Научная статья на тему 'Функционирование отечественных детских и молодежных редакций при муниципальной газете'

Функционирование отечественных детских и молодежных редакций при муниципальной газете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
291
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ГАЗЕТА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ РЕДАКЦИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куличкина Галина Васильевна

В статье рассматривается медиаобразование школьников и молодежи при муниципальной газете. Журналисты уделяют внимание медиаобразованию, потому что видят в этом перспективы для развития собственного издания. За основу взят опыт муниципальных газет Пермского края. Представлено исследование информационно-коммуникативных, образовательных и воспитательных функций детских и молодежных редакций за 2017-2018-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование отечественных детских и молодежных редакций при муниципальной газете»

УДК 070

Г. В. Куличкина

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ РЕДАКЦИЙ

ПРИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ

В статье рассматривается медиаобразование школьников и молодежи при муниципальной газете. Журналисты уделяют внимание медиаобразованию, потому что видят в этом перспективы для развития собственного издания. За основу взят опыт муниципальных газет Пермского края. Представлено исследование информационно-коммуникативных, образовательных и воспитательных функций детских и молодежных редакций за 2017-2018-е годы.

Ключевые слова: муниципальная газета, функционирование детских и молодежных редакций.

Отечественная муниципальная пресса в условиях глобализации медийных процессов и перехода России на рельсы рыночной экономики продолжает искать оптимальную модель устойчивого существования. В этих поисках она, среди прочего, обращает внимание на потенциал организации детской и молодежной редакций при газете. В современном региональном информационном пространстве, которое несет в себе стресс от коренного реформирования, до сих пор практически пустует ниша детской и молодежной печати на уровне районов, малых городов и сельских поселений. В то же время интерес подрастающего поколения к массовой информационно-коммуникационной деятельности растет. Журналисты местных газет отвечают на эти потребности школьников и молодежи созданием при редакциях школьных и молодежных редакций и выпуском с их помощью специальных полос или вкладок в газете. Муниципальные издания заинтересованы в привлечении детей и молодежи к газете, так как в условиях конкуренции с Интернетом они таким образом превращают юнкоров и их семьи в постоянных "друзей" газеты, тем самым сохраняется и увеличивается тираж газеты. Данные обстоятельства актуализируют проблему оптимального сочетания технологий журналистского творчества с основами медиаобразования как педагогического процесса формирования информационной культуры юного гражданина России.

К проблематике деятельности детских и молодежных журналистских объединений достаточно часто обращаются в современном научном мире. Феномен детской журналистики в разные годы получил многоаспектное рассмотрение с позиций педагогики, истории, филологии, культурологии. С точки зрения медиаобразования как сферы, где осуществляется деятельность детских и молодежных редакций, стоит отметить труды Г. В. Лазутиной, которая включает закономерности медиаобразования школьников в общие тенденции и перспективы развития массового медиаобразования в России [9. С. 150]; Г. Л. Капустиной, которая изучила современные модели детских газет и их функционирование [4]; Н. Л. Кулаковой, предметом внимания которой стали детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов [7]; Д. И. Косолаповой, которая исследовала функционирование детской журналистики в историческом аспекте [6]; М. С. Халиуллиной, которая сосредоточила усилия на изучении структурно-функциональных и жанрово-тематических характеристик региональной детско-юношеской самодеятельной печати в условиях постсоветской трансформации [12].

В последние годы к педагогическим концепциям медиаобразования, представленным в трудах О. А. Баранова [1], А. В. Федорова [11], А. В. Шарикова [13], добавились журналистские концепции медиаобразования, заявленные в трудах Е. Л. Вартановой [2], И. В. Жилавской [3], С. Г. Корконосенко [5], И. А. Фатеевой [10]. Расширились подходы к изучению базы медиаобразования. Анализ структуры школьного образования и системы дополнительного образования дополнился изучением вузовских СМИ и их роли в учебном и образовательном процессах. Однако вопросы функционирования детских и молодежных редакций при муниципальных газетах освещены недостаточно.

