Научная статья на тему 'Конкурс образовательных программ «ImPRO» как способ формирования медиаграмотности школьников'

Конкурс образовательных программ «ImPRO» как способ формирования медиаграмотности школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ДЕТСКОЕ И МОЛОДЕЖНОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горновая В.А.

В статье рассматривается подход к медиаобразованию в новом ракурсе. На факультете Журналистики Челябинского государственного университета медиаобразовательный процесс включает в себя два масштабных мероприятия: Международный конкурс детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» и Международный конкурс образовательных программ «ImPro»... На первом мы видим медиаобразование в привычном смысле работа с юными корреспондентами, начинающими журналистами. На втором обращаем внимание на ранее не задействованный должным образом сегмент медиаобразования компетентность педагогов, которые занимаются медиаобразовательными проектами либо осуществляют такую деятельность в рамках учебных (дополнительных) дисциплин. Статья посвящена анализу трехгодичного опыта проведения конкурса «ImPro», его преимущества и недостаткам, а также анализу его места в современной медиаобразовательной структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс образовательных программ «ImPRO» как способ формирования медиаграмотности школьников»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

В. А. Горновая

КОНКУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ «1тРЯО» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается подход к медиаобразованию в новом ракурсе. На факультете Журналистики Челябинского государственного университета медиаобразовательный процесс включает в себя два масштабных мероприятия: Международный конкурс детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» и Международный конкурс образовательных программ «1тРЯ0». На первом мы видим медиаобразование в привычном смысле - работа с юными корреспондентами, начинающими журналистами. На втором обращаем внимание на ранее не задействованный должным образом сегмент медиаобразования - компетентность педагогов, которые занимаются медиаобразовательными проектами либо осуществляют такую деятельность в рамках учебных (дополнительных) дисциплин. Статья посвящена анализу трехгодичного опыта проведения конкурса «1тРЯ0», его преимущества и недостаткам, а также анализу его места в современной медиаобразовательной структуре.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный проект, детское и молодежное средство массовой информации, педагог.

Введение. Наряду с профессиональными средствами массовой информации уже многие годы существуют детские и молодежные СМИ, осуществляющие свою деятельность на базе школ и учреждений дополнительного образования, а также на базе лицензионных СМИ.

Медиаобразовательные проекты способствуют развитию грамотности, коммуникабельности и медиакомпетентности юных корреспондентов, а результаты функционирования таких проектов оцениваются на специализированных конкурсах, таких как Международный конкурс детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» (г. Челябинск), Всероссийский конкурс школьных изданий «ШКОЛИЗ-ДАТ: пресс-лайн» (г. Красноярск), Конкурс школьной и юношеской прессы Урала «Прес-сКод-2015» (г. Екатеринбург) и другие.

Отдельную нишу занимает Международный конкурс образовательных программ «1т-PRO», проводящийся факультетом Журналистики Челябинского государственного университета. Он предназначен для руководителей школьных и молодежных средств массовой информации и для педагогов, занимающихся медиаобразовательной деятельностью в рамках учебных (дополнительных) дисциплин. В данной статье мы анализируем опыт проведения «ImPRO» и место конкурса в медиаобразо-вательном процессе страны и мира.

Разработанность вопроса. Изучением медиаобразования в России занимаются А. В. Федоров [13], В. С. Тоискин [11] и другие. Среди челябинских исследователей данной сферы можно отметить И. А. Фатееву, С. И. Симакову, А. А. Морозову. Большое внимание уделяется вопросам типологии медиаобразовательных проектов. Научные статьи и актуальные новости по данной теме аккумулируются в ежеквартальном журнале «Медиаобразование», где главным редактором является А. В. Федоров.

И. А. Фатеева в монографии «Медиаобра-зование: теоретические основы и практика реализации» предлагает называть медиаобра-зованием научно-образовательную область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком.

