Научная статья на тему 'Допрофессиональное медиаобразование и журналистика'

Допрофессиональное медиаобразование и журналистика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минбалеев А. В., Бесова Е. С.

Объединив несколько направлений медиаобразования, выделенных ЮНЕСКО, можно получить еще одно направление: допрофессиональное (довузовское) медиаобразование (при учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах). При этом каждый из блоков можно представить в виде цепочек различных ступеней образования. Первый блок (массовое медиаобразование) может выглядеть следующим образом: как часть общего образования → дополнительное образование в разных формах (самостоятельное и непрерывное, дистанционное или при досуговых центрах и т.п.). Второй блок: допрофессиональное (довузовское) медиаобразование (в учреждениях дополнительного образования) → медиаобразование будущих профессионалов → образование будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Допрофессиональное медиаобразование и журналистика»

практика медиаобразования Допрофессиональное медиаобразование и журналистика

А.В.Минбалеев, кандидат юридических наук, доцент,

Е. С. Бесова

Начиная с 60-х годов XX века, в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое направление «медиаобразование», призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Интенсивному развитию медиаобразования во многих странах способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации: многие европейские медиапедагоги развивают «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию заокеанской массовой культуры.

В России медиаобразование (опираясь сначала на кинообразование и образование на материале прессы, существовавшие в нашей стране еще с 20-х годов XX века) активно стало развиваться в начале 80-х годов.

Сейчас медиаобразование условно можно разделить на два больших блока: это массовое медиаобразование (которое должно быть непрерывным, как настаивает большинство медиапедагогов) и профессиональное медиаобразование (вузовское). Каждый из этих блоков находит свое отражение в направлениях медиаобразования, выделенных ЮНЕСКО:

1. медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2. образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей вузов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

3. медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4. медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.);

5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;

6. самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Объединив несколько направлений медиаобразования, выделенных ЮНЕСКО, можно получить еще одно направление: допрофессиональное (довузовское) медиаобразование (при учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах).

При этом каждый из блоков можно представить в виде цепочек различных ступеней образования. Первый блок (массовое медиаобразование) может выглядеть следующим образом: как часть общего образования ^ дополнительное образование в разных формах (самостоятельное и непрерывное, дистанционное или при досуговых центрах и т.п.). Второй блок: допрофессиональное (довузовское) медиаобразование (в учреждениях дополнительного образования) ^ медиаобразование будущих профессионалов ^ образование будущих педагогов.

Тема медиаобразования будущих профессионалов в сфере журналистики более чем актуальна, поскольку сегодня явно наблюдается снижение уровня профессионального мастерства журналистов. Об этом свидетельствуют не только ученые, но и руководители печатных СМИ, считающие, что выпускники и студенты-практиканты факультетов и отделений журналистики слабо владеют навыками журналистской работы. Лень, необязательность, отсутствие настойчивости, журналистского азарта -именно это, по их мнению, - основные причины неумения быстро и качественно написать материал. Однако первопричина кроется совсем в ином: современные технология позволили облегчить и ускорить процесс «производства» медиатекста (поиск, обработка и распространение), в том числе, не выезжая из редакции рассказать о мероприятиях (событиях, явлениях и пр.), получить комментарий (или «позаимствовать» его у других СМИ).

Молодежь стремится на факультеты журналистики, принимая за журналистику манипуляции политтехнологов, скрытую рекламу, РЯ. По отдельным данным нежурналистика занимает сегодня 92-97% медийного пространство. Помочь правильно сделать свой выбор в профессии, подготовиться к экспертному восприятию университетского курса и действительности может довузовское (допрофессиональное) образование. Современность диктует свои требования, в том числе и к тому, как абитуриенты готовы воспринимать университетский курс: современный студент должен не просто пассивно внимать лекции преподавателя, а осмыслять сказанное, формируя собственную аргументированную точку зрения. Именно поэтому юнкоры - как будущие студенты факультетов и отделений журналистики - составят не только сильную конкуренцию абитуриентам без особой, специальной подготовки, но и, без сомнения, могут стать более подготовленными к профессиональной деятельности.

