Научная статья на тему 'Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства'

Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
419
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ШКОЛЬНЫЕ СМИ / ШКОЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МАССМЕДИА / AMATEUR MEDIA FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / SCHOOL MEDIA / SCHOOL NEWSPAPERS / MEDIA CULTURE / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дидковская Наталья Александровна, Солоницына Диана Игоревна

В статье анализируется феномен самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации в контексте актуальной медиакультуры: обосновывается позиция автора в аспекте определения места самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре и за кадром» российского медийного пространства. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» автор усматривает в их презентационных возможностях. «За кадром» в реализации функций, которые не являются традиционными для СМИ. К ним, в частности, относятся создание диалоговой среды образовательной организации, заострение внимания к собственно процессу производства информации. Для данных СМИ сама подготовка, процесс создания медиа, не менее значимы, чем итоговый продукт. Существенную причину пограничного состояния самодеятельных детско-юношеских СМИ автор видит и в том, что в настоящее время они находятся в стадии трансформации, обретения социальной, жанровой, стилевой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF AMATEUR YOUTH MEDIA «IN THE FRAME AND BEHIND THE SCENES» OF THE RUSSIAN MEDIA SPACE

The paper studies the concept of amateur media for children and young people in the context of the current media culture. It explains the authors’ position on the issue of the place of Amateur youth media «in the frame and behind the scenes» of the Russian media space. The place of Amateur Junior media «In the frame» is seen by the author mostly in their presentation functions. «Behind the scenes» is in paying attention to accents, which are not traditional for media. These include and create a dialogue environment in the educational organization, and the focus is not the process of information consumption and production process. For these media the training itself, the creation of media, is not less important than the final product. The reason for this condition is that at the present time amateur media for children and young people are in the process of transformation, institutionalization, gaining social, genre and stylistic identity.

Текст научной работы на тему «Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства»

УДК 008.316.6

Н. А. Дидковская, Д. И. Солоницына

Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «за кадром» российского медийного пространства

В статье анализируется феномен самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации в контексте актуальной медиакультуры: обосновывается позиция автора в аспекте определения места самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре и за кадром» российского медийного пространства. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» автор усматривает в их презентационных возможностях. «За кадром» - в реализации функций, которые не являются традиционными для СМИ. К ним, в частности, относятся создание диалоговой среды образовательной организации, заострение внимания к собственно процессу производства информации. Для данных СМИ сама подготовка, процесс создания медиа, не менее значимы, чем итоговый продукт. Существенную причину пограничного состояния самодеятельных детско-юношеских СМИ автор видит и в том, что в настоящее время они находятся в стадии трансформации, обретения социальной, жанровой, стилевой идентичности.

Ключевые слова: самодеятельные детско-юношеские средства массовой информации, школьные СМИ, школьные газеты, медиакультура, массмедиа.

N. A. Didkovskaya, D. I. Solonicyna

Place of Amateur Youth Media «in the Frame and Behind the Scenes» of the Russian Media Space

The paper studies the concept of amateur media for children and young people in the context of the current media culture. It explains the authors' position on the issue of the place of Amateur youth media «in the frame and behind the scenes» of the Russian media space. The place of Amateur Junior media «In the frame» is seen by the author mostly in their presentation functions. «Behind the scenes» is in paying attention to accents, which are not traditional for media. These include and create a dialogue environment in the educational organization, and the focus is not the process of information consumption and production process. For these media the training itself, the creation of media, is not less important than the final product. The reason for this condition is that at the present time amateur media for children and young people are in the process of transformation, institutionalization, gaining social, genre and stylistic identity.

Keywords: amateur media for children and young people, school media, school newspapers, media culture, media.

В настоящее время самодеятельная детско-юношеская журналистика активно развивается. В школах, центрах дополнительного образования детей культивируются собственные каналы для передачи информации. Если в советское время школы чаще всего имели настенную газету плакатного типа, реже радиорубку, то сейчас многие образовательные учреждения стремятся организовать медиацентр. Однако из всех видов доступных медиа (телевидение, радио, интернет, печатные издания (газеты, журналы, альманахи) наиболее популярными в образовательном пространстве были и остаются самодеятельные газеты. Это подтверждает статистика, сформированная на основе исследований, проведенных в Екатеринбурге [11], Оренбурге [16], Перми [9]. Автор настоящей статьи, исследуя развитие самодеятельной детско-юношеской журналистки в Ярославском регионе, также подтверждает тезис о том, что школьные газеты являются наиболее

© Дидковская Н. А., Солоницына Д. И., 2017

популярным средством массовой информации из тех, что выпускаются на базе образовательных организаций. Они популярны, потому что большинство учебных организаций могут себе их позволить.

