РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
УДК 316
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1
Т. М. Хусяинов. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Резюме. Целью данной работы является выделение наиболее значимых особенностей процесса социализации современной молодёжи. Основу работы составляют данные полученные в ходе исследования «Габитус факультета» и социализация студентов классического университете (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского)»; официальные статистические данные; материалы, опубликованные в современной научной литературе. Автор выделяет основные тенденции социализации современной российской молодёжи, отмечая высокий уровень влияния информационных технологий и средств массовой информации, развитие миграционных процессов и изменений в образовательной системе.
Ключевые слова. Молодёжь, социализация, социальные институты.
Процесс социализации протекает на протяжении всей жизни человека, однако стоит отметить, что на ранних этапах формирования личности ее значение первостепенно, именно в периоды детства, юности и молодости закладывается основной потенциал личности, который влияет на всё ее последующее существование [7]. Социализация - это длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных ценностей, норм и поведенческих стереотипов.
1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)"
Основная часть этого процесса происходит в семье и образовательных учреждениях, которые дети начинают посещать уже в раннем возрасте.
В связи с серьёзными социальными изменениями, происходящими во всех сферах жизни современного общества, само понятие «молодежь» и его границы в настоящий момент определяются различными исследователями по разному. Так, например, Ю.Г. Волков относит к категории "молодёжь" людей старшего возраста, обозначая этот возраст "ранняя зрелость" [4]. Мы же в своей работе будем ориентироваться на понятие, которое дано в "Стратегии государственной молодёжной политики", утверждённой распоряжением Правительства от 18.12.2006 [19], которая определяет, что к категории "молодёжь" относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет.
Особенность молодежи как социально-демографической группы проявляется в том, что она принимает участие во всех сферах жизнедеятельности современного общества; значительно острее, чем другие группы чувствует и воспринимает перемены в социально-экономической, политической и духовной жизни, при этом значительно больше других расположена к политическим и социальным новациям в обществе [18, С. 23], в большей степени готова к переменам. Молодёжь XXI века в большинстве своём готова к социальной адаптации и интеграции [15, С. 13].
На фоне обострения и осложнения социально-экономической и политической обстановки в обществе проблемы социализации российской молодежи приобретают особую актуальность. Нарушение процесса социализации ведет к формированию у личности неправильного образа действий. Такой процесс будет десоциализацией индивида. Прежде всего, он проявляется в усвоении личностью черт, присущих отрицательной микросфере (преступные группы, сверстники по дворы и т.д.). При этом, в результате формирования неправильной модели поведения может возникнуть кризис личности на фоне крушения ожиданий. В некоторых случаях, если приобретенные знания не были жизненно необходимыми и индивид способен изменить модель своего поведения, может наступить процесс ресоциализации. Однако с учетом наслаивания новых знаний на предыдущий опыт и временных задержек данного процесса, полное и правильное усвоение модели общения становится редким случаем.
В процессе социализации молодёжь переживает период становления психофизиологической и социальной зрелости, адаптации к исполне-
нию новых социальных ролей - ролей взрослых. Данный возрастной период является временем высокого динамичного изменения и развития человека по ряду направлений.
Выделим кратко основные тенденции современного развития социализации молодёжи в России:
• Высокая степень влияния средств массовой информации и информационных технологий на процесс социализации современной российской молодежи. Значение средств массовой информации настолько велико в современном обществе, что для обозначения данного этапа многие социологи используют термин "информационное общество" [7]. Информационные технологии окружают человека повсюду, они проникли во все стороны жизни общества. Современные СМИ - это источник информации, позволяющий ориентироваться индивиду в окружающем мире и событиях происходящих в нём. Именно СМИ становится значительным фактором в современном процессе социализации молодёжи, т.к. именно средства массовой информации закладывают основные модели социального поведения, нормативные образы, и даже определяют нормы языка и общения. При этом отдельные исследователи отмечают, что СМИ зачастую способствуют развитию кризисной социализации, что, соответственно, оказывает негативное воздействие на современную российскую молодежь [20]. Так или иначе, вне зависимости от того, положительные эффекты или отрицательные имеет СМИ, их роль и влияние на процесс социализации современной молодёжи велико и сравнимо с другими институтами социализации. Современные тенденции молодёжной социализации показывают необходимость модернизировать прежние социальные институты, не отвечающие требованиям времени и сформировать новые. Весомую роль с ранних лет в жизни современной молодёжи начинают играть средства массовой информации, что следует брать во внимание при построении работы с молодёжью [26].