Цель данного исследования - изучить функционирование детских и молодежных редакций при муниципальной газете как потенциал устойчивого развития газеты, с одной стороны, и как реализацию педагогического процесса медиаобразования при редакции муниципальной газеты -с другой. Среди задач для достижения цели мы выделили такие, как: определить основные тематико-содержательные особенности медиаобразовательного процесса при муниципальной газете; рассмотреть соответствие медиаобразовательных занятий информационным потребностям муниципальной газеты; охарактеризовать публикации школьников и молодежи, представленные на полосах детских и юношеских приложений, как результат медиаобразовательной и журналисткой деятельности.

Материалом исследования послужили детские и молодежные приложения к девяти муниципальным газетам малых городов Пермского края за 2017- первую половину 2018 гг. Всего изучен контент 127 страниц формата А3, были взяты интервью у руководителей детских и юношеских редакций, редакторов муниципальных газет, выпускающих подобного рода приложения, изучена тематика теоретических и практических занятий по основам журналистики.

На современном этапе из 50-ти действующих в Пермском крае муниципальных газет около 20-ти системно работают с детской и молодежной аудиторией, начиная с 2000-х годов [8. С. 108-112]. Их деятельность в этом направлении поддерживает и поощряет Пермская организации Союза журналистов России, которая на ежегодных краевых фестивалях-конкурсах «Журналистская весна» заявляет номинации «Газета - лидер в работе с детской аудиторией» и «Газета - лидер в работе с молодежной аудиторией». Постоянно проходят семинары с ведущими вузовскими педагогами по медиаобразованию из Екатеринбурга и Перми. Все это дало свои положительные результаты. В Пермском крае к 2015 году насчитывалось 322 ювенильных медиа, данные показатели явились одними из самых высоких в Российской Федерации и превышали в девять раз среднее количество детских и молодежных СМИ на субъект федерации [6. С. 9-10]. Как правило, за работу с детской редакцией в муниципальном СМИ отвечает назначенный главным редактором журналист, имеющий высшее педагогическое образование, и для него эта деятельность является дополнительной оплачиваемой нагрузкой к общепринятым должностным обязанностям. Приложения для детей и молодежи выходят в свет под «шапкой» газеты в виде отдельной тематической полосы либо четырех-восьмистраничным приложением к «взрослой» газете. Периодичность - один-два раза в месяц. Взаимодействие профессиональных журналистов с детско-юношеской аудиторией при редакции муниципальной газеты опирается, прежде всего, на технологии журналистского творчества, знакомство с которыми составляет теоретическую часть занятий в детских и молодежных редакциях. Специальных занятий по формированию культуры медиатизированной социальной коммуникации, что подразумевают педагоги медиаобразования [10. С. 4], в редакциях не проводится. Этот процесс существует там в свернутом виде. Деятельность детской и молодежной редакций направлена, как правило, на формирование информационной повестки дня для своего будущего приложения к газете, т. е. на практические потребности газеты. Дети учатся выделять из потока современных событий то, что интересно именно их аудитории, что их волнует, о чем они спорят. Юнкоры получают не только навыки работы с источниками информации в родном городе, но и учатся выявлять духовные и нравственные ценности в реальных актуальных событиях, свершающихся у них на глазах. Они учатся продвигать свои издания в социальных сетях, налаживать постоянную коммуникацию с массовой аудиторией.

Редактор Лысьвенской газеты «Искра» Елена Орлова, чья газета в Пермском крае является лидером в работе со школьниками и молодежью не один десяток лет, так объясняет роль газеты в медиаобразовании: «Моя позиция как редактора и как директора, выделяющего немалые средства на всяческие конкурсы и мероприятия детской редакции, однозначна: если ребёнок с детства берёт в руки местную газету, повзрослев, он уже не сможет жить без неё. Мы давно, с 1996 года, занимаемся именно детской аудиторией. Выходили детские приложения разных наименований. Сейчас это «Муравейник» и «Мы - молодежь Лысьвы». Это полновесные газеты в газете. Юные журналисты собираются в редакции каждое воскресенье, они много чего придумывают, выполняют много практических работ. Но в газету отбираются самые лучшие материалы» [интервью с Е. И. Орловой от 22.02.2017 - из архива Г. А".].

