МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ
В. А. Горновая
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Сегодня в учреждениях основного и дополнительного образования широко применяется метод реализации медиаобразовательных проектов при обучении школьников и студентов. С одной стороны, такие проекты позволяют молодежи ориентироваться в массмедиа и вычленять только необходимую и достоверную информацию, с другой стороны - появляется возможность участия в создании детского или молодежного средства массовой информации в качестве автора или соавтора. В данной статье рассматривается роль социальных сетей в реализации медиа-образовательных проектов профессиональной образовательной площадкой (факультетом журналистики Челябинского государственного университета) и непрофессионалами - детскими и молодежными СМИ.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный проект, детское и молодежное средство массовой информации, социальная сеть.
Социальные сети в учебно-воспитательном процессе применяются в рамках системы ме-диаобразования личности. В этом ключе исследователи рассматривают два аспекта: изучение медиатекстов и создание собственных в рамках сотрудничества с редакциями школьных газет и телерадиостудий, сайтов и конвергентных объединений.
Вслед за И. В. Жилавской мы будем понимать под термином «медиаобразование» «совокупность системных образовательных действий, способствующих развитию и самоорганизации личности в информационной среде, которые проявляются в осознанном медиапо-ведении на основе гуманистических идеалов и ценностей [2. С. 75-84].
Медиаобразовательный проект представляет собой весь спектр действий, которые осуществляются молодежной редакцией: от создания журналистского продукта до проведения спецпроектов.
По наблюдениям Е. А. Бондаренко, медиао-бразование в современной школе представлено десятками конкретных направлений работы. Это и работа над исследовательскими мульти-медиапроектами, и создание школьных сайтов или печатных изданий, и школьное телевидение, и школьные блоги, и кружки по ориентированию в интернете. Умение «читать» ме-диасообщение, понимать его скрытый смысл, анализировать текст или визуальный образ, делать выводы - вот основные задачи, которые в комплексе решаются на таких занятиях. Ме-
диаобразование может органично включаться в любой урок и должно пронизывать всю образовательную среду современной школы [1].
Как отмечает С. Б. Цымбаленко, «подрастающее поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства». Иными словами, помимо погружения в уже созданные медиатексты, подростки участвуют в подготовке новых посредством сотрудничества с редакциями школьных газет и телерадиостудий, сайтов и конвергентных объединений [3].
В нашем исследовании мы задались целью проследить механизм применения соцсетей при реализации медиаобразовательных проектов в рамках профессионального медиаобра-зования (реализуемых, в частности, журфаком ЧелГУ) и непрофессионального (это детские и молодежные СМИ).
Факультет журналистики Челябинского государственного университета ведет обширную медиаобразовательную деятельность, привлекая к участию в мероприятиях абитуриентов и начинающих юных корреспондентов, руководителей детских и молодежных СМИ, а также преподавателей факультета, его студентов и выпускников.
Для понимания роли социальных медиа в этом процессе мы рассмотрели два основных медиаобразовательных проекта факультета -Международный конкурс детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» и Международный конкурс образовательных программ «ImPRO».
Международный конкурс детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» в 2015 году был проведен факультетом журналистики Челябинского государственного университета в шестой раз и привлек более 1000 участников из 171 редакции. Это жители 97 населенных пунктов России и Украины. Положительная динамика числа участников говорит о востребованности медиаобразовательного проекта.
Первоначально конкурс назывался «Юный газетчик» и был создан для ребят, которые сотрудничают с редакциями газет и журналов. В 2011 году к печатным номинациям добавились радио-, теле- и интернет-СМИ, а конкурс переименовали в «ЮнГа+». К участию приглашаются школьники с 1 по 11 класс и студенты 1-2 курсов средних специальных учебных заведений.
Согласно нашим наблюдениям, «ВКонтак-те» служит для информирования аудитории о конкурсе «ЮнГа+» и, с другой стороны, для коллаборации детских и молодежных редакций. За время реализации проекта в 2015 году аудитория страницы «ЮнГи+» в социальной сети «ВКонтакте» увеличилась более чем в 3 раза и составила 480 человек.
Рубрикатор позволяет регулярно обновлять страницу, часть рубрик предназначена для информирования о самом конкурсе, часть служит для просветительской медиаобразовательной деятельности и ориентирована на две категории лиц: медиапедагогов и юнкоров.
Так, первой группе адресована рубрика «#редакторусми» - комплекс публикаций, посвященных актуальным вопросам медиаобра-зования, специфике работы с юными корреспондентами. Периодичность выхода - раз в неделю. Командой студентов подготовлено семь публикаций, часть из них заимствована со страницы Международного конкурса образовательных программ «ImPRO», которая подробно рассмотрена в следующем параграфе.