Также в монографии разработана типология медиаобразования:

• по целям - профессиональное и непрофессиональное (массовое) медиаобразование;

• по степени организованности - формальное, внеформальное и неформальное;

• по видам образовательных учреждений -основное и дополнительное, в том числе компенсаторное;

• по наличию видовой интеграции - интегрированное и специальное (специализированное) медиаобразование;

• по предметно-содержательной локализованное™ - предметное, межпредметное и многопредметное;

• по формам реализации - активное, пассивное и смешанное медиаобразование;

• по уровню медиаобразование может ре-ализовываться на этапе дошкольного, среднего (начального, неполного среднего и полного среднего), профессионального (начального, средне-профессионального, высшего) и последипломного образования. [12]

А. А. Морозова в статье «Медиа-безопасность в эпоху информации» определяет возможные пути решения проблемы медиабезо-пасности населения в России, в том числе ме-диабезопасности молодежи:

• государственный контроль, создание реестра запрещенных сайтов и каналов коммуникации;

• самостоятельный контроль медиаресур-сов со стороны Интернет-провайдеров и редакторов СМИ;

• самообразование каждого индивида в отношении проблемы медиабезопасности, самоконтроль;

• медиаобразование населения, особенно молодежи по проблеме медиабезопасности;

• введение этического кодекса коммуникации. [2]

Типология медиаобразования уточняется в работах Е. М. Талалаевой «Типологические особенности образовательнх интернет-ресурсов для детей», А. А. Градюшко «СМИ и Интернет. Эволюция традиционной журналистики», А. А. Морозовой «Основные формы меди-аобразовательных проектов в Интернете». [4]

Если говорить о школьных медиаобразо-вательных проектах, то стоит задать вопрос о том, кто является их руководителем, достаточно ли компетентен в области медиа сам педагог. С. И. Симакова, отмечая актуальность вопроса медиаграмотности, говорит, что «на волне этого нового модного течения в школах стали один за другим создаваться юнкоровские кружки» [8, с. 431]. Сформулировав вопрос: «Кто и как несет подрастающему поколению основы медиаграмотности?», - в статье «Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования» Светлана Ивановна отмечает, что «огромная роль в формировании способности адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации должна принадлежать университетам, в первую очередь - журфакам и отделениям журналистики»

[9, с. 163]. Рассматривая формы такого взаимодействия, автор, среди прочих, говорит о значении различных конкурсов для школьников и педагогов. Основной целью которых является возможность общения с коллегами; обсуждение проблем и поиск их решения [Более подробно см.: 6; 7; 10].

Вслед за С. И. Симаковой мы утверждаем, что в результате участия педагога в конкурсах профессионального мастерства педагог обогащается знаниями, самосовершенствуется, получает ответы на многие, стоящие перед ним вопросы. В качестве примера остановимся более подробно на анализе конкурса образовательных программ «1тРЯО». Конкурс образовательных программ «ImPRO» предназначен для руководителей школьных и молодежных средств массовой информации и для педагогов, занимающихся медиаобразовательной деятельностью в рамках учебных (дополнительных) дисциплин.

Целью конкурса является содействие повышению качества подготовки школьников в области средств массовой коммуникации (СМК). Среди задач конкурса организаторы выдвигают такие: осуществить мониторинг функционирования образовательных программ подготовки школьников в области СМК; выявить наиболее качественные программы / тематические планы подготовки школьников в области СМК; содействовать информационно-культурному обмену между руководителями школьных и молодежных редакций и педагогов, занимающихся медиаобразовательной деятельностью в рамках учебных (факультативных) дисциплин; содействовать широкому распространению и внедрению передового опыта реализации образовательных программ подготовки школьников в области СМК; создать общедоступную базу методических рекомендаций для занятий в рамках создания школьного и молодежного СМИ, а также формирования медиаграмотно-сти в целом.

Первый конкурс образовательных программ «ImPRO», посвященный 25-летию журналистского образования на Южном Урале, прошел в гуманитарном корпусе ЧелГУ 14 декабря 2012 года. Тогда конкурс был заявлен как городской, организаторы собрали 14 заявок. На очном этапе свои программы работы с детьми представили восемь руководителей, которые прошли в финал по итогам оценки содержания программ членами жюри. В качестве жюри была собрана команда из педагогов факультета

Журналистики ЧелГУ.

