Научная статья на тему '«Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве'

«Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6148
824
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / «ЦИФРОВОЕ» ПОКОЛЕНИЕ / ЦИФРОВОЙ БАРЬЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / «DIGITAL» GENERATION / INFORMATION SOCIETY / VIRTUAL REALITY / DIGITALDIVIDE / SOCIAL NETWORK / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Ольга Александровна

Анализируются проблемы формирования нового поколения, чья социализация проходит в условиях становления информационного общества. Повсеместное распространение сети Интернет создало принципиально новую среду конструирования идентичности и индивидуального стиля жизни, что позволяет охарактеризовать современных подростков и молодых людей как «цифровое » поколение. Обращаясь к данным западных исследователей, а также материалам собственного исследования, автор анализирует позитивные и негативные последствия данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Digital» Generation: Lifestyle and identity-

The article analyses problems of forming a new generation, whose socialization occurs in conditions of the information society setting up. The ubiquity of the Internet formed a fundamentally new design environment of identity and the formation of individual lifestyle that lets you describe today’s teenagers and young adults as «digital» generation. Turning to the Western researchers, as well as own research material, the author analyzes the positive and negative effects of this phenomenon.

Текст научной работы на тему ««Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 6-10.

ФИЛОЛОГИЯ

О. А. Максимова

«ЦИФРОВОЕ» ПОКОЛЕНИЕ:

СТИЛЬ ЖИЗНИ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта «Преемственность и конфликт поколений в условиях информационного, полиэтнического, поликонфессионального общества (на материале Республики Татарстан)», осуществляемого при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0523.

Анализируются проблемы формирования нового поколения, чья социализация проходит в условиях становления информационного общества. Повсеместное распространение сети Интернет создало принципиально новую среду конструирования идентичности и индивидуального стиля жизни, что позволяет охарактеризовать современных подростков и молодых людей как «цифровое» поколение. Обращаясь к данным западных исследователей, а также материалам собственного исследования, автор анализирует позитивные и негативные последствия данного феномена.

Ключевые слова: информационное общество, виртуальная реальность, «цифровое» поколение, цифровой барьер, социальные сети, социализация.

Последняя треть XX в. охарактеризовалась формированием под воздействием информационных технологий принципиально новой социокультурной среды, получившей название информационного общества. Специфика информационного общества состоит в том, что компьютеризация обеспечивает индивидам широкий доступ к разнообразным источникам информации. Согласно определению Д. Белла, информационное общество характеризует специфику постиндустриальной стадии развития человечества, при которой основой определения социальной структуры становится информация и, в особенности, доступ к ней [1. С. 330].

Становление информационного общества значительным образом повлияло на социализацию новых поколений. Стирание пространственно-временных границ, существование в цифровой среде стало характерной чертой формирования мировоззрения детей буквально с младенчества. Мировая компьютерная сеть создала новую реальность - виртуальную, обладающую ранее не известными характеристиками. Виртуальная реальность предполагает замещение реального пространства существования человека с моделированным миром компьютера, в который он погружается как в мир реальный. По мере распространения цифровых технологий в обществе, они становились все

более доступными значительной части населения развитых стран. Сеть Интернет к концу ХХ в. стала практически повсеместной, что привело к значительному увеличению доли населения и, в первую очередь - подростков и молодежи, общающихся в виртуальной реальности. Виртуальное пространство предполагает перенос коммуникаций в воображаемую плоскость, в которой географическое местоположение, прошлое и будущее людей утрачивают привычные формы и роли. Распространение новой коммуникативной среды вызвало появление таких форм взаимодействия, как форумы, чаты, блоги, опНпе-игры, социальные сети, которые являются полем для формирования индивидуальной идентичности.

В современной литературе применяется новый термин для характеристики феномена виртуальной реальности, имеющий более широкое толкование - цифровое пространство (как социальная среда, обусловленная повсеместным распространением цифровых технологий). Поколения, чья активная социализация проходит в условиях этой реальности, характеризуются разными авторами как «цифровое поколение», «поколение сети» и даже «цифровые аборигены». Как отмечают Дж. Пэлфри и К. Гассер, «дети цифровой эры (цифровые аборигены) проводят большую часть своей жизни в сети Интернет и не делают различия между жизнью

в Сети и вне ее. Представители цифрового поколения не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное; они считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [4. С. 11].

