Roslyakova Svetlana Vasilievna, Ptashko Tatyana Gennadievna, Chernikova Elena Gennadievna PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF MODERN ...
pedagogical sciences
УДК 37.018.761
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© 2018
Рослякова Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Пташко Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Черникова Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: helen1268@mail.ru)
Аннотация. Воспитание подрастающего поколения определяется изменениями, происходящими в мире, конкретном обществе, с ребенком. Потребность в понимании и изучении этих изменений, осознании их сущности, особенностей влияния на развитие ребенка, а также использование этих знаний в образовательном процессе остается, безусловно, очень актуальным. В статье рассматривается проблема социализации современных подростков: на основе теоретического анализа научных источников выявляются основные характеристики современной социальной среды, особенности проявления и влияния факторов социализации на подростков, растущих в информационном обществе. Отмечается, что подростки живут в реально-виртуальной среде, которая своими особенностями, с одной стороны, становлением нового российского общества, снижением роли традиционных социальных институтов (школа, семья), разрывом межпоколенческих связей, с другой стороны, большими возможностями для поиска информации, общения, самопрезентации, удовлетворения досуговых потребностей, обусловливает специфику социализации современных подростков и поиск новых подходов в их воспитании и обучении. Изменение роли факторов и агентов социализации, определяют изменения, происходящие с самим подростком, социализирующемся в качественно новой социальной среде. Исследование особенностей ценностей и целей, досуговых практик, медиапотре-бления, отношения к здоровью, образованию подростков позволило отметить их новые социально-психологичекие характеристики, складывающиеся под воздействием социальной среды и факторов, и определить направления образовательного процесса.
Ключевые слова: социализация, воспитание, факторы, подростки, информационное общество, средства массовой коммуникации, агенты социализации, образовательный процесс.
PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF MODERN TEENAGERS
© 2018
Roslyakova Svetlana Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of «Social work, pedagogy and psychology» Ptashko Tatyana Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Social work, pedagogy and psychology» Chernikova Elena Gennadievna, candidate of sociology, associate professor of the department of «Social work, pedagogy and psychology» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: helen1268@mail.ru))
Abstract. The upbringing of the younger generation is determined by changes occurring in the world, in a particular society, with the child. The need for understanding and studying these changes, understanding their nature, the characteristics of the impact on the development of the child, and the use of this knowledge in the educational process remains, of course, very urgent. The article deals with the problem of socialization of modern adolescents: on the basis of theoretical analysis of scientific sources, the main characteristics of the modern social environment, the features of the manifestation and influence of socialization factors in adolescents growing in the information society are revealed. It is noted that adolescents live in a truly virtual environment, which, on the one hand, the emergence of a new Russian society, the decline in the role of traditional social institutions (school, family), the disruption of intergenerational ties, and, on the other hand, greater opportunities for information retrieval, communication , self-presentation, satisfaction of leisure needs, determines the specificity of the socialization of modern adolescents and the search for new approaches in their upbringing and education. The change in the role of factors and agents of socialization, determine the changes that occur with the adolescent himself, socializing in a qualitatively new social environment. The study of the features of values and goals, leisure practices, media consumption, attitudes to health, education of adolescents has made it possible to note their new socio-psychological characteristics, which are formed under the influence of the social environment and factors, and determine the direction of the educational process.
Keywords: socialization, education, factors, adolescents, the information society, the media, agents of socialization, the educational process.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Воспитание как целенаправленный процесс социализации в новых социально-экономических, культурных условиях подразумевает новые подходы к его реализации. Но прежде чем говорить о воспитании подрастающего поколения, важно понимать, не только с каким ребенком мы имеем дело, каковы его интересы, ценности, мечты, потребности, но и специфику времени, социальной среды, факторов, приоритетных механизмов, которые влияют на его формирование, личностное развитие.