Школьным медиа в настоящее время уделяется большое внимание на государственном уровне. Закон об образовании рекомендует развивать социокультурные инициативы в области массовых коммуникаций. Детско-юношеская журналистика формирует как коммуникативные, так и социальные навыки. Министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева неоднократно обращала внимание на возможности медиа в образовательном и воспитательном процессе. На первом форуме молодежных медиа, который проходил в Москве в октябре 2016 г., глава минобрнауки отметила: «Я считаю, что ме-диацентры должны быть в каждом вузе. Мы будем заниматься этим, помогать професси-

онально расти» [15]. По мнению министра, студенческие медиацентры могли бы заниматься освещением множества актуальных тем, как вузовских, так и региональных.

В интервью газете «За педагогические кадры» Васильева констатировала: «Медиадвижение в университетах и школах развивается, объединение усилий возможно. От этого будут плюсы с точки зрения социализации и студентов, и школьников. Я очень рада, что в Ярославле педагогический вуз работает и в этом направлении» [14].

Исследователи самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации дают различные определения данным СМИ: школьные и лицейские издания [3], самодеятельная пресса [5], хозрасчетная [4], юнкоровская [13], юношеская [7], подростковая самодеятельная пресса [1].

Президент творческого объединения «Юн-пресс» С. Б. Цымбаленко утверждает, что оценивать данный феномен нужно как «уникальный вид жизнетворчества ребенка» [17].

Д. И. Косолапова выделяет как особый вид журналистики «ювенильную журналистику», которую понимает как «коммуникативную и социально-адаптивную деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно окрашенной информации» [8].

Нам кажется, что наиболее полно подобные издания презентует трактовка одного из самых ранних исследователей данной темы. Редактор самодеятельной детско-юношеской газеты «Контакт», кандидат филологических наук Л. А. Вяткина считает, что «подростковая самодеятельная пресса - это разновидность изданий, в которых субъектами массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (таких как общение, образование). В рамках совокупности информационных сообщений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)» [1].

Школьники в процессе создания «продукта, похожего на СМИ», становятся субъектами информационной деятельности (по заранее составленному плану работы берут интервью, собирают новости, пишут тексты в различных жанрах

т. д.). Данные издания участвуют в информационной жизни организации: они освещают не только профессиональную, но и бытовую сторону жизни школ, знакомят не только с представителями педагогической профессии. Так, например, в школьных газетах Ярославля зачастую можно найти интервью вахтера или повара [2]. Продуманная информационная политика образовательного учреждения помогает установить комфортные отношения внутри коллектива, рассказать друг другу и окружающим о том, чем «дышит» образовательная организация. Медиаобъединение способно быть посредником в этих вопросах. Школьные медиа рассчитаны как на подростков (13-18 лет), так и на более юную аудиторию. Хотя участвуют в процессе производства в основном подростки, есть примеры, когда материалы в школьную газету готовят третьеклассники. Читают подобное СМИ (во всяком случае, знакомятся с содержанием) и дети, и подростки [18]. Таким образом, определение «детско-юношеские» совершенно адекватно практике.

Данные медиа в силу своего положения, принадлежности к образовательной организации, ограниченности ресурсов, свойственным функциям и задачам (данные медиа прежде всего служат для достижения педагогических результатов, описанных в дополнительных общеразвива-ющих программах), являются самодеятельными. Профессионал, которым чаще всего является педагог дополнительного образования, руководитель медиаобъединения, направляет работу, он знакомит обучающихся с основами профессионального мастерства, корректирует деятельность ребят, но не подменяет ее собственной. Для активных участников процесса - школьников -важно быть в центре внимания, иметь статус. Так, например, в детском центре зачастую можно услышать, что в танцевальный кружок ребята «ходят». Про объединение юных журналистов говорят иначе. Чаще всего школьники принадлежность к этому сообществу обозначают через глагол «работаю». Такая семантическая практика давно стала традиционной. Отдавая должное специфике детско-юношеской журналистской деятельности, мы используем термин «средства массовой информации» (СМИ), подразумевая «средства массовой коммуникации».

Приведенные выше характеристики не содержат достаточных критериев для определения оценки качества как самого самодеятельного детско-юношеского СМИ, так и работы над ним.

