Научная статья на тему 'Зарубежный и Российский опыт создания медиахолдингов на базе школьных СМИ'

Зарубежный и Российский опыт создания медиахолдингов на базе школьных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
566
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ СМИ / МЕДИАХОЛДИНГ / ДВИЖЕНИЕ ФРЕНЕ / ЖУРНАЛ "ФАКС!" / "ДОЙЧЕ ЮГЕНДПРЕССЕ" / ЛИГА ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулакова Надежда Леонидовна

Статья посвящена анализу примеров создания медиаобъединений, а в дальнейшем и медиахолдингов на базе школьных изданий в Германии, Франции и России, в том числе в СССР. Автор преследует цель раскрыть типичные причины и выявить национальные особенности этих интеграционных процессов. Проведенный анализ показывает, что побудительным мотивом к созданию школьного медиахолдинга становится, наряду с обменом творческими достижениями, потребность в социальном становлении и в социальной интеграции юной личности. И эта потребность способствует объединению организационных, технических и материальных ресурсов для создания сети школьных, в том числе самодеятельных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и Российский опыт создания медиахолдингов на базе школьных СМИ»

6. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность : учеб. пособие [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Из-во Кучма, 2004. - 340 с.

7. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации : учебник [Текст] / Л. Н. Федотова. -М. : Международный ун-т в Москве, 2009. - 831 с.

8. Шариков, А. В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М. : Из-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.

9. Якушина, Е. Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете [Электронный ресурс] / Е. Якушина // Mediaeducation.ru. - URL : http://www.mediaeducation.ru/publ/ yak_dost.html.

References

1. Kazeeva, A. A. (2014) "Negativnoe vliyanie SMK na soznaniye sovremennoy molodezhi" ^Negative impact of mass media on the consciousness of today's youth], in: Strategicheskie kommunikatsii v sovremrnnom mire: ot teoreticheskich znanii kprakticheskim navykam [=Strategic communications in the modern world: from theoretical knowledge to practical skills], pp. 15-18 (in Russ.).

2. Mediapedagogika - spetsialnoye napravleniye v pedagogicheskoy nauke: kurs lektsiy [Media education as a special direction in teaching science: lectures], available at: http://www.media-pedagogics. ru/lectures.html, accessed 25.01.2015 (in Russ.).

3. Nemov, R. S. (2011) Obschayapsichologiya: kratkiy kurs [=General psychology: a short course], Sankt-Petersburg (in Russ.).

4. Novikova, A. A. Mediaobrazovaniye v USA: problemy i tendentsii [=Media Education in the United States: Issues and Trends], available at: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.phpsu baction=showfull&id=1191498260&archive=&start_from=&ucat=&, accessed 25.01.2015. (in Russ.).

5. Penzin, S. N. (1987) Kino I esteticheskoye vospitaniye: metodologicheskieproblem, Voronezh (in Russ).

6. Fedorov, A. V. (2004) Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' [=Media Education and Media Literacy], Taganrog (in Russ.).

7. Fedotova, L. N. (2009) Sotsiologiya massovoy kommunikatsiyi [=Sociology of mass communication], Moscow (in Russ.).

8. Sharikov, A. V. (1990) Mediaobrazovaniye: mirovoy I otechestvennyi opyt [=Media Education: The World and domestic experience], Moscow (in Russ.).

9. Yakushina, E. Problemy mediaobrazovaniya: dostovernost' informatsii v Internete [=Problems of media education. The accuracy of information on the Internet], available at: http://www.mediaeduca-tion.ru/publ/yak_dost.html, accessed 25.01.2015 (in Russ.).

Казеева Александра Андреевна, аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры.

Киуру Константин Валерьевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной коммуникации Уральского государственного университета физической культуры.

[email protected]

Н. Л. Кулакова

ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ МЕДИАХОЛДИНГОВ НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ СМИ

Статья посвящена анализу примеров создания медиаобъединений, а в дальнейшем и медиа-холдингов на базе школьных изданий в Германии, Франции и России, в том числе в СССР. Автор преследует цель раскрыть типичные причины и выявить национальные особенности этих интеграционных процессов. Проведенный анализ показывает, что побудительным мотивом к соз-

данию школьного медиахолдинга становится, наряду с обменом творческими достижениями, потребность в социальном становлении и в социальной интеграции юной личности. И эта потребность способствует объединению организационных, технических и материальных ресурсов для создания сети школьных, в том числе самодеятельных изданий.

Ключевые слова: школьные СМИ, медиахолдинг, движение Френе, журнал «ФАКС!», «Дойче Югендпрессе», Лига юных журналистов.

Проблема детских периодических изданий состоит в том, что потребители этих изданий -дети и подростки - не имеют возможности самостоятельно приобретать те из них, что им особенно интересны. Дети просто финансово несостоятельны. И, следовательно, редакции крайне ограничены в средствах на издание, распространение, популяризацию. Здесь не спасут доходы от рекламы. Помочь могут только меценаты или работа в составе крупного медиахолдинга, который выделяет часть средств на производство детского издания за счет перераспределения ресурсов.

