Научная статья на тему 'Детская газета: механизм социальной адаптации подростка (на материале анализа публикаций «Юношеской газеты» (1991 – 2002 гг. ))'

Детская газета: механизм социальной адаптации подростка (на материале анализа публикаций «Юношеской газеты» (1991 – 2002 гг. )) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
462
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЮНОШЕСКАЯ ГАЗЕТА» / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПРЕССА / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / «YOUTH NEWSPAPER» / SOCIALIZATION / ADAPTATION / AMATEUR PRESS / INTERGENERATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Капустина Галина Леонидовна

Главное назначение детства – социализация – превращение индивида в личность, освоение общественного опыта. Именно детская пресса, вся, независимо от ее вида, определяется как некий альтернативный институт социализации подрастающего поколения, который призван более естественно включить детей в систему общественных отношений, подготовить их к разрешению социальных проблем. С этих позиций в данной статье рассматривается «ЮНОШЕСКАЯ ГАЗЕТА» (1991 – 2002 гг.), представляющая собой уникальный феномен продуктивного сотрудничества взрослых и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская газета: механизм социальной адаптации подростка (на материале анализа публикаций «Юношеской газеты» (1991 – 2002 гг. ))»

Таким образом, в анализируемом материале очевидно преобладание графически не ассимилированных единиц ГЯ - 77 % КП от их общего числа, что позволяет выдвинуть предположение о том, что использование неассимилированных единиц - одна из характеристик публицистических изданий, анализируемых в рамках настоящего исследования.

Графически не ассимилированные (полностью или частично) КП сопровождаются в тексте статей транскрипцией или переводом во избежание коммуникативной неудачи со стороны читательской аудитории. Неассимилированные и ассимилированные КП представлены всеми ГЯ. Удельный вес графически не ассимилированных КП из английского языка составляет 74 %, из французского - 86 %, из немецкого - 94 %. Среди неассимилированных КП преобладают единицы английского языка - 85 % от общего числа графически не ассимилированных единиц (французский язык представлен в данной категории 12 % КП, немецкий язык - 3 % КП). Удельный вес графически ассимилированных КП из английского языка составляет 24 %, из французского - 4 %, из немецкого - 14 %. Среди ассимилированных КП также преобладают единицы английского языка -97 % от общего числа графически не ассимилиро-

ванных единиц (французский язык представлен в данной категории 1,9 % КП, немецкий язык - 1,1 % КП). Следовательно, английский язык - основной источник графически ассимилированных и не ассимилированных КП с преобладанием последних среди КП на все ГЯ.

Литература

1. Исаева, М.Г. Кодовые переключения в письменных текстах СМИ (на материале русскоязычных журналов): дис. ... канд. филол. наук / М.Г. Исаева. - Череповец, 2009.

2. Маринова, Е.В. Иноязычные слова в русской речи конца XX - начала XXI в.: проблемы освоения и функционирования / Е.В. Маринова. - М., 2008.

3. Чиршева, Г.Н. Введение в онтобилингвологию / Г.Н. Чиршева. - СПб., 2000.

4. Clyne, M. Dynamics of language contact. English and immigrant languages / M. Clyne. - Cambridge University Press, 2003.

5. Myers-Scotton, C. Contact linguistics / C. Myers-Scotton. - Oxford University Press, 2002.

6. Nelde, P. Multilingualism and contact linguistics / P. Nelde // Thirty Years of Linguistic Evolution / Putz, Martin (ed.). - John Benjamins Publishing Company, 1992. - P. 607 -612.

УДК 070 (054)

Г.Л. Капустина

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Е.А. Зверева

ДЕТСКАЯ ГАЗЕТА: МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ПУБЛИКАЦИЙ «ЮНОШЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» (1991 - 2002 гг.))

Главное назначение детства - социализация - превращение индивида в личность, освоение общественного опыта. Именно детская пресса, вся, независимо от ее вида, определяется как некий альтернативный институт социализации подрастающего поколения, который призван более естественно включить детей в систему общественных отношений, подготовить их к разрешению социальных проблем. С этих позиций в данной статье рассматривается «ЮНОШЕСКАЯ ГАЗЕТА» (1991 - 2002 гг.), представляющая собой уникальный феномен продуктивного сотрудничества взрослых и детей.