Каждому финалисту было дано 15 минут на то, чтобы поделиться особенностями своих программ, представить сильные стороны. Предлагалось высказываться в свободной форме. Большинство педагогов выбрали традиционную форму презентации: за кафедрой. Каждое выступление сопровождалось слайдами.

Редактор газеты «ШкалА» (школа № 46, г. Челябинск) Мария Левина представила одно из упражнений, которое использует на занятиях с ребятами - «упражнение Джеффа». Школьникам предлагается какой-либо дискуссионный вопрос и три варианта ответа, после чего необходимо распределиться на три группы в соответствии с выбранным вариантом и обосновать свою точку зрения. В частности, участникам и гостям «ImPRO» педагог адресовал вопрос: «Хотели бы вы изменить свой возраст?» и три варианта ответа: «да», «может быть» и «нет».

В 2012-ом году, по результатам конкурса, третье место поделили Мария Овчинникова (школа № 3) и Мария Левина (школа № 46). Второе место жюри присудило Елене Хохло-вой из Катав-Ивановска. Наибольшее число баллов по оценке экспертов набрала Татьяна Черкас (МБУ ДО «Центр Детско-юношеский»). Один из главных вопросов, который был поднят при обсуждении ее образовательной программы: какое время следует уделять истории журналистики при занятиях со школьниками. Победительница прокомментировала этот вопрос следующим образом:

— В своей программе стараюсь донести до детей, что если я научу их классической журналистке, то войти в современную им будет просто. В этом деле дети ориентируются очень быстро.

Также Татьяна Черкас отметила, что на финале конкурса договорилась с некоторыми коллегами о приглашении их в свою редакцию для проведения мастер-классов по журналистике.

На основании опыта проведения первого конкурса образовательных программ оргкомитет пришел к выводу о необходмости и востребованности такого конкурса, что позволило во второй раз заявить его в статусе международного. Правила заочного этапа при этом остались неизменными - педагоги выслали свои образовательные программы и дополнительные файлы - теметическое планирование, работы юных корреспондентов и т. п. В общей сложности организаторы получили 26 заявок.

Идею конкурса поддержала Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, челябинский телеканал «ОТВ», Институт содержания и методов обучения РАО.

Второй «ImPRO» собрал 25 участников из 12 населенных пунктов. Финал конкурса прошел в конференц-зале ЧелГУ 28 ноября 2013 года. Свои образовательные программы представили десять педагогов-финалистов из Челябинска, Магнитогорска, Еманжелинска, Ростовской области и Украины.

Первыми выступили педагоги из Украины и Ростовской области. Три программы были представлены в ходе онлайн-трансляции, после чего в режиме реального времени участники ответили на вопросы жюри и смогли наблюдать за выступлением коллег.

На конкурсе прошло обсуждение ряда проблем и вопросов медиаобразования:

• привлечение ребенка к подготовке газет, теле- и радиосюжетов;

• обучение отсеиванию ненужной, недостоверной информации;

• необходимость привлечения профессиональных журналистов на мастер-класс в молодежной редакции.

Вновь большинство финалистов выбрало традиционную форму презентации образовательной программы, среди прочих можно отметить привлечение юных корреспондентов к выступлению и презентации детских и молодежных СМИ в форме песен, повествования о редакции и руководителе.

В категории «Педагоги, занимающиеся медиаобразовательной деятельностью в рамках учебных (дополнительных) дисциплин» лауреатом I степени стал Алексей Галченков из Ростовской области, презентовавший факультативный курс «Медиаобразование для учащихся 5-11 классов». Лауреат II степени -Анна Новицкая из Украины, спецкурс «Меди-акультура», и лауреат III степени - совместная работа «Радио в нашей жизни» Ольги и Андрея Орловых из Украины.

В категории «Руководители школьных и молодежных средств массовой информации» два участника стали лауреатами I степени: Ирина Ларионова, руководитель студии юных журналистов «Лампа» г. Озерск и Илья Иванов, руководитель челябинской «Гимназической телерадиокомпании». Лауреат II степени в этой категории - Светлана Коржук с программой «Создание текстов для интернет-изданий», г. Челябинск.

Помимо двух основных категорий, было решено выявить победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Он определялся в ходе голосования среди финалистов и гостей очного этапа конкурса. Победителем в этой номинации стала Анна Леонтьева из Магнитогорска, презентовавшая образовательную программу социально-педагогической направленности «Журналистика».