Многими учеными медиаобразование рассматривается как процесс обучения, освоения медиаграмотности. Медиаграмотность - это способность использовать, анализировать и оценивать медийную продукцию. А. В. Шариков «медиаграмотность» называет ключевой концепцией медиаобразования, в то время как понятия «медиаграмотность» и

«медиаобразование» многие педагоги и исследователи рассматривают как синонимы. Одним из важнейших уровней обучения медиаграмотности является допрофессиональная стадия медиаобразования.

Цель допрофессионального образования - мотивационное самоопределение будущих специалистов к профессиональной деятельности. Допрофессиональное образование может быть получено в разных формах и видах образовательных структур: педагогических классах, школах, лицеях, факультетах, подготовительных курсах, отделениях при университете.

Допрофессиональное медиаобразование помогает создать для будущего журналиста в процессе его обучения комплекс условий, при которых он строит общее представление о журналистской деятельности. К тому же, допрофессиональная медиаподготовка дает хорошую теоретическую и практическую подготовку, которая отрабатывается на базе юнкоровских движений. Что, в свою очередь, играет большую роль при поступлении в вузы на факультеты журналистики.

Медиаобразование будущих журналистов существует не одно десятилетие. Еще в начале ХХ века отлично зарекомендовали себя юнкоровские движения. К тому же юные корреспонденты принимали активное участие в ликвидации безграмотности. В 20-е годы расцвету самодеятельной детской прессы способствовали разные факторы, в т.ч. и борьба с безграмотностью, развитие детского общественного движения, самодеятельного творчества детей, новизна самодеятельной прессы.

Начиная с середины 30-х годов, детская пресса практически перестала выпускаться, а интерес к детской журналистике стал возрождаться только в послевоенные годы. К сожалению, в 60-е годы отсутствие методической базы и практики работы по медиаобразованию будущих журналистов не могло не сказаться на характере самой детской журналистики. Однако только в последнее время начальной ступени подготовки журналистских кадров стали отдавать должное внимание.

Сегодня уже смело можно говорить о существовании, как минимум, трех форм допрофессионального медиаобразования будущих журналистов: это авторские образовательные программы, фестивали и конкурсы, дистанционное образование (более перспективное направление допрофессионального медиаобразования, поскольку может включать в себя и две другие формы).

Авторские образовательные программы - одна из наиболее эффективных форм реализации допрофессионального медиаобразования будущих журналистов. На территории Челябинской области практически каждое юнкоровское объединение занимается по таким программам. В качестве примера можно привести Центр детских СМИ «Я и Мы», где подготовка будущих журналистов ведется по авторской программе «В начале было слово...», которая включает в себя четыре дисциплины: «Основы журналистики», «Периодическая печать», «Телевизионная журналистика»,

«Радиожурналистика»1. Центр детских СМИ «Я и Мы» является творческим объединением Дворца творчества детей и молодежи Копейского городского округа. Идея создания Центра возникла в ноябре 1994 года.

Программа развития комплексная и состоит из трех этапов: развивающего, обучающего и творческого. Первый этап предполагает увеличение активного словарного запаса, тренинг памяти, развитие вкуса к слову, фразе, тексту. На втором этапе ставится задача сформировать индивидуальное творческое воображение, наблюдение, фантазию, умение видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить, а также - формирование осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели - совершенствовать себя. На данном этапе осуществляется ввод в профессию, знакомство с основами журналистики. Третий этап -творческий, предполагающий становление активной личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения. Результатом является определенный уровень сформированности социально-психологических и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе, с помощью которых личность может реализовать себя и самоопределиться.