Другой важный фактор в процессе социализации современной молодёжи - развитие и широкое распространение сети Интернет. Интернет как глобальная система позволяет контактировать на людям находящимся на большом расстоянии в реальном времени - онлайн-общение, содержит в себе огромное количество интер-
нет-знаний: от классических произведений античных авторов до последних выступлений политиков, даёт представление о том, как выполнить практически любую деятельность, т.к. содержит практический опыт огромного количества пользователей, получить он-лайн-образование или онлайн-консультацию, даёт возможность получить общественные нормы или идеи различных субкультур. Молодёжь же как основной пользователь сети Интернет и информационных технологий в целом, ставится основным потребителем интернет-знаний, интернет-опыта и интернет-развлечений. Распространение Интернет-технологий создаёт необходимые условия для более раннего, по сравнению с предыдущими поколениями, включения современного молодого человека в социальную деятельность: компьютер - это современное орудие труда, современное орудие производства, современное средство высокоскоростной связи, современный источник информации, которым он овладевает уже в раннем возрасте, что позволяет овладевать социальными видами деятельности и принимать участие в экономической, политической, социальной, научной и культурной жизни современного общества.
• Рост значения правовой социализации в условиях нестабильного социально-экономического общества и необходимость формирования нравственно-правовой культуры у индивида [11, С. 432], правосознания и способности саморегуляции [6] сферы, делает получение высшего образования более доступным для молодежи, хотя его качество может быть недостаточно высоко. Обучение в ВУЗе становится основой профессионально-личностного и трудового развития будущих специалистов [19]. Особенно это актуально в связи с широким распространением инновационных технологий в современной трудовой сфере, роста доли интеллектуального труда [27], распространения технических устройств и информационных технологий, снижение доли низкоквалифицированного труда [28, С. 114].
• Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, переход общества от индустриального к постиндустриальном типу, сокращение сферы неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, а также глубокие структурные изменения в сфере занятости выводят на передний план проблемы профессионализации, повышения квалификации и профессиональной мобильности [28,
С. 114]. Поэтому особое место в современном обществе для современной молодёжи занимает профессиональная и трудовая социализация. Современные исследования показывают, что в молодёжной среде усиливается прагматическая ориентация, а в ряду жизненных приоритетов на первый план выходит материальный достаток и жилищно-бытовой комфорт, эталоном в обществе становится преуспевающий и состоятельный молодой человек [23]. Для достижения этого идеала требуется успешная профессиональная и трудовая социализация, которая затруднена рядом проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь при выходе на рынок труда [9].
• Работа с молодежью преимущественно строится по отраслевому принципу. В неё включены различные структуры государственной и муниципальной власти, но их действия далеко не всегда согласованы и скоординированы, а также недостаточно финансируются, что приводит к низкой эффективности подобных мер [1, С 122]. Подобные проблемы могут привести к снижению уровня здоровья молодёжи, распространению социальных девиаций, ухудшению демографической обстановки и низкой эффективности труда наиболее экономически активной группы населения.
• Существенное расслоение в современном российском обществе и, как следствие, неравные стартовые возможности у молодых людей. Современная социальная дифференциация даёт неравные возможности доступа молодёжи к качественному образованию, неравные шансы в трудоустройстве и достижении жизненного успеха, разный уровень доступа к инфраструктуре досуга и т.д. [1, а 123].
