Научная статья на тему 'Структурные особенности и механизмы создания медиахолдингов на базе самодеятельной детской и подростковой прессы'

Структурные особенности и механизмы создания медиахолдингов на базе самодеятельной детской и подростковой прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
775
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАХОЛДИНГ / САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПРЕССА / ИМИДЖЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА / ГАЗЕТЫ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / OWN-RUN CHILDREN'S PRESS / MEDIA HOLDING / IMAGE-BASED SCHOOL NEWSPAPER / PRINTED PRODUCTS OF VOLUNTARY JOURNALISTS ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулакова Надежда Леонидовна

В статье рассматриваются причины и условия формирования медиахолдингов самодеятельной прессы на базе школьных и внешкольных учебных заведений, общественных организаций, муниципальных учреждений и редакций. Анализируются творческие и экономические основы таких объединений, структурные особенности самодеятельных редакций, работающих в холдинговой структуре. Приведены примеры создания медиаобъединений самодеятельной ученической прессы во Франции и Германии, международные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FEATURES AND TOOLS OF CREATUNG MEDIA HOLDINGS UPON OWN-RUN CHILDREN’S AND TEENAGER’S PRESS

The article considers reasons and conditions for establishing media holdings of own-run children’s and teenager’s press within school and afterschool education units, municipal bodies, voluntary organizations and editors staffs. It analyses creative and economic ground of such associations, structural particularities of own-run editors which work within a media holding. It also contains some examples for creating and running media associations upon own-run school press in Germany and France and some international projects.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности и механизмы создания медиахолдингов на базе самодеятельной детской и подростковой прессы»

УДК:087.5 +808.1 ББК: 76.024.712.23

Кулакова Н.Л.

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МЕДИАХОЛДИНГОВ НА БАЗЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕССЫ

Kulakova N.L.

STRUCTURAL FEATURES AND TOOLS OF CREATUNG MEDIA HOLDINGS UPON OWN-RUN CHILDREN'S AND TEENAGER'S PRESS

Ключевые слова: медиахолдинг, самодеятельная детская пресса, имиджевая школьная газета, газеты детских журналистских объединений.

Keywords: media holding, own-run children's press, image-based school newspaper, printed products of voluntary journalists associations.

Аннотация: в статье рассматриваются причины и условия формирования медиахолдингов самодеятельной прессы на базе школьных и внешкольных учебных заведений, общественных организаций, муниципальных учреждений и редакций. Анализируются творческие и экономические основы таких объединений, структурные особенности самодеятельных редакций, работающих в холдинговой структуре. Приведены примеры создания медиаобъединений самодеятельной ученической прессы во Франции и Германии, международные проекты.

Abstract: the article considers reasons and conditions for establishing media holdings of own-run children's and teenager's press within school and afterschool education units, municipal bodies, voluntary organizations and editors staffs. It analyses creative and economic ground of such associations, structural particularities of own-run editors which work within a media holding. It also contains some examples for creating and running media associations upon own-run school press in Germany and France and some international projects.

Понятие «медиахолдинг»

(mediaholding) обычно относят к экономическим терминам, обозначая издательскую либо любую другую компанию, вокруг которой объединяются финансово зависимые от нее редакции. Такое объединение предполагает, что предприятие будет экономически самостоятельным и даже прибыльным, а сетка изданий создаст больше возможностей для рекламодателей. Вместе с тем, в современной России существует множество периодических изданий, которые входят в такие структуры, но в рыночные отношения не включены. И.М. Дзялошинский и М.И. Дзялошинская в учебно-методическом пособии «Концепция современного периодического издания»1

1 Дзялошинский, И.М., Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие. - М.: МедиаМир,

приводят данные о бесплатных газетах, газетах муниципального и ведомственного уровня, расходы на подготовку и тиражирование которых берет на себя учредитель или издатель. К этим изданиям мы относим и периодику учебных заведений.

Как отмечают современные исследователи, в том числе И.В. Жилавская, обязанность обеспечить выпуск газеты и сайта, организовать иную проектную деятельность, связанную с каналами медиа, в соответствии с новыми образовательными стандартами обязана каждая школа2. Закон

2012. - 334 с.

2 Жилавская, И.В. - в статье «Что такое медиаобразование» по итогам VI городской научно-практической конференции «Информатизация муниципальной системы образования в контексте требований ФГОС». - URL:

http://www.nios.ru/node/10834 - НИОС,

г. Новосибирск (дата обращения 07.03.2015)

Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2014 г.1 обязывает учебные заведения иметь официальный сайт, обеспечивать деятельность общественных объединений учащихся, гарантировать свободу самовыражения юной личности. Единый государственный образовательный стандарт, утвержденный в 2012 году и уточненный в 2014 году приказом Министерства образования и науки РФ , вводит требование обеспечить каждому гражданину РФ получение навыков работы с информацией, в том числе с помощью современных электронных устройств. И один из наиболее эффективных способов обучения этому навыку - создание учебных СМИ. Всё это является основной для создания на базе учебных заведений медиахолдингов, обеспечивающих с одной стороны, информационное обеспечение детей и родителей о возможностях учебного заведения, с другой стороны, воспитание в школьниках активной гражданской позиции и интереса к получению новых знаний.

