УДК 070; 316.77
Н. В. Юмашева
Барнаульский городской детско-юношеский центр, Барнаул
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮВЕНИЛЬНОГО СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В статье рассматривается развитие самодеятельных детско-юношеских изданий в России, обусловленное становлением информационного общества. Автор описывает специфику журналистской модели медиаобразования, ее интерактивный характер. Особое внимание уделяется проблеме повышения медиаграмотности молодого поколения.
Автор представляет опыт краевой детско-юношеской газеты «САМИ» (Россия, Алтайский край), которая осуществляет сетевое взаимодействие с различными образовательными организациями края. Статья рассматривает различные варианты организации продуктивной коллективной творческой деятельности, нацеленной на вовлечение подростков в регулярный информационный обмен; представлены формы заочного и очного взаимодействия, реализуемые в повседневной работе редакции и в рамках проводимых ею краевых массовых мероприятий.
Автор представляет непрерывную образовательную коммуникацию как педагогическую технологию, способствующую повышению эффективности медиаобразования, описывает формы и методы осуществления Статья знакомит читателя с формами работы редакции газеты «Сами», значительно расширяющими диапазон ее медиаобразовательной деятельности, а также с наиболее значительными результатами функционирования.
Ключевые слова: информационное общество, ювенильная журналистика, самодеятельные детско-юношеские СМИ, медиаобразование, медиапедагоги, сетевое взаимодействие, непрерывная образовательная коммуникация.
Стремительное становление информационного общества предопределяет потребность каждого члена общества в способности ориентироваться во всем объеме информационных ресурсов, как традиционных, так и виртуальных, умении вести поиск информации, адекватно ее воспринимать и критически интерпретировать, а в дальнейшем продуктивно использовать. Поэтому медиаобразование становится актуальным требованием времени. В образовательную практику западноевропейских стран оно вошло еще в 70-е годы ХХ века, термин «медиаобразование» подразумевал «обучение теоpии и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpиваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теоpии и пpактике» [10. С 8].
На российской почве медиаобразование укоренилось десятилетиями позже, к этому времени его понимание углубилось и обросло нюансами, один из основоположников российского медиа-образования А. В. Федоров предлагает считать медиаобразованием «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [8. С. 708].
Насущной востребованностью медиакомпетенций объясняется тот феномен, что при отсутствии государственной программы медиаобразования в России стихийно складывается система медиаобразования. Оно осуществляется в различных формах. Наиболее распространенной и имеющей прочные корни в отечественном образовании является издание в образовательных учреждениях самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации. В практической деятельности, собирая, анализируя и обрабатывая информацию, публикуя собственные тексты и получая «обратную связь» от аудитории, учащиеся осваивают закономерности функционирования информационных систем и правила взаимодействия с ними, приобретают навыки как поиска
и интерпретации информации, так и создания собственных информационных продуктов. Практика показывает, что авторы самодеятельных средств массовой информации в дальнейшем часто становятся студентами факультетов журналистики. Этих студентов отличает осознанность выбора, стабильность мотивации, сформированность основных профессиональных компетенций. Необходимо отметить и то, что названные выше компетенции необходимы сегодня не только в журналистике - без них сегодня сложно быть успешным в любой сфере деятельности. Поэтому редакции самодеятельных средств массовой информации в России становятся не только признанной авторитетной школой довузовской подготовки, но и широко распространенной эффективной формой повышения медиакомпетентности школьников, выбирающих самые различные профессии и сферы деятельность.
Исследователь отечественных и мировых тенденций развития медиаобразования И. В. Жилав-ская считает принципиально отличающимися друг от друга педагогическую и журналистскую модели медиаобразования, вторая, по мысли автора, в отличие от первой, является интерактивной, гораздо в большей степени вовлекающей участника медиаобразовательного процесса лич-ностно, эмоционально. Это актуально, в первую очередь, для молодежной аудитории, которая в XXI веке перестает быть аудиторией в строгом смысле: грань между производителями и потребителями информации стирается. И. В. Жилавская пишет: «Молодежная аудитория в этой концепции предстает не только потребителем предлагаемой СМИ информации, адекватно ее понимая и оценивая, но и активной участницей информационного производства, существенно влияющей на политику СМИ» [2].