Максимальное сближение теории и практики в деятельности детской и молодежной редакций муниципальной газеты - один из главных принципов большинства периодических изданий Пермского края. Упор на журналистские технологии по сбору и обработке информации осуществляется одновременно с образовательным и воспитательным процессами. Журналистика занимается актуальными и социально значимыми событиями, поэтому юнкоры вольно или невольно сразу включаются в социально-политическую и социально-культурную проблематику школы, города, района. Взгляд ребенка и молодого человека на местную ситуацию обогащает содержательную модель газеты, привлекает к ней семейную общественность, юных читателей. В свою очередь, дети и молодежь становятся помощниками журналистов в их реальной организаторской и проектной работе, приобретают опыт информационно-коммуникативной, организационно-управленческой, интегративной деятельности. В результате быстрее происходит становление личности гражданина и журналиста. Так, для Лысьвенской газеты «Искра» 2017 год проходил под знаком празднования 100-летия со дня основания газеты и 10-летия существования при редакции детской студии «Муравейник». В связи с юбилеем «Муравейника» участники детской редакции под руководством журналиста Елены Кожевниковой («главной муравьихи», как сообщается на сайте газеты) провели десять встреч с земляками, молодыми специалистами и написали об этом. Вышли в свет под рубрикой «К 10-летию «Муравейника - десять незабываемых встреч» публикации, в том числе о педагоге начальной школы - в «Муравейнике» №18 от 07.10.2017; о фотографе-астропейзажисте - № 20 от 21.10.2017; педагоге-аниматоре - № 21 от 04.11.2017; студенте МГИМО - № 8 от 24.03.2018. Ребята в процессе организации встреч научились работать в команде, преодолевать комплексы и страхи в коммуникации с незнакомым человеком, собирать информацию на заданную тему, создавать тексты для газеты. К 100-летнему юбилею газеты «мураши» как журналисты осуществляли также организационные и творческие функции: провели конкурс среди школьных газет города «Мы плюс «Искра». Они предложили юным лысьвенцам сделать творческий подарок газете - выступить в любом жанре. Подарки «сотворили» более тысячи детей. Юнкоры просмотрели их выступления и выявили среди них самые интересные, на их взгляд. Это помогло взрослому журналистскому коллективу «Искры» позже сформировать участие детских коллективов и солистов в общей концертной программе для городского заключительного празднования 100-летнего юбилея газеты. О лучших творческих подарках юнкоры рассказали на страницах «Муравейника» в выпусках № 14 от 08.07.2017; № 15 от 22.07.2017 (Керова Александра. Мамы в танце! Вып. № 14 от 08.07. 2017, с. 10; Мария Зыкова. Когда хорошо, когда плохо - он поет! Вып. №15 от 22.07.2017, с. 12).

Педагогика медиаобразовательного процесса проявилась в организации на страницах «Муравейника» конкурса «Дружок» (посвященного году собаки, дети рассказывали о любимых питомцах) и конкурса «Как повстречались мои папа и мама» (посвященного семье, любви и верности). Контент публикаций был представлен креолизованными текстами, где на фото изображались юные авторы со своими четвероногими друзьями, представлялись фото из семейных архивов и рисунки на тему «Моя семья» (№ 22 от 18 ноября 2017; № 23 от 02.12.2017; № 24 от 16.12.2017; № 1.012018; № 3 от 27.01.2018; № 5 от 17.02.2018).