В последнее десятилетие появление новых документов в области образования (закон «Об образовании в РФ» (2012г.), ФГОС начального, основного и среднего образования, «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» свидетельствует о том, что изменения в нашей жизни требуют и новых подходов к обучению, вос-
питанию и развитию современных детей. Но в то же время потребность в понимании этих изменений, осознании их сущности, особенностей влияния на развитие ребенка остается, безусловно, очень актуальным. Все сказанное говорит о важности и необходимости изучения процесса социализации современных подростков.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Научное осмысление проблемы влияния новых информационных технологий на процессы социального развития личности осуществляется с начала ХХ! века. Одними из первых ее начали разрабатывать отечественные авторы: Е.П. Белинская [1], А.Е. Войскунский [2], А.Е. Жичкина [3], В.С. Собкин [4] и др., а также зарубежные исследователи: М. Гриффитс, Т. Келер, Дж.
292
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Рослякова Светлана Васильевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ...
Сулер [Цит. по 1, 3] и др. В последние годы интерес к данной проблеме колоссальный. Исследователи выделили характеристики, особенности постиндустриального общества (В. Гам) [5], отметили особенности информационного общества как новой социальной среды развития современного ребенка (Д. Белл [6], Д.И. Фельдштейн [7]).
В научной литературе уделили внимание непосредственно проблеме социализации в цифровую эпоху. Авторами рассматривались различные аспекты данного процесса: социализация в семье, в общественной организации, в среде сверстников [8, 9 и др.]. Прежде всего отмечаются изменения на уровне воздействия факторов социализации. Л.Е. Сикорская считает, что в настоящее время наблюдается кризис социальных институтов (прежде всего государственных) как трансляторов социального опыта подрастающим поколениям, что приводит к деформации процесса социализации [9].
Практически всеми исследователями говорится о роли средств массовой коммуникации в жизни современных детей, подростков, юношества [3, 10, 11, 12, 13 и др.]. Е.Н. Трухманова считает, что интернет-коммуникации оказывают значительное влияние на формирование самосознания, системы ценностей, потребностей и интересов современных подростков. В то же время автор указывает на неоднозначность этого влияния и считает, что проблема требует дальнейшего системного изучения и подбора, наряду с традиционными, новых форм семейного и коллективного воспитания [13]. Е.П. Белинская отмечает, что информационные технологии являются одновременно и средством, и средой социального развития личности в подростковом и юношеском возрасте, влияют на специфику формирования коммуникативного опыта подростков, в то же время она указывает на недостаток данных об особенностях их социализации [1].
Изучая специфику и степень вхождения подростка в информационное пространство, давая оценку «авторского действия» в нем, А.Ю. Авдеев отмечает: социализация подростка в информационной среде отражает не пассивное приспособление, а активное построение образа себя в реальном и виртуальном мирах [10]. Изучая факторы социализации, Р.А. Захаркин приходит к выводу, что средства массовой коммуникации по своей значимости в процессе социализации находятся в одном ряду с таким социальным институтом, как семья. Говоря об изменении механизмов социализации, автор отмечает, что, получая информацию из средства массовой коммуникации, люди воспринимают символические репрезентации поведения как основу для построения своего собственного поведения, при этом не нуждаются ни в подкреплении, ни в поощрении, чтобы вести себя по предложенной поведенческой модели, которую они эффективно перенимают [11].
Влияние средств массовой коммуникации сказывается на представлениях современных подростков о герое, кумире. Результаты исследований С.В. Чернобровкиной, показывают: представления о герое у современных подростков не сформированы, образ героя формируется исключительно в экранной плоскости взаимодействия с миром, имеет упрощенный характер. По мнению автора, ориентация на персонажи, часто инокультурного происхождения, не способствует формированию идеалов и нравственных ориентиров личности [14].
Учеными проведены исследования социально-психологических черт современных подростков, их ценностей, целей, потребностей, интересов, отношения к здоровью, образованию и др. (М.И. Гореликов [15], Д.А. Подольский [16], С.В. Рослякова [17], Е.Г. Черникова [18] и др. [19-27]). К основным характеристикам нынешних подростков, ссылаясь на работы названных авторов, следует отнести ценности общества потребления, снижение гражданской и патриотической направленности, владение разными формами коммуникации и др.