На базе учебного заведения иногда создаются учебные школьные медиахолдинги. В крупнейших городах России появились школы, имеющие авторские программы, включающие в учебный процесс производство периодических и

непериодических изданий, для чего в программу включено обучение детей созданию газеты, журнала, радиопрограммы, телепограммы, интернет-сайта или интернет-газеты. Для работы с каждым из изданий в штатном расписании учебного заведения предусмотрен педагог, в обязанности которого входит преподавание техники производства того или иного СМИ, практикумы, зачетные работы по выпуску газет, журналов, радио- и телепрограмм. В

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2014 г.

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1645 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования - URL: http. Минобрнауки.рф/документы/5185/файл/41Ш/Prikaz_ №_1645_ot_29.12.2014.pdf - дата обращения 09.03.2015 г.

различных классах формируются учебные группы. Уроки журналистики включены в сетку школьного расписания. Учащиеся получают отметки за написание материалов в различных жанрах, выпуск газет, съемку и монтаж телесюжета. В процессе обучения ребята получают навыки не только журналиста, но и корректора, полиграфиста, верстальщика, монтажера, оператора, диктора. По окончании школы они получают сертификат о специальном образовании, соответствующую оценку в школьный аттестат. В некоторых учебных заведениях предусмотрена стажировка учащихся в районной прессе.

Еще одна форма - «ведомственные» медиахолдинги, включающие детскую периодику. Формат ведомственного холдинга предполагает прежде всего решение PR-задач: создание имиджа организации, решение внутренних производственных задач коллектива. Администрация учебного заведения, внешкольного учреждения (Школа искусств, культурно-досуговый центр, Дом детского творчества, клуб по месту жительства и т.п.) решает с помощью детских изданий очень конкретные задачи: привлечение детей к учебе или к досуговой деятельности, в том числе учитывая мнение родителей. В ведомственном холдинге детская редакция не имеет творческой самостоятельности, не планирует проблемных и критических материалов. Большинство текстов имеют заказной характер (скрытая реклама).

Для «ведомственного» медиахолдинга характерно использование конвергентных изданий: детская фотогазета, приближенная по исполнению к плакату, и ее аналог в интернете; печатное издание (журнал или газета) в глянцевом варианте и его вариант в PDF-формате в интернете, детская видеогазета (на дисках и в интернете). Это дает возможность привлечь в престижное учебное заведение или во внешкольное учреждение новых членов. Для детей, привлекаемых к работе в таком холдинге, это хорошая практика поиска «позитивных» новостей, развитие навыков рекламной деятельности, а также возможность совершенствовать свой язык и стиль.

Исследователь С.С. Лебедева1

утверждает, что школьный медиахолдинг следует считать одним из условий дальнейшего развития системы школьных изданий. Такой медиахолдинг чаще всего включает: печатное издание (газета, журнал, альманах), новостной сайт, телевизионную студию, редко - радиостудию. Каждый вид школьных медиа может специализироваться на определенном типе информирования (новостном, аналитическом) или

использовать тот и другой в разных пропорциях.

Таким образом, мы можем констатировать, что для создания медиахолдингов в школах создана юридическая основа и может быть создана материальная база. Но целью нашего исследования являются школьные и внешкольные холдинги самодеятельной детской и подростковой прессы, где главной движущей силой создания периодических изданий становится организованный детский коллектив.

Рассматривая особенности

самодеятельных медиаобъединений в школах и внешкольных учебных заведениях, мы можем отметить несколько побудительных причин их создания, которые отличаются от мотивов, движущих руководством крупных медиахолдингов. Если для издательских домов, профессионально работающих с детской аудиторией, такой причиной в первую очередь является экономическая ситуация, в частности потребность в расширении сферы влияния, включение в круг читателей своих изданий юного поколения, работа на перспективу, а также увеличение совокупного тиража, что позволяет сделать холдинг более привлекательным для рекламодателя, то для самодеятельных изданий, возникающих из потребностей детей и подростков к самовыражению, к позиционированию себя в обществе, к обмену информацией в своей среде движущей силой создания медиахолдинга

1 Лебедева, С.С. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России -диссертация. - URL: http://www.dslib.net/zhurnalistika/ shkolnye-izdanija-kak-faktor-razvitija-mediaobrazovanija-v-sovremennoj -rossii.html

становится решение творческих задач, связанных со становлением в социуме юной личности.