Большой опыт работы с подрастающим поколением (27 лет) накоплен в редакции муниципальной газеты «Соликамский рабочий» под руководством Марины Вагиной. Журналисты «Соликамского рабочего» находятся в содружестве со школьными педагогами и педагогами соликамских центров дополнительного образования детей. Редакция печатает у себя лучшие юнкоровские тексты из школьных газет, устраивает для школьных медиапедагогов семинары по журналистскому мастерству с привлечением специалистов из Перми. На страницах газеты выходят приложения: детское «Для Соленки и Солешки» (дошкольный, младший школьный возраст) и «ГРОМоГЛАСные» (старшеклассники). Среди авторов - как сами дети, так и медиапедагоги. Юнкоровский актив школьных газет вовлекается к участию в социально значимых проектах и акциях редакции «Соликамский рабочий». Эта практика социальной работы завершается юнкоровскими публикациями в школьной прессе, а в городской газете «Соликамский рабочий» отчеты дает руководитель Марина Вагина. Она известна в Пермском крае как журналист-обозреватель в сфере социальной работы и благотворительности, поэтому ее мировоззренческие ценности передаются юнкорам. Медиаобразовательный процесс ориентирован на выполнение организационно-управляющей, мобилизующей и интегративной функций СМИ. Среди журналистских проектов, в которых приняли участие в 2017 году юнкоры, следует особо выделить проект «И мы согласились

стать внуками». Речь идет об одиноких ветеранах и инвалидах, живущих в Соликамском доме-интернате, к которым юнкоры приходят пообщаться, а потом рассказать читателям, чему они научились у бабушек и дедушек в очередную встречу («Соликамский рабочий», N° 21 от 17.03.2018, с. 1). Обладает социальной значимостью и воспитательным воздействием проект «Как живешь, окраина», направленный на просвещение и формирование у юнкоров любви к родному городу. В рамках этого проекта рассказывается о знакомстве юнкоров с горожанами разных поколений, жителями улиц, названных в честь классиков русской литературы, выяснением отношения соликамцев к родному городу и творчеству писателей, чьим именем названы их улицы, даны фото, на которых юнкоры общаются с жителями окраин. Таковы публикации в газете «Соликамский рабочий»: «Герои нашего времени. Почти по Лермонтову» - № 78 от 18.10.2018; «Вспоминаем «Идиота» и «Мать» - №87 от 22.11.2017; «Кому на Руси жить хорошо?» - №91 от 06.12.2017.

Еще один вариант осуществления медиаобразовательного процесса при редакции муниципальной газете предлагает «Осинское Прикамье» (город Оса). Здесь под руководством редактора газеты Ольги Семиной функционируют редакции газет-вкладышей «Детвора» (5-8 классы) и «Форточка» (9-11класс), деятельность которых направлена на формирование просветительных и духовно-идеологических ценностей. Авторами являются дети, подростки, старшеклассники. «Детвора» носит ярко выраженный просветительный характер. Среди типичных страниц «Детворы» следует отметить тематические выпуски, из них как наиболее содержательные и интересно поданные отметим страницы, посвященные птицам (выпуск № 46; «Осинское Прикамье»: №89 от 14.11.2017) и спорту (выпуск №47; «Осинское Прикамье»: №2 от 09.01. 2017). На странице о птицах читателям предложен репортаж с экскурсии по наблюдению за птицами, заметки о птицах, живущих рядом в городе Осе, о характерных птичьих голосах, о писателе Виталии Бианки, загадки о пернатых. Вторая пропагандирует физкультуру с помощью зарисовки о первокласснике - успешном пловце, дает информацию о киберспорте, итоги опроса первоклассников о пользе тренировок и закалки. Что касается «Форточки», то в ней акцент делается на воспитании гражданских чувств юнкоров. В Осе активно действует районная общественная организация «Единый молодежный союз» (своего рода, правопреемник комсомола), и его деятельность отражается в газете. Соответственно, преобладают публикации юнкоров, освещающие молодежные форумы, слеты, военно-патриотические игры, праздники детства и семьи. Юнкоры из Осы сами активны, выезжают на общероссийские журналистские форумы и конкурсы, участники медиаотрядов МДЦ «Артек» побеждают на российских и краевых конкурсах журналистского мастерства. Воспитывающая концепция молодежной редакции наиболее полно отражается на странице «Форточки» («Осинском Прикамье», №48 от 23.06.2017, с. 7), где «гвоздем» полосы является зарисовка о лидере Осинского районного молодежного совета Николае Драчеве, учащемся осинского профессионально-педагогического колледжа. Тут же - колонка с фото успешного выпускника местной школы в форме русского офицера под заголовком «Быть лучше, чем вчера»; рекомендации о том, что стоит прочесть и как избавляться от употребления в речи бранных слов.