Как правило многочисленные исследования различных характеристик подростков, отдельных аспектов их жизнедеятельности имеют целью либо получение эмпирических данных о наличии и количественном проявлении изучаемых параметров, либо описание особенностей их жизнедеятельности в информационном обществе. Лишь малая часть работ посвящена анализу данных явлений, процессов, фактов с позиции социализации. По нашему мнению, для развития и воспитания подрастающего поколения важно иметь обобщенную информацию об особенностях социальной среды, факторах, агентах социализации современных подростков, чтобы обновить и оптимизировать, сделать неконфликтным образовательный процесс.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи со сказанным цель нашей работы заключалась в проведении междисциплинарного исследования, позволяющего на основе анализа научных публикаций последних десятилетий и проведенного эмпирического исследования обобщить теоретические данные по процессу социализации, выявить его особенности и определить тенденции процесса образования подростков в современной школе.
Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинска и г. Пласта Челябинской области. В исследовании приняли участие 192 подростка обоего пола (101 мальчик и 91девочка) 8 и 9 классов. Из них 67 проживают в г. Пласте и 125 - в Челябинске. Возраст респондентов: 14-15 лет.
Для сбора эмпирических данных использовалась специально разработанная анкета (автор Е.Г. Черникова), включающая 27 вопросов (открытых и закрытых, прямых и косвенных, о фактах, мнениях, оценках). Расчеты проводились с помощью пакета статистических программ ШMSPSSStatistics 22.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Социализация изучается на стыке нескольких наук: психологии, социологии, педагогики, имеет «междисциплинарный статус» (В.А. Сластенин). В широком смысле это вхождение в социальную среду, приспособление к ее культурным и другим факторам (Т. Парсонс, Р. Мертон), и в тоже время это процесс преодоления негативных влияний среды, реализации своих потенций и способностей (А. Маслоу, К. Роджерс). В этом процессе субъект овладевает социальным опытом посредством коммуникации, индивидуальной деятельности, усваивая культурные ценности, образцы поведения, что позволяет успешно функционировать в обществе. Но в то же время в процессе деятельности, общения личность самореализуется, самоактуализируется (А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Т. Парсонс).
Анализ научной литературы последних десятилетий [4, 10, 12, 13, 14 и др.] показал, что социализация современных подростков имеет ряд особенностей. Они определяются изменениями в среде, новыми факторами, агентами социализации, формами взаимодействия со средой, реализацией механизмов социализации.
Рассмотрим особенности социальной среды. Специфика ее заключается в совокупности двух пространств, в которых функционирует человек, - реальном и виртуальном (информационная среда сети Интернет). Причем, тенденция такова, что они уже не рассматриваются как противопоставленные друг другу или параллельные, а составляют одну единую среду существования, становления и развития современного человека. Данный факт определяет сложность процесса социализации подростков: они функционируют, удовлетворяют свои потребности, проходят возрастное и личностное становление сразу в двух средах, испытывая влияние обеих.
Особенности социализации исходят из особенностей каждой среды и их совокупного воздействия. Анализ ис-
Roslyakova Svetlana Vasilievna, Ptashko Tatyana Gennadievna, Chernikova Elena Gennadievna pedagogical
PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF MODERN ... sciences
следований, в которых дается оценка современного российского общества как социальной среды развития детей и подростков [9], показал, что к основным ее характеристикам следует отнести: затяжной процесс преобразований, обусловливающий переоценку и поиск норм, ценностей складывающегося российского общества, сопровождающийся критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о будущем общества. В то же время происходит ослабление, в сравнении с советским периодом, идеологического давления, насаждения строгих, регламентирующих жизнь норм и ценностей, что безусловно, отражается на подрастающем поколении и процессе его воспитания. Можно сказать, что социализации современных подростков происходит в нестабильном социуме, формирующейся среде с новыми социально-экономическими, культурными, политическими характеристиками.