Те же проблемы - финансовой несостоятельности - существуют и у издателей самодеятельной. Поэтому и возникает потребность в объединении ресурсов детской редакции и учебного заведения, либо - общественной структуры, которая готова поддержать самодеятельную прессу. В нашем исследовании рассмотрен опыт создания таких медиахолдингов на базе школ, лицеев и гимназий в Германии, Франции и России.

Современные исследователи детской и подростковой периодики - Л. Вяткина, С. Лебедева, И. Жилавская, С. Цымбаленко и другие, анализируя различные ее аспекты -коммуникативные, воспитательные, духовно-нравственные, исторические, экономические -отмечают, что заметное влияние на развитие общества детская публицистика приобрела в тот момент, когда стала тиражной.

Как отмечают историки, первым детским журналом в мире стал_«Лейпцигский еженедельный листок» 1 (1772-1774), издававшийся в Германии. Но впоследствии германская пресса для детей издавалась в основном, в виде отдельных разделов во взрослых изданиях. Потому у подростков, получающих образование в германских учебных заведениях, возникла потребность в создании собственных СМИ, преимущественно газетного типа, так как это позволяло юным авторам оперативно и с наименьшими затратами откликаться на волнующие их про-

1 Колесова Л. Н. Детские журналы Советской

России 1917-1977 г. : учеб. пособие. Петрозаводск,

Петрозавод. гос. ун-т, 1993. С. 130-146.

блемы в жизни общества, искать единомышленников и заявлять ровесникам и взрослым о собственном становлении как Личности.

Массовое движение подростковой и юношеской прессы появилось при усилении идеологического влияния на юную аудиторию различных политических сил. Но реализоваться в систему детские газеты и журналы в Германии смогли уже в советский период. Например, по примеру Советского Союза, на базе пионерской организации (газета «Троммель» и по её примеру пионерские газеты в учебных заведениях и различных германских землях). В Германии существовали и другие политические течения (социал-демократы, «зеленые» и так далее), которые стремились системно работать с детской аудиторией через свои СМИ. И эти структуры представляли собой начало формирования холдинговых объединений, так как для работы с юными авторами и читателями использовалась материальная и организационная база (помещения, средства связи, множительная техника) общественных и политических структур.

С развалом ГДР и созданием объединенной Германии система детских и подростковых газет как организационный фактор детского движения перестала существовать. Но потребность в публицистике у немецких детей и подростков не исчезла. И хотя в информационное поле всё активнее включаются коммерческие структуры, в том числе крупнейший издательский концерн «Бурда», обладающий мощной системой изданий для различных аудиторных групп, в том числе и для молодежи, в начале 90-х годов Германии начала создаваться система школьных газет под эгидой общественной сетевой организации «Немецкая юношеская пресса» (<^еШ;Ле Jugendpresse»).

Особенностью этой системы стало решение, во-первых, юридических вопросов существования изданий (земельные законы, оговаривающие права школьной прессы), во-вторых, экономические вопросы (база типографий, где примут заказ от школьников без участия взрослых, тарифы печати, расценки на рекламу в школьных СМИ), в-третьих, система распро-

странения (право раздавать газету за пределами школы, если администрация запретила выпуск газеты в стенах учебного заведения)2.

По инициативе общественной организации были сформулированы законодательные инициативы применительно к условиям каждой из земель Германии, и, более того, активисты движения добились того, что в законодательную базу были внесены конкретные пункты, касающиеся свободы школьной прессы и условий её функционирования. Так, например, в земле Гессен поддержка издания школьной газеты не регламентируется, может быть наложен запрет на издание очередного номера по решению школьной конференции. Существует педагогическая цензура, при которой номер перед тиражированием показывается руководству школы на утверждение. А в земле Бремен цензура и наложение запрета на школьное издание невозможно. Поддержка издания законом не регламентируется (то есть оставлено на усмотрение администрации), и эта поддержка не должна зависеть от содержания издания3.

Регистрация школьного издания в «Дойче Югендпрессе» давала возможность самодеятельной редакции (отдельному редактору -старшекласснику) на юридическую защиту от претензий администрации, даже от муниципальных властей - в каждой земле Германии был член организации, владеющий информацией по законам в отношении ученических СМИ. Сотрудничество с «Дойче Югендпрессе» давало возможность находить типографию которая предлагала ученикам более выгодные условия для тиражирования, иногда даже в другом регионе, а также возможность аккредитовать корреспондента школьного издания на крупное мероприятие, например, на заседание бундестага, или на какую-либо международную молодежную акцию. Здесь можно было получить форму типового договора с рекламодателем (магазина школьных принадлежностей, кафе, пирожковой, кинотеатра...), ибо выпускать тиражное издание на карманные расходы может позволить себе не каждый германский школьник. То есть «Дойче Югендпрессе» частично решала организационные и финансовые вопросы школьных редакций.

Через организацию можно было договориться о публикации отдельной, запрещенной

2 Книга рецептов для редакторов и редакторш / пер. с нем. М.: ЮНПРЕСС, ООО «НИИ школьных технологий», 2006. С. 119.

3 Там же. С. 88.

в школе статьи, в других изданиях - обычно администрация не налагает запрета на критику, касающуюся другой конкретной школы. Но эта система не решала вопросов постоянного информационного обмена. И только с появлением сети интернет у «Дойче Югендпрессе» появилась возможность публиковать сообщения школьных газет и отдельных юных авторов из разных германских земель, а впоследствии даже размещать электронные версии газет.4

Другой путь создания холдинговой структуры прошли ученические издания во Франции.