В условиях дефицита журналистских кадров в некоторых малых городах и сельских поселениях медиаобразовательная деятельность редакций муниципальных газет сопровождается для юнкоров, которые успешно осваивают журналистские технологии, определенным поощрением. В газете «Верещагинские вести» Верещагинского района Пермского края юнкоров, выпускающих приложение для детей и молодежи «Весточка», официально через местный центр занятости населения устраивают на работу в редакцию. Наблюдаются случаи привлечения юнкоров, выпускников школ, к штатной работе в газете, что свидетельствует о ранней профессионализации молодого журналиста.

Таким образом, обобщая опыт работы детских и молодежных редакций муниципальных газет по медиаобразованию, можно сделать следующие выводы: дети и школьники все активнее и охотнее приобщаются к тайнам журналистики; медиаобразование для журналистов - процесс, в котором они кровно заинтересованы, так как это помогает сохранить аудиторию местной прессы, разнообразить и оживить контент газеты, обеспечить ей дальнейшую жизнь; медиаобразование при редакциях носит по преимуществу прагматический со стороны редакций характер: потребности практики диктуют выбор теоретических знаний, направленности организаторской и духовно-идеологической деятельности, тематики будущих публикаций. Если муниципальная газета, работающая с детьми и молодежью, верна функциям социальной,

гуманистически ориентированной журналистики, то и процесс воспитания в юнкоре активного гражданина, ответственного за происходящее вокруг, совершается успешно. На местах, где есть дефицит кадров, может наблюдаться ранняя профессионализация молодых журналистов. В целом, данное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения педагогической деятельности российских муниципальных печатных изданий, роли детских и молодежных редакций в устойчивом развитии муниципальной прессы и укреплении ее коммуникации с аудиторией в регионе.

Список литературы

1. Баранов, О. А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверск. гос. пед. ун-та, 2002. 87 с.

2. Вартанова, Е. Л., Засурский, Я. Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5-10.

3. Жилавская, И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2008. 232 с.

4. Капустина, Г. Л. Современная детская газета как тип издания: автореферат дисс. ...канд. филол. наук. Воронеж, 2014. 24с.

5. Корконосенко, С. Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 240 с.

6. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: дис... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 203 с.

7. Кулакова, Н. Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2017. 24 с.

8. Куличкина, Г. В. Технологии социально-культурной деятельности. Масс-медиа. М.: Издательство Юрайт, 2018. 197 с.

9. Лазутина, Г. В. К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 4 (26). С. 150-155.

10. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

11. Федоров, А. В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

12. Халиуллина, М. С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области): дис. ... канд. филол. наук. Оренбург, 2014. 232 с.

13. Шариков, А. В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 77-83.

FUNCTIONING OF DOMESTIC CHILDREN'S AND YOUTH EDITORIALS AT THE MUNICIPAL NEWSPAPER

Kulichkina G. V., Perm State National Research University, Perm, kulgv@list.ru

The article considers one of the most important areas of media education - the functioning of children s and youth editions with municipal media. Media education of children and young people under the newspaper is a complex multi-component process in which the editorial offices of municipal newspapers are actively participating today. Municipal publications are interested in attracting children and young people to the newspaper, because in the conditions of competition with the Internet they thus retain their readers, turn the junkor and their families into regular friends of the newspaper, thereby preserving and increasing the circulation of the newspaper. Since there are few specially trained teachers to work with children, the methodological and methodical problems of the educational activities of the Junkor editorial offices under the municipal newspaper are actualized. There is a problem of the optimal combination of technologies ofjournalistic creativity with the basics of media education as a

pedagogical process offormation of the information culture of a young citizen of Russia. The research is based on the experience of 9 municipal newspapers of the Perm Region, leaders in working with children and youth audiences. The results of the study of information and communication, educational functions of children's and youth editions, the peculiarities of their manifestation in 2017 taking into account the socio-cultural situation of the territory on which the newspaper is located are presented. The main content-thematic directions in publications of junkers of junior, middle and senior ages are considered.