Темы, выбранные для публикаций в рамках рубрики «#редакторусми», представляют собой наиболее обсуждаемые вопросы в сфере медиа-педагогики. За период работы страницы конкурса опубликована колонка Анны Морозовой «Молодежные СМИ в социальных сетях: 5 аргументов "за"», советы украинских коллег «Школьное радио: опыт Украины», текст «Медиапедагог: наставник или друг?» от челябинского медиа-педагога Ильи Иванова и подборка «Полезные сайты для медиапедагога» в двух частях.
Особенностью рубрики стал формат авторской колонки, где ключевую роль играет фигу-
ра автора, медиапедагога, который имеет опыт в сфере медиаобразования, обладает необходимыми навыками и готов в доступной форме поделиться некоторыми наработками. Здесь находит отражение тенденция к персонализации пользователя, которую мы подчеркивали при рассмотрении особенностей функционирования социальных медиа.
Юнкорам адресована следующая рубрика, «#советюнкору». Здесь опубликовано 12 записей: «Словарик юного журналиста», «Как написать репортаж о концерте», «Зачем герою перечитывать интервью», «Как написать текст для Интернета» и ряд других.
Тексты написаны студентами журфака ЧелГУ с учетом собственного журналистского опыта и знаний, полученных на учебных занятиях в вузе. Акцент делается на доступность языка повествования, применяются прямые обращения к юному читателю («Ты должен сразу определить цель беседы»), разговорные конструкции («Конечно, мне потом "прилетело" от моего редактора»).
Часть текстов неперсонализирована. Хотя эти публикации подготовлены одним студентом, в тексте проявляется преемственность поколений, информация передается от студенческого сообщества - юнкоровскому.
Остальные тексты рубрики представляют собой советы студентов и выпускников факультета журналистики, причем совет дается на фоне описания конкретного случая из журналистской практики рассказчика. Это публикации «Конвергенция, или Почему одна голова лучше двух», «В самом конце начинаешь вспоминать о старте», «Устал - увеличь нагрузку!» и «В журналистике нет места вымыслу».
Тексты этой рубрики имеют все основные компоненты журналистского материала: заголовок, лидер-абзац, основную часть и заключение. За счет доступности языка осуществляется привлечение внимания подростка. О заинтересованности аудитории в данной рубрике говорит число оценок публикаций и «репостов». В среднем, каждая запись имеет 10 оценок «мне нравится» и 2-5 «репостов».
Приглашение юных корреспондентов в качестве соавторов страницы «ЮнГи+» позволяет повысить уровень медиакомпетентности юнкоров и включить их в юнкоровское сообщество, заинтересовать в интернет-журналистике.
Второй проект - Международный конкурс образовательных программ «ImPRO». В настоящее время этот конкурс является един-
ственной в России бесплатной площадкой для повышения медиакомпетентности педагогов и дискуссии в данной сфере. В течение трех лет «ImPRO» организуется факультетом журналистики Челябинского государственного университета.
Впервые «ImPRO» был проведен в год 25-летия журналистского образования на Южном Урале и имел областной уровень. В 2013 году «ImPRO» организован во второй раз, уже на международном уровне, с организацией он-лайн-трансляции. В декабре 2014 года конкурс состоялся в третий раз, разработано новое задание для финалистов «ImPRO» и усилена роль социальных медиа в информационной поддержке и коммуникации медиапедагогов.
На этапе открытого доступа к странице конкурса публикации в социальной сети «ВКон-такте» способствуют привлечению внимания потенциальных участников конкурса, в том числе за счет демонстрации опыта проведения предыдущих конкурсов. Организаторами осуществляется популяризация журналистского образования и демонстрация педагогических возможностей факультета журналистики Челябинского государственного университета. Медиаобразовательная деятельность ведется за счет публикации текстов жюри конкурса по актуальным вопросам медиапедагогики и размещения опросов юных корреспондентов.
На этапе ограниченного доступа к странице конкурса осуществляется публикация конкурсных материалов медиапедагогов с целью обмена опытов и подготовки вопросов для финалистов, а также проводится информационная поддержка конкурса.
Материалом для исследования особенностей реализации медиаобразовательных проектов Уральского федерального округа в социальной сети «ВКонтакте» послужили страницы 50-ти юнкоровских средств массовой информации. Их перечень составлен на основе данных об участниках Международного конкурса детских и молодежных СМИ «ЮнГа+», Международного конкурса образовательных программ «ImPRO», а также фестивалей «Журналина», «Волжские встречи», «Жираф-СМИ».
В список вошли электронные версии печатных изданий, страницы молодежных пресс-центров, телестудий, радио, телерадиостудий и одна конвергентная редакция. Это детские и молодежные СМИ 19-ти населенных пунктов Уральского федерального округа, среди них: Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Катав-Ива-
новск, Коркино, Озерск, Магнитогорск, Сам-бург, Аша, Шадринск и другие. При проведении анализа данных страниц мы сгруппировали их по типу издания, разделив на две группы: печатные и аудиовизуальные. Ко второй группе также отнесли конвергентное издание.
При реализации медиаобразовательных проектов социальная сеть «ВКонтакте» применяется как площадка для публикации электронной версии печатного издания и новостей из жизни редакции, имеет место как дублирование материалов печатного издания, так и размещение оригинальных текстов, публикуются оперативные новости, опросы и фотоотчеты, заимствуется контент «взрослых» СМИ, а также проводятся эксперименты и реализуются спецпроекты.
Перечень приемов реализации аудиовизуальных и конвергентных проектов вдвое меньше. Специфическим методом здесь становится публикация фото и текстов о процессе подготовки журналистского продукта.
Резюмируя проведенное исследование, можно сказать, что в сфере молодежной журналистики предпринимаются попытки заимствования приемов организации работы и оформления контента у профессиональных СМИ. Медиаобразовательные мероприятия, проводящиеся в вузах (в частности, на факультете Журналистики Челябинского государственного университета), демонстрируют рост интереса к функциональным возможностям социальных медиа.
Апробируются новые приемы, разрабатываются дополнительные площадки для коммуникации медиапедагогов и юных корреспондентов. Однако детские и молодежные СМИ существенно отстают от выше названных площадок и оказываются менее оперативными и разносторонними, а часть контента заимствуют из лицензионных СМИ.
Список литературы
1. Бондаренко, Е. А. Региональные аспекты медиаобразования в постиндустриальном обществе: Подросток в море СМИ - плыть? бороться? использовать? [Электронный ресурс]. -URL: http://mic.org.ru/10-nomer-2014/320-regionalnye-aspekty-mediaobrazovaniya-v-postindustrialnom-obshchestve-podrostok-v-more-smi-plyt-borotsya-ispolzovat (дата обращения: 10.05.2015).
2. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежи [Текст] : монография / И. В. Жилав-
ская. - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 243 с.
3. Цымбаленко, С. Б. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства [Электронный ре-
сурс]. - URL: http://mic.org.ru/4-nomer-2012/162-vliyame-mtemeta-na-rossijskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva (дата обращения: 10.05.2015).
V. A. Gornovaya
FEATURES OF USING SOCIAL NETWORKS IN THE IMPLEMENTATION MEDIA EDUCATION PROJECTS
Today at institutions of basic and supplementary education widely used method for implementing media education project for teaching students. On the one hand, such projects allow young people to navigate the mass media and to isolate only the necessary and accurate information, on the other hand, an opportunity to participate in the creation of children's and youth media as an author or co-author. This article examines the role of social networks in the implementation of media education projects of professional educational platform (Journalism Department of Chelyabinsk State University), and non-professionals - children and youth media.
Keywords: media education, media education project, children and youth media, social network.
References
1. Bondarenko, E. A. (2014) Regionalnyie aspektyi mediaobrazovaniya v postindustrialnom ob-schestve: Podrostok v more SMI - plyit? borotsya? ispolzovat? [=Regional aspects of media education in the post-industrial society: a teenager in the sea Media - swim? fight? use?], available at: http:// mic.org.ru/10-nomer-2014/320-regionalnye-aspekty-mediaobrazovaniya-v-postindustrialnom-obsh-chestve-podrostok-v-more-smi-plyt-borotsya-ispolzovat, accessed 10.05.2015 (In Russ.).
2. Zhilavskaya, I. V. (2013) Mediaobrazovanie molodezhi [=Media Education of Youth] : mono-grafiya, Moscow, RITs MGGU im. M. A. Sholohova, 243 p. (In Russ.).
3. Tsyimbalenko, S. B. (2012) Vliyanie interneta na rossiyskihpodrostkov iyunoshestvo v kontekste razvitiya rossiyskogo informatsionnogo prostranstva [=Effect of the Internet on Russian adolescents and youth in the context of development of the Russian information space], available at: http://mic.org. ru/4-nomer-2012/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razviti-ya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva, accessed 10.05.2015 (In Russ.).
Горновая Варвара Алексеевна - студентка 4 курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.