Доктор филологии, профессор университета «Сорбонна» Жак Гонне в книге «Школьные и лицейские газеты»5, написанной на основе его докторской диссертации, приводит любопытный пример: «В 1718 году, когда королю (Людовику XV) было всего лишь 8 лет, при нём состоял в качестве смотрителя «типографии Королевского кабинета» парижский издатель Жак Колломба. Он был удостоен пожизненного звания «Издатель Короля, Свиты, Домов, Зданий, Искусств и Мануфактуры Его величества». Именно он и удостоился чести продемонстрировать будущему королю Людовику XV типографское искусство. Принцу эта идея очень понравилась, он стал заниматься изданием газеты и достиг в этом деле больших успехов...». Итак, молодой король начинает печатать листки с текстами разного формата. Один из таких листков становится знаменитым: на нем напечатаны предсмертные слова Людовика XIV своему наследнику Людовику XV. Но сама возможность издавать газету дала юному королю шанс быть услышанным и оцененным как личность в совсем юном возрасте и притом - взрослыми, людьми, облеченными властью над государством.

Как справедливо замечают педагоги и психологи, творческая работа над газетой детского коллектива позволяет взрослым оценивать целое поколение, идущее им на смену.

Ж. Гонне6 анализирует в своей работе разнообразные аспекты деятельности школьных и гимназических изданий. Один из них - творческое отношение детей к обучению чтению и письму при использовании вместо обычных кубиков и уроков такого приспособления, как «печатное бюро». По сути это имитация печат-

4 URL http://www.deutsche-jugendpresse.de/.

5 Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты : пер. с фр. / общ. ред. и вступ. ст. А.В. Шарикова. М. : ЮНПРЕСС, 2000. 200 с.

6 Гонне Ж. Указ. соч.

ного станка (длинный стол с ячейками, ящичками для написанных на картоне букв, на котором дети «набирают» свое издание). Двигаясь вокруг стола, выбирая из типографской «кассы» нужные буквы, они собирают каждый свою рамку (обучение детей 3-4 лет). При этом дети плачут, если их отрывают от такого обучения, потому что им хочется двигаться, рассматривать буквы и слова друг у друга, а не сидеть на одном месте, повторяя для заучивания слова и буквы за воспитателем.

Когда подобные приемы обучения творчеству используются в детском саду, мы не отдаем себе отчета в том, что учебные работы детей, представленные на выставке, используемые дошкольниками для подарков, иллюстрируют нам главный побудительный мотив создания творческих работ - обмен результатами своего творчества. Эта потребность и есть самая главная побудительная причина создания самодеятельных медиаобъединений. И важно то, что в этом случае дети рассчитывают на реакцию именно ровесников. Взрослые (если это не психологи) могут иногда и не понять детский символизм в изображении, посмеяться, покритиковать и тем самым, как отмечает Норберт Винер7, затормозить развитие творческого порыва. Дети же понимают этот символизм и примитивизм как информационную формулу, как сигнал к соперничеству или к сотворчеству, к которому у них тоже есть огромная потребность.

Детская газета - это уже форма обмена результатами не только личного, но и коллективного детского творчества.

Одним из примеров такого движения, ставшего основой для создания холдинговой структуры школьных СМИ, является, зародившееся еще в 20-е годы прошлого века во Франции движение Френе8. Движение Френе образовало альтернативную школу «Жизнь», в программу которой входил выпуск классных газет. Очень скоро движение организовало сеть по обмену классными газетами в рамках движения Френе. Причем, обмен происходил не только между школами Франции. В проекте могли участвовать классы из Румынии, Португалии или даже Уругвая. И если в первое время обмен изданиями

7 Винер Н. Кибернетика и общество; Творец и робот : пер. с англ. М.: Тайдекс К, 2003. С. 288.

8 Лего К. Школьные газеты: продолжение традиции Френе / пер. с фр. // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: м-лы российско-французского семинара 6 октября 1992 г. в Москве. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С. 19-23.

происходил с помощью почтовых отправлений, то с развитием телекоммуникации обмен печатными изданиями дополнили факсовые рассылки, а также телематические газеты, издаваемые в безбумажном варианте с помощью французской системы «Минитель» (аналог сегодняшних каналов интернет). Помимо информационного обмена, участники движения Френе организовали выпуск сборников ученических докладов по разным отраслям науки, и эти сборники также стали значимой частью холдинговой продукции - дети делились со своими ровесниками своими открытиями в школьных науках. А ученические сборники пополняли школьные библиотеки.

Журнал «ФАКС»9 также представляет собой педагогический проект, в котором под руководством педагогов происходит выпуск международного многоязычного журнала. Страницы, выпущенные школой или лицеем на заданную редакцией тему (любовь, зеленый мир, франкофония...) готовятся на заранее оговоренном формате и присылаются в редакцию по факсу. Это защищает страницу от редакторской правки. Причем, созданное в рамках информационных обменов между школами движение использует координацию организационных, финансовых, полиграфических возможностей не только в самой Франции, но и в разных странах. Участником такого проекта становилась и Россия - представителем движения «Факс» в Советском Союзе было детское информационное агентство ЮНПРЕСС. А после развала СССР свои представительства появились в Киевском Юнпрессе, в Алма-Атинском отделении ЮНПРЕСС в Казахстане. По телефону или интернет-каналам согласовывался график издания журнала на год, выбирались и утверждались темы, оговаривались полиграфические требования (размер шрифта основног текста и заголовка, оформление колонтитула, в котором размещались сведения об издателях страницы и их выходные данные (контакты). В настоящее время журнал перекочевал в сеть интернет на базе KLEMI 10(Центр связи между образованием и средствами массовой информации при Министерстве образования Франции) и использует для защиты от редакционной правки PDF-форматы.

Другой аспект, на который обращает внимание Ж. Гонне - свобода слова в собственной школе. Он, в частности, анализирует опыт поль-

9 Аньес Ж. Педагогический проект «Факс!» // Там же. С. 35-42.

10 http://www.clemi.org/.

ского педагога Януша Корчака11 по организации коллектива детской редакции - опыт сотворчества детей и взрослого педагога. Особенно Януш Корчак выделяет правила организации работы школьной редакции, при которых каждый может найти свою тему и взрослый консультант редакции не может подчинить себе редактора. То есть в данном случае подчеркиваются не столько возможности газеты в развитии интереса к учебе, к наукам, сколько организационные возможности газеты, её социальная функция, воспитательная функция - взаимоотношения с одноклассниками, раскрытие их друг для друга как многогранных личностей.

Главным в процессе творческого познания, причем коллективного творческого познания, становится уже не изучаемый предмет, вернее, не столько предмет, не столько наука, сколько личность и коллектив, формы их взаимоотношений. Здесь важно обратить внимание на то, что ребят увлекают приемы социологии - опросы. И именно потребность в сравнении различных форм взаимоотношений детских коллективов подталкивает детей к обмену газетами между классами, к созданию общешкольного издания, к созданию других форм обмена информацией, следовательно, возникновению и других СМИ: радиопрограмм, а по возможности, и школьных видеопрограмм, и даже классных и школьных интернет-страниц. Ибо, открывая себя как личность или как коллективную творческую единицу, ребенок или группа детей стремится не только рассказать о себе другим, но и показать себя. То есть побудительным мотивом к созданию школьного медиахолдинга становится, наряду с обменом творческими достижениями, потребность в социальном становлении и в социальной интеграции.

Третий аспект - возникновение гимназических газет, в которых подростки дают себе полную свободу самовыражения. Во Франции школьная пресса возникает при активном содействии или даже по инициативе педагога, а в гимназиях подростки начинают издавать свои газеты совершенно самостоятельно, иногда втайне от взрослых, но чаще - принципиально открыто: как акт протеста против ущемления их личностных прав.

Именно такие издания стремится поддержать движение Жи-пресс12, которое исполь-

11 Корчак Я. О школьной газете / Жак Гонне. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮНПРЕСС, Редакция «Народное образовании», М., 2000. С. 165-178.

12 Фамери П. Жи-пресс: за прессу юношеской ини-

зует общественную инициативу для поддержки самодеятельных гимназических изданий Франции. Активисты этого движения стремятся поддержать юных редакторов, тех, кто пытается в своих изданиях выйти за рамки школьной темы и привлекает гимназистов к обсуждению волнующих их социальных проблем - от муниципального до мирового уровня. Распространение такого издания выходит за стены учебного заведения и может охватывать квартал, район муниципального образования.

Объединение помогает самодеятельным редакциям в поисках финансирования и полиграфической базы, и сам процесс организации выхода издания также служит процессу социализации юного поколения. Казалось бы, социальные сети могут вытеснить такой вид изданий, однако печатная форма помогает юным придать своему изданию статус официального документа, с которым общество не может не считаться.

Обратимся к опыту нашей страны.

В истории самодеятельных школьных изданий дореволюционной России есть тиражные газеты, призывающие учащихся к революционной деятельности, есть газеты, призывающие гимназистов к защите царской семьи, есть, как бы мы охарактеризовали их сегодня, экологические издания, есть скаутская пресса. Но все эти издания были, как это свойственно ученической самодеятельной прессе, короткоживущими, ибо держались только на энтузиазме и личных средствах своих несовершеннолетних создателей и сведений о создании межшкольного движения исследователями не обнаружено.

Медиахолдинги на базе самодеятельной детской прессы в советской России создавались на базе школьных учебных заведений, и эти примеры описаны даже в художественной литературе (Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»). Изучая взаимодействие самодеятельных изданий в школе и общественных структур, на которые опираются эти издания, мы видим процесс становления вокруг газеты самодеятельных ученических организаций (как формализованных, так и неформальных). Как правило, эти организации берут на себя задачу становления детского (подросткового) коллектива во взрослом сообществе. И газета для них - коллективный организатор, с помощью которого детский актив собирает единомышленни-

циативы пер. с фран. - в сб. «Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика» - м-лы российско-французского семинара 6 октября 1992 г. в Москве - М..ЮНПРЕСС. 1994, с 49-50.