Известный отечественный исследователь и организатор самодеятельной детско-юношеской журналистики, президент творческого объединения ЮНПРЕСС, с 90-х годов прошлого столетия и по сей день реализующего проекты федерального масштаба, направленные на развитие и интеграцию детских творческих медиаобъединений, предупреждает об опасности недооценить значение медиадеятельности современных подростков. Вслед за Маргарет Мид он предлагает видеть в ребенке эксперта будущего в настоящем, подчеркивает необходимость партнерского, равноправного диалога взрослого и юного поколений. С. Б. Цымбаленко считает, что информационное общество становится новой цивилизацией: после того, как история человечества на протяжении многих веков была историей конфликта отцов и детей, именно информационное общество создает предпосылки и условия для взаимообогащения поколений в диалоге, который в равной степени важен и для взрослых, и для юных. «Дети направляют послания обществу в виде своих газет, видеофильмов, интернет-ресурсов. <...> Современная коммуникативная система общества позволяет включить подрастающее поколения в реальные социальные преобразования» [9. С. 4-5].
Акцентируя возрастную характеристику производителей информационного продукта, Д. И. Косолапова вводит для обозначения многообразной медиадеятельности подростков термин «ювенильная журналистика», определяя ее «как коммуникативную и социально-адаптивную деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личност-но-окрашенной информации» [4. С. 191]. Специфика ювенильного издания, по мысли исследователя, состоит в том, что оно не только создает информационное пространство, сколько обеспечивает условия для самореализации и самопознания как юных корреспондентов, так и читателей. Между ними нет четкой грани, поскольку авторы являются органичной частью аудитории и, в отличие от профессиональных СМИ, любой читатель (зритель, слушатель) в любой момент может стать автором, и становится им. Участие в социально значимой коммуникации и посредством ее - в творческо-преобразовательной общественной деятельности становится одним из успешных условий социализации подростков. В силу этих обстоятельств, ювенильная журналистика представляет собой явление, в полной мере отвечающее вызовам времени, поскольку «развитие системы информационного пространства идет в направлении все большей переориентации на пользователя, из репрезентативного оно все более становится коммуникативным» [5. С. 194].
Многообразные формы взаимодействия ювенильных медиаобъединений с аудиторией и со старшим поколением (родителями, педагогами, администрацией образовательных учреждений и т. п.) исследует Н. Л. Кулакова, рассматривая различные варианты сотрудничества и взаимовлияния детского творческого коллектива и различных управленческих (включая детское самоуправление) структур [6. С. 100-105]. Взаимодействию детских и подростковых медиаобъединений с другими социальными институтами, в первую очередь - образовательными (поскольку обучение
в юном возрасте доминирует среди других видов деятельности) много внимания уделяет Жан Гонне. Он подчеркивает, что ювенильные медиаобъединения позволяют решить широкий спектр образовательных и воспитательных задач и подчеркивает особую миссию медиапедагога, который играет «роль посредника между учебным заведением и подростками, между подростками и их родителями, между школой и обществом. Часто он - центральная фигура в отношениях конфликтующих между собой сил и, если он содействует ребятам в издании их газеты, ему волей-неволей приходится принимать участие в этих конфликтах» [1. С. 138].
Таким образом, уже на рубеже веков исследователи ювенильной журналистики отмечали многообразие присущих ей связей форм взаимодействия и взаимовлияния с различными социальными институтами. Нынешний этап развития информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для непрерывного сетевого взаимодействия авторов ювенильных СМИ друг с другом, с педагогами и иными структурами, в том числе образовательными.