«Юношеская газета», социализация, адаптация, самодеятельная пресса, межпоколенческий диалог.

The main aim of childhood is socialization. It is the transformation of the individual into the personality, development of public experience. Children's press is determined as the certain alternative institute of socialization of younger generation that includes children in the system of public relations, prepares them for solution of social problems. «YOUTH NEWSPAPER» (1991-2002) is considered from these positions, representing a unique phenomenon of productive cooperation of adults and children.

«Youth newspaper», socialization, adaptation, amateur press, intergenerational dialogue.

Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

Константин Кушнер

Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя как ребенок.

Алфред Э. Ньюмен

Главное назначение детства - непрерывное становление человека, превращение индивида в личность, принятие подрастающим человеком норм и ценностей общества, освоение общественного опыта, который копился веками, языка, культуры, идеалов. Этот многослойный и многоплановый процесс, не-

обходимый ребенку, чтобы получить навыки для полноценной жизни в обществе, определяется как социализация. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в социализации, чтобы выжить. Первоначально она происхо-

дит в семье, вторичная социализация происходит уже вне дома, в обществе, когда индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой [2].

Традиционно и справедливо считается, что и газеты, и журналы для детей призваны осуществлять социализацию. Анализируя особенности детской аудитории, исследователь детской прессы Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина М.Ф. Попова определяет детскую прессу, всю, независимо от ее вида, как некий альтернативный институт социализации подрастающего поколения и подчеркивает ее основное предназначение - возможно более естественного включения младшего поколения в систему общественных отношений [10]. В этом смысле детская пресса является элементом одновременно двух систем - СМИ и системы социализации. С помощью детских средств массовой коммуникации «совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», компенсирую этим частичное ослабление своего влияния в качестве конкретных отдельно взятых родителей или учителей. И дело не только в доступности изложения, а в собственной концепции этой группы СМИ. Социализация реализуется в целом ряде функций: воспитательная, информационная, коммуникативная, организаторская (не ограничивается привлечением широкой аудитории к созданию газеты или журнала, выявлением и формированием общественного мнения, отношения к какому-либо общественному явлению, это и побуждение, организация читателя на решение собственно проблемы, юнкоровское движение), гедонистическая (удовлетворение, удовольствие от самого процесса творчества), регулятивная [10].

Установлено, что социализация проходит тем успешнее, чем активнее индивид участвует в коммуникации и творческо-преобразовательной общественной деятельности [9]. Эти идеи созвучны концепции американского социолога и этнографа, специалиста в области этнопсихологии, исследовавшей процессы социализации детей в различных культурах, М. Мид, согласно которой современное общество относится к так называемым «префигуративным» (диалоговым), где старшие не только обучают детей, но и сами учатся у них [8]. Дети и подростки, признаваемые полноправными и значимыми личностями, вступают в межпоколенческий диалог с взрослыми, причем он происходит не в форме наставлений старшего поколения младшему, организуется площадка для обсуждения актуальных вопросов, результатом которого становится взаимообогащение сторон. Ребенок «формирует» родителей еще больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия [5]. Одной из площадок для межпоколенческого диалога становятся детские издания.

Существует огромный пласт СМИ, контент которых создается силами самих детей и подростков. В контексте большого корпуса исследовательской литературы, посвященной рассмотрению такой прессы, наблюдается некоторая пестрота относительно названия данного явления: самодеятельная [3], [4] сам-издатовская [12], юнкоровская [10], подростковая

пресса [11], журналистика «детьми для детей» [7] и т. д. Молодой исследователь Пермского университета Д. И. Косолапова выделяет феномен детской журналистики, создаваемой именно детьми и подростками, из общего массива детской журналистики и терминологически определяет его как «ювенильная» журналистика - «коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению лич-ностно окрашенной информации» [6, с. 192]. Данный термин, по ее мнению, подчеркивает принципиальную возрастную принадлежность авторства, которая и обусловливает специфику журналистской деятельности детей и подростков. При этом Д. И. Косолапова выделяет две группы таких изданий в зависимости от степени участия в них взрослых: те, где это участие не допускается ни в какой мере, даже отторгается, и издания второго типа, создающиеся при поддержке (в основном, материальной) взрослых. Каждый из предложенных терминов, по нашему мнению, отражает существенные характеристики обсуждаемого явления, обозначившаяся платформа которого определяется прочно устоявшимся параметром - самостоятельным творческим характером деятельности детей-журналистов для детей-читателей. Можно прогнозировать, что со временем, в процессе интенсивного развития информационных технологий, представление о нем может модифицироваться, однако это научная проблема другого исследования. Что же касается данного, то, чтобы избежать подмены понятий по сложившейся в науке и практике языковой традиции, сошлемся на авторитетного исследователя в области детской прессы Л.Ю. Вяткину и будем называть газеты и журналы, создаваемые детьми для детей, самодеятельными. Указанный термин, по нашему мнению, максимально точно характеризует рассматриваемые издания.