2 3

Психологи Л. Выготский , Ж. Пиаже , А. Суворов4, философы С. Лем5, А. Бергсон6 и другие подчеркивают, что ребенок в обществе взрослых ощущает себя неполноценным, и его творчество — это компенсаторная возможность почувствовать себя полноценным, равным в социуме. Однажды в жизни ребенка наступает момент, когда из творческого порыва, вызванного конфликтной ситуацией, компенсаторной реакцией, наступает потребность в осознанном творчестве. А осознание своих творческих возможностей диктует юной личности поиск форм коллективной деятельности, с помощью которой можно созданный в личном, а потом и в коллективном воображении мир сначала проявить, сделать достоянием ровесников и взрослых, а затем и ввести его в реальность.

Почти три века назад сами дети изобрели способ коллективного выражения своего мнения, влияния на взрослых с помощью собственных изданий (это если не брать во внимание наскальную живопись, ибо сейчас не в наших силах оценить, какие из дошедших до современности древних рисунков созданы взрослыми, а какие — детьми). Публикация личного мнения или коллективной позиции даже в стенной газете позволяет противостоять авторитету взрослых, которые при устном выступлении всегда могут перебить, подавить волю ребенка грубым окриком, насмешкой, наконец, могут просто отказаться слушать. Уже в XIX веке в России собственные

2 Выготский, Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 c.

3 Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

4 Суворов, А.В. Смысл жизни и талант. Особенности мотивации талантливого подростка: Электронный журнал. URL: http://hpsy.ru/authors/x310htm;

http://akme31.narod.ru/19.html (дата обращения: 11.01.2011).

5 Лем, С. Философия случая / Пер. с пол. Б.А. Старостина - М.: АСТ, 2007. - 768 с.

6 Бергсон, А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В. Флеровой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Канон-пресс, 2001. - 384 c.

издания детей в гимназиях и церковноприходских школах позволяли учащимся и влиять на собственных педагогов, и высказывать свое отношение к политической обстановке.

В начале 90-х годов детские и подростковые издания стремились к объединению по территориальному признаку, если сталкивались с непониманием взрослых при решении своей проблемы, попытке закрыть, например, школьное издание, либо по тематическому признаку, например, при желании донести свое творчество (стихи, пьесы, памфлеты, тексты и музыку песен) до большего числа читателей-ровесников.

В современной самодеятельной прессе детей и подростков используются возможности визуализации информации, предоставленные техническим прогрессом: съемка видеосюжетов, иллюстрирующих текстовую информацию, ссылка в печатном издании на интернет-версии, включающие интерактивную составляющую (отзывы читателей, оценки публикаций аудиторией), а также размещение на итернет-ресурсах (сайте, либо в социальных сетях, мобильных приложениях) ссылки на печатное или аудиоиздание. Создание медиахолдингов самодеятельной прессы позволяет юным авторам раскрывать одно и то же событие разными способами, расширяя свою аудиторию, находя для каждого ее представителя наиболее доступный и наиболее убедительный способ подачи информации. И в то же время каждый автор имеет возможность выбрать тот способ подачи (текст, фото, аудио, видео), который больше отвечает его интересам.

На протяжении последних лет творческое объединение ЮНПРЕСС проводило изучение побудительного мотива, которым руководствуются дети и подростки, выбравшие журналистскую деятельность. Если судить по результатам анкет трех последних смен юных журналистов во Всероссийском детском центре «Орленок», то больше всего детей привлекает возможность почувствовать себя публичной личностью. Поэтому самодеятельные детские и подростковые

издания существовали всегда, при любых режимах, в любых социумах. Главное, чтобы как первоначальный фактор существовал определенный детский коллектив, объединенный общими интересами, условиями жизни и некоторой степенью «общественного беспокойства», иначе — «гражданской позицией». Это отмечают такие исследователи

самодеятельной детской прессы, как к.ф.н. Л.А. Вяткина, к.п.н.

А.Я. Школьник, к.п.н. Л.Б. Доржиева, исследователь самодеятельной прессы Л.А. Мягкова и другие.

Иногда к самодеятельному изданию относят любое издание, выпускаемое с участием детей. Это — серьезная ошибка. Ибо детский актив при профессиональном издании или детский актив при администрации школы на политику, экономику и структуру издания никак не влияет. В первом случае детская редакция является одним из имиджевых подразделений, как, например, в «Пионерской правде», журнале «Мурзилка» или любом другом профессиональном издании. Во втором случае мы имеем дело с ведомственным изданием, которое выражает интересы администрации школы, лицея, гимназии или внешкольного учреждения, но не детской редакции

А самоорганизованный детский (подростковый) творческий коллектив, с участием взрослого единомышленника или без него, способен принимать решение о программе, о поиске полиграфической базы, поиске финансов, о необходимости объединения с какой-либо

производственной, либо финансовой структурой ради того, чтобы его издание выходило регулярно. И анализируя варианты таких объединений, мы можем проследить, как самодеятельные издания «дорастают» до медиахолдингов.

Рассмотрим различные типы медиахолдингов, издающих школьную периодику1.

Детская (подростковая) редакция +

Кулакова, Н.Л. Медиаобъединения в самодеятельной школьной прессе // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. М., 2007. № 3.