Редакция детско-юношеской газеты «САМИ» была создана как один из творческих коллективов Барнаульского городского детско-юношеского центра в 1991 году с целью дать возможность детям, у которых есть интерес и склонность к журналистике и литературному творчеству, поработать в настоящей газете, утвердиться в своем призвании. На протяжении двадцати шести лет газета является единственным на Алтае печатным изданием для детей и подростков, функционирующим как полноценное средство массовой информации, зарегистрированным в соответствии с законодательством о СМИ, и в то же время создающимся силами непрофессиональных юных авторов. Газета имеет краевой статус, распространяется по подписке на территории всего Алтайского края. Главная цель, которую ставит перед собой педагогический коллектив газеты - создание условий для творческой реализации и социальной интеграции детей и подростков, содействие формированию у них целостного мировоззрения, что особенно актуально в переходном возрасте, адаптация подрастающего поколения к условиям жизни постиндустриального общества, помощь в выборе жизненных целей и ориентиров. Материалы, публикуемые в газете, поднимают наиболее актуальные вопросы школьной жизни, поведения в обществе, молодежного досуга, самоопределения личности, моральные и социально-экономические проблемы.
«САМИ» стала авторитетной школой профессиональной подготовки будущих журналистов: ежегодно не менее 10 воспитанников поступают на факультет журналистики Алтайского госуниверситета, еще столько же - на смежные специальности (филология, PR, реклама, социология). Выпускники «САМИ» учатся в вузах Москвы и Санкт-Петербурга на профильных специальностях (журналистика, театральная критика, филология). Воспитанники «САМИ» работают сейчас во всех без исключения краевых СМИ Алтая, в том числе на руководящих постах, немало бывших «самистов» в федеральных и зарубежных СМИ.
В большинстве своем успешно осваивают профессию журналиста или смежные с ней специальности обучающиеся творческого объединения в Барнаульском городском детско-юношеском центре, их постоянно несколько десятков. Но в сферу деятельности редакции вовлечены сотни детей и подростков Алтайского края, в их планы не входит овладение навыками работы в СМИ, но им «САМИ» помогает повысить свою медиакомпетентность и адаптироваться к условиям жизни в постиндустриальном обществе.
В 2001 году на базе редакции была создана общественная организация «САМИ», которая в соответствии с учредительным договором стала издателем газеты, кроме того - занялась реализацией медиаобразоватльных проектов, за прошедшие годы три десятка из них были поддержаны грантами разного уровня. Проектная деятельность позволила привлечь к медиатворчеству многих детей подростков, помочь им в освоении базовых медиакомпетенций. В частности, в сентябре 2017 года был завершен социально значимый проект «А родина у нас есть!», при реализации которого были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи». Среди целевой аудитории проекта особое место занимали дети, оставшиеся без попечения родителей. Подростки, воспитанники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, вовлекались в журналистскую деятельность с целью облегчения социальной адаптации, которая для данной категории детей представляет наибольшую сложность. В ходе работы над публицистическими материалами, ребята совершенствовали свои коммуникативные
навыки, знакомились со структурой, функционалом, спецификой взаимодействия с населением различных социальных институтов, в частности - органов государственной власти и муниципального самоуправления. Особое внимание в рамках проекта было уделено формированию у воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, эмоционального, личностного отношения к своей малой родине. Чувство привязанности к родным местам формируется в раннем детстве и связано с близкими родственниками, с их заботой, любовью, совместным времяпрепровождением, которое приносит радость и осуществляется в каких-то конкретных географических обстоятельствах, в контексте определенных пейзажей и природных условий. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в подавляющем большинстве лишены такого опыта и в более старшем возрасте он, к сожалению невосполним. Однако, занимаясь публицистической деятельностью, знакомясь с актуальными проблемами той местности, где подросток живет, ища пути их решения и посредством своих публикаций стремясь их решить, он проникается чувством причастности к настоящему и будущему своей малой родины, сознанием своей ответственности за происходящее на этой земле. Таким образом, формируется, возможно, не столь глубокое и всеобъемлющее, как в раннем детстве, но, тем не менее, личностное и эмоциональное восприятие родной местности, восприятие своей судьбы в контексте судьбы малой родины.
Помимо реализации большого числа инициативных проектов, направленных на адаптацию подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, АРДОО «САМИ» стала региональным представительством Общероссийской общественной организации «Лига юных журналистов», выполняла функции регионального филиала Сибирской ассоциации медиаобразования, что позволило обеспечить алтайским детям и подросткам возможность участия в межрегиональных и федеральных медиаобразовательных проектах.
С 2014 года наряду с Барнаульским городским детско-юношеским центром и Алтайской региональной детско-юношеской общественной организацией «САМИ» полноправным членом сетевого сообщества, ориентированного на медиаобразование подрастающего поколения, стал Краевой дворец творчества детей и молодежи. В нем был создано творческое объединение с названием «Редакция газеты «САМИ», призванное выполнять функции регионального ресурсного центра медиаобразования и довузовской подготовки журналистов. В ресурсный центр вошли ме-диапедагоги «САМИ», и многие мероприятия, прежде проводимые общественной организацией «САМИ» в сотрудничестве с городским учреждением дополнительного образования, благодаря включению в альянс ведущей краевой организации дополнительного образования не просто приобрели региональный статус, но образовали целостный цикл.
Ежегодный образовательный цикл редакции газеты «Сами» включает в себя три мероприятия регионального уровня. Начинается год с краевого конкурса творческих работ по журналистике «Точка зрения» (февраль-март) - заочного этапа фестиваля юных журналистов «Свой голос». Подводятся итоги конкурса в рамках очного этапа фестиваля - двухдневного интенсива, проходящего во время весенних школьных каникул. К участию в очном этапе фестиваля приглашаются не только участники «Точки зрения», но и все юные журналисты школьных газет, телестудий, интернет-ресурсов Алтайского края.
В ходе фестиваля юные журналисты работают над созданием общего фестивального медиа-продукта - спецвыпуска газеты «САМИ» тематического раздела сайта, лонгрида. Под руководством медиапедагогов «САМИ» подростки берут интервью, проводят опросы на улицах Барнаула, отправляются в творческие командировки, по материалам которых создают репортажи, - тем самым осваивают азы журналистского мастерства.
После этого в июле-августе юных журналистов ждет краевая профильная смена «Журналистский пленэр», которая проводится в живописнейших местах Алтайского края. Знакомясь с природными, историческими, культурными достопримечательностями, подростки получают яркие эмоциональные впечатления, которые способствуют активизации творческой энергии и воплощаются в создаваемых юными авторами медиапродуктах. Получив базовые представления о профессии журналиста, на пленэре его участники приобретают опыт самореализации в различных типах СМИ: в составе редакций они пишут тексты и делают фотографии для газеты, принимают участие в записи радиовыпуска и съемке телепрограммы, создают публицистические материалы для сайта.
Завершает ежегодный цикл краевая выставка изданий для детей и юношества «Свежая строка», которая проводится в ноябре-декабре. В выставке принимают участие творческие коллекти-
вы: зарегистрированные средства массовой информации, профессиональные и самодеятельные издательства, образовательные организации, общественные объединения, издающие печатную продукцию для детей и молодежи. Экспонаты - газеты и журналы (краевые, городские, районные, вузовские, межшкольные, школьные, домов творчества и т. д.), детские и молодежные приложения к периодическим изданиям, молодежные страницы краевых, городских, районных газет, а также литературные альманахи, сборники стихов, прозы, сказок, адресованные детям и молодежи, и справочные и методические пособия для школьников - в течение нескольких недель выставляются в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Для того, чтобы максимально расширить круг посетителей выставки и дать возможность не только увидеть издания в музейной витрине, но и детально ознакомиться с его контентом, выставка размещается в сети Интернет, где каждое издание представлено в формате PDF. В рамках «Свежей строки» проходит конкурс изданий, мастер-классы и круглые столы, которые обусловливают финальное место этого мероприятия в годовом цикле, поскольку позволяют подвести итоги, проанализировать достижения и неудачи, наметить планы и ориентиры на следующий год [4].