ков. Речь в таких газетах идет уже не столько об отдельных личностях, сколько об органах школьного или ученического самоуправления, отдельных ячейках различных детских и молодежных организаций. И чем более формализована структура такой организации, тем быстрее возникает потребность в системе самодеятельных подростковых изданий. Если брать советский период, то это - органы пионерских отрядов и дружин, комсомольских первичных организаций, а также школьных органов самоуправления (учкомы, научные общества, старо-статы, школьные советы и т.п.). Но наиболее характерным для медиахолдингов России является создание медиаобъединений самодеятельной прессы на базе общественных организаций.

Автору данного исследования в 70-е гг. XX века довелось участвовать в качестве координатора наблюдательной группы в организации эксперимента по созданию различных структур школьных медиахолдингов (в эксперименте они назывались «объединенные пресс-центры»)13. Каждая структура влияла (или же опиралась) на разные органы школьного самоуправления. Руководила экспериментом филолог и журналист, руководитель городского клуба юных корреспондентов «Гайдаровец» в подмосковном городе Калининград (ныне Королёв) Г.В. Маркелова. Цель эксперимента - изучить различные формы и структуры организации школьной прессы и на базе выбранных для эксперимента школ проверить на эффективность несколько моделей. Модели организации пресс-центра были разработаны по инициативе детского (подросткового) актива городского клуба юных журналистов. Руководителями экспериментальных площадок стали сами юные журналисты, причем каждый выбрал для своей школы наиболее понравившуюся модель. А руководитель эксперимента получила согласие на его проведение у администрации каждой из четырех школ.

Для эксперимента были отобраны четыре модели:

1) «Сменная редколлегия» (школа № 12 г. Калининграда Московской области - теперь г. Королёв). Модель предполагала выпуск общешкольного издания дважды в месяц, причем над номером работала редколлегия класса, де-

13 Кулакова Н. Л., Школьник А. Я. Лига малой прессы. Заглянуть в глаза будущему // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: м-лы российско-французского семинара 6 октября 1992 г. в Москве. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С. 45-48.

журного по школе. Эта структура пресс-центра обслуживала фактически такой детский орган самоуправления, как старостат (совет старост школы), то есть в газете освещались организация дисциплины и порядка, подготовка и проведение школьных мероприятий, санитарное состояние классов. Также в газете появлялась информация о предстоящих событиях. Работа по такой модели потребовала создания в каждом классе редакционной группы, вовлеченной в создание школьного издания (2-3 раза в год), которая в свободные месяцы стала бы заниматься и внутриклассной газетой. Холдинг объединил ресурсы органа школьного самоуправления (организационные, а также материальные - помещения для работы и расходные материалы). В результате эксперимента старостат стал в школе более авторитетной детской организацией, чем, например, комитет комсомола, что для советского периода было необычно.

2) Пресс-центр «Прометей» (физико-математическая школа № 4 г. Калининграда Московской области). Модель предусматривала создание двух редакций и двух выпускающих редакторов. Главный редактор проводил планерки, чтобы основные рубрики газеты выдерживались корреспондентами обеих редакций. В отличие от дежурных редакций, состоящих из одноклассников, здесь редакционные коллективы были разновозрастными. При этом активность могли проявить и старшеклассники, и учащиеся начальной школы. К новому году у руководства пресс-центра возникла потребность в расширении информационных возможностей, и тогда была создана радиоредакция. Ребятам удалось решить организационные и технические вопросы, чтобы обеспечить учебные программы по истории и географии, обзоры прессы, музыкальные перемены. В те годы школьное телевидение было практически невозможно, но радиоредакция в сочетании с редакцией школьной газеты стала одной из составляющих школьного медиахолдинга, в который впоследствии вошел и машинописный литературный журнал («Пегасик»), а наиболее активные корреспонденты стали выпускать и классные газеты. Эта модель помогла становлению научного общества учащихся, а также совету школы, так как благодаря газете был организован диалог учащихся с учителями. И проблемы, которые выносились на школьный совет (выбирается из учащихся, педагогов и родителей), проходили предварительное обсуждение в школьной прессе.

3) Пресс-центр «Пульсар» (школа № 11 г. Калининграда Московской области с углубленным изучением английского языка»). Здесь были созданы сразу три редакции: для начальной, для средней и для старшей школы. Состав редакций был постоянным, собранным из юных авторов параллельных классов. Впоследствии были созданы радиоредакция, литературный журнал с английским аналогом, а также РЯ-группа - корреспонденты, в задачу которых входила организация публикаций о школьных событиях в городской и областных газетах, Всесоюзной газете «Пионерская правда», в программе Всесоюзного радио «Пионерская зорька». Модель помогла становлению на базе школы организации юных журналистов, для которой было выделено помещение. Организация впоследствии брала на себя проведение городских слетов юных журналистов, и даже семинар руководителей движения юных журналистов на республиканском уровне.