Вторая составляющая социальной среды, в которой развивается современный подросток, - следствие становления информационного общества. Для нынешних подростков информационная среда - это реальность, она вплетена в образ жизни, мировоззрение, миропонимание. По мнению Дж. Пэлфри и К. Гассер, представители этого поколения (цифровые аборигены) не делают различия между реальной жизнью и виртуальной, «не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное; они считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [28, с. 11]. То есть, социальная среда, в которой растет современный подросток, двупланова, но не представляет собой конфликтные половины, они объединены в одно пространство (реально-виртуальное), создающее специфические условия для развития ребенка, его социализации.
Что дает новая социальная среда подростку? Чем для него привлекательна? Притягательность информационной среды в том, что она не имеет временных и пространственных границ, благодаря чему позволяет подростку решать множество задач и удовлетворять большое количество социокультурных, личных возрастных потребностей. Она выступает эффективной средой для решения возрастных задач: как система неформального образования открывает широкие возможности для развития и удовлетворения познавательной потребности; позволяет формировать новый коммуникативный опыт, осваивать компьютерный язык, экспериментировать с социальными ролями, овладевать социо-ролевым опытом, иметь широкие возможности для самопрезентации [1, 12, 28].
В такой среде подросток ощущает воздействие прежде всего макро- и мезофакторов. Следует сказать, что к макрофакторам на современном этапе развития человеческой цивилизации добавился Интернет, который является своеобразной вселенной, объединяющей людей во всем мире и одномоментно влияющей на все человечество. Мезофакторы - на уровне государства и российского общества - определяют уровень нравственности, духовности, образованности, культуры подрастающего поколения. Причем, нужно сказать, что другой мезофак-тор - средства массовой информации - в этом играет не последнюю роль. Как считает Е.О. Кубякина, процесс социализации, носивший раньше «классический» характер с основополагающей ролью семьи и школы, «выдвинул на ведущие роли СМИ» [29, с. 59]. При этом, если ранее СМИ выступали значимым средством трансляции конструктивной общественной морали, национальной культуры, смыслов, образов, то сейчас их роль - развлечения, пропаганда «красивой жизни», приоритета потребления.
Появление качественно новой по содержанию социальной среды обусловливает новые характеристики социальной ситуации развития для подростка и, как следствие, изменения в самом подростке. По мнению А.Ю. Авдеева, появились изменения в ведущей деятель-294
ности. «Новизна» проявления ведущей деятельности в том, что «вечные» проблемы подростки решают в новых условиях: в новом пространстве взаимодействия и изменившем свои содержательные характеристики «старом»; при изменении степени влияния взрослых, их позиции во взаимодействии, средств взаимодействия [10]. Как отмечает А.Е. Войкунский, сегодня зона ближайшего развития для ребенка - это не диалог с прошлым взрослого, а диалог с собственным будущим [2].
Переходя от вышесказанного к микрофакторам социальной среды, в которой функционирует современный подросток, следует отметить прежде всего изменение роли традиционных институтов в процессе его социализации. Как отмечают ученые [11], в настоящее время, на фоне снижения роли школы, семьи, наблюдается тенденция подмены их социализирующего воздействия сетевым (или цифровым). Роль семьи в процессе социализации ослабляется. Как считает Р.А. Захаркин, старшие поколения не могут представить подросткам жизнеспособные (в рамках капиталистического общества) социально приемлемые модели поведения, так как сами вынуждены приспосабливаться к новой социальной ситуации. Будучи сами в ценностном вакууме, родители не могут выступать в роли трансляторов ценностей, они не в состоянии адекватно определить тот коридор социализации, в рамках которого следует развиваться ребенку [11].
Семья как микрофактор проходит процесс трансформации, оказывая свое влияние на формирование подростков. Малодетность влияет на неполноценность в воспитании: дети находятся в основном в окружении взрослых и учатся строить свои отношения только со взрослыми; увеличение числа неполных семей, сказывается на формировании социальные ролей, таких как супружество и родительство; увеличение количества разводов отражается негативно на психическом развитии ребенка; низкое материальное положение обусловливает высокую трудовую занятость родителей, и поэтому они не могут уделять достаточно времени воспитанию детей. Все сказанное говорит о том, что увеличивается автономия детей от родителей, а подрастающего поколения в целом от взрослых вообще. Это определяет возникновение риска отставания жизненного старта, нереализованных возможностей молодых людей. Данные тенденции свидетельствуют о деформации воспроизводственного процесса [15] и, как следствие, процесса воспитания.