Место самодеятельных детско-юношеских СМИ

«в кадре» и «за кадром» российского медийного пространства

Детско-юношеские медиа, и это констатируют все названные исследователи, находятся в пограничном положении и обладают комплексом разнообразных характеристик и общепризнанных функций СМИ. Детско-юношеские медиа выполняют ряд специфических задач. К ним относят и создание диалоговой среды в образовательной организации, и заострение внимания не к процессу потребления информации, а к процессу производства. Для данных СМИ сама подготовка, процесс создания не менее значимы, чем итоговый продукт.

Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «В кадре» российского медийного пространства чаще всего обосновывается презентационными функциями. Исследователь Г. Л. Кулакова отмечает, что в последние годы число изданий, помещенных в группу "имиджевых" школьных газет и журналов, резко возросло. Иными словами, каждое из них задумано и реализовано как PR-проект конкретной гимназии или лицея либо было преобразовано в подобный проект из настенного ученического издания.

Однако в таких изданиях должны быть материалы, не только описывающие жизнь учеников, но и содержащие повод для дискуссии. С. В. Лебедева обращает внимание на то, что в школьных газетах последнего десятилетия вообще критических или даже дискуссионных материалов в отношении учреждений образования, их издающих, встречается крайне мало - по сравнению, скажем, с самодеятельной ученической прессой 90-х гг. прошлого века.

Однако мы отмечаем, что во многих изданиях, выходящих в школах, есть место для обсуждения вопросов толерантности, сострадания, молодежных субкультур, наконец, реформы образования, в том числе и с критической точки зрения. Подобные материалы редко можно найти в «имиджевых» изданиях, которые все больше приобретают черты корпоративных СМИ.

Таким образом, нужно отметить, что нет четких критериев того, какие самодеятельные детско-юношеские издания считать качественным. Все чаще дети хотят выпускать издание, похожее на взрослое. Руководители в погоне за идеалом доводят СМИ до «гламурного» совершенства. Профессиональная верстка, печать, услуги корректора и редактора делают издание практически идентичным взрослому. Почему это происходит? Потому что нет четких критериев того, какое самодеятельное издание считать образцовым: то,

над которым трудились школьники (и там не должно быть все идеально), или то, которое делали взрослые, а дети были лишь помощниками.

Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «за кадром» российского медийного пространства обосновывается спецификой, не являющейся традиционной для СМИ.

«Данные медиа фокусируют свое внимание на принципиально важном моменте: участии подрастающего поколения в выпуске и распространении среди сверстников своих изданий (независимо от чьего-либо вмешательства и на равных правах). Данная деятельность позволяет активным участникам не только самореализоваться, но и включиться в воспроизводство социальных процессов», - констатирует исследователь самодеятельных детско-юношеских медиа из Оренбурга Маргарита Халиулина [16].

Особое внимание в процессе подготовки детско-юношеских медиа обращено к «производственным этапам»: выбору заголовка, распределению материалов на полосе, поиску информации, подготовке и проведению интервью. Если профессионалы пользуются известными методиками, с которыми знакомятся в университете, то в детско-юношеских редакциях школьники приходят к этому знанию как к открытию. Приобретенный опыт, пусть и несовершенный, оказывается ценнее точного, но абстрактного знания.

Декан факультета журналистики МГУ Е. Л. Вартанова подчеркивает, что целью школьного медиаобразования является «формирование у молодежи критического отношения к медиа, превращение ее в креативного (творческого) пользователя СМИ в дальнейшей жизни, после окончания учебного заведения» [12].

Сами же школьники стремятся именно «работать в редакции», пусть и детско-юношеской: формировать «правила игры», нести за них ответственность, создавать актуальные смыслы, составляющие ценность их жизни, глубину их корпоративного мира.

Самодеятельные детско-юношеские медиа являются образовательными и информационными ресурсами российского медийного пространства. Причем как для тех, кто активно участвует в процессе производства, так и для тех, кто является воспринимающим участником - читателем, зрителем или слушателем.

Библиографический список

1. Вяткина, Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации [Текст] : дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 /

Л. А. Вяткина; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. -Екатеринбург, 1997. - 200 с.

2. Газета школьников Кировского и Ленинского района г. Ярославля «Sun Press» (солнечная пресса) [Текст] / редактор Д. И. Солоницына: март 2013. - 8 с.