4) Стендовая газета (школа № 8 Калининграда Московской области.) По сути, эта газета явилась прообразом Интернет-издания. В отличие от газет, которые обновлялись по достаточно жесткому графику, имели дату и нумерацию выхода, эта имела жесткую структуру рубрик, и материалы обновлялись не одновременно на весь номер, а по мере необходимости. Но, выигрывая в оперативности, газета очень теряла в зрелищности (чтобы обратить внимание читателей на обновление материала, приходилось каждую свежую публикацию оформлять на другой цветовой подложке). И вместо единого стиля оформления, который должен был задавать жесткий рубрицированный стенд, получилась мозаичная пестрота, как на «Доске объявлений». Но развитие проекта было неожиданным. Поскольку каждая постоянная рубрика освещала определенный вид общественной деятельности, это способствовало развитию различных общественных движений в школе. И у каждого возникала потребность в собственном издании - сначала непериодическом (спецвыпуски юных инспекторов движения, юных санитаров, тимуровцев), а затем и периодических. То есть эксперимент способствовал становлению своеобразного школьного медиахолдинга детских тематических периодических изданий. Юные журналисты создали несколько редакций, имеющих общую «полиграфическую» базу, и разделили между собой аудиторию по интересам. Если бы эксперимент продолжался в наши дни, на современной материальной базе, каждое из-

дание имело бы свой тираж и представительство в Интернете.

В конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ века эксперимент завершился выходом задействованных в нем юных авторов на издание самодеятельной общегородской многотиражной газеты. Поскольку копировальные аппараты в то время находились под жестким контролем органов госбезопасности, размножить свое издание самостоятельно дети еще не могли. И газету по графику в небольших количествах (150-200 экземпляров) тиражировали на копировальных аппаратах, зарегистрированных в парткомах крупнейших городских предприятий. А распространяли по школам сами юные журналисты (бесплатно) через городской клуб юных корреспондентов. Опыт работы по данному проекту освещался в местной районной газете «Калининградская правда», а также в журнале «Рабоче-крестьянский корреспондент» и в журнале «Журналист».

Вместе с тем, медиахолдинги школьных изданий создаются и на базе педагогических проектов. Использование газеты для обучения мы можем проследить в начальных классах: преподаватели частной московской экономической школы (МЭШ) издают газеты с учебными заданиями по параллелям: ученики первого «А» придумывают начало рассказа, рассчитывая, что в первом «Б» придумают концовку. И такие задания в одной газете - по каждому предмету. В это время класс «Б» придумывает свою газету. Происходит обмен творческими изданиями. А потом - выставка, ответы, рисунки ребят. Классы с нетерпением ждут следующего номера, с увлечением готовят свой номер - с ответами и новыми заданиями. И любое учение становится в радость. На этом этапе используется стенная газета как стимул для коллективного творчества.

В результате мы видим интересную модель цикла обучающих изданий, которые стали стимулом для педагогов к созданию в школе собственной типографии. Теперь в типографии издаются методические материалы для учите -лей, прописи по предметам, а также издания старшеклассников. Мы можем зафиксировать тот факт, что система учебных детских газет, выросшая из потребности детей в коллективном и соревновательном творческом освоении научных дисциплин и познании мира, является зачатком школьного медиахолдинга, под который выстраивается организационная, производственная, экономическая и кадровая базы.

Российской особенностью развития самодеятельной детской и подростковой прессы стал быстрый вывод ее за стены учебного заведения - создание межшкольных изданий. Особенно активно такие издания стали развиваться в перестроечный период. Сегодня, когда тиражирование перестало быть серьезной экономической и «политической» проблемой, подростковая пресса обслуживает интересы различных самодеятельных объединений, и система изданий этого объединения становится со временем холдинговой структурой. Например, возродилась система скаутских газет. Ведь юнкоровская деятельность - одна из обязательных скаутских дисциплин. Организация имеет официальные издания, такие как газета «Скаут. Будь готов!», и при них - детские корпункты местных скаутских организаций, которые, с одной стороны, работают на головное издание организации (публикуют материалы о деятельности своей организации), а с другой -обеспечивают творческую практику скаутским группам, выполняющим нормативы юнкора и юнкора-инструктора. Самодеятельные издания скаутов перепечатывают исторические сведения и методические советы из головного издания, а их редакции направляют материалы о деятельности своей организации в головное издание. Поскольку в постсоветский период в России возникло несколько соперничающих друг с другом скаутских организаций, газеты берут на себя частично и заботу о разъяснении различий в структурах российского скаутинга, традициях, символике и прочее.

Система пионерских изданий на сегодня практически разрушена. Имеющиеся пионерские газеты и журналы, ранее, во времена СССР, составлявшие единый холдинг с централизованным финансированием, между собой не взаимодействуют. Самодеятельные пионерские издания очень редко сотрудничают с «Пионерской правдой», которая все еще находится, как и журнал «Костер», в структуре пионерской организации (Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций). Хотя в отдельных регионах России (например, в Волгоградской области) мы можем наблюдать ту же тенденцию, что и в скаутской прессе. То есть имеется головная газета областной пионерской организации «Новая Улица», редакция с 2004 г. проводит областные слеты юных журналистов, и с 2007 г. в поселках и селах области на базе региональных ячеек пионерской организации начинают появляться корпункты и даже ре-

дакции отдельных газет (г. Волжский). Причем, редакция «Новой улицы» рассматривает возможность выделять региональным редакциям постоянное место - вплоть до отдельных полос.