администрация школы.

Это - государственно-самодеятельное объединение, поскольку школы в большинстве своем представляют собой государственное образовательное

учреждение (ГОУ)1. Такое объединение происходит, когда интересы

самодеятельной редакции и школьной администрации совпадают или могут быть приведены к взаимовыгодному

компромиссу. Партнеры выступают как равные стороны: администрация

предоставляет помещение, технику для набора, верстки, тиражирования, создает условия для распространения, детская редакция обеспечивает содержательную часть издания с учетом собственной концепции и информационную поддержку мероприятиям, организованным школьной администрацией. Взаимоотношения детской редакции и администрации оформляются протоколом, положением о редакции, либо вносятся в Устав школы (лицея, гимназии), может быть заключен договор о сотрудничестве, оговаривающий права и обязанности сторон. В рамках реализации национального проекта «Образование» школы, получившие по конкурсу 1 млн рублей на техническое оснащение, покупают целые издательские комплексы, позволяющие решать производственные проблемы школьной прессы

непосредственно в стенах образовательного учреждения. Такие примеры мы имеем в различных регионах России. В частности, в Ижевске летом 2007 г. ученица республиканской летней школы юного журналиста Софья Сандалова представила проект самодеятельной газеты для старшеклассников, учитывающей эту финансовую возможность школы. Такой же проект представила на научно-практической конференции Ханты-Мансийского

автономного округа редакция газеты «Хорошо» нижневартовского социально-педагогического колледжа. Об опыте создания холдинга в школе № 13 Санкт-Петербурга написал А. П. Гостомыслов2. К

1 На первое место в определении мы ставим ту структуру, которая финансово более самостоятельна.

2 Гостомыслов, А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе: учеб.

сожалению, в нашей стране нет специального закона, оговаривающего права самодеятельной детской

(подростковой) редакции в школе, ни на региональном, ни на федеральном уровне, хотя опыт создания таких законов есть во

3

Франции и Германии .

Детская (подростковая) редакция + школьный совет. Это — общественно-самодеятельное объединение. Такой вид объединения широко распространен в учебных заведениях Германии. В некоторых Землях есть законодательно закрепленное право школьной редакции на отдельный субсчет в рамках счета школьного совета. И даже разработаны механизмы контроля над целевым расходованием этих средств4. В российских учебных заведениях такие объединения появились после обретения школьными советами, то есть выборными органами, состоящими из представителей в равной мере учащихся, родителей и администрации, финансовой

самостоятельности и правом на собственный счет 5. Договор или соглашение между самодеятельной редакцией и школьным (гимназическим) советом также заключается в письменной форме.

Пример такого договора существовал в Новокузнецкой гимназии Пензенской области. Инициатором создания газеты в гимназии стала 9-классница Ирина Горбачева, представившая свой

издательский проект на смене юных журналистов в ВДЦ «Орленок».

Если со стороны школьного совета следуют финансовые санкции (так бывает, когда газета выявила недостатки в его работе и придала их гласности) или если

пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 352 с.

3 Книга рецептов для редакторов и редакторш // Немецкая юношеская пресса // ТО ЮНПРЕСС -А.М. Кушнир, НИИ школьных технологий. - М.: 2006. - С. 52-53.

4 Там же.

5 Постановление Правительства РФ от 19

марта 2001 г. № 196 "Об утверждении Типового

положения об общеобразовательном учреждении" (с

изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30

декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г.,

10 марта 2009 г.) - URL http://base.garant.ru/183100/ [Дата обращения 25.07.2011].

Совет школы целевые деньги редакции (полученные за рекламу или иные платные услуги) истратил на другие цели, самодеятельная редакция ищет другого партнера. Здесь возможны два варианта развития школьного медиаобъединения: либо поиск другого партнера внутри школы (в том числе и регистрация общественной школьной организации, под эгидой которой может быть создано несколько дополнительных структур газеты коммерческого характера), либо поиск партнеров вне стен учебного заведения.

Рассмотрим сначала первый случай — развитие медиаобъединения внутри школы. Он тоже имеет свои вариации.

Самодеятельно-коммерческое объединение — самый типичный вариант. В данном случае определение самодеятельное мы ставим на первом месте, т.к. коммерческие проекты не являются самостоятельными, а выполняют

обслуживающую функцию для

периодического самодеятельного издания. Один из примеров такого

объединения - детская (подростковая) редакция + редакция (группа), издающая рекламное приложение. По аналогии с взрослыми изданиями дети (подростки) создают при газете собственное рекламное агентство, которое занимается поиском рекламы в учреждениях, организациях, службах, торговых точках,

заинтересованных в клиентах на территории школы, либо в близлежащих к ней домах. Не имея зарегистрированного издания, не имея счета газеты в банке, юные бизнесмены вынуждены работать исключительно с наличными средствами, либо договариваться, что в счет рекламы рекламодатель сам оплатит тираж в типографии. За счет бесплатного рекламного приложения редакция окупает расходы на издание школьной газеты по собственной концепции.