Несколько автономно пока существует проводимый в рамках сетевого взаимодействия редакции газеты «САМИ» и Краевого дворца творчества детей и молодежи региональный этап международного чемпионата WorldSkills (компетенция «Мультимедийная журналистика»).
Необходимо отметить, что подавляющее большинство участников ежегодных массовых мероприятий, проводимых «САМИ», - это подростки, которые занимаются журналистикой в медиа-объединениях, действующих в малых городах и селах края. Как правило - в районных и городских учреждениях дополнительного образования. Программа краевых мероприятий неизменно предусматривает формы работы с медиапедагогами, руководителями этих объединений - это круглые столы, методические семинары, консультации экспертов и т. д. Таким образом, можно говорить о сетевом взаимодействии районных и городских образовательных организаций с региональным ресурсным центром медиаобразования, который сам образован в результате сетевого взаимодействия АРДОО «САМИ» и Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи.
В крае есть целый ряд активно и плодотворно работающих медиаобъединений (например, в Заринском и Тюменцевском Детско-юношеских центрах, Рубцовском Центре внешкольной работы «Малая академия», Михайловском лицее, Алтайском краевом педагогическом лицее и др.). Сотрудничество с ними не ограничивается их участием в ежегодных мероприятиях: они проводят собственные районные и городские медиафорумы, профильные смены, другие виды мероприятий, активно привлекая медиапедагогов «САМИ» в качестве экспертов, тренеров, спикеров и т. п. Воспитанники этих медиаобъединений регулярно становятся членами краевых делегаций, которые «САМИ» формирует для участия во Всероссийских и межрегиональных медиафорумах, фестивалях, профильных сменах. В онлайн-режиме районные и городские медиаобъединения принимают участие в не столь масштабных мероприятиях «САМИ», как перечисленные выше. В первую очередь - в еженедельных пресс-конференциях с ведущими краевыми журналистами, которые в редакции «САМИ» делятся секретами мастерства, рассказывают о многообразных способах существования в профессии, которая многолика как, возможно ни одна другая профессия. В это время их слушают, и не только слушают, но и задают вопросы начинающие журналисты и сидящие за одним столом со спикером, и находящиеся в это время в студиях районных и городских учреждений дополнительного образования.
Медиапедагоги «САМИ» активно работают с воспитанниками районных и городских медиа-объединений в индивидуальном режиме. Каждыйй из них под руководством своего педагога или без помощи такового может сделать публикацию не только в районном или городском СМИ, но и в краевой газете «САМИ». Для этого, прежде всего, на сайте газеты есть кнопка «Стань автором», которая позволяет любому подростку прислать написанный им текст в редакцию. Этот сервис сайта помогает газете получать материалы из всех городов и сел края, даже от школьников, никогда не имевших никаких личных контактов с представителями редакции.
Однако с воспитанниками районных и городских медиаобъединений взаимодействие осуществляется намного более активно и, соответственно, более эффективно, чем это позволяет сервис «Стань автором». Для этих целей используются другие сетевые инструменты. Редакция газеты «САМИ» существенно расширила диапазон своей деятельности и помимо собственного сайта теперь имеет две группы в социальной сети «ВКонтакте», аккаунты в «Instagram» и «Twitter», канал
на «^оиТиЬе». Основной платформой, на которой происходит общение членов редакции, в том числе медиапедагогов и воспитанников, стала социальная сеть «ВКонтакте». Большинство юных авторов газеты наибольшую активность проявляют именно в этой социальной сети, поэтому наиболее целесообразно осуществлять дистанционный образовательный процесс в среде, удобной и привычной для обучающихся. Формы дистанционной работы достаточно разнообразны. Это и индивидуальная работа педагога с обучающимся над текстом в режиме реального времени, но на значительном удалении друг от друга. Это и групповые формы работы: в «ВК» создана беседа, в ней общение носит публичный характер, в него вовлечены все члены творческого коллектива, как барнаульские школьники, обучающиеся Барнаульского городского детско-юношеского центра, так и члены районных и городских медиаобъединений. В беседе происходит распределение редакционных заданий, обсуждение наиболее эффективных методов их выполнения. Беседа позволяет как педагогам, так и воспитанникам поделиться обнаруженной в Интернете интересной информацией сразу со всеми участниками и тут же обсудить прочитанное или увиденное. Информационные поводы чаще всего связаны с профессией журналиста, с различными резонансными событиями в сфере СМИ. Однако в этом же публичном поле юные авторы обсуждают и школьные проблемы, и взаимоотношения с родителями, и впечатления, полученные от общения с книгой, фильмом, картиной. Во всех этих обсуждениях педагоги принимают участие и могут мягко и ненавязчиво повлиять на ход обсуждения. Общение в социальной сети, демократичное по своей сути, позволяет педагогу организовать доверительное, максимально открытое общение, которое происходит вне рамок учебного расписания, вне границ учебной аудитории. Для характеристики этого взаимодействия методист Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи М. Ю. Капустин предложил термин «непрерывная образовательная коммуникация» [3].
Реализация такого взаимодействия привносит в педагогическую деятельность ряд сложностей. Стремительно развивающиеся коммуникационные технологии требуют постоянно следить за инновациями, за подростковыми предпочтениями в интернет-сфере для того, чтобы использовать действительно наиболее актуальный на данный момент и эффективный инструментарий. Особую проблему представляет собой определение способа фиксации рабочего времени, потраченного на удаленную работу: ввиду постоянно меняющейся нормативно-правовой базы в сфере образования, как на федеральном, так и на региональном уровне, эта задача вообще кажется невыполнимой. Но при этом реализация непрерывной образовательной коммуникации, безусловно, приносит свои плоды. Эффективность такого взаимодействия подтверждается победами как коллектива редакции, так и отдельных ее членов в конкурсах и на фестивалях, причем не только посвященных детско-юношеским СМИ, но и в профессиональных конкурсах журналистского мастерства, где «САМИ» занимает призовые места, оставляя позади взрослых опытных коллег.
В 2001 году у газеты «САМИ» появилась электронная версия. По результатам межрегионального конкурса «Интернет - мир без провинций» уже в 2001 году сайт газеты «САМИ» был признан лучшим образовательным интернет-ресурсом. В настоящее время сайт www.gazetasami.ru представляет собой молодежный интернет-ресурс, информационное наполнение которого создается школьниками Алтайского края. Помимо других разделов на сайте функционирует новостная лента, материалы для которой, как и все другие материалы газеты и сайта, пишут школьники. В первую очередь - это воспитанники творческого объединения «Редакция газеты «САМИ» Барнаульского городского детско-юношеского центра. Публикуют материалы в краевом детско-юношеском СМИ так же дети и подростки, не занимающиеся в БГДЮЦ и даже живущие вне пределов Барнаула. Однако доля таких материалов невелика. Для того, чтобы сайт краевой газеты представлял посетителям диапазон школьной жизни всего региона, в 2012 году была создана интегрированная лента новостей: в новостную ленту сайта «САМИ» помимо авторских текстов включаются новости школ и других образовательных организаций всего Алтайского края. Специальный робот каждый три минуты проводит мониторинг сайтов организаций-партнеров и выставляет все новые новостные материалы этих сайтов в новостную ленту «САМИ».
В отличие от новостных материалов, написанных авторами «САМИ», новости школьных сайтов не публикуются на сайте газеты целиком. В ленте публикуется онлайн-заголовок, который является ссылкой на материал, расположенный на сайте организации-партнера. Соответственно, если посетитель сайта «САМИ» хочет прочитать новость какой-то школы, он кликает по понравившемуся ему онлайн-заголовку и переходит на сайт-партнер, где расположено само тело новости.