В программе учтены формы и методы организации занятий, условия выполнения программы, возрастные особенности школьников. Дается календарно-тематический план. Образовательная программа может быть использована как в деятельности Творческого объединения Центра детских СМИ «Я и Мы», так и в других образовательных учреждениях дополнительного школьного образования в целях обучения основам медиаобразования школьников.

На занятиях большое внимание уделяется как теории, так и практике. При этом ребята имеют возможность пробовать себя и проявлять свою инициативу в поиске и обработке информации, подготовке материалов, в их редактировании и выпуске.

Цель Центра детских СМИ «Я и МЫ» - распространение достоверной, объективной информации о состоянии дел в молодежной среде, отражающей мнение молодежи города, настроение нового поколения; формирование у подростков общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения в информационной сфере; формирование положительного социального опыта; повышение активности молодых граждан Копейского городского округа.

Особое место в программе отведено работе с педагогом-психологом. Мастер-классы, психологические игры, тренинги и другие формы работы помогают раскрыться начинающим журналистом, приобрести уверенность в себе, избавиться от некоторых комплексов, а также учат целеполаганию и

1 Образовательная программа творческого объединения Центра детских СМИ «В начале было слово...» (Журналистика) для детей 11-18 лет. Срок реализации 3 года. Авторы: педагоги дополнительного образования Е.С. Бесова, Е.И. Поддубнова, А.Л.Васильевна. Программа утверждена директорам МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи в 2001 году.

навыкам общения. Тесно работают с психологом и сами педагоги: постоянно обращаются за консультацией, ведь работа с юнкорами требует определенного умения и особого подхода.

Юнкоры клуба юных журналистов газеты «Горняцкая правда» (г. Коркино, «Юнкор и Ко») дважды в неделю на протяжении трех лет занимаются по образовательной программе «Основы журналистики», которая прошла рецензирование в городском управлении образования. Данная программа учитывает возрастные особенности детского коллектива и уровень подготовки учащихся. Цель программы - овладение знаниями о средствах массовой информации и коммуникации, их функции и роли в жизни общества, развитие медиатворчества, включая умение самостоятельно планировать и выпускать детскую газету, обучение практическим навыкам и умениям. В декабре 2007 года клуба юных журналистов газеты «Горняцкая правда» отметил свое 40-летие.

Занятия с юными корреспондентами г. Еманжелинска («ШОК») ведутся по авторской образовательной программе «Школа юного журналиста». Программа обучения рассчитана на три года. Теоретический курс сочетается с практическими занятиями по редакционно-издательскому делу. Члены юнкоровского коллектива самостоятельно осуществляют допечатную подготовку газеты, располагая для этого полным издательским комплексом.

Обучение в пресс-классе газеты «Пестрый мир» (г. Аша) проводится в течение трех лет по программе «Основы журналистики», которая включает теоретические и практические занятия. Цель обучения - профессиональная ориентация учащихся, получение знаний и навыков в области журналистики. Занимаются ребята 6-11 классов. Учебный процесс включает в себя различные формы работы: лекции. Групповые дискуссии, тренинговые упражнения, деловые игры, коллективно-творческие дела, сборы школьных пресс-центров, мастер-классы, творческие мастерские ,марафоны, стажировки, фестивали.

Юнкоровское объединение Еткульского района (газета «Радуга») работает по образовательной программе поселкового детско-юношеского пресс-центра «Дети - творцы будущего», которая рассчитана на пять лет.

В 2005 году в Вехнем Уфалее появился молодежный пресс-центр «Радио-точка.ги», юнкоры которого работают согласно положению о пресс-центре и занимаются по учебно-образовательной программе «Первые шаги журналиста». Основная цель объединения - создание условий для реализации творческого потенциала учащихся.

Конкурсы и фестивали. Определиться с выбором профессии помогают различные фестивали и конкурсы, которые дают возможность проверить приобретенные знания, навыки и умения, почувствовать конкуренцию на медиарынке и подготовиться к поступлению в вуз, собрав портфолио.