3. Гонне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гонне ; пер. с фр. ; общ. ред. и вст. ст.

A. В. Шарикова. - М., 2000. - 200 с.

4. Гостомыслов, А. П. Детская журналистика. Хозрасчетные газета и журнал в школе [Текст] : учебное пособие / А. П. Гостомыслов. - СПб. : Изд-во

B. А. Михайлова, 2006. - 352 с.

5. Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы [Текст] / А. А. Грабельников. - М., 2001. - 222 с.

6. Зозуля, О. С. Современные тенденции развития детской журналистики в Республике Бурятия [Текст] / О. С. Зозуля // Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы : мат. I Республиканской науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 28 марта 2011 г. ) / отв. ред. Л. Г. Цыдыпова. - Улан-Удэ, 2011. - 358 с.

7. Князева, М. Л. О некоторых чертах современной юношеской и молодежной печати России [Текст] / М. Л. Князева // Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития : материалы научно-практической конференции, 3-6 февраля 2004 г. -Ч. 2. - М. : Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. - С. 162-164.

8. Косолапова, Д. И. Дети и подростки как сотрудники ювенильных СМИ (Часть 1) [Текст] / Д. И. Косолапава // Медиа@льманах. - 2014. - № 5 (64). - 76 с.

9. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности [Текст] : дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 / Д. И. Косолапова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2014. - 172 с.

10. Кулакова, Н. Л. Особенности детских и подростковых изданий [Текст] / Н. Л. Кулакова // Ломоносов - 2007 : материалы секции «Журналистика» международной конф. студ., асп., мол. ученых «Ломоносов 2007». - М., 2007. - 337 с.

11. Лебедева, С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России [Текст] : дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. /

C. В. Лебедева ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. -Екатеринбург, 2014. - 176 с.

12. Мельник, Ю., Вартанова Е. Л. МГУ: Школьная журналистика развита хорошо [Электронный ресурс] / Ю. Мельник, Е. Л. Вартанова. - Режим доступа: http://planetasmi.ru. Дата обращения 1.02.2017

13. Попова, М. Ф. Юнкоровская деятельность в социуме как средство воспитания [Текст] / М. Ф. Попова // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования : тезисы докладов россий-

ско-американского семинара по проблемам образования. - Екатеринбург, 1993. - 57-60 с.

14. Солоницына, Д. И. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева - студентам ЯГПУ им. К. Д. Ушинского: «Удачи! Всегда!» [Текст] I Д. И. Солоницына I/ За педагогические кадры. - Ярославль. - 2016. - Ноябрь.

15. Трефилов, Владимир. Минобрнауки поддержит развитие студенческих медиацентров [Электронный ресурс] : Информационный портал «РИО новости» I Владимир Трефилов. - Режим доступа: https:IIria.ruIsocietyI20161012I1479031904.html. Дата обращения 19.02.2017.

16. Халиуллина, М. С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области) [Текст] : дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 I М. С. Халиуллина ; Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург, 2014. - 232 с.

17. Цымбаленко, С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования [Текст] I С. Б. Цымбаленко. - М., 2010. -256 с.

1S. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] I Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 19S9. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM]. Дата обращения 17.02.2017.

Bibliograficheskij spisok

1. Vjatkina, L. A. Samodejatel'naja podrostkovaja pressa v sisteme sredstv massovoj informacii [Tekst] : dis. ... kand. fil. nauk: 10.01.10 I L. A. Vjatkina; Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina. - Ekaterinburg, 1997. - 200 s.

2. Gazeta shkol'nikov Kirovskogo i Leninskogo rajona g. Jaroslavlja «Sun Press» (solnechnaja pressa) [Tekst] I redaktor D. I. Solonicyna: mart 2013. - S s.

3. Gonne, Zh. Shkol'nye i licejskie gazety [Tekst] I Zh. Gonne ; per. s fr. ; obshh. red. i vst. st. A. V. Sharikova. - M., 2000. - 200 s.

4. Gostomyslov, A. P. Detskaja zhurnalistika. Hoz-raschetnye gazeta i zhurnal v shkole [Tekst] : uchebnoe posobie I A. P. Gostomyslov. - SPb. : Izd-vo V. A. Mihajlova, 2006. - 352 s.

5. Grabel'nikov, A. A. Russkaja zhurnalistika na rube-zhe tysjacheletij: itogi i perspektivy [Tekst] I A. A. Grabel'nikov. - M., 2001. - 222 s.