Резюмируя результаты второго «ImPRO», организаторы запланировали дальнейшее расширение масштаба мероприятия и увеличение числа номинаций. Существенным недостатком, который подчеркнули эксперты и участники конкурса, стало фактическое отсутствие практической составляющей. Медиапедагоги озвучивали теоретические выкладки, между тем оценивание умения педагогов взаимодействовать со школьниками и качественно организовывать медиаобразовательный процесс оставалось невозможным.

В 2014 году третий конкурс образовательных медиапрограмм собрал в стенах челябинского вуза педагогов из Челябинска, Копейска, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и привлек коллег из Москвы, Ставрополя, Германии и т. д.

«ImPRO_2014» включил в себя два этапа. Как и в прошлые годы, на заочном этапе педагоги прислали свои образовательные программы на электронную почту конкурса. Участники, набравшие наибольшее число баллов, прошли в финал. По условиям очного этапа каждый педагог получил пять минут на приветствие коллег и короткую презентацию.

Чтобы обеспечить практическую составляющую на очном этапе конкурса, организаторы предприняли попытку подготовки открытых уроков по образцу занятий, проводимых на конкурсах педагогического мастерства «Учитель года», «Самый классный классный» и других. Одним из условий является случайность подбора коллектива ребят.

При дальнейшем согласовании этого этапа с финалистами выяснилось, что каждый меди-апедагог имеет собственные пожелания относительно количества и возраста ребят, что затруднило подбор школьников для финала конкурса. Поэтому было решено предложить финалистам ко дню проведения очного этапа конкурса подготовить 15-минутные видеоролики с эпизодами своих занятий с юными журналистами.

В 2014 году организаторы конкурса образовательных программ «ImPRO» предприняли

попытку освоения такой площадки, как социальная сеть «Вконтакте». Данная площадка была предназначена для коммуникации медиа-педагогов: обмена информацией относительно самого конкурса и медиапедагогики в целом.

В частности, на странице «ImPRO» был опубликован ряд текстов с практическими советами для медиапедагогов.

А. А. Морозова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и медиаобразования ЧелГУ, главный редактор учебного блога «Порадуй слона», руководитель молодежной радиостудии «Мозаика» и член жюри конкурса «ImPRO», подготовила текст «Молодежные СМИ в социальных сетях: 5 доводов, что это нужно!» [3].

Руководитель челябинской «Гимназической телерадиокомпании», лауреат «ImPRO 2013» и член жюри «ImPRO 2014» И. А. Иванов написал текст «Медиапедагог: наставник или друг?» Илья Александрович подчеркивает, что «медиапедагог - это наставник, который помогает ребенку определиться со своей будущей профессией. Он закладывает основы знаний по тележурналистике (освоению основных телевизионных жанров и их специфики), работе со съемочной техникой, над техникой речи и так далее. Но в тоже время, настоящий медиа-педагог - всегда друг и товарищ. Он постоянно на одной волне с ребятами, всегда поддерживает и помогает советом. Создает позитивную атмосферу на занятии, общается с ребятами во внеурочное время. Наши занятия - это всегда активное сотворчество, равноправие ребенка и взрослого» [1].

Третий текст для страницы «ImPRO» в социальной сети «Вконтакте» подготовили украинские коллеги, лауреаты «ImPRO 2013» О. В. Орлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы Полтавского национального университета имени В. Г. Короленко и А. П. Орлов, преподаватель кафедры украиноведения и гуманитарной подготовки Украинской медицинской стоматологической академии, редактор телерадиокорпо-рации «Край-Медиа» (г. Полтава).

Ольга Васильевна и Андрей Петрович обобщили свой опыт при подготовке текста «Школьное радио: опыт Украины». Медиа-педагоги отметили, что украинское школьное радио переживает сегодня второе рождение. В некоторых школах возрождаются традиции уходящего в прошлое проводникового радио советских времен. Механизм этого радио

очень прост: провода, громкоговорители, радиорубка, детали, которые во многих школах остались со времен всеобщей радиофикации.

