Научная статья на тему 'Роль детских СМИ в развитии медиакомпетентности детей и подростков'

Роль детских СМИ в развитии медиакомпетентности детей и подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1081
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПРЕССА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА / CHILDREN'S PRESS / MEDIA EDUCATION / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Талалаева Елена Михайловна

Роль детских средств в развитии массового медиаобразования детей и подростков очевидна, но недостаточно изучена. Большинство самодеятельных и официальных детских и подростковых СМИ не используют свой медиаобразовательный потенциал, хотя исследователями доказано, что участие детей в создании медиатекстов, подготовке самодеятельных изданий это важный элемент медиаобразовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of children's media in the development of mass media education for children and teenagers is obvious, but it is insufficiently studied. The majority of amateur and official children's and teenage mass-media do not use the media educational potential, though it is proved by researchers, that participation of children in creation of media texts and in preparation of amateur editions is an important element of media educational activity.

Текст научной работы на тему «Роль детских СМИ в развитии медиакомпетентности детей и подростков»

РОЛЬ ДЕТСКИХ СМИ В РАЗВИТИИ

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Е.М. Талалаева

Ключевые слова: детская пресса, медиаобразование, журналистика.

Keywords: children’s press, media education, journalism.

Человек, не подготовленный к восприятию информации в различных видах, не может полноценно понять и анализировать ее, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа, не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств. В полной мере это относится к СМИ, имеющим большое значение в процессе социализации новых поколений в условиях современного медиати-зированного общества. СМИ, как отмечают исследователи, играют значительную роль в современном обществе, поэтому разносторонние и систематические формы обучения в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина [Павлова 2007, с. 204]. Медиатексты (включая журналистские тексты) могут обладать рядом весьма ценных качеств и в принципе способны благоприятствовать не только прирастанию общего когнитивного опыта аудитории в отношении социальной действительности, но и приобретению ею знаний, помогающих самостоятельно ориентироваться в медийном содержании [Короченский 2007, с. 55].

Согласно Севильским рекомендациям ЮНЕСКО, благодаря медиаобразованию люди могут получить знания и навыки, помогающие определить источники медиатекстов, политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы их создателей, их социальный контекст; а также анализировать, критически размышлять и создавать информационные продукты; интерпретировать сообщения и ценности, предлагаемые средствами информации; получать или требовать доступ к средствам информации как для восприятия, так и для производства; избирать соответствующие средства информации для осуществления коммуникации с различными аудиториями [UNESCO 2002]. Парижским планом мероприятий (2007) в основные определения и принципы добавлены рекомендации включить медиаобразование в процесс подготовки будущих учителей и важный тезис о том, что медиаобразование должно сопутствовать человеку на протяжении всей жизни. Особо

отмечалось, что важной составляющей медиаобразовательного процесса должна стать работа, проводимая самими средствами массовой информации [иКБ8СО 2007]. Периодическая печать с ее спецификой занимает особое место в медиасистемах. Однако говорить о полноценной систематической медиаобразовательной деятельности, осуществляемой через СМИ, пока рано. Но определенные качества, присущие средствам массовой информации, можно использовать для развития критического мышления и медиакомпетентности аудитории, не исключая детей и молодежь. А. Федоров отмечает, что «развитие критического мышления - не итоговая цель медиаобразования, а его постоянный компонент» [Федоров 2007, с. 42]. При этом читатель (зритель, слушатель) должен быть не пассивным потребителем медиапродукции, а активно воспринимать и оценивать ту информацию, которую он получает с помощью средств массовой коммуникации.

Методика медиаобразования как школьной, так и студенческой аудитории базируется, как пишет А. Федоров, на реализации разнообразных творческих заданий: «Теоретический анализ их элементов, разработка и применение их в практике обучения позволяют выделить следующие основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие. При этом под обучающей функцией понимается усвоение знаний о теориях и законах, приемах восприятия и анализа медиатекстов, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически; адаптационная функция проявляется в первоначальном, понятийном этапе общения с медиакультурой; под развивающей функцией подразумевается развитие мотивационных (компенсаторных, терапевтических, рекреативных и т.д.), волевых и других свойств и качеств личности, опыта творческого контакта с медиа; задача управляющей функции - формирование наилучших условий для анализа медиатекстов [Федоров 2006, с. 175].

«Часто сам факт знакомства и работы с взрослой прессой приводит ребят к мысли о создании собственной газеты, и наоборот, школьники, издающие свою газету, часто пытаются постичь взрослую прессу. Результат - осознание себя в активной позиции по отношению к прессе, гражданская активность в своем ближайшем социальном окружении» - пишет А. Школьник [Школьник 1999, с. 36]. Кроме того, участие в создании газеты, журнала, альманаха - это путь приобщения детей к чтению.

Преимущества школьных изданий перед официальными, с одной стороны, очевидны: это доступность, близость к аудитории, наличие прямого канала передачи знаний от учителей ученикам, от создателей газеты ее аудитории; возможность педагогического воздействия на юных читателей. Следует выделить следующие возможности школьных газет в решении медиаобразовательных задач:

1. Способность формировать у подрастающих поколений привычку общения с газетной периодикой, потребность в регулярном прочтении газет;

2. Школьную газету можно использовать как канал формирования восприятия медийного содержания, объяснения существа и особенностей журналистской работы: как организуется работа редакции и всех ее подразделений; что такое газетный стиль и жанры, разъяснение этапов работы над журналистским произведением, что такое и из чего строятся заголовок, лид и т. д.).

3. Участникам школьной прессы прививается способность к самостоятельному производству медиатекстов, сбору и обработке необходимой для этого информации, ее «упаковке» в газетные формы и жанры, к графическому оформлению изданий. Кроме того, дети получают навыки работы в команде при выпуске газетных номеров. Здесь нужно отметить еще одну особенность, присущую только школьной прессе - это частая смена состава редакционного коллектива, и поэтому очень важно организовать преемственность поколений юнкоров, обучение младших товарищей старшими.

4. Кроме того, участие в создании школьной прессы можно рассматривать как приобретение навыков общественной деятельности в роли самодеятельного коммуникатора, развитие креативного потенциала личности, потребности школьников в самовыражении. Медиа-образовательный потенциал школьной газеты реализуется также в форме размещения в них публикаций, содержащих базовые сведения по медиаобразованию, обучения школьников основам критического разбора и оценки медиатекстов - с предложением «технологии» и образцов таких разборов.

Одно из самых уязвимых звеньев функционирования школьной прессы - это дефицит компетентных медиапедагогов, руководящих деятельностью по подготовке и выпуску номеров. Поэтому очень важно, чтобы в школьных пресс-центрах работали грамотные медиапедагоги или прошедшие подготовку педагогические специалисты, кото-

рым интересна эта работа и которые обладают необходимыми навыками для ее ведения (отсутствие авторитарного мышления, креативность, умение находить общий язык с детьми разных возрастов, умение редактировать тексты в соответствии с нормами стилистики и композиции и т.д.).

Необходимо использовать технические возможности компьютера для того, чтобы школьные издания были доступны и в электронной версии. Сейчас в Интернете можно найти несколько вариантов расположения школьных газет в сети: в виде новостной ленты, обновляемой по мере выхода каждого нового номера; в р^-формате. Первый вариант интересен тем, что читателям предоставляется возможность использовать интерактивные способы оценки материалов - оценка по определенному количеству баллов, Интернет-голосование, комментарии, возможность задавать вопросы автору медиатекста, давать методические рекомендации в форме форумов, а также - в некоторых вариантах - предоставляется возможность всем желающим разместить свой текст на сайте. Размещенные в Интернете р^-версии интересны тем, что читатель, по сути, видит перед собой копию бумажного варианта газеты и может оценить не только качество текстов, но и оформление, дизайн, наличие и качество иллюстраций.

Итак, адаптационная функция школьной газеты как источника творческих заданий состоит в том, что и создатели издания, и его читатели приучаются к внимательному чтению медиатекстов, пытаются определить важность, авторство и назначение получаемой информации. Под обучающей функцией мы понимаем обучение юнкоров теории и практике журналистики и публикацию обучающих материалов на эту тему на страницах школьного издания. Развивающая функция выражается в том, что, достигнув определенного этапа творческого развития, члены школьной редколлегии обучаются селекции медиатекстов и используют полученные знания в повседневной жизни, тем самым достигая определенного уровня медиаграмотности (ведь общение с медиа в современном мире происходит чуть ли не ежеминутно); творчески подходят к созданию собственных медиатекстов; пытаются критически оценивать печатные, видео- и аудиомедиатексты; во многом полученные знания влияют на выбор ребенком будущей профессии. Если школьная газета или пресс-центр являются школой медиаобразования не только для участников создания школьных газет, теле-и радиопередач, но и для читателей (зрителей, слушателей), то систе-

матически публикуемые (выпускаемые в эфир) медиаобразовательные рубрики, безусловно, способны повысить и уровень медиаграмотности аудитории. Для успешной реализации управляющей функции необходимо важное условие - грамотный педагог-куратор, который прежде всего сам способен адекватно воспринять, интерпретировать и проанализировать любой медиатекст и научить этому детей.

В настоящее время широко распространена практика, при которой в учебном заведении медиаобразовательная работа ведется на этапе подготовки школьного издания, в самой же газете медиаобразова-тельные элементы отсутствуют (как, например, в липецком лицее № 44, где медиаобразованию лицеистов придается очень большое значение, но сама ученическая газета «Диалог» ничем не отличается от сотен аналогичных ученических изданий и не несет медиаобразова-тельной нагрузки). В 2006 году при факультете журналистики Белгородского государственного университета открылась областная Школа юных журналистов, а вслед за этим появилась межшкольная газета «Юнкор», в которой публикуются лучшие работы слушателей Школы. Редколлегию возглавили студенты журфака, а весь процесс - начиная от создания журналистских произведений и заканчивая тиражированием издания, - выполняют ученики школ, лицеев и гимназий Белгородской области и студенты журфака.

Учащийся вполне может научиться идентифицировать разнообразные источники информации для СМИ: пресс-службу той или иной организации, сотрудников редакции, административные и властные структуры и т. д. У этих источников разные интересы, они по-разному освещают одно и то же событие, проблему, и ребенку вполне под силу сделать вывод том, с какой целью тот или иной автор публикует медиатекст - или любым другим способом делает его достоянием широкой аудитории. Выполняя задачи развития критического мышления, школьная газета может публиковать критические разборы, рецензии на различные медиатексты - например, разобрать фильм, статью и т.д. При этом нелишне объяснить читателю, что всегда нужно думать над тем, что он смотрит, читает или слушает, стремиться дать оценку прочитанному, увиденному и услышанному.

Юнкоровская деятельность попала в ранг допрофессиональной ориентации и социализации подростков. Это не только развитие коммуникационных навыков и умение писать, но и вполне конкретное ремесло - верстка и дизайн полиграфической продукции - профессии,

которым практически нигде не учат, но которые стали широко востребованы на рынке труда. В результате - много самоучек без специальных знаний и низкое полиграфическое исполнение большого количества изданий [Бондаренко 2007, с. 11].

«Официальные» детские издания привлекают своими материалами не только юную аудиторию, педагогов, но и специалистов всероссийского (регионального) масштаба, публикуют материалы, являющиеся образцом критического анализа массмедиа. Главное их достоинство, помимо качественного профессионального уровня, - больший охват аудитории, нежели у самодеятельных изданий. Но «официальные» детские газеты и журналы, как правило, слишком далеки от своей аудитории. И медиаобразовательные задачи они могут выполнять именно с учетом этой своей специфики. Например, задействовать такое свойство СМИ, как интерактивность - отвечать на вопросы читателей, рецензировать материалы, что способствут повышению уровня медиакомпетентности читателей. Либо использовать возможность широкого тиражирования методических рекомендаций для педагогов, родителей. Очень хороший пример в этом подает липецкая областная детская газета «Золотой ключик», регулярно издающая методические рекомендации в виде брошюр-спецвыпусков («Полезные советы взрослым друзьям газеты» и другие). Регулярно на страницах газеты рассказывается о школьных и межшкольных газетах Липецкой области. При редакции организована школа юных журналистов, в которой занимаются ребята разных возрастов. Другой вариант заочного массового медиаобразования представлен издающимся в Харькове детским толстым журналом «Ухтышка!». Здесь регулярно выходит рубрика «Школа журналистики», на страницах журнала публикуются творческие задания и лучшие работы ребят. Однако и этот вариант нельзя признать идеальным: в журнале не ведется критический разбор выполненных заданий, ребятам не указывают ни на допущенные ошибки, ни на достоинства их произведений. Для юного читателя существует один критерий: если напечатали - значит справился с заданием хорошо, не напечатали - написал неважно. Никаких комментариев, оценок, дополнений к медиатекстам, созданным детьми, не дается, несмотря на то, что заявленное название рубрики - «Школа журналистики» - предполагает именно обучение азам создания журналистских произведений.

Медиаобразование способно не только вырабатывать у аудитории культуру рационального освоения медийного содержания, но и «развивать социальную активность граждан в их отношениях со СМИ, помочь сформировать информационную культуру нации» [Павлова 2007, с. 136]. Только систематическая работа - путем организации кружков, факультативов, детских медиаобъединений, введения регулярных ме-диаобразовательных рубрик, обучения медиаграмотности, в первую очередь учителей и организаторов школьной прессы, - может привести к положительному результату.

Литература

Бондаренко Ю.В. Современная школьная самодеятельная пресса Самарской области: тенденции развития. - Воронеж, 2007.

Короченский А. П. Медиаобразовательный потенциал журналистики // Медиаобразование: от теории к практике. - Томск, 2007.

Павлова Е.Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. - М., 2007.

Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи», адресованные ЮНЕСКО // Севилья, 15-16 февраля, 2002: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/ by-themes/stasya26012005152727.php

Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог, 2005.

Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. - 2007. - № 4.

Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. - 2006. - № 4.

Школьник А.Я Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: дисс канд. пед. наук. - Кострома, 1999.

Paris Agenda or 12 recommendations for Vedia Education//Paris, UNESCO, 21-22 June 2007: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/pr/2007/070625ba.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.