Существуют и другие виды самодеятельно-коммерческих объединений: газета + издательский центр (или копировально-множительный центр, или центр предпечатной подготовки); газета + служба распространения, газета + социологическая служба (служба

мониторинга). Во всех этих вариантах предусмотрено оказание детьми и подростками платных услуг за наличный расчет частным лицам в рамках школы или даже за рамками школы. Но такие объединения очень недолговечны, потому что юридически не легализованы. Любая самостоятельная финансовая деятельность школьного и любого другого детского самодеятельного издания нередко кончается конфликтом с налоговой инспекцией.

Столкнувшись с налоговыми органами, самодеятельная редакция либо ищет спонсора, либо все-таки идет на компромисс с администрацией или школьным советом и создает медиаобъединение из «ведомственной» и собственной газеты. В этом случае финансовые вопросы рассматриваются взрослым сотрудником, и издание защищено либо государством

(распространяется среди учеников бесплатно), либо Уставом общественного объединения (доход от реализации издания по закону расходуется на уставные цели, например развитие издания, и таким образом не является прибылью).

Но если компромисс с администрацией школы и Советом школы не получается найти и нет постоянного спонсора, возможна еще одна форма.

Частно-самодеятельное медиаобъединение. Это значит, что либо выпускник школы — активный член редакции, либо педагог, с интересом помогающий самодеятельному изданию, либо родитель одного из учеников — активистов самодеятельной редакции регистрирует частный расчетный счет, который и становится редакционным.

Открытие счета — важный шаг к финансовой самостоятельности

самодеятельного издания. Иначе творческий коллектив, вынужденный решать производственно-экономические вопросы, не успевает решать программные задачи издания.

Пока предприниматель (ПБОЮЛ) играет роль финансового директора редакции (издателя) и справляется с вопросами издания газеты один, это еще не медиаобъединение, а просто финансово

самостоятельная самодеятельная школьная газета. Но у школьных изданий есть одна характерная особенность — постоянно меняющийся редакционный коллектив. И если финансовый директор, открывший расчетный счет, теряет личную заинтересованность в газете (например, его дети или юные друзья, с которыми он начинал газету, окончили школу), самодеятельной редакции нужно сохранить интерес издателя к своему изданию. И вот тогда действительно возникает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

медиаобъединение, когда взаимоотношения редакции и издателя приходится оформлять договором в письменной форме.

Более редкая ситуация — когда члены редакции, чтобы сохранить газету, инициируют регистрацию школьной общественной организации, либо становятся членами такой организации, если она в школе уже существует, либо действует на базе школы. И здесь форма взаимоотношений редакции и

общественной организации сразу же оформляется договором. Потому что у детской школьной организации могут быть и другие проекты, на которые она получает грантовую поддержку. Но здесь мы видим, опять же, общественно-самодеятельное медиаобъединение.

В том случае, если у периодического издания, выпускаемого самодеятельной редакцией, благодаря общественной структуре появляется свой счет (или хотя бы субсчет), возможно и более крупное медиаобъединение, включающее и школу (то есть государственную структуру), и общественную, и коммерческую структуры.

Рассмотрим подробнее укрупненный вариант такого государственно-общественно-коммерческого самодеятельного медиаобъединения.

Детская редакция + подростковая редакция + объединенная редакция для детей и педагогов (родителей) + рекламное издание + школьный комплекс предпечатной подготовки для учеников, педагогов, родителей, оказывающий платные услуги (рефераты, литературные сборники, творческие отчеты, курсовые (оформление) и проч.).

Как правило, ядром такого

медиаобъединения становится

самодеятельная редакция подростковой газеты. Ребята берутся за выпуск имиджевого издания на условиях, что в дополнение будет выходить и их собственная газета. Например, как приложение, но на том же оборудовании, за счет тех же расходных материалов. В этом случае создаются две редакции. В первой работают те, кто привык писать по заданию, по заказу, как сочинение, а во второй — те, кто работает на собственную концепцию.

При работе на два издания возникает потребность в постоянной подготовке кадров, которые приходится искать и среди педагогов, и в младшей школе. И для начинающих авторов нередко создается собственная (учебная) газета, выпускаемая на той же базе. Такая структура до прошлого года действовала на базе одной из школ Пензы, а также в московской экономической школе. Если договор самодеятельная редакция заключила со школьным советом, его счет может использоваться и для рекламного издания (тогда финансовые расчеты ведут взрослые, и проблем с налоговыми инспекциями при грамотном бухгалтере не возникает). За счет рекламной деятельности и других финансовых поступлений на счет школьного совета приобретается дополнительное оборудование для предпечатной подготовки. А детская «производственная структура» берет на себя оказание платных услуг: распечатку и оформление рефератов, докладов, в том числе и для педагогов.