Наиболее успешные проекты такого радиовещания зарождались на Луганщине в начале 2000-х годов - радио «Пятнашка» (г. Красный Луч), «Медиа-пульс» (г. Лисичанск). Более современным и дорогостоящим вариантом школьного радиовещания являются частотные эфиры, количество которых в последнее время стремительно увеличивается [5].

Помимо авторских текстов, на официальной странице конкурса были размещены результаты опроса юных корреспондентов «Почему я пришел в молодежную редакцию?».

Наконец, на официальной странице «ImPRO» в социальной сети «Вконтакте» были опубликованы все конкурсные материалы. Доступ к программам получили только лица, заранее ставшие подписчками страницы. таким образом, участники смогли увидеть программы коллег и проанализировать приемы работы с ребятами.

Очный этап конкурса начался с двух презентаций в формате он-лайн. Первым свою программу представил Henning Fietze, руководитель Открытого канала Шлезвиг-Гольштейн из немецкого г. Киль. Затем на связь с Челябинском вышел Ставрополь. О работе с начинающими журналистами рассказала Юлия Беленькая, автор Информационно-образовательной программы «Студенческая мастерская СКФУ».

Авторы еще пяти программ, финалисты «ImPRO 2014», приехали на конкурс лично. Евгений Веснин из Санкт-Петербурга обратил внимание коллег на важный вопрос: как «достучаться» до каждого ребенка? По мнению Евгения Юрьевича, важно собираться на занятиях за одним большим столом, причем педагог не должен возвышаться над ребятами, а быть наравне с ними. Евгений Юрьевич уже долгое время занимается журналистикой и четвертый год работает с ребятами, и на каждое занятие приносит собственные тексты.

- Я считаю, что именно журналистское образование в наше время необязательно, а вот практика - да. Несомненно, практика нужна, причем совершенно разносторонняя. И обязательна одержимость, фанатичная преданность своему делу - как журналистике, так и педагогике. Готовность заниматься этим круглосуточно. И те, кто на это готов, достигли высоких результатов, - комментирует Евгений Юрьевич.

Татьяна Яркова из Нижнего Тагила обобщила свой педагогический опыт реализации

программы «Телекультура» и показала видеозапись урока, где юные журналисты осваивают жанр репортажа и монтируют отснятый материал. Елена Рубинская (г. Копейск) представила свою педагогическую роль как режиссерское танго. Нина Семина (г. Екатеринбург) отметила, что в журналистике есть не только творчество, но и множество алгоритмов, своих законов, и об этом нужно говорить с юным журналистом. Завершением финального этапа стало выступление Виктории Шавхаловой, самой юной участницы конкурса с двухмесячным стажем работы и автора программы «Конвергентная журналистика».

По итогам «ImPRO 2014» лауреатом I степени призван автор программы «Юный журналист» Евгений Веснин (г. Санкт-Петербург, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»). Лауреатами II степени стала автор программы «Телекультура» Татьяна Яркова (г. Нижний Тагил, МАОУ Политехническая гимназия). Звание лауреатов III степени поделили между собой сразу три ме-диапедагога - Юлия Беленькая (г. Ставрополь, Информационно-образовательная программа «Студенческая мастерская СКФУ» Северо-Кавказского федерального университета), Елена Рубинская (г. Копейск, МОУ СОШ № 7, Образовательная программа «Школа телевидения») и Нина Сёмина (г. Екатеринбург, программа «РОСТ» (Развитие. Образование. Социализация. Творчество). Нина Ивановна также получила Приз зрительских симпатий по итогам анонимного голосования среди финалистов и гостей конкурса. В номинации «ImPRO-дебют» лауреатом конкурса названа Виктория Шавхалова (г. Челябинск, МАОУ СОШ № 148 (филиал), программа «Конвергентная журналистика»).

Выводы

Как показал трехгодичный опыт проведения конкурса образовательных программ «ImPRO», приемлемой формой презентации наработанного опыта для медиапедагогов является традиционное выступление за кафедрой. Наиболее полно обсуждение актуальных вопросов медиаобразования проходит в формате круглого стола.