По мнению автора книг «Взросление в цифровом мире: Как сетевое поколение меняет мир» («Grown Up Digital: How the Net Genera-tionis Changing the World», 1997) и «Викино-мика. Как массовое сотрудничество изменяет все» («Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything», 2006) Дж. Тапскотта, сетевое поколение - «это поколение, родившееся в период между 1977 и 1996 годами... Сетевое поколение огромно и достигает двух миллиардов человек. Это первое поколение, выросшее в цифровую эпоху, и поэтому становящееся силой, способной к сотрудничеству. Оно с самого рождения купается в битах» [5. С. 72].

В российском обществе, на наш взгляд, возрастные границы указанного поколения несколько смещены в связи с тем, что распространение компьютерных и цифровых технологий происходило с некоторым отставанием от стран Запада. По данным наших исследований, к цифровому поколению россиян могут быть отнесены подростки и молодые люди, рожденные в конце 1980-х гг. и позднее.

Цифровая реальность сформировала принципиально новую среду социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни молодежи, которая носит двоякий характер. С одной стороны, повсеместное распространение сети Интернет и других глобальных информационных сетей коренным образом изменило соотношение приватной и публичной сфер жизни человека, что, в свою очередь, привело к формированию совершенно новых путей идентификации личности: наблюдается возрастающая степень индивидуализации, концентрации молодого человека на собственном стиле жиз-

ни. Грань между публичной и частной жизнью стерта - находясь у себя дома, человек общается через компьютер со всем миром. С другой стороны, общаясь в виртуальной реальности, молодежь получила возможность формировать в частной сфере свой индивидуальный стиль, который во многом предопределен вкусами и стилями извне. Коммуникаторы из разных географических пространств, значительно удаленные физически друг от друга, существуют при этом в едином временном континууме. Как отмечают Дж. Тапскотт и Э. Уильямс, «вместо того чтобы пассивно поглощать продукты массовой культуры, представители Сетевого Поколения проводят время в поиске, чтении, исследовании, идентификации, сотрудничестве и процессе организации (чего угодно - начиная от музыкальных МР3-файлов и заканчивая акциями протеста). Интернет превращает жизнь в постоянное массовое сотрудничество, что безумно нравится этому поколению. Они даже не могут представить себе жизнь, в которой граждане не имеют инструментов для критического осмысления, обмена точками зрения, уточнения, идентификации или разоблачения обмана. Если их родители были пассивными получателями информации, молодые люди является активными создателями медийного контента и испытывают страсть ко взаимодействию» [5. С. 73].

Данные американских исследователей подтверждаются и в российском обществе. Согласно результатам исследования, проведенного нами в рамках проекта «Преемственность и конфликт поколений в условиях информационного, полиэтнического, поликонфессио-нального общества (на материале Республики Татарстан)» в форме репрезентативного опроса населения Республики Татарстан в декабре 2012 - январе 2013 г. (К=1450чел.), частота посещения сети Интернет представителями различных поколений выглядит следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Частота посещения представителями разных поколений сети Интернет

(в % к числу опрошенных)

Как часто Вы выходите в Интернет? Воз раст респондентов (лет)

i6-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 лет и ст.

Каждый день 83,i 72,7 43,3 32,2 20,4 5,0

Несколько раз в неделю i2,i i0,8 i8,i i3,4 i0,8 8,9

Время от времени 2,6 ii,5 23,3 27,4 20,4 i0,9

Практически не пользуюсь Интернетом 2,2 5,0 i5,2 27,0 48,5 75,2

Итого i00 i00 i00 i00 i00 i00

Как видно из приведенных в таблице данных, значительная доля представителей «цифрового» поколения в возрасте 16-24 лет выходят в сеть Интернет каждый день (83,1 %) или несколько раз в неделю (12,1 %), тогда как пользующихся время от времени и практически не пользующихся Интернетом в данной возрастной когорте минимальное количество (2,6 и 2,2 % соответственно). По мере увеличения возраста респондентов наблюдается обратная нисходящая динамика: если среди 25-34-летних все еще высок процент выходящих в Интернет ежедневно (72,7 %), то среди 35-44-летних таковых уже менее половины (43,3 %), 45-54-летних - менее трети (32,2 %), 55-64-летних - пятая часть (20,4 %), а среди тех, кто старше 65 лет - лишь 5 %. Таким образом, можно констатировать, что ежедневное посещение Интернета является нормой стиля жизни молодых поколений, но не свойственно более старшим поколениям. Данные поколенческие различия можно условно охарактеризовать как цифровой барьер (разрыв) между подростками, молодежью и старшими поколениями - «отцов» и, в особенности, «дедов». Этот барьер в общем виде характеризует отсутствие / недостаточность навыков работы с цифровой техникой у старшего поколения, что может рассматриваться в качестве фактора, в определенных ситуациях становящегося основой межпоколенческих противоречий [3].