Но есть опыт и тольяттинского медиа-холдинга «Истоки» на базе школы № 93. Один из сотрудников школы, Н. Сопляков, зарегистрировал собственный счет как индивидуальный предприниматель,

основная деятельность которого — обеспечение выхода школьных изданий. Заключил договор с администрацией об использовании для этой работы помещения школы. За счет средств, заработанных на рекламной деятельности, а также поиска спонсоров приобретено оборудование для малой типографии (цветной принтер, ризограф). В результате дети имеют собственные издания для начальной,

средней и старшей школы, имиджевое издание для администрации, рекламную газету для родителей, а также литературные альманахи, авторские сборники юных поэтов и прозаиков. Исходя из творческих потребностей детей в структуру медиахолдинга включены интернет-издание, детская радиоредакция, школьное телевидение.

С другой стороны, мы имеем немало примеров, когда медиаобъединение с самодеятельной редакцией школьной газеты вырастает на базе школьного телевидения, когда телеуроки входят в программу школьного (или факультативного, кружкового) обучения (Тульское «Классное телевидение» + газета; детское телевидение Владикавказа + газета).

В структуре одного учебного заведения возможны проекты тематических изданий. Например, в Кунгурском районе Пермского края на базе одной сельской школы выпускается эколого-краеведческий журнал «Слово», спонсорами которого выступают районная избирательная комиссия и местное отделение краевой экологической организации. В селе Доброе Самарской области выпускается школьная краеведческая газета, спонсором которой является районный краеведческий музей (а школьный музей представляет собой филиал районного музея). В данном случае трудно разграничить «ведомственное» и самодеятельное детское издание, но есть безусловный отличительный признак: если в стенах школы прекращается профильная деятельность, а детская редакция остается, самодеятельное детское (подростковое) издание выходит за пределы школы.

Есть еще несколько вариантов выхода школьного издания за пределы своего учебного заведения. В первом случае — не по тематике, а своей технической структурой. Когда в распоряжение детских самодеятельных редакций разных школ предоставляется общая база для предпечатной подготовки, а порой — и тиражирования (внешкольный учебный комбинат в Пензе, секция верстки на базе Дворца творчества в Северодвинске). Здесь в роли финансовой и технической структуры для школьных газет города

выступает государственное (либо частное) образовательное учреждение.

Медиахолдинги самодеятельной

детской (подростковой) прессы создаются не только в школах, гимназиях, колледжах, но и на базе общественных организаций и внешкольных учреждений.

Рассмотрим опыт, накопленный в России в этом направлении. Организация работы школьных редакций на базе внешкольных учреждений1: домов творчества школьника (Северодвинск Архангельской области, Астрахань), центров технического творчества (Пушкин — Санкт-Петербург), станций юных техников (Саратов), центров профильного обучения (Пенза). Во всех случаях мы имеем сходную структуру

медиаобъединения: самостоятельные

школьные творческие коллективы + единая компьютерная база, созданная как центр для обучения компьютерному набору и верстке. Выпуск школьных изданий для юных наборщиков, дизайнеров, верстальщиков — своеобразная производственная практика. В некоторых случаях эти специальности входят в программу начальной профессиональной подготовки и, следовательно, для учащихся бесплатны. В других случаях это могут быть компьютерные курсы, которые

организуются либо на бесплатной, либо на платной основе. Для школьных самодеятельных редакций вынос

«производственной составляющей» выпуска газеты — это определенная ступень независимости. Кроме того, на базе таких центров порой организуются и межшкольные издания.

Еще один вариант таких межшкольных проектов мы можем наблюдать в Воронеже. Общественная детская организация «Молодые — за безопасность движения» предоставляет свою полиграфическую базу,

обеспечивающую полный цикл, вплоть до тиражирования школьных газет, на

Кулакова, Н.Л. Типы медиахолдингов в самодеятельной детской (подростковой) прессе // Сборник материалов научно-практической конференции «Ломоносов-2008». - М.: 2008. - с. 4042.

условиях публикации в каждом из школьных изданий колонки,

пропагандирующей правила дорожного движения.

Мы можем также назвать и другие медиаобъединения: школьная редакция + типография (г. Узловое Тульской области), школьная редакция + районный отдел народного образования (с. Марьяновка Омской области), школьная редакция + поселковый (сельский) совет, школьные редакции + служба судебных приставов (Пермский край). Но все эти варианты предусматривают расширение тематики школьного самодеятельного издания до уровня муниципального.

В Москве есть примеры, когда создаются не всегда юридически оформленные медиахолдинги, где объединяется детская (подростковая) редакция и издание, учрежденное муниципалитетом (газета детского движения «Мы» Северо-Западный округ Москвы + детский пресс-центр «Алый парус» при Доме культуры Северного Тушино).

Из самодеятельных детских (подростковых) изданий, выпускаемых вне школы, наиболее типичным является издание на базе учреждения дополнительного образования, либо на базе городской, районной (областной), иногда - республиканской, газеты.