«ImPRO» является единственным конкурсом медиаобразовательных программ и профессиональной площадкой для коммуникации медиапедагогов. Таким образом, коллектив преподавателей и студентов журфака ЧелГУ способствуют формированию медиаграмот-ности школьных педагогов, подтверждая, что

журфак ЧелГУ - это уникальное медиаобразо-вательное пространство.

Список литературы

1. Иванов, И. А. Медиапедагог: наставник или друг? [Электронный ресурс] / И. А. Иванов. - URL: https://vk.com/impro2014?w=wall-78477887_34%2Fall (дата обращения: 01.12.2014).

2. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации [Текст] / А. А. Морозова // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Между-нар. науч.-практ. конф. (Казань, 18-20 октября 2012 года) / под ред. Р. П. Баканова в 2-х т. - Т. 1. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 280-287.

3. Морозова, А. А. Молодежные СМИ в социальных сетях: 5 доводов, что это нужно! [Электронный ресурс] / А. А. Морозова. - URL: https:// vk.com/impro2014?w=wall-78477887_32%2Fall (дата обращения: 01.12.2014).

4. Морозова, А. А. Основные формы ме-диаобразовательных проектов в Интернете [Текст] / А. А. Морозова // Reosiahag («Русистика»). - 2014. - № 10. - С. 87-104.

5. Орлов, А. П. Школьное радио: опыт Украины [Электронный ресурс] / А. П. Орлов, О. В. Орлова. - URL: https://vk.com/ impro2014?w=wall-78477887_33%2Fall (дата обращения: 01.12.2014).

6. Симакова, С. И. Организация работы по формированию медиаграмотности подростков [Текст] / С. И. Симакова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть II. - Тольятти : Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2014. - С. 299-307.

7. Симакова, С. И. Роль университетов в развитии медиаобразования [Текст] / С. И. Симакова // Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 17-18 апреля 2014 года) / сост. и науч. ред. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - С. 190-193.

8. Симакова, С. И. Университет как ме-диаобразовательное пространство [Текст] / С. И. Симакова // Молодежь и медиа. Экология медиапространства : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. С. 431-441.

9. Симакова, С. И. Формирование медиа-компетентности в системе вузовского образования [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 22 (313). - С. 160-165.

10.Симакова, С. И. Формирование меди-акомпетенций школьников: взаимодействие педагогов и журфаков [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография / Отв. ред. И. В. Жилав-ская, Т. Н. Владимирова. - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С. 265-271.

11.Тоискин, В. С. Медиаобразование в информационно-образовательной среде [Текст] : учеб. пособие / В. В. Красильников, В. С. Тоискин. - Ставрополь. : Изд-во СГПИ, 2009. - 122 с.

12.Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации [Текст] : монография / И. А. Фатеева. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т., 2007. - 270 с.

13.Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - 234 с.

V. A. Gornovaya

EDUCATIONAL PROGRAMS COMPETITION «IMPRO» AS A METHOD OF FORMING MEDIA LITERACY GENERATION

The article discusses the approach to media education in a new light. At the Faculty of Journalism of Chelyabinsk State University media education process involves two major activities: International Competition of Children and Youth Media «Junga +» and the International Competition of educational programs «ImPRO». At first we see media education in the usual sense as work with young correspondents, young journalists. On the second draw attention to a previously untapped segment of media properly as a competence of teachers who are engaged in media education projects or engage in such activities through training (additional) disciplines. This article analyzes the three-year experience of the competition «ImPRO», its advantages and disadvantages, as well as analysis of its place in the modern media education structure.

Keywords: media education, media education project for children and youth, mass media, media-teacher

References:

1. Ivanov, I. A. Mediapedagog: nastavnik ili drug? [=Media-educator: a mentor or a friend?], available at: https://vk.com/impro2014?W=wall-78477887_34%2Fall, accessed 01.12.2014 (in Russ.).

2. Morozova, A. A. (2012) "Media-bezopasnost' v epokhu informatsii" [=Media Safety in the Information Age], in: Informatsionnoye pole sovremennoy Rossii: praktiki i effekty : materialy IX Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. (Kazan', 18-20 oktyabrya 2012 goda) [=Information field of modern Russia: Practice and effects: Proceedings IX Intern. scientific and practical. conf. (Kazan, 18-20 October 2012)], pod red. R. P. Bakanova v 2-kh t., t. 1, Kazan. un-t, Kazan', pp. 280-287 (in Russ.).