Что происходит с подростком под воздействием таких факторов? Учеными и общественными деятелями отмечается появление «новой морали», трансформация ценностных ориентаций и базовых потребностей, появление иных механизмов социализации. Для того, чтобы подтвердить теоретические выводы, полученные в процессе анализа научной литературы, мы провели анкетирование, изучив пять аспектов в качестве показателей социализации современных подростков. В исследовании выявлялись общие тенденции в их социальном становлении, гендерные различия, также изучалось социализа-ционное влияние такого мезофактора, как тип поселения (малый и большой город).
Прежде всего было выявлено, что современные подростки ощущают влияние макрофакторов. Их волнуют мировые проблемы, например, беспокоит возможность войны. Более половины опрошенных подростков (64,2%) высказали такое беспокойство. Необходимостью сохранения и защиты природы от уничтожения обеспокоены 54,7% респондентов, поисками способов борьбы с болезнями XXI века (СПИД, рак, сердечно-сосудистые) -49,7%, мирным сосуществованием и сотрудничеством с другими государствами (29,6%), развитием науки и техники во имя мира и созидания (29,5%). В общем, макрофакторы осознаются подростками, они не ограничены в своем представлении о мире, политических и человеческих проблемах. При этом значимых различий во взгля-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Рослякова Светлана Васильевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ...
дах подростков из малого и большого города нет.
Исследование показало, что обследуемые подростки - информационные аборигены, находящиеся под сильным влиянием такого макрофактора, как Всемирная сеть Интернет. В структуре их свободного времени интернет занимает приоритетное место. Значительная часть респондентов (40,3%) ответили, что там находятся «почти все свободное время», «все свободное время и даже на уроках». В большом городе таких подростков в пять раз больше, чем в малом (Б=6,786, р<0,01). При этом количество девочек, проводящих почти все свободное время в социальных сетях, больше, чем мальчиков (Б= 4,556, р<0,03).
Подростки ощущают изменения в своей жизни, в поведении в информационной среде: 69,0% девочек и 38,8% мальчиков считают, что у них стало больше друзей; каждый четвертый (25,2%) стал смелее высказывать свое мнение, стал более терпимым 15,4% подросток. Также подростки отмечают и негативные изменения. Так, 6,8% подростков стали более нервными и 3,7% -более агрессивными. Подростки из большого города в два раза чаще считают, что интернет не оказал никакого влияния на их жизнь (Б=3,708, р<0,01).
Информационная социализация сказалась на досуге подростков. Свое свободное время более половины подростков (54,1%) посвящают общению в социальных сетях, немного меньше (51,3%) предпочитают реальное общение с друзьями и подругами, на третьем месте стоят занятия спортом (31,0%), около четверти в свободное время читают книги (23,4%) и смотрят телевизор (22,3%). Только каждый седьмой посещает кружки по интересам (15,0%). Отдельные подростки указали, что в свободное время любят общаться с родственниками, слушать музыку в тишине. В данных наблюдается преимущественно развлекательно-рекреативная направленность досуга [30].
Несмотря на утверждение о том, что усиливаются ценности общества потребления в среде подростков и молодежи [15], изучение ценностных ориентаций подростков показало, что в их структуре на первом месте все же находятся традиционные духовно-нравственные ценности: семья (77,6%), здоровье (76,0%), любовь (63,4%), дружба (52,1%). Для 45,6% подростков являются значимыми образование и карьера. Но при этом, в пятерку важнейших ценностей включена подростками материальная обеспеченность (53,6%), хотя и не первична. Отметим, что для подростков, проживающих в малом городе, материальная обеспеченность оказалась достоверно менее значима, чем для подростков из большого города (45,3% против 64,0%, Б=6,023, р<0,01).