6. Zozulja, O. S. Sovremennye tendencii razvitija detskoj zhurnalistiki v Respublike Burjatija [Tekst] I O. S. Zozulja II Detskaja zhurnalistika: opyt, problemy, perspektivy : mat. I Respublikanskoj nauch.-prakt. konf. (g. Ulan-Udje, 28 marta 2011 g.) I otv. red. L. G. Cydypova. - Ulan-Udje, 2011. - 358 s.

7. Knjazeva, M. L. O nekotoryh chertah sovremennoj junosheskoj i molodezhnoj pechati Rossii [Tekst] I M. L. Knjazeva II Zhurnalistika v 2003 godu: Obretenija i poteri, strategii razvitija : materialy nauchno-

Место самодеятельных детско-юношеских СМИ

«в кадре» и «за кадром» российского медийного пространства

prakticheskoj konferencii, 3-6 fevralja 2004 g. - Ch. 2. -M. : Fakul'tet zhurnalistiki MGU im. M. V Lomonosova, 2004. - S. 162-164.

8. Kosolapova, D. I. Deti i podrostki kak sotrudniki juvenil'nyh SMI (chast' 1) [Tekst] / D. I. Kosolapava // Media@l'manah. - 2014. - № 5 (64). - 76 s.

9. Kosolapova, D. I. Juvenil'naja zhurnalistika v Ros-sii: istoricheskie i funkcional'nye osobennosti [Tekst] : dis. ... kand. fil. nauk: 10.01.10 / D. I. Kosolapova ; Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet. - Perm', 2014. - 172 s.

10. Kulakova, N. L. Osobennosti detskih i po-drostkovyh izdanij [Tekst] / N. L. Kulakova // Lomono-sov - 2007 : materialy sekcii «Zhurnalistika» mezhdu-narodnoj konf. stud., asp., mol. uchenyh «Lomonosov 2007». - M., 2007. - 337 s.

11. Lebedeva, S. V Shkol'nye izdanija kak faktor razvitija mediaobrazovanija v sovremennoj Rossii [Tekst] : dis. ... kand. fil. nauk: 10.01.10. / S. V. Lebedeva ; Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina. - Ekaterinburg, 2014. - 176 s.

12. Mel'nik, Ju., Vartanova E. L. MGU: Shkol'naja zhurnalistika razvita horosho [Jelektronnyj resurs] / Ju. Mel'nik, E. L. Vartanova. - Rezhim dostupa: http://planetasmi.ru. Data obrashhenija 1.02.2017

13. Popova, M. F. Junkorovskaja dejatel'nost' v soci-ume kak sredstvo vospitanija [Tekst] / M. F. Popova // Gumanizacija i gumanitarizacija pedagogicheskogo obra-

zovanija : tezisy dokladov rossijsko-amerikanskogo seminara po problemam obrazovanija. - Ekaterinburg, 1993. -57-60 s.

14. Solonicyna, D. I. Ministr obrazovanija i nauki RF Ol'ga Vasil'eva - studentam JaGPU im. K. D. Ushinskogo: «Udachi! Vsegda!» [Tekst] / D. I. Solonicyna // Za pedagogicheskie kadry. - Jaro-slavl'. - 2016. - Nojabr'.

15. Trefilov, Vladimir. Minobrnauki podderzhit razvitie studencheskih mediacentrov [Jelektronnyj resurs] : Informacionnyj portal «RIO novosti» / Vladimir Trefilov. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/society/20161012/1479031904.html. Data obrashhenija 19.02.2017.

16. Haliullina, M. S. Regional'naja detsko-junosheskaja samodejatel'naja pechat' v uslovijah postso-vetskoj transformacii: strukturno-funkcional'nye i zhanro-vo-tematicheskie harakteristiki (na primere periodiki Orenburgskoj oblasti) [Tekst] : dis. ... kand. fil. nauk: 10.01.10 / M. S. Haliullina ; Orenburgskij gosudarstven-nyj pedagogicheskij universitet. - Orenburg, 2014. -232 s.

17. Cymbalenko, S. B. Podrostok v informacionnom mire: praktika social'nogo proektirovanija [Tekst] / S. B. Cymbalenko. - M., 2010. - 256 s.

18. Jel'konin, D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy [Tekst] / D. B. Jel'konin. - M. : Pedagogika, 1989. [Isto-chnik: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM]. Data obrashhenija 17.02.2017.

342

H. A. ffudKoecKan, ff. H. Comnu^ina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.