Важно отметить, что обозначенная выше тенденция, на наш взгляд, свидетельствует не столько о сугубо возрастной дифференциации, сколько именно о принципиальных поколенческих различиях. Для подтверждения данной гипотезы целесообразно привести аргументацию Р. Инглхарта, который на протяжении нескольких десятилетий исследует сдвиги в мировоззрении населения многих стран мира от традиционных ценностей к секулярно-ра-циональными от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Описывая различия в мировоззрении разных поколений, он отмечает: «В некоторых ситуациях может возникнуть предположение, что эти связанные с возрастом различия отражают лишь особенности жизненного цикла человека, а не изменения, связанные со сменой поколений, т. е. что в старости все люди придают большее значение традиционным ценностям и ценностям выживания... Но в данном случае гипотеза о «жизненном цикле» не работает...» [2. С. 143]. Инглхарт аргу-

ментированно доказал, что поколения, приобретающие определенные ценности в молодом возрасте, как правило, не утрачивают их и в последующей жизни. Мы не имеем возможности подтвердить нашу гипотезу реальными исследованиями, поскольку это станет возможным лишь через несколько десятилетий, когда нынешнее «цифровое» поколение достигнет зрелого возраста, однако можно предположить, аналогично данным Инглхарта, что, по мере взросления, представители данного поколения не будут отказываться от ежедневного использования Интернета, поскольку виртуальная реальность уже является неотъемлемой частью их стиля жизни.

Важная роль в процессе формирования идентичности представителей «цифрового» поколения, принадлежит социальным сетям, получившим широкое распространение в последнее десятилетие. Согласно результатам нашего исследования, лишь 4 % молодежи в возрасте 16-24 лет не зарегистрированы ни в одной социальной сети, тогда как среди 25-34-летних доля незарегистрированных в социальных сетях возрастает сразу до 13 %; 35-44-летних -34,4 %; 45-54-летних - 51,6 %; 55-64-летних -65,8 %; а среди пожилых людей старше 65 лет 88,1 % тех, кто не зарегистрирован ни в одной социальной сети.

Формирование собственной идентичности осуществляется подростками посредством размещения информации о себе в открытом доступе в социальных сетях. При этом, как показывают результаты исследований, в отличие от начальных этапов развития Интернета, когда пользователи экспериментировали со своей идентичностью, изменяя пол, возраст, размещая не свои фотографии на персональных страницах, в последние годы становится более распространенной тенденция размещения реальной информации о себе. По мнению западных исследователей, один из парадоксов эпохи Интернета заключается в том, что хотя применение цифровых технологий и предоставляет в распоряжение представителей нового поколения практически неограниченные возможности для создания многочисленных вариантов своего «я» на самых разных виртуальных платформах, тем не менее, они гораздо сильнее привязаны к своей идентичности в реальном мире. Личный профиль в социальных сетях у представителей цифрового поколения практически идентичен описанию личности. Комментарии сетевых друзей создают

канал для обратной связи или выражения признательности - а это содействует развитию взаимодействия. Многие из этих связей не будут развиваться в реальной жизни, однако этот процесс играет важную роль в обучении подростков правилам социальной жизни и осознанию таких понятий, как статус, уважение и доверие.

Как показали результаты опроса, возможность общения с друзьями выступает в качестве наиболее значимого фактора участия в социальных сетях для зарегистрированных пользователей всех возрастных групп, однако в когорте 16-24-летних этот показатель наиболее высок (81 %). Четвертая часть (23,7 %) самых молодых респондентов отмечают, что социальные сети являются для них источником поиска новых друзей, тогда как в более старших возрастных группах данный параметр существенно ниже, особенно среди тех, кто старше 35 лет. При этом закономерно, что по такому параметру роли социальных сетей, как возможность общаться, узнавать о жизни тех, с кем был раньше знаком, наблюдается обратная зависимость - по мере увеличения возраста респондентов значимость данного фактора повышается (см. табл. 2).

Отметим, что представленные в таблице данные распространяются лишь на респондентов, зарегистрированных в тех или иных сетях. Учитывая приведенный нами ранее факт о том,