Президент Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», создатель творческого объединения «ЮНПРЕСС», Общероссийской общественной организации «Национальная Ассоциация журналистов “МЕДИАКРАТИЯ”», кандидат педагогических наук А.Я. Школьник исследовал возможности потенциала детской самодеятельной прессы и пришел к заключению, что она всегда обеспечивала сферу реальной социальной деятельности, позволявшей детям реализовать творческий потенциал. Более того: детская пресса способствует подготовке подрастающего поколения к разрешению социальных проблем [13]. Исследователь выделяет три основных направления в опыте педагогического влияния детской прессы: первое связано с выявлением социальных проблем и их оценкой подростками. Созданная детьми и взрослыми газета помогает школьникам не только увидеть проблему, но и проинформировать о ней сверстников, обозначить свою субъективную позицию в системе социальных отношений и найти решение данного вопроса. Это и определяет второе направление социального воспитания: формирование у подростков свой позиции по той или иной социальной проблеме. Третье направление - организующая роль самодеятельных изданий.

Свои социальные функции подростковые самодеятельные СМИ выполняют не только в отношении читателей, но и в отношении членов редакционных коллективов. Поэтому к функциям, свойственным детским и молодежным изданиям в целом, таким, как информационная, воспитательная, образовательная, рекреационная, познавательная, социализатор-ская, функция общения, функция артикуляции общественных интересов - приобщение новых поколений к системе сложившихся в обществе знаний, ценностей и норм, ценностно-нравственных ориентаций [1], добавляются особые функции (реализуемые в том числе и школьной прессой). Это функция формирования медиакультуры, включающая в себя информационную защиту школьников, коммуникативные умения, формирование критического мышления учащихся, выстраивание собственной системы ценностных ориентаций. На первый план выходят воспитание в детях личностных качеств, гражданской позиции и полноценная адаптация творческой личности подростка к социальным условиям. Очевидно: детская журналистика предстает характерным атрибутом детской, быть может, и школьной субкультуры, и в этом смысле должна входить в культурное пространство в контексте общественной жизни, а не вопреки ей.

«Еженедельная общероссийская “ЮНОШЕСКАЯ ГАЗЕТА” подростков» (1991 - 2002 гг.) - уникальный феномен продуктивного сотрудничества взрослых и детей. Учредителем газеты было агентство «Юнпресс», в редакционный совет входили

Н. Кулакова, С. Соловкин, С. Цимбаленко, Е. Кузин, С. Щеглова - люди, которые и теоретически, и практически внесли значительный вклад в развитие юнкоровского движения в России. Газета сотрудничала с такими организациями, как: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Это свидетельство того, что газета являлась проектом общественного значения. Тираж последнего года выпуска газеты (2002 г.) составлял 2000 экземпляров.

«ЮНОШЕСКАЯ ГАЗЕТА» - это четырехполосная черно-белая газета формата А3. Целевая аудитория: дети и подростки 14 - 17 лет. Исследование контента всех номеров 2002 г. (№ 1 - 44 (январь -ноябрь) позволяет говорить о том, что эта газета была для юных читателей и корреспондентов площадкой прежде всего для продуктивного диалога со сверстниками, взрослыми и даже самим собой. Это попытка установления подростками связи с взрослым миром, включение во взрослую жизнь. Это своеобразный бесконечный межпоколенческий диалог, причем часто даже в конфликтной форме, направленный на определение себя как личности и своего места в жизни. Редакторы не просто создали для детей информационное пространство; газета обеспечила условия для самореализации и самопознания как юнкоров, так и читателей. В какой-то степени это подтверждает и тот факт, что при подписи мате-

риалов не уточняется возраст детей, школа, класс -только город, имя и фамилия: создается впечатление, что это самостоятельные собственные корреспонденты. Ключевой принцип концептуальной политики издания - организация межпоколенческого диалога с подростками и общения подростков друг с другом. В русле разговора о социализации целесообразно, на наш взгляд, выделить те векторы, в системе которых происходит формирование и становление подрастающей личности, и проследить, как это отражается на рубрикации газеты и тематике публикаций.