Влияние общества потребления отразилось на ценностных ориентациях подростков. Наряду с вышеназванными ценностями, более половины (62,1%) подростков в качестве наиболее важных жизненных ценностей выбирают жизнь в свое удовольствие, 44,3% - жизнь без всяких обязательств перед кем-либо, 22,6% - развлечение и отдых. К непопулярным среди подростков ценностям относятся саморазвитие и самосовершенствование (14,2%), нравственность (13,0%), власть (6,8%).
Жизненные цели подростков традиционны: это благополучная и счастливая семья (69,3%), любимая профессия (68,2%), верные, надежные друзья (61,3%). В то же время в будущем подростки хотели бы иметь высокое материальное положение (57,4%), мечтают жить за границей, путешествовать по миру (28,4%), иметь престижный автомобиль (24,1%), дачу и загородный дом (21,4%), животных в доме (19,5%). Следует отметить, что жизненные цели у подростков малого и большого города основном совпадают.
В исследовании было выявлено, что современные подростки дезориентированы в образцах для подражания, образ героя подростков формируется чаще всего в экранной плоскости отношений с миром, при этом акцентируется внимание на поведенческих характеристи-
ках героя. Выявлено, что у более половины подростков нет кумиров, образцов для подражания: 58,9% опрошенных не хотели бы походить ни на кого, а точнее, на самих себя. В соответствии с тендерной идентичностью 25,3% девочек хотят быть похожими на мать (F=8,130, p<0,05), а 24,3% мальчиков на отца (F=6,438,p<0,01). Примерно каждый девятый хотел бы быть похожим на героя фильма, чаще всего зарубежного: Гарри Потера, Арогорна из «Властелина колец», Вин Дизеля, Брэда Робинсона, Гризли, Белла («Сумерки»). Среди политических деятелей подростки называют В. Путина, А. Навального, Р. Кадырова. Некоторые подростки стремятся подражать блогерам, таким как Василий Гальперов, Marmok, Fantom, Денис Усманов, Александр Гюсков, Соболев и др.; среди бизнесменов - Майкла Айснера и Илона Маска.
Данные факты говорят об образцах идентификации для молодого поколения, о кризисе идентичности, который обусловлен тем, массовая культура вытесняет собственно культуру, на место настоящего героя приходят кумиры-однодневки для слепого подражания [14, 31].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Процесс социализации современных подростков следует характеризовать как информационная социализация, что обусловлено ее протеканием в условиях информационного общества и доминирующим влиянием интернета на социализационную траекторию подростка.
2. Происходит трансформация социализационных процессов, появляются новые характеристики: а) стихийность, что связано со снижением воспитательного влияния таких социальных институтов, как семья и школа, и увеличение значимости средств массовой информации, в частности интернета; б) общение носит непосредственно-опосредованный характер; в) выделяются новые агенты социализации (интернет-сообщества); г) появляются новые средства удовлетворения потребности в общении и самопрезентации.
3. Социализационные особенности малого и большого города и доступность интернета определяют разницу в характеристиках современных подростков, растущих в этих социальных средах. Социальная среда малого города обусловливает формирование личности с более выраженной духовной направленностью, стремлением к здоровому образу жизни. Подростки малого города проводят больше времени в реальном пространстве, занимаясь спортом, просмотром телепередач. Подростки большого города - это цифровые подростки, которые не мыслят жизни без интернета, они менее активны в реальной жизни. В целом же характеристики подростков малого и большого города в отношении их ценностных ориентаций и целей совпадают (семейные ценности, ценности дружбы), но в то же время эти они отражают особенности поколения, растущего в информационной среде (жизнь в интернете), в обществе потребления (жизнь в свое удовольствие, без обязательств), обществе без идеалов.
4. Особенности и направления воспитания современного подростка должны определяться в первую очередь с учётом протекающего процесса обесценивания в обществе и среде подростков исконных духовных ценностей. Современная система образования, кроме традиционных ценностей, должна сориентироваться на целевые установки, связанные с формированием медиакультуры современных подростков, гармоничного стиля медиапо-требления. Современное молодое поколение социализируется в качественно иных условиях по сравнению с предыдущими и необходимо, наряду с традиционными, искать новые формы семейного и школьного воспитания, новые подходы в формировании личностных качеств представителей цифровой эпохи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белинская, Е.П. Информационная социализация в поликультурном пространстве / Е.П. Белинская // Известия Сарат. ун-та. Нов.