• Отход от идей коллективизма и возрастание индивидуализма, что во многом связано с ранее обозначенными тенденциями стремления к высокому достатку, серьёзным социальным расслоением, отсутствие эффективной помощи государства, а также влияние СМИ. Как утверждают исследователи в начале XXI века 70% молодежи считают, что нужно думать, прежде всего, о себе, своих интересах, своём деле, своём здоровье, своей семье, о детях и друзьях, т.к. будущее зависит только от них самих [23]. Данная тенденция может трактоваться как положительная, т.к. молодёжь в процессе социализации становится более самостоятельной, приспособленной и независимой, так и с негативной, из-за того,
что данный процесс усложняет процесс согласования своих личных интересов с общими, и может заметно проявиться в гедонистической направленности личности современного молодого человека.
• Развитие мультикультурного общества, процесс, который влияет на всех живущих в нём людей, а особенно молодёжь. Современная Россия характеризуется высоким уровнем внешней миграции [12], а также ростом образовательной миграции как среди российских студентов, которые отправляются для получения образования за рубеж, так для иностранцев, приезжающих в России [13]. Молодёжь как наиболее экономически, политически и социально активная группа населения более других воспринимают межкультурные и межэтнические контакты. При этом можно наблюдать как негативное отношение, приводящее к развитию экстремизма, так и толерантное, основанное на диалоге культур.
• Снижение политической активности молодёжи, лишь небольшая часть современной российской молодёжи осознаёт необходимость участия в политической жизни страны [10]. Хотя выше было отмечено, что молодёжь в наибольшей степени готова к изменениям, но судя по всему, это связана с более высоким уровнем приспособления и адаптации к новым политическим и экономическим условиям.
Кроме того, стоит отметить, что у российского молодежного социума есть особая специфика, которая заключается в том, что на его развитие влияют как глобальные проблемы, характерные для молодежи развивающихся и экономически развитых стран, так и национально-региональные особенности, которые связаны с социальной трансформацией современного российского общества [3].
На данный момент трансформационные процессы в российском обществе значительно влияют на неопределенность жизненных ориентиров и приоритетов современной молодежи, что осложняет процесс ее успешной социализации. Современные тенденции показывают необходимость модернизировать прежние социальные институты, не отвечающие требованиям времени и сформировать новые. Весомую роль в жизни современной молодёжи начинал играть Интернет и другие массовые коммуникации, что так же следует брать во внимание при работе с молодёжью.
Перспективы развития современной молодежи, ее успешная социализация во многом зависят от регулирования со стороны государства, в
рамках его молодежной политики, и внимания, которое уделяет общество воспитанию молодого поколения.
Литература
1. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Социализация современной российской молодёжи: состояние и проблемы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №5 (15). - С. 121-126.
2. Бохан А.Е. Особенности социализации современной молодёжи в российском обществе // Интернет-журнал "НАУКОВЕДЕНИЕ". - 2012. - №2. - С. 1-5.
3. Букин В.П. Социализация молодёжи в современном российском обществе: региональный аспект // Гуманитарные науки. Социология. -2009. - №2 (10). - С. 122-130.
4. Волков Ю.А. Социализация молодежи // Биосоциология. -Ростов-на-Дону. - 2007.
5. Гасанова Г.Р. Самореализация студентов в условиях негативных демографических воздействий как проблема современного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/026_gasanova. pdf
6. Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодёжи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - №3. - С.149-153.
7. Зейтунян М.А. Проблема социализации молодёжи в информационном обществе: теоретическое осмысление // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №2. - С. 1-5.
8. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - №3. - С. 124128.
9. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Проблемы и преимущества выпускников вузов на российском рынке труда // Молодежь в меняющемся мире. Материалы V Региональная научно-практической конференции молодых ученых 13.03.2014 / Под ред. Перескоковой М.С., Никитиной Е.Н., Шиховой О.Н., Павленко Е.В. - Екатеринбург: изд-во УРАЛ. гос. пед. Ун-та
2014. - С. 176-179.