В 1992 году по инициативе педагога Дворца школьников В. М. Романенко был проведен первый фестиваль «Журналина», ставший ежегодным мероприятием юнкоров Челябинской области. «Журналина» -

это не только встречи, мастер-классы, неформальное общение, но и огромный стимул к дальнейшему творчеству, генератор идей, инноваций, смелых экспериментов, неординарных решений. В ноябре 2007 года прошел юбилейный 15-ый фестиваль детской и юношеской прессы Челябинской области «Журналина-2007». На сегодняшний день детскую прессу Челябинской области представляет уже 26 территорий, включая городские и районные газеты, а это порядка 33 детских и молодежных изданий области.

Школьная пресса не входит в этот список, так как она имеет свою специфику и больше подходит под категорию корпоративной печати. В 2008 году Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Лига юных журналистов» (в начале апреля 2007 года получило свидетельство о государственной регистрации) планирует запустить отдельный проект для школьной прессы, в рамках которого будут также проводится мастер-классы и фестиваль школьной прессы.

В сентябре 2007 года юнкоровская пресса Челябинской области была представлена, наряду с другими СМИ области, на XII фестивале СМИ «Вся пресса», который с этого года получил статус Международного. Фестиваль проходил на базе комплекса «Дагомыс» в Сочи. В нем приняло участие более 1500 журналистов из 67-ми регионов России, а также Азербайджана, Латвии, Украины, Норвегии, Швеции, Польши, Англии, США, Нидерландов. Челябинская область вошла в четверку победителей и стала обладателем диплома выставки в номинации «Самая яркая презентация». Один из стендов презентации области был посвящен детской прессе.

Многие молодежные издания напрямую участвуют в различных фестивалях. Так, например, воспитанники ЦДСМИ «Я и Мы» (г. Копейск) неоднократно участвовали в Международных фестивалях СМИ для детей и юношества «Юная столица глазами юных» (Республика Казахстан), «Волжские встречи» (г. Чебоксары), Всероссийских фестивалях детских радиопрограмм «Птенец» (г. Тюмень), юношеских СМИ «Голос моря» (г. Северодвинск), открытом форуме школьной прессы (г. Санкт-Петербург), VI молодежных Дельфийских игр России в секциях «Журналистика» и «Телевидение» (г. Ярославль), областной олимпиаде юных журналистов «Олимп юнкора», областных фестивалях «Любимые газеты», «Весна студенческая», «Журналина», где неоднократно становились лауреатами и победителями. Пять раз представители ЦДСМИ побывали во Всероссийском детском центре «Орленок», где работали над выпуском газет «Салют, Орленок!», «Салют, фестиваль» и «Все вместе». У ЦДСМИ налажен контакт с детскими и молодежными редакциями Челябинской области, творческим объединением ЮНПРЕСС (г. Москва).

Ребята клуба юных журналистов (г. Коркино) регулярно входили в число лауреатов и призеров областных фестивалей детских СМИ «Журналина». В 2001 и 2002 годах группа юнкоров отмечена дипломами за победу в конкурсах Международного конгресса детей, педагогов и родителей «За будущее без насилия» (г. Владимир), Международного фестиваля СМИ для детей и молодежи (г. Астана, Республика Казахстан).

Газета «ШОК» (г. Еманжелинск) - лауреат Всероссийского фестиваля прессы «Вся Россия», который проводит Союз журналистов РФ, участник Международного фестиваля детских и юношеских СМИ «Юная столица глазами юных» (г. Астана, Республика Казахстан), Международного фестиваля СМИ для детей и молодежи «Голос моря - 2000» (г. Северодвинск), победитель Всероссийского сбора «Пушкинские горы», участник Всемирных юношеских игр под патронажем Международного олимпийского комитета в Москве, неоднократный победитель областного фестиваля детских и юношеских СМИ «Журналина». Юные журналисты газеты регулярно награждаются за лучшие авторские материалы. Им присущ своеобразный «шоковский» стиль: неординарный взгляд на события, смелость и независимость суждений, ирония и критичность, умение находить необычное в обычном.