Roslyakova Svetlana Vasilievna, Ptashko Tatyana Gennadievna, Chernikova Elena Gennadievna PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF MODERN ...
pedagogical sciences
сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т 3. Вып. 3 (11). С. 253-259.
2. Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. relarn.ru/human/vae03.html (дата обращения:08.09.2018).
3. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://flogi.ston. ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 02.08.2018).
4. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? — М.: Институт социологии образования РАО, 2008. 159 с.
5. Гам, В. Стратегическое мышление как основа успеха // Народное образование. 2007. № 7.
6. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М, 1986. 451 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития //Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 5-12.
8. Пташко Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения: монография / Т.Г. Пташко. Челябинск. Изд-воЧГПУ. 2012. 161 с.
9. Сикорская, Л.Е. Кризис институтов социализации в современной молодежи / Л.Е. Сикорская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 258-265.
10. Авлеев А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект / А.Ю. Авдеев // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 3. Т. 18. С. 67-72.
11. Захаркин, Р.А. Средства массовой коммуникации как фактор социализации современной молодежи / Р.А. Захаркин // Научные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 70-73.
12. Максимова О.А. Цифровое поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве / О.А. Максимова // Вестник Челяб. гос. ун-та. Серия Филология. Искусствоведение. № 22(313), 2013. С. 6-10.
13. Трухманова, Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей / Е.Н. Трухманова // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2(39). С. 186-188.
14. Чернобровкина С.В. Образ героя современных подростков / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Сер. Психология. 2013. № 2. С. 23-32.
15. ГореликовМ.И. Особенности духовно-нравственного воспитания подростка в современных условиях социализации /М.И. Гореликов // Вестник Московского государственного областного ун-та. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С. 27-34.
16. Подольский ДА. Нравственные ценности подростков // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2012. С. 294322.
17. Рослякова, С.В. Концепция формирования познавательной компетентности у современных подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования: монография / С.В. Рослякова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 341 с.
18. Черникова К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е.Г. Черникова // Вестник ЧГПУ. 2014. № 4 (333). С. 169-172.
19. Кормушина Н.Г., Якиманская И.С. Психологическое сопровождение подростков в условиях образовательной среды: условия, запросы, особенности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 331-335.
20. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 75-77.
21. Воронова А.Г. Становление жизненной позиции подростка через ценностные ориентиры М. Рокич //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 98-100.
22. Федулов И.С., Медведева И.А. Влияние занятий спортом на социально психологические характеристики подростков //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 183-187.
23. Ванюхина Н.В., Алексеева Е.С. Программа формирования ответственности в подростковом возрасте //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 240-244.
24. Лизунова Е.В. К вопросу о формировании стрессоустойчиво-сти у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 45-48.
25. Абдуллаева Т.А. Отклонения в поведении подростков и основные причины их появления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 175-178.
26. Серов А.Г. Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода//Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 67-69.
27. Джавадова А. Характер современных нравственных взаимоотношений подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 151-153.
28. Пэлфри, Дж. Дети цифровой эры /Дж. Пэлфри, У. Гассер. М., 2011. 368 с.
29. Кубякин Е.О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть. 2011. № 3. С. 59-63.
30. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. 416 с.
31. Сушко В.А. Социализация подростков в современном российском обществе: социологический анализ /В.А. Сушко. 2014. С. 63-7. Режим доступа: http://docplayer.ru/67255580-Socializaciya-podrostkov-v-sovremennom-rossiyskom-obshchestve-sociologicheskiy-analiz.html (дата обращения 10. 08.2018).
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР № 1/337 от 04.06.2018 г. по теме «Конфликтологическая подготовка педагога по работе с современными подростками».
Статья поступила в редакцию 23.09.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018
296
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)