что среди молодых людей 16-24 лет таковых абсолютное большинство (96 %), в отличие от других возрастных групп, можно констатировать, что общение и поиск новых друзей в сети является неотъемлемой частью стиля жизни и формирования идентичности представителей «цифрового» поколения, что имеет, на наш взгляд, как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, принципиально новые практики идентификации личности, характеризующиеся значительной степенью открытости информации, посредством размещенных в сети фотографий, заметок, подборок песен, видеозаписей и т. п. позволяют подросткам получить опыт эффективного социального взаимодействия. Они используют социальные сети в качестве специфической среды, в которой проходят первичную социализацию зачастую более активно, нежели под воздействием института семьи. Юные участники социальных сетей учатся поддерживать дружеские отношения, экспериментируют с социальными статусами и ролями, что позволяет им успешнее адаптироваться и в реальной социальной среде. С другой стороны, широкая доступность информации о личности в социальных сетях является благоприятной почвой для мошенничества, обмана, а в определенных случаях - и шантажа пользователей, размещающих данные о себе. Особенно опасна эта тенденция именно для детей и подростков, не

Таблица 2

Оценка респондентами причин своего участия в социальных сетях (в % к числу ответов)

Чем для Вас является участие в социальной сети, прежде всего? Возраст респондентов, лет

16-24 25-34 35-44 45-54 55-64

Возможность общения с друзьями, знакомыми, родственниками 81,0 68,4 71,8 71,2 77,6

Возможность общаться, узнать о жизни тех, с кем был раньше знаком, - одноклассников, сокурсников, прежних коллег и т. п. 38,0 49,1 40,9 53,2 55,2

Возможность найти новых друзей, расширить круг общения 23,7 17,1 12,2 7,7 6,9

Средство развлечения 25,8 25,2 21,0 12,2 6,9

Средство самовыражения 1,4 4,3 1,1 1,9 5,2

Источник новостей и любопытной информации 45,9 41,5 46,4 46,2 41,4

Возможность избавиться от чувства одиночества, присутствующего в реальной жизни 3,9 4,3 1,1 3,2 6,9

Могу казаться иным, чем есть на самом деле 0 0,9 0 0 0

Пустое времяпровождение, вредная привычка 15,1 14,5 7,2 5,1 3,4

Другое 0,7 0,4 0 1,9 1,7

Затрудняюсь ответить 1,1 0,9 1,1 3,2 3,4

всегда адекватно оценивающих последствия своих действий. Так, например, размещение в сети своих фотографий в нетрезвом виде, в нижнем белье или обнаженными, которые в подростковом возрасте кажутся забавными и безобидными, впоследствии могут оказать негативное воздействие на судьбу их владельцев, став препятствием в получении престижной работы, создании семьи и т. д. Одной из характеристик цифровой среды является долговечность хранения информации, поэтому, даже удалив подобные фото (или иную информацию) со своей страницы в социальной сети, ее пользователь не имеет никаких гарантий, что данную информацию не скопировали другие пользователи и что она удалена окончательно.

Осложняет ситуацию тот факт, что старшие поколения зачастую не в состоянии помочь молодым в расстановке правильных приоритетов и поиске грамотного поведения в цифровой среде в силу наличия цифрового барьера, описанного нами выше. Родители фактически оказались не готовыми к тому, чтобы регулировать или, по крайней мере, контролировать поведение своих детей в сети по причине отсутствия соответствующих навыков работы в цифровой среде у значительной части представителей старшего поколения. Имеющая-

ся тенденция подмены социализирующего воздействия семьи сетевым (и цифровым - в более широком толковании) воздействием в дальнейшей перспективе может привести к негативным последствиям и нуждается, на наш взгляд, в активизации поиска возможных путей решения.

Список литературы

1. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М., 1986. 451 с.

2. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вель-цель. М., 2011. 224 с.

3. Максимова, О. А. Преемственность и конфликт поколений в информационном обществе: социологический анализ // Вестн. Казан. гос. технич. ун-та им. А. Н. Туполева. 2010. № 3. С. 210-214.

4. Пэлфри, Дж. Дети цифровой эры / Дж. Пэлфри, У. Гассер. М., 2011. 368 с.

5. Тапскотт, Дж. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все / Дж. Тапскотт, Э. Уильямс. М., 2009. 392 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 10-13.

М. Н. Маликова

УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКА В СОЗДАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрены актуальные проблемы приобщения детей и подростков школьного возраста к работе над интернет-проектами, имеющими социальную направленность.

Ключевые слова: социальная реклама, медиабезопасность, мастер-классы, творческие проекты.

В настоящее время все большую актуаль- ной) или автоматической (бессознательной) ность приобретает информационная безопас- оценке с точки зрения ее достоверности и зна-ность детей. В связи с этим необходимо на- чимости для себя. Маленьким же детям, как править все усилия государства и общества на отмечают психологи, свойственно восприятие защиту детей от информации, причиняющей информации без какой-либо ее критической вред их здоровью и развитию. переработки. Детский мозг наиболее активно

Известно, что взрослый человек всю ин- впитывает практически любую информацию, формацию подвергает логической (сознатель- которая может понадобиться ему в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.