РОЛЬ ДЕТСКИХ СМИ В РАЗВИТИИ
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Е.М. Талалаева
Ключевые слова: детская пресса, медиаобразование, журналистика.
Keywords: children’s press, media education, journalism.
Человек, не подготовленный к восприятию информации в различных видах, не может полноценно понять и анализировать ее, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа, не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств. В полной мере это относится к СМИ, имеющим большое значение в процессе социализации новых поколений в условиях современного медиати-зированного общества. СМИ, как отмечают исследователи, играют значительную роль в современном обществе, поэтому разносторонние и систематические формы обучения в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина [Павлова 2007, с. 204]. Медиатексты (включая журналистские тексты) могут обладать рядом весьма ценных качеств и в принципе способны благоприятствовать не только прирастанию общего когнитивного опыта аудитории в отношении социальной действительности, но и приобретению ею знаний, помогающих самостоятельно ориентироваться в медийном содержании [Короченский 2007, с. 55].
Согласно Севильским рекомендациям ЮНЕСКО, благодаря медиаобразованию люди могут получить знания и навыки, помогающие определить источники медиатекстов, политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы их создателей, их социальный контекст; а также анализировать, критически размышлять и создавать информационные продукты; интерпретировать сообщения и ценности, предлагаемые средствами информации; получать или требовать доступ к средствам информации как для восприятия, так и для производства; избирать соответствующие средства информации для осуществления коммуникации с различными аудиториями [UNESCO 2002]. Парижским планом мероприятий (2007) в основные определения и принципы добавлены рекомендации включить медиаобразование в процесс подготовки будущих учителей и важный тезис о том, что медиаобразование должно сопутствовать человеку на протяжении всей жизни. Особо
отмечалось, что важной составляющей медиаобразовательного процесса должна стать работа, проводимая самими средствами массовой информации [иКБ8СО 2007]. Периодическая печать с ее спецификой занимает особое место в медиасистемах. Однако говорить о полноценной систематической медиаобразовательной деятельности, осуществляемой через СМИ, пока рано. Но определенные качества, присущие средствам массовой информации, можно использовать для развития критического мышления и медиакомпетентности аудитории, не исключая детей и молодежь. А. Федоров отмечает, что «развитие критического мышления - не итоговая цель медиаобразования, а его постоянный компонент» [Федоров 2007, с. 42]. При этом читатель (зритель, слушатель) должен быть не пассивным потребителем медиапродукции, а активно воспринимать и оценивать ту информацию, которую он получает с помощью средств массовой коммуникации.
Методика медиаобразования как школьной, так и студенческой аудитории базируется, как пишет А. Федоров, на реализации разнообразных творческих заданий: «Теоретический анализ их элементов, разработка и применение их в практике обучения позволяют выделить следующие основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие. При этом под обучающей функцией понимается усвоение знаний о теориях и законах, приемах восприятия и анализа медиатекстов, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически; адаптационная функция проявляется в первоначальном, понятийном этапе общения с медиакультурой; под развивающей функцией подразумевается развитие мотивационных (компенсаторных, терапевтических, рекреативных и т.д.), волевых и других свойств и качеств личности, опыта творческого контакта с медиа; задача управляющей функции - формирование наилучших условий для анализа медиатекстов [Федоров 2006, с. 175].
«Часто сам факт знакомства и работы с взрослой прессой приводит ребят к мысли о создании собственной газеты, и наоборот, школьники, издающие свою газету, часто пытаются постичь взрослую прессу. Результат - осознание себя в активной позиции по отношению к прессе, гражданская активность в своем ближайшем социальном окружении» - пишет А. Школьник [Школьник 1999, с. 36]. Кроме того, участие в создании газеты, журнала, альманаха - это путь приобщения детей к чтению.
Преимущества школьных изданий перед официальными, с одной стороны, очевидны: это доступность, близость к аудитории, наличие прямого канала передачи знаний от учителей ученикам, от создателей газеты ее аудитории; возможность педагогического воздействия на юных читателей. Следует выделить следующие возможности школьных газет в решении медиаобразовательных задач:
1. Способность формировать у подрастающих поколений привычку общения с газетной периодикой, потребность в регулярном прочтении газет;
2. Школьную газету можно использовать как канал формирования восприятия медийного содержания, объяснения существа и особенностей журналистской работы: как организуется работа редакции и всех ее подразделений; что такое газетный стиль и жанры, разъяснение этапов работы над журналистским произведением, что такое и из чего строятся заголовок, лид и т. д.).
3. Участникам школьной прессы прививается способность к самостоятельному производству медиатекстов, сбору и обработке необходимой для этого информации, ее «упаковке» в газетные формы и жанры, к графическому оформлению изданий. Кроме того, дети получают навыки работы в команде при выпуске газетных номеров. Здесь нужно отметить еще одну особенность, присущую только школьной прессе - это частая смена состава редакционного коллектива, и поэтому очень важно организовать преемственность поколений юнкоров, обучение младших товарищей старшими.
4. Кроме того, участие в создании школьной прессы можно рассматривать как приобретение навыков общественной деятельности в роли самодеятельного коммуникатора, развитие креативного потенциала личности, потребности школьников в самовыражении. Медиа-образовательный потенциал школьной газеты реализуется также в форме размещения в них публикаций, содержащих базовые сведения по медиаобразованию, обучения школьников основам критического разбора и оценки медиатекстов - с предложением «технологии» и образцов таких разборов.
Одно из самых уязвимых звеньев функционирования школьной прессы - это дефицит компетентных медиапедагогов, руководящих деятельностью по подготовке и выпуску номеров. Поэтому очень важно, чтобы в школьных пресс-центрах работали грамотные медиапедагоги или прошедшие подготовку педагогические специалисты, кото-
рым интересна эта работа и которые обладают необходимыми навыками для ее ведения (отсутствие авторитарного мышления, креативность, умение находить общий язык с детьми разных возрастов, умение редактировать тексты в соответствии с нормами стилистики и композиции и т.д.).
Необходимо использовать технические возможности компьютера для того, чтобы школьные издания были доступны и в электронной версии. Сейчас в Интернете можно найти несколько вариантов расположения школьных газет в сети: в виде новостной ленты, обновляемой по мере выхода каждого нового номера; в р^-формате. Первый вариант интересен тем, что читателям предоставляется возможность использовать интерактивные способы оценки материалов - оценка по определенному количеству баллов, Интернет-голосование, комментарии, возможность задавать вопросы автору медиатекста, давать методические рекомендации в форме форумов, а также - в некоторых вариантах - предоставляется возможность всем желающим разместить свой текст на сайте. Размещенные в Интернете р^-версии интересны тем, что читатель, по сути, видит перед собой копию бумажного варианта газеты и может оценить не только качество текстов, но и оформление, дизайн, наличие и качество иллюстраций.
Итак, адаптационная функция школьной газеты как источника творческих заданий состоит в том, что и создатели издания, и его читатели приучаются к внимательному чтению медиатекстов, пытаются определить важность, авторство и назначение получаемой информации. Под обучающей функцией мы понимаем обучение юнкоров теории и практике журналистики и публикацию обучающих материалов на эту тему на страницах школьного издания. Развивающая функция выражается в том, что, достигнув определенного этапа творческого развития, члены школьной редколлегии обучаются селекции медиатекстов и используют полученные знания в повседневной жизни, тем самым достигая определенного уровня медиаграмотности (ведь общение с медиа в современном мире происходит чуть ли не ежеминутно); творчески подходят к созданию собственных медиатекстов; пытаются критически оценивать печатные, видео- и аудиомедиатексты; во многом полученные знания влияют на выбор ребенком будущей профессии. Если школьная газета или пресс-центр являются школой медиаобразования не только для участников создания школьных газет, теле-и радиопередач, но и для читателей (зрителей, слушателей), то систе-
матически публикуемые (выпускаемые в эфир) медиаобразовательные рубрики, безусловно, способны повысить и уровень медиаграмотности аудитории. Для успешной реализации управляющей функции необходимо важное условие - грамотный педагог-куратор, который прежде всего сам способен адекватно воспринять, интерпретировать и проанализировать любой медиатекст и научить этому детей.
В настоящее время широко распространена практика, при которой в учебном заведении медиаобразовательная работа ведется на этапе подготовки школьного издания, в самой же газете медиаобразова-тельные элементы отсутствуют (как, например, в липецком лицее № 44, где медиаобразованию лицеистов придается очень большое значение, но сама ученическая газета «Диалог» ничем не отличается от сотен аналогичных ученических изданий и не несет медиаобразова-тельной нагрузки). В 2006 году при факультете журналистики Белгородского государственного университета открылась областная Школа юных журналистов, а вслед за этим появилась межшкольная газета «Юнкор», в которой публикуются лучшие работы слушателей Школы. Редколлегию возглавили студенты журфака, а весь процесс - начиная от создания журналистских произведений и заканчивая тиражированием издания, - выполняют ученики школ, лицеев и гимназий Белгородской области и студенты журфака.
Учащийся вполне может научиться идентифицировать разнообразные источники информации для СМИ: пресс-службу той или иной организации, сотрудников редакции, административные и властные структуры и т. д. У этих источников разные интересы, они по-разному освещают одно и то же событие, проблему, и ребенку вполне под силу сделать вывод том, с какой целью тот или иной автор публикует медиатекст - или любым другим способом делает его достоянием широкой аудитории. Выполняя задачи развития критического мышления, школьная газета может публиковать критические разборы, рецензии на различные медиатексты - например, разобрать фильм, статью и т.д. При этом нелишне объяснить читателю, что всегда нужно думать над тем, что он смотрит, читает или слушает, стремиться дать оценку прочитанному, увиденному и услышанному.
Юнкоровская деятельность попала в ранг допрофессиональной ориентации и социализации подростков. Это не только развитие коммуникационных навыков и умение писать, но и вполне конкретное ремесло - верстка и дизайн полиграфической продукции - профессии,
которым практически нигде не учат, но которые стали широко востребованы на рынке труда. В результате - много самоучек без специальных знаний и низкое полиграфическое исполнение большого количества изданий [Бондаренко 2007, с. 11].
«Официальные» детские издания привлекают своими материалами не только юную аудиторию, педагогов, но и специалистов всероссийского (регионального) масштаба, публикуют материалы, являющиеся образцом критического анализа массмедиа. Главное их достоинство, помимо качественного профессионального уровня, - больший охват аудитории, нежели у самодеятельных изданий. Но «официальные» детские газеты и журналы, как правило, слишком далеки от своей аудитории. И медиаобразовательные задачи они могут выполнять именно с учетом этой своей специфики. Например, задействовать такое свойство СМИ, как интерактивность - отвечать на вопросы читателей, рецензировать материалы, что способствут повышению уровня медиакомпетентности читателей. Либо использовать возможность широкого тиражирования методических рекомендаций для педагогов, родителей. Очень хороший пример в этом подает липецкая областная детская газета «Золотой ключик», регулярно издающая методические рекомендации в виде брошюр-спецвыпусков («Полезные советы взрослым друзьям газеты» и другие). Регулярно на страницах газеты рассказывается о школьных и межшкольных газетах Липецкой области. При редакции организована школа юных журналистов, в которой занимаются ребята разных возрастов. Другой вариант заочного массового медиаобразования представлен издающимся в Харькове детским толстым журналом «Ухтышка!». Здесь регулярно выходит рубрика «Школа журналистики», на страницах журнала публикуются творческие задания и лучшие работы ребят. Однако и этот вариант нельзя признать идеальным: в журнале не ведется критический разбор выполненных заданий, ребятам не указывают ни на допущенные ошибки, ни на достоинства их произведений. Для юного читателя существует один критерий: если напечатали - значит справился с заданием хорошо, не напечатали - написал неважно. Никаких комментариев, оценок, дополнений к медиатекстам, созданным детьми, не дается, несмотря на то, что заявленное название рубрики - «Школа журналистики» - предполагает именно обучение азам создания журналистских произведений.
Медиаобразование способно не только вырабатывать у аудитории культуру рационального освоения медийного содержания, но и «развивать социальную активность граждан в их отношениях со СМИ, помочь сформировать информационную культуру нации» [Павлова 2007, с. 136]. Только систематическая работа - путем организации кружков, факультативов, детских медиаобъединений, введения регулярных ме-диаобразовательных рубрик, обучения медиаграмотности, в первую очередь учителей и организаторов школьной прессы, - может привести к положительному результату.
Литература
Бондаренко Ю.В. Современная школьная самодеятельная пресса Самарской области: тенденции развития. - Воронеж, 2007.
Короченский А. П. Медиаобразовательный потенциал журналистики // Медиаобразование: от теории к практике. - Томск, 2007.
Павлова Е.Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. - М., 2007.
Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи», адресованные ЮНЕСКО // Севилья, 15-16 февраля, 2002: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.unesco.ru/rus/pages/ by-themes/stasya26012005152727.php
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог, 2005.
Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. - 2007. - № 4.
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. - 2006. - № 4.
Школьник А.Я Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: дисс канд. пед. наук. - Кострома, 1999.
Paris Agenda or 12 recommendations for Vedia Education//Paris, UNESCO, 21-22 June 2007: [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/pr/2007/070625ba.pdf