3. Morozova, A. A. Molodezhnyye SMI v sotsial'nykh setyakh: 5 dovodov, chto eto nuzhno! [=Youth media in social networks: 5 reasons that they need it!], available at: https://vk.com/impro2014?w=wall-78477887_32%2Fall, accessed 01.12.2014 (in Russ.).

4. Morozova, A. A. (2014) "Osnovnyye formy mediaobrazovatel'nykh proyektov v Internete" [=Main forms of media education projects on the Internet], in: Reosiahag («Rusistika»), N 10, pp. 87-104 (in Russ.).

5. Orlov, A. P. and Orlova, O. V. Shkol'noye radio: opyt Ukrainy [=School radio: Ukraine experience], available at; https://vk.com/impro2014?w=wall-78477887_33%2Fall, accessed 01.12.2014 (in Russ.).

6. Simakova, S. I. (2014) "Organizatsiya raboty po formirovaniyu mediagramotnosti podrostkov" [=Organization of the work on the formation of adolescent literacy], in: Tatishchevskiye chteniya: aktual'nyye problemy nauki i praktiki : materialy XIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki, obrazovaniye. Chast' II. [=Tatishevsky readings: actual problems of science and practice: Proceedings of XI International. scientific and practical. conf. Humanities and social sciences, and education. Part II.], Volzhskiy universitet im. V. N. Tatishcheva, Tol'yatti, pp. 299-307 (in Russ.).

7. Simakova, S. I. (2014) "Rol' universitetov v razvitii mediaobrazovaniya" [=The role of universities in the development of media education], in: Mezhkul'turnyye kommunikatsii v sovremennom mire: rol' SMI: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Yekaterinburg, 17-18 aprelya 2014 goda) [=In-tercultural communication in the modern world: the role of the media: Proceedings of Intern. scientific and practical. conf. (Ekaterinburg, April 17-18, 2014)], sost. i nauch. red. D. L. Strovskiy, O. V. Il'ina, Izd-vo Ural. un-ta, Yekaterinburg :. - S. 190-193 (in Russ.).

8. Simakova, S. I. (2012) "Universitet kak mediaobrazovatel'noye prostranstvo" [=University as media educational space], in: Molodezh' i media. Ekologiya mediaprostranstva : materialy IIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. [=Youth and Media. Ecology of media space: Proceedings II International. scientific and practical. conf.], MGGU im. M. A. Sholokhova, Moscow, pp. 431-441 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Simakova, S. I. (2013) "Formirovaniye mediakompetentnosti v sisteme vuzovskogo obrazovani-ya" [=Formation of media competence in the system of higher education], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], N 22 (313), pp. 160-165 (in Russ.).

10.Simakova, S. I. (2014) "Formirovaniye mediakompetentsiy shkol'nikov: vzaimodeystviye peda-gogov i zhurfakov" [=Formation mediakompetentsy students: interaction of teachers and faculty of journalism], in: Mediaobrazovaniye kak faktor optimizatsii rossiyskogo mediaprostranstva: kollektivnaya monografiya [=Media education as a factor in the optimization of the Russian media space: collective monograph], otv. red. I. V. Zhilavskaya, T. N. Vladimirova, RITS MGGU im. M. A. Sholokhova, Moscow, pp. 265-271 (in Russ.).

11.Toiskin, V. S. and Krasil'nikov, V. V. (2009) Mediaobrazovaniye v informatsionno-obrazovatel'noy srede [=Media education in the educational environment], Izd-vo SGPI, Stavropol', 122 p. (in Russ.).

12.Fateyeva, I. A. (2007) Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii ^Organization of the work on the formation of adolescent literacy], Chelyab. gos. un-t, Chelyabinsk, 270 p. (in Russ).

13.Fedorov, A. V. (2009)Mediaobrazovaniye: vchera i segodnya [=Media education: yesterday and today], Izd-vo MOO VPP YUNESKO «Informatsiya dlya vsekh», Moscow, 234 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.