Научная статья на тему 'Феномен школьных СМИ в современной культуре'

Феномен школьных СМИ в современной культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2041
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ШКОЛЬНЫЕ СМИ / ПРЕССА / МЕДИААКТИВНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / SCHOOL MEDIA / MEDIA / MEDIA ACTIVITY / MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Садкова Т. А.

В статье рассматривается феномен школьных средств массовой информации. Отмечаются основные этапы возникновения школьных средств массовой информации, особенности их развития в разных странах, акцентируется внимание на формировании отечественной школьной прессы. Обозначается функциональность и актуальность школьных изданий в современном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article discusses the phenomenon of school media. There are the main stages of emergence of the school of media, characteristics of their development in different countries, focuses on the formation of the national school press. Also indicated to the functionality and relevance of school publications in a modern enviroment.

Текст научной работы на тему «Феномен школьных СМИ в современной культуре»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371

Т. А. Садкова

г. Екатеринбург, Россия

ФЕНОМЕН ШКОЛЬНЫХ СМИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается феномен школьных средств массовой информации. Отмечаются основные этапы возникновения школьных средств массовой информации, особенности их развития в разных странах, акцентируется внимание на формировании отечественной школьной прессы. Обозначается функциональность и актуальность школьных изданий в современном пространстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информация, школьные СМИ, пресса, медиаактивность, медиаоб-разовательные технологии

Т. А. Sadkowa

Yekaterinburg, Russia

THE CONTENTS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

ABSTRACT. The article discusses the phenomenon of school media. There are the main stages of emergence of the school of media, characteristics of their development in different countries, focuses on the formation of the national school press. Also indicated to the functionality and relevance of school publications in a modern enviroment.

KEYWORDS: information, school media, media, media activity, media education technologies

В современном мире огромное значение имеет информация как сильнейшее средство воздействия на людей и общество в целом. С давних времен поиск, сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выжить и реали-зовывать свой творческий потенциал в различных сферах: социально-

экономической, образовательной, досуго-вой и др. Особо остро стоит вопрос о грамотном восприятии информации и последующей ее обработки.

Существует множество проблем, связанных с адекватным усвоением, воспроизводством и применением информации среди подрастающего поколения. Отмечается и такой фактор, как негативное воздействие искаженной, ложной, избыточной информации на молодежь. Нельзя не отметить особый вид активности современного человека - медиактивности. Теория медиаактивности /медиа-деятельности (по А.В. Фёдорову) [9, с.49-51] исходит из признания того факта, что

медиаобразование строится «на последовательном разворачивании педагогами благоприятных условий для освоения аудиторией адекватного восприятия медиа-текстов, как продуктов человеческой деятельности, понимание механизмов их возникновения и тиражирования, их критическая оценка и квалифицированное суждение о них; включенного наблюдения за характером функционирования в обществе средств массовой информации и коммуникации; участия в диалоге с массмедиа на основе современных технических средств; и освоение процесса создания медиатек-стов на основе участия в медиаобразова-тельных проектах разной степени масштабности.

Н.А. Симбирцева уточняет, что ме-диаактивность предполагает умение оперативно получать, систематизировать, воспринимать и оценивать информацию из разных медийных каналов с последующей ее репрезентацией [8]. Распространенной формой реализации медиаактивности

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

школьников в образовательном процессе являются школьные СМИ.

Первым детским журналом в мире стал «Лейпцигский еженедельный листок», издававшийся в Германии в 17721774 гг. Но впоследствии германская пресса стала издаваться в виде отдельных разделов во взрослых изданиях. Как следствие этого, у подростков возникло желание и потребность в создании собственных СМИ, преимущественно газетного типа. Удобнее, рациональнее и целесообразнее всего юным авторам было выражать свои мысли, оперативно и с наименьшими затратами откликаться на интересующие их проблемы и явления общественной жизни в школьных изданиях. Массовое движение школьной прессы появилось при усилении идеологического влияния на подрастающее поколение политических сил.