С 2003 года руководителем коркинского клуба юных журналистов проводится ежегодный слет юнкоров шахтерских городов. В нем участвуют Копейск, Коркино, Еманжелинск, Коелга, Еткульский район, к ним присоединился в 2007 году и Челябинск. В рамках слета организаторами проводятся для юнкоров различные встречи.

Дистанционное медиаобразование. Что такое дистанционное образование? Существует несколько подходов к определению этого понятия. В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, принятой Государственным комитетом РФ по высшему образованию (31 мая 1995 г.), оно понимается как «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения». Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей»2.

Цели дистанционного образования:

• создание образовательного пространства посредством внедрения в учебный процесс современных технологий;

• самостоятельная поисковая деятельность студентов в образовательном пространстве, контролируемая и направляемая вузом;

• переход от репродуктивного метода обучения к творческому (креативному) освоению знаний студентами.

В условиях дистанционного образования основной задачей является управление самостоятельной работой учащихся, что предполагает закрепление за педагогами следующих функций:

2 Овсянников В. И. Дистанционное образование: теоретические проблемы и противоречия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gdenet.rU/russia/concept/4#1.

• формирование побуждающих мотивов;

• постановка целей и задач;

• передача знаний и опыта;

• организационная деятельность, в том числе по взаимодействию между обучающимися;

• создание инструментария разработки методов и форм обучения;

• контроль процесса обучения;

• совершенствование деятельности обучаемых и т.д.

В данном случае речь идет о дистанционном образовании как о форме вузовского образования. Но основные принципы можно переложить и на допрофессиональное дистанционное медиаобразование.

Допрофессиональное дистанционное медиаобразование дает возможность получать любую интересующую информацию на начальном этапе профессиональной подготовки; общаться в оп-Нпе-режиме с преподавателями и будущими коллегами; выполнять практические задания и отправлять их на проверку в короткие сроки и пр. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернета дают возможность передавать значительное количество информации на расстоянии в достаточно короткий промежуток времени, что очень выгодно в условиях загруженности современной школьной программы.

Одной из форм реализации допрофессионального дистанционного медиаобразования может выступать создание специального сайта. Его открытие и функционирование может координироваться центрами дополнительного образования. В качестве примера можно привести Центр детских средств массовой информации «Я и Мы» (г. Копейск).

Педагоги Центра детских СМИ «Я и Мы» (г. Копейск) в 2006 году выиграли областной конкурс педагогических инициатив по проекту «Пронзая пространство», который представляет собой создание информационного сайта, с помощью которого можно будет быстро не только познакомиться, но и связаться с редакциями, действующими на территории г. Копейска и Челябинской области, отправить на их электронный адрес информационный материал с целью дальнейшей публикации, оставить комментарий. Кроме того, на сайте предусмотрен раздел, направленный на самодиагностику и саморазвитие воспитанников в вопросах профессионального и личностного самоопределения, а также на повышение уровня знаний по журналистике в рамках допрофессионального дистанционного медиаобразования будущих специалистов.

В октябре 2007 г. при непосредственном участии и педагогов, и воспитанников юнкоровских объединений удачно стартовал проект областной детской газеты «Читай и Пиши» («ЧиП»), учредителями которой выступили региональное отделение «Лиги юных журналистов» и издательский дом «Губерния». Материалы для газеты присылают юнкоры всей области. В ближайшее время совместно с областным телевидением планируется выпуск областной детской программы.