Сотрудничество полезно обеим сторонам: с одной стороны, расширяется диапазон информации, представленной на сайте краевого СМИ, с другой, растет число посетителей сайтов образовательных организаций. Опыт показывает, что большинство посетителей, обращающихся к новостной ленте, попадают на сайты школ, центров творчества именно с сайта газеты «САМИ», который привлекателен тем, что представляет широкую палитру жизни образовательной системы целого региона.
Поскольку редакция газеты является краевым ресурсным центом медиаобразования и довузовской подготовки журналистов, образовательная деятельность осуществляется в разных формах и на разных уровнях. По условиям договоров с организациями-партнерами сотрудники «САМИ» указывают на недочеты, предлагают варианты их устранения, объясняют требования, что, естественно, повышает качество контента официальных сайтов образовательных организаций [7].
Таким образом, сетевое взаимодействие, направленное на повышение медиакомпетентности подрастающего поколения Алтайского края, осуществляется редакцией газеты «САМИ» в разных формах и на разных уровнях, оно, несомненно, обогатится в связи с созданием Российского Движения Школьников, одним из четырех направления деятельности которого является медийное. Краевой штаб РДТТТ сформирован в Краевом дворце творчества детей и молодежи, в его состав в качестве куратора медийного направления включен медиапедагог «САМИ».
Список литературы
1. Гонне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гонне; пер. с фр.; общ. ред. и вст. ст.
A. В. Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.
2. Жилавская, И. В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования [Электронный ресурс] / И. В. Жилавская // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - М, 2008. - № 2. -URL: http://www.mediascope.ru (дата обращения: 10.09.2017).
3. Капустин, М. Ю. Непрерывная образовательная коммуникация в организации публицистической деятельности школьников [Текст] / М. Ю. Капустина // Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ: сборник научных статей 2-й научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 61-62.
4. Камышева, М. В. Ежегодный образовательный цикл ресурсного центра медиаобразования и довузовской подготовки журналистов (детско-юношеская газета «САМИ», Барнаул) [Текст] / М. В. Камышева // Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017».
- М., 2017.
5. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций [Текст] / Д. И. Косолапова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -Пермь, 2010. - № 6 (12). - С. 191-195.
6. Кулакова, Н. Л. Медиаобъединения в самодеятельной школьной прессе [Текст] / Н. Л. Кулакова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - М., 2007. -№ 3.- С. 100-106.
7. Слюсарев, В. К. Организация сетевого взаимодействие в деятельности ювенильного интернет-ресурса (сайт детско-юношеской газеты «САМИ», Барнаул) [Электронный ресурс] /
B. К. Слюсарев // Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017».
- М., 2017. - URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/11127/uid149629_re-port.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
8. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. -Ростов, 2001. - 708 с.
9. Цымбаленко, С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования [Текст] / C. Б. Цымбаленко. - М., 2010. - 256 с.
10. Медиаобразование [Текст] / Media Education. - Paris: UNESKO, 1984. - 93 p.
NETWORK INTERACTION IN MEDIA EDUCATION ACTIVITIES OF THE JUVENILE MEDIA
Yumasheva N. V, Barnaul city children's and youth center, Barnaul, [email protected]
The article is devoted to the development of amateur children and youth editions in Russia, determined by the formation of the information society. Author describes the specific features of the journalistic media education model, its interactive nature. Particular attention is paid to the problem of improving the media literacy of young people.
The author presents the experience of the editorial board of the regional children's and youth newspaper SAMI (Russia, Altai Region), which carries out the network interaction between various educational organizations. The article considers various options for organizing collective creative activity aimed at involving teenagers in regular information exchange; forms of correspondence and face-to-face interaction in the framework of the editorial office work.