1. Межпоколенческий диалог:

- плавающие рубрики «Спасательный круг»/ «Поговорим по душам»: психологические проблемы и комплексы подростков, советы при подготовке к экзаменам, методики аутотренинга, судьба ребят из интерната. Авторы - взрослые: врачи-психиатры, психологи;

- плавающие рубрики «Особое мнение»/ «Прошу слова!»/ «Деликатная тема»: дискуссии по общественным проблемам («Нужно ли служить в армии?» «БЕСплатное образование» и т.д.);

- постоянные рубрики «На родительское собрание»/ «Детки и предки»: взаимоотношения с родителями.

2. Общение со сверстниками:

- постоянная рубрика «Те самые новости»: офи-

циальные сообщения. Тематика: молодежные акции, новости ЕГЭ, проекты в области образования (всех ступеней и уровней), жизнь студентов, происшествия в университетах, итоги городских и общероссийских конкурсов и пр. География авторов: Россия (Благовещенск, Волгоград, Воронеж, Оренбург, Улан-Удэ, Тюмень, Архангельск, Новосибирск, Санкт-

Петербург, Мурманск, Орел, Москва, Саранск, Кострома, ВДЦ «Орленок» и т.д.), Африка, США и т.д. Источники: подростки, школьные и городские детские пресс-центры, детские областные газеты, www.lenta.ru,www.ynpress.ru;

- нерегулярная рубрика «Физкульт-ура!»: спортивные события в школах, в городах России. Авторы

- подростки;

- нерегулярная рубрика «Куда сходить»: информация о выставках, спектаклях в театре и других культурных событиях. Авторы - подростки и взрослые;

- плавающая рубрика «Мой город на карте»: рассказы о родных городах;

- постоянные рубрики «Ликбез отношений»/ «Территория общения»/ «Мы + этот мир»: истории с одноклассниками, дружба, любовь, лидерство в классе;

- постоянная рубрика «Настроение...» (какого-либо автора-подростка): фото + небольшая лирическая исповедь этого автора;

- плавающая рубрика «Не верь глазам своим»: интересные случаи с одноклассниками;

- нерегулярные рубрики «Деньги не пахнут»/ «Работа - не волк!»: обсуждение перспектив временной работы, где можно подзаработать, выбор профессии и пр.

3. Выявление социальных проблем и их оценка сверстниками:

- постоянная рубрика «Жизнь не по учебнику»: несовершеннолетние беспризорники, зависимость от Интернет-среды, знакомство/общение по Интернету, угроза терроризма, проблема взаимопонимания с друзьями и родителями, сложные ситуации в общение с педагогами, вымогательство денег в школе и т.д.;

- плавающие рубрики «Между нами, девочками»/ «Между нами, мальчиками»: проблемы подростков (мода, красота, дружба, предательство, общение, отношения и пр.).

4. Формирование своей позиции по той или иной социальной проблеме:

- плавающая рубрика «Человек за бортом»: о ме-

стах заключения подростков, о наркомании, люди нетрадиционной ориентации, судьбы детей-

инвалидов;

- нерегулярная рубрика «Бескультурное пространство»/ «Совершенно секретно»: состояние

современной культуры, мелкое хулиганство сверстников;

- нерегулярная рубрика «Телеревизор»: проблемы телевидения для подростков.

5. Реализация творческого потенциала:

- плавающая рубрика «В мире с животными»: рассказы о своих животных, интересные факты;

- плавающая рубрика «Картинки с натуры»: рассказы о приключениях на каникулах, о своих одноклассниках, о необычных происшествиях в школе;

- плавающая рубрика «Звезданутые »: о будущих звездах эстрады (дворовые или школьные вокальноинструментальные ансамбли).