Key words: municipal newspaper, functioning of children's and youth editions.

References

1. Baranov, O. A. (2002). Mediaobrazovaniye v shkole i vuze [Media Education in School and University]. Tver, Publishing house of Tver. state. ped. University, 87 p. (in Russ.).

2. Vartanova, Ye. L. (2003). Rossiyskiy modul' mediaobrazovaniya: kontseptsii,printsipy,modeli [Russian module of media education: concepts, principles, models]. Informatsionnoye obshchestvo [Information Society]. Issue 3, pp. 5-10 (in Russ.).

3. Zhilavskaya, I. V. (2008). Optimizatsiya vzaimodeystviya SMI i molodezhnoy auditorii na osnove mediaobrazovatel'nykh strategiy i tekhnologiy [Optimization of interaction between the media and the youth audience on the basis of media education strategies and technologies]. M., MGU, 232 p. (in Russ.).

4. Kapustina, G. L. (2014). Sovremennaya detskaya gazeta kak tip izdaniya [Modern children's newspaper as a type of publication]. Voronezh, 24 p. (in Russ.).

5. Korkonosenko, S. G. (2004). Prepodayem zhurnalistiku: professional'noye i massovoye mediaobrazovaniye [We teach journalism: professional and mass media education]. SPb., Izd-vo Mikhaylova, V. A., 240 p. (in Russ.).

6. Kosolapova, D. I. (2015). Yuvenil'naya zhurnalistika v Rossii: istoricheskiye i funktsional'nyye osobennosti [Juvenile Journalism in Russia: Historical and Functional Features]. Yekaterinburg, 203 p.(in Russ.).

7. Kulakova, N. L. (2017). Detskiye i podrostkovyye periodicheskiye izdaniya v strukture mediakholdingov [Children's and teenage periodicals in the structure of media holdings]. Yekaterinburg, 24 p. (in Russ.).

8. Kulichkina, G. V. (2018). Tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. Mass-media [Technology of socio-cultural activities]. M., Izdatel'stvo Yurayt, 197 p. (in Russ.).

9. Lazutina, G. V. (2017). K voprosu o tendentsiyakh razvitiya mediaobrazovaniya v Rossii [On the issue of trends in the development of media education in Russia]. Znak. Prooblemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: problematic field of mediaeducation]. Chelyabinsk, 4 (26), pp. 150-155 (in Russ).

10. Fateyeva, I .A. (2007). Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii: monografiya [Media education: theoretical foundations and practice of implementation: monograph]. Chelyabinsk, Chelyab. gos. un-t, 270 p. (in Russ.).

11. Fedorov, A. V. (2015). Mediaobrazovaniye: istoriya i teoriya [Media Education: History and Theory]. M., MOO "Informatsiya dlya vsekh", 450 p.

12. Khaliullina, M. S. (2014). Regional'naya detsko-yunosheskaya samodeyatel'naya pechat' v usloviyakh postsovetskoy transformatsii: strukturno-funktsional'nyye i zhanrovo-tematicheskiye kharakteristiki (na primere periodiki Orenburgskoy oblasti) [Regional children's and youthful amateur print in the conditions of the post-Soviet transformation: structural-functional and genre-thematic characteristics (on the example of periodicals of the Orenburg region]. Orenburg, 232 p. (in Russ.).

13. Sharikov, A. V. (2005). Tak chto zhe takoye mediaobrazovaniye? [So what is media education?]. Mediaobrazovaniye [Media Education]. 2, pp. 77-83 (in Russ.)

Куличкина Галина Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

kulgv@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.