С 2008 года Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Лига юных журналистов» запустило проект «Школа юнкоров». Его основная цель - показать возможности воплощения творческих замыслов, разнообразить жанровую палитру детских СМИ, подготовить юнкоров к восприятию университетского курса, так как студент (юнкоров рассматривают как будущих студентов факультетов и отделений журналистики) должен не просто пассивно слушать лекции преподавателей, а осмыслять сказанное, формируя собственную аргументированную точку зрения.

Для проведения семинаров в Школе юнкоров привлекаются преподаватели факультетов журналистики Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета. В конце марта 2008 года прошел семинар для руководителей детской прессы, который был посвящен газетному дизайну. В планах деятельности Лиги - проведение семинаров для руководителей детской прессы, теле/радиостудий, зональных слетов и летних сборов юнкоров, участие в конференциях и круглых столах по проблеме развития детских медиа, обеспечение руководителей методической литературой, образовательными программами, повышение их квалификации.

Не смотря на имеющиеся проблемы (это, прежде всего, финансирование) юнкоровское движение Челябинской области по-прежнему остается одним из самых сильных и динамично развивающихся детских и молодежных общественных объединений области. Детские редакции, пресс-центры, клубы юных журналистов - это не просто возможность узнать о журналистике чуть больше, это настоящая «кузница кадров» для местных и региональных СМИ. Выпускники юнкоровских объединений ежегодно становятся студентами факультетов и отделений журналистики Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга.

Допрофессиональная подготовка юнкорам помогает не только поступить и сделать правильный выбор, но и дает тот необходимый минимум знаний о профессии, о специфике работы журналистов, который служит помощником на первых курсах обучения. К тому же большинство юнкоров приходит в университет с опытом работы, имея при этом за спиной наработанные связи и свои источники информации. Такие студенты уже не просто пассивно слушают лекции преподавателя. Они, имея свою аргументированную точку зрения, вступают в диалог. Они со школы приучены обращать внимания на мелкие детали, выражать свое мнение и не бояться критики в свой адрес. Профессионально подкованные юнкоры лучше и быстрей усваивают теоретический курс, они легко приводят примеры и, как правило, они с первых курсов начинают (а кто-то продолжает) работать.

Допрофессиональное медиаобразование будущих специалистов является перспективным направлением, несмотря на существование ряда проблем и трудностей, поскольку основы необходимо закладывать еще до поступления на факультеты журналистики. Практика показывает, что занятия в юнкоровских объединениях направлены не только на развитие творческой

личности, но и на развитие критического мышления, которое может способствовать эффективному развитию журналисткой деятельности в будущем.

Тесное взаимодействие медиаобразования и допрофессиональной журналистики может способствовать эффективному развитию журналисткой деятельности в будущем и позволит российской журналистике перейти на новый этап своего развития. Допрофессиональной стадии подготовки будущих журналистов должно отводится одно из ведущих мест в системе журналистского образования, при условии существования и функционирования всех форм реализации допрофессионального медиаобразования будущих журналистов.

Литература

Грабельников А. А. О журналистском образовании // СМИ - общество - образование: модели взаимодействия: в 2 ч. Ч 2 / Отв. ред. И.А.Фатеева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. С. 24-33.

«Журналина» собирает друзей. Информационно-справочный сборник / Под ред. Г. Д. Павловой. Еманжелинск, 2007. 50 с.

Овсянников В. И. Дистанционное образование: теоретические проблемы и противоречия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gdenet.rU/russia/concept/4#1. Павлова Г. Д., Согрин Д.В. Первые шаги к профессии: юнкоровское движение в Челябинской области // СМИ - общество - образование: модели взаимодействия: в 2ч. Ч. 2. / Отв. ред. И. А. Фатеева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. С. 168-172. Павлова, Г. Д. Юнкоровское объединение как объект медиаобразования. Методическое пособие. Еманжелинск, 2007. 40 с.

Челышева И. В. Российское медиаобразование и детская журналистика в XX столетии: основные исторические тенденции // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства. Вып. 1. Челябинск: РЕКПОЛ, 2007. С. 138-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.