Лейтмотивом такого подхода можно считать утверждение: ребенок становится источником, транслирующим свой инфопоток на довольно широкую аудиторию, в которую входят и взрослые. Само взаимодействие читателей-авторов и взрослых строится по модели субъектно-субъектных отношений, реализующей принципы педагогики сотрудничества. Индивидуальная тематическая направленность издания, базирующаяся на освещении всех сторон жизни, общения и досуга подростков, определяет динамичность и некоторую пестроту контента, что, в свою очередь, обусловливает появление в газете нерегулярных и плавающих рубрик. Газета привлекала аудиторию своей открытостью: обсуждаются проблемы насилия, любви, первого полового акта. Точка зрения автора является доминантой всего текста -оценочное поле содержится уже на уровне заголовочного комплекса: «Как ни странно, в минобразе знают школьные проблемы (№ 14, апрель 2002 г.), «Агрессивная деградация прогрессивной молодежи», «Родителей надо ставить на место!» (№ 10, март 2002 г.), «Как законно откосить от армии?» (№ 7, февраль 2002 г.) и пр. Большинство материалов можно объединить общим названием «Моя реальная жизнь» или «Мои переживания».

Коммуникативные стратегии редакции определяют то, что сравнительно часто встречаются диалоговые материалы (независимо от диалогической или монологической формы) преимущественно полемического характера, которые выполняют в газете функцию стимуляции общения, часто обостряют

противоречия между оппонентами, четко противопоставляют разные точки зрения, но позволяют установить эффективный контакт с подростковой аудиторией. При этом общая тенденция такова, что инициаторами и наиболее активными участниками всегда становятся подростки. Иногда дискуссион-ность, провоцирующий конфликтный тип общения охватывает все уровни. В этом ракурсе можно говорить о полифоническом диалоге, благодаря которому создается всесторонняя картина освещаемой проблемы, а полоса превращаются в форум мнений, взглядов и взрослых, и детей. Таковы «форум» по вышедшим в прокат мультфильмам и фильмам (№ 25 - 28, июль 2002 г.), по проблемам школ накануне нового учебного года (№ 33, сентябрь 2002 г.), обсуждение введения ЕГЭ с чиновниками образования (№ 14, апрель 2002 г.), обсуждение проблем детского чтения и детского телевидения (№ 17, май 2002 г.). Активно обсуждаются темы личностного плана: СПИД, беременность несовершеннолетних (№ 22 - 23, июнь 2002 г.), судьба беспризорников (№ 22 - 23, июнь 2002 г.). Редакция не вмешивается в диалог, но композиционное оформление полосы зачастую отражает ее точку зрения. Там, где это необходимо, оценку происходящему дает эксперт, чаще всего психолог или специалист в какой-либо области. Такой персонализированный подход к представлению информации - через обращение к герою публикации - во многом ключ к воздействию на детскую аудиторию.

Газетные материалы, созданные детьми, имеют свои характерные черты:

1. Происходит трансформация традиционных журналистских жанров в связи с целями и задачами детского издания. Материалы, имеющие актуальный личностный характер, представляют собой в больше степени «исповеди», рассказы о своей жизни, поэтому их сложно дифференцировать по жанрам, доминирующий тип информации в газете - описание, выполняющее функцию «иллюстрирующей информации», и авторская оценка. И все же условно можно выделить следующие: краткая и расширенная информация, «исповедь», дневник, рассказ, зарисовка, заметка, опрос, интервью, письмо, путевые записки, фоторепортаж (например, «Арабская сказка: зной и лето в середине зимы», № 1 - 2), объемные репортажи на разворот (например, «Событие 2001 года: фестиваль «Роза ветров»» (№ 3, январь 2002), спецре-портаж с выставки («Урок для сардельки бассета, или Сделаем мир добрее» (№ 10, март 2002)), журналистские расследования («юнкор меняет профессию»).

2. Выбор информационных поводов из микросреды; передача не социально значимой, а личностно окрашенной информации.

3. Высокая оценочность подаваемой информации: субъективность автора проявляется и на уровне стиля, и на уровне фактов. Юнкор сообщает не о времени события, дате его проведения или участниках, а о собственных впечатлениях.

Таким образом, анализ содержательно-тематической модели конкретного юнкоровского издания отчетливо свидетельствуют об острой потребности

подростков в товарищеской среде и диалоге с взрослыми. Дети - аудитория, ограниченная в силу возраста рамками своих информационных тем, общественно-политических, творческих и других потребностей, - нуждаются в целостной открытой диалогической субкультуре в рамках «большой» полифунк-циональной культуры. Многочисленные, зачастую никем не контролируемые социальные сети, стихийно рождающиеся в недрах Интернета, не способны выполнять конструктивную, а отнюдь не фиктивную функцию медиатора между подростком и обществом; издания, аналогового «Юношеской газете», сегодня в России нет. В этом ракурсе целесообразно говорить о разработке коммуникативных каналов для детей и подростков, не ограничивающихся Интернет-средой.