The author presents the uninterrupted educational communication as a pedagogical technology that contributes to the improving the efficiency of media education, describes the various forms and methods of implementation of the uninterrupted educational communication.
The article provides the reader with the forms of work of the SAMI editorial office which significantly expands the range of its media education activity.
Keywords: information society, juvenile journalism, amateur children and youth mass media, media education, media teachers, network interaction, uninterrupted educational communication.
References
1. Gonnet, J. (2000), Shkolnyie i litseyskie gazety [=School and Lyceum Newspapers], Moscow, UNPRESS, 200 p. (In Russ.).
2. Zhilavskaya, I. V. (2008), "Interaktivnaya (zhurnalistskaya) model mediaobrazovaniya" [=Interactive (Journalist) Model of Media Education], in: Elektronnyiy nauchnyiy zhurnal «Mediaskop» [=Online magazine «Mediascop»], Moscow, no. 2, available at: http://www.mediascope.ru, accessed 10.09.2017. (In Russ.).
3. Kapustin, M. Y. (2017), "Nepreryivnaya obrazovatelnaya kommunikatsiya v organizatsii publitsisticheskoy deyatelnosti shkolnikov" [=Uninterrupted educational communication in management of journalism students], in: Uchimsya govorit po-russki. Problemy sovremennogo yazyka v elektronnykh SMI: sbornik nauchnykh statey 2-y nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Learn to speak Russian. Problems of the modern language in electronic media: a collection of scientific articles of the 2nd Scientific and Practical Conference], Moscow, pp. 61-62. (In Russ.).
4. Kamysheva, M. V. (2017), "Ezhegodnyiy obrazovatelnyiy tsikl resursnogo tsentra mediaobrazovaniya i dovuzovskoy podgotovki zhurnalistov (detsko-yunosheskaya gazeta «Sami», Barnaul)" [=The annual educational cycle ofmedia education (the regional children's and youth newspaper SAMI)], in: Materialyi mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «Lomonosov-2017». Elektronnyiy resurs [=Materials of international youth scientific forum «Lomonosov-2017». Electronic edition], Moscow. (In Russ.).
5. Kosolapova, D. I. (2010), "Yuvenilnaya zhurnalistika v sisteme massovyih kommunikatsiy" [=Juvenile journalism in the mass communications], in: Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnayafilologiya [=Perm University Bulletin. Russian and foreign Philology], Perm', no. 6 (12). pp. 191-195. (In Russ.).
6. Kulakova, N. L. (2007), "Mediaob'edineniya v samodeyatelnoy shkolnoy presse" [=Mediaassociation in amateur school press], in: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [=Moscow University Bulletin 10. Journalism], Moscow, no. 3, pp. 100-106. (In Russ.).
7. Slyusarev, V. K. (2017), "Organizatsiya setevogo vzaimodeystvie v deyatelnosti yuvenilnogo internet-resursa (sayt detsko-yunosheskoy gazetyi «SAMI», Barnaul)" [=Network interaction in the activity of the juvenile mass media (the regional children's and youth newspaper SAMI )], in:
Materialyi mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «Lomonosov-2017». Elektronnyiy resurs [=Materials of international youth scientific forum «Lomonosov-2017». Electronic edition], Moscow, available at: https://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/11127/uid149629_ report.pdf, accessed 10.09.2017. (In Russ.).
8. Fedorov A.V. (2010), Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika (2001), [=Media education: history, theory and methods], Rostov, 708 p. (In Russ.).
9. Tsymbalenko, S. B. (2010), Podrostok v informatsionnom mire: praktika sotsialnogo proektirovaniya [=Teen in the information world. Practice of social planning], Moscow, 256 p. (In Russ.).
10. Mediaobrazovaniye (1984), in: Media Education, Paris, UNESKO, 93 p.
Юмашева Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, главный редактор краевой детско-юношеской газеты «САМИ», методист, Барнаульский городской детско-юношеский центр, Барнаул.