Задачу объединения детей и подростков по интересам выполняют и газеты других детских и молодежных общественных организаций14. Как о современном примере зарождения ме-диахолдинга тематических самодеятельных изданий мы можем говорить о системе самодеятельных изданий юных инспекторов дорожного движения.

Первый уровень - отряды ЮИД в школах выпускают информационные бюллетени по правилам дорожного движения (это обязательное требование к членам отряда - бюллетени вывешиваются в школах, оцениваются на специальных конкурсах.) Второй уровень -объединенные редакции на уровне города. Например, в Воронеже уже возникают школьные и городское тиражные издания. Третий уровень - общероссийское издание «Добрая дорога детства» (приложение к изданию «СТОП-газета»). Общероссийское профессиональное издание стремится к тому, чтобы самодеятельные издания постепенно объединялись в единую сеть. Тем более что и финансирующая организация (ГИБДД) прикладывает к этому организационные и финансовые усилия. В том же Воронеже создан на базе общественной организации «За безопасность движения» компьютерно-множительный центр, где юные журналисты из всех школ города могут бесплатно набирать и тиражировать свои издания при условии, что в них будет хотя бы одна рубрика, посвященная безопасности движения. В распространении городской газеты задействованы инспектора дорожного движения, курирующие работу со школьниками.

Аналогичную объединяющую роль выполняют самодеятельные издания вновь возникающих в России территориальных детских объединений. Например, создаются территориальные объединения детей при муниципалитетах, либо территориальные ячейки крупных молодежных организаций, таких как «Российский союз молодежи», «Молодая гвардия», «Соколы» (молодежное крыло ЛДПР) и т. п. Вписываясь в территориальную структуру, ребята ощущают потребность в агитации

14 Кулакова Н. Л. Типы медиахолдингов в самодеятельной детской (подростковой) прессе // Сборник материалов научно-практической конференции «Ломоносов-2008». М., 2008. С. 40-42.

за свою организацию, тем самым приходя к необходимости создания СМИ, а затем и ме-диахолдинга, который будет обслуживать интересы организации. И уже отсюда выходя на филиалы своих изданий в отдельных школах.

В 2002 году была зарегистрирована межрегиональная общественная организация «Лига малой прессы», объединяющая самодеятельные редакции более чем из десяти регионов Российской Федерации. Причем, среди них были и школьные, и межшкольные, и региональные детские издания. Впоследствии на базе этого движения была создана общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов», которая поддерживает современные конвергентные детские и подростковые издания - школьные медиа-холдинги, имеющие собственные печатные

периодидческие и непериодические издания для разных возрастных групп, включая педагогическое сообщество, радио и телевизионные редакции, мультимедийные редакции, работающие со школьными интернет-порталами.

Таким образом, мы можем сделать вывод что движение самодеятельных детских и подростковых СМИ к объединению обусловлено не только стремлением с самовыражению и социализации юной личности, но и экономическими причинами, и развитием технических средств передачи информации, и потребностью в информационном обмене, в коллективной работе над осмыслением современных общественных процессов. А именно это коллективное творчество над созданием картины мира и не реализуется сегодня профессиональными изданиями для юной аудитории.

N. Kulakova

FOREIGN AND RUSSIAN PRACTICES OF MEDIAHOLDING FORMATION

IN SCHOOL MASS MEDIA

This article is on analysis of media associations and then media holdings formation from school media in Germany, France, Russia including USSR. The author pursues the aim to define typical reasons and nation-specifics for these integration processes. The pursued analysis shows that grounds offorma-tion school media holdings lay in young person need in social adaptation and integration as well as need in creative achievements interaction. This need encourages integration of management, technical and financial resources to create school media network including amateur one.

Keywords: school mass media, media holding, Frene's movement, Fax! magazine, Deutche Jugendpresse, League of young journalists

Notes

1 Kolesova L. N. (1993) Detskiye zhurnaly Sovetskoy Rossii 1917-1977g. : ucheb. Posobiye [= Kids magazines in Soviet Russia 1917-1977: manual], Petrozavod. gos. un-t, Petrozavodsk, pp. 130-146 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Kniga retseptov dlya redaktorov i redaktorsh (2006) [=The "culinary book" for editors], per. s nem, YUNPRESS, OOO «N11 shkol'nykh tekhnologiy», Moscow, p. 119.

3 Ibid. P. 88.

4 URL http://www.deutsche-jugendpresse.de/.

5 Gonne, Zh. (2000) Shkol'nyye i litseyskiye gazety [=School and lyceum newspapers], per. s fr., obshch. red. i vstup. st. A. V. Sharikova, YUNPRESS, Moscow, 200 p. (in Russ.).

6 Ibid.

7 Wiener, N. (2003) Kibernetika i obshchestvo; Tvorets i robot [=Cybernetics and society; Creator and robot]: per. s angl., Taydeks K, Moscow, p. 288 (in Russ.).

8 Lego, K. (1994) "Shkol'nyye gazety: prodolzheniye traditsii Frene / per. s fr." [=School newspapers: carrying on Frene's tradition in Kids and teenage self-regulating press: theory and practice], in: Detskaya i yunosheskaya samodeyatel'naya pressa: teoriya i praktika: Proc. rossiysko-frantsuzskogo seminara 6 oktyabrya 1992 g. v Moskve [=Children and Youth amateur media: Theory and Practice, as Russian-French seminar October 6, 1992 in Moscow], YUNPRESS, Moscow, pp. 19-23 (in Russ.).