Литература

1. Аникина, М.Е. Молодежные издания / М.Е. Аникина // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина и Л. Л. Реснянской. - М., 2007.

2. Библиотека учебной и научной литературы // Социологический словарь. - ЦКЬ: http://sbiblio.com/biblio/ content.aspx?dictid=7&wordid=74505

3. Вяткина, Л.Ю. Подростковая самодеятельная пресса в системе средств массовой информации: дис. ... канд. филол. наук /Л.Ю. Вяткина. - М., 1997.

4. Грабельников, А.А. Метаморфозы русской журналистики на пути к рынку / А.А. Грабельников. - Воронеж, 2011.

5. Кон, И.С. Вкус запретного плода / И.С. Кон. - М., 1992.

6. Косолапова, Д.И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций / Д.И. Косолапова // Вестник Пермского университета. - Пермь, 2010. - Вып. 6 (12). -С. 191 - 195.

7. Кулакова, Н.Л. Медиаобъединение в самодеятельной школьной прессе / Н.Л. Кулакова // Вестник МГУ. Сер.10: Журналистика. - 2007. - № 3. - С. 100.

8. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - М., 1980.

9. Павловский, В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В.В. Павловский. - М., 2001.

10. Попова, М.Ф. Современный советский детский журнал как тип издания: дис. ... канд. филол. наук / М.Ф. Попова. - Екатеринбург, 1992.

11. Федорова, А.Б. Подростковая газета как тип издания / А.Б. Федорова // Современная детская пресса: векторы развития / ред.-сост. А.Н. Тепляшина. - СПб., 2005. -С. 109 - 118.

12. Цимбаленко, С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования / С.Б. Цимбаленко. - М., 2010.

13. Школьник, А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: дис. . канд. пед. наук / А.Я. Школьник. - Кострома, 1999.

УДК 811.161.1+82

А.А. Митина

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Л.А. Сергиевская

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ В АВТОРСКОЙ ОБРАБОТКЕ В.С. ВЫСОЦКОГО

Актуальность статьи определяется необходимостью детального изучения фразеологического состава поэзии В.С. Высоцкого, роли и характера употребления фразеологических единиц в его поэзии. Это дает возможность глубже раскрыть специфику творческого метода поэта, оценить его умение привлекать фразеологию для создания ярких образов и картин. Умение трансформировать фразеологические обороты помогает воплощению художественного образа, созданию речевой характеристики героя, оживлению авторской речи и т.д., формирует представление о своеобразии языка лирики В.С. Высоцкого.

Фразеологический оборот, индивидуально-авторская обработка, трансформация, лексическое значение, семантическая емкость, В.С. Высоцкий.

The article deals with the detailed study of phraseologic structure of V.S. Vysotsky’s poetry, the role and character of using phraseological units in his poetry. This gives an opportunity to reveal the specifics of the poet's creative method, to assess his ability to attract phraseology for creating vivid images and pictures. Ability to transform phraseological phrase helps translate the artistic image, create speech characteristics of the hero, revive the author's speech, etc. that gives an idea of peculiarity of the language of V.S. Vysotsky’s lyrics.

Idiomatic expression, author's interpretation, transformation, lexical meaning, semantic content, V.S. Vysotsky.

Широкое изучение поэтического наследия В.С. Высоцкого, всестороннее исследование стилистического использования фразеологических оборотов в его поэтических произведениях убедительно иллюстрирует динамический характер фразеологии, ее открытость к различным структурно-семантическим изменениям, а также ярко демонстрирует своеобразие творческой манеры поэта, его мастерство в работе над словом.

Специального исследования стилистического использования фразеологических единиц в авторской обработке В.С. Высоцкого до сих пор не проводилось, что доказывает актуальность избранной темы. Цель работы - классификация и анализ индивидуально-авторской трансформации фразеологических единиц в поэзии В. С. Высоцкого.

Исследование стихотворений В.С. Высоцкого по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.