Типичным примером такого медиаобъединения может послужить городская подростковая газета «Авось-ка» (г. Глазов, Удмуртия), созданная юными журналистами совместно с

корреспондентом городской газеты «Красное Знамя» Людмилой Лехницкой. Подростковая газета была создана и зарегистрирована на имя физического лица. Затем один из воспитанников редакции был оформлен на ставку педагога дополнительного образования, и газета получила второго учредителя, а также «штаб-квартиру», телефонную связь. Таким же образом создавалась газета «Гайд-парк» в подмосковном Калининграде, теперь уже Королёве. Еще более интересный пример можем найти в Пермском крае. Здесь семь лет назад дети создали газету «Дворовый

вестник». Детская редакция одного из дворов в Перми выпускает газету для детей города Кунгур в Пермском крае. Самодеятельный проект получил краевой грант и юридическую «крышу» в центре внешкольного воспитания. Тот же механизм создания медиаобъединений на базе профильных детских и подростковых изданий — краеведческих, туристских, экологических.

Иногда детское (подростковое) издание возникает на базе профессиональной редакции,

(профессионально-самодеятель-ное издание) издания, когда страничка или приложение становится самостоятельным изданием («Рыжий кот», г. Жуковский Московской области, «Планета Королев» г. Королев Московской области.), либо к сотрудничеству с районной редакцией приходит школьный или районный детский (подростковый) пресс-центр, который уже сложился как творческий коллектив, (приложение «Звонок» к газете «41» г. Зеленограда, первоначально - школьная газета, Москва).

Иногда к таким объединениям предъявляются юридически неоформленные коммерческие требования. Зеленоградская газета «41», предоставляя детской редакции место для публикации подростковых материалов, потребовала от членов редакции оплату газетной площади, либо предоставления на такую же площадь рекламы. Возможно, следует создать типовой договор для самодеятельных редакций, который определял бы границы их прав и обязанностей при сотрудничестве с профессиональным изданием или медиаобъединением.

Еще одной формой создания медиаобъединений является работа детской редакции с общественными организациями. Примерами могут служить скаутская и пионерская организации, региональные детские объединения по месту жительства.

Наиболее эффективно действуют медиахолдинги, созданные на базе детских журналистских организаций, как региональных, так и общероссийских. Так функцию регионального медиахолдинга берет на себя тольяттинское объединение

«Волга-ЮНПРЕСС», которое выросло из школьного медиахолдинга, а сегодня является общественным движением, объединяющим экономические структуры (мини-типографию на базе школы), детские редакции школ города и прилегающих территориальных образований, которые получают методическую помощь на фестивалях, причем не, только в виде тренингов и семинаров, но и в виде методических пособий. Более того, зарегистрирована объединенная газета «Волга-ЮНПРЕСС», под которую создается региональная служба распространения, создан сайт объединения, выполняющий функцию электронного издания,

объединяющего информационные ресурсы всех, входящих в данное объединение детских самодеятельных, а также взрослых рекламных изданий.

В холдинговую структуру развивается и Пермское региональное отделение Лиги юных журналистов.

С 1991 г. в России началось создание не просто отдельных самодеятельных изданий, а организационное оформление территориальных объединений юных журналистов, которые уже в 1992 г. юридически были оформлены в межрегиональную общественную

организацию «Лига малой прессы»1. По Уставу эта организация представляла собой юридически оформленный медиахолдинг самодеятельной прессы.

Так, уже в первом параграфе Устава записано, что «Лига малой прессы» -детская самодеятельная общественная организация, объединяющая на

добровольных началах... детские, подростковые организации юных журналистов, . трудовые коллективы детских редакций газет, журналов, теле-, радиопрограмм для детей и подростков... В качестве общероссийского медиахолдинга самодеятельной прессы действует региональная общественная организация «Творческое объединение ЮНПРЕСС». Есть такие примеры и на международном уровне («Дойче Югендпрессе» в Германии, CLEMI и движение Френе (за школьные

Устав Межрегиональной общественной организации «Лига малой прессы». - М., 2000.

типографии) во Франции).

Впервые детские самодеятельные редакции, войдя в состав организации, получают юридический статус и могут, как часть организации, участвовать в грантовых проектах.

Активно изучается опыт, который проделали в этом направлении коллеги из зарубежных объединений юных

журналистов. В частности, единые рекламные агентства и координационные бюро по тиражированию школьных изданий созданы на базе организации «Дойче Югендпрессе», имеющей представительства во всех Землях Германии. Помимо экономической поддержки, члены земельных правлений «Дойче

Югендпрессе» оказывают школьным редакциям и квалифицированную юридическую поддержку. Этот опыт иллюстрирует переведенное и изданное в России силами творческого объединения ЮНПРЕСС пособие «Книга рецептов для редакторов и редакторш».

Опыт альтернативного распространения школьной прессы представлен во Франции. В книге Ж. Гонне «Школьные и лицейские газеты»2 описывается законодательная база, которую пролоббировала на уровне правительства созданная им организация CLEMI — Центр по связям прессы и образования.

