решение поступать на актёрское отделение московского театрального вуза, все остальные были зачислены на факультеты журналистики (5 человек - журфак ЧелГУ, 1 человек - журфак УрФУ, 1 человек - жур-фак ЮУрГУ). Отметим, что в двух последних вузах в 2017-м году были бюджетные места. Из 10 слушателей подготовительных курсов 2016 года, например, 8 человек поступили на журфак ЧелГУ (очное и заочное отделения), 1 человек - журфак московского вуза, 1 человек - журфак ЮУрГУ. Чаще всего соотношение поступающих из группы подготовительных курсов на журфак ЧелГУ и на журфаки других вузов выглядит следующим образом: 80 % : 20 % или 70 % : 30 %.

Силами группы из 8 человек за второй период обучения (середина января - апрель) было подготовлено и выпущено в эфир студенческого радио «Диктум» 17 радиопрограмм, из них 10 информационных (хронометраж: 3-4') и 7 авторских (хронометраж: 6-7'). Для других факультетских медиаплощадок было создано 10 журналистских материалов: для газеты «Журфикс» - 2

публикации (очерк и статья), 5 развёрнутых материалов для Медиапортала факультета журналистики и 3 материала для группы ВКонтакте «Журфак ЧелГУ». Все эти публикации подготовишки снабдили яркими авторскими фотографиями.

Итак, медиаобразовательный проект, как видим, является центральным звеном, вокруг которого выстраивается вся программа подготовки пришедших на курсы ребят, в том числе и её теоретическая часть. Даже тренировочные предложения по вступительному испытанию «редакторская правка предложений» преподаватель частично может выбрать из текстов, которые пишут ребята.

Кроме того, работа над проектом может помочь и с наполнением или увеличением папки абитуриента «Творческое досье», содержание которой также влияет на сумму конечных баллов, получаемых абитуриентом во время такого вступительного испытания, как собеседование с преподавателями факультета журналистики. Творческое досье - это демонстрация достижений абитуриента, подтвержденных дипломами, грамотами, удостоверениями, свидетельствами, сертификатами, научными работами, похвальными листами, творческими работами, характеристиками и др. Во время собеседования выявляются осознанность выбора профессии, мотивация, личные достижения, широта общего кругозора абитуриента, начитанность, коммуникабельность, стрес-соустойчивость, различные интересы и увлечения и многое другое. Отметим, что отсутствие «Творческого досье» не может являться причиной недопуска поступающего к собеседованию. В то же время, подготовленное досье не имеет силы портфолио и не освобождает абитуриента от написания эссе на вступительном экзамене «Творческий конкурс».

Наполнение папки «Творческое досье» в период обучения на подготовительных курсах происходит в результате подготовки учащимися собственных медиапроектов. Например, лучшие работы слушателей подготовительных курсов журфака ЧелГУ неоднократно становились участниками и даже победителями различных журналистких конкурсов, например, международного конкурса «ЖираСМИк» (ЮУрГУ, номинация «Радио»), международного конкурса детских и молодёжных СМИ «Юнга+» (ЧелГУ, коллективные и индивидуальные номинации), конкурса «Ме-диаВЫЗОВ» (Забайкальский государственный университет, номинация «Фоторепортаж») и др. При этом сам творческий коллектив подготовительных курсов (и преподаватели, и учащиеся) выступал в роли самостоятельной редакции при факультетских учебных СМИ.

Таким образом, создавая медиаобразовательный проект, учащиеся (даже не всегда осознанно) на практике знакомятся с такими понятиями, как медиатекст, медиаобразование, медиагра-мотность, монтаж, критическое мышление, аудиальное мышление, визуальное мышление, ме-диабезопасность, медиакомпетентность личности и многими другими, подробно описанными А. В. Фёдоровым [8].

Теперь несколько слов хочется сказать о наболевшем. О тех проблемах, которые испытывают и преподаватели подготовительных курсов, и сами учащиеся, и вся система довузовской подготовки в целом.

Еще 10-12 лет назад на подготовительные курсы факультета журналистики приходило от 30 до 36 человек, и это при том, что в городе работает ни один факультет журналистики ЧелГУ, конкуренция в высшей школе по специальности «Журналистика» на Южном Урале очень высока. И 99 % этих подготовишек оставалось на факультете. Однако позднее число слушателей подготовительных курсов резко уменьшилось. Тому есть целое множество причин. Одна из главнейших - демографический кризис 90-х годов, последствия которого отечественные вузы испытывают до сих пор. Другой серьёзной причиной стало введение ЕГЭ. И если последствия демографического кризиса со временем, возможно, нивелируются, в последние годы наблюдается серьёзный рост рождаемости, подрастают «дети материнского капитала», которым уже сегодня по всей стране не хватает детских садиков и школ, то смягчить удар, нанесённый всей системе довузовской подготовки абитуриентов в результате введения ЕГЭ, вряд ли удастся.