С распадом ГДР система детских подростковых изданий перестала существовать, однако потребность в публицистике у детей не исчезла. Так в начале 1990-х годов в Германии начала создаваться система школьных газет под эгидой общественной организации «Немецкая юношеская пресса». Регистрация школьного издания в «Немецкой юношеской прессе» давала массу преимуществ - юридическую защиту от возможных претензий администрации, муниципальных властей, возможность находить типографии с более выгодными условиями тиражирования, возможность аккредитировать корреспондента школьного издания на крупное предприятие, т.е. эта организация решала многие вопросы школьных изданий, в том числе финансовые.

Создание журнала «ФАКС» [2, с. 35-42] представляет собой проект, в котором под руководством педагогов происходит выпуск международного журнала. созданное в рамках информационных обменов между школами движение использует координацию организационных, финансовых, полиграфических возможностей не только в самой Франции, но и в разных странах. Участником такого проекта ста-

новилась и Россия - представителем движения «Факс» в Советском Союзе было детское информационное агентство ЮН-ПРЕСС.

Как во всем мире, так и в нашей стране проблемам медиаобразования уделяется особое внимание, даже на государственном уровне. Об этом свидетельствует содержание Федерального государственного образовательного стандарта полного (общего) образования [6]. По ФГОС предусмотрена возможность создания условий для выпуска школьных газет и журналов в каждом образовательном учреждений. Однако в России школьные издания существовали задолго до появления Федеральных государственных образовательных стандартов и появления самого термина «ме-диаобразование». Историю их развития, согласно С.В. Лебедевой, можно разделить на три этапа [5, с. 40-44].

Первый этап обозначен временным промежутком: конец XVIII - начало ХХ века. Как правило, это были рукописные издания, создаваемые учащимися (альманахи, журналы, газеты). Второй этап - советский период когда издания для школьников выпускали взрослые, а подростки самостоятельно могли работать только в рамках так называемых стенных газет. Внутри этого этапа можно выделить еще несколько.

I этап (1920-е - 1950-е годы) - период широкого распространения газет, издаваемых самими детьми, появления десятков газет и журналов, создаваемых различного рода организациями школьников, союзами молодежи и т.д. Помимо обычных многотиражных газет, в это время развиваются и другие формы самовыражения школьников: стенные газеты, живые газеты (самодеятельная драматизация). В данный исторический период зарождается движение юнкоров и деткоров, поддерживаемое советским правительством, преследующим две основные цели: широкое распространение коммунистической идеологии и ликвидацию неграмотности населения [1, с.38-52].

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

II этап (1960-е - 1980-е гг.) сопряжен с явлением второй волны детского самиздата, отражающей демократические процессы в нашей стране. Центром движения этого времени становится центральная газета «Пионерская правда», которая начинает проводить целенаправленную работу с юнкорами, собирает их на специализированные слеты в пионерлагере «Артек». Кроме того, в это время активно развивается внешкольная педагогика и появляется множество клубов и других детских объединений по месту жительства, многие из которых в качестве одного из направлений деятельности выбирают журналистику [4, с. 20-40].

III этап (вторая половина 1980-х 1990-е годы) - третья волна детских сам-издатовских газет и журналов, появившихся в период «перестройки», характеризующихся демократичностью содержания, связанной с отсутствием учительской цензуры.

В отечественной истории есть примеры, подтверждающие потребность детей в школьных изданиях. Во времена дореволюционной России были тиражные газеты, призывающие учащихся к революционной деятельности, есть газеты, призывающие гимназистов к защите царской семьи, есть прообразы современных экологических изданий. Но все эти издания были короткодействующими, т.к. держались только лишь на энтузиазме и личных средствах и возможностях юных создателей газет, без поддержки или сопровождения более влиятельных организаций. В советской России медиахолдинги на базе самодеятельной детской прессы создавались при учебных заведениях. Газета становилась коллективной организацией, с помощью которой детский «актив» собирал единомышленников. В таких газетах речь шла уже об органах школьного или ученического самоуправления, и чем сильнее была формализована структура таких организаций, тем больше и сильнее возникала потребность в детско-юношеских школьных изданиях.

Российской особенностью развития самодеятельной детской и подростковой прессы стал быстрый вывод ее за стены учебного заведения - создание межшкольных изданий. Создаются также территориальные объединения детей при муниципалитетах, либо территориальные ячейки крупных молодежных организаций, таких как «Российский союз молодежи», «Молодая гвардия», «Соколы» и т.д. В 2002 году была зарегистрирована межрегиональная общественная организация «Лига малой прессы», объединяющая самодеятельные редакции более чем из десяти регионов Российской Федерации. Причем, среди них были и школьные, и межшкольные, и региональные детские издания. Впоследствии на базе этого движения была создана общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов», которая поддерживает современные конвергентные детские и подростковые издания -школьные медиахолдинги, имеющие собственные печатные периодические и непериодические издания для разных возрастных групп, включая педагогическое сообщество, радио и телевизионные редакции, мультимедийные редакции, работающие со школьными интернет-порталами.

Школьные СМИ - явление достаточно распространенное в современной образовательной среде, четко обозначенное и динамически развивающееся. Являясь важным элементом социализации детей и подростков, школьные газеты, журналы и альманахи играют особую роль в приобщении подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как радикально отличаются от тех красочных изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Предназначение таких изданий просветительское и воспитательное, в последнюю очередь - развлекательное. Как отмечает Е. Вартанова, «школьные издания призваны формировать идентичность сообщества учителей и школьников. Зачастую школьные СМИ рассматриваются как информационный инструмент админи-

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

страции, прежде всего, инструмент управления общественным мнением в школе, а не средством взаимодействия со школьной общественностью. И это довольно сложный момент, поскольку мы видим две противоречащие друг другу цели, но лучшие школьные газеты как раз умеют их объединить и создавать продукт, востребованный и школьниками, и учителями, создавать такой продукт, из которого школьная администрация сама может почерпнуть много нового о своих учениках» [3].

Также мы можем говорить и о ме-диаобразовательной функции школьных газет и журналов: если рассматривать школьную прессу как часть проектной ме-диаобразовательной технологии, то можно отметить приобретение нового опыта у юных издателей, коммуникативных умений, умений работать в команде, правильно воспринимать и обрабатывать информацию создавать медиатексты и фотоиллюстрации, пытаются анализировать и интерпретировать факты, явления окружающей действи-

тельности и публично выражать мнение об этом. Формирование критического мышления, например, при обсуждении выпуска школьного издания - важная педагогическая задача. Кроме того, зачастую при выборе тем делается выбор в пользу обсуждения морально-нравственных, гражданско-патриотических проблем, и, освещая эти темы, школьники определяют и своё отношение к ним. И, таким образом, главной целью медиаобразования является выражение и обоснование подростком своей гражданской позиции.

Современная школьная пресса при правильной разработке и организации функционирования способствуют реализации важных для развития общества задач. Среди них и обеспечение условий для многогранного развития подрастающего поколения, возможность профориентации, духовно-нравственное воспитание школьников, формирование положительного имиджа школы и системы образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.А. Советские детские журналы 20-х годов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 133 с.

2. Аньес Ж. Педагогический проект «Факс» / Пер. с фр. Г.Шариковой // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семи- нара. Москва, 6 октября 1992 г. - М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.

3. Вартанова Е. Школьная журналистика развита хорошо. [Электронный ресурс]/ URL:http://www.gipp.ru/viewer.php?id=37248 (дата обращения: 12.02.2017)

4. Колесова А. «Костёр». Публицистика. 70-е годы // О литературе для детей. Вып.19-й : сборник критических статей / Ленинградский Дом детской книги издательства «Детская литература» ; [сост. В. Макарова; отв. ред. Н. Г. Наан]. - Л.: Детская литература, 1975.

5. Лебедева С. В. Современная школьная пресса: проблемы мониторинга и развития / С. В. Лебедева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры.- 2011. - № 4 (95). С. 40-44.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70188902 (дата обращения: 1.03.2017)

7. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России // Детская и юношеская пресса //Типология периодической печати: учебное пособие для студентов вузов // М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. С. 188-203

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

8. Симбирцева Н.А. Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы [URL: http://e-notabene.ru/ca/article_19826.html] (дата обращения: 28.03.2017)

9. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиагра-мотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Издательсво Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.- 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.