9 An'yes, Zh.(1994) "Pedagogicheskiy proyekt «Faks!»" [=Teaching project "Fax!"], in: Detskaya i yunosheskaya samodeyatel'naya pressa: teoriya i praktika: Proc. rossiysko-frantsuzskogo seminara 6 oktyabrya 1992 g. v Moskve [=Children and Youth amateur media: Theory and Practice, as Russian-

French seminar October 6, 1992 in Moscow], YUNPRESS, Moscow, pp. 35-42 (in Russ.).

10 http://www.clemi.org/ (in Russ.).

11 Korchak, Ya. (2000) "O shkol'noy gazete" [=About school newspaper], in: Zhak Gonne. Shkol'nyye i litseyskiye gazety [J. Gonnet. School and lyceum newspapers], YUNPRESS, Redaktsiya «Narodnoye obrazovanii», Moscow, pp. 165-178.

12 Fameri, P. (1994) Zhi-press: za pressu yunosheskoy initsiativy [=Ji-press: press for youth initiatives lane], per. s fran., in: Detskaya i yunosheskaya samodeyatel'naya pressa: teoriya i praktika - m-ly rossiysko-frantsuzskogo seminara 6 oktyabrya 1992 g. v Moskve [=Children and Youth amateur media: Theory and Practice, as Russian-French seminar October 6, 1992 in Moscow], YUNPRESS, Moscow, pp. 49-50 (in Russ.).

13 Kulakova, N. L. and Shkol'nik, A. Ya. (1994) "Liga maloy pressy. Zaglyanut' v glaza budushchemu" [=League of small press. Look into the eyes ofthe future], in: Detskaya i yunosheskaya samodeyatel'naya pressa: teoriya i praktika - m-ly rossiysko-frantsuzskogo seminara 6 oktyabrya 1992 g. v Moskve [=Children and Youth amateur media: Theory and Practice, as Russian-French seminar October 6, 1992 in Moscow], YUNPRESS, Moscow, pp. 45-48 (in Russ.).

14 Kulakova, N. L. (2008) "Tipy mediakholdingov v samodeyatel'noy detskoy (podrostkovoy) presse" [=Types of media holdings in the amateur children (teenage) press], in: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii «Lomonosov-2008» [=Proceedings of the scientific-practical conference "Lomonosov-2008"], Moscow, pp. 40-42 (in Russ.).

References

1. Aniess, J. (1994) "Pedagogishesky proekt Faks!" v "Detskaya i yunosheskaya samodeyatelnaya press: teoriya i praktika" [=Teacher's project Fax! from Kid and teenage press: theory and practice] (in Russ.).

2. Wiener, N. (2003) "Kibernetika i obschestvo; Tvorets i robot" [=Cybernetics and society; Creator and robot] (in Russ.).

3. Gonne, J. (2000) «Shkolnie i liceyskiye gazety» [=School and lyceum newspapers] Moskva, 200 p (in Russ.).

4. (2006) «Kniga receptive dlya redaktorov i redaktorsh» [=Recipe book for Mr editor and Ms editor] Moskva, 119 (in Russ.).

5. Kolesova, L. (1993) "Detskie zhurnaly Sovetskoy Rossii 1917-1977 g." Petrazavodsk, (in Russ.).

6. Korchak, Y. (2000) "O schkolnoy gazete / Jack Gonne Shkolnie i liceyskie gaze-ti" [=About school newspaper / Jack Gonne. School and lyceum newspapers] in Narodnoye obrazovanie [=People education] (in Russ.).

7. Kulakova, N. and Shkolnik A. (1995) "Liga maloy pressy. Zaglyanut v glaze bu-duschemu" v "Detskaya i yunosheskaya samodeyatelnaya pressa: teoriya i praktika" [=League of small press. Look into eyes of future. Kids and teenage self-made press: theory and practice: articles from Russian-French seminar] Moskva (in Russ.).

8. Kulakova, N. (2008) Tipy mediaholdingov v samodeyatelnkoy detskoy (podrostkovoy) presse v "Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy conference "Lomonosov-2008" [=Types of media holdings in self-made junior (teenage) press in Digest from research and practice conference "Lomonosov-2008] Moskva (in Russ.).

9. Lego, K. (1994) "Shkolnie gazety: prodolzhenie tragic Frene" v "Detskaya i yunosheskaya samodeyatelnaya press: teoriya i praktika" [=School newspapers: carrying on Frene's tradition in Kids and teenage self-regulating press: theory and practice] Moskva (in Russ.).

10. Fameri, P. (1994) Zhi-press: za pressu yunosheskoy iniciativy v "Detskaya i yu-nosheskaya samodeyatelnaya press: teoriya i praktika" [=Zh-press: for press of young initiative in Kids and teenage self-regulating press: theory and practice], Moskva (in Russ.).

11. URL http://www.clemi.org/ accessed on 15.02.2015

12. URL http://www. deutsche-jugendpresse.de/ accessed on 15.02.2015

Надежда Леонидовна Кулакова, соискатель кафедры периодической печати Факультета журналистики МГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.