Сегодняшние абитуриенты все неохотнее принимают решение о поступлении на подготовительные курсы при тех факультетах, где ещё остаются какие-либо вступительные испытания в форме традиционных экзаменов (как известно, это факультеты, где готовят специалистов по творческим специальностям - архитекторов, дизайнеров, журналистов, актёров и др.). И на это решение, как и на выбор будущей специальности, влияет следующий, не лишенный логики, аргумент: «сначала я сдам ЕГЭ, а потом посмотрю, на какие специальности я смогу пройти по баллам». В результате введения ЕГЭ и ученики, и родители, и школы, и вузы стали заложниками

непредсказуемости экзаменационных результатов, логика которой нередко напоминает всем известную «русскую рулетку». Иначе как можно объяснить, что ребята из классов с углубленным изучением математики, гуманитарных и других дисциплин, несмотря на многогодичную подготовку ещё и с репетиторами, не могут сдать на высокие баллы свои профильные предметы?

Получается, что заниматься серьёзной подготовкой к поступлению, к выбору будущей профессии вне рамок ЕГЭ попросту нет смысла. Да ещё к тому же тратить на это дополнительные родительские деньги, которых и так немало тратится на получение бесплатного среднего образования в нашей стране.

Ещё одним фактором, влияющим на принятие решения о посещении подготовительных курсов при вузах, становится отсутствие стабильности в распределении бюджетных мест, которые в сфере гуманитарного образования перераспределяются то в пользу одних специальностей и определенных вузов, то других. С нашей точки зрения, каждый вуз, если он прошел аккредитацию, имеет хорошие показатели, авторитет и давно работает на образовательном рынке, должен иметь стабильное количество бюджетных мест (пусть и не очень большое). Как показывает практика, даже наличие 5 бюджетных мест привлекает большое количество поступающих на гуманитарные специальности и стимулирует желание заняться довузовской предпрофессиональной подготовкой. За последние 5 лет, например, факультет журналистики ЧелГУ был дважды лишен бюджетных мест на бакалавриате - в 2017-м и 2014-м годах, что, несомненно, отразилось и на наборе студентов на факультет (ср: 2014 г. - 1 группа из 38-ми человек; 2016 г. (15 бюджетных мест) - 3 группы из 75 человек; 2017 г. - 2 группы из 43 человек) и на наполняемости группы подготовительных курсов в эти годы.

Кроме того, наличие такого вступительного испытания, как «написание эссе» (для тех, у кого нет опубликованных в СМИ работ), тоже расхолаживает ребят, даже тех, кто посещает подготовительные курсы. Нередко приходится слышать такие заявления: «Лучше я напишу одно эссе на экзамене, чем буду готовить такое количество работ для портфолио». Кстати, на журфаке ЧелГУ установлены достаточно щадящие критерии: минимальное количество публикаций для портфо-лио - 5, рекомендованное - 10. В рамках работы подготовительных курсов объяснить важность и жизненную необходимость выполнения именно практической составляющей работы будущего журналиста, к счастью, удаётся.

В заключение хочется отметить, что в современной ситуации подготовительные курсы не решают проблемы набора студентов на факультет, но являются творческой мастерской, помогающей развиваться журналистским способностям подготовишек, именно из этих ребят в дальнейшем формируется «могучая кучка», стержень будущих студенческих групп. На подготовительных курсах происходит встреча преподавателя со своим будущим студентом, где есть возможность лучше понять вновь прибывшее молодое поколение, оценить уровень общей гуманитарной подготовки и «технической» продвинутости ребят и, при необходимости, внести коррективы в преподавание определенных дисциплин на факультете. И, конечно же, ключевым, гелиоцентрическим, звеном, вокруг которого выстраивается вся система подготовки и от которого зависит успешность и эффективность работы подготовительных курсов журфака ЧелГУ, по-прежнему является медиаобразовательный проект. Реализация этого проекта предоставляет возможность обучающемуся гораздо раньше остальных погрузиться в практическую журналистскую и меди-аобразовательную деятельность, получить необходимые навыки и незаменимый опыт, которые станут отличной базой для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Введение в журналистику: учеб. пособие для старшеклассников [Текст] / А. А. Журавлева [и др.]; под ред. И. А. Фатеевой, М. В. Загидуллиной. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010. - 144 с.

2. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежи: монография [Текст] / И. В. Жилавская. -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 243 с.

3. Журавлева, А. А. Технология работы журналиста. Современные информационные технологии в работе журналиста [Текст] / А. А. Журавлева // Введение в журналистику: учеб. пособие для старшеклассников / А. А. Журавлева [и др.]; под ред. И. А. Фатеевой, М. В. Загидуллиной. -Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010. - Гл. 5. - С. 70-88.

4. Морозова, А. А. Медиаобразовательный проект как средство коммуникации (на примере учебного радио) [Электронный ресурс] / Lingua mobilis, 2010. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/ mediaobrazovatelnyy-proekt-kak-sredstvo-kommunikatsii-na-primere-uchebnogo-radio (дата обращения: 10.10.2017).

5. Морозова, А. А. Региональные медиаобразовательные проекты в сфере радиовещания: особенности контента (на примере Челябинской области): дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / А. А. Морозова. - Екатеринбург, 2012. - 223 с.

6. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос.ун-та, 2015. - 129 с. (Классическое университетское образование).

7. Фатеева, И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов [Текст] / И. А. Фатеева // Вестник ЧелГУ. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360). - Вып. 94. - С. 40-46.

8. Фёдоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта, 2010. - 64 с.

9. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.

MEDIA EDUCATION PROJECT AS FORMING SYSTEM OF THE WORK OF PREPARATORY COURSES OF THE FACULTY OF JOURNALISM OF CHELYABINSK STATE UNIVERSITY

Zhuravleva A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, anettazhuravleva@gmail.com

The author of the article represents the systematization of his own work experience as a teacher, teacher, editor and sound engineer at the preparatory courses of the faculty ofjournalism of the Chelyabinsk State University. A key link in journalistic and media education, around which the whole system of training future journalists is built, and on which the success and effectiveness of the preparatory courses of journalism as a whole depends, is the media education project. In the article the author also expresses his own vision of problems in the system of pre-university training and, in particular, in the work of preparatory courses.

Keywords: media education, media education project, media education activity, journalistic activity, preparatory courses, pre-university preparation of entrants, pre-university media education practice, media project, training media.

References

1. Vvedeniye v zhurnalistiku: ucheb. posobiye dlya starsheklassnikov (2010) ^Introduction to Journalism: a textbook for high school students], Chelyabinsk, 144 p. (In Russ.).

2. Zhilavskaya, I. V. (2013), Mediaobrazovaniye molodezhi: monografiya [=Media Education of Youth: monograph], Moscow, 243 p. (In Russ.).

3. Zhuravleva, A. A. (2010), "Tekhnologiya raboty zhurnalista. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii v rabote zhurnalista" [=The technology of the journalist's work. Modern information technologies in the journalist's work], in: Vvedeniye v zhurnalistiku: ucheb. posobiye dlya starsheklassnikov [=Introduction to Journalism: a textbook for high school students], Chelyabinsk, pp.70-88. (In Russ.).

4. Morozova, A. A. (2010), "Mediaobrazovatel'nyy proyekt kak sredstvo kommunikatsii (na primere uchebnogo radio)" [=Media education project as a means of communication (on the example of educational radio)], in: Lingua mobilis [=Lingua mobilis], available at:https://cyberleninka.ru/article/v/ mediaobrazovatelnyy -proekt-kak-sredstvo-kommunikatsii-na-primere-uchebnogo-radio, accessed 10. 10. 2017. (In Russ.).

5. Morozova, A.A. (2012), Regional'nyyemediaobrazovatel'nyyeproyektyvsfereradioveshchaniya: osobennosti kontenta (na primere Chelyabinskoy oblasti) [=Regional media education projects in the sphere of broadcasting: features of content (on the example of the Chelyabinsk region)], Ekaterinburg, 223 p. (In Russ.).

6. Fateeva, I. A. (2015), Aktualnie problem mediaobrasovaniya: ucheb. posobie [=Actual problems of media education: a textbook allowance], Chelyabinsk, 129 p. (In Russ.).

7. Fateeva, I. A. (2015), "Novyye tekhnologicheskiye formaty mediaobrazovatel'nykh proyektov" [=New technological formats of media education projects], in: Vestnik Chelyabinskogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk University], no. 5 (360), pp. 40-46. (In Russ.).

8. Fedorov, A. V. (2010), Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [=Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence], Taganrog, 64 p. (In Russ.).

9. Sharikov, A. V. (1990), Mediaobrazovaniye: mirovoy i otechestvennyy opyt [=Media Education: world and russian experience], Moscow, 66 p. (In Russ.).

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

anettazhuravleva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.