10. Кормщиков Д.А. Участие российской молодёжи в деятельности общественно-политических объединений // XIX Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов [сессия посвящена 300-летию со дня основания Нижегородской губернии: доклады] / Отв. за вып. Зверева И.А. - Княгинино: НГИЭИ, 2014. С. 233234.
11. Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю. Правовая социализация молодёжи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ. -2010. - Т. 13. - №2. - С. 431-438.
12. Лакомова А.А. Маргинальность мигрантов и их адаптация как ключевые проблемы в современном обществе // XIX Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов [сессия посвящена 300-летию со дня основания Нижегородской губернии: доклады] / Отв. за вып. Зверева И.А. - Княгинино: НГИЭИ, 2014. С. 234235.
13. Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом // Педагогика и просвещение. — 2015. - № 1. - С.36-50. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.13890
14. Мальцев А.А. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы: Автореферат Дис. ...канд.соц.наук. - М. - 2005. - 32 с.
15. Машихина Т.П. Современная молодёжь как особая группа в обществе // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - С. 1315.
16. Маштакова А.Ю., Хусяинов Т.М. Теоретический анализ факторов успешной социализации студентов современного вуза // Сборник Тезисов 3-й Всероссийской Интернет-конференции «Грани науки 2014» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] - Казань.: Изд-во КФУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader, ISSN 2227-8389. - С. 184-185.
17. Орлова В.В. Социализация молодёжи в условиях трансформации современного российского общества (на материалах Томской и Кемеровской областей): Автореферат Дис. ...докт.соц.наук. -
Улан-Удэ. - 2011. - 35 с.
18. Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума // Социум и власть. - 2011. - №1. - С. 23-27.
19. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».
20. Ромм М.В., Ромм Т.А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. -№12. - С.104-114.
21. Свавицкая Д.В. Роль СМИ в процессе социализации молодёжи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://youth.hse.spb.ru/sites/default/files/svavickaya_rol_smi_v_processe_social izacii_molodezhi.pdf
22. Селезнёва М.К. Социализация молодёжи в современном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №40. - Т. 16. - С. 239-243.
23. Сизова И.Л., Ермилова А.В., Хусяинов Т.М. «Габитус факультета» и социализации студентов классического университета (на примере факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2014. - №4 (36). — С. 84-89.
24. Улезько Е.В. Актуальные проблемы социализации молодёжи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.secna.rU/media/f/gn2.pdf
25. Усынина Н.И. Высшая школа как важный агент в социализации молодёжи // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2012. - №3. - С. 95-98.
26. Фалеева Л.В. Вузовская социализация студентов (подходы, структура, факторы, механизмы) // Теория и практика общественного развития. 2013. №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/faleeva.pdf
27. Хусяинов Т.М. Влияние СМИ на социализацию современной молодёжи // Международная научно-практическая конференция "Современное общество глазами молодежи". — Москва, 2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/images/doc/140417/140417_Husyainov.doc
28. Хусяинов Т.М. Современные тенденции развития рынка труда // Сборник Тезисов 2-й Всероссийской Интернет-конференции «Грани науки
2013» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] - Казань.: СМУиС, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader, ISSN 2227-8389. - С. 357-358.
29. Шульга М.М. Особенности процесса социализации в Высшей школе // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - №287. - С. 114-120.
— • —
Husjainov T.M. Osnovnye tendencii socializacii molodezhi v
sovremennoi rossii: teoreticheskij analiz // PEM: Psychology.
Educology. Medicine. - 2015. - № 2.
Abstract. The objective of this article is the examination of special aspects of youth socialization. This article is based on results of research of «Faculty habitus» and socialization of students in a classical university (a case study of the faculty of social sciences of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod).; official statistics; materials published in contemporary scientific literature. The author considers the main youth socialization trends, which depends on IT and mass media influence, and changes in educational system.
Keywords: youth, socialization, social institutions.
— • —
© Т.М. Хусяинов, 2015.
© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. — • —
Подписано в печать 25.10.2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна.