УДК 316
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ: СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СИТУАЦИЯ
Н.С. Фатхуллин, В.В. Королев
Аннотация. В статье рассматриваются особенности социализации подростков в современной России. Особое внимание уделено исследованию роли системы образования в процессе социализации, раскрытию содержания важнейших императивов обусловливающих значимость этого социального института в обществе. В контексте исследуемой проблемы важное место в статье отводится взаимосвязи обучения и воспитания, роли семьи как уникального института социализации.
Еще одна проблема, анализируемая в статье, - это влияние интернета и компьютерных технологий на процесс социализации подрастающего поколения. При этом рассматриваются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса.
И, наконец, исследуется новый канал социализации молодежи в современной России, оказывающий сильное влияние на процессы ее формирования и лучшей адаптации в современном обществе - рынок труда.
Ключевые слова: социализация личности, система образования, институты социализации, интернет и компьютерные технологии, рынок труда.
THE PECULIARITIES OF A TEENAGER'S SOCIALIZATION: THE CURRENT SITUATION IN RUSSIA
N. Fatkhullin, V. Korolev
Abstract. The article deals with the features of the socialization of adolescents in modern Russia. Particular attention is paid to the study of the role of the education system in the process of socialization, the disclosure of the content of the most important imperatives that determine the significance of this social institution in society. In the context of the problem studied, an important place in the article is given to the relationship between education and upbringing, the role of the family as a unique institution of socialization.Another problem analyzed in the article is the influence of the Internet and computer technologies on the process of socialization of the younger generation. Both positive and negative consequences of this process are considered.And, finally, a new channel for the socialization of young people in modern Russia that exerts a strong influence on the processes of its formation, its best adaptation in modern society, the labor market
Keywords: socialization of the person, education system, institutes of socialization, the Internet and computer technologies, labor market.
Проблема социализации личности в современной России стала одной из актуальнейших тем, разрабатываемых специалистами в сфере педагогики и психологии, юристами, социологами, а также практиками из Следственного комитета, прокуратуры и работниками ИДН [2]. Широкий интерес к обозначенной проблеме вызывается потребностью выработки конкретных, обоснованных рекомендаций для профилактики и предупреждения девиантного и делинквентного поведения, в первую очередь, подростковой молодежи.
Хорошо известно, что социализация - это достаточно сложный и длительный процесс усвоения детьми и подростками образцов поведения, социально-психологических норм и установок, а также общечеловеческих ценностей, профессиональных знаний и умений, с помощью которых можно достичь успеха в обществе.
Если, в силу разных причин, молодой человек был лишен в необходимом возрасте возможности пройти полноценную
социализацию, то в его дальнейшей жизни могут быть серьезные проблемы с самореализацией, раскрытием своих способностей в приветствующихся в обществе направлениях. Ведь только в процессе социализации подростки усваивают накопленный предыдущими поколениями социальный опыт, принятые в обществе нормы морали, определяющие взаимоотношения между людьми.
Безусловно, социализация - это пожизненный процесс, который осуществляется, пока человек живет. Но каждый возрастной период при этом имеет свои нюансы, особенности, задачи.
Процесс социализации в подростковом возрасте связан, прежде всего, с таким институтом как система образования. Как отмечается специалистами-педагогами,
важность системы образования в процессе социализации обусловлена следующими императивами:
- образование в современных условиях -наиболее универсальный социальный институт, охватывающий, практически, всех членов общества (по своей социальной природе выполняющий интегративные, объединительные функции);
- воздействие на формирование человека в рамках этого института наиболее системно, научно обосновано и организовано;
- деятельность системы профессионального образования обеспечивает производство общественного интеллекта и развитой рабочей силы - главного элемента производительных сил;
- роль образования как интегрального фактора научно-технического прогресса, экономического роста, социально-культурного потенциала непрерывно растет и становится решающей (системообразующая роль образования в обществе);
- процесс обучения в системе образования сегодня опирается на современные концепции и методики личностно ориентированного обучения и воспитания. Развитие индивидуального подхода, реального обеспечения конкретных условий для развития природных способностей и задатков каждого обучающегося позволит системе образования успешно решить проблему формирования личности, активно мыслящей и эффективно действующей в сложном многомерном современном мире [6].
Безусловно, обучение и воспитание -важнейшие компоненты воспитательно-образовательного процесса, причем влияние образовательных учреждений на учащихся является доминирующим независимо от места их нахождения или качества образовательного процесса. К тому же, в определенные периоды развития общества образование выполняет не столько профессионально-подготовительную, сколько социально-охранительную функцию даже при сравнительно невысоком качестве образовательных услуг.
Так, к примеру, в 90-ые годы прошлого века в РТ по существу в каждом муниципальном образовании (районе) были открыты филиалы колледжей и вузов (преимущественно на коммерческой основе), с помощью которых решалась проблема социализации молодежи в необходимом для общества направлении. Если бы не эта политика руководства РТ, то возможно, в условиях системного кризиса, резкого падения доходов населения,
безработицы значительная часть неустроенной молодежи объединялась бы в так называемые молодежные ОПТ, появившиеся в те годы.
В дальнейшем, в десятые годы нынешнего века эта задача была решена, а в обществе появилась потребность в высокообразованных и высококвалифицированных кадрах, которые можно готовить только в образовательных учреждениях, оснащенных новейшим оборудованием и имеющих
высококвалифицированные кадры
преподавателей. Поэтому все филиалы образовательных учреждений в муниципальных образованиях, как выполнившие свою задачу, были закрыты, а приоритет в финансировании был отдан ведущим вузам.
Современные условия предъявляют к молодым людям жесткие требования как в отношении уровня образования, так и общей культуры, коммуникабельности, навыков адаптации в различных коллективах и в различных жизненных ситуациях. Выработка же этих качеств возможна лишь на основе тесного союза школы и семьи.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой (известно, что в детских домах дети начинают позже ходить, мыслить, говорить). Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Семья при этом, являясь важнейшим институтом социализации новых поколений, может существенно различаться по целому ряду параметров - демографическому (большая, включающая других родственников или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная); социально-культурному
(включающему образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); социально-экономическому (имущественные характеристики и занятость родителей на работе); технико-гигиеническому (условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни) [4].
Учет приведенных различий очень важен при рассмотрении семьи как института социализации по целому ряду обстоятельств.
Во-первых, никто не отменял важнейший принцип примата общественного бытия по отношению к общественному сознанию (какова семья, таков и продукт ее социализации).
Во-вторых, сам институт семьи сегодня переживает серьезный кризис. Это и нестабильность семьи, и увеличивающийся
процент неполных семей, и широкое развитие такого института как гражданский брак.
В-третьих, в последние годы появилась так называемая гаджето-социальная проблема. Речь идет о полном отсутствии или низких навыках работы с различными гаджетами, начиная от смартфонов и кончая планшетами или компьютерами родителей подростков.
Естественно, эта ситуация подчеркивает огромный разрыв между поколением отцов и поколением детей, воспитанных на свободе социальных сетей. Даже в самых благополучных семьях наблюдается значительный реальный разрыв миропонимания, мироощущения и мироотношения старших и младших поколений. В кризисных семьях этот разрыв еще больше. Следствием этого является «выплескивание» подростков из-под «надзора семьи» [1]. Поэтому семья как институт социализации подростков сегодня также нуждается в реформировании.
С точки зрения подростков, родители в большинстве случаев не могут быть для них авторитетом. Ведь, по сути, они живут в разных мирах, и мир родителей с их невысокой зарплатой и, к тому же, сильно загруженный различными проблемами, не является для подростков привлекательным. Отсюда, в основном, два пути - или уход из этого пресного мира в мир виртуальный (мир компьютерных технологий), или в различные неформальные объединения. Впрочем, эти два пути могут не взаимоисключать друг друга, а дополнять. Молодёжь стремится в такое пространство, где бы осуществлялось личностное, групповое взаимодействие, продвигающее культуру своего сообщества, и не важно - в реальном это мире или виртуальном.
Интернетом сегодня пользуется
значительная часть россиян (69%), причём большая ежедневно (52%), для молодёжи процент использования значительно выше -более 90% (от 12 до 28 лет)[3].
Думается, данный феномен объясняется разными причинами, в том числе и тем, что по сути интернет-пространство - это «открытое целостное образование, не имеющее чётких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, акторами, социальными группами и организациями, объединёнными
опосредованными социальными
взаимодействиями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и
соответствующих средств поддержки» [3].
Безусловно, влияние интернет-пространства на социализацию подростков нельзя недооценивать. Достаточно указать на недавнее
задержание одного из руководителей так называемых «групп смерти», деятельность которых привела к уходу из жизни немалого числа подростков.
Молодёжь сегодня не представляет себе жизни без гаджетов. Не только в общественном транспорте все молодые люди «сидят» в смартфонах, они делают это и на всех перерывах в учебных заведениях, и, что греха таить, некоторые даже на лекциях. Давно привычными стали и молодые люди, общающиеся по телефону при движении по улицам и даже при их переходе.
Уход подростков в виртуальный мир имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны - это безграничное расширение познавательных возможностей, с другой - возможность быть втянутым в различные социокультурные сообщества, в том числе криминальные. Известно, например, немало примеров вербовки молодых людей в различные экстремистские группировки, привлечение их к террористической деятельности. Успех такой пропаганды можно видеть на примере осужденной недавно бывшей студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой, которая дважды намеревалась поехать в Сирию (в запрещённую в России ИГИЛ).
Запрет на общение в социальных сетях -бесперспективен. Конечно, соответствующие службы должны своевременно отслеживать и закрывать сайты, пропагандирующие секс, насилие, убийства, содержащие призывы к экстремистской и террористической деятельности. Но, как показывает практика, вместо одних закрытых появляются другие.
Поэтому роль родителей в деле социализации их детей нельзя заменить ничем и никем. Родители должны понимать как особенности современного этапа развития нашего общества, так и интересы своих детей.
Одной из важнейших проблем социализации молодёжи является формирование
партикулярной идентичности. Она, в свою очередь, включает в себя правовую, религиозную, этническую идентичности. Однако, здесь есть сложность, связанная тем, что подростки, потерявшие взаимопонимание со старшими (с родителями, другими родственниками, преподавателями),
идентифицируются с себе подобными в силу того, что они переживают те же чувства и имеют такие же жизненные ценности. Хорошо, если данная молодёжная субкультура заряжена на занятия спортом, включая экстремальные виды,
на различные фанатские движения, творческие кружки. Но может быть и по-другому, когда подростков «приютят» представители субкультур криминальной и девиантной направленности. Поэтому здесь особая роль принадлежит государству, которое через соответствующие учреждения и организации призвано обеспечивать базовое гражданское воспитание молодёжи, решая свою главную задачу - формирование соответствующего типа гражданина, необходимого данному
государству.
В последнее десятилетие в России появился ещё один новый канал социализации молодёжи, оказывающий сильное влияние на процессы её формирования, её лучшей адаптации в современном обществе. Это - рынок труда, являющийся значимым социальным
индикатором рыночных отношений, что обусловливается существующим на нём спросом и предложением, а также наличием рабочих мест, которые могут быть предложены молодёжи, впервые входящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определённым
уровнем знаний, и, во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные навыки. Степень
«обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их экономической жизни и определит, в конечном итоге, возможные контакты с миром, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия [5].
Обозначенный круг проблем социализации подростков в современном обществе является своеобразным маркером для обозначения важности проблемы социализации личности, выявления возможных причин сложившейся ситуации и поиска способов её разрешения, направленных на профилактику вовлечения подростков и молодёжи в криминальные субкультуры.
Литература:
1. Тайфуллин Д.К., Ершов А.Н., Фатхуллин Н. Т. Роль государственного управления в решении проблем беспризорности среди несовершеннолетних. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 78 с.
2. Тилинский Я.И. Очерки по криминологии. - СПб.: Издательский дом «Алеф-Пресс», 2015. -140 с.
3. Иванченко Д.А. Интерпретация Интернет -пространства в дискурсе социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://weBsince.ru
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 95-105.
5. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. // Гуманитарные и социально - экономические науки.
- 2006. - № 3. - С. 140-142.
6. Щербаков В.С. Педагогические механизмы устранения ментально - этических стереотипов восприятия представителей иных этических групп. // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1.
- С. 53-55.
Сведения об авторах:
Фатхуллин Нариман Садриевич (г. Казань, Россия), доктор философских наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.
Королев Валерий Васильевич (г. Казань, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
N. Fatkhullin (Kazan, Russia), doctor of philosophical sciences, professor of criminal law and criminology of the faculty of low of Kazan (Volga region) Federal University.
V. Korolev (Kazan, Russia), candidate of philosophical sciences, assistant Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Kazan Branch of the Russian State University of Justice, e-mail: [email protected]