Объединением юных журналистов из разных стран на европейском уровне в настоящее время пытается заниматься «Европейский ЮНПРЕСС» («European Youth Press»), однако здесь на первом месте не школьные, а молодежные, скорее -студенческие СМИ.

Но есть и другой вариант объединения юных журналистов, который активно поддерживается международной

организацией

2 Гонне, Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. ред. и вст. ст. А.В. Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.

объединению самодеятельной детской и подростковой прессы на региональных, ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН). Финансовые национальных и международных уровнях. ресурсы ЮНИСЕФ вкладываются в международный мультипортал, где юные журналисты могут постоянно общаться на несколько проблемных тем

(http://www.voicesofyouth.org) и в проведение международных акций1 , в ходе которых юные журналисты всех стран мира одновременно выступают с единой темой в защиту прав детей. Для постоянно действующих групп юных журналистов Детский фонд ООН выделяет средства на создание материальной базы. Например, в России такую поддержку получает региональная общественная организация «Творческое объединение ЮНПРЕСС» (создание и техническое оснащение корпункта в Москве для организации работы по проектам ЮНИСЕФ) техническое оснащение помещения пресс-отряда во Всероссийском детском центре «Орленок» (Туапсе)2.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в Российской Федерации созданы экономические и технические условия для создания медиахолдингов на базе учебных заведений и общественных объединений, но права самодеятельных редакций не обеспечены юридически. Тем не менее существующие формы работы учебных заведений, районных изданий и муниципальных организаций с детскими СМИ говорят, а также опыт международного сотрудничества говорят об устойчивой тенденции к холдинговому

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бергсон, А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Канон-пресс, 2001. - 384 а [3].

2. Буду здоровым : материалы участников конкурса юных журналистов «Добро пожаловать». - М.: ЮНПРЕСС, 2004. - С. 98. [9].

3. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 а [3].

4. Гостомыслов, А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 352 с. [4].

5. Гонне, Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. ред. и вст. ст. А.В. Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с. [9].

Буду здоровым: материалы участников конкурса юных журналистов «Добро пожаловать». - М.: ЮНПРЕСС, 2004. - С. 98

2 Кулакова, Н.Л. Медиахолдинг в детском оздоровительном лагере // Искусство в школе. - М., 2007. № 4, с. 57.

6. Дзялошинский, И.М., Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие. - М.: МедиаМир, 2012. - 334 с. [1].

7. Книга рецептов для редакторов и редакторш // Немецкая юношеская пресса // ТО ЮНПРЕСС - А.М. Кушнир, НИИ школьных технологий. - М.: 2006. - С. 52-53. [5].

8. Кулакова, Н.Л. Медиаобъединения в самодеятельной школьной прессе // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - М., 2007. № 3. [4].

9. Кулакова, Н.Л. Медиахолдинг в детском оздоровительном лагере // Искусство в школе. - М., 2007. № 4, с. 57.[10].

10. Кулакова, Н.Л. Лига малой прессы. Заглянуть в глаза будущему / Н.Л. Кулакова, А.Я. Школьник // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: материалы российско-французского семинара, проходившего в октябре 1992 г. в г. Москве. - М., 1993; М., 1995. - С. 45-48. [9].

11. Кулакова, Н.Л. Типы медиахолдингов в самодеятельной детской (подростковой) прессе // Сборник материалов научно-практической конференции «Ломоносов-2008». - М.: 2008. - С. 40-42. [7].

12. Лем, С. Философия случая / пер. с пол. Б.А. Старостина - М.: АСТ, 2007. - 768 с.

[3].

13. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с. [3]

14. Устав Межрегиональной общественной организации «Лига малой прессы». - М., 2000. [9].

Электронные ресурсы

15. Жилавская, И.В. - в статье «Что такое медиаобразование» по итогам VI городской научно-практической конференции «Информатизация муниципальной системы образования в контексте требований ФГОС». - URL: http://www.nios.ru/node/10834 - НИОС, г. Новосибирск (дата обращения 07.03.2015) [2].

16. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2014 г. - URL[2].

17. Лебедева, С.С. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России - диссертация. - URL: http://www.dslib.net/zhurnaHstika/shkolnye-izdanij a-kak-faktor-razvitij a-mediaobrazovanij a-v-sovremennoj -rossii.html - [2].

18. Суворов, А.В. Смысл жизни и талант. Особенности мотивации талантливого подростка: Электронный журнал. URL: http://hpsy.ru/authors/x310htm; http://akme31. narod.ru/19.html (дата обращения: 11.01.2011) [3].

19. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.) -URL http://base.garant.ru/183100/ [Дата обращения 25.07.2011] [5].

20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1645 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования - URL: http. Минобрнауки.рф/документы/5185/файл/4110/Prikaz_№_1645_ot_29Л2.2014.pdf - дата обращения 09.03.2015 г. [2].

21. